Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (Вениаминов Антон; 2-я пол. XVI в.- между 1611 и 1613? [кон. XV - нач. XVI в.]), прп. (пам. 17 окт., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей). Основатель Антониева Леохновского мон-ря . В житии преподобного (древнейший список: РНБ. Q. I. 1364. Л. 22 об.- 41 об., сер. XVIII в.) сообщается, что он происходил из тверского рода Вениаминовых. Уйдя из дому, А. Л. нек-рое время подвизался в Рублёвой пустоши, находившейся в 12 поприщах (16 км) от оз. Ильмень. В иноки его постриг пустынник Тарасий, живший в 3 поприщах от Рублёвой пустоши, в с. Леохнове, вблизи Ст. Руссы Новгородской обл. Здесь А. Л. выстроил деревянный Преображенский храм и основал мон-рь. Имена исторических деятелей и даты, приводимые в списках жития, противоречивы и заставляют предполагать, что житие было написано через много лет после кончины преподобного и основывается преимущественно на устном предании. Нельзя исключить также, что в житии объединены 2 Антония, жившие в разное время. Прп. Антоний Леохновский. Икона из ц. Спаса Преображения в Леохнове. Кон. XIX в Прп. Антоний Леохновский. Икона из ц. Спаса Преображения в Леохнове. Кон. XIX в В старейшем списке жития А. Л. (а также в списке РНБ. Титов. 4230. Л. 1-18, нач. XIX в.) сказано, что А. Л. получил антиминс для строительства церкви в 1479 (6987) г. от новгородского архиеп. Геннадия (1484-1504). При царе Василии Иоанновиче (по-видимому, имеется в виду Василий III (1505-1533)) А. Л. приходил в Москву и ему была пожалована грамота на земли и рыбные ловли на оз. Ильмень. Одно из прижизненных чудес святого (связанное с пожаром в трапезной) датировано 11 февр. 1542 (7050) г. Житие не указывает год, когда преставился преподобный, назван лишь день - 14 сент. А. Л. был погребен в ц. св. ап. Луки на Рятине ул. в Новгороде. После рассказа о погребении преподобного составитель жития, желая объяснить, почему А. Л. преставился в Новгороде, пишет, что он был взят туда митр. Киприаном (1626-1634), «егда плениша безбожнии еллини Великий Новъград» (Новгород был под властью шведов с 17 июля 1611 по конец февр. 1617); обитель была разорена шведами, и большая часть братии погибла. Т. о. получилось, что А. Л. в год преставления должно было быть более 150 лет, однако в житии сказано, что святой прожил 86 лет, из них 56 - в монашестве.

http://pravenc.ru/text/116078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ IV [Кирилл Даббас; араб.    ] (1560(?), Дамаск - после 1.06.1628, Хермель (Эль-Хирмиль), Сев.-Вост. Ливан), патриарх Антиохийский (3 мая 1618 - 1 июня 1628). До вступления на Патриаршество носил имя Косма. Происходил из знатного христ. рода Даббасов, известного с кон. XIV в. В сер. XVI в. предки К., в т. ч. его отец свящ. Муса (1525(?)-1617(?)), переселились из Хаурана в Дамаск. Дата рождения К. приводится в семейном предании клана Даббасов и не подтверждена др. источниками, хотя в целом не противоречит известным историческим фактам. В 1611 г. старший брат К. Афанасий, митр. Хауранский, одержал верх в борьбе за Антиохийский престол (см. Афанасий II Даббас ). После этого К. был возведен на освободившуюся Хауранскую кафедру. Ок. 1617 г. Афанасий в результате конфликта с дамасскими христианами был низложен и заключен в тюрьму. Выйдя на свободу, он переехал в Триполи, где нашел поддержку у местной христ. элиты, стремившейся вернуть себе ведущие позиции в Антиохийской Православной Церкви (АПЦ). Видимо, К. и др. члены клана Даббасов находились в Триполи вместе с патриархом. Афанасий скончался в нач. весны 1618 г. По инициативе лидера триполийских христиан хаджи Сулеймана аль-Батруни на Патриаршество был поставлен К. Позднейшие арабо-христ. летописцы, происходившие из кругов, оппозиционных к К. и триполийской общине, утверждали, что К. был рукоположен при силовой поддержке правителя Сев. Ливана эмира Юсуфа Сайфы, благоволившего к хаджи Сулейману. Воины эмира принудительно доставили в сел. Амьюн под Триполи митрополитов Хамы, Хомса и Аккара, к-рые провели хиротонию. Сохранилась полуграмотная запись К. об интронизации - единственный известный его автограф. Еще раньше дамасские христиане избрали на Патриаршество Тиро-Сидонского митр. Игнатия Атыйю (см. Игнатий III ), к-рый был отправлен в столицу и возведен на Антиохийский престол К-польским патриархом Тимофеем II , по случайному совпадению в тот же день, что и К. (в научной лит-ре поставление 2 патриархов нередко относят к 1619). АПЦ раскололась. Епископы городов, находившихся в сфере влияния Юсуфа Сайфы, признали власть К. Игнатия поддерживали эмир Шуфа Фахр ад-Дин Маан и христ. общины Дамаска и Халеба. Эмиры Маан и Сайфа вели борьбу за контроль над Ливаном, и перевес сил все более склонялся на сторону Фахр ад-Дина.

http://pravenc.ru/text/1840389.html

Великий Новгород. Духов монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Один из древнейших, самых больших и богатых монастырей Новгорода. Впервые упоминается в летописях как уже существующий в 1162 г. Первая каменная церковь Св. Духа сооружена в 1357 г. В первой половине XIX в. храм перестраивался, а в конце XIX в. был разобран и на его месте возведен ныне существующий собор Св. Духа. В XVI в. в монастыре восстановлен общежительный устав и построена церковь Св. Троицы с трапезной палатой, сохранившаяся по сей день. Церковь Св. Троицы - это бесстолпный трехэтажный храм с нарядным завершением фасадов, пятью глухими главами и богатым кирпичным декором. Высокохудожественный образец русской архитектуры середины XVI в. В XVI-XVII вв. Духов монастырь, наряду с Юрьевым, Антониевым и Хутынским, входил в число четырёх " больших " монастырей... Сейчас от его построек, кроме церкви Св. Троицы и собора Св. Духа с настоятельским корпусом, сохранились 3 перестроенных каменных корпуса. Информация В 20-х г.г. XVI в. архиепископом Макарием в новгородских монастырях был введен общежительный устав. В связи с этим, во многих монастырях строятся трапезные. Каменная трапезная с церковью троицы живоначальной в Духове монастыре построена в 1557 г. по заказу игумена Ионы. Первоначально церковь Троицы имела, вероятно, придел Николая Чудотворца, который упоминается в описи 1591 г. В описях 1582 г. и 1686 г. этот придел ошибочно назван самостоятельной церковью. Когда он упразднен - неизвестно. В трапезной на первом этаже сначала располагались поварня, хлебня и два квасных погреба. На втором этаже - трапезная и келарская. Памятник серьезно пострадал в годы шведской оккупации (1611–1617 г.г.), а также от пожара 1685 г. В 1812 г. на верхнем этаже трапезной был устроен придел Тихвинской иконы Божьей Матери. В 1821 г. в северо-восточной части верхнего этажа трапезной устроена ризница. Архиепископ Макарий, описывая церковь троицы в 1860 г., указывает, что к трапезной с западной стороны примыкает старинный каменный двухэтажный корпус (сестринский).

http://sobory.ru/article/?object=05346

Великий Новгород. Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице. Церковь Федора Стратилата на Софийской стороне Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице построена в 1292-1294 г.г. Церковь Фёдора Стратилата - единственная сохранившаяся церковь древнего Неревского конца. Она построена на месте более древней разрушившейся постройки. Верхняя часть церкви, своды и купола возведены вновь в 1682 году. Об этом говорит памятная доска на храме, как о дате его постройки, что неверно. Особенностью памятника являются вкладные кресты 14-15 веков и изразцовый декор 17-го века на барабанах. Колокольня построена в 1804 году. В настоящее время храм является действующим. Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице находится в историческом центре Великого Новгорода на территории бывшего Неревского конца. Известно, что в последние десятилетия XII в. на этом месте стояла одноименная деревянная церковь, а сама Щиркова улица упоминается в Новгородской летописи под 1396 годом. Новая каменная церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице сооружена в 1292-1294 г.г. на месте древней деревянной церкви в честь великомученика Феодора Тирона. От этой древней постройки конца XII в. сохранились лишь части валунного фундамента, к концу XVII в. стены каменной церкви сохранились лишь наполовину, разорённые в шведскую оккупацию 1611-1617 г.г. В 1682 г. они были достроены, на них возведены своды и пять куполов. Примечательной особенностью внешнего вида церкви являются пояски изразцовых плиток по окружностям всех пяти барабанов. С XVI в. церковь имела два придела: во имя Феодора Тирона и священномученика Игнатия, а в 1710 г. упоминается придел Знамения Божией Матери устроенный в подцерковье. Позднее к церкви делались пристройки, например, колокольня появилась в 1804 г. Трагические события мракобесия не обошли храм стороной. В ходе Большого террора 1937-1938 г.г. были расстреляны все трое, служившие в церкви протоиерея: И.Н. Орлинский, Д.Г. Семенов и Г.А. Цветков. Церковь была закрыта. Здание незначительно пострадало во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы использовалось как склад. В 1990-е г.г. церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице была отреставрирована на средства государства. После окончания реставрационных работ, в 2002 г., храм возвращен верующим. С того же года в нём проходят регулярные богослужения. Памятник имеет большое научное значение благодаря архитектурным наслоениям XIII-XVIII в.в. Особенно ценны формы XIII в., которые не имеют в себе ни одного архитектурного новшества, появившегося в более поздних новгородских памятниках. http://turbina.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00318

Несомненно существование в мон-ре общежития к 1552 г., когда упоминается типичная для киновийных обителей трапезная палата (4 марта «на Перине монастыр выгорел весь и трапеза, а игумена в манастыре не было» (ПСРЛ. Т. 30. С. 155; НовгорЛет. С. 86)). Как и ряд др. новгородских обителей, П. Р. м. подвергся разорению во время швед. оккупации 1611-1617 гг. В 1615 г. в обители было 2 церкви - каменная Успения Пресв. Богородицы и деревянная Св. Троицы (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 2. С. 325). По-видимому, освящение в честь Успения каменной церкви было первоначальным и данные, приведенные в описи, не являются ошибочными, как полагает Л. А. Секретарь ( Секретарь. 2011. С. 279); в более ранних источниках говорится о монастыре на Перыни или, как в записи игум. Дионисия, об обители «святеи Богородици на Перыни». В описи 1617 г. обитель впервые названа «Пречистые Богородицы Рождества» (вероятно, вслед. переосвящения), указано, что храм был «разорен». Деревянная ц. Св. Троицы уже не упоминается,- очевидно, она была утрачена в 1615-1617 гг. Келий и ограды не было, в обители проживал один старец Максим, из монастырской ризницы сохранились только «крест благословлящей» и 5 книг. На берегу Волхова за П. Р. м. оставались участок пашенной земли «под монастырем и на пустошах 4 чети ржи, 7 чети жита, 6 чети ярицы, 15 четей овса, да сенново закосу 100 копен», а также рыбная ловля (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 119). Ко времени составления описи 1628 г. в П. Р. м. кроме каменной Богородице-Рождественской ц. были 2 деревянные кельи и скотный двор. В обители жил один строитель Феодосий (с 1634 игумен); богослужения в храме не проводились. Мон-рь по-прежнему владел пахотной землей (10,5 четверти), рыбными ловлями, отдаваемыми в оброк за 3 р. 25 к. в год, сенными покосами на 100 копен, а также пустошью Высока (ИРИ. Ч. 5. С. 518-519). 19 апр. 1634 г. по грамоте царя Михаила Феодоровича (подтверждалась 8 апр. 1643 тем же царем и 16 дек. 1677 царем Феодором Алексеевичем ) опустевшая обитель была приписана к Юрьеву мон-рю (Там же.

http://pravenc.ru/text/2580066.html

9 марта 1600 г. в О. м. случился пожар, но мощи свт. Ионы сохранились невредимыми. О. м., как и многие новгородские церкви и мон-ри, пострадал во время швед. оккупации Новгорода (1611-1617). 27 июля 1613 г., т. е. после избрания в Москве на Российский престол царя Михаила Феодоровича , отенский игум. Дионисий подписал «приговор» Новгородского митр. Исидора, представителей новгородского духовенства и монашества, воеводы кн. И. Н. Одоевского и новгородских земских чинов о делегировании в Выборг уполномоченных для предложения швед. принцу Карлу Филиппу сесть на престол «Ноугородцкого государства». О случившемся вскоре изменении политических взглядов отенского игумена свидетельствует тот факт, что до 12 янв. 1614 г. игум. Дионисий «с товарыщи» был послан митр. Исидором и кн. И. Одоевским в Москву, о чем не было сообщено швед. правительству (ДАИ. Т. 2. 4. С. 7; 11. С. 25). В 1614 г., согласно грамоте царя Михаила Феодоровича 1617 г., швед. войска, отступавшие из-под Тихвинского посада, О. м. «разорили и церковное и монастырское всякое строение выграбили и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли» (ИРИ. Ч. 5. С. 403). По росписи новгородских церквей 1615 г., в «Отни пустыни» имелись 4 каменных храма: Трех святителей, «Иона архиепискуп, Ануфрий Велик(ий) и Петр, да в трапезе Никола чюдотворець» ( Анкудинов. 2008). Подробные сведения о состоянии обители после швед. оккупации имеются в описи Новгорода 1617 г.: в О. м. находились церкви Трех святителей («глава и плечи побиты тесом, внутри престол порушился и стены разломаны»), свт. Николая Чудотворца с трапезной («главы нет, плечи побиты тесом и трапеза крыты тесом... у трапезы погреб каменной обрушился»), св. Иоанна Предтечи («глава и плечи побиты тесом, внутри разорен весь и стены розломаны»), прп. Онуфрия Великого («глава не покрыта, плечи побиты тесом, внутри розорен весь»), 3 кельи и каменные ворота. В обители проживали 3 монаха и 3 «служки». Отмечалось, что близ О. м. «ограды и садов и пашни и рыбных тонь никакова угодья нет», в Мытенском и Волотовском погостах О. м. принадлежали 3 крестьянина и 3 бобыля, выращивавшие рожь и овес на монастырской земле (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 106-107).

http://pravenc.ru/text/2581699.html

В 1598 г. игум. Феогност принимал участие в Земском соборе, избравшем на царство Бориса Феодоровича Годунова (ААЭ. Т. 2. 7. С. 42). Во время швед. оккупации Новгорода (1611-1617) в Н. С. м. были разорены каменные церкви, сожжены кельи и ограда. В грамоте царя Михаила Феодоровича 1624 г. говорилось, что «Духов монастырь от немецких людей разорен, и государевы жалованные грамоты немецкие люди у них поимали» ( Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 1. С. 124. Примеч. 7). По росписи новгородских церквей и обителей 1615 г., Н. С. м. значился как «бывший мужской, а ныне женской, Духов, а в нем храм Сошествие Святаго Духа, да Троица Живоначальная; в трапезе на воротех придел Пресвятыя Рождество - а все каменные» (Опись Новгорода 1617 г./Подгот. к публ.: М. Е. Бычкова. М., 1984. Ч. 2. С. 322. (Памятники отеч. истории; Вып. 3)). К 1617 г., однако, Н. С. м. был возобновлен как мужской. При игум. Александре восстановили и освятили собор, в к-ром был установлен резной позолоченный иконостас, возобновились богослужения. Всего храмы Н. С. м. украшали 169 икон деисусного, праздничного и пророческого рядов, 68 пядничных икон и образ «на рези золочен». В обители проживали игумен, 7 старцев и 7 слуг. К 1617 г. в мон-ре хранились «40 книг печатных и писменых, 2 книги харатейных (пергаменных.- М. П.), 2 колокола невелики с Пушечного двора». Мон-рь владел 4 садами, а также вотчиной под Ладогой, относительно состояния к-рой иноки не смогли сообщить что-либо определенное («а сколко крестьян и бобылей и что живущего под ними, того де они не ведают») (Там же. Ч. 1. С. 97-98). К 20-м гг. XVII в. Н. С. м. по своему статусу входил в число 4 новгородских «болших монастырей» (вместе с Юрьевым, Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы и Варлаамиевым Хутынским в честь Преображения Господня мон-рями) (Там же. Ч. 2. С. 259). По писцовой книге 1623 г., Н. С. м. имел в городе свои дворы и сады (Писцовые и переписные книги. 2003. С. 7, 9-10, 12, 14, 103, 126 и др.). В 1626 г. отмечено существование «проезжих каменных ворот» («Духовских»), которые ранее вели к Н. С. м., но «обрушились». По переписной книге 1646 г., при игум. Алимпии в обители по-прежнему находились каменные Свято-Духовский собор и Свято-Троицкая ц. с трапезной и приделом свт. Николая Чудотворца. На св. воротах был устроен каменный храм с 2 престолами - в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя прп. Александра Свирского; «а в церквах образы и книги и ризы и колокола - строенье государево и монастырское»; обитель имела 5 дворов с 14 слугами (Новгород Великий в XVII в.: Док-ты по истории градостроительства. М., 1986. Вып. 1. С. 14; Вып. 2. С. 238).

http://pravenc.ru/text/2577781.html

При П. были канонизированы Франциска Римская (29 мая 1608) и Карло Борромео (1 нояб. 1610), беатифицированы Игнатий Лойола , Франциск Ксаверий , Филиппо Нери , Тереза Авильская и др. Способствуя почитанию папы Римского Григория VII (1073-1085), П. дал разрешение на обследование его мощей (1605) и на составление службы в его честь для церквей Салерно, Сованы и Сиены (1609). П. утвердил создание ряда религиозных объединений, занимавшихся благотворительностью и образованием: конгрегаций ораториан Филиппо Нери (24 февр. 1612) и Пьера де Берюля (10 мая 1613), конгрегации Дочерей Богородицы (7 апр. 1607), основанной Жанной де Лестоннак, и др. В 1611-1617 гг. П. одобрил учреждение в ордене госпиталитов св. Иоанна Божия 2 самостоятельных конгрегаций: испанской и итальянской. Была провозглашена независимость ордена капуцинов (28 янв. 1619). Конфликт в ордене цистерцианцев при П. был урегулирован за счет образования внутри него автономной испан. конгрегации (19 апр. 1616). П. избегал жестких решений по возникавшим догматическим вопросам. В споре между доминиканцами и иезуитами о соотношении свободы воли и благодати в деле спасения человека, начавшемся после публикации книги испан. иезуита Луиса Молины «Согласование свободы воли с дарами благодати» (1588; см. в ст. Климент VIII ), П. не поддержал ни одну из сторон, распорядившись прекратить прения (28 авг. 1607). По вопросу о непорочном зачатии Пресв. Девы Марии П. конституцией «Regis Pacifici» от 6 июля 1616 г. подтвердил решения папы Римского Сикста IV (1471-1484), одобрявшие праздник Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, но затем буллой «Sanctissimus» от 12 сент. 1617 г. запретил публично выступать как за это учение, так и против него. В 1611 г. П. принял прибывшего в Рим Г. Галилея . На интерес П. к новейшим астрономическим открытиям указывает изображение Луны с открытыми Галилеем кратерами на фреске с Пресв. Богородицей в капелле Паолина (1611-1612, худож. Л. Карди (Чиголи)). После выдвинутых против Галилея обвинений в ереси П.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

В кон. XV в. обитель имела 77,5 обжи земли, а также 60 дворов с 78 тяглецами ( Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 207), в т. ч. зафиксированные в писцовой книге 1497/98 г. деревни Горка и Ушково-на-Бору, сведения о владении которыми имеются в грамоте кн. Изяслава Мстиславича. Земли, принадлежавшие обители, располагались в 2 пятинах новгородской земли - Шелонской и Деревской. В результате московских конфискаций XVI в. за Н. П. м. оставался только Налючский погост Деревской пятины ( Гневушев А. М. Очерки экон. и соц. жизни сельского населения Новгородской обл. после присоединения Новгорода к Москве. К., 1915. Т. 1. Ч. 1. Прил. С. 77, 199). 21 нояб. 1588 г. царь Феодор Иоаннович в ответ на челобитную игум. Феодосия с братией выдал Н. П. м. жалованную грамоту (и освобождение от оброка на рыбную ловлю в оз. Мячино, наложенного «прежними новгородскими дьяками» В. Степановым и Л. Онаньевым) (РГАДА. Ф. Новгородской приказной избы. Стб. 42743. Ч. 4; Корецкий. 1955. С. 204). Тем не менее 25 марта 1590 г. новгородские дьяки вновь рассматривали челобитную игум. Варлаама «з братьею», в результате чего Н. П. м. было выдано разрешение «на рыбную ловлю на Мячино по государевой грамоте и по челобитной... и велели им теми рыбными ловлями владети, на монастырской обиход рыбу ловити по прежней грамоте, а оброк с тое рыбные ловли по государеве грамоте велели сложити для нищеты и скудости» ( Корецкий. 1955. С. 205). При том же игумене был изготовлен один из списков грамоты кн. Изяслава Мстиславича об учреждении обители и о ее владениях (Там же. С. 204). По выписи из писцовых книг 1598 г., Н. П. м. принадлежали пожни Леденец и Болото у оз. Мячино ( Секретарь. 2011. С. 546). Н. П. м., как и др. новгородские обители, был разорен во время швед. оккупации 1611-1617 гг. В описи новгородских церквей и мон-рей 1615 г. отмечено лишь, что в Н. П. м. «храм Пантелеймон многострадальный, в трапезе Покров Богородицы, каменны» (Опись Новгорода 1617 г./Подгот. к публ.: М. Е. Бычкова. М., 1984. Ч. 2. С. 325. (Памятники отеч. истории; Вып. 3)). Т. о., в обители помимо соборного имелся также храм в честь Покрова Пресв. Богородицы с трапезной (1-е упоминание), что указывает на введенный ранее (вероятнее всего, по инициативе архиеп. Новгородского свт. Макария в 1528 г.) общежительный устав. Однако опись 1617 г. фиксирует уже полное запустение обители: «...церкви каменные, а те ныне стоят разорены. А келей и ограды и старцов и слуг никого нет»; при этом отмечаются как принадлежавшие Н. П. м. богослужебные предметы, а также 26 рукописных бумажных книг и 5 медных колоколов (Там же. Ч. 1. С. 111-112).

http://pravenc.ru/text/2577785.html

С. 37-39, 41, 45; Неволин. С. 134-139). К 1653 г. в этих вотчинах за Д. м. числилось 167 крестьянских дворов, с которых взимались налоги, к 1686 г.- 194 двора. Мон-рю принадлежало 2 подворья в Новгороде - в Детинце и на Буяне ул. Последнее упоминается в сер. XVI в. как принадлежавшее Коневецкому мон-рю. Во 2-й пол. XVII в. налоги с Д. м. увеличились: деньги собирались на жалованье «ратным людям», на реконструкцию городских укреплений, на строительство мостов и дорог, на судовой подъем по р. Мсте, когда перевозились оружейные припасы. Взимались также «ямские подможные», даточные конные, «становые» (содержание земского дьячка, целовальника, тюремного сторожа, палача, покупка бумаги) деньги. Царь Алексей Михайлович ввел гос. соляную пошлину. Кроме того, Д. м. обязывался поставлять из крестьянского населения «ратных людей» в полном вооружении. Так, в 1677 г. со 165 дворов должен был предоставить на государеву службу 6 чел. В 1712 г. кн. А. Д. Меншиков, захватив у мон-ря с. Грузино, отдал взамен Лопский погост с деревнями в Старорусском у., отчего обитель «пришла в оскудание». Но в 1727 г. указом Петра I Грузинскую вотчину вернули мон-рю. В 1744 г. во владениях Д. м. числилось 1 444 крестьянина. Архитектура Согласно описи 1583 г., приведенной архим. Амвросием (Орнатским), в Д. м. находились каменные Воскресенский и Успенский храмы, а также деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной. В челобитной насельников 1610 г. названо 3 храма: Воскресенский, Успенский и «великого чюдотворца Николы» (см.: Кадыкин. С. 20). Во время швед. оккупации Новгорода в 1611-1617 гг. Д. м. был «разорен до основания» (Там же). Согласно описи 1617 г., храмы стояли без кровель, церковное имущество разграблено, кельи и ограда сожжены. После 1617 г. Успенская ц., вероятно, не возобновлялась. Были восстановлены Воскресенский храм (к 1620), деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной палатой, началось строительство келий. В 1663 г. Никольская ц. сгорела, но в 1672 г. была возобновлена.

http://pravenc.ru/text/171729.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010