Впрочем, монастырь вовсе не был захолустным. При нём имелось епархиальное женское училище и школа, здания которых частично сохранились. Ежегодно 10 июля в Деревяницком монастыре проходил широко известный в Новгороде крестный ход. В этот день совершалась память чудотворной Коневской иконы Божией Матери, точный список которой имелся в церкви Успения Пресвятой Богородицы и очень почитался жителями близлежащих селений. После революции Деревяницкий монастырь был закрыт, а его корпуса использовались как склады и для размещения наркологического диспансера. В годы Великой Отечественной войны комплекс Деревяницкого монастыря пострадал не так сильно, как многие другие. Однако на сегодняшний день результаты реставрационных работ 1965 года уже почти незаметны: купола обветшали и зияют дырами, штукатурка со стен во многих места сошла, а стёкла почти все разбиты.  Согласно описи 1583 г., приведенной архим. Амвросием (Орнатским), в Д. м. находились каменные Воскресенский и Успенский храмы, а также деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной. В челобитной насельников 1610 г. названо 3 храма: Воскресенский, Успенский и «великого чюдотворца Николы» (см.: Кадыкин. С. 20). Во время швед. оккупации Новгорода в 1611-1617 гг. Д. м. был «разорен до основания» (Там же). Согласно описи 1617 г., храмы стояли без кровель, церковное имущество разграблено, кельи и ограда сожжены. После 1617 г. Успенская ц., вероятно, не возобновлялась. Были восстановлены Воскресенский храм (к 1620), деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной палатой, началось строительство келий. В 1663 г. Никольская ц. сгорела, но в 1672 г. была возобновлена. В 1693 г., при игум. Маркелле, по благословению митр. Новгородского Корнилия началось строительство деревянной надвратной ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К кон. XVII в. настоятельские и братские кельи, хозяйственные службы и др. постройки также были деревянными. С 1694 г. и в 1-ю треть XVIII в. в Д. м. велись каменные строительные работы, в результате к-рых монастырский ансамбль был полностью обновлен. В 1694 г. был разобран каменный Воскресенский собор, и в 1695 г. по благословению митр. Корнилия «царского Величества ближний боярин и воевода князь Борис Иванович Прозоровский на том же месте завел церковь великую и строил тое церковь три лета из монастырской казны» (ОПИ НГМОМЗ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 145. Л. 1-1 об.). В 1695 г. был заключен подрядный договор с 2 артелями каменщиков, к-рые возглавляли Фома Алексеев из Костромского у. и Никита Киприянов из Ярославского у.

http://sobory.ru/article/?object=00372

не был перемещен во Псков, где и скончался. Епархия Смоленская, считавшаяся архиепископиею, перешла после взятия Смоленска поляками (15 июня 1611 г.) во владения Польши на много лет, пока Смоленск не был возвращен России. Может быть, как бы взамен этой утраченной архиепископии Псковская епархия в 1611 г. по воле царя Михаила Федоровича возведена на степень архиепископии . Другие епархии если и не были закрыты среди тогдашних смутных обстоятельств, то оставались без архипастырей на более или менее продолжительное время. В Астрахани после известного архиепископа Феодосия († 18 декабря 1606 г.), столько пострадавшего еще при первом самозванце и участвовавшего в перенесении мощей святого Димитрия царевича из Углича, не было архиерея почти девять лет, там происходили постоянные смуты, волнения и убийства от казаков и других мятежников, и только при царе Михаиле Федоровиче туда поставлен был новый архиепископ Онуфрий (15 февраля 1615 г.). Тверская кафедра, после того как архиепископ Феоктист взят был тушинцами в плен (1608) и потом убит ими, оставалась праздною около пяти лет и только с воцарением Михаила Федоровича, в мае 1613 г., отдана была архиепископу Арсению Елассонскому, проживавшему при московском Архангельском соборе. В Ростове после взятия митрополита Филарета Никитича тушинцами в плен не было архиерея около трех лет (1608–1611). В Суздале после изгнания архиепископа Галактиона теми же тушинцами не было епархиального владыки около четырех лет (1608–1612). Вследствие тех же прискорбных обстоятельств от Новгородской епархии временно были отделены Каргополь и другие города и уезды по Двине и Вагу. Они отданы были Вологодскому архиепископу Нектарию (с 1613 г.) «для его скудости и вологодского запустенья» в то время, когда Новгород находился под властию шведов. С возвращением же Новгорода под власть России возвращены к Новгородской епархии грамотою царя Михаила Федоровича (6 июля 1617 г.) . В числе архипастырей, правивших нашими епархиями в то тяжелое время, немало было, как мы уже видели, таких, которые показали высокие примеры приверженности к православной вере и отечеству, теперь упомянем еще о двух — Смоленском и Новгородском.

http://sedmitza.ru/lib/text/436107/

В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги. После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси. Жизнь монастыря в XVIII—XIX вв. В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году. Обитель известна многими подвижницами, такими как восстановительница монастыря старица Акилина, подвижница благочестия — схиигумения Евпраксия, схимонахиня Мария, известная в миру, как талантливая поэтесса Елизавета Шахова. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский , который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях. Формирование облика монастыря связано с именами архитекторов: A. M. Горностаева, Н. Н. Никонова, К. И. Бранта. Монастырь был закрыт в 1919 году, постройки переданы детскому дому. Во 2-й пол. ХХ в. занят коррекционной школой. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году. Современное состояние [ править править код ] Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь возобновлён 28 августа 2005 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви. В этот памятный для обители день в Успение Пресвятой Богородицы, правящий архиерей посетил обитель и огласил постановление Священного Синода об открытии монастыря, возложив на настоятельницу монахиню Ангелину наперсный крест. В сентябре 2011 года монахиня Ангелина была возведена в сан игумении. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Староладожский...

Россия была спасена самим её людом, силами первого Первого земского (народного) ополчения 1611 года под руководством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого, князя Дмитрия Трубецкого и гораздо более успешного Второго ополчения князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина, сформировавшегося в конце того же года, а в октябре следующего, 1612-го, полностью освободившего столицу от оккупации интервентами. Уцелевшие поляки не просто покидали тогда Москву, а поспешно уносили из неё ноги. Находившиеся в первопрестольной как бы по приглашению властей, пресловутой Семибоярщины, рассылавшей во все концы требования признания царём польского королевича, они полной мерой испытали на себе гнев народный: подвоз продовольствия прекратился, далее белокаменная вовсе была блокирована ратями народного ополчения. Оккупанты сначала поели всех кошек, собак, ворон и крыс, затем занялись людоедством. «Изгнание поляков из Кремля». Художник Эрнест Лисснер Изгнание ляхов из московских пределов благотворно повлияло на ситуацию. Земский собор (собрание представителей всех земель и сословий земли Русской) 3 марта 1613 года восстановил центральную власть, избрав на царство Михаила Романова, что положило начало новой династии (взамен утраченной со смертью Иоанна Грозного и его сына царя Фёдора династии Рюриковичей), и означало начало конца Смуте. Столбовский мирный договор, подписанный 9 марта 1617 года, прекратил войну 1610-1617 годов со шведами, неосмотрительно приглашёнными всё тем же Василием Шуйским в качестве союзников в борьбе с поляками, в ходе конфликта превратившимися в захватчиков, терзавших страну с севера: захват территорий представлялся им более интересным занятием, чем получение жалования, которого к тому же не платили. Шведы заключили мир, а не перемирие, что соответствовало реалиям того времени: хотя Россия и потеряла при этом часть территорий (которые век спустя, при Петре I, пришлось возвращать силой оружия). Договор означал также признание легитимности новоизбранной власти, чем вполне устраивал большинство европейских стран возможностью возобновления торговых связей с Русским царством, в чьих товарах они весьма нуждались.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/09/_deuli...

17. Сильвестр , бывший епископ Корельский, упом. 9 сент. (sic) 1611, 1612 и 1613, 20 февр., 1 мая. После во Пскове. 18. Нектарий , Грек, архиепископ Ахридский, определён 25 июня (sic) 1613, 1613–16; отлучён по суду и сослан в Новгородский Кириллов мнтрь. 19. Макарий хирот. 9 февр. 1617, из игум. Тихвинских, а 22 июля 1619 перев. в Новгород. 20. Корнилий хирот. 6 февр. 1620 из архим. Свияжских; † 17 мар. 1625. Погребён в Софийском соборе. Нектарий , вторично, (в Москве 1624) в 1625 (упом. 5 мая); † 3 июня 1626. Погребён в Софийском соборе. 21. Варлаам хирот. 8 окт. 1626 из архим. Устюжско-Архангельских; в янв. 1645 отставлен; † в Устюге. 22. Маркелл хирот. 16 янв. 1645, из игум. Соловецких; † 22 мар. 1663. Погребён в Соловецком мнтре. В исх. 1657 г. Пермь отписана к епархии Вятской, а Белоозеро – к Вологодской. IV. Архиепископы Вологодские и Белоезерские 23. Симон хирот. 23 окт. 1664, из игум. Александро-Свирского монастыря; в 1684 уволен, за болезнью; † 29 апр. 1685, на покое. Погребён в Спасо-Прилуцком мнтре. 24. Гавриил хирот. 7 сент. 1684 из архим. Новоспасского монастыря; † 30 мар. 1707. Погребён в Софийском соборе. 25. Иосиф хирот. 17 окт. (sic) 1708 из архим. Московского Знаменского монастыря; 18 янв. 1716 уволен, за болезнью, в Московский Богоявленский и там † … (Был жив в 1718). V. Эпископы Вологодские и Белоезерские 26. Павел 29 янв. 1716 хирот. из иеромонахов Александро-Невских; † 5 нояб. 1725. Погребён в Софийском соборе. 27. Афанасий Кондоиди , Грек, хирот. 9 окт. 1726 из архим. Спасо-Ярославского монастыря, а 17 сент. 1735 перев. в Суздаль. 28. Амвросий Юшкевич 2 февр. 1736 хирот. из архим. Симонова монастыря, а 29 мая 1740 перев. в Новгород. 29. Пимен Савелов 29 июня 1740 хирот. из архим. Костромского Ипатиевского монастыря; † 26 мая 1753. Погребён в Софийском соборе. 30. Серапион Лятошевич 29 окт. 1753 перев. из Переяславль-Залесской епархии; в 1761 уволен, за болезнью; † 22 апр. 1762, в Спасо-Прилуцком мнтре. Погребён в Софийском соборе. 31. Иосиф Золотой хирот. 16 дек. 1761 из архим. Высокопетровского монастыря; † 25 дек. 1774. Погребён в Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1528 г. повелением архиеп. Новгородского свт. Макария , запретившего совместное проживание иноков и инокинь, обитель становится женской и возглавляется игумениями. Согласно Дозорной книге Софийской стороны 1586 г., Петропавловской ц. (о мон-ре в документе не говорится) принадлежал фруктовый сад «на Петровской улице от Деревяного города по левой стороне» длиной 72 саж. с более чем 300 деревьями, с примыкающей пашенной землей длиной 43 саж. и участком в 11 саж. (Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в.: Сб. док-тов/Сост.: К. В. Баранов. СПб., 2001. С. 68). По писцовой книге 1623 г., строительница Н. П. м. с сестрами владела землями в «Алексеевском заполье» за Окольным («Деревяным») городом (Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов/Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003. С. 39). По Новгородской росписи 1615 г., в мон-ре имелись Петропавловский собор и деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной: «Монастырь девич, а в нем храм камен Петр и Павел, трапеза древяна, а в ней храм Никола чюдотворец» ( Анкудинов. 2008. С. 374). Т. о., мон-рь жил по общежительному уставу (вероятно, введенному вслед. реформ в отношении новгородского монашества при Новгородском свт. Макарии). В росписи отмечалось, что все указанные в ней церкви и мон-ри «вызжены и разорены» (Там же. С. 382). В ходе швед. оккупации Новгорода (1611-1617) Никольский храм был разобран, кельи и ограда утрачены. Каменный Петропавловский собор также пострадал; в нем сохранились 6 местных икон, напрестольное Евангелие и еще 5 книг, к-рые, по словам инокинь, были выкуплены «у немец», т. е. у шведов. В дальнейшем Н. П. м. оставался одной из наименее обеспеченных новгородских обителей. Он содержался на незначительные доходы от земли и покосов при недостаточном количестве имеющихся вотчин и вкладов. В 1669 г. было осуществлено 2 ремонта соборной Петропавловской ц., 3-й ремонт произведен в 1699 г. по указу новгородского воеводы П. М. Апраксина. 19 авг. 1691 г. Н. П. м. был приписан к Воскресенскому женскому монастырю на Мячине, но вскоре снова обрел самостоятельность. Согласно монастырским ведомостям 1722 г., в Н. П. м. проживали 15 инокинь и строительница Агафия, в 1738 г.- 5 монахинь с настоятельницей инокиней Мариной. В это время кроме монастырской ц. Петра и Павла имелась теплая деревянная ц. во имя прп. Иоанна Лествичника. Строительница Агафия писала в Сенат в 1728 г., что экономическое положение обители очень тяжелое, строения мон-ря обветшали, а на ремонт средств не имеется, поскольку «за тем монастырем крестьянства и вотчин не имеется, живут они без жалования и получают едва дневную пищу и ходят по миру...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 9. Д. 391. Л. 1; цит. по: Секретарь. 2011. С. 224).

http://pravenc.ru/text/2577783.html

В Тихвинском Большом монастыре чудотворная икона Старорусской Божией Матери находилась в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, по левую сторону входных дверей, на первом столпе. По какому поводу была перенесена чудотворная икона Матери Божией из г. Старой Руссы в Тихвин, существует несколько сказаний. Они в частностях разногласят, но сходны в главном и существенном. Мы укажем на два из них более распространенные в последнее время. По одному сказанию, в царствование Государя и Великого князя Иоанна Васильевича Грозного, в 1570 году, моровое поветрие стало опустошать пределы Новгородской области и между прочими Тихвин и Старую Руссу. Устрашенные жители обратились с горячими молитвами к Небесной Заступнице, умоляя о помощи, и молитва их была услышана: Матерь Божия явилась во сне одному из благочестивых жителей Тихвина и открыла ему, что язва прекратиться, если в Старую Руссу будет принесен образ Тихвинской Богородицы, а в Тихвин Старорусская Ее икона. Повеление Небесной Владычицы было исполнено, и мор действительно прекратился в том и другом городе 2 . По другому сказанию, чудотворная икона Старорусской Божией Матери, во время того же морового поветрия, была взята из Старой руссы и носима из одного селения в другое, для избавления от губительной язвы, и таким образом достигла Тихвина. По милости и заступлению Царицы Небесной моровое поветрие прекратилось, и Старорусская икона Богоматери на время была поставлена в Тихвинском Большом монастыре. По дальности расстояния Тихвина от Старой Руссы и неудобству в тогдашнее время путей сообщения, возвращение Старорусской чудотворной иконы Божией Матери из Тихвина в Старую Руссу было откладываемо с году на год, а последовавшее затем в 1611–1617 гг. нашествие на Новгородскую область Шведов, разграбивших и разоривших Старую Руссу и разогнавших ее коренных жителей, послужило новым препятствием к возвращению чудотворного образа скорой в бедах Заступницы на место прежнего своего пребывания 3 . Слишком три века святая икона пребывала под сенью Тихвинской обители, слишком три века граждане Старой Руссы не переставили скорбеть, не видя в своем городе своей святыни. При увеличении народонаселения и развития благосостояния гор. Старой Руссы, у граждан ее пробудилось благочестивое желание возвратить свою заветную святыню, чудотворный образ Старорусской Богоматери. Начиная с 1805 года граждане г. Старой Руссы неоднократно ходатайствовали пред высшими духовными и светскими властями о возвращении св. иконы, но ходатайство их оставалось безуспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

Возвращение Старорусского образа откладывалось по разным причинам, главным образом из-за войны со Швецией в 1611-1617 годах, когда Старая Русса подверглась разграблению со стороны северного соседа. Ясно, что в Тихвинском монастыре, по предстательству Божией Матери спасшем свои и чужие святыни, о возвращении Старорусской иконы не могло быть и речи. Шли годы, нанесенные войной раны залечились, но Старорусская икона не медлила двигаться в обратный путь, как об этом не скорбели жители Старой Руссы. Так веками, из уст в уста, передавалось сказание об утраченном образе, а в местном соборе имелась копия,согласно преданию пришедшая из Тихвинского монастыря в 1640 году [iv] . История сохранила и дату первой попытки старорушан заполучить свою святыню назад: «...около 1787 г. в Старой Руссе вспомнили о подлинной иконе и отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении Старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию Старорусской, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая 1788 г.» [v] Неисповедимы судьбы Божии: спустя время эта икона также прославилась чудотворениями, служа духовным утешением старорусских граждан. Наконец, в 1805 году жители Старой Руссы набрались смелости подать прошение о возвращении иконы на имя митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова). Насельник Старорусского Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Сергий пишет в своем труде, что митрополит Амвросий «с Евгением, епископом Старорусским, склонны были удовлетворить благочестивому желанию старорусских граждан, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказал выдать Икону присланным из Руссы депутатам, под предлогом опасения возмущения тихвинских граждан, не желавших отпустить чтимую святыню» [vi] . Однако один их немногих дошедших до нас официальных документов - прошение граждан г. Тихвина митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Никанору (Клементьевскому) от 8 января 1849 г. об оставлении Старорусской иконы в Большом монастыре - прямо указывает на то, что гражданам Старой Руссы было «ничего не известно» о резолюции митрополита Амвросия на их прошение, поданное в 1805 году. Несомненным оставалось одно: «по всей вероятности, просьба их не была уважена: ибо икона оставлена на своем месте в Тихвине» [vii] .

http://bogoslov.ru/article/315542

Дважды, в 1589 и 1592 гг., киевский мещанин Ярмола Опалиха захватывал монастырскую ниву и озера Заподь и Божатин. В 1592 г. М. м. подвергся нападению казаков-повстанцев во главе с писарем Иваном Гренковичем, которые избили игум. Иосифа (Бобровича) и «пошарпали» королевские грамоты на земельные угодья. Вероятно, нападение было инспирировано жителями сел Вышгород, Петровцы и Стрижов. В кон. XVI в. кн. Константин Острожский выдал охранные листы М. м., по его приказам начали уточнять границы земельных угодий и поставили во главе обители игуменов: в 1595 г.- Иосифа (Герасимовича), в 1599 г.- Афанасия (Московитянина; † 1612). Князь выдал им листы на игуменство, хотя предыдущие настоятели получали такие документы только от короля. В XVI в. мон-рь не играл значительной роли в церковной жизни Киева. XVII в. Буд. игум. Афанасий в отрочестве воспитывался при дворе кн. Константина Острожского. В 1609 г. Афанасий получил королевскую грамоту на игуменство. В 1610 г. архиеп. Мирликийский Матфей, экзарх К-польского патриарха, выдал игум. Афанасию грамоту на патриаршую ставропигию обители. В 1616-1617 гг. право монастыря на ставропигию подтвердил Монемвасийский митр. Иосиф, экзарх Иерусалимского патриарха. Хлопоты о. Афанасия свидетельствуют об амбициях игумена, претендовавшего на то, чтобы значение его обители не уступало положению Киево-Печерской лавры. При нем распространилось влияние М. м. на Левобережье. Так, «по благословению» игум. Афанасия был основан Густынский во имя Святой Троицы монастырь , к-рый находился под патронатом Межигорской обители. Во время настоятельства игум. Афанасия в М. м. были построены церкви апостолов Петра и Павла (1607), свт. Николая Чудотворца при трапезе (1609) и Преображения Господня (1611). Все храмы и мон-рь были освящены в апр. 1612 г. Софийским архиеп. Неофитом. В том же году братия М. м. вместе с братиями др. киевских обителей отказалась подчиняться униат. Киевскому митр. Ипатию Потею и признала своим пастырем Софийского митр. Неофита. В марте-апр. 1613 г. игумен и иноки мон-ря были вызваны на суд коронного трибунала в Люблине ( Макарий (Булгаков). Т. 6. С. 222, 599).

http://pravenc.ru/text/2562780.html

Зверин женский монастырь получил это имя от Зверинца, то есть заповедного леса, в котором в древнейшую пору истории Новгорода князья развлекались охотой на диких зверей. О существовании Зверинца Новгородская летопись впервые упоминает ещё во второй половине XI века. Когда в 1069 году войска полоцкого князя Всеслава Брячиславовича подступили к Новгороду, новгородцы, по словам летописца, " …поставиша полк противу их у Зверинца на Кзени " . Время возникновения монастыря неизвестно. Впервые деревянная церковь монастыря на Зверинце упоминается под 1148 годом, когда в нём от удара молнии сгорела деревянная церковь Покрова Богородицы. Каменная церковь Покрова была выстроена в 1335 году при архиепископе Василии и заново перестроена в 1399 году. В 1467 году в монастыре появляется ещё одна деревянная церковь Симеона Богоприимца, срубленная во время эпидемии чумы " по обету " за один день. На следующий год при архиепископе Ионе эта церковь выстроена в камне. Согласно писцовой книге Леонтия Аксакова 1582/1583 гг., на территории монастыря располагалось уже три храма: " ..Монастырь Зверинец, а в нём церковь камена Покрова Святеи Богородицы, церковь Симиона Богоприимца, да церковь деревянная теплая Благовещения Святеи Богородицы " . Время строительства и исчезновения деревянной церкви Благовещения неизвестно. В " Росписи новгородских монастырей и церквей " (1615 г.), составленной после шведского разорения, она не упомянута, но в монастырской описи 1682 года церковь Благовещения вновь названа в числе других монастырских строений. Видимо, на протяжении конца XVI-XVII вв. в монастыре происходили какие-то перестройки, так как названная выше " Роспись " называет главный монастырский храм не Покровским, а в честь Положения ризы Богоматери. Шведская оккупация Новгорода (1611-1617 гг.) привела к значительному разорению Зверина монастыря. В 1721 г. монастырь был приписан к Сыркову монастырю, куда были переведены и монахини. Через шесть лет монастырь был восстановлен. С этого времени начинается его постепенное возрождение.

http://sobory.ru/article/?object=00167

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010