В таинстве Е. Кальвин выделял также «значение», «материю» (или субстанцию) и «действие». «Значение» заключается в обетовании спасения, «материя» таинства - это крестная смерть и воскресение Иисуса Христа, «действие» - искупление, оправдание, освящение, вечная жизнь. На Вечере под знаками хлеба и вина истинно дан Сам Иисус Христос, но Он не связан с материей хлеба. Не следует низводить Христа к тленным элементам и представлять Его в бесконечном теле, пребывающем во множестве мест одновременно (как это делал Лютер), поскольку это противоречит истинности Его человеческого естества. Лютеран. формула «в хлебе, вместе с хлебом, под видом хлеба» - недопустима. Е. приносит утешение и укрепляет веру. Она - залог, к-рый удостоверяет нас в любви Божией к нам. Е. является приобщением к полноте жизни и необходима для поддержания той жизни, к-рую Бог породил в нас Своим Словом. Е.- это пища для души. На практике Кальвин считал возможным использование любого хлеба - как квасного, так и пресного, а также любого вина ( Elwood Chr. The Body Broken: The Calvinist Doctrine of the Eucharist and the Symbolization of Power in 16th-Cent. France. N. Y., 1999). Протестантские мессы Первый реформированный чин мессы был составлен в 1521-1522 гг. в Виттенберге Карлштадтом. Затем в 1522 г. в Нёрдлингене вышла «Евангелическая месса» К. Канца, к-рую в 1524 г. переиздали в Вормсе с нек-рыми изменениями. В том же году в Страсбурге Теобальд Шварц издал «Немецкую мессу». В 1525 г. в Нюрнберге напечатал свой чин мессы Андреас Дебер. Лютер составил 2 чина - в 1523 г. «Формулу мессы» и в 1526 г. «Немецкую мессу». После этого в лютеран. евангелической традиции появились десятки реформированных чинопоследований (их принято делить на 4 семьи: Бугенхагенские чины, Мекленбургский чин, Нюрнбергские, Страсбургские чины). Особые чинопоследования были составлены Т. Мюнцером в 1524 г. и Цвингли в 1525 г. В реформатской традиции чинопоследования Вечери Господней были изданы в 1526 г. в Базеле (Эколампадием), в Вюртемберге в 1536 и 1553 гг., в Женеве в 1542 г.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Вормский эдикт, однако, не имел большого влияния на Реформацию. Немецкий народ не придал ему никакого значения. После возвращения из Вормса Мартин Лютер поселился в Вартбурге. Здесь в 1522 г. он переводит на немецкий язык и издает Новый Завет , а в последующие 12 лет остальные библейские книги, так что к 1534 г. немецкий народ получил в пользование всю Библию на родном языке, которой и пользуется до настоящего времени. Пока Лютер в Вартбурге трудился над переводом Библии, в Виттенберге происходили события, заставившие его оставить свое уединение и вернуться к прежней деятельности. Под влиянием возбужденного им реформационного движения возникла школа реформаторов, получившая имя «виттенбергские радикалы», которая пошла гораздо дальше него и требовала уничтожения всего, что не предписывается прямо Библией (икон, распятий, месс, церковных облачений, тайной исповеди, Евхаристии, постов, церковных обрядов и проч.). Во главе этих крайних реформистов стоял Карлштадт. Лютер был возмущен этим и писал им в декабре 1521 г.: «И вот вы стали действовать весьма быстро и пустили в ход кулаки; знайте, что это мне вовсе не нравится, и если дойдет до того, то в этом деле я буду не на вашей стороне. Без меня вы его начали, смотрите же, чтобы вам без меня его и кончить». Увещания не помогли, и тогда 3 марта 1522 г., невзирая на папское проклятие и государственную опалу, Мартин Лютер под видом вооруженного юнкера Георга прибыл в Виттенберг сам и здесь восемь дней подряд проповедовал против Карлштадта и его последователей. Он отстаивал свободу в делах веры и братскую любовь. Спокойствие было восстановлено, хотя вожди радикального реформизма и не оставили своих убеждений. В 1523 г. на сейме в Нюрнберге снова было поднято дело Лютера. Посланник папы Адриана VI, преемника Льва X, настоятельно требовал исполнения Вормского эдикта против Лютера, но сейм отклонил это требование как неисполнимое. На следующем сейме в 1524 г., тоже в Нюрнберге, на требование легата папы Климента VII исполнить эдикт 1521 г. и на аналогичное требование после императора Карла V государственные мужи ответили уклончиво, в том смысле, что эдикт будет исполнен «по мере возможности».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИККИНГЕН [нем. Sickingen] Франц фон (2.03.1481, Эбернбург, ныне Бад-Мюнстер-ам-Штайн-Эбернбург - 7.05.1523, замок Нанштайн, под Ландштулем), общественно-политический деятель периода ранней Реформации в Германии. Род. в богатой аристократической семье. З. выступал как защитник интересов рыцарства в борьбе с князьями и горожанами. Многочисленные междоусобные войны, спровоцированные им, не только принесли З. богатство из-за наложенных на города контрибуций, но и повысили его политический статус. З. организовал военные кампании, захватил города Вормс (1515), Франкфурт (1518) и Мец (1518). После непродолжительной службы у франц. кор. Франциска I З. перешел на сторону Габсбургов . В 1517 г. Максимилиан I назначил его главнокомандующим. После смерти Максимилиана I З. содействовал избранию Карла V (1519). В благодарность Карл назначил З. имп. советником. На стороне Карла V З. воевал против герц. Ульриха фон Вюртемберга (1519) и против Франции (1521). В 1520 г. З. познакомился с гуманистом У. фон Гуттеном и принял сторону Реформации. Он поддержал И. Рейхлина , основателя христ. гебраистики, в споре с кёльнскими монахами-доминиканцами о запрещении евр. лит-ры. На нек-рое время владения З. стали центром реформационного движения в Свящ. Римской империи. В 1522 г. в часовне Эбернбурга З. ввел протестант. богослужение. Замок З. стал убежищем для деятелей Реформации (М. Буцера , И. Эколампадия , И. Швебеля, К. Аквилы). З. неоднократно предлагал свою защиту и М. Лютеру . В авг. 1522 г. на съезде в Ландау представители верхнерейнского, швабского и эльзасского рыцарства, настроенные против духовенства, защищая интересы своего сословия, создали Рыцарский союз. З. был избран его предводителем. Вопреки мирному характеру союза З. возглавил восстание рыцарей против Рихарда фон Грайффенклау, архиеп. г. Трира. Во многом из-за недостаточной поддержки членов союза, видевших в этой попытке секуляризации меркантильные интересы З., осада Трира провалилась. В 1523 г. князья Пфальца и Гессена в союзе с архиепископом Трира осадили З. в его замке. Он был вынужден сдаться и в тот же день умер от ран, полученных во время осады.

http://pravenc.ru/text/199777.html

Йоун Арасон, еп. Хоуларский. Памятник в мон-ре Мункатверау, Исландия. 1959 г. Скульптор Гудмундур Эйнарссон После кончины еп. Годскалька управление диоцезом было поручено Й. А. и пресв. Пьетюру Паульссону, который вскоре отказался от этой обязанности. Тем не менее избранный на Скаульхольтскую кафедру пресв. Эгмюндюр (Эгмунд) Паульссон (1521-1541), отправляясь для рукоположения в Нидарос (ныне Тронхейм, Норвегия), назначил Пьетюра временно управляющим епископством Хоулар. По возвращении в Исландию еп. Эгмюндюр, к-рому было поручено окормление паствы в еп-стве Хоулар, попытался отстранить Й. А. от управления диоцезом (по нек-рым сведениям, еп. Эгмюндюр стремился возвести на Хоуларскую кафедру своего ставленника, пресв. Йоуна Эйнарссона - Biskupa Sögur. T. 2. P. 327). Однако этому воспротивилось духовенство, представители к-рого собрались в Хоуларе и утвердили Й. А. в качестве администратора еп-ства (май 1522 - Diplomatarium Islandicum. T. 8. N 75). 18 авг. 1522 г. собранием 62 клириков Й. А. был избран на епископскую кафедру. Сообщая об этом в письме кафедральному капитулу в Нидаросе, хоуларское духовенство выдвинуло также обвинения против еп. Эгмюндюра (Ibid. N 92, 99). В результате конфликт обострился, Скаульхольтский епископ попытался схватить Й. А., но тому удалось укрыться на нем. торговом судне и отплыть с купцами в Норвегию, чтобы подать жалобу на эти действия. Еп. Эгмюндюр установил контроль над еп-ством Хоулар, отлучил Й. А. от Церкви и приказал задержать его, а также оповестил об этом светские и церковные власти Дании и Норвегии (Ibid. T. 9. N 134-137). Тем не менее в авг. 1523 г. кор. Фредерик I (1523-1533) одобрил кандидатуру Й. А. и предложил кафедральному капитулу в Нидаросе утвердить избрание (с XIII в. право утверждения исл. епископов принадлежало нидаросскому капитулу). Король также отправил письмо Нидаросскому архиеп. Олаву Энгельбректссону (1523-1537) c просьбой совершить рукоположение. Король советовал архиепископу не обращать внимания на обвинения, выдвинутые еп. Эгмюндюром, и снять отлучение с Й. А. (Ibid. N 139-140, 179). Созванный архиепископом церковный суд рассмотрел дело Й. А. и полностью оправдал его (Ibid. N 202). Епископское рукоположение состоялось 7 сент. 1524 г. в кафедральном соборе Нидароса. В нек-рых источниках сообщается, что по окончании богослужения с головы епископа упала митра, это было воспринято присутствовавшими как недоброе предзнаменование (Annálar 1400-1800. Reykjavík, 1922-1927. T. 1. P. 87).

http://pravenc.ru/text/1238033.html

Судебное разбирательство, к-рое провели сторонники Тролле 8-9 нояб., носило формальный характер. Все подсудимые были признаны виновными в оскорблении архиепископа и в распространении ереси. Уже 8 нояб. на Стурторгет, центральной площади Стокгольма, состоялась 1-я казнь - были обезглавлены епископы Скары и Стренгнеса, а 9-10 нояб. казнены 7 членов гос. совета, а также, по разным оценкам, еще от 80 до 100 чел., принадлежавших к различным сословиям. Тела казненных были сожжены вместе с вырытыми из могилы останками Стена Стуре-младшего. В историографии эти события получили название «Стокгольмская кровавая баня». В дек. 1520 г. по образцу Ганзейского союза и в противовес ему была создана Скандинавская торговая компания, к-рой передали в управление швед. горнорудные предприятия. К. также распорядился снарядить экспедицию в Гренландию, почти забытое на тот момент владение норвеж. короны. Летом 1521 г. король совершил продолжительный визит в Нидерланды. Он напомнил Карлу V о существовании в средневековье империи дат. кор. Вальдемара II Победителя (1202-1241) и получил от имп. Карла V предварительное подтверждение прав дат. монархов на земли Сев. Германии. Право вассалитета герц-ства Гольштейн, ранее принадлежавшее епископу Любека, перешло к К. После возвращения К. пригласил голл. поселенцев на о-в Амагер (близ Копенгагена) для обучения дат. крестьян новым аграрным технологиям. В 1521 г. Швеция вновь восстала против датчан. Во главе мятежа встал провозглашенный регентом Густав Эрикссон Ваза, отец которого Эрик был одним из членов государственного совета, казненных в Стокгольме. В марте 1522 г. ганзейские города Любек, Гамбург, Росток, Штральзунд, Висмар и Люнебург заключили антидат. союз и начали подготовку к войне. В авг. 1522 г. Ганза атаковала о-в Борнхольм и пров. Сконе, поставив под угрозу безопасность Копенгагена. Попытка К. утвердить новые экстраординарные налоги была сорвана ютландскими дворянами. 20 янв. 1523 г. часть из них официально отказала королю в верности, скрепив своими печатями особую «грамоту о низложении» К.

http://pravenc.ru/text/2461997.html

В послании сказано: ние же прошение твое гсдине мои. и рч т тебе прїиде ко мн за скорбь нашедшую теб. хощеши т мнне нка помощи и ходатайства к (нап: и) нким имущимъ ко гсдрю дерзновенїе еже о твоеи скорби къ гсдрю печаловатис(). „Из послания, продолжает Малинин, решительно не видно, что оно писано несомненно в царствование Ивана Грозного; оно могло быть написано в пору княжения Василия III , как возможно, наконец, и то, что оно явилось в пору малолетства Грозного. Тогда стало бы понятным, почему неизвестный опальный просит ходатайства не перед самим царём, а перед его приближёнными, от которых тогда зависела судьба отдельных лиц“. Но дело в том, что те же самые слова с просьбой ходатайствовать не перед царём, а перед его приближёнными, читаются и в послании Филофея к находящимся в беде Псковичам: „ прошенїе ваше гсдїе мои и рч т вас прїиде ко мн. за скорбь пришедшую вам ин без правды. и хощете от нас нкїа помощи и ходатайства к нким имущим къ гсдрю дръзновенїе. еже о вашей скорби къ гсдрю —668— печаловатис“ , а между тем, по определению Малинина, послание к Псковичам писано в 1520–1522 г. Итак, относительно исследования Малинина по поводу так называемого Сильвестровского утешительного послания можно прийти к выводу, что существует довольно веское основание против того, чтобы считать это послание за несомненно принадлежащее Сильвестру, хотя нет совершенно решительных данных, чтобы оно уже совсем не могло быть произведением Сильвестра, если только не стоять на совершенно предвзятой и безосновательной мысли, что послание писано к Шуйскому-Горбатому, и именно во время опалы, постигшей последнего около 1553 г. Приписывая послание Сильвестру, нельзя его считать и таким жалким плагиатом, как выставляет дело Малинин, так как, почти буквально повторяя Филофеево послание 1521–1522 г., утешительная отписка представляет много нового и есть довольно умелое пользование чужим источником. Далее, она могла быть писана и к последнему, только не в 1553 г. Но, как бы то ни было, исследование, произведённое Малининым над утешительной отпиской, позволяет несколько скептически относиться к другому приписываемому Сильвестру посланию, именно к посланию к царю Ивану IV.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ответ русского дипломата Федора Ивановича Карпова лишен пышности гуманистической речи посла, он краток и деловит. «Нам гораздо ведомо, — сказал русский дипломат, — о взятии Царьграда, и о египетских, палестинских, персидских и прочих победах Селим–шах салтана . И мы как наперед того у Господа Бога того просили, так и ныне у Господа Бога того просим, чтоб Господь Бог нам, государем хри- стиянским, над христианскими враги, над бесерменством помощь и крепость свою послал, и наши бы государства хре- стианские за нами, за християнскими государи, были. А как наперед того есмя за хрестьянство стояли и хрестьянство ес- мя от безсерменства берегли и боронили, так и ныне за хрестьянство от бесерменства хотим стояти и боронити хрестиян- ства от бесерменства хотим, сколко нам Господь Бог поможет; и хотим то завсе видети, чтобы, как дал Бог, нами християнскими государи хрестиянство завсе в тишине и в сохранении нашем было» . Здесь выражено осознание важной миссии России в деле противостояния Османской империи. Что касается ее участия в вооруженной борьбе в составе коалиции, то Россия в этот период не располагала еще для этого достаточными силами; кроме того, турецкое направление внешней политики России во многом зависело от ее отношений с южными и восточными соседями, представлявшими постоянный источник опасности. Победы над Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, Русско–турецкие войны были еще впереди. «Крымский смерч» 1521 года, когда войска крымского «царя» Мухаммед–Гирея непосредственно угрожали Москве, стоит в ряду таких европейских событий, как взятие Белграда в 1521 году, падение Родоса в 1522 году, осада Вены в 1529 году. Относительно перемирия с Литвой на переговорах 1518 года было сказано, что его конкретные условия, предложенные императорским посредником, неприемлемы для русской стороны. Позднее, в 1522—1523 годах, оно было все же заключено — но это уже другая тема. В то же самое время, когда в Москве вели переговоры императорские послы, в русскую столицу направлялся папский легат Николай Шонберг (Шомберг), имевший отчасти те же цели (привлечение России к антитурецкой коалиции и перемирие с Литвой), но главным образом пытавшийся вовлечь Русь в орбиту католического влияния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

1905. Tl. 1. S. 448). Лютер неоднократно пытался убедить К. в правильности и необходимости проводимой им политики «терпимости» и призывал заявить о своем согласии с ним (Ibid. S. 452). О первоначальной реакции К. на проповеди и действия Лютера известно немного; в прямую конфронтацию с Лютером ни он, ни его сторонники вступить не решились. К., однако, не собирался молчать: в апр. 1522 г. он составил сочинение, в котором богословски обосновывались и защищались все проведенные им реформы. Издание этого сочинения было запрещено ун-том, а рукопись конфискована и уничтожена; в постановлении о конфискации (опубл.: Ibid. Tl. 2. S. 562-566) сохранились выписки из сочинения, показывающие, что К. ни в чем не отказался от своих взглядов: он призвал служить мессу по новому чину и причащать мирян под двумя видами, назвал почитание изображений «худшим грехом, чем прелюбодеяние и воровство», объявлял исповедь «творением диавола» и т. п. (Ibid. S. 563-564; ср.: Ibid. Tl. 1. S. 454-457). Лютер, узнав о содержании сочинения, пришел в ярость и в письме Спалатину заявлял: «Я не потерплю того, что он написал!» ( Luther M. WA: BW. Bd. 2. S. 509). По решению цензуры К. было полностью запрещено печатать в Виттенберге свои сочинения; впосл. все его трактаты издавались в др. городах. Преподавание в ун-те оказалось единственной публичной деятельностью, которая осталась дозволенной К. ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 458-459). В 1522/23 уч. г. он читал лекции по Книге пророка Захарии; об их содержании даже Лютер отзывался положительно, однако отмечал, что К. читал их «когда придется», т. е. не соблюдая учебного расписания (Ibid. Tl. 2. S. 3). Выбор именно этой книги ВЗ был не случаен: внутреннему состоянию и религ. мировоззрению К. в это время оказались созвучны слова книги: «И каждый скажет: я не пророк, я земледелец... Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня» (Зах 13. 5-6); в сохранившемся конспекте лекций К. есть свидетельство, что он говорил о себе как о «крестьянине Адамова ярма» ( Rupp.

http://pravenc.ru/text/Карлштадт.html

Телеман, сочинивший несколько сотен «служб», 44 произведения в жанре «страстей» и около тысячи кантат, был родом из Магдебурга. В 1685 году с разницей в один месяц и в городах, расположенных на расстоянии 130 км друг от друга, на свет явились сразу два гения церковной музыки: в Галле родился Гендель, в Эйзенахе – Бах. Здесь же, в Саксонии, вступили в жизнь и четверо талантливых отпрысков этого замечательного семейства: Веймар стал родиной Фридемана и Эмануэля, Лейпциг – Кристиана и Фридриха. Среди их младших соплеменников, добившихся славы, безусловного упоминания заслуживают уроженец Гейзинга Кунау, Георг Бохм из Гогенкирхена, Науман из Блацевица, близ Дрездена. Несколько позже саксонская земля подарила миру еще двух музыкальных гениев, выразителей болезненно-тревожного немецкого духа: в городе мечтателей Цвиккау родился Шуман, в Лейпциге – Вагнер. Убедившись, что почва должным образом подготовлена, 29 октября 1525 года Лютер впервые совершил богослужение по новому обряду. Спустя несколько месяцев он изложил его основные правила в своей книжке «Немецкая месса, или Порядок Божественной службы по виттенбергскому образцу». Немецкий язык окончательно вытеснил латынь, а народные песни – литанию. Если христианскую свободу его единомышленники понимали прежде всего как немецкую свободу, то и христианское богослужение с их легкой руки обрело немецкие черты. 8. Светская власть (1522–1525) Рейхстаг собрался в Нюрнберге осенью 1522 года и продолжал работу до августа 1523 года. Председательствовал брат императора эрцгерцог Фердинанд. Одним из первых перед делегатами выступил легат Киерегати, от имени папы Адриана VI решительно потребовавший исполнения Вормс-ского эдикта. В самом деле, вопреки решению высокого собрания и приказу императора Лютер продолжал безнаказанно наводнять Германию своими ядовитыми сочинениями и подталкивать народ к беспорядкам. Речь легата не встретила ни малейшего энтузиазма. Под влиянием протестантски настроенных князей, в свою очередь находившихся под сильным давлением советника курфюрста Саксонского Ганса фон Планица, делегаты постарались замять щекотливый вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

1555 г. (замок Амбрас, Иннсбрук) Герб дома Габсбургов. 1555 г. (замок Амбрас, Иннсбрук) В вопросах практического применения этой доктрины в 20-х гг. XVI в. решающим было влияние канцлера М. Арборио Гаттинары (1518-1530), пьемонтца по происхождению. Он считал, что центром «универсальной монархии» должна стать Сев. Италия, своего рода «мост», связывающий средиземноморские и заальпийские владения К. Реализация «доктрины Гаттинары» привела к конфликтам с правителями всех соседних гос-в, в т. ч. с папой Римским. К. до конца жизни видел себя верховным гарантом мира, обязанным восстановить рухнувшее единство Церкви и защитить Европу от турок. Важным инструментом в реализации этих планов была династическая политика; управление разными частями империи нередко поручалось родственникам. Были заключены политически выгодные браки сестер К.: Элеонора в 1518 г. стала женой Мануэла I, кор. Португалии, овдовев, в 1530 г.- франц. кор. Франциска I; Мария в 1522 г. вышла замуж за Людовика (Лайоша) II, кор. Венгрии и Чехии, после гибели мужа в сражении с турками при Мохаче (1526) К. назначил ее наместницей Нидерландов (1531-1555); в 1515 г. был заключен брак Изабеллы и дат. кор. Кристиана II; в 1525 г.- Екатерины и португ. кор. Жуана III. В 1522 г. по договору с младшим братом Фердинандом К. передал ему в управление наследственные земли Габсбургов в Австрии, в 1526 г. Фердинанд получил короны Чехии и Венгрии, в 1531 г. был избран римско-герм. королем. Однако узы родства со временем стали причиной внутрисемейных конфликтов, усугубленных разницей территориально-политических интересов. Одной из важных проблем было создание имперского правительства. Стремления нем. князей к устройству правительства на основе представительства сословий противоречили пониманию К. роли императора как главы империи. В 1521 г. в результате компромисса было создано правительство из 18 представителей от рейхстага и 4 от императора; оно должно было действовать только в отсутствие К. в империи и лишь при условии, что младший брат Фердинанд исполняет функции наместника.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010