Великий Новгород. Зверин монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Действующая церковь. Мощи преподобного Саввы Вишерского (перенесены в 1995 г.). Главная церковь в монастыре - Покрово Пресвятой Богородицы, храм с XII века был деревянным, а в 1335 году на его месте заложен каменный архиепископом Василием. В 1399 году церковь продолжили строить при архиепископе Иоанне II. Собор был освящен новгородским архиепископом Гурием во имя Покрова. После шведского разорения храм получил новое посвящение в честь Положения ризы Богоматери. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол. Существующий собор Покрова Зверина монастыря построен в 1899-1901 гг. Сооружён на месте западного притвора церкви Покрова. Оформление фасадов выполнено в псевдорусском стиле. Собор расположен в северной части монастыря - в нескольких метрах южнее церкви Симеона Богоприимца, с восточной стороны вплотную примыкает церковь Покрова. Каменная церковь Покрова построена в 1335 году, а затем, на старом основании, возведена заново в конце XIV века. Храм, пострадавший в период шведской оккупации (1611-1617 гг.) вскоре был возобновлен, а в 1682 году вновь перестроен. В это время к церкви с западной стороны пристроен теплый придел Благовещения. В 1804 году вместо этого придела построена новая паперть, и в ней освящены два престола - Благовещения и архиепископа Ионы. В конце XIX века монастырские власти задумали увеличить вместимость Покровской церкви путем надстройки паперти. Однако, при подготовке к строительству выяснилось, что стены паперти и её фундаменты недостаточно надежны. После этого, решено было построить на месте паперти Покровской церкви новый большой храм. Строительство велось с июля 1899 по сентябрь 1901 гг. Заказчик храма - игуменья Зверина монастыря Антонина. Вновь построенный собор был освящен новгородским архиепископом Гурием во имя Покрова Пресвятой Богородицы; сюда же перенесли все иконы и утварь из старой Покровской церкви, а последняя переименована в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=05340

Вологодская Учреждена в феврале 1492 года Великопермская и Вологодская Кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду Филофей (Амфилохий) епископ, бывший еп. Великопермский с февраля 1492 до 1501 † неизвест. Никон епископ, рукоположен с 05.05.1502 Вологодская и Великопермская (Пермская) Стефан епископ, упоминается с 1508 по 1514 † неизвест. Протасий (Тарасий) епископ, упоминается с 1514 по 1520 † неизвест. Пимен (Ходыкин) епископ, рукоположен с 16.02.1520 Алексий епископ, рукоположен с 9.04.1525 до 1543 Афанасий епископ, упоминается на кафедре с 1543 † неизвест. Киприан епископ, рукоположен с 30.01.1547 † после 1558 Иоасаф I епископ, упоминается Макарий епископ, упоминается с 1571 (1565) по 1575 (1577) † неизвест. Варлаам епископ, упоминается с 1575 по 1584 на покое; † 21.04.1610 Антоний епископ, свт., рукоположен с 11.10.1586 †26.10.1588 Иона (Думин) епископ, рукоположен с 1588 архиепископ с мая 1589 по 1603 митр. Ростовский и Ярославский Иоасаф II архиепископ, рукоположен с декабря 1603 †3.06.1607 (1609) Сильвестр епископ, бывший еп. Корельский с 1611 по сентябрь 1612 с 11.07.1613 еп. Псковский и Изборский Нектарий архиепископ, бывший архиепископ Охридский назначен с 25.06.1613 по 1616 лишен сана и заточен, в 1621 оправдан и в 1625 занял свою кафедру Макарий архиепископ, рукоположен с 9.02.1617 по 22.07.1619 митр. Новгородский и Великолуцкий Корнилий епископ, рукоположен с 6.02.1620 †17.03.1625 Нектарий архиепископ, повторно †3.06.1626 Варлаам епископ, рукоположен с 8.10.1627 по январь 1645 † неизвест. Маркелл архиепископ, свт., рукоположен с 16.01.1645 по 1657 Переименован архиеп. Вологодский и Белозерский Вологодская и Белозерская С1657 года Маркелл архиепископ, свт., бывший архиеп. Вологодский и Великопермский †22.03.1663 Симон архиепископ, рукоположен с 23.10.1664 по 1684 на покое; †29.04.1685 Гавриил (Кичигин) архиепископ, рукоположен с 8.09.1685 (по Строеву, 7.09.1684) †30.03.1707 Иосиф архиепископ, рукоположен с 17.10.1708 по 18.01.1716 на покое; †1719 Павел (Васильев) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исидор, митрополит Новгородский и Великолуцкий Принял монашество в Соловецком монастыре. С 1597 года – игумен, настоятель Соловецкого монастыря. В 1598 году участвовал в работе Земского Собора, избравшего Бориса Годунова на трон. 6 февраля 1603 года (по другим источникам, в 1604 году) поставлен митрополитом Новгородским. 1 июня 1606 года венчал на царство Василия Шуйского. 3 июня 1606 года участвовал в поставлении на патриарший престол митрополита Гермогена. Во время штурма Новгорода шведами (16 июля 1611 года) устроил крестный ход. По свидетельству «Летописца Нового», митрополит Исидор стоял «на градской стене, поя молебны». Скончался 10 апреля 1619 года, не успев получить разрешение удалиться на покой. По завещанию погребен в Софийском соборе (в Корсунской паперти) в Новгороде. Митрополит Исидор явился одним из видных деятелей Смутного времени. Своими увещаниями он, хотя и с трудом, отклонил новгородцев от их намерения покориться шведам, призвал на помощь прославленного воеводу М. В. Скопина-Шуйского и помог заключению мирного договора между Василием Шуйским и шведским полководцем Я. П. Делагарди. Когда после низложения Шуйского шведы из союзников снова превратились во врагов России и осадили Новгород, митрополит Исидор до последнего момента руководил обороной города, подвергая опасности свою жизнь. В то время как шведы уже ворвались в город и бои шли на улицах, Новгородский владыка продолжал совершать молебны на стенах крепости. Ему было видно, как кипела сеча около дома протоиерея Софийского собора Амоса, который заперся с друзьями в своем доме. Шведы не могли взять этого дома и сожгли его со всеми бывшими в нем. Митрополит Исидор подавал мужественным борцам благословение крестом и рукой. Но шведы одержали победу над новгородцами, и митрополит Исидор был вынужден покориться им и даже признал государем шведского принца Карла-Филиппа. В 1617 году по заключении Столбовского мирного договора между Россией и Швецией Новгород был возвращен России. При освобождении Новгорода митрополит Исидор устроил крестный ход, он встречал прибывших туда из Столбова русских послов; вероятно, вскоре после этого побывал в Москве. Считается, что владыка просил царя Михаила Федоровича отпустить его на покой в Соловецкий монастырь. Вызванный царем в столицу (возможно, в связи с приездом в Россию иерусалимского патриарха Феофана), митрополит Исидор умер на Соловецком подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гейсберт Воэций. Портрет. 1-я пол. XVII в. [лат. Voetius; нидерланд. Voet, Вут] Гейсберт (3.03.1589, Хёсден - 1.11.1676, Утрехт), голл. пастор и богослов-кальвинист. Род. в протестант. семье, рано потерял отца, погибшего при осаде Бредеворта (1597). В 1604 г. магистрат Хёсдена послал В. в Лейденский ун-т, где он изучал теологию, философию, античную лит-ру, а также приобрел обширные познания в математике, химии и анатомии. Особое влияние на формирование В.-богослова оказал Ф. Гомар . В 1611 г. В. получил место пастора во Влеймене; в 1612 г. вступил в брак с Делианой ван Дист и имел 10 детей, трое из них стали профессорами богословия. В 1617 г. В. служил пастором в родном Хёсдене, изучал араб. и сир. языки. В 1619 г. на Дордрехтском (Дортском) Синоде он выступил против ремонстрантов (арминиан). В 1634-1675 гг. В. был профессором теологии и вост. языков в академии Утрехта (с 1636 Утрехтский ун-т) и пастором местной конгрегации. Во время обучения в Лейденском ун-те В. оказался в центре дискуссии Я. Арминия и Гомара о Божественной благодати и свободе человеческой воли. Он принял сторону кальвинист. ортодокса Гомара и жестко придерживался этой позиции до конца жизни. После Дордрехтского Синода В. продолжал писать трактаты против ремонстрантов и социниан, защищая незыблемость кальвинист. вероучения. Принял участие в полемике с К. Янсением , в то время профессором теологии в ун-те Лёвена, по вопросу о легитимности протестант. миссии на захваченных католич. территориях, имея опыт проповедника реформатской церкви после освобождения от испанцев в 1630 г. Хертогенбоса. Посетив Англию в 1636 г., В., вдохновленный идеями и деятельностью пуритан, стал лидером нового движения в Голландской реформатской церкви «Дальнейшая реформация» (Nadere Reformation). Это движение призывало к христ. очищению общества через практику индивидуального и общественного благочестия. В. выступал против ростовщичества, танцев, «неестественного» стиля причесок и т. д., призывал строго соблюдать «День Господа» (воскресенье), но новое движение и его сторонники никогда не имели полной поддержки в церкви. Против «отсталого Утрехта» особенно резко высказывались богословы лейденской школы А. Хейден и И. Кокцей. В. занимал строго кальвинист. позицию по вопросу государственно-церковных отношений и полагал, что Церковь должна быть независима от гос-ва, а конгрегации свободны от власти магистратов.

http://pravenc.ru/text/155402.html

[серб. Job Шишатовац], серб. мон. (диак.), книгописец и переводчик, работавший в 1-й четв. XVII в. в Болгарии и на Афоне. Все биографические сведения об И. Ш. содержатся в приписках к созданным им книгам. Род. в г. Темешвар в Банате (ныне Тимишоара, Румыния), находившемся в церковной юрисдикции Печской Патриархии. Принял постриг в монастыре Шишатовац и там же получил образование. Не позднее 1607-1608 гг. И. Ш. переселился в Болгарию, география его пребывания там определяется расположением сербских колоний в городах и монастырях. В 1607-1608 (7116) гг. в Троицком мон-ре близ г. Враца он участвовал в написании по заказу игум. Варлаама комплекта Миней служебных, из к-рого сохранились тома на февр. и март (НБКМ. 141, 162; см.: Райков. 1969. С. 205-207; Христова, Караджова, Узунова. 2004. 256, 257). В 1612 г. И. Ш. жил («прилепихсе почити от труда путного») в Драгалевском монастыре под Софией, где переписал синодик-помянник с кодекса, содержащего поминания болг. царей эпохи Первого и Второго царств и именуемого по его позднейшему местонахождению Боянским (Городской музей, София. 1; 3 л.- РГБ. Григор. 31.6/М. 1711; см.: Станчев С., Станчева М. Боянският поменик. София, 1963). Между летом 1612 и 1614/15 гг. И. Ш. переселился на Афон; он жил и переписывал книги в келлии Дионисия Ритора Великой Лавры, в Карее (очевидно, в келлии св. Саввы), и, возможно, непосредственно в Хиландаре. В лаврской келлии в 1615 г. он переписал, отредактировав текст, по заказу иером. Дамаскина для мон-ря Студеница том «Бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея» в переводе прп. Максима Грека и троицкого инока Силуана (РНБ. F.I. 763; см.: Ангелов. 1981. С. 326-327). Судя по косвенному и не во всем правильному отражению в списке графических особенностей оригинала ( Загребин. 2003. С. 54-57), это была рукопись украинско-белорусского происхождения, возможно кодекс из Хиландарской б-ки 412, поступивший в нее из Речи Посполитой («Лехии») незадолго до этого, в 1611-1612 гг. (ср.: Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 412). В пространном послесловии, являющемся небольшим самостоятельным произведением (Отчет. 1900. С. 107; Записи. 4. 6552; Ангелов. 1981. С. 327), И. Ш. жалуется на трудности копирования восточнослав. книги, поскольку он «невежда езыку тому». В кон. 1617 - марте 1618 г. И. Ш. переписал (наименовав себя в приписке диаконом) в Карее Триодь Цветную в 2 томах (Ath. Chil. 271, 272).

http://pravenc.ru/text/578200.html

Скачать epub pdf 141. Михаил III Фёдорович Романов, царь и великий князь всей Руси сын боярина Федора Никитича Романова-Юрьева (в иночестве Филарет), патриарха всероссийского, от брака с Ксенией Ивановной Шестовой (в иночестве Марфа). Родился в Москве 12 июля 1596 г.; по пострижении отца и матери его разлучен с ними и отправлен при тетке, княгине Черкасской, на Белоозеро в июне 1601 г.; оттуда перевезен в с. Клин, отписное юрьево-польское поместье отцово, в 1603 г.; здесь соединился с матерью в 1605 г. с ней же поехал в Ростов к отцу, тамошнему митрополиту, в 1606 г. по захвате отца в Тушино укрылся с матерью в Москву в 1609 г. тут был очевидцем «московской разрухи» и пленником поляков в 1611 г.; по очищении поляками разоренной Москвы переселился в Кострому, где мать его имела свой дом, в 1612 г.; избран на царство земским собором в Москве 25 февраля, благословлен матерью в костромском Ипатьевском монастыре 14 марта, вступил в Москву 2 мая, короновался в Успенском соборе 11 июля 1613 г.; стерпел набеги ногайских татар почти под Москву, но успел захватить на р. Яике (Урале) Марину, вдову так называемого Лжедмитрия I, с ее сыном и третьим мужем Иваном Заруцким, в 1614 г.; безуспешно осаждал Смоленск и не знал, что делать с налетами поляка Лисовского в 1615 г.; заключил в Столбове договор со шведами, которым уступил Карелию и Ингерманландию, 27 февраля 1616 г.; воевал внутри своих владений с поляками, взявшими Дорогобуж и Вязьму, в 1617 г.; заключил в Деулине перемирие на 14 1/2 лет с Польшей, которой уступлены от России Киев, Смоленск и Северское княжество под условием возвращения из польского плена митрополита Филарета, отца государева, 1 декабря 1618 г.; встретил в Москве отца 14 июня и поставил его патриархом 24 июня 1619 г.; издал «Устав ратных дел» в 1621 г.; установил впервые правильную подводную повинность в 1627 г.; устроил первый на Руси железный завод Ницинский (Туринского уезда Тобольской губернии) в 1628 г.; заключил торговый до говор с Францией в 1629 г.; возобновил войну с Польшей по случаю смерти Сигизмунда IV и имел успех в 1632 г.; образовал приказ Сбора ратных и даточных людей в 1633 г.; казнил боярина Шеина за неудачу под Смоленском в 1634 г.; указал клеймить преступников и не казнить беременных преступниц до истечения шести недель после родов, в 1637 г.; узнал, что сибирские служилые люди, казаки енисейские и иркутские, проникли в Забайкальскую область в 1642 г.; допустил в Москве открытые прения о вере с датчанами 28 мая 1644 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Солтаново. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь, Свято-Троицкий храм Карта и ближайшие объекты Старинное село Солтаново (более раннее название — Султаново) возникло на торговом тракте из северных земель на Казань, проходившем через Галич и Макарьев. Известно, что в 1428 году здесь был остановочный пункт обозов, постоялые дворы и лавки. В начале XVII века Солтановская волость входила в состав Унженской осады. В дозорной книге 1617 записано «В Солтановской волости погост, а на погосте храм живоначальной Троицы вверх шатром, да другой храм тёплый Пресвятой Богородицы древянны клёцки и всё строение мирское да на погосте двор попа Григория Фёдорова, двор попа Ивана Акимова, двор пономаря Елизарки, двор сторожа Ивашки Котова». К погосту было приписано более десятка окрестных деревень. В 1620 году Солтановская волость была пожалована Артемию Ивановичу Измайлову, возглавлявшему в 1611 году суздальское ополчение. После неудачной осады Смоленска в 1633 году воевода был казнен, а его земли отошли в казну. В XVIII веке на территории волости было несколько вотчин, принадлежавших Мещерским, Оболенским и Волковым. Вотчина княгини Мещерской была приобретена А.Ф. Грибоедовой, матерью А.С. Грибоедова, но после бунта солтановских крестьян, протестовавших против непомерно высокого оброка, имение было продано княгине Долгорукой. В 1790 году на месте старых деревянных храмов в селе возвели кирпичную церковь Троицы — первое каменное здание на территории Нейского района. К последней четверти XIX века Солтаново становится крупным селом, основой экономического развития которого, наряду с сельским хозяйством, становятся сплав леса, гончарный промысел и шитье одежды, преимущественно епанчей. Именно в это время здесь появляются крупные дома зажиточных сельчан, обильно украшенные резьбой. На просторной прямоугольной площади перед храмом проводились еженедельные базары, а на Троицу — ярмарки. Для приезжающих было открыто несколько постоялых домов. В 1894 году в Солтанове были построены две часовни в память кончины Александра II — одна, деревянная, располагалась на кладбище в одной версте к западу от церкви, вторая, каменная столбовка, находилась при дороге на въезде в село.

http://sobory.ru/article/?object=24221

Суздаль. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты По дороге к Владимиру, на левой стороне, над крутым берегом речки Мжары — стоит церковь Знамения (1749 г.). В древности здесь располагался Введенский монастырь, рядом с которым в XVII веке была деревня Пинаиха. Торжественное крыльцо церкви с приземистыми гранеными столбами скрывает в своей полутени широкий перспективный портал с плоской аркой. Над крыльцом, возможно, стояла колокольня. Южный фасад с регулярно расположенными большими окнами производит впечатление гражданского здания. Северный, смотревший на город, убран богаче. К городу был обращен и второй портал храма. Вместо кокошников между двумя поясами карнизов развернута серия живописных изображений на церковные темы, а с запада здесь помещены еще два окна: строители и заказчики стремились сделать свой небольшой храм как можно более светлым. Верхний восьмерик главы убран бело-синими изразцами, какими выкладывались печи, они здесь сменили цветные и муравленные изразцы, излюбленные зодчими XVII века. Здание реставрировано в 1959 году А.Д. Варгановым. С восточной стороны от церкви Знамения особенно хорошо виден курганный могильник Суздаля за Мжарой. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» Знаменская церковь находится за рекой Каменкой. В старинные времена на этом месте существовал Введенский женский монастырь; в 1237 г. монастырь был разорен татарами. После татарского погрома Введенская церковь была возобновлена, но в 1611 г. снова разорена литовцами, после чего окончательно «опустела и стояла без пения». В описи г. Суздаля под 1617 г. записано: «за рекою Каменкою… церковь Введения Святой Богородицы, да за трапезою церковь Рождество Христово, обе древяны и стоят без пения», вследствие чего Введенская церковь была нарушена и разобрана. Митрополит Илларион, вступивший в управление Суздальскою епархиею (1682–1708 гг.), в воспоминание прежде бывшего Введенского монастыря перенес на его место из торговых рядов деревянную Знаменскую церковь, которая стояла до половины XVIII ст.

http://sobory.ru/article/?object=02942

Перынский Рождества Богородицы мужской скит Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Перынский Рождества Богородицы мужской скит Перынский скит или Перынский Рождества Богородицы мужской скит — монастырь, располагавшийся в новгородском урочище Перынь и действовавший с XIV века по 1764 год. В летописях упоминается впервые под 1386 годом, когда монастырь сожгли новгородцы. Скит основан в 1828 году. Перынский Рождества Богородицы скит расположен в 6 километрах от Великого Новгорода на полуострове (до 60-х годов XX века — остров) при истоке реки Волхов из озера Ильмень, южнее Юрьева монастыря. Содержание История [ править править код ] Предположительно, именно в урочище Перынь находилось древнерусское языческое святилище, посвящённое славянскому богу-Громовержцу Перуну. В 989 году, после того князь как Владимир обратился в христианство, Новгород был крещён святым епископом Иоакимом Корсунянином, а деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны. По преданию, после введения христианства, на месте капища в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожжённых самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского. В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове). В период шведской оккупации (1611—1617 гг.) монастырь был сожжён и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы есть, а в 1617 году она уже не упоминается: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг…». Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю. В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Перынский монастырь был упразднён, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Перынский_Рожд...

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Феодора Стратилата — единственный древний храм, который сохранился до наших дней в Неревском конце Новгорода в пределах земляного вала. Престольные праздники: 21 февраля, 21 июня, дни памяти вмч. Феодора Стратилата. Содержание История [ править править код ] В древности мимо церкви Феодора Стратилата проходила Щиркова улица. Возможно, именно об основании храма-предшественника нынешней церкви и его заказчике, Воигосте, кратко сообщает Новгородская Первая летопись (1115 год). В конце XIII века храм был отстроен заново, уже в то время он был посвящен св. Феодору Стратилату. Существующее здание относится в основном к середине XVI века — это двухэтажный пятиглавый храм. После шведской оккупации (1611–1617) церковь долгое время стояла в запустении. Только во второй половине XVII века Софийская сторона начинает возрождаться. Храм Феодора Стратилата стал приходским для поселившихся в Неревском конце стрельцов. В 1804 при митрополите Гаврииле из Софийского собора в Феодоровский храм была перенесена частица мощей святого Феодора Стратилата. В том же году с запада к церкви была пристроена четырехъярусная колокольня. В 1930-е церковь была закрыта, а часть церковных ценностей была передана для продажи за валюту акционерному обществу «Интурист». Неизвестна судьба икон Феодоровской церкви. В 1937 году в числе приговоренных к расстрелу священнослужителей был и священник церкви Феодора Стратилата Димитрий Семенов. Во время Великой Отечественной войны храм Феодора Стратилата пострадал незначительно, в послевоенные годы он использовался как склад. В 1955 группа верующих из 26 человек сделала попытку убедить власти в необходимости открытия для богослужения церкви Феодора Стратилата на Софийской стороне (в это время действующим был единственный Николо-Дворищенский собор на Торговой стороне). Через митрополита Ленинградского и Новгородского Григория верующие обратились к патриарху Алексию (Симанскому) и гражданским властям с просьбой о передаче в их пользование храма. Однако решением Новгородского облисполкома в просьбе было отказано.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Феодор...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010