Вскоре в Риме узнали, что место каторги постепенно превращается в очередной очаг христианской веры. Из столицы империи немедленно выехал сановник, который устроил расследование на «месте преступления». Все «улики» указывали на Климента. Сановник приказал привязать к спине епископа якорь и утопить его в море, чтобы последователи не смоги найти тело святого. Со слезами на глазах христиане смотрели, как лодка с любимым епископом уплывала от берега все дальше и дальше, навстречу гибели. Так погиб четвертый папа Римский — Климент, святой неразделенной Церкви. Преподобный Максим Грек (1470–1556) Место изоляции: Иосифо-Волоцкий монастырь Преподобный Максим Грек был послан игуменом Ватопедского монастыря на Афоне в Москву по запросу великого князя Василя III. В русской столице он должен был заняться переводами духовных книг. Вскоре святой сделал перевод Псалтири, который был одобрен московским духовенством и великим князем, и уже собирался возвращаться домой. Однако Василий III повелел Максиму остаться и продолжить труды. Постепенно перед строгим взором преподобного стали открываться темные стороны общественной жизни на Руси. Не имея в себе силы молчать о них, он выступил с критикой прогнивших социальных устоев, призывая вспомнить об исполнении христианских идеалов, даже не побоялся открыто осудить желание великого князя развестись со своей женой. Собор 1525 года решил судьбу праведника, приговорив его к заточению в Иосифо-Волоцком монастыре. Начался новый многострадальный период в жизни святого. Условия заточения были крайне суровыми. Только через шесть лет святому позволили читать и писать в темнице. Шестнадцать лет преподобному было запрещено причащаться, вести с кем-либо общение или переписку. Претерпевая скорби изоляции, Максим Грек углем на стене в темнице начертал канон Святому Духу. Преподобный написал также автобиографическое сочинение: «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Последние годы Максим Грек провел в Троице-Сергиевой лавре. Несмотря на пережитые тяжелейшие годы заточения, подорвавшие его здоровье, преподобный продолжал трудиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Из Константинопольской Церкви пришел к нам Иоанн Русский, канонизированный там в 1962 году. Из Америки в 1970 году вернулся в Россию святым Герман Аляскинский, ушедший на Аляску из Валаамского монастыря в 1794 году. А ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас, и нам светит теперь на нашем пути к Богу. Ибо делом явили они истинность и достоверность силы своих молитв, своих дел в служении Богу, Церкви и людям. Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000–летия Крещения Руси, проходившем в Свято–Троицкой Сергиевой Лавре с 6 по 9 июня, возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия: 1. Благоверного Великого князя Московского Димитрия Донского (1350—1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни… отдававшего «душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным. 2. Преподобного Андрея Рублева (1360 — 1–я пол. XV b.) — постника и аскета, известного иконописца, богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе «Святая Троица,” известной и почитаемой всем миром. Преподобный Иосиф Волоцкий писал об Андрее Рублеве, что тот сподобился «…видения и созерцания невещественного Божественного Света…» А по смерти своей монах Андрей являлся своему сподвижнику иконописцу Даниилу облаченным в сияющие ризы. 3. Преподобного Максима Грека (1470—1556) — местночтимого Радонежского святого, чудотворца, монаха–аскета и учителя иноческого жития. Он… как духовный учитель углубил святоотеческую традицию. 4. Митрополита Московского и всея Руси Макария (1482—1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения… Его церковная деятельность отмечена… борьбой с ересями, а также «…собиранием духовных сокровищ Русской Церкви….»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Капелькин Никита, посадский человек, 1630 г., Можайск Капкун Чепаевич кн. Кудашев [см. Кудаш], 1650 г., Шацк Каплин Афанасий, посадский человек, 1660 г., Тотьма; Каплины, крестьяне, XVII в., Тотемский уезд Капля кн. Василий Иванович Карголомский, конец XV в. Каптур Максим, крестьянин, 1627 г., Белев Капуста Андреевич Семичев [см. Семичев], 1582 г., Новгород; Утеш [см. Утеш] Андреевич Капустин, казнен в опричнине в 1570 г. [см. Горох, Таней] Капца Василий, 1661 г., Ростов Карабузин Василий, посол вел. кн. Бориса Тверского к митрополиту Ионе, 1459 г., Карабузины в XV–XVII вв. в Кашине, где существовало село Карабузино в Нерехотском стане; в самом Кашине храм Варвары Карабузинской Карабышев Андрей, холоп, 1545 г., Белоозеро [см. Шатало] [Ср. Карбышев] Каракадымов Тимофей Таптыков [см. Таптыков], дворянин, середина XVI в., Рязань [Ср. Кадымов] Каракулин Моисей Григорьевич, 1584 г. Каракуля – кривулина, кривой сук; каракуль – шкурка ягненка Карамзин Васильчина Карпович, 1534 г., Кострома; Федор, помещик, 1600 г., Нижегородский уезд; Федор Карамзин, крестьянин, 1606 г., Вага Карамыш, Карамышевы : кн. Михаил Федорович Карамыш Курбский, 1493 г.; кн. Карамыш Семенович Шелепшанский, середина XVI в.; Александр Васильевич Карамышев, наместник кн. Андрея Васильевича в Бежецке, 1470 г.; Семен Карамышев, боярин, 1480 г., Нижний Новгород Карандей, Карандеев : Карандей Злобин сын Айгустов [см. Злоба, Айгустовы], 1580 г.; Степан Гаврилович Карандеев, 1597 г., Рязань Карандышев ( Корондышев ): Борис Дмитриевич, 1587 г., Тула; Анучка Карандышев, посадский человек, 1637 г., Устюг Карась Тарусманов Линев [см. Линь], дворянин, начало XVII в., Суздаль; Карась Манухин Евсюков [см. Мануха, Евсюков], середина XVI в., Новгород Каратеевы , 1617 г. 45 Каратыгин см. Коротыга Караул, Караулов : Караул Рудин [см. Рудин] сын Архаров [см. Архаровы], 1556 г., Кашира; Степан Караул, холоп, 1594 г., Новгород; Григорий Черемисинов [см. Черемисин] Караулов, третья четверть XV в., Владимир; Иван Семенович Караулов, наместник на Вятке, 1525 г.; Андрей Семенович, писец Романова и Пошехонья, 1541 г. [см. Беседный, Дружина, Мещерин, Салтыч, Сарыч, Собина, Суморок, Труха]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Конша – Кондрат или Конон Коньков Михаил Васильевич, середина XV в., Переяславль Конюта, крестьянин, 1501 г., Ростов Конюхов Иван Филиппович, 1596 г., Солова Коняй, Коняйко, Коняш, Коняшка , много лиц в XV–XVI вв. в Новгороде; Андрей Коняев, крестьянин, 1490 г., Владимир; Григорий Иванов Коняшев, кре стьянин, 1590 г., Важская область [см. Половков, Шу тов] Копанкин Клим, вторая половина XV в., Новгород Копило, Копилов : Дмитрий Копило, около 1440 г., Бежецкий Верх; Назарий Копилов, 1470 г., там же Копна, Копнин : Копна, тиун белозерского наместника на Белоозере, первая четверть XV в.; Василий Борисович Копнин, боярин радонежского князя, первая половина XV в. Ср. село Копнино, на запад от Переяславского озера; Копнин пруд, возле Сергиева посада (Загорска); бывшее село Марьинское-Копнино в Радонеже Копоруля Иона, старец Спасо-Прилуцкого монастыря, 1609 г. Копоруля – ральник на крюке для очистки сошника от земли Копос, Копоско, Копосов : Афанасий Владимирович Копосов Румянцев [см. Румянец], конец XV в.; Копоско Злобин Загряжский [см. Злоба, Загряжские], 1551 г.; Копос Григорьев, холоп, 1603 (1609?) г., Новгород; Данило Копосов, крестьянин, 1640 г., Устюг [см. Дубасов, Непотягов] Копоской – придира, мелочный человек, кропотливый, робкий; копоско – душно, тяжело на душе; копостить – беспокоить (Даль) Коптел Гридя [см. Гридя] Васильев, 1475 г., Ростов; Коптел Иванов, 1519 г., Вологда Копть, Коптев : Константин Григорьевич Копть Бутурлин [см. Бутурля], конец XV в.; Иван Иванович Копть Слизнев [см. Слизень] и Копть Жуков-Зачесломский [см. Жук, Зачесломский], первая половина XVI в.; Василий Евстафьевич Коптев, 1533 г. [см. Бровка, Кондырь, Шибан] Коптюшин Кузьма Иванов, посадский человек, 1580 г., Новгород Коптяжин Яков и Михаил Захарьевичи, рязанцы, в 1574 г. помещики в Смоленске Коптязя Борисов, крестьянин, 1570 г., Рязань Копцов Софрон Истомин [см. Истома], помещик, 1585 г., Тула Копцы – западня, ловушка для мелких птиц Копыл , Копылов : Юрий Копыл, псковский посадник, 1510 г.; Копыл, крестьянин, 1545 г., Новгород; Борис Павлович Копылов, 1556 г., Кашира

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Коршун Степан, крестьянин, 1496 г., Новгород Корытков Логгин, крестьянин, середина XV в., Владимир; Корытковы, бояре, XV в., Новгород Корытов Григорий, посадский человек, 1636 г., Соль Вычегодская Корюкай Истома [см. Истома], бортник, 1608 г., Нижний Новгород Корюкин Федор, подьячий, писец, 1594 г., Вологда Корюков Василий Алексеевич, казнен в 1570 г. в Новгороде; Корюков Иван Артемьев (он же – Корюк), бортник, 1608 г., Нижегородский уезд Корюка – девка (Даль) Коряка, Корякин : Коряка, крестьянин, 1339 г., Новгород; Андрей Юрьевич Корякин, первая половина XV в., Бежецкий Верх [см. Севрюк] Коса Красная Косаговы см. Касаговы Косаговские см. Касаговские Косарь кн. Иван Андреевич Гагарин [см. Гагара], стольник, 1619 г. Косачев Семен Андреев, подьячий, 1567 г.; Иван, подьячий, 1614 г. Косач – тетерев-петух Косик Илья, холоп, 1593 г., Новгород Косика , крестьянин, 1530 г., Новгород Косиловка , крестьянин, 1627 г., Белев Косица , крестьянин, XVI в., Новгород Косицкий Михаил Васильевич Секирин [см. Секира], 1500 г.; с конца XV в. Косицкие, помещики, Новгород [см. Асман, Бутора]. Фамилия от села Спас-Косицы, в Вяземском уезде Косливцевы ( Костливцевы ), помещики, 1581 г. 50 и позже, Нижегородский уезд; Гаврило, Камай [см. Камай], Иван Григорьевичи и др., 1608 г. Космак Шешковский [см. Шешковский], царский конюх, 1573 г. Космаковы , крестьяне, 1624 г., Курмыш Косма, космы – пряди волос; космак, космач – косматый Космач, Космачев : Григорий Космач, 1470 г., Кашин; Семен (Семейка) Космачев, 1610 г. Космов Трифон Иванович, 1556 г., Кашира; Космовы, XVI в. и позже, Каширский уезд [см. Сатык] Космынины , бояре, XV в., Новгород; Семен Космынин, подьячий вел. кн. 1511 г.; Борис Космынин, крестья нин, 1564 г., Олонец; Моисей Фролович, 1608 г., Нижний Новгород Кособрюх Федор, крестьянин, 1619 г., Вологда Косой Замятня [см. Замятня] Петрович, убит в 1580 г. под Луками Великими Косолап Иван, 1510 г., Переяславль Костеев Василий Андреевич, 1572 г., Суздаль Костел Михаил, крестьянин, 1498 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 518-519, 620. 1295, 1296, 1504; Кн. 4. С. 721-722. 1276-1296; Турченко Ю. Я. Украïнський естамп. К., 1964; Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002; Свято-Успенская Почаевская лавра: Взгляд через века: Ист. повествование в словах и образах. Почаев, 2007; Свято-Успенская Почаевская лавра: Юбил. изд. Почаев, 2009. Я. Э. Зеленина, В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/578150.html

магистр богословия, преподаватель КДС. В 1877 г. рукоположен во иерея. В 1883 г. пострижен в монашество, назначен ректором Киевской ДС свозведением в сан архимандрита. 09.05.1888 г. хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. С 12.07.1890 г. епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. С 19.12.1892 г. епископ Могилевский и Мстиславский.С 17.07.1893 г. епископ Тульский и Белевский. С 02.11.1896 г. епископ Подольский и Брацлавский. С 29.03.1900 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский.С 28.03.1902 г. епископ Орловский и Севский. В 1904 г. внезапно скончался от разрыва сердца. Издавал и редактировал журнал «Воскресное чтение». Редактировал журнал «Руководство для сельских пастырей». Подробнее о епископе Иринее см.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1986. Т. 4. С. 49–51.) (Он теперь занимается... изучением сочинений Максима Грека и думает написать в «Богословском вестнике» целый ряд статей « Максим Грек как публицист». – В начале 1903 г. профессор Н.Ф. Каптерев опубликовал статьюо взглядах прп. Максима Грека на монашество, см.: Каптерев Н.Ф. В чем состоит истинное монашество по воззрениям преп. Максима Грека ?//БВ. 1903. Т. 1, С. 114–171. Других статей Н. Каптерева о прп. Максиме Грекев журнале опубликовано не было. Максим Грек (Триволис Михаил, ок. 1470–1556) – церковный деятель, преподобный. Из семьи крупного греческого чиновника. Учился в Италии, во Флоренции. 14.06.1502 г. постригся в монахи доминиканского монастыря во Флоренции. Затем покинул его, возвратился в Грецию. В 1505 г. прибыл на Афон, где в 1507 г. принял православный монашеский постриг с именем Максим в монастыре Ватопед. В 1518 г. по просьбе московского Великого князя Василия III прибыл в Россию для исправления переводов церковных книг. Благодаря широкому образованию, блестящемууму занял заметное положение при великокняжеском дворе и в кругах русскогодуховенства. Обличал сильных мира сего в пороках и злоупотреблениях. Принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами. Осудил действия митрополита Даниила во время развода Великого князяВасилия III с Соломонией Сабуровой. Был заключен в Симонов монастырь. На Соборах, специально созванных в 1525 г. и 1531 г., осужден за преднамеренную порчу книг и государственную измену в пользу Турции (фактически за поддержку взглядов нестяжателей). Содержался в Иосифо-Волоколамском монастыре, затем в Успенском Отрочь монастыре в Твери. В 1551 г. освобожден. Последние годы провел в Троице-Сергиевом монастыре. Митрополит Макарий включил ряд его сочинений в «Великие Четьи-Минеи». Максим Грек признавал божественное происхождение царской власти, считая, что царь обязан действовать в согласии с духовенством и боярами. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г. День памяти 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля. Подробнее о нем см.: Синицына Н.В. Сказанияо преподобном Максиме Греке вв.). М., 2006; Она же. Максим Грек . М., 2008.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Наибольшее сходство с Собором 1917–1918 годов наблюдается в главе Устава о приходе, совсем не соответствующей измененному в 1961 году Положению. Это относится, в частности, к статусу священников. Согласно определениям Собора 1917 года, на которые опиралось Положение 1945 года, и вопреки постановлениям архиерейского Собора 1961 года, следующим Постановлению «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года, настоящим управляющим прихода становится не староста, а настоятель. В новом уставе священник снова занимает должность председателя приходского Совета. Собор канонизировал также девять святых: благоверного князя Димитрия Донского (1350–1389), преподобного Андрея Рублева (ок. 1360 – начало 15 в.), преподобного Максима Грека (ок. 1470–1556), святителя Макария Московского (1482–1563), преподобного Паисия Величковского (1722–1794), блаженную Ксению Петербургскую (1719/1732 – 1794/1806), святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867), преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891) и святителя Феофана Затворника (1815–1894). Устав, принятый Собором 2000 года. После кончины патриарха Пимена 3 мая 1990 года новый Поместный Собор был созван местоблюстителем митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко) с 7 по 10 июня 1990 года в Троице–Сергиевой лавре. 330 членов Собора избрали патриархом митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера). Впоследствии было созвано три архиерейских Собора: в 1994, в 1997 и в 2000 годах. Поводом для созыва архиерейского Собора с 13 по 16 августа 2000 г. в этот раз послужило двухтысячелетие Рождества Христова 870 . Контекст Собора 2000 года, проходившего в восстановленном храме Христа Спасителя, в котором семьюдесятью тремя годами раньше был избран патриарх Тихон, представлял сходство с Собором 1917–1918 годов: новые политические обстоятельства даровали Церкви свободу, сравнимую с той, что она недолго имела при Временном Правительстве. Тем не менее, этот исключительно архиерейский Собор представлял Церковь , отношения которой с обществом существенно отличались от тех, что существовали в 1917 году, и требовали поэтому совершенно нового подхода и переосмысления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый брак Великого Князя долго оставался бездетным. Василий III и его жена совершали паломничества по монастырям, прося иноков молиться о даровании им сына. Наконец желание князя было исполнено: в 1533 г. у Елены родился сын, вошедший в историю России под именем Ивана Грозного. Он был плодом победы иосифлян над своими противниками, и он до конца использовал ту неограниченную власть над Церковью и народом, которую предоставили ему победители. Итак, после долгой борьбы и колебаний, в начале XVI века духовные и светские водители русского народа сделали односторонний выбор и повели Россию по пути, начертанному крайними представителями партии стяжателей. Тяжелыми внутренними потрясениями и внешними унизительными поражениями заплатили русские за эту роковую ошибку. Ответственность за нее несут как Великие Князья Московские, так и те представители Церкви и боярства, которые своим угодничеством и малодушием способствовали развитию в России деспотизма, подражавшего всем худшим чертам татарского порабощения, от которого с таким героическим усилием только что освободилась их родина. Но, конечно, тот грубый произвол власти и бесправие личности, которые стали характерной чертой московского государства, не могли бы укорениться, если бы основная масса русского народа нашла в себе силы для сопротивления. Татарское иго, однако, приучившее русских к покорности перед лицом насилия, подорвало их решимость для борьбы за свободу и справедливость. Когда же на их защиту вставали лучшие члены Церкви, то они оставались не поддержанными другими христианами. Не понятые народом, они потерпели поражение, которое привело Россию к пыткам и казням Иоанна Грозного, затопившего русскую землю кровью ее собственных сынов. Преп. Максим Грек (1470–1556) Среди деятелей русской Церкви XVI века почетное место принадлежит не русскому, а выходцу из Востока, афонскому иноку Максиму Греку . Он был блестяще образованным человеком, получившим воспитание в Италии, в самый расцвет эпохи Возрождения. Среди тогдашнего всеобщего увлечения греческим и римским язычеством, он остался верен христианству. Будучи глубоко убежденным православным, он не был враждебен, однако, Западу. На него неизгладимое впечатление произвела пламенная проповедь Савонароллы, направленная против пороков Флоренции и призывавшая ее жителей к состраданию к обездоленным и нищим. В 1498 г. Савонаролла был сожжен по велению папы Александра VI Борджия (1492–1503). Максим после этого покинул Италию, унеся с собой образ флорентийского евангелиста, заплатившего своею жизнью за верность Христу и Его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Подобает убо изъграфом, рекше иконописцам, чистителным быти, житием духовным жити и благими нравы, смирением же и кротостию украшатися и о всем благое гонити (делать, совершать. – Прим. ред.), а не сквернословцем, ни кощунником, ни блудником, ни пияницам, ни клеветником, ни иным таковым, иже последующее обычаем скверным. Понеже на сицевое святое дело таковым не прощено есть. Якоже и древле рече Господь к Моисею, еже Веселеила наполних Духа Божия ( Исх 3:1–3 . – Прим. ред.). Сей же Веселеил делатель бысть скинии свидения (свидетельства. – Прим. ред.) закона Ветхаго. Колми же паче (насколько же больше. – Прим. ред.) подобает нынешния благодати писавшим образ Спаса Христа Бога нашего, и Пречистыя Его Богоматере, и святых Его тщатися к восприятию духа Божия. И был бы иконописец хитр (искусен. – Прим. ред.) о подобии древних переводов и первых мастеров, богомудрых мужей, имже от начала предано бысть по объявлению когождо где бывшаго, чюдеси или явления, а собою бы ново не прибавливал ни единыя оты (йоты. – Прим. ред.), аще убо и зело кто мнится смыслити, а кроме святых отец предания не дерзити. Аще же кто и зело имать быти хитр святых икон воображению (изображению. – Прим. ред.), а живый не благолепотне (живет неблагочестиво. – Прим. ред.), таковым писати не повелети. …Паки, аще кто и духовное житие имать быти, а благолепно вообразити святыя иконы не может, таковым писати святых икон не повелевати же. Но да питается иным рукоделием, имже хощет. ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ГРЕК , в миру Михаил Триволис (ок. 1470–1556) – греческий ученый монах, переводчик, богослов. Протопоп Аввакум. Об иконном писании… 119 Беседа 4 …По попущению Божию умножися в нашей руской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы. Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговоляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившеся, по писанному: слепый слепца водяй, оба в яму впадутся, понеже в нощи неведения шатаются; а ходяй во дне не поткнется, понеже свет мира сего видит, еже есть: просвещенный светом разума опасно зрит коби и кознования еретическая и потонку разумевает вся нововводная, не увязает в советех, яже умышляют грешнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010