Warsz., 1987. Т. 1: 1709-1719; Idem: Rejestry podymnego: Wojewydsmwo Wilecskie 1690 r. Warsz., 1989; Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 5 (1427-1506). Vilnius, 1993, 20122; Kn. Nr. 8 (1499-1514). 1995; 1528-1547. 6-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1995; Kn. Nr. 564 (1558-1563). 1996; Kn. Nr. 10 (1440-1523). 1997; Kn. Nr. 11 (1518-1523). 1997; 1522-1530. 4-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1997; Kn. Nr. 1 (1380-1584). 1998; Kn. Nr. 25 (1387-1546). 1998; Kn. Nr. 3 (1440-1498). 1998; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 1998; 1533-1535. 8-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1999; Kn. Nr. 530 (1566-1572). 1999; Kn. Nr. 51 (1566-1574). 2000; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 2001; 1542. 11-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2001; Kn. Nr. 15 (1528-1538). 2002; Kn. Nr. 531 (1567-1569). 2001; Kn. Nr. 532 (1569-1571). 2001; Kn. Nr. 9 (1511-1518). 2003; 1540-1541. 10-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2003; Kn. Nr. 4 (1479-1491). 2004; Kn. Nr. 52 (1569-1570). 2004; Kn. Nr. 556 (1791-1792). 2005; Kn. Nr. 523: (1528 m). 2006; Kn. Nr. 567 (1567-1571). 2006; Kn. Nr. 594 (1585-1600). 2006; Kn. Nr. 6: (1494-1506). 2007; 1540-1543. 12-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2007; Kn. Nr. 14 (1524-1529). 2008; Kn. Nr. 71 (1585-1586). 2008; Kn. Nr. 19 (1535-1537). 2009; Kn. Nr. 20 (1536-1539). 2009; 1546-1548. 19-oji Teism byl knyga. 2009; Kn. Nr. 593 (1585-1604). Diplomatini reikal knyga. 2009; Kn. Nr. 22 (1547). 2010; Kn. Nr. 276 (1584, 1586, 1597). Teism byl knyga 62. 2010; Kn. Nr. 7 (1506-1539). 2011; Kn. Nr. 37 (1552-1561). 2011; 1562-1566. 47-oji Teism byl knyga. 2011; Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. Варшава; М., 1999. Т. 5: Руська (Волинська) Метрика: Кн. за 1652-1673 рр./Подгот.: П. [М.] Кулаковский; 2002. Т. 6: Радзивилловские акты из собр. РНБ. 1-я пол. XVI в./Сост.: М. М. Кром; Метрыка Bялikara княства Кн. 28 (1522-1552). Мн., 2000; Кн. 44 (1559-1566). 2001; Кн. 272 (1576-1579). Khira судовых 58. 2015; Кн. 28 (1522-1552).

http://pravenc.ru/text/2563088.html

Холтура см. Халтура Холуй кн. Федор Васильевич Ухтомский, 1520 г. Холуй –1) отруби и месиво для скота, 2) мусор на заливных лугах после водополья Ср. холустье и захолустье; переносное – холуй – дурак Холунников Степан, посадский человек, 1623 г., Гороховец Холщевник Илларион, послух, середина XV в., Москов ский уезд Холятин Мартин, стрелец, 1624 г., Тула Хомутинник Семен, крестьянин, 1613 г., Арзамас Хомутов Иван Федорович, умер в 1522 г., его вотчина – селения Щелково и Хомутово на р. Клязьме под Москвой Хомяк, Хомяков : кн. Иван Данилович Хомяк Пенков [см. Пенка] Ярославский, боярин, 1524 г.; Степан Хомяк Бундов [см. Бундо], 1562 г.; Борис Хомяков, первая половина XVI в.; от него – Хомяковы, XVI в. и позже, Тула [см. Чеченин] Хоненев Кондрат Константинович, конец XVI в., Ряжск; Рахман [ср. Рахманов] Третьякович [см. Третьяк], 1570 г., Владимир 97 ; Хоненев Иван, подьячий, гонец в Ногаи, 1640 г. Хорев Орлыга [см. Орлыга], крестьянин, 1564 г., Олонец Хоробрит кн. Михаил Ярославич Хоробрит – храбрый, задорный, чванливый Хоробровы Сима, Иван и Михаил Даниловичи, 1524 г., Москва Хорошанин Порфирий, посадский человек, 1623 г., Гороховец Хорошев Русин [см. Русин] Григорьевич, дворянин, середина XVI в., Можайск; Неклюд [см. Неклюд] Мишин, бывший холоп, помещик, конец XV в., Вотская пятина Хоруза , сотник псковских Пищальников, 1512 г. Хорхора, Хорохора : Хорхора Давидович (род Нетши [см. Нетша]), середина XV в.; кн. Иван Андреевич Золотой-Оболенский [см. Золотой], 1567 г.; Григорий Юрьевич Старого Меликов [сл. Старый, Мелик], начало XVI в.; Федор Яковлевич Кутузов [см. Кутуз], конец XV в. Хорхора – взъерошенная курица: ср. хорохориться Хорь Иван, посадский человек, 1638 г., Москва Хорюгин Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Хоря , крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Хоряк кн. Иван Васильевич Хованский [см. Хованские], начало XVI в. Хотен Борисович Княжнин [см. Княжнин], вторая половина XVI в.; Хотен Андреевич Валуев [см. Валуй], 1550 г.; Хотен Юрьевич Дубровский [см. Дубровский], казнен в 1570 г. в Новгороде [см. Ивашев, Курлаковы]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

[Ср. Холзаков] Колмак, Колмаковы : Федор Иванович Колмак Овцын [см. Овца], XVI в.; Петр и Исаак Колмаковы, 1564 г., Олонец; Колмак и Неустрой [см. Неустрой] Борисовичи Обрютины [см. Обрюта], 1568 г., Ярославль; Колмак и Домачной [см. Домачний] Михайловичи Васьковы, 1568 г., Ярославль; Никита Колмаков, подьячий, 1680 г., Нижний Новгород Колмановы , холопы, 1603 г., Новгород Ср. калман – ерш Колмогоров Иван, посадский человек, 1623 г., Гороховец Колоб, Колобовы : Колоб Перепечин [см. Перепеча], начало XVI в.; Алабыш [см. Алабыш] Колобов сын Перепечин, 1550 г. [см. Леваш] Колобродов Прокош, сокольник боярина Тучка Морозова, 1481 г.; Степан Колобродов, царский конюх, 1573 г. Коловратов Иван, послух, 1643 г., Москва Кологрив : Иван Тимофеевич Кологрив Улитин-Пушкин [см. Улита, Пушка], начало XVI в.; от него – Кологривовы [см. Гулида, Повод] Кологривый конь – конь с пышной гривой на обе стороны; кологрив – конюх, ведущий коня князя или хана на выход Колодин Данило Осипович, середина XV в., Кашин [см. Сатка] Колодка Иван Дмитриевич Плещеев [см. Плещей], 1568 г. Колоднич Грязной [см. Грязной] Никифоров, подьячий, 1611 г., Москва Колодуев Иван, посадский человек, 1485 г., Псков Колокол Андрей Филиппович, посадский человек, 1570 г., Новгород Колокольцев Яков, середина XV в., вотчинник, Дмитров [см. Скрыней] Коломна, Коломин : Федор Юрьевич Коломна Вельяминов, первая половина XV в.; Василий Коломин, крестьянин, 1607 г., Юрьев; Коломна Иван, холоп кн. Ромодановских, 1522 г. Колонтай, Колонтаев : Колонтаев Тимофей, казнен в опричнине; Андрей Богданович, 1596 г., Руза Ср. Калантай, золотоордынский татарин, 1343 г. Колос Иван Андреевич Кокорев [см. Кокорь], 1495 г.; Василий Колосов, посадский человек, 1624 г., Зарайск Колосей , крестьянин, начало XVI в., Новгород Колотилов Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород Колота ( Калоша ): Гридя [см. Гридя] Колоша, крестьянин, 1490 г., Новгород Колоша – 1) засыпка руды и угля в доменную печь, 2) обножка из цветочной пыльцы у пчел, которые собирают цветень на ножки, 3) детские штаны, 4) штанина, штиблет, нижняя часть брюк от колена до ступни (Даль)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Максимилиан I Габсбург (1459–1519) – император так называемой «Священной Римской империи» в период 1493–1519 гг. Бермудес Хуан (ум. 1570) – португальский мореплаватель, открывший в начале XVI столетия острова, названные в его честь Бермудскими. Был патриархом при дворе абиссинского негуса Давида III. Тасман Абель Янсон (1603–1659) – нидерландский мореплаватель. Обнаружил в Тихом океане остров, который назвал землей Ван-Димена (позднее Тасмания). Гриней Симон (1493–1541) – немецко-швейцарский филолог и богослов. Отыскал последние пять книг Тита Ливия. Мюнстер Себастьян (1489–1522) – немецкий географ, филолог и математик. Издал «Всеобщую космографию», в которой содержится описание мира. Меркатор Герхард (1512–1594) – фламандский географ. По заданию Карла V изготовил глобусы земли и неба. В карте 1568 г. применил проекцию, которую мы знаем как «проекцию Меркатора». Им был приготовлен большой атлас. Эльдорадо – легендарная страна, изобилующая золотом, которую испанские завоеватели пытались найти в Южной Америке. Кинсай – один из крупнейших городов средневекового Китая. Его посетил Марко Поло, которому принадлежит это искаженное название Ханчжоу. Де Коса Хуан (ок. 1460–1510) – испанский мореплаватель, кормчий Колумба в путешествиях 1492 и 1493 гг. Совершил несколько плаваний к берегам Южной Америки с Охедой и Бастидасом. Его карта Америки – одна из старейших. Бобадилья Франсиско де (ум. 1502) – чиновник, посланный в 1500 г. на Эспаньолу для расследования обвинений против Колумба. Руководствуясь тайными инструкциями короля, заковал Колумба в кандалы и отправил в Испанию. Рамузио (Рамугно) Джованни Батиста (1485–1557) – итальянский историк и географ. Опубликовал книгу «Морские и сухопутные путешествия». Сервет Мигель (р. между 1509–1511 – ум. 1553) – испанский врач и философ. Им описан легочный (малый) круг кровообращения. За критику религиозных догм был сожжен по настоянию Кальвина на костре. Гарвей (прав. Харви) Уильям (1578–1657) – английский врач-анатом, открывший и исследовавший процессы кровообращения.

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

Архиепископия с 26.01.1589. Митрополия с 13.06.1669 по 1723 г. Именовалась (Н.Д. Иерархия... С. 330): Муромская и Рязанская; с 12.03.1291 – Рязанская и Муромская; с 29.05.1764 – Рязанская и Шацкая; с 16.10.1799 – Рязанская и Зарайская; Рязанская и Касимовская. Викарные кафедры: Михайловская, Ранненбургская, Спас-Кпепиковская, Скопинская, Зарайская, Шацкая. 26.09.1198 03.07.1295 Стефан (1303) Кирилл) Савва(1304) Митрофан (1304) Кирилл II Феодул Иосиф II (1340) 1354 (?) 03.07.1360 Вассиан II (1379) Феоктист 15.08.1388 Евфросин II (1410) 15.12.1448 01.1462 01.02.1462 08.12.1471 08.1481 18.12.1496 12.02.1517 23.03.1522 22.04.1548 01.1554 17.03.1554 Акакий Леонид (1564) 01.1562 (11.1570?) 1572(1573?) 09.02.1573 Леонид II Протасьев (Протасов) 05.1598 07.1598 17.02.1601 30.06.1605 08.1605 10.09.1617 10.01.1619 30.04.1620 05.05.1621 15.02.1637 10.01.1638 15.02.1651 13.04.1651 10.04.1655 05.1657 28.05.1673 09.08.1674 21.09.1681 11.1681 04.09.1686 25.03.1687 03.1700 07.04.1700 27.1 1.1722 03.02.1723 25.06.1725 Сильвестр Холмский 15.07.1726 03.10.1726 30.10.1726 27.04.1731 11.05.1731 26.09.1733 Лаврентий Горка 26.09.1733 17.09.1750 21.06.1752 22.10.1757 Димитрий Сеченов 18.06.1758 20.03.1778 Палладий Юрьев 31.03.1778 17.01.1804 29.01.1804 26.01.1809 05.03.1809 14.05.1817 04.06.1817 18.08.1824 12.01.1825 25.02.1828 Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров 03.03.1828 25.07.1831 07.08.1831 09.05.1837 15.07.1837 10.05.1858 05.06.1858 11.11.1863 20.12.1863 29.08.1867 28.11.1867 09.09.1876 09.09.1876 21.08.1882 28.09.1882 02.12.1894 10.12.1894 14.10.1896 Иустин Полянский 14.10.1896 14.01.1900 22.01.1900 07.11.1902 18.12.1902 03.11.1906 03.11.1906 25.07.1911 Никодим Боков 25.07.1911 17.06.1917 14.04.1917 26.05.1917 08.05.1917 09.10.1917 17.10.1917 11.1919 13(26)07.1920 12(25)09.1923 19.09(02.10)1923 Амвросий II Смирнов 19.09(02.10)1923 08(21)02.1928 5(28)12.1923 04(17)04.1925 14(27)04.1928 09(22)01.1936 07.1937 09.1942 11(24)07.1943 02.1944 31.12.1946(13.01.1947) .1946(13.01.1947) 14(27)02.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синбугин Третьяк [см. Третьяк] Андреевич, 1593 г., Арзамас; Первый Андреевич, 1613 г., Арзамас Синезубов Андрей, 1640 г., Тихвин Синенос Щап, посадский человек, 1623 г., Гороховец Синец, Синцов : Иван Федорович Синец Вельяминов-Зернов [см. Зерно], 1551 г.; Иван Иванович Синцов, 1540 г., Кострома; Семен Артемьевич Синцов, середина XVI в., Дмитров; несколько лиц с прозвищем Синец, XVI в., Новгород Синий Александр Семенович Жеребцов [см. Жеребец], начало XV в.; Иван Семенович Синий Рождественский Всеволож, вторая половина XV в. [см. Кокорь, Образец, Странник, Хирон, Чечетка] [Ср. Темно-синий] Синица, Синицын : Синица, крестьянин, 1498 г., Новгород; Иван Синица Воронин [см. Ворона], 1512 г., Волок Ламский; Иван Иванович Синица Воробьев [см. Воробей], 1551 г.; Треня Синицын, крестьянин, 1585 г., Владимир Синков Богдан Григорьев, откупщик, 1569 г., Владимир Синюха Семен, посадский человек, 1570 г., Ладога Синявины Матвей и Медведь [см. Медведь] Федоровичи, 1522 г., Боровск [Ср. Сенявины] Синяков Андрей, посадский человек, 1582 г., Новгород Сипяга Бодеин [см. Бадеин], начало XV в., Торжок Сирота Матвей Константинович Левашев [см. Леват], середина XV в.; от него – Сиротины Сисей кн. Константин Семенович Ярославский, 1495 г.; от него – князья Сисеевы Сисей, сися – неопрятный, неряшливый человек Ситник, Ситников : Федор Андреевич Ситник Морозов [см. Мороз], 1550 г.; Терех Ситников, торговый москвич, 1582 г. Сицкие ( Ситские ), князья, отрасль рода князей Моложских. Родовое прозвание от р. Сити, притока Мологи Скворец, Скворцов : Скворец Ильич Соловьев сын Борщов [см. Соловей, Борщ], 1569 г., Ярославль; Скворцовы, мелкие вотчинники, середина XV в., Переяславский уезд Скирин Дружина [см. Дружина], подьячий, 1618–1634 гг., Москва Скобеев Неклюд Мордвинов [см. Неклюд, Мордвин], помещик, 1509 г., Новгород; Скобеевы, XVII в., Новгород, Бежецк, Можайск и Кашин [см. Неугас] Скобельцын Лодыга [см. Лодыга], землевладелец, первая половина XV в., Радонеж; Иван Федорович Скобельцын, середина XVI в., Дмитров; Скобельцыны, позже, Дмитров, Псков, Арзамас и Новгород [см. Будай, Бусурман, Злоказ, Казатул, Сулемша]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Услышав о приближении этих огромных сил, рыцари-госпитальеры приготовились к битве. Их было пятьсот человек, поделённых на отряды из прованцев, французов, итальянцев, арагонцев, англичан, немцев, кастильцев и португальцев, в зависимости от языка, на котором они говорили. Группа из Прованса была самой многочисленной. Французы юга и севера всегда возглавляли эти боевые организации церкви. Рыцарей поддержала сотня боевых капелланов, около тысячи наемников и около тысячи жителей Родоса. 4 сентября 1522 года турки атаковали столицу острова, и рыцари боролись до 21 декабря, когда подписали капитуляцию. Турецкие потери в ожесточенных боях составили огромную цифру, вероятно, более 60 тысяч человек. Сулейман был еще достаточно молод, чтобы быть щедрым. Он позволил рыцарям уйти безопасно и с миром, обеспечив их необходимым, а также пообещал уважать жизни и дома островитян. Он приказал, чтобы герб Ордена, высеченный на стенах завоеванного острова, остался такими же, каким и был, в знак героизма рыцарей в битве. Маршал Наполеона – Мармон, служивший в Турции во время наполеоновских войн, отметил, что геральдические знаки все еще украшали стены 315 лет спустя. Рыцари отплыли только 1 января. Один из выживших в осаде, молодой провансальский рыцарь Жан Паризо де ла Валетт, позднее станет главой рыцарского ордена. Он принимал участие в подборе новой обители для рыцарей и помог основать его на острове Мальта, но этот остров скоро и сам подвергнется еще более жестокой осаде. Столица Мальты, Валлетта, названа в его честь. Осада Мальты случилась спустя сорок три года после осады Родоса, и еще живой Сулейман, наблюдая за ней, сожалел что должен сражаться с Ла Валетте ныне, потому что когда-то оставил его живым. Сама осада этих двух островов-Родоса и Мальты прекрасно отражает всю суть джихада. Многолетнее столкновение христианства и ислама, происходившее в этих маленьких точках Земли, выглядело так, словно вся ярость и ненависть накопившаяся за тысячу лет, вылилась за несколько месяцев. Но джихад всегда действует одинаково, независимо от того, христианин ли противник или иудей, индуист, сикх, буддист, зороастриец или анимист.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Важнейшая для экстатической К. концепция пророчества во многом основывается на идеях евр. философов, прежде всего Маймонида, в свою очередь испытавшего влияние со стороны аль- Фараби и Ибн Сины . Принимая мысль о том, что пророчество как состояние и как комплекс определенных способностей есть результат влияния Действенного Разума на человеческий разум, Абулафия утверждал, что знание философское и знание пророческое (т. е. знание истины) имеет один источник - Действенный Разум. Однако существует 2 типа эманации этого источника: одна эманация (шефа) влияет только на человеческий разум, и результатом ее являются знания о вещах природных (т. е. знания, доступные философам); др. эманация (диббур) оказывает воздействие и на разум, и на воображение, ее результатом становится пророчество, т. е. высшее, откровенное знание, доступное человеку. Пророчество изображается и как особый тип комментария к Торе, наиболее тонкий метод ее понимания. Всего Абулафия выделяет 7 путей, или ступеней, понимания Торы, самым совершенным является его версия К.- пророческая; ее адепты с помощью углубленного изучения, повторения и комбинирования букв имен Бога достигают состояния полного слияния с Действенным Разумом. К. после изгнания евреев из Испании Новый этап в истории К. начался после изгнания евреев из Испании в кон. XV в. Группы каббалистов переселились в Палестину, Сев. Африку и др. области Османской империи, в Польшу, Германию, Италию. Центром К. стала земля Израиля, в частности г. Цфат. Наиболее известные цфатские каббалисты Моше Кордоверо (1522-1570), Шломо Алкабец (ок. 1500-1580), Йосеф Каро (1488-1575) и Ицхак Лурия (1534-1572). Моше Кордоверо - главный систематизатор различных направлений в К., представленных в его трудах в виде единой доктрины. Обобщая и развивая разнообразные каббалистические традиции, возникшие к тому времени, он предпринял попытку разработать всеобщую систему умозрительной К. путем ее демифологизации. Бог для Кордоверо - это Первопричина, абсолютно необходимая сущность, и как таковой Он совершенно отличен от любого иного существа, к нему не прилагаются никакие позитивные атрибуты и определения.

http://pravenc.ru/text/1319738.html

Аналогичная схема использована и в ц. Мадонна-ди-Кампанья в Пьяченце (начата в 1522, Алессио Трамелло), хотя объемное и пространственное решение этих центрических церквей различно. В ц. Мадонна-делла-Стекката равновеликие рукава креста имеют полукруглое завершение наподобие завершения ц. Санта-Мария-делла-Консолационе в Тоди, но между ними расположены квадратные капеллы, усложняющие форму тетраконха. В то же время купол имеет небольшие сравнительно с другими частями церкви размеры и не доминирует в ее внешнем облике. В ц. Мадонна-ди-Кампанья купол снаружи скрыт высоким 8-угольным барабаном - по ломбардской традиции, имеющей романские корни. Рукава креста, между к-рыми расположены низкие, перекрытые куполами капеллы, не имеют апсид. Интерьер же состоит из самостоятельных пространственных зон, среди к-рых вертикализмом выделяется средокрестие. Все это вместе заставляет рассматривать композицию ц. Мадонна-ди-Кампанья как продолжение венето-визант. влияний в ломбардской архитектуре наравне с композицией базилики Сан-Сеполькро, выстроенной Трамелло в Пьяченце (начата после 1510), чье устройство в свою очередь аналогично устройству ц. Сан-Сальваторе в Венеции. Проникновение в Ломбардию идей, близких кругу Джулиано да Сангалло, Браманте и Рафаэля, связывают с именем Ломбардино (Кристофоро Ломбарди), к-рый, очевидно, находился в Риме ок. 1515 г. ( Lotz. 1995. P. 135). Возглавлявший работы по достройке крупнейших храмов, заложенных в предшествующие столетия,- Миланского собора (главный архитектор в 1526-1555) и Чертозы в Павии (проект фасада) - Ломбардино продемонстрировал несвойственный местной традиции пуризм в завершении ц. Санта-Мария-делла-Пассионе (1530, начата в 1489 Джованни Баттаджо) и в проекте фасада ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Чельсо в Милане (1533 - ок. 1550). Оставшийся нереализованным (осуществлен в 1570 Мартино Басси по проекту Галеаццо Алесси), последний проект является одной из наиболее удачных попыток ввести портик рим. храма в церковную архитектуру Ренессанса.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

3 тишри (7-го месяца) бывает пост Гедалии в воспоминание убийства вавилонского наместника и потери независимости (4 Цар 25. 22-25; Иер 41. 1-2). 10 тевета (10-го месяца) вспоминается начало осады Иерусалима Навуходоносором (4 Цар 25. 1-2; Иер 52. 4-5; Иез 24. 1-2). В этот же день был закончен перевод LXX и весть о разрушении Второго храма достигла Вавилона. 13 адара бывает пост перед Пуримом в воспоминание 3-дневнего поста Есфири (Есф 4. 16; 9. 31) (упом. в трактате «Соферим»). Все посты, кроме поста в Йом Киппур, переносятся на следующий день, если совпадают с субботой (Мишна. Мегилла. 1. 3; Вавилонский Талмуд. Мегилла. 5a). Кроме того, на протяжении истории И. б. существовали посты разной продолжительности, соблюдение которых считалось делом личного благочестия. Напр., принято поститься в течение 10 дней между Рош ха-Шана и Йом Киппуром. Поощряется пост во все дни месяца элул (у сефардов в это время принято читать покаянные молитвы селихот). Традицией, уходящей корнями в период Второго храма, является пост 2 раза в неделю (Лк 18. 12), в понедельник и четверг. В совр. практике принято поститься в понедельник, четверг и в следующий понедельник после праздников Песах и Суккот. В нек-рых общинах существовал обычай поститься 8 четвергов в зимние месяцы, когда читается кн. Исход. Пост бывает в течение 3 недель между 17 таммуза и 9 ава («между теснин») и 7 адара (в воспоминание смерти Моисея). Пост в т. н. малый Йом Киппур (последний день каждого месяца) возник в среде каббалистов (его установил Моше Кордоверо (1522-1570)). В период гаонов появился пост первенцев накануне Песаха в воспоминание библейских событий, а также чтобы стимулировать аппетит для вкушения мацы (Соферим. 21. 3). 27 нисана отмечается Йом ха-Шоа (воспоминание восстания в Варшавском гетто), 4 ияра - День памяти погибших воинов. Принято поститься в годовщину смерти родителей (Вавилонский Талмуд. Недарим. 12a), а также жениху и невесте перед вступлением в брак. По преданию, члены Санхедрина постились в день, когда выносили смертный приговор (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 63a). Постятся, когда видят дурные сны или ночные кошмары. При этом в раввинистической лит-ре встречается настороженное отношение к аскетическим практикам. Напр., в Талмуде осуждаются постящиеся вдовы и девы (Иерусалимский Талмуд. Сота. 3. 4 (19a)), что, вероятно, вызвано полемикой с христианами. Запрещено налагать пост самому на себя (Тосефта. Таанит. 2. 12). Встречается даже мнение, что тот, кто постится, согрешает, поскольку телесный пост мешает изучению Торы (Вавилонский Талмуд. Таанит. 11a-b). В средние века существовали общины, практиковавшие аскетические упражнения и частые индивидуальные посты (напр., Хасидей Ашкеназ), но совр. хасиды выступают скорее против такой практики. Молитвенные принадлежности

http://pravenc.ru/text/1237769.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010