Принятое боярским правительством 17 авг. 1610 г., после низложения в июле Василия Шуйского, решение о призвании на рус. трон польск. королевича Владислава было расценено в Швеции, находившейся в состоянии войны с Речью Посполитой, как нарушение русско-швед. договора, и Делагарди в соответствии с инструкциями швед. короля напал на Новгород. Во время штурма города 16 июля 1611 г. И. совершил крестный ход, служил молебен на стене Новгородского кремля. По сообщению «Нового летописца», И. благословил со стен крепости протопопа Софийского собора Амоса (ранее бывшего под запрещением), у дома которого шло жестокое сражение со шведами; не сумев захватить дом, нападавшие сожгли его вместе с защитниками. После того как швед. отряды ворвались в город, И. и кн. Одоевский Большой сдали кремль Делагарди. 25 июля 1611 г. митрополит и воевода подписали с Делагарди договор о приглашении «на Новгородское государство, также, буде похотят, на Владимирское и на Московское государство» одного из сыновей швед. кор. Карла IX; новгородцам по договору гарантировалась неприкосновенность веры и прав. И. стал одной из ключевых фигур в новгородском правительстве периода швед. оккупации (1611-1617). И. и кн. Одоевский Большой стояли во главе правительственного совета, помогали Делагарди в управлении Новгородом, стремясь сохранить мир в городе, предотвратить антишвед. выступления и избежать репрессий со стороны швед. гарнизона. На митрополичьем дворе жили швед. солдаты, митрополит собирал налоги с правосл. церквей и мон-рей в пользу швед. администрации. И. был вынужден терпеть как разграбление правосл. святынь швед. солдатами, так и личные оскорбления. После того как в 1613/14 г. стоявшие в Юрьевом новгородском мон-ре наемники вскрыли гробницу св. кн. Феодора Ярославича , И. организовал торжественное перенесение св. мощей. Митрополит подвергся аресту на владычном дворе, за освобождение Делагарди назначил плату в 6 тыс. р. И. подписался под челобитной к швед. королю с обвинениями Делагарди в злоупотреблениях. После обнаружения документа в ходе проведенного Делагарди следствия И. отказался от своей подписи. В следующей челобитной - к Э. Горну, зимой 1614/15 г. возглавлявшему швед. администрацию в Новгороде, резкие обвинения и угрозы неповиновения швед. властям отсутствовали. Тем не менее в тексте остались жалобы на притеснения: И. указывал, что правосл. церкви разграблены, святые иконы «опоруганы» и сожжены, мощи «повыметаны» из гробов, колокола увезены в Швецию, на Софийской стороне Новгорода деревянные церкви разобраны на дрова (ДАИ. Т. 2. 32. С. 56-63).

http://pravenc.ru/text/2001546.html

У алтарной части собора была похоронена игумения Евпраксия, ныне могила её утрачена. Справа от алтаря сохранилось лишь надгробие на могиле игумении Дионисии (1799-1895), которая настоятельствовала в обители 39 лет и 7 месяцев. До 1917 года в Санкт-Петербурге, на углу Петергофского и Нарвского проспектов, было подворье монастыря, с благолепным Успенским храмом. Этот монастырь был основан в середине XII века на левом берегу реки Волхов. Время основания обители приходится на период между 1040 и 1116 годами. Соборная церковь монастыря - Успенская. Это самый северный их храмов домонгольской Руси, который дошёл до наших дней. Строился он в 1154-1159 годах новгородскими мастерами. И первоначально храм задумывался как усыпальница женского княжеского монастыря. По одной из версий, основал обитель князь Мстислав Владимирович Великий, сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской. Возможно, что строил её князь для своей первой жены Христины, шведской принцессы и дочери короля Инге Стенкильсона. Одна из гипотез предполагает, что Христина и была похоронена в пределах Успенского монастыря. Также существует версия, что монастырь основала принцесса Ингигерда Шведская, вторая супруга князя Ярослава Мудрого, мать его многочисленных детей, впоследствии прославленная в лике святых как святая Анна Новгородская. Так или иначе, но Успенский Староладожский девичий монастырь - один из древнейших на территории Санкт-Петербургской митрополии. История обители до XVII века покрыта мраком забвения. Однако известно, что в 1611-1617 годах монастырь подвергся шведскому разорению. Возобновила службы в монастыре старица Акилина в 1617 году. Немало знатных женщин в разное время жило за стенами Успенской обители. В 1718 году именно сюда, после дела царевича Алексея, была сослана первая жена Петра I царица Евдокия Фёдоровна Лопухина, принявшая постриг с именем Елена. Здесь прожила она до 1725 года. Царица Евдокия Лопухина была пострижена в монахини ещё в 1698 году, после девяти лет брака с Петром I. К опальной царице в народе сохранялось большое сочуствие, многие ждали, что она вернётся к мужу.

http://sobory.ru/article/?object=04522

Благочестивый Государь, снисходя к прошению Курских граждан, приказал отпустить Чудотворную Икону из своих Царских Палат обратно в Курск, с подобающей честью, и согласно с подданной ему челобитной (фальшивой), поставить её не в Монастыре, а в Соборной Церкви, что и было исполнено. Но граждане, хотя в начале и не подозревали настоящей причины такого распоряжения, но оставаясь им недовольными, в 1618 году, при Строителе Курского Монастыря Тихоне, послали вторично Челобитную к Царю, в которой просили, дабы оная Икона была перенесена из Курской Соборной Церкви в нарочито ими для сего построенный, по обету, Монастырь, По их прошению была прислана в Курск к тогдашним воеводам, Князю Афанасию Григорьевичу Козловскому, да Ермолаю Ивановичу Мясоедову в 1618 году, марта 2-го числа, Царская грамота, которой повелевалось, немедленно по получении сей грамоты в Курске, Чудотворную Икону из Соборной Церкви перенести в построенный гражданами для нее Монастырь, в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что и было исполнено с приличным торжеством. И с тех пор сия икона имеет постоянное пребывание в этой Святой Обители. К тому же времени относит местное предание и начало благочестивого обычая переносить ежегодно чудотворную икону на время в Пустынь, построенную на месте её явления, как зависевшую со времени своего возобновления (после разорения в 1611 году) от Курского Монастыря. В котором именно году началось возобновление этой пустыни, после её разорения Крымскими Татарами в 1611 году, положительных сведений нет. Известно лишь, что в 1617 году в ней уже была построена деревянная Церковь во имя Рождества Пречистой Богородицы, но еще не освящена (сведение о сем заключается в одной выписи Курского Монастыря 1615 года. Смотри ниже). И так, нет ни чего невероятного предположить, что освящение сей церкви последовало в 1618 году, при чем, согласно преданию, в первый раз была принесена из Курского Монастыря в Пустынь, что на корню (коренную) чудотворная Икона Божией Матери Курская. Окончим этот период указанием на один древний акт, из которого видны прежние владения Коренной Пустыни, которые по возобновлении её (с 1618 года) перешли в ведение Курского Богородицкого Монастыря, (как построенного в начале вместо разоренного пустынного монастыря), оставаясь за ним до самого учреждения о духовных штатах в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Перейдем к временам междуцарствия или самозванцев, которое слывет в народе доселе под выразительным именем «смутного времени и Литовского разорения». Автор краткого описания Лютикова монастыря упоминает, что обитель эта была разорена в 1611 году, без указания на источник сего, тем не менее весьма вероятного события, ибо все монастыри этого края, хотя и не одновременно, испытали в смутное время одну и ту же участь, были «без остатку разорены и выжжены Литовскими людьми». Из истории смутного времени видно, что после смерти второго Самозванца (убитого в Калуге 11 декабря) Перемышль был занят коренным гетманом Сапегою, занимавшим зимой 1610 года Мещовск; он в 1611 году, по условию с передавшимся на его сторону Перемышльским Воеводой Федором Кирилловичем Плещеевым перенес свою главную квартиру в Перемышль. Напрасно Калужский Воевода Юрий Трубецкой писал к нему, чтобы он, согласно договору, вступил в непокорные места, т. е. такие, которые еще не присягали и Польскому Королевичу Владиславу. Сапега знать не хотел никаких договоров. В одном письме из Перемышля он писал между прочим следующее: «Мы люди вольные, Королю и Королевичу не служим, стоим при своих заслугах, а на вас ни которого лиха не мыслим, и заслуг своих на вас не просим, а кто будет на Московском Государстве Царем, тот и заслуги нам заплатит» 19 . А в ожидании такого вознаграждения, Сапегина вольница продолжала вознаграждать самую себя; воюя Калужский, Воротынский и Перемышльский уезды, они побивали людей и брали в полон малых ребят 20 . Вероятно, одной из этих шаек было произведено разорение и Троицкого Лютикова монастыря, о котором упоминает И. 3. Хитрово в своём описании сей обители. После «Литовского разорения», когда на престол вступил Михаил Фёдорович Романов, юноша от благословенного рода Мономахова; грамоту на изображение его подписали ( в 1613 году) выборные из всех русских городов; причём от Перемышля выборным значится Троицкий Архимандрит Савватий. Но и по вступлении на престол молодого царя ещё не вдруг умиротворилась Калужская область. Так в 1617 году ворвался в её пределы Лисовский предводитель вольницы разных племён и вер, бывший союзник Тушинского вора. Он подступил сперва к Лихвину, но, будучи отражен от него храбрым воеводой Фёдором Стрешневым, двинулся оттуда к Перемышлю и успел захватить этот город наездом. Перемышльские граждане, будучи не в состоянии защищаться, оставили город и вместе со своим воеводой ушли в Калугу. Но когда князь Дмитрий Михайлович Пожарский, которому поручено было охранять Калугу, выступил против, Лисовского, то сей последний, не надеясь удержать за собою Перемышль, выжег его и быстро удалился в пределы нынешней Смоленской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Андрей Поспелов 1868. Иаков Коротков 1870–1884. Аркадий Филонов 1885–1887. Александр Богданов 1889–1892. Тихон Клитин 1892–1895. Платон Грузов 1896–1904. Никон Рождественский 1904. Александр Тропицын 1904–1907. Евгений Мерцалов 1907. Вологодская 8 Кафедра в Вологде (с 1492 г.). Епископы Вологодские и Великопермские: Иоасаф I 1558–1570. Манарий 1571–1575. Варлаам I 1576–1584. Антоний 1585–1587. Архиепископы (с 1589 г.) Вологодские и Великопермские (до 1657 г.): Иона Думин 1588–1603. Еп. до 1589. Иоасаф II 1603–1609. Сильвестр 1611–1613 управ. еп. Нектарий (грек) 1613–1616. Макарий 1617–1619. Корнилий 1620–1625. Нектарий (вторично) 1625–1626. Варлаам II 1626–1645. Маркелл 1645–1663. Архиепископы Вологодские и Белозерские (с 1657 г.): Симон 1664–1684. Гавриил Кичигин 1684–1707. Иосиф 1708–1716. Епископы Вологодские и Белозерские: Павел Васильев 1716–1725. Афанасий Науссиус Кондоиди (грек) 1726–1735. Амвросий Юшкевич 1736–1740. Пимен Савелов 1740–1753. Серапион Лятошевич 1753–1761. Иосиф Золотов 1761–1774. Ириней Братановский 1775–1796. Епископы Вологодские и Велико-Устюжские: Арсений Тодорский 1796–1802. Антоний Знаменский 1802–1803. Феофилакт Слонецкий 1803–1808. Евгений Болховитинов 1808–1813. Онисифор Боровик 1814–1827. Моисей Богданов Платонов (Антипов) 1827–1828. Стефан Романовский 1828–1841. Иннокентий Борисов 1841–1842. Иринарх Попов 1842–1844. Евлампий Пятницкий 1844–1852. Феогност Лебедев 1852–1856. Христофор Еммаусский 1856–1866. Павел Доброхотов 1866–1869. Палладий Раев 1869–1873. Феодосий Шопаваленко 1873–1883. Архп. с 1883. Израиль Никулицкий 1883–1888. Епископы Вологодские и Тотемские: Израиль Никулицкий (тот же, что выше) 1888–1894. Антоний Флоренцов 1894–1895. Алексий Соболев 1895–1906. Никон Рождественский 1906. Великоустюжское викариатство 9 Епископы (в г. Великом Устюге): Иоанникий Казанский 1888–1891. Петр Лосев 1891–1892. Варсонофий Курганов 1892–1894. Антоний Каржавин 1895–1897. Гавриил Голосов 1897–1904. Алексий Бельковский 1904. Вельское викариатство, учр. в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1180 г, когда опасность миновала (с тех пор этот день празднуется наряду с 28 июня старого стиля как день памяти Преподобных), иноки перенесли святые останки на Валаам. Монахи иссекли в скале глубокую могилу и в ней скрыли Св. мощи, где и пребывают они до сих пор " под спудом " . Многочисленные чудеса от мощей вносились в монастырские летописи вплоть до закрытия обители. По молитвенному обращению к ним угодники помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляя от душевных, нервных, инфекционных, глазных болезней и пьянства. С 1819 г. началось общероссийское почитание Преподобных Сергия и Германа, была составлена служба, писались иконы и посвящались храмы. На рубеже XV-XVI в.в. монастырь именовался " великою Лаврою " , изобиловал духовными сокровищами и внешними благами. Ему принадлежали 12 скитов по северному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли и другие угодья. Однако, по воле Божией, вновь настало время бедствий. 20 февраля 1578 г шведы напали на обитель и убили 18 старцев и 16 послушников. Через три года 84 человека унес мор. Вскоре при очередном разорении монастырь сгорел. Заботами царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова обитель была восстановлена, но ненадолго. В 1611 г шведы, разрушив Корелу (Кексгольм, ныне г. Приозерск), высадились на Валаам и все предали огню и мечу. Остров опустел, и по Столбовскому миру 1617 г. вместе с иными землями отошел к Швеции. К началу Северной войны России со Швецией на Валааме было 4 крестьянских двора и некоторое подобие часовни над Св. Мощами, сооруженное вразумленными шведами. Обитель прославилась многими подвижниками, духовными преемниками Преподобных Сергия и Германа, достойными называться Собором Валаамских Святых: Преп. Авраамий, инок Геннадий, один из основателей монастыря на р. Шексне, Преп. Корнилий Палеостровский, устроивший обитель на Онежском озере. Сказание о новгородском Преподобном Ефреме, основателе Перекомского монастыря, именует его сподвижником Преп. Сергия Валаамского. Примерно в 1393 г на Валаам со Св.

http://isihazm.ru/1/?id=586

В апреле 1617 года, юный королевич двинулся на Москву. В его обозе ехал изгнанный москвичами патриарх Игнатий. В 1605 году, после убийства Лжедмитрия, московский патриарх Игнатий, венчавший самозванца на царство, был заточен в Чудов монастырь. Но в 1611 году он был освобожден Сигизмундом, и отправлен в Вильно к униатскому киевскому митрополиту Иосифу Рутскому, где тайно принял униатство, после чего, возвратился в Москву. В 1612 году Игнатий был вынужден вторично бежать в Польшу. Теперь благодаря армии королевича Владислава он рассчитывал вновь занять московский патриарший престол. Однако Владислав Москву не взял и был с 11 000 солдат блокирован русскими солдатами в Тушино. Нуждаясь в провианте и деньгах, он слал Сигизмунду письма с просьбой прислать на помощь казаков. Петр Сагайдачный долго не отвечал на призывы короля идти на Москву. Он настаивал на расширении территории контролируемой казаками и признание на ней прав административной и судебной автономии. Наконец, король пообещал Сагайдачному разрешить легальное исповедание православной веры и реестр в 20 тысяч казаков. Папа Римский не препятствовал королю давать обещания Сагайдачному, так как ему надо было повязать казаков с Польшей кровью православных московитов. В августе 1618 года Сагайдачный двинулся на Москву для соединения с армией Владислава. По пути казаками были захвачены города: Путивль, Рыльск, Курск, Елец, Скопин, Ряжск; разбиты войска воевод Пожарского и Волконского. Затем, под натиском казаков пали Ярославль, Переяславль, Кашира, Тула, Касимов. 20 сентября П.Сагайдачный вошел в Тушино и соединился с войсками королевича Владислава. Подойдя к Москве, поляки стали готовиться к штурму. 30 сентября, отряд подрывников во главе со шляхтичем Надворским пытался установить заряды и подорвать бочонки с порохом, заложенные в подкопах под Тверскими и Арбатскими воротами. Однако, в подкопе поляки были встречены дружным огнем московских стрельцов, предупрежденных накануне перебежчиками. Штурм был назначен на вечер первого октября, но когда в московских церквах раздался благовест ко всенощной накануне праздника Покрова, прослезившийся гетман перекрестился и дал отбой штурму.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/15/...

войны 1590-1593 гг. по Тявзинскому миру 1595 г. В 1611-1613 гг. шведы оккупировали всю территорию К. В отошедшей Швеции части Карельского перешейка, где шведские власти попытались обратить местное правосл. карельское население в лютеранство , вспыхнуло восстание, к-рое было жестоко подавлено. На Беломорскую К. совершали частые нападения шведско-фин. отряды. В 1617 г. был подписан Столбовский мир, по к-рому Россия потеряла не только Карельский перешеек, но и Ингерманландию (Ижору) - земли по обоим берегам Невы, а также территории в Сев. Приладожье. Значительная территория К. вместе со столицей Корелой, переименованной в Кексгольм, была включена в состав Кексгольмского лена Шведского королевства, куда швед. власти переселяли финнов. Сев. приграничные волости бывш. Корельского у., оставшиеся в составе Русского государства, ок. 1620 г. отошли Кольскому у. (с 1708 в составе Архангелогородской губ. (впосл. Архангельская губ.)). В 1649 г. был создан Олонецкий у., в него вошли 17 заонежских и 7 лопских погостов. Адм. центром с постоянным воеводским управлением стал г. Олонец. Для охраны русско-швед. границы правительство ввело институт «пашенных солдат» (1649-1666): местным крестьянам вменялось в обязанность наряду с ведением хозяйства нести военную службу. Олонецкий у. в 1708-1727 и 1781-1784 гг. входил в С.-Петербургскую губ., в 1727-1781 гг.- в Новгородскую губ. Собор апостолов Петра и Павла в Петрозаводске. 1707–1711 гг. Фотография. Кон. XIX в. Собор апостолов Петра и Павла в Петрозаводске. 1707–1711 гг. Фотография. Кон. XIX в. Политика гос. протекционизма в Шведском королевстве по отношению к шведам и отчасти финнам на завоеванных землях, дискриминация местных жителей по национальному признаку и вероисповеданию привели к массовому исходу карельского, рус. и вообще правосл. населения в Россию. Большинство беженцев осели в Олонецком у. (на землях карел-ливвиков и карел-людиков), образовали крупные компактные районы расселения карел в окрестностях Тихвина, Твери (в Тверском у.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Известный Павел Алеппский в своем описании путешествия в Россию антиохийского патриарха Макария о царкви Спаса на Бору говорит, что «она находилась на особой дворцовой внутренней площадке, недоступной для посторонних, и была малая, скрытая и вросшая в землю. Пол в ней был чернаго цвета» 20 . В отношении к царскому богомолению Спасоборский собор с устройством верховых церквей потерял свое первоначальное важное значение с половины XVI века. Уже из стоглава узнаем, что в сей церкви была ранняя обедня в час дня для царских служебников 21 . В записке о царском дворе 1611 и 1613 гг. сказано, что «в церкви Преображения на дворце служит протопоп: весь дворец, ключники и стряпчие и сытники и приспешники и повары тут приходят и рано для их служба идет, чтоб, отправясь, шли всяк на свой приспех, к царскому столу готовить» 22 . Царские выходы совершались в этот храм только 6-го Августа, да и то не всегда, в день храмового праздника, когда литургию здесь совершал обыкновенно 23 патриарх, подносивший здесь же государю освященные плоды. Так царь Алексей Михайлович в 1666 г. был 6-го августа за всенощной и литургией 24 , в 1670 г. за литургией, которую совершали Александрийский патриарх Паисий и московский Иосаф 25 , в 1674 г. – патриарх Питирим 26 , и последний раз в 1676 г., – когда литургию служил патриарх Иоаким «со властьми» 27 ... Царь Феодор Алексеевич ни одного раза не был здесь в день храмового праздника... Царь Иоанн Алексеевич был здесь в этот день за литургией в 1684 г., 1692 г., 1694 г., а в 1689 г. 26 апреля в день памяти св. Стефана, епископа пермского, в честь которого был устроен предел 28 ... Вследствие своего значения, как храма, назначенного для богомоления царских приспешников, Спасоборский собор, сравнительно с верховыми церквами, не пользовался царскими щедротами в отношении своего благоукрашения и сюда давалось не многое. Так в 1614 г. 30 сентября «в собор к Спасу во дворец» было дано 1 ф. ладана 29 , тоже и в 1617 г. 30 , в 1622 г. 31 июля, по приказанию царя Михаила Феодоровича, было дано из денежного приказа, «в церковь всемилостиваго Спаса, что на дворце», на крест благословенной серебреной чеканной да на Евангелисты серебреные чеканные на позолоту 20 золотых угорских, а 5 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Издание не было осуществлено. Последней книгой, напечатанной в острожской типографии, стал Часослов с месяцесловом (1612), в 1612 г. типография закрылась. Высказывавшееся в лит-ре утверждение, что И. продал шрифты острожской типографии Киево-Печерскому монастырю , не нашло подтверждения. В 1609-1612 гг. в Дерманском монастыре, игуменом к-рого являлся И., жил греч. Стагонский и Метеорский еп. Авраамий. Как сообщается в Житии прп. Иова (Княгиницкого), в 1612 г. был освящен Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит по благословению архим. Дерманского мон-ря И. и еп. Авраамия, к-рый подписал для скитской церкви антиминс. Из этого сообщения следует, что ни И., являвшийся до 1612 г. настоятелем Уневского монастыря Львовской епархии (в 1612 уступил настоятельство Захарии (Копыстенскому) ), ни прп. Иов (Княгиницкий) не признавали Львовского еп. Иеремию (Тиссаровского), вероятно опасаясь его планов принять унию, и в случае необходимости обращались к греч. архиереям. 18 июля 1617 г. в Дерманском мон-ре «тщанием» И. был составлен сборник переводов св. Симеона Нового Богослова ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки. Вильна, 1882. С. 199). Возможно, вскоре И. умер, т. к. в документе от 9 мая 1620 г. он упоминается как скончавшийся. Соч.: Послание к Львовскому братству//АЗР. Т. 4. С. 253-257; Послание к духовенству и мирянам//Акты, относящиеся к истории Южно-Западной Руси. Сост. А. С. Петрушевич. Львов, 1868. С. 8-16 [документ неверно датирован 3 февр. 1607]. Арх.: Архив СПбИИ РАН. Ф. 11. Д. 29, 43, 488; ЦГИАЛ. Ф. 52. Оп. 2. Д. 28. Л. 495; ЛНБ ОР. Фонд Радзиминских. 181. Ч. 1. Л. 1 об. Ист.: АЗР. т. 4. С. 244; АЮЗР. 1904. Т. 10. С. 127-128; Головацкий Я. Ф. Львовское ставропигиальное братство и князь Острожский//Временник Ставропигийского института, 1867. Львов, 1866. С. 79-81 [письмо кн. К. К. Острожского Львовскому братству]; Похвала Исаии (Балабану), 1611 г./Сообщ.: А. И. Соболевский//ЧИОНЛ. 1894. Кн. 8. Отд. 3. С. 29-38; Першодрукар I. Федоров i його nocлiдobhuku на Ykpaïhi: (XVI - перша пол.

http://pravenc.ru/text/674832.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010