Для К. И. был открыт доступ к главным гос. должностям в Великом княжестве Литовском. В 1511 г. он стал виленским каштеляном, в 1522 г. получил 2-й по значимости в гос-ве пост воеводы Трок и одновременно 1-е место в великокняжеской раде. Назначение это было нарушением Городельского привилея 1413 г., запрещавшего передавать эти должности «схизматикам» (православным). Поэтому в грамоте Сигизмунда I от 25 марта 1522 г. было специально отмечено, что этот акт особой милости не может в будущем служить прецедентом. Положение К. И. означало его постоянное участие в решении общегос. вопросов, неудивительно, что в 1520-1522 гг. он приобрел 3 двора в Вильно. Многочисленные королевские милости были не только признанием больших заслуг правосл. магната. Возвышая К. И., король хотел тем самым ослабить положение слишком могущественной и самостоятельной литовской знати. В 20-х гг. XVI в. это привело к конфликту с виленским воеводой Гаштольдом, обвинившим К. И. перед королевской семьей в том, что, будучи русином, он ненадежен и будет помогать России. К. И. стал искать опоры среди близких ему представителей правосл. знати, об этом говорит его брак в 1522 г. с кнж. Александрой Семеновной Слуцкой, к-рой «в вено» был передан Туров и ряд др. владений. С нач. 2-го десятилетия XVI в. можно говорить о покровительстве К. И. церковным учреждениям в различных землях Великого княжества Литовского. Сравнительно мало известно о том, что происходило в волынских владениях К. И. Распоряжения хозяина могли не требовать письменной фиксации и не вноситься в книги. Сохранились либо отдельные случайные свидетельства, либо документы, касающиеся тех владений, к-рые находились во временном «держании» К. И.: таков был статус Жидичинского мон-ря, К. И. взял его под свой патронат, чтобы восстановить обитель, разрушенную татарами в 1496 (1495) г. 22 июля 1511 г. по ходатайству К. И. Сигизмунд I дал грамоту, по к-рой санкционировалось установление в обители «общего жития» и учреждение над ней коллективного патроната волынского дворянства. Настоятеля должны были выбирать «князи, и панове, и земяне Волынской земли». Сохранился колокол, отлитый в 1517 г. для Преображенской ц. в Дубно. Дошла до наших дней и построенная по приказу К. И. Богоявленская ц. в крепости Острога. В Евангелии, принадлежавшем Дерманскому мон-рю, имеется запись о богатом вкладе К. И.: он дал Евангелие в драгоценном окладе, 10 Миней, потир, венцы, ризы и др.

http://pravenc.ru/text/2057074.html

высадился на африканском материке напротив островов Бисагуш. Был убит во время охоты на негров. Диаш Диниш – в 1445 г. открыл Зеленый Мыс (мыс. Верде). Вошел в устье Сенегала, который считал западным притоком Нила. Зайтун – средневековое название китайского города Цюаньчжоу, где побывал Марко Поло. Находится в Тайваньском проливе, северо-восточнее Амоя. Медичи Пьетро (1471-1503) – флорентийский торговец и политический деятель, сын Лоренцо Медичи. Синьория – совет при венецианском доже, который возглавлялся гонфалоньером (знаменосцем). Эдипов комплекс – по теории Фрейда, сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола. В Германии начинают объединяться крестьяне… – Конец XV u начало XVI века были ознаменованы усилением борьбы немецкого крестьянства против феодального гнета. Под руководством союза «Башмак» было организовано несколько восстаний. Это освободительное движение вылилось в крестьянскую войну 1525 г. Гуанахани – остров, где впервые высадился Колумб, который назвал его Сан-Сальвадор (Св. Спаситель). Полагают, что это был остров Уотлингс. Содерини Пьетро (1452-1522) – гонфалоньер Флоренции, фаворит Медичи. Рене II (1451-1508) – лотарингский герцог, внук Рене I. Числился владетелем больших территорий, которыми в действительности никогда не управлял. Д’Айи Пьер (1350-1420) – французский кардинал, яростный гонитель еретиков. В одном из своих многочисленных произведений, «Зерцале мира», доказывал, что земля является шаром. Один из экземпляров книги имелся у Колумба, который сделал на ее полях многочисленные пометки. Вальдземюллер Мартин (псевд. Хилакомилус – перевод фамилии на греческий и латинский языки) (р. между 1470-75 – ум. 1522) – немецкий математик и географ. Экземпляр его «Введения в космографию» был обнаружен в 1900 г. в Вюртемберге. Рингманн Маттиас (Филезиус) (1482-1511) – поэт и грамматист. Им выпущена «Образная грамматика», в которой различные части речи были представлены в виде образов. Базен Жан (ум. ок. 1522) – лотарингский литератор и священник.

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЦЕР [нем. Bucer, Butzer; наст. фамилия Кухорн, Kuhhorn] Мартин (11.11.1491, Шлеттштадт (совр. Селеста, Франция) - 28.02.1551, Кембридж), нем. теолог, один из крупнейших деятелей Реформации. Сын бочара, он в возрасте 15 лет вступил в доминиканский мон-рь в Шлеттштадте, в 1517 г. принял сан священника и поступил в Гейдельбергский ун-т, намереваясь изучить теологию. Он испытал сильное влияние сочинений гуманистов, особенно Эразма Роттердамского , а также М. Лютера , с к-рым познакомился в апр. 1518 г. Обвиненный инквизитором Я. Хохштратеном в сочувствии Лютеру, Б. нашел убежище в Шпайере у своего друга, викария еп. М. Хаттена, а затем в Эбернбурге у рыцаря и военачальника Ф. фон Зиккингена. В кон. апр. 1521 г. Б. удалось получить разрешение Рима на выход из монашеского ордена. Он стал придворным капелланом у гр. Фридриха Пфальцского, но вскоре занял место проповедника в замке Зиккингена Ландштуле (1522). В мае 1522 г. женился на бывш. мон. Екатерине Зильберайзен. Б. переводил на нем. язык сочинения гуманиста и сторонника Лютера опального рыцаря Ульриха фон Гуттена и писал издававшиеся анонимно диалоги, проникнутые реформационными идеями. Вскоре Б. расстался с Зиккингеном, готовившим рыцарское восстание, и с зимы 1522/23 г. проповедовал в Вайсенбурге и Эльзасе. Отлученный от католич. Церкви, Б. в апр. 1523 г. переселился в Страсбург и быстро выдвинулся в число крупнейших деятелей реформационного движения в этом городе, руководителей школы евангелических проповедников. Б. читал там лекции и проповедовал. В 1524 г. в Страсбурге произошел решающий поворот к Реформации, в 1529 г. была отменена месса, сформирована церковная орг-ция во главе с синодом, по-новому было устроено и преподавание в школах. Страсбург стал прибежищем гонимых сторонников Реформации, придерживавшихся различных взглядов. В 1529-1540 гг. Б., проповедовавший в одной из крупнейших церквей города и возглавлявший церковный конвент, вел энергичную полемику со сторонниками движения анабаптистов . Разработанные им 16 статей исповедания были признаны в городе обязательными, отказавшиеся их принять подлежали изгнанию.

http://pravenc.ru/text/153723.html

К периоду деятельности в Виттенберге «пророков» относится сочинение К. «Гомилия о пророке Малахии» (Predig oder homilien über den propheten Malachiam; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 229-230. N 93-94), в основе к-рого лежат произносившиеся им в это время проповеди. По мнению нек-рых исследователей, этот небольшой трактат отражает изменения, происшедшие в религ. мировоззрении К. в ходе общения с «пророками», влиянием к-рых был обусловлен выбор темы ( Rupp. 1969. P. 101). Осмысляя служение пророков ВЗ, К. отмечал, что Бог, говоря через них, «делает человеческие уста бессловесными, немыми и безыскусными», т. е. отнимает у человека все личные таланты. Связывая это с «отрешенностью», т. е. с готовностью человека отказаться от самого себя и своей воли, К. замечал, что всецело предавшие себя в руки Бога пророки суть «трубы, через которые Бог озвучивает Свое слово и воспевает Свою песнь». По-видимому, говоря о пророках, К. во многом относил рассуждения и к самому себе, видя в себе пример проповедника, всецело покорившегося Богу и Свящ. Писанию, и потому произносящего лишь «божественные слова» ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 415-417). В февр. 1522 г. курфюрст Фридрих, недовольный активной проповеднической и реформаторской деятельностью К., окончательно запретил городскому совету Виттенберга претворять в жизнь положения «Распорядка...»; К. было предписано прекратить регулярные публичные проповеди и ограничиться исполнением своих прямых обязанностей университетского преподавателя теологии. Понимая недостаточность внешних мер, курфюрст согласился на то, чтобы Лютер вернулся в Виттенберг и лично занялся наведением порядка в религиозной жизни города. Разногласия и разрыв с Лютером (1522-1524) Лютер появился в Виттенберге 6 марта 1522 г.; с 9 марта он начал ежедневно произносить в городской церкви проповеди, впосл. ставшие известными как «Великопостные проповеди» (Invocavitpredigten=Acht Sermon in der Fasten; опубл.: Luther M. WA. Bd. 10. Abt. 3. S. 1-64; всего 8 проповедей; ср.: Barge.

http://pravenc.ru/text/Карлштадт.html

В мастерской М. выполняли и правительственные заказы. Если сборник Житий святых (ГИМ. Епарх. 558), написанный «повелением» вел. кн. Василия III Иоанновича , мог быть выполнен по его личному заказу, то др. автографы М. указывают на его связи с посольской, дьяческой средой. Русский альтернат договора 1514 г. Василия III с имп. Максимилианом I, хранящийся ныне в Венском гос. архиве, написан почерком если не самого М., то почерком одного из писцов его круга, принадлежавшим медоварцевской школе письма. Он близок к почерку М. по высокой степени отработанности, привычности письма и его изяществу. Особенно убедительно подтверждает принадлежность медоварцевской мастерской начальный инициал, близкий к манере исполнения инициалов и оформления в ранних рукописях М. Почерком М. либо одного из каллиграфов его круга, принадлежавшего медоварцевской школе письма, выполнен перевод книжной новинки того времени - «Письма Максимилиана Трансильвана», в к-ром описано кругосветное путешествие Ф. Магеллана. «Письмо...» было издано в Кёльне в 1522 г. и привезено в Москву кем-то из рус. дипломатов, неоднократно посещавших европ. города. Вероятно, это был посольский переводчик Дмитрий Герасимов (М. сотрудничал с ним при переводе Толковой Псалтири Максимом Греком в 1521-1522). Перевод сохранился в рукописи-конволюте РНБ. Q.IV.412. Л. 18-29 об. Среди медоварцевских автографов выделяется группа рукописей, содержащих не богослужебные тексты, но сочинения летописного, исторического, лит. содержания. Среди них особенно значительны 4 произведения, образующие цикл «Сказания о князьях Владимирских» (далее: СКВ), и отражающие начальную историю этого памятника, к-рый занимает важное место в политической идеологии находившегося в стадии становления Русского централизованного гос-ва. Это следующие памятники, представленные в автографах М. 1. Часть сборника-конволюта БАН. Арханг. Д. 193 (л. 389-469), в к-рую включены медоварцевская редакция СКВ (без названия, л. 389-393); примыкающее к ней по содержанию и смыслу «Родословие Литовского княжества» (л. 410-412 об.), на л. 413 запись о происхождении московского вел. кн. Василия III от рим. имп. Августа, ключевая идея СКВ. Здесь помещены также тексты светского содержания: «Повесть о взятии Царьграда» Нестора Искандера (л. 416-436 об.), «Повесть о взятии Пскова» (л. 437-444 об.), «Россиискии летописец въкратце» (л. 447-469 об.), описывающий события от прихода Рюрика до нападения татар в 1527 г.

http://pravenc.ru/text/2562770.html

Восставшие захватили власть в столице и др. городах Валенсии, разгромили кварталы, где жили мусульмане, обвинив их в сотрудничестве с испан. знатью, разоряли земли и усадьбы дворян. Военные действия долго шли с переменным успехом, лишь в 1522 г. восстание было подавлено. В 1521 г. под воздействием событий в Валенсии начался мятеж на Балеарских о-вах. Губернатор Мальорки бежал с острова, мн. дворяне были убиты. Восставшие в течение полутора лет контролировали почти весь остров. Отправленный К. на Мальорку большой отряд, объединившись с верными королю местными дворянами, осадил Пальму. В марте 1523 г. повстанцы сложили оружие. Бурные события, сопровождавшие вступление К. на престолы Кастилии и Арагона, способствовали изменению политики короля, что обеспечило компромисс с сословной элитой. Он выучил кастельяно, предпринял реформы центральных правительственных учреждений и королевского двора (отчасти по бургундскому образцу), стал назначать на испан. должности преимущественно испанцев, проводил в стране довольно много времени (вернувшись из Германии в 1522, он находился в Испании до 1529 и в 1533-1539, ненадолго покидая страну). После того как на кортесах 1538 г. дворянство и духовенство отказались платить предложенный К. для всех сословий налог (сиса), король перестал созывать высшие сословия; сужение базы кортесов до одних лишь представителей городов ослабило влияние сословно-представительных собраний и способствовало укреплению королевской власти. Испания в этот период продолжала играть ведущую роль в Великих географических открытиях. В годы правления К. происходит завоевание испан. конкистадорами гос-ва ацтеков на территории совр. Мексики (1519-1521) и державы инков на землях совр. Перу (1532-1535). При К. были заложены основы эффективной системы управления в испан. владениях в Нов. Свете. В рамках полемики о законности завоевания и о правах индейцев (решающую роль в диспуте сыграл монах-доминиканец, историк и публицист Бартоломе де Лас Касас ) король в 1542 г. принял «Новые законы» (Leyes Nuevas), подтвердившие введенный еще в 1512 г., но почти не выполнявшийся запрет обращать индейцев в рабство и ограничившие их эксплуатацию.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Прекращение внешнего единства с католич. Церковью было воспринято Лютером и К. как своего рода «освобождение»: теперь они могли критиковать католич. вероучение и церковную практику без всякой оглядки на Папский престол и мнения католич. теологов ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 222). Наряду с религиозными, отлучение имело и серьезные политические последствия. Отныне Лютер и его сподвижники чувствовали себя в безопасности лишь благодаря поддержке курфюрста Фридриха и др. сочувствовавших протестантам герм. князей. После неудачной попытки Лютера отстоять свои взгляды перед имп. Карлом V на Вормсском рейхстаге (1521) и издания Вормсского эдикта, грозившего Лютеру арестом и судом, он при покровительстве курфюрста Фридриха укрылся в замке Вартбург. Примерно в это же время курфюрст принял решение направить К. в распоряжение дат. кор. Кристиана II (1513-1523), проявлявшего значительный интерес к учению Лютера и желавшего провести реформирование католической Церкви в своих владениях. В кон. мая 1521 г. К. прибыл в Копенгаген, но пробыл здесь менее месяца, т. к. кор. Кристиан II, нуждавшийся для борьбы с народными волнениями в поддержке имп. Карла V, по его настоянию заявил о своей лояльности католич. Церкви и на нек-рое время прекратил поддержку протестантизма (см.: Ibid. S. 249-262). Виттенбергская Реформация (1521-1522) В Виттенберге в отсутствие Лютера его ближайшие сподвижники Филипп Меланхтон (1497-1560), Габриель Цвиллинг (1487-1558), Иоганн Драконитес (1494-1566), Юстус Йонас (1493-1555) и др. начали принимать меры, направленные на реформирование городской церковной жизни в соответствии с лютеран. вероучением. Немедленно после возвращения из Дании в Виттенберг в кон. июня 1521 г. К. включился в их борьбу с католицизмом: он подготовил тезисы, направленные против католич. практики целибата и развил впосл. их содержание в неск. трактатах. Еще ряд трактатов он посвятил критике монашеских обетов, к-рые он объявлял человеческим установлением, призывая монахов освободиться от них и не связывать свою христ. совесть надуманными обязательствами (см.: Ibid. S. 265-281). Критика целибата и обетов была поддержана Лютером: хотя первоначально он придерживался более умеренных взглядов и заявлял, что добровольное безбрачие может быть угодным Богу, после ознакомления с сочинениями К. он издал собственные антикатолич. трактаты против безбрачия и монашества (Ibid. S. 300). Отвержение целибата имело для К. в т. ч. и практическое значение: не будучи монахом, он тем не менее как клирик был связан обетом безбрачия, от которого отказался 19 янв. 1522 г., вступив в брак с 15-летней Анной фон Мохау (Ibid. S. 364-365). Она была спутницей К. до конца его жизни, в браке у них родились 2 детей.

http://pravenc.ru/text/Карлштадт.html

Издание Эразма Роттердамского вызвало многочисленные критические отзывы, причиной чему был, возможно, текст латинского перевода, сделанный самим Эразмом и во многом отличающийся от привычной Вульгаты. Возможно также, что неприязнь была вызвана отсутствием так называемого Comma lohanneum ( 1Ин. 5:7–8 ), которое Эразм включил в текст третьего издания (1522). Но при всей критике тираж эразмовского Нового Завета был раскуплен, и последовало второе издание (1919), с которого Лютер сделал перевод на немецкий язык (1521). За третьим изданием (1522) последовало четвертое (1527), в котором текст располагался в три столбца: греческий, латинская Вульгата и латинский перевод самого Эразма. В текст этого четвертого издания Эразм внес многочисленные исправления из Комплютенской Библии , которая к тому времени уже находилась в обращении и по качеству подготовки текста была намного лучше эразмовской. Пятое, и последнее, издание Эразма, на этот раз уже без текста Вульгаты, вышло в свет в 1535 году. На первых двух изданиях греческого Нового Завета мы остановились несколько подробнее, поскольку параллельное изложение их истории представляет немалый интерес. Все последующие издания, о которых здесь будет рассказано лишь вкратце, основывались главным образом на эразмовском тексте. По тексту Эразма было сделано и первое издание полной греческой Библии, Ветхого и Нового Завета, выпущенное в 1518 году венецианским издателем Альдом Мануцием. Из четырёх изданий парижского печатника Роберта Стефана, вышедших в 1546–1551 годах, наиболее важно третье (1550), так называемое Editio Regia, на внутренних полях которого были помещены примечания с указанием разночтений по 15 древним рукописям (среди которых и кодекс Безы) и по Комплютенской Полиглотте. Это первое в истории издание, снабженное критическим аппаратом. Именно с него в 1611 году был сделан официальный английский перевод Нового Завета, известный как King James Version (Библия короля Иакова) или Authorized Version. Также стоит упомянуть о четвертом издании Роберта Стефана, вышедшем в Женеве в 1551 году, где впервые было применено разделение текста на стихи, принятое теперь во всех изданиях Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

1522 г., письме канцлеру имп. Карла V он отмечал: «Не людям следует приписывать это святое избрание, но лишь Духу Святому» (см.: Archivalia in Italië: Belangrijk voor de geschiedenis van Nederland/Ed. G. Brom. " s-Gravenhage, 1911. Vol. 2. P. 115-116). В отличие от своих предшественников папа Адриан VI был талантливым богословом и благочестивым христианином, искренне заинтересованным в реформировании католич. Церкви и очищении ее от злоупотреблений, однако реализации его замыслов препятствовали как преклонный возраст и слабое здоровье, так и почти полное отсутствие поддержки среди рим. кардиналов (подробнее см.: Kalkoff. 1919; McNally. 1969). К. был одним из немногих единомышленников папы: в начале его понтификата, 1 сент. 1522 г., К. произнес в консистории речь о необходимости начать уврачевание недугов католич. Церкви с реформ, ориентированных на исправление нравов высшей церковной иерархии. В обращенной к папе речи К. указывал на ошибки и недостатки его предшественников и отмечал, что для реформирования Церкви необходимо лишь одно, а именно, чтобы «был реформирован ее глава и князь». Руководствуясь представлением о Церкви как о иерархической структуре, К. утверждал, что от папы как земного главы Церкви подлинные реформы должны распространяться по всему телу Церкви; если папа будет праведным и святым, «то не только Римская курия, но и все христианские провинции станут святыми, поскольку каковы в государстве князья, таковы и их подданные» (см.: CTrident. 1930. T. 12. P. 31; ср.: Hennig. 1966. S. 134-135). Сохранился также написанный К. для папы Адриана VI на итал. языке подробный план необходимых церковных реформ (опубл.: CTrident. T. 12. P. 32-39; авторство К. было подвергнуто сомнению в соч.: Tavuzzi M. M. Prierias: The Life and Works of Silvestro Mazzolini Da Prierio. Durham, 1997. P. 115-119; вероятным автором документа назван Приериас). Выделяя несколько неотложных мер по исправлению церковной жизни, К. прежде всего указывал на то, что обязанность всякого церковного пастыря - от папы до приходского священника - состоит в том, чтобы пасти вверенное ему стадо руководствуясь Словом Божиим и не пренебрегать порученным ему Богом делом наставления людей в христ.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

составил «Виттенбергские артикулы» (см.: Ibid. N 1714), которые не были приняты Церковью Англии, однако использовались при работе над ранними англикан. вероисповедными документами и церковными уставами (Die Wittenberger Artikel von 1536/Hrsg. G. Mentz. Lpz., 1905). В 1538-1539 гг. М. консультировал Иоахима II Гектора (1505-1571), курфюрста Бранденбургского, который желал провести в своих владениях реформу церковного учения, но сохранить большинство традиц. католич. обрядов (см.: Scheible. 1992. S. 378-379). По просьбе курфюрста Иоганна Фридриха М. составил образцовый церковный устав, получивший известность под условным названием «Виттенбергская реформация» (Wittenbergische Reformation; текст см.: CR. Vol. 5. Col. 578-606; ср.: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 3793). Впосл. этот устав использовался во мн. лютеран. землях в качестве основы для составления местных церковных законоположений (подробнее о влиянии М. на реформационные процессы и интеллектуальную жизнь в Европе см.: Rhein. 1997; Melanchthon und Europa. 2001-2002; Philipp Melanchthon. 2011). Преподавательская, научная и литературная деятельность (1522-1546) После возвращения Лютера в Виттенберг весной 1522 г. М. сложил с себя обязанность чтения лекций по экзегезе НЗ и по богословию; он посчитал необходимым сосредоточиться на преподавании греч. языка и классической лит-ры, т. к. именно для этого он был изначально приглашен в Виттенбергский ун-т. В результате реформационных событий нач. 20-х гг. XVI в. в ун-те сложилась довольно проблематичная ситуация: преподавание мн. предметов прекратилось либо из-за отсутствия профессоров, покинувших Виттенберг вслед. несогласия с религ. идеями лютеранства, либо из-за нежелания студентов посещать соответствующие лекции (по схоластике и каноническому праву). Число приезжавших в Виттенберг студентов значительно уменьшилось; мн. студенты, с энтузиазмом воспринявшие идеи Реформации, желали изучать лишь Свящ. Писание и с презрением отзывались о всех проч. науках, включая философию и систематическую теологию.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010