княгиней (грамота была подтверждена 25 дек. 1599 царем Борисом Феодоровичем Годуновым для Д. и игум. Горицкого мон-ря Евфимии, 16 февр. 1608 - царем Василием Иоанновичем Шуйским для Д. и Дарии, игум. тихвинского Введенского мон-ря; см.: АИ. Т. 1. С. 411-413). Летом 1604 г. Д. покинула Горицкий мон-рь и перешла «по обещанию... общину устроить» в тихвинский Введенский девичий мон-рь. Обитель, основанная в 1560 г., к нач. XVII в. потеряла свои земельные владения, так что насельницам «прокормица было нечем». После прихода в мон-рь Д. царь Борис Феодорович вернул Введенскому мон-рю земли, захваченные у него тихвинским Большим в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рем (грамота от 22 июля 1604; см.: АИ. Т. 2. С. 59-60). В нач. 1607 г., по-видимому, по монастырским делам Д. приезжала в столицу; сохранился текст подорожной, выданной царем Василием Шуйским 19 февр. 1607 г. на проезд царицы-старицы из Москвы в тихвинский Введенский монастырь (РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. 1606 г. 1. Л. 10). В Смутное время Тихвин был занят шведами. 14 сент. 1613 г., во время восстания горожан и окрестных крестьян против швед. гарнизона, Введенский мон-рь был разорен и сожжен. Насельницы, в т. ч. Д., бежали из города. По преданию, они скрывались в лесу на берегу озера, к-рое позднее стало называться Царицыным. Среди документов Новгородской приказной избы 1611-1617 гг., находящихся в Гос. архиве Швеции в Стокгольме (Ockupations arkivet från Novgorod, serie 2 - столбцы), хранится выписка, относящаяся к времени швед. оккупации Тихвина, о размере и формах «жалования» на содержание Д. (выписка была подана в новгородскую администрацию по неустановленному поводу, сопутствующие документы отсутствуют). Из выписки явствует, что средства выделялись нерегулярно и не в полном объеме. Вскоре местом жительства Д. стал г. Устюжна-Железнопольская, располагающийся на полпути между Тихвином и Горицким мон-рем. Д. и бывших с ней стариц поселили в «двух кельишках... черного попа» Геннадия при Рождественском городском соборе, а духовника царицы-инокини - в отдалении, где жили дети боярские, стрельцы и др.

http://pravenc.ru/text/171388.html

Краткие сведения о судьбе церкви Георгия в XVIII - середине XIX в. сообщает архимандрит Макарий в «Церковно-историческом описании города Старой Руссы» (Новгород, 1866). Он пишет, что церковь практически не пострадала во время шведского разорения 1611-1617 годов, однако сильно обветшала к началу XVIII века. С 1710 года служба в ней не велась. В 1740 году храм был частично разобран и выстроен заново на старом основании. Внушительность и праздничность определили облик нового здания. Его мощный, богато декорированный барабан, увенчанный луковичной главой, четырехскатное покрытие, пилястры, украшенные поясками, поребриком и нишами и «перетянутые» вверху многопрофильным карнизом, большие окна с пышными наличниками, сочетание красного цвета декоративных элементов с кремовой обмазкой стен здания были характерны для архитектуры того времени, когда русские зодчие стремились к возрождению национальных традиций столетней давности. Во время перестройки церкви ее западный притвор был расширен. Спустя сорок лет, в 1782 году, был перестроен придел Благовещения, стоявший до этого в запустении. Во время перестройки он получил луковичную главу на небольшом барабане и четырехскатное покрытие. Тогда же был сооружен притвор. Существовало предположение, что в XVIII в. Георгиевская церковь была расписана, однако оно не подтвердилось. Первоначально здание имело одинаковое цветовое решение внутри и снаружи. Отсутствие росписи в интерьере восполнялась многочисленными образами, которые висели на столбах и стенах храма, стояли в иконостасе. Описи имущества Георгиевской и Благовещенской церкви времени их перестроек до нас не дошли, поэтому мы не знаем, какие иконостасы украшали храмы в XVIII в. Не исключено, что тогда еще сохранялись древние тябловые конструкции с образами, перенесенными из разнообразных церквей. По сведениям архимандрита Макария, в 1842 году иконостас церкви Георгия был «возобновлен». Говоря о «возобновлении», Макарий, вероятно, имел в виду создание новой конструкции иконостаса, украшенной позолоченной резьбой, и реставрацию икон «греческого письма» («греческими» автор назвал все древние иконы, отличая их таким образом от икон нового времени).

http://sobory.ru/article/?object=00486

м. по указу царя Иоанна IV Васильевича Грозного была переведена братия Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1582 г. царь Иоанн пожаловал объединенной обители несудимую грамоту (подтверждена в 1628 царем Михаилом Феодоровичем, в 1646 - царем Алексеем Михайловичем). После возобновления в 1597 г. Коневецкого мон-ря его насельники вернулись из Новгорода. В 1610 г., во время швед. нашествия, коневецкие иноки вновь переселились в Д. м., привезя с собой Коневскую икону Божией Матери (до 1799 находилась в Воскресенском соборе Д. м.). Настоятелем объединенной обители стал коневецкий игум. Леонтий. В период оккупации Новгорода шведами (1611-1617) братия обеих обителей укрывалась в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . В 1672 г. указом Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) Д. м. был отнесен к числу «степенных». В 1700 г., при Новгородском митр. Иове , в Д. м. была учреждена архимандрития. В 1764 г. Д. м. был причислен к 3-му классу с игуменским правлением. Л. А. Секретарь Выпускницы духовного училища и насельницы Деревяницкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Определением Святейшего Синода от 1 нояб. 1874 г. (утверждено императором 25 янв. 1875) Д. м. был обращен в женский с открытием в нем жен. уч-ща для сирот духовенства Новгородской епархии. Немногочисленную братию распределили по др. мон-рям. Так, последний настоятель иером. Иринарх был перемещен по прошению в Варлаамиев Хутынский мон-рь на должность казначея. 17 июля 1875 г. управляющей Д. м. была назначена рясофорная послушница новгородского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря М. А. Ивановская (1841-1903). В 1879 г. она приняла постриг с именем Валентина, была возведена в сан игумении, 13 янв. 1888 г. переведена настоятельницей в с.-петербургский Новодевичий мон-рь . Открытие уч-ща «для сирот беднейших» состоялось 28 сент. 1875 г. Наблюдение за учебно-воспитательной работой осуществляла игум. Валентина (Ивановская). Духовенство епархии приглашалось к ежегодным пожертвованиям на уч-ще, пример подал митр.

http://pravenc.ru/text/171729.html

Много церквей погибло в Старой Русе в так называемое немецкое или шведское разорение (1611–1617), когда весь город был занят Шведами, когда все гибло от огня и меча. Но к счастью, при таком страшном разорении, православная вера и усердие к храмам Божиим сохранились в жителях Сарой Русы неприкосновенными. И вот видим, что после разорения, церкви частью возобновлялись, а частью устроялись вновь на месте разрушенных; сами бедствия научили старорусов искать утешения и спасения под знаменем креста. Заветная святыня их, – чудный крест устроен в память избавления от моровой язвы. В воспоминание подобных избавлений учреждались крестные ходы, которыми в прежнее время могла похвалиться Старая Руса. Теперь уже многие крестные ходы прекращены и многие церкви также упразднены и приписаны к другим. Но и теперь, в каком-либо другом небольшом уездном городе, редко можно встретить столько церквей, а вместе столько и с таким торжеством совершаемых крестных ходов, сколько их в Старой Русе. Все это останавливает внимание и возбуждает любопытство, – узнать ο судьбе старорусских церквей и их достопримечательностях, по оставшимся памятникам. Впрочем, Старую Русу знают теперь не по древностям церковным, a по соляным варницам, издавна здесь существующим, по бывшим в ней военным поселениям и особенно, по минеральным водам и устроенным в них ваннам; сюда едут и археологи, и наблюдатели, а страждущие недугами, – в ожидании исцеления от соляных минеральных вод и грязей. Имея теперь много свободного времени, я постарался собрать и спешу сообщить вам сведения обо всем, что видел здесь замечательного. Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь на северо-восточной стороне города, недалеко от правого берега р. Полисти, основан в 1192 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче, внуке Мстислава великого и правнуке Мономаха, и при владыке новгородском, блаж. Григории, брате св. Иоанна, – Илии чудотворца. Основателем и первым игуменом новой обители иноческой был священноинок Мартирий, родом из самой Русы; он выбрал место уединенное, в средине густого леса, вдали от города, который находился тогда на левом берегу реки и тогда же, срубил деревянную церковь во имя Преображения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

монастырь был захвачен войсками Стефана Батория, вплотную приблизившегося к Новгороду, а в 1611 г. - отрядом шведского военачальника Самуила Коброна. И хотя в Описи Новгорода 1617 г. говорится только о разграблении монастырской ризницы шведами, можно предполагать, что и храмы пострадали в это смутное тяжелое время. Известно, что в 1632 г. игумен Никодим с братиею обратились с челобитной к царю Михаилу Федоровичу, после чего из царской казны были отпущены на возобновление обители. Рисунок члена австрийского посольства Мейерберга, сделанный в 1661-1662 гг., зафиксировал, хотя и условно, архитектурный облик Никольской церкви с трапезной после перестройки 1630-х гг. Монастырь изображен с юго-запада, со стороны реки Веряжи. Оба фасада храма развернуты в одной плоскости, завершены восьмикратной кровли и одном главой. Трапезная имеет двускатное перекрытие, при этом коньковый брус размещен по оси восток-запад, что соответствует действительности. К 1630-м гг. предположительно можно отнести устройство восьмискатного завершения церкви. Для новгородской архитектуры XVI в. характерно палаточное завершение, хотя не исключено и восьмискатное (церкви Благовещения на Торгу, Сретения в Антониевом монастыре). Сравнение рисунка Мейерберга с изображением монастыря в приделе Михаила Клопского позволяет предположить, что во второй половине XVII в. была осуществлена следующая перестройка церкви с трапезной палатой. В отличие от рисунка Мейерберга, настенное изображение более детально и реалистично. Храм представлен с четырех-скатным завершением. На фасадах четко показаны горизонтальные тяги и люнеты, расположенные по три на каждом фасаде в одном уровне над верхней горизонтальной тягой. Подобное расположение люнет предполагает, как наиболее вероятное, первоначальное палаточное завершение фасадов. В отличие от рисунка Мейерберга, трапезная представлена как протяженная на 10 оконных осей постройка. К северному фасаду примыкает двухъярусная паперть с крыльцом, но по высоте равная трапезной. Первый ярус ее решен как открытая галерея, верхний - с большими проемами.

http://sobory.ru/article/?object=06722

Патриарх Иов в 1599 г. Серапиона сделал строителем основанной им обители, а Авраамия посвятил в иеромонахи и благословил его освятить церковь . Впрочем, кроткий старец по-прежнему уклонялся от начальствования и, будучи действительным управителем, честь власти передавал другим, которые и назывались игуменами. Таковы: Игнатий, Евстратий (1571–1581), Лонгин, Герман, Боголеп, Корнилий и Арсений (1606–1608). Оффициально же игуменство было учреждено в 1608 году мптрополитом новгородским Исидором. Давши антиминс для второй церкви, митрополит Исидор первым игуменом назначил Авраамия и пожертвовал обители «4 иконы окладные, пядницы, венцы сканые, да 10 р. денег». Кроме устроения храмов, Серапион с Авраамием много сделали и для общежития. При них собралось 40 человек братии. Между тем, пожалованная около озера земля, будучи болотистой и поросшей лесом, ничего не давала. Поэтому, Серапион покупками на 200 рублей (м. ч.) сделал значительный по тому времени приобретения земли в деревнях Кернешке, Клещеве, Канзопелде и Пияле, по берегам р. Онеги, небольшие участки в солеварнях и в тонях на летней стороне Белого моря. Образовалось небольшое хозяйство, которое и давало средства для содержания братии. Из числа этой братии замечательны: преп. Леонид Устьнедумский, бывший три года келарем, и преп. Никодим Хозьюгский, 1 ½ года трудившийся в просфорне. При Серапионе же был прислан и пострижен в монахи, по приказанию Бориса Годунова, князь Иван Сицкий. Во время управления Серапиона неблагодарная братия часто восставала против блаженного старца и не раз изгоняла его из обители, но тот благодушно перенес все скорби. Сдав дела Авраамию, старец Серапион последние 3 года провел в уединении и мирно скончался в 1611 году, в ноне 27 числа; его гробница находится по северную сторону церкви Богоявления. Основанная им обитель осталась благоустроенной. II. Процветание обители Игумен Авраамий Блаженный ученик и сотрудник Серапиона, игумен Авраамий кротко правил обителью с 1608 по 1634 г. При нем скончался князь заточник Иван Сицкий. Поминки, деланные монастырем по князю, были изнурительны. Поэтому Авраамий стал ходатайствовать о пожаловании им р. Кожи, – для покрытия издержек – «которая речка из их же озера течет, на котором озере монастырь стоит, – до устья и по деревню по Чижикову». Он получил просимое по грамоте 3 января 1617 г. О других мероприятиях блаженного старца неизвестно ничего. Проводя время в подвигах благочестия и делах управления, игумен Авраамий летом часто ездил по полевым работам, не редко бывал на Хозьюге и подолгу беседовал со своим другом, преп. Никодимом. Авраамий скончался 27 июня 1634 года и был погребен подле блаженного Серапиона. Одна серая плита покрывает их гробы. Перед смертью он принял схиму с именем Антония, как и известен (всегда с Серапионом) в древних рукописных святцах. Игумен Иона

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Принеси 1598 , разгнем священные книги, в нихже обрящем путь истинный; пойдем востекающе на святые горы, Пророки глаголю и Апостолы, яко да не прельстимся [и] преносимы 1599 будем [от] всякого ветра учения 1600 , в лукаводействе лукавых человек и в коварстве 1601 прелести их не пребудем. 1602 Совзыдем же паче учеником на блаженную гору, услышим нашего Пастыря, глаголюща: «блюдите, да не кто вас прельстит». Иоанн таже 1603 глаголет: «блюдите 1604 , да не себе погубите». И великий Апостол Павел глаголет: «блюдите 1605 псы, и блюдите 1606 , како ходите». А еже глаголет «блюдите» 1607 , ничтоже ино есть, но токмо к вашему утверждению речено бысть [о] иже людей прельщающих и волки суще и покрывающих себя кожей [овчей] и прельщающе слабых. Всяко же потребне глаголется повсюду в божественных писаниях, еже блюдитесь, и зрите 1608 , и смотрите, и бодрствуйте не токмо себе, но и всю паству, и ничтоже умолча, еже о нашей пользе, божественное писание. Аз же, возлюбленные, в среду предложу множайшие свидетельства, являющие от божественных писаний и от евалгелия же и от Пророков и Апостолов и от святых правил, Христу подающему 1609 ми 1610 , яко да заградятся всякие уста, глаголющие на святые правила неправедное; а 1611 иже покаряющиеся 1612 святому писанию и правилам, просветятся сердца их. Молю же вас, возлюбленные, яко да уставит каждый ум свой к глаголемым 1613 , отложивше всякую житейскую печаль, и 1614 да услышит. Начну же откуда, или 1615 от глаголющего: «Аз есмь начало и конец»? Иоанн же, благовествуя Владычнее слово, глаголет 1616 : «рече Господь: не входяй дверьми в двор овчий, но прелезай инуду, тать есть и разбойник». Зри коварства губителева! Он бо, рече, не входить дверьми, рекше божественными и священными правилами: ниже бо могут привести 1617 [во] свидетельство божественные писания, ниже Пророков. Поистине бо двери суть писания, теми вводимся к Богу; ты ябο не дадят волком входить к нам, возбраняют пагубники прельстить нас. Тать убо есть иже не входяй божественными и священными правилами во двор овчий, но прелезаЙ инуду, рекше иным некоторым путем и необычным, по своему желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Сведения источников о времени основания К. и О. е. разноречивы: 1593 г. (ПСРЛ. Т. 14. С. 45; со ссылкой на мон. Никодима Селлия: ИРИ. Ч. 1. С. 85; Филарет (Гумилевский). История РЦ. 18956. С. 478; Строев. Списки иерархов. Стб. 1051; Дурново. 1888. С. 2; О н же. 1892. Т. 1. С. 40; 1898. Т. 3. С. 332), 1595 г. ( Чистович. 1856. С. 53; Здр. [Здравомыслов К. Я.]. Сильвестр//РБС. Т. 18. С. 433); 1598 г. ( Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Т. 2. С. 590), 1599 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 1051). Соответственно расходятся указания на год хиротонии и назначения 1-го еп. Сильвестра . Наблюдения над разными редакциями грамоты об избрании царя Бориса Феодоровича Годунова позволяют заключить, что еп. Сильвестр был назначен на кафедру в 1599 г.: в списках, составленных в мае 1598 г., его имя отсутствовало, оно появилось лишь в редакции, составленной в нач. 1599 г. ( Скрынников. 1980. С. 124-125). Это подтверждает сообщение П. М. Строева о 2 церковных рукописях, где говорится о хиротонии Сильвестра именно в 1599 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 1051). Не менее противоречивы сведения о закрытии епархии: 1610 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 1051), 1611 г. ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 128; Дурново. 1888. С. 2; О н же. 1892. Т. 1. С. 40; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Т. 2. С. 590), 11 июля 1613 г. ( Дурново. 1898. Т. 3. С. 332), 1616 (когда кафедра овдовела) или 1617 г. (в связи со Столбовским мирным договором). Кафедра могла быть открыта в г. Кореле (Кексгольме) после 1597 г., когда из города были изгнаны шведы, захватившие его и весь Корельский у. в 1580 г. Однако это не исключает возможности более раннего учреждения епархии в сложном пограничном регионе в связи с необходимостью закрепления России на северо-западе, прежде всего на Карельском перешейке. Важной причиной основания К. и О. е. стало также образование в 1554 г. на швед. половине Карельского перешейка лютеранской Выборгской епархии. Предположение о несамостоятельном статусе епархии (см.: Чистович. 1856. С. 51) едва ли состоятельно: в тот период в Русской Церкви викариатства отсутствовали, первым таким церковно-адм. образованием стало Корельское викариатство , учрежденное в 1685 г.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

Смоленский архиепископ Сергий своею твердостию и преданностию вере и отечеству прославился на всю Россию вместе с воеводою Шеиным во время долговременной осады Смоленска королем Сигизмундом. По словам ярославцев в их грамоте в Казань (март 1611 г.), все верные сыны отечества тем только и утешались тогда посреди обрушившихся на него бедствий, что дал им Бог «за православную веру крепкаго стоятеля, святейшаго Гермогена, патриарха Московскаго, а в Смоленску архиепископа да премудраго боярина Шеина». Однажды, когда сам Шеин вместе с жителями, доведенными до крайности, пришел к Сергию уговаривать его, чтоб благословил сдать город, Сергий, сняв с себя облачение и положив посох, сказал, что готов принять муку, но Церкви своей не предаст и скорее допустит умертвить себя, чем согласится на сдачу города. Тронутые словами архипастыря, жители отложили свое намерение и дали клятву стоять против врага до последней капли крови. Когда Смоленск был взят, Сергий и Шеин были отведены в Польшу и отпущены в отечество только в 1619 г. при размене пленных. А о Новгородском митрополите Исидоре, после того как Новгород возвращен был шведами России, вот что писал сам царь Михаил Федорович в своей грамоте (27 февраля 1617 г.): «Об вас, богомольце нашем Исидоре митрополите, я слышал от истинных и неложных сказателей — о вашем благоподвизательном страдании и исправительном пастырстве для словесного стада, как вы за православную веру и христианские души, подобно древним подвижникам, много раз подвизались болезненным постом и страданиями, и, ревнуя нашему учителю Христу, непрестанно обличали многие ереси и неправды, и наставляли христиан к свету благоразумия. Многих, отпадших от нашей истинной веры, которых насильники германского рода приводили у вас к крестному целованью на королевское имя, равно и тех, которых они прельщали и принуждали идти в свою землю, ты, добрый пастырь и учитель, с своими о Христе сынами, архимандритами и игуменами и всем освященным Собором, усердно позаботился уловить своею духовною мрежею, и наставил к истинному свету и правде Божией, и своим учительством и вразумлениями освободил от прелести.

http://sedmitza.ru/lib/text/436107/

Споры Л. с кальвинистами в Оксфордском ун-те привлекли внимание Ричарда Нила, занимавшего кафедру еп. Рочестерского. В авг. 1608 г. он назначил Л. своим капелланом и приблизил его ко двору. В сент. 1609 г. Л. впервые проповедовал перед кор. Яковом I, 3 нояб. 1611 г. стал королевским капелланом, а с 1612 г. регулярно входил в число проповедовавших при дворе во время Великого поста. В мае 1610 г. Л., получивший благодаря протекции Нила должность ректора церкви в Какстоне в графстве Кент, отказался от членства в Сент-Джонс-колледже и покинул Оксфорд. 10 мая 1611 г. Л. был избран президентом Сент-Джонс-колледжа. Против этого решения выступили оппоненты Л. в спорах 1600-х гг.- Дж. Аббот, ставший весной того же года архиепископом Кентерберийским, и поддержавший его канцлер ун-та Т. Эджертон, первый барон Эллсмер,- объяснившие свой протест процессуальными нарушениями при избрании. Затянувшийся на неск. месяцев конфликт удалось решить только после вмешательства короля, к-рый благодаря влиянию Нила 29 авг. 1611 г. утвердил избрание Л. в новой должности. Л. уделял особое внимание хозяйственным делам, значительно улучшив состояние колледжа, в т. ч. благоустроил часовню, где появились новые витражи и хоры; в часовне стали регулярно петь гимны, что осуждалось пуританами. Благодаря протекции Нила, в то время епископа Линкольнского, Л. в 10-х гг. XVII в. получил неск. важных назначений: в апр. 1614 г.- пребенду Бакден в линкольнском соборе, 1 дек. 1615 г.- архидиаконство Хантингдон. В кон. 1616 г. король сделал его деканом собора в Глостере, а в янв. 1621 г. Л. получил пребенду в Вестминстере. Покровительство Нила неоднократно позволяло Л. избежать обвинений в католич. воззрениях. Так, в проповеди в последнее воскресенье перед постом в 1615 г. Л. заявил, что пресвитериане так же опасны для Церкви, как и паписты, за что Р. Аббот, старший брат архиепископа Кентерберийского и президент Бейллиол-колледжа, в своей пасхальной проповеди обвинил его в недостаточной приверженности протестантизму и скрытом католицизме. Это дело рассматривал король, и Л. был оправдан, Р. Аббота обязали принести извинения. Негативную реакцию паствы и еп. М. Смита вызвали перемены в глостерском соборе в кон. 1616 - нач. 1617 г.: Л. (по его словам, по поручению короля) приказал перенести стол для причастия из средней в вост. часть храма и обязал прихожан кланяться при приближении к нему. В разбирательстве при дворе Л. вновь был оправдан и даже включен в число священников, к-рые должны были сопровождать короля в поездке в Шотландию в 1617 г. Там, по-видимому, он вновь критиковал пресвитериан, чем вызвал недовольство местного духовенства. После отказа шотл. парламента ратифицировать Пертские статьи (Five Articles of Perth) Л. призывал Якова I найти др. пути для сближения богослужения Церкви Шотландии с английским (Пертские статьи были ратифицированы в 1621).

http://pravenc.ru/text/2110653.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010