Акакий (вторично) в 1822–33; † 1835, на покое. Никанор , 1833–35. Лаврентий , 1835–40, перев. в Спасо-Евфимиев. Никон , 1840–52. Дионисий , 1852–55. (В 1856 вакансия). Иоанникий , 1857–60. Герман , 1861–69. 4 Казанский (Богородичный), в Тамбове, основан в XVII веке. Упразднён после 1754 г. [IV, 321.] Игумены Иосиф , строит., 1678. Герасим , строит., 1679 и 80. Корнилий, в нояб. 1692. Максим , в янв. 1702. Измаил , 1721–31, уволен, за дряхлостью. Иосиф определён 19 мар. 1731–38. Никон Волосский 1739 перев. из Пензенского Спасского, а 1743 – в Селижаров. Протасий , 1746. Варсонофий , 1749–54,13 июля перев. в Козловский Троицкий. 5 Пурдышевская Рождественская пустынь, в Шацком уезде; 30 июля 1651 приписана была к Саввину Сторожевскому; упразднена в 1764 г. [V, 649.] Игумены Адриан , 1591. Иринарх , 1594–98. Адриан , 1602–1606. Арсений , 1611–1613. Симон , в апр. (sic) 1614. Иоиль , 1616. Пимен , 1617–19. Иона , 1620 и 21. Иосиф , 1624–30. Авраамий , 1632–34. Иона , в мар., апр. 1635. Авраамий , в февр. 1637. Пимен , 1641–1643, апр., авг., в февр., апр. 1644, 1645, 46, 1647 и 1648, сент. ? Антоний , 24 февр. 1643. Симеон , 1648–50, авг. Строители Вассиан , до 10 февр. 1654. Иона , с 10 февр. 1654. Вассиан , 1657. Геннадий , 1658. Серапион , 1659 Иоасаф , 1659 и 60. Дионисий , 1660 и 61. Феодосий , 1662 и 63. Симеон , 1663 и 64. Пафнутий , 1664 и 65. Дионисий сменён в мае 1673. Пафнутий определён 26 мая 1673. Феодосий , 1676–78. Савватий , 1683 и 84. Вассиан , 1684, 85. Боголеп , 1688. Строит. Исаакий , 1689. – Вассиан , 1692. – Досифей , 1695 и 96. – Мефодий , 1699. – Феодосий Козловский сменён 28 авг. 1700. Тихон Оршанец определён 28 авг. 1700, и в 1701. 6 Мамонтова Николаевская пустынь; в февр. 1652 была приписана к Саввину Сторожевскому; упразднена в 1764 г. [V, 47.] Строители Мамонт , основатель, 1629–38. Адриан (игум.) определён 25 нояб. 1643. Филарет , 1651 и 52. Иринарх , 1652 и 53. Кирилл сменён 20 сент. 1659. Давид определён 20 сент. 1659. Иринарх , в июле 1660.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но во всяком случае Коренная Пустынь должна особенно чтить память Царей Федора Иоанновича и Бориса Федоровича, как своих ктиторов и благодетелей, ибо первый построил её своим иждивением и придал ей земли и угодья, а второй снабдил её церковным имуществом и укрепил за ней в вотчину земли уже населённые. Из древних актов того же Курского монастыря видно, что Коренная Пустынь в период своей самостоятельности (1597–1611), кроме упомянутых выше вотчин, владела еще так называемым Святым Городищем на реке Рати (о котором мы упомянули выше). Когда же после разорения Пустыни в 1611 году им завладел было насильством Курчанин Тит Родин с товарищами, то в последствии, а именно в 130 (1622) году Курского монастыря (к которому перешли бывшие владения Пустыни с 1615 года) Игумен Аркадий ходатайствовал о возвращении его обители и Святого Городища на реке Рати, называя его «старым монастырским владением (Коренной Пустыни)». «И по сыску Курских граждан, и окольных людей, 73 человека по крестному целованию про землю на реке Рати, то ныне (в 1622 году) владеет Тит Родин с товарищами, сказали: «То оне ведают, что исстари владели прежние игумены Пречистой Богородицы Курская, старцы: Васьян, да Давыд, да Серапион, приходя из Пустыни (что на корню) рыбу лавливали и всяким угодьем владели; а сколько четей в даче на реке Рати и они слышали от тех же старцев что 100 четей». В следствие такого показания, дача эта тогда же была обмежевана и возвращена Курскому Богородицкому монастырю. Это Городище, надобно полагать, старцы Коренной Пустыни выпросили себе во владение еще при самом основании их Обители, зная по преданию, что святым это городище называется потому, что здесь была некогда Иноческая Обитель, о которой упоминается в житии Св. Митрополита Петра, её основавшего и бывшего в ней первым игуменом в конце XIII и в начале XIV столетий. 8 8 б) Период второй. От 1618 до 1764 года Начнем этот период известием о вознаграждении Коренной Пустыни, после разорения 1611 года. Это краткое известие заключается в выписи 125 (1617) года писца Ивана Васильевича Волынского на поместные земли, данной Курского Монастыря Строителю Тихону: «В Курском уезде во Обмяцком Стану вотчины Пречистые Богородицы Курская, что был Монастырь общей на реке на Тускарь, а в Монастыре Церковь Рождества Пречистой Богородицы не освещена.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

3 нояб. за обителью было подтверждено право не уплачивать пошлины за суда, направлявшиеся в Астрахань за рыбой и солью. Особое значение имело подтверждение в авг. общей жалованной грамоты царя Василия от 11 июня 1606 г. на земли Троице-Сергиева мон-ря в 28 уездах - большую часть владений обители. За монастырскими властями было подтверждено право самим собирать и передавать в гос. казну налоги с этих земель. Была подтверждена и полнота судебно-административной власти мон-ря над населением его владений. Тогда же, в авг., была подтверждена грамота царя Феодора Иоанновича 1586 г., предоставлявшая властям мон-ря право иметь в своих владениях губную орг-цию, подчиненную Разбойному приказу. Первые годы архимандритства Д. ознаменовались появлением в составе троицких владений ряда приписных обителей. Эти перемены были результатом усилий братии небольших или разоренных монастырей, рассчитывавших с помощью организационно более сильного монастыря обеспечить защиту себя и своих владений от «воровских людей». Правительства ополчений в 1611-1612 гг. приписали к Троице-Сергиеву монастырю Никольский Чухченемский (Чухчеремский) мон-рь и алатырский во имя Святой Троицы мужской монастырь . К 1616 г. в состав троицкой вотчины вошли мон-ри Авнежский во имя Святой Троицы , Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы , Макариева пуст. в предместье Бежецка, в 1616-1617 гг. за ними последовал Стромынский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . Троицкие власти стали проводить перепись имущества этих обителей и посылать для управления ими своих старцев. Усилия Д. и братии были направлены на то, чтобы права и привилегии Троице-Сергиева мон-ря были распространены на владения приписных мон-рей. Это было сделано в новой жалованной грамоте 1617 г., к-рая распространила традиц. права и привилегии и на новые приобретения Троицкого мон-ря. После отмены в 1584 г. тарханных несудимых грамот владения мон-ря должны были платить в гос. казну все основные налоги, но в 1598-1599 гг. царь Борис Феодорович Годунов освободил монастырскую пашню от обложения, а пашня монастырских слуг и крестьян должна была облагаться не по нормам, установленным для церковных земель, а по более льготным нормам, установленным для поместных земель.

http://pravenc.ru/text/178331.html

5. С. 189). Псковский летописец сообщал, что Сильвестр прибыл в Псков в 1614 г.: «В 7121 (1613) году… на Вознесеньев день, поставиша на царьство государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии. На второй год приехал во Псков епископ Селивестр Корелский, октября 28» (ПСРЛ. Т. 4. С. 330). Архиерей умер 1 дек. 1615 г., во время осады Пскова шведами, «находясь по болезни на покое» ( Смиречанский В. Д., прот. Ист.-стат. сборник сведений о Псковской епархии. Остров, 1895. Ч. 2. С. 20). На Корельской кафедре еп. Сильвестра в 1613 г. сменил еп. Павел († 1616). Имя этого иерарха сохранилось в нек-рых общих списках архиереев (ИРИ. Ч. 1. С. 85; Дурново. 1888. С. XIII; О н же. 1892. Т. 1. С. 40), в летописях упоминания о нем отсутствуют. На этом основании К. Я. Здравомыслов сделал вывод о том, что такого епископа не существовало, тем более что начиная с 1609 г. Корельский у. находился под властью шведов ( Здравомыслов. 1897. С. 36). Однако владыка Павел вполне мог занимать Корельскую кафедру номинально, а жить, напр., в Новгороде. Тем более что, пока вся Карелия (до заключения в 1617 Столбовского мирного договора) являлась ареной борьбы между Россией и Швецией, Московская патриархия была заинтересована в сохранении правосл. Корельской епархии. Титул Сильвестра в нач. 10-х гг. XVII в. («епископ Корельский и Копорский») мог означать, что по крайней мере в тот период Копорье со своим уездом (возможно, также соседние Ивангород и Ям (ныне Кингисепп)) входили в состав Корельской епархии. Однако их объединение в границах одной церковной области после захвата шведами Корелы в 1611 г. и крепостей Орешек (ныне Шлиссельбург) и Копорье в 1612 г. было только формальным и преследовало цель закрепить в церковно-правовом отношении за Россией возвращенные ей в 1595 г. города. В 1617-1710 гг. территория епархии принадлежала Швеции в качестве Кексгольмского лена. В 1712 г., после присоединения этих земель к России, была образована Кексгольмская пров. (с 1775 уезд, с отделением Сердобольского у.) в составе С.-Петербургской губ.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

237. С. 279). В 1611 г. Переславль-Залесский отказался подчиняться тушинцам. В результате карательного похода обитель подверглась 2-недельной осаде и разорению, из-за чего игум. Мисаил был вынужден нек-рое время скитаться «меж двор». Но реликвии мон-ря чудом уцелели. После окончания Смуты обитель нек-рое время пребывала в упадке, но затем на нее обратила внимание царская семья. Во вкладной книге мон-ря отмечено, что в 1617 г. в обитель приезжал молиться царь Михаил Феодорович с царицей Евдокией Лукьяновной. Царь пожаловал местному образу прп. Никиты Столпника 14 золотых и плащаницу, к-рая была писана по зеленой тафте на левкасе и подложена «тафтою лазоревою». В 1619 г. Михаил Феодорович вложил в обитель медное паникадило с 36 шандалами, с яблоком, кистью и орлом наверху. Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов) в 1629 г. прислал медное паникадило со страусиным яйцом, обложенным серебром. В кон. 20-х гг. XVII в. на царские пожертвования началось восстановление стен и башен обители, разрушенных в 1611 г. артиллерией сапежинцев. В писцовой книге 1628-1631 гг. отмечается, что рядом с принадлежавшей Троицкому Данилову мон-рю дер. Кичибухино, на р. Кипсе, находилось «селище Дорожаево, что взято по судному делу и по крепости» у П.-З. Н. м. Рост авторитета обители среди др. мон-рей начался в 40-х гг. XVII в. В сер.- 3-й четв. XVII в. наиболее крупные пожертвования в мон-рь делали представители рода Милославских, остатки старинных вотчин к-рых находились в Переславском у. Их служебное и материальное положение улучшилось благодаря тому, что в 1648-1669 гг. Мария Ильинична, дочь Ильи Даниловича, была 1-й женой царя Алексея Михайловича . В 1657 г. боярин И. Д. Милославский и его жена Екатерина Федоровна вложили в П.-З. Н. м. новый покров на гробницу прп. Никиты, к-рый в XVIII в. был «реставрирован» их дальней родственницей Натальей Петровной Стрешневой (Яковлевой), супругой генерал-анфеша Петра Ивановича Стрешнева ( Сукина. Никита Столпник. 2013. С. 99). В 1677 г. вместе с властями переславского Троицкого Данилова монастыря крестьянин П.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

The English Reformation was carried out gradually and over a long period of time. Anglican theologian Vernon Staley writes, " In speaking of the Reformation, we should remember that though this great movement began in the 16th century, it was not confined to that period. The Reformation was continued and brought more fully into shape by the Caroline Divines in the 17th century, whose spirit the leaders of the Catholic Revival in the 19th century so largely inherited " (The Catholic Religion, A Manual of Instruction for Members of the Anglican Communion, by Vernon Staley; A. R. Mowbray & Co., London & Morehouse-Barlow Co., New York; 1893; p. 83). FOUR HUNDRED YEARS OF DIALOGUE Beginning early in the 17th century we find Orthodox and Anglican Church-leaders corresponding and building relationships. Patriarch Cyril of Constantinople had many contacts with representatives of the English Church and government. He corresponded with Archbishop George Abbot of Canterbury from 1611 to 1633, and then with his successor Archbishop William Laud. He was also a close personal friend with the English Ambassador in Constantinople and with the Anglican embassy chaplain. Archbishop Abbot invited the Ecumenical Patriarch to send Greek students to be educated in England, and in 1617 Patriarch Cyril sent Metrophanes Kritopoulos to study at Oxford and he remained in Great Britain until 1624. Late in the 17th century a Greek College was even established at Oxford that functioned from 1699 to 1705, but closed because of the difficulty of getting Greek students to England. The Anglican Non-Jurors carried on correspondence with the Orthodox from 1716 to 1725 seeking corporate reunion. The Non-Jurors described themselves to the Orthodox as " the remnant of the ancient and once Orthodox Church in Britain. " The description that they used is accurate and needs to be remembered by orthodox Anglicans today. In 1718 the Orthodox Patriarchs wrote to these " British Katholicks " about the Non-Juror version of the Book of Common Prayer: " When therefore, we have considered it, if it needs correction, we will correct it, and if possible will give it the sanction of a genuine form. " Later the Patriarchs wrote to the Non-jurors saying that in regard to " custom and ecclesiastical order, and for the form and discipline of administering the Sacraments, they will easily be settled when unity is effected. For it is evident from ecclesiastical history that there have been and now are different customs and regulations in different places and Churches, and yet the unity of the Faith and Doctrine is preserved the same. " (Orthodoxy & Anglicanism, by V. T. Istavridis; SPCK; 1966; p. 5 ).

http://pravoslavie.ru/59798.html

В 1611 году, страшная гроза разразилась над Валаамом. Шведские войска, предводительствуемые фельдмаршалом Делагарди, взбунтовались и целые их дружины, с распущенными знаменами, бежали в Финляндию. Увлекаемые вихрем мятежа, они опустошили окрестности, напали на Валаамский монастырь, предали здесь все огню и мечу. Тогда игумен Макарий, братия и служки любовь ко Христу запечатлели своею кровью, прияв смерть от руки шведов 18 . Остров в конец опустел, только святые телеса преподобных первоначальников мирно почивали на нем во глубине тихой могилы. Но и их многовековой покой восхотело нарушить нечестие. Лютый недуг и расслабление всех членов остановили дерзость безумных, и они, вразумленные Божественным наказанием, над священною могилою соорудили деревянную часовню 19 . По Столбовскому договору, в 1617 году, шведскому королю Густаву Адольфу уступлены были Россиею: Кексгольм, Корелия и Ингерманландия, тогда и остров Валаамский остался в руках шведов. Но могло ли место святое, осененное апостольским крестом, орошенное святым потом подвижников, смоченное мученическою кровью преподобных и хранившее в недрах своих святые нетленные телеса дивных чудотворцев, оставаться на всегда в запустении?! III. Вечер водворится плачь и заутра радость. (Пс. 29:6) Целое столетие продолжалась печальная ночь запустения Валаама. Сочувствуя его горестной судьбе и для глубокой его ночи не предполагая утра, Тихвинский архимандрит Макарий с братиею желал изнести на свет святые мощи преподобных его первоначальников. В трогательном прошении, он умолял благочестивейших царей Иоанна и Петра Алексеевичей: «не давать в поругание святых Германа и Сергия Валаамских, паче же и российских, древних, преславных Чудотворцев». «Повелите, государи», – взывал он, «те святыя мощи с того Валаамскаго острова, от их люторскаго поругания перенести в свое Царское богомолие в Тихвин монастырь» 20 . Но не отъятием солнца Валаамского долженствовало начаться утро для Валаама! В это время готовилась великая северная война. Когда манием Божиим под Полтавою склонились ее весы в пользу благословенной России, и во власти Петра Великого очутились вся Лифляндия, Эстляндия, Корелия и часть Финляндии, тогда, в 1715 году, неожиданно последовало Высочайшее повеление о восстановлении монастыря на горах Валаамских 21 . Вероятно, что в частых своих поездках в Олонецкий край, Государь не раз посетил Валаамский остров, видел здесь печальное и одинокое положение св. мощей преподобных, и тогда в благочестивом его сердце возникла мысль снова водворить сонм подвижников на Валааме, вокруг священной могилы святых первоначальников, и что только теперь, с приобретением Финляндии, настало время для Великого осуществления его мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 900-летней жизни Георгиевского собора было много потерь и обретений... Храм украшался, его разоряли, он обрастал пристойками и лишался их, приходил в полную ветхость и вновь отстраивался... В наши дни собор выглядит почти так же, как при своём начале, - и так же, как при его начале в нём совершаются тожественные богослужения. Юрьев монастырь всегда оставался первым среди новгородских монастырей, что отмечалось вполне определёнными знаками - так, например, уже в 1299 году в обители учредили архиманритию. Юрьевские архимандриты выступали наместниками новгородских святителей и нередко играли главные роли в важнейших делах и посольствах. Это, впрочем, не всегда уберегало монастырь от бед - естественного и не слишком естественного порядка, причём первым при этом всегда терпел урон главный храм обители - Георгиевский собор. Храм несколько раз горел в пожарах и подвергался разорениям. Серьёзнейшим испытанием для него стал пожар 1386 года - тогда в новгородские пределы вторглось войско великого князя Московского Дмитрия Донского, желавшего проучить Новгород за проделки ушкуйников на Волге. Новгородцы, стремясь лишить москичей опорных баз, сами жгли пригородные монастыри - досталось и Юрьеву. Следующее серьёзное испытание относится к Смутному времени. В 1611 году шведский военачальник Якоб Делагарди, чей отряд несколько ранее, согласно заключённому договору, выступил на помощь царю Василию Шуйскому, нарушил договор и оккупировал новгородскую землю. Покинули шведы Новгород лишь в 1617 году, после подписания Столбовского мира, положившему конец русско-шведской войне. Георгиевский собор во время оккупации был разорён буквально " дотла " . Захватчики ушли, вернулась мирная жизнь, но пожары по-прежнему регулярно наносили ущерб Георгиевскому храму. Так, например, сильно обгорел он в 1675 году - тогда помог государь Алексей Михайлович, приславший для поправки собора и других зданий 200 пудов железа и 200 бочек извести. Особенно тяжёлые времена настали после секуляризационной реформы, предпринятой Екатериной II в 1764 году.

http://sobory.ru/article/?object=05348

Вдруг в храм ворвался многочисленный полк вооруженных воинов, последователей ереси иконоборческой, в которую они были вовлечены дедом царским Константином Копронимом и в которой пребывали до сего дня. Побуждаемые тайно некоторыми епископами и вельможами, зараженными той же ересью, эти закоренелые в иконоборческих заблуждениях воины, вооружившись, пришли к церкви и устремились внутрь ее с великим воплем. «Не допустим, – кричали они, – чтобы вы отвергли догматы царя Константина 1611 ; пусть будет твердым и непоколебимым то, что на своем соборе он утвердил и законоположил; мы не допустим, чтобы в храм Божий вносили идолов (так они называли святые иконы); если же кто осмелится не повиноваться определениям собора Константина Копронима 1612 и, отвергая его постановления, станет вносить идолов, то сия земля обагрится кровью епископов». Видя такое волнение и возмущение, царица с царем подали знак епископам, чтобы те поднялись со своих мест, – и тогда все, бывшие на соборе, разошлись. Но по прошествии нескольких дней воины и их предводители были как следует наказаны благочестивой царицей Ириной, лишены воинского чина и разосланы по селам для обрабатывания земли. После этого место для заседаний собора было приготовлено в вифинском городе Никее 1613 . Здесь уже происходил I Вселенский Собор созванный для осуждения ереси злочестивого Ария 1614 , здесь же решено было собраться и теперь. И вот сюда прибыли святейший Тарасий патриарх Константинопольский, и вместе с ним наместники патриаршие, коими были: от Адриана, папы Римского, – главный пресвитер римский Петр и другой Петр – инок, от Полициана, патриарха Александрийского 1615 – священноинок Фома, от Феодорита Антиохийского 1616 и Илии Иерусалимского 1617 – священноинок Иоанн. Кроме этого, святой Тарасий взял с собою также некоего мужа из царских советников – Никифора, который по смерти святого Тарасия был возведен на патриарший престол за свою добродетельную жизнь. Всего же явилось на сей собор 367 святых отцов. Собравшись с ними в Никее, святейший патриарх Тарасий открыл заседания собора в самой большой церкви сего города 1618 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Известно, например, что ремонт острога осуществлялся в 1424 и 1430 гг. В 1502-1504 гг. на старом валу постро­или новую стену острога с деревянными башнями. При этом каменные башни 1391 г. были уничтожены. В 1534 г. за два месяца возвели новую деревянную стену острога протяженностью 4491 м и 20 башен на валу Софийской стороны, а в 1537 г. за пять дней «поставили город» на Торговой стороне. Вероятно, материалы для постройки этой стены были заготовлены заранее, что и позволило в кратчайшие сроки построить деревянные укрепления протяженностью 5 178 м с 20 башнями. Кроме деревянных стен на отдельных участках (особенно с южной стороны) были построены каменные стены для защиты от весенних паводков. Следует особо остановиться на новгородских монастырях. Вероятно, не было холма вбли­зи Новгорода, на котором не располагался бы монастырь. Различают три кольца монас­тырей вокруг города: первое - на расстоянии 2-3 км от него, второе - 5-6 км, третье - 10-12 км. В каждом кольце насчи­тывалось около десятка обите­лей. Небольшие по размерам и слабо укрепленные, они, в от­личие от московских, не могли выполнять роль сторожевых монастырей-крепостей на под­ступах к городу. Поэтому такти­ка новгородцев заключалась в том, чтобы уничтожить их перед приближением неприятеля. Так, в 1386 г. они сожгли 24 монастыря с тем, чтобы они не стали опорными пунктами вра­га при осаде города. В 1478 г. новгородцы не смогли сжечь монастыри, которыми завладе­ли войска Ивана III. После двухмесячной осады Новгород сдал­ся и вошел в состав Русского государства. В Смутное время Новгород сильно пострадал во время ок­купации шведами. В ночь с 16 на 17 июля 1611 г. посадский че­ловек Иванко Шваль провел захватчиков в город через Чудинцовы (Чудинцовские) ворота. Затем шведы пинардами пробили соседние с Чудинцовыми Прусские ворота и ворвались в город. Новгородская знать, так же легко, как и московская, предала национальные интересы и сдала интервентам кремль, впрочем, совершенно не подготовленный к обороне. Шведская оккупа­ция закончилась лишь в 1617 г.

http://sobory.ru/article/?object=17092

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010