Монастырь возник в пещерах на берегу ручья Каменец, которые стали известны местным жителям в 1392 году. По преданию в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера» и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка («начального инока»), Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовня. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 года, уже с надписью над входом «Богом зданная пещера». В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, шведов и поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами. В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене. В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями. В годы Великой Отечественной войны после оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушел на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырем до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 года.

http://patriarchia.ru/db/text/3722130.ht...

6 . Ф. 1470. Оп. 2. Д. 5. Л. 160. Письмо митр. Серафима (Ляде) в РКМ от 15.03.1941 г. 7 . Ф. 1470. оп. 2. Д. 5. Л. 161. Письмо чиновника РКМ В. Гаугга митр. Серафиму (Ляде) от 21.03.1941 г. 8 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 450. Л. 104106. Письма офицеров лагеря Хамельбург архим. Иоанну (Шаховскому) и свящ. Александру Киселеву от 22 и 28. 02.1942 г. 9 . Ф 500. Оп. 3. Д. 453. Л. 37. Письмо еп. Сергия (Королева) Пражского митр. Серафиму (Ляде) от 31.08.1942 г. 10 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 453. Л. 3839. Письмо еп. Сергия (Королева) Пражского митр. Серафиму (Ляде) от 29.08.1942 г. 11 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 455. Л. 168170. Доклад П. Садовского митр. Серафиму (Ляде) от 27.09.1942 г. 12 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 450. Л. 5657. Письмо свящ. Александра Киселева митр. Серафиму (Ляде) от 17.10.1942 г. 13 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 455. Л. 212213. Письмо протодиакона Мельникова митр. Серафиму (Лядэ) от 25.11.1942 г. 14 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 453. Л. 144. Обращение членов Миссионерского комитета Берлинско-Германской епархии к архим. Иоанну (Шаховскому) от 19.12.1942 г. Синодальный архив РПЦЗ в Нью-Йорке (СА) 1 . Д. 24/42. Протоколы заседаний Епархиального собрания Православной епархии в Германии 2931 января 1942 г. Отец Александр был избран одним из секретарей Собрания. 2 . Д. 76/46. Протоколы Архиерейского Собора РПЦЗ 79 мая 1946 г. 3 . Д. 51/44. Речь о. Александра Киселева, произнесенная от лица Церкви на обнародовании манифеста «Комитета Освобождения Народов России» в Europahaus. Берлин, 18.11.1944 г. 4 . Д. 53/44. Доклад митр. Анастасия (Грибановского) на заседании Архиерейского Синода 26.02.1945 г. IfZ (Institut fur Zeitgeschichte in München/Архив института современной истории) 1 . MA 541, folio 67. Директива полковнику Гребе (Graebe) (Немецкий трудовой фронт, Берлин) Гарри Хеннингсена (Henningsen, начальник партийного округа НСДАП) от 27.08.1943 г. 2 . MA 541, folio 73. Соглашение между митр. Серафимом (Лядэ) и шефом внешней службы уполномоченного по рабочей силе из оккупированных восточных областей Миллером от 18.09.1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То и другое можно объяснить влиянием современного святому монастырского источника, текст которого отрывками прокрался в книжное изложение редактора. Наконец, в последнем, 12-м пророчестве Михаила о близком падении Новгорода редактор обличает в себе современника новгородских погромов 1470-х годов. «Тако в нынешняя времена и лета, – замечает он о состоянии вольного города пред падением, – по Божию попущению велику мятежу бывшу и усобной рати промежи боляр и множества рати людий и всего народа в Великом Новеграде». Несмотря на такую близость редакции ко времени святого, в ней есть уже легендарный анахронизм, – знак, что рассказами о Михаиле начинала овладевать народная фантазия. В помянутой статье о 1-м пророчестве рассказывается, как в Клопский монастырь приехал посадник Иван Немир благословиться у блаженного старца. На слова гостя, что в Новгороде есть теперь литовский князь Михаил Александрович, юродивый отвечал: «То, сынку, у вас не князь, но грязь» – и пророчески описал поражение новгородцев на Шелони и падение Новгорода. Житие помечает этот рассказ 6979 годом, когда великий князь Московский был «гневен» на Новгород и сбирался воевать с ним; по обстоятельствам дела видно, что редактор разумел конец 1470 или начало 1471 года, когда прошло уже более 10 лет со смерти клопского юродивого. В 1471 году Иван Васильевич Немир был очень старым посадником, ибо встречаем его в этом звании уже в 1435 году 291 . Вероятно, действительное событие, скрывающееся в рассказе жития, относится к более раннему времени и под Михаилом Александровичем разумеется другой литовский князь, например Юрий Семенович, приезжавший в Новгород в 1438 году 292 . Выше указан мотив, заметный в поэтических сказаниях о падении Новгорода: оглядываясь впоследствии на погром, новгородская масса, тянувшая к Москве, любила представлять его карой за боярские неурядицы, предсказанною святыми людьми. Та же мысль резко выражена в рассматриваемом пророчестве Михаила, для нее и понадобилось вызвать из могилы юродивого пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Киев не мог попасть в стих (великорусский) позднее 1362 г., когда последний русский князь Феодор был выгнан из Киева Ольгердом; о запустении Киева («весь Киев разбежался») летопись сообщает еще под 1300 г. Последнее по времени известие о черниговском князе сообщается под 1261 г.; в XIV в. Чернигов был присоединен к Литве. Смоленск подчинился Литве в 1404 г. Вероятно, этот факт дал основание певцам назвать отца Егория Феодором Смоленским (царем или князем). Феодор был сын последнего смоленского князя Георгия Святославича. Когда Смоленск был взят Витовтом, Феодор отправился в Новгород просить помощи против Литвы. За то что новгородцы стали на его сторону, Витовт разорвал мир с ними; тогда Феодор добровольно удалился к немцам. Если три переделки стиха об Егории относятся к XIII в. и началу XV, то основная версия, с Иерусалимом, должна была сложиться еще в до-монгольское время. Стих об Адаме Стих о плаче Адама пред раем считался древнейшим русским стихом на том основании, что его оригинал, апокриф об Адаме, сохранился в рукописи XV в. и был известен новгородскому архиепископу Василию в первой половине XIV в.; другие видели в этом стихе обработку церковных стихир, которые пелись на масленице и издревле находились в Октоихе, и на этом основании причисляли стих к числу древнейших из известных нам. 1329 Не так давно этот стих, известный раньше в рукописях XVII в., напечатан проф. М.Н. Сперанским по рукописи XV в., 1330 принадлежавшей Кирилло- —362— Белозерскому монастырю и теперь находящейся в Петербургской дух. академии 9–1086). Как видно из описания рукописи, сделанного Н.В. Рузским, 1331 место её, содержащее стих об Адаме, писано в 1470 г. Отсюда можно заключить, что этот стих был сложен раньше этого года. Что касается происхождения стиха, то вряд ли он был сложен в неграмотной среде устным путем. Об этом свидетельствуют два соображения: 1) Стих об Адаме по своему характеру отличается строго выдержанной идеей, которая не могла быть доступна простому народу; особенно стройною идеею отличается этот стих в своем полном виде, сохранившемся в более поздних (XVIII в.) рукописях: полный стих проводит идею искупления греха Адама, в чистом своем виде малодоступную пониманию простого народа. 2) Стих помещен как в рукописи 1470 г., так и в Минеях-Четьих митрополита Макария (1529–1552 г.). Здесь сверху миниатюры, изображающей Адама и Еву около древа познания добра и зла, находится такая надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По возвращении в Новгород святитель Иона воздвиг по обету своему храм в честь прп. Сергия Радонежского и часто посещал его. А в Москве в это же время воздвигли храм в честь прп. Варлаама Хутынского. В 1461 г. скончался митрополит Московский Иона, в 1462 г. — вел. князь Василий Васильевич Темный. Перед кончиной своей митрополит выразил желание, чтобы святитель Иона Новгородский прибыл для избрания его преемника и погребения его самого. Но новгородский святитель был сам болен и не мог ехать. «Не скорби, — писал он московскому святителю, — что нам нельзя повидаться теперь. Мы свидимся уже в той жизни по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы восприимем тогда мзду от Самого Начальника пастырей». Об избрании же преемника митрополиту он писал так: «Кого Дух Святой изберет и благословит, того и я готов буду принять». В это время Юго-Западная Русь находилась под властью Польши, отделившись от московского престола. Святитель Иона, твердый в церковных канонах, противодействовал этому печальному разделению и поучал паству свою верности московскому престолу. За несколько лет до кончины святителя Ионы по всей России прошло так называемое Симоновское моровое поветрие. Это была чума. Умерло более 200 тысяч человек. В Зверинам монастыре была устроена скудельница, то есть общая могила. В это время там явился образ св. Симеона Богоприимца, и по бывшему откровению свыше был воздвигнут в честь этого угодника Божия однодневный храм. А когда святитель освятил его, то по совершении им Божественной литургии мор прекратился. В 1470 г. святитель Иона скончался и был погребен в Отнем монастыре. Случилось так, что в течение 40 дней могилу его не засыпали, а тело его оставалось нетленным, и поэтому ее вовсе не засыпали, но устроили поверх нее возвышение. В XVI в. весь Отний монастырь целиком сгорел. Гроб святителя Ионы успели вынести на монастырскую площадь, и он только один остался невредим. Несшим его он показался необыкновенно легким, а после пожара его еле подняли, так он был тяжел.

http://sedmitza.ru/lib/text/437852/

10 . К XV веку относится чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы, находившаяся в обыденной деревянной церкви, устроенной во время Анастасиинского мора в 1417 году у Софийского собора 131 . Об этой иконе под 1418 годом сказано: «в лето 6926 знамение бысть в церкви святей мученици Анастасии: идяше от иконы святыа Богородица Покрова акы кровь по обе стороны ризы ея, месяца апреля в 19» 132 . Икона сия теперь находится храмовой в Кремлёвской Покровской церкви. Хотя письменных известий о перенесении её в эту церковь не сохранилось; впрочем, она почитается здесь издавна чудотворной 133 . 11 . К тому же веку относится явленная и чудотворная икона Симеона Богоприимца в приделе 134 Покровской церкви Зверина монастыря. Величиной она в вышину 1 арш. 6 вершков, а в ширину 1 аршин 1 верш. На ней изображён праведный Симеон держащим на руках предвечного Младенца-Спасителя. Риза на ней сребропозлащенная, новая, украшенная жемчугом и каменьями. По летописям икона явилась и прославлена в 1467 году; когда моровая язва под именем жилвы или железы свирепствовала с чрезвычайной силоё в Новгороде и его окрестностях. Среди всеобщей скорби, святитель Иона Отенский во время молитвы слышал утешающий глас: «иди со кресты со всем освященным собором в Неревский конец, в Зверин монастырь, к Покрову Пресвятой Богородицы на скудельню. Там явился образ святого и праведного Симеона Богоприимца. В честь его поставь там единым днем храм, и тогда мор престанетъ». 1 октября святитель исполнил сие веление, и мор прекратился 135 . Вместо обыденной деревянной церкви на другой год (1469) построена в Зверине монастыре каменная церковь Симеона праведного, остающаяся доселе в целости 136 . По летописям, в XV также веке упоминается о чудотворных иконах: Пресвятой Богородицы в Георгиевской церкви (1410) 137 , Пресвятой также Богородицы в упразднённом Евфимииме женском монастыре (1470) и св. Николая на Никитине улице (1470) 138 . Но где теперь находятся эти иконы, неизвестно. 12 . К XVI веку относится чудотворная икона мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы в Пятницкой церкви, принадлежащей к Николо-Дворищскому собору. Величиной икона в вышину 2 аршина, а в ширину 1½ аршина. Святая мученица изображена с крестом в правой руке и с сосудом в левой. О чудесах её, по летописям, известно с XVI века, именно в 1529 139 , 1552 140 и 1571 141 годах. Что касается до времени написания иконы, то она есть одна из древнейших в Новгороде икон. Во всяком случае, несомненно то, что в честь её поставлена была заморскими купцами в 1156 году Пятницкая церковь на Ярославле Дворище, при князе Мстиславе Юрьевиче и при епископе Нифонте 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   b. Стремление определиться самостоятельно заметно усилилось после падения Константинополя (1453 г.) и поставления особого митрополита Киевского во владениях польского короля Казимира (1458 г.), который к тому времени вполне признал авторитет Рима. Посвящение нового митрополита — Григория Болгарина, бывшего протодиакона при Исидоре, — совершил униатский патриарх Константинопольский Григорий Мамма, вынужденный теперь жить в Риме. Эта акция была предпринята на основании декрета папы Каллиста III, которым Русь в отношении церковного правления разделялась на «верхнюю», где правит «сын беззакония схизматик Иона», и «нижнюю», подвластную Польше и управляемую новым митрополитом Киевским Григорием. Этот декрет показывает, как мало внимания обращал папа на постановления Флорентийского собора, который гарантировал «права и привилегии» восточных патриархов: Киевская митрополия делилась надвое папским декретом, а не решением патриарха (пусть и униатского), несмотря на то, что посвящал Григория именно последний. В то время, однако, эффект, произведенный декретом, был невелик. В 1470 году новый митрополит Григорий вышел из-под управления папы и подчинился православному патриарху в Константинополе, которым уже завладели турки. В Москве же писались грамоты, сурово предостерегавшие православных от Исидорова выученика Григория, который пришел в Литву из Рима. Между тем, хотя православие митрополита Киевского после 1470 года под вопрос не илос титул «Киевского» просто отделился постепенно от титула «митрополитов всея Руси», живших в Москве что подразумевало признание de facto отделившейся митрополии Киевской, подчиненной Константинополю.    При сыне Василия Темного, Иване III, великое княжество Московское начало разрастаться в империю. Московские великие князья не отвергали идей translatio imperii, но формальной ответственности за них никогда не несли. Эти идеи можно встретить в писаниях псковского старца Филофея — называвшего Москву «третьим» и «последним» Римом, ибо два Рима прошли, — и в дипломатической корреспонденции венецианского сената, в письме Ивану III, адресованном ему в связи с бракосочетанием великого князя и Зои-Софьи, племянницы византийского императора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Этот декрет показывает, как мало внимания обращал папа на постановления Флорентийского собора, который гарантировал «права и привилегии» восточных патриархов: Киевская митрополия делилась надвое папским декретом, а не решением патриарха (пусть и униатского), несмотря на то, что посвящал Григория именно последний. В то время, однако, эффект, произведенный декретом, был невелик. В 1470 году новый митрополит Григорий вышел из–под управления папы и подчинился православному патриарху в Константинополе, которым уже завладели турки. В Москве же писались грамоты, сурово предостерегавшие православных от Исидорова выученика Григория, который пришел в Литву из Рима. Между тем, хотя православие митрополита Киевского после 1470 года под вопрос не илосъ титул «Киевского» просто отделился постепенно от титула «митрополитов всея Руси», живших в Москве что подразумевало признание de facto отделившейся митрополии Киевской, подчиненной Константинополю. При сыне Василия Темного, Иване III, великое княжество Московское начало разрастаться в империю. Московские великие князья не отвергали идей translatio imperii, но формальной ответственности за них никогда не несли. Эти идеи можно встретить в писаниях псковского старца Филофея — называвшего Москву «третьим» и «последним» Римом, ибо два Рима прошли, — и в дипломатической корреспонденции венецианского сената, в письме Ивану III, адресованном ему в связи с бракосочетанием великого князя и Зои–Софьи, племянницы византийского императора. Тем не менее, translatio imperii никогда не было официальной политической доктриной: русские цари никогда не носили титула «император ромеев» — чего требовала бы формальная передача власти, — и значение своего титула видели в установлении национального царства «всея Руси», а не мировой христианской империи. Поэтому Иван IV, коронованный в 1547 году, заручился благословением восточных патриархов, а установление Московского патриархата (1588 г.) освятил патриарх Константинопольский Иеремия II. С точки зрения исторического развития, административное отделение русской церкви от Константинополя — раньше или позже — было неминуемо.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

с 5.06.1309 † 5.02.1325 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., рукоположен с 1325 по 1330 на покое, в 1352 вернулся на кафедру Василий (Калика) епископ, свт., рукоположен с 29.08.1331 † 3.07.1352 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., повторно с 1352 по 1358 на покое; † 25.01.1362 Алексий архиепископ, рукоположен с (12.07.) 1360 по (22.04.) 1388 на покое; † 3.02.1389 Иоанн (Порфирьев) епископ, рукоположен с 17.01.1388 по 20.01.1414 (избран 7.05.1387) на покое; † 24.06.1417 Симеон (Сампсон в иноках) архиепископ, рукоположен с 22.03.1416 (избран 11.08.1415) † 15.06.1421 Феодосий избран, не был рукоположен с 1.09.1421 по 30.08.1424 изгнан; † 29.09.1425 Евфимий I (Брадатый Емилиан) архиепископ, рукоположен с сентября 1424 † 1.11.1428 (1429) Евфимий II (Вяжицкий) архиепископ, свт., рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) † 11.03.1458 Иона архиепископ, свт., рукоположен с февраля 1459 † 5.11.1470 Феофил архиепископ, свт., рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточен в Чудов монастырь, в июле 1482 отрекся от кафедры; † 26.10.1482 Сергий архиепископ, рукоположен с 4.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; † 9.04.1495 Геннадий (Гонзов) архиепископ, свт., рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрекся от кафедры; † 4.12.1504 Серапион архиепископ, свт., рукоположен с 15.01.1506 по 1509 Лишен кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь † 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет. Макарий архиепископ, свт., рукоположен с 4.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосий архиепископ, рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удален на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь † 26.02.1563 Серапион (Курцов) архиепископ, рукоположен с 14.06.1551 † 29.10.1552 Пимен (Черный) архиепископ, свт., рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишен кафедры † 25.09.1571 Леонид архиепископ, рукоположен с 4.12.1571 по октябрь 1575 лишен кафедры † 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.252. Биржевые ведомости. 7 июля 1911; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911. Голос Москвы. 10 июля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.256. Русское слово. 10 июля 1911. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8771. Л.112, 118; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.303; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.256. Р.Слово. 10 июля 1911; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.389. Грандиозное паломничество от Царицына до Камышина; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.355. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911; М. О.Илиодор в Саратове//Саратовский вестник. 12 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.387. Многих. Заметки//Всеобщая газета. 14 июля 1911; Там же. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.265. Раннее утро. 16 июля 1911. Там же. Л.340. Филатович Б. Паломничество о.Илиодора (Впечатления зрителя)//Московские ведомости. 10 августа 1911, Там же. Л.356; Проезд о.Илиодора и паломников//Саратовский листок. 27 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.356; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.274. Илиодор в Казани (Второе посещение)//Камско-Волжская речь. 26 июля 1911. Речь в Казани 24 июля. М. О.Илиодор в Саратове//Саратовский вестник. 12 июля 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.355. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.272 об.; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.266. Современное слово. 17 июля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.297. Николин П. Психоз//Современное слово. 2 августа 1911; Там же. Л.298. Ф.М. " Русь идет! "http://Утро России. 2 августа 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.340. Филатович Б. Паломничество о.Илиодора (Впечатления зрителя)//Московские ведомости. 10 августа 1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.356 об.; ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8771. Л.107 об. Рапорт хвалынского уездного исправника. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.376. Утро России. 26 августа 1911. Письмо иер.Илиодора к кн.Мещерскому. Илиодор в Самаре//Саратовский листок. 15 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.388. Русское слово. 13 июля 1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.273. Л.5.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010