Поместный Собор открылся 6 июня Божественной литургией в Троицком соборе Лавры преподобного Сергия. На Собор прибыло 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, 2-х духовных академий и 3-х семинарий, от зарубежных учреждений Русской Церкви и от Японской Автономной Церкви. Заседания Собора проходили в Сергиевском трапезном храме Лавры. В Президиум Собора были избраны Патриарх и постоянные члены Синода. Собор образовал Секретариат во главе с митрополитом Одесским Сергием, Мандатную комиссию под председательством митрополита Сурожского Антония и Редакционную комиссию во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым). На первом заседании после приветствия гостей Собора с докладом «1000-летие Крещения Руси» выступил митрополит Киевский Филарет, впоследствии лишенный сана за учинение раскола. В докладе прослежены исторические судьбы Русской Церкви от ее начала до наших дней. 6 июня митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Для прославления в лике святых были предложены: благоверный великий князь Московский Димитрий Донской (1350 - 1380), преподобный Андрей Рублев (1360 - 1-я половина XV века), преподобный Максим Грек (1470 - 1556), святитель Макарий Московский (1482 -1563), преподобный Паисий Величковский (1722 - 1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 - начало XIX века), святитель Игнатий Брянчанинов (1807 - 1867), преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891), святитель Феофан Затворник (1815-1894). По решению Поместного Собора был совершен чин канонизации новоявленных угодников Божиих. В Деяних Поместного Собора о канонизации святых среди прочего говорится: «Напечатать их жития и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных... Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

Преподобный Максим Грек (1470-1556). Место изоляции Иосифо-Волоцкий монастырь. – С.69; Священномученик Иларион (Троицкий). Место изоляции Соловецкий лагерь особого назначения. – С.70; Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961). Место изоляции: Лубянка; Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1880-1956). Место изоляции Дахау. КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-87. Школа «Фомы». Книга:   Домострой протопопа Сильвесттра . [«Домострой» - книга, регламентирующая домашний быт состоятельного человека XVI века. Автор-составитель : Священник Сильвестр, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля, один из сподвижников молодого царя Ивана Грозного, государственный деятель и церковный писатель; Время написания : 1547 г.; Содержание: В книге изложены основы уклада православной семейной и хозяйственной жизни; Подборка инфрмационных сведений из истории книги ; 7 фактов о протопопе Сильвестре. Подготовил Михаил Козлов ]. Ил.: Протопоп Сильвестр. Портрет; Один из разворотов современного издания – «Если муж сам не учит добру»; Современное иллюстрированное подарочное издание в кожаном переплете. ИД «Экономическая газета», 2012; Академик Д. С. Лихачев; «Послание и наказание от отца к сыну». Лист из рукописи XVI в.; Соловецкий монастырь. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2016. – С.72-73. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга »). Митрополит Иларион ( Алфеев ). Новый Завет: от свитков до книг. Как создавались и выглядели рукописи Евангелий Ил.: Древний египетский папирус, датируемый 30 годом до нашей эры. Отрывок из Псалмов Давида; Древний свиток. Традиционно в церковном искусстве пророки и евангелисты изображались с древними свитками в руках; Знаменитый Синайский кодекс, датируется IV веком н. э.; Таблицы канонов (фрагментов Евангелий) Евсевия Кесарийского, составленные в V веке на основе Диатессарона Аммония Александрийского; Комплютенская полиглотта – первое издание Библии, в котором текст был напечатан на четырех языках; Заседание Объединенного библейского общества, которое в наши дни ведет работу над изданиями Святого Писания. Фото; Эразм Роттердамский. Портрет//Фома. - – сентябрь 2016. – С.74-81. – (раздел « Культура »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

Во 2-й пол. XX в. исследователи сосредоточились на изучении отдельных аспектов личности и деятельности К., напр. на реконструкции «психологического портрета» миссионера, на его восприятии народов Азии и их культурных особенностей, на роли К. в «диалоге культур», на его отношении к европ. колониальной экспансии и т. д. В отличие от Шурхаммера, к-рый избегал давать оценки действиям героя, совр. ученые пытаются описать личность К. и определить мотивы его поступков. Многочисленные исследования посвящены почитанию К., его отражению в лит-ре и искусстве, а также использованию образа «нового апостола» и «героического миссионера» в иезуитской пропаганде. Жизнь Детство, юность, учеба в Париже (1506-1536) Предки К. происходили из Сев. Наварры (ныне деп. Атлантические Пиренеи, Франция). Дед, Арнальт Перис де Хассу (Хасо), поступил на королевскую службу в Памплоне. При покровительстве принца Карла Вианского он породнился со знатным родом Атондо, но впосл. выступил против принца на стороне его отца Хуана II, кор. Наварры (с 1425) и Арагона (1458-1479), и принцессы Леоноры (вице-королева Наварры в 1465-1469). Благодаря этому Арнальт Перис стал казначеем (maestre de finanças) и членом королевского совета. Его старший сын Хуан де Хассу († 1515), доктор права Болонского ун-та (1470), унаследовал должность отца. В результате брака с Марией († 1529), наследницей знатного рода Аспилькуэта, он получил замок Хавьер (впервые упом. под 1217) и усадьбу Аспилькуэта в Сев.-Зап. Наварре (наличие земельных владений дало ему право именоваться сеньором Хавьера, Аспилькуэты и Идосина). Как глава королевского совета (с 1495), Хуан де Хассу установил родственные, дружеские и деловые связи с аристократическими семействами Наварры, участвовал в управлении королевством при малолетних кор. Франциске Фебе и кор. Екатерине де Фуа, к-рая впосл. вышла замуж за французского магната Жана д " Альбре (король Наварры с 1484). У Хуана де Хассу было не менее 5 детей: дочери Магдалена и Анна, сыновья Мигель (ок. 1495-1542), Хуан (ок. 1497-1556) и младший Франсиско (Франсес) К. До 19 лет К. жил в родовом замке Хавьер, находившемся на границе Наварры и Арагона, поблизости от цистерцианского аббатства Лейре, усыпальницы наваррских королей. Несмотря на то что Хавьер находился в испаноязычной местности, предки К. по отцовской и материнской линии были басками; своим родным языком он называл баскский (Epistolae. 1944. T. 1. P. 162).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Феодорит, незаконный митрополит литовский, 1353–1354» Роман, митрополит литовский, 1354–1361. Митрополит ГалицкийАнтоний, 1371–1392. Митрополит литовский Киприан, 1375–1381, 1382–1389. Митрополиты киевские: 1.   Григорий Болгарин, поставленный в Риме в 1458-ом году, до 1470-го года униат, в последнем году отрекшийся от унии и возвратившийся к православию, † 1472. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 29. Василий Васильевич в четвертый раз, 1447–1462. 30. Иван Васильевич III, 1462–1505. 31. Василии Иванович, 1505–1533. 32. Иван Васильевич IV, Грозный, 1533–1584 (до 1538-го года под опекой матери; с 16-го Января 1547-го года–царь). 16. Александр, сын предыдущего. 1492–1506 (с 1501-го года и король польский). 17. Сигизмунд I, брат предидущего (вместе и король польский), 1506–1548 (в 1544-м году передавший управление Литвой своему сыну Сигизмунду-Августу). 18. Сигизмунд Август, сын предыдущего (вместе и король польский) 1548–1572 (в 1568-м году на Люблинском сейме соединение Литвы с Польшей в одно государство). 14. Феодосий, 1461–1464. 15. Филипп I, 1464–1473. 16. Геронтий, 1473–1489. 17. Зосима, 1490–1494. 18. Симон, 1495–1511. 19. Варлаам, 1511–1521. 20. Даниил, 1522–1539. 21. Иоасаф, 1539–1541. 22. Макарии, 1542–1563. 2. Мисаил, 1475–1480. (Спиридон Сатана, самовольно поставленный в 1474-м или 1475-мть году и не принятый в Литве). 3. Симеон, 1481–1488. 4. Иона Глезна, 1492–1494. 5. Св. Макарий, 1495–1497. 6. Иосиф Болгаринович, 1498–1501. 7. Uoha II, 1502–1507 . 8. Иосиф II, Солтан, 1507– 1521. 9.   Иосиф III, 1522–1534. 10. Макарий II, 1534–1556. 11. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Читать далее Источник: История русской церкви/[Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. – Москва : Унив. тип., 1880-./Т. 2. [Ч. 1]: Период второй Московский : от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. (первая половина тома). - 1900. - VIII, 919 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

А. В. Круглов призывал к «новому служению» иноков миру, под которым понималось привлечение монастырей и монашества к социальной и благотворительной деятельности. Активными участниками полемики стали преподаватели Московской духовной академии, которые почти единогласно отстаивали эту концепцию. На позиции противной академической профессуре стоял известный публицист, насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Никон (Рождественский), последовательный сторонник созерцательного аскетического идеала, утверждавший, что благотворительность погубит монастыри, что единственная задача монашеской обители — церковные службы, молитва и воспитание духа, что мир не должен ничего ожидать от монастыря, кроме духовного подвига и молитвы. Обсуждаемый вопрос стал причиной острых межличностных конфликтов в преподавательской и административной среде академии. Каждая из спорящих сторон пыталась обосновать свою позицию, приводя различного рода аргументы, обращаясь в том числе к русской церковной истории и традиции Церкви. Николай Федорович также поддержал позицию академического большинства и, являясь историком, попытался на основе исторических источников доказать справедливость «призыва» А. В. Круглова. Основной работой, по которой можно судить о взглядах профессора на спорный вопрос, стала статья историко-публицистического характера со следующим заголовком: «В чем состоит истинное монашество по воззрениям преподобного Максима Грека?» , которая была опубликована в «Богословском вестнике» в начале 1903 года. В ней была предпринята попытка интерпретации взглядов преподобного Максима (ок.1470–1556) в выгодном для автора ключе. Другой профессор МДА, А. Д. Беляев (1852–1919), дал следующую оценку этой статье: «Каптерев излагает мнения, а лучше обличения русского монашества Максима Грека, но придает им преувеличенное значение. Они обличения, а не история» . Действительно, на протяжении всей статьи приводятся высказывания преподобного Максима, где тот, полемизируя с суевериями, критикует понимание русским народом монашества.

http://bogoslov.ru/article/6174781

Однако в целом Собор был переломным этапом в новейшей истории Русской Православной Церкви. Были приняты решения об активизации работы в сфере духовного образования, издательской деятельности Церкви. Важным событием явилось прославление на Поместном Соборе 1988 года целой группы новых святых, впервые за весь советский период. В лике святых были прославлены благоверный князь Димитрий Донской (1350–1380), преподобный Андрей Рублев (1360 – I-я половина XV века), преподобный Максим Грек (1470–1556), святитель Макарий Московский (1482–1563), преподобный Паисий Величковский (1722–1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 – нач. XIX в.), святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1967), преподобный Амвросий Оптинский (1812 – 1891), святитель Феофан Затворник (1815–1894). До этого на Поместном Соборе 1917–1918 гг. были причислены к лику святых святители Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. За все же остальное время советского периода Русской Православной Церковью были прославлены только двое святых – святитель Иннокентий (Вениаминов) и Николай, архиепископ Японский. Причем важно отметить, что в обоих случаях инициатива канонизации исходила не непосредственно от Русской Православной Церкви, но шла из зарубежья. В первом случае инициатором канонизации выступил Священный Синод Православной Церкви в Америке, во втором – Собор Православной миссии в Японии. Поэтому прославление на Поместном Соборе 1988 года целой группы святых стало большим событием для Русской Православной Церкви . На Поместном Соборе 1988 года, пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости прославления новомучеников и исповедников ХХ века. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла  Церковь от совершенного разрушения – это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть, оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви» . По тем временам это были смелые слова, проблему гонений на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому Собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

http://bogoslov.ru/article/3960431

Среди послереволюционных изданий XX века можно отметить: «Словарь книжников и книжности Древней Руси» (Л.: Наука, 1989–1998), дающий некоторый библиографический материал по святым отцам до XVIII века; «Литература Древней Руси» под редакцией О. В. Творогова (М.: Просвещение, 1996); справочник письменники. – словник в 5 томах» (Киев, 1960); книгу «Русские писатели-богословы» (М.: Новоспасский монастырь, 2001). Небесполезной для нашей цели будет знаменитая книга прот. Георгия Флоровского «Пути русского богословия», может быть, и не содержащая специальных и точных библиографических сведений, зато отличающаяся концептуальным осмыслением материала, в том числе наследия русских отцов Церкви. Особо хотелось бы отметить аннотированную библиографию по исихазму, вышедшую под общей и научной редакцией С. С. Хоружего 292 . Данное справочное издание, выполненное по всем канонам подобного жанра и содержащее в себе главу про русский исихазм, оказывается весьма ценным пособием для библиографической реконструкции русской патрологии. Необходимо отметить также и труды наших современников по составлению библиографии творений и исследованию отдельных отцов Русской Церкви. Так, библиографии святых Димитрия Ростовского и Игнатия (Брянчанинова) были изучены и изданы Александром Николаевичем Стрижевым; изучением и составлением библиографии творений свт. Филарета (Дроздова) занимается профессор МГУ и ПСТГУ Александр Иванович Яковлев. В целом историю книгоиздания творений русских святых отцов можно разделить хронологически на пять этапов. Вот их краткий обзор. Книгоиздание творений русских святых отцов в XVI- XVII веках Первые печатные творения русских святых отцов появились в сборниках. Одним из самых первых русских патристических авторов, чьи творения были изданы печатным способом, был несправедливо осужденный и проведший много лет в заточении в России преп. Максим Грек (1470–1556). В Вильно в типографии Мамоничей около 1595 года вышла сборная книга, которая содержала его «Слово о крестном знамении» (предположительно одна из глав его другого сочинения). После 1588 года выходит в Остроге сборная книга «О вере единой». В этой книге отмечается, что она выполнена по творениям святых отцов, и в особенности по «Максиму Афонскому» (то есть Греку). Далее в 1620 году в книге «Вертоград душевный» был напечатан Канон Св. Духу Параклиту с молитвой; в Почаеве в 1625 году 293 в «Книге о вере», а спустя некоторое время – в 1643 году в Москве в «Кирилловой книге» были напечатаны три его сочинения против римокатоликов: «Слово похвальное свв. апостолам Петру и Павлу», «Слово на латинян», «Слово против хулы немца Николая о Святом Духе»; в 1656 году в книге «Скрижаль» появилось «Сказание, како подобает блюсти Православные веры и о том, что не должно изменять Символа веры ».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Это единство кафолического Предания удостоверяется тем, что его хранят и о нем свидетельствуют своей жизнью святогорские иноки, пришедшие из разных народов, языков и стран. Ибо на Святой Горе всякий православный христианин чувствует свою принадлежность к единому телу Христовой Церкви, несмотря на многообразие традиций и обычаев Поместных Церквей. И это является драгоценным даром. Но и сам Афон имеет свою, особую традицию, которая складывалась под воздействием поместных церковных традиций и, в свою очередь, оказывала плодотворное влияние на них. Духовное влияние Афона на русское православие трудно преувеличить. У самых истоков русского монашества стоял афонский постриженик преподобный Антоний Печерский (983–1073), и в то же время на Афоне возникает особая русская обитель. Позднее преподобный Нил Сорский (1433–1508) ввел на Руси скитский вид монашеского подвижничества, процветавший на Афоне. При этом он оставил своим ученикам сочинение «О жительстве скитском», ставшее первым русским руководством к духовному деланию в духе Святых Отцов. А спустя буквально несколько лет после его отшествия к Господу, в 1518 году, на Русь прибыл насельник афонского Ватопедского монастыря Михаил Триволис, в русской традиции известный как преподобный Максим Грек (ок. 1470–1556). В нынешнем году мы отмечаем 450-летие его преставления. О вкладе преподобного Максима в русскую культуру как богослова, философа, филолога и духовного писателя мы знаем немало. Хочется отметить, что в ближайшее время выйдет в свет монография «Сказание о преподобном Максиме Греке ». Не менее важным является наследие другого афонита – архимандрита Паисия Величковского (1722–1794), прославленного Русской Церковью в лике преподобных в год тысячелетия Крещения Руси. Без его переводческих, писательских и издательских трудов нельзя представить того возрождения и развития монашеской традиции в России, которое имело место в XIX и XX столетиях. Наконец, нельзя не упомянуть и преподобного Силуана Афонского (1866–1938), также прославленного в 1988 году Константинопольской Церковью . Этот великий подвижник нес свое молитвенное служение на Святой Горе в то время, когда Церковь на его родине переживала одно из самых страшных гонений в истории христианства. Облик преподобного Силуана и его писания, переданные его учеником Софронием (Сахаровым) , явил богатство живого аскетического предания многим людям в России, Греции и других странах, на Востоке и на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1988 год – В Москве состоялось Архиерейское предсоборное совещание Русской Православной Церкви (28 - 31 марта). Для участия в Совещании были приглашены все епископы Русской Православной Церкви. В своем слове Святейший Патриарх Пимен отметил, что включенные в повестку дня Совещания вопросы разработаны комиссией Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, образованной в 1980 г . Патриарх остановился на программе Поместного Собора, выделив ее основные пункты. Участники заседания приняли повестку дня Совещания: 1. Обсуждение вопросов о ходе подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси и рассмотрение программы Поместного Собора Русской Православной Церкви, имеющего быть 6 - 9 июня 1988 г . в Троице-Сергиевой Лавре. 2. Рассмотрение материалов по канонизации на предстоящем Поместном Соборе новопрославляемых святых. 3. Обсуждение проекта Устава об управлении Русской Православной Церкви. 4. Слушание и обсуждение докладов преосвященных, возглавляющих отдельные участки подготовительной к юбилейному празднованию работы. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил доклад на тему «О канонизации святых в Русской Православной Церкви», а также материалы по причислению к лику святых следующих девяти подвижников веры и благочестия: — великого князя Московского Димитрия Донского (1350 - 1389); — преп. Андрея Рублева (1360 - 1-я пол. XV в.); — преп. Максима Грека (1470 - 1556); — митрополита Московского Макария (1482 - 1563); — схиархимандрита Паисия (Величковского; 1722 - 1794); — блаженной Ксении Петербургской (1732 - нач. XIX в.); — епископа Игнатия (Брянчанинова; 1807 - 1867); — иеросхимонаха Амвросия Оптинского (1812 - 1891); — епископа Феофана Затворника (1815 - 1894). Всесторонне обсудив представленные материалы, Архиерейское совещание приняло для канонизации имена предложенных подвижников веры и благочестия. Совещание определило передать материалы Поместному Собору для рассмотрения и причисления к лику святых названных подвижников благочестия.

http://pravoslavie.ru/5400.html

Барабан кафоликона мон-ря Кватахеви Барабан кафоликона мон-ря Кватахеви В 1442 г. при содействии царя Грузии Александра I (1412-1442) К. был обновлен, храм восстановлен; царь пожертвовал монастырю много сел, большую сумму денег и драгоценности, а также наложил запрет на отчуждение монастырского имущества. На имя царя Александра I была установлена агапа. В грамотах царя К. упоминается как мужской монастырь ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 251, 253-254). Дарственной грамотой Александра I (документ ошибочно датирован 1391) имения и крестьяне бездетно скончавшегося Габриела Иваниасдзе, в т. ч. кафоликон К., были пожалованы Амилбару Магаладзе (Там же. С. 191-192). Позднее имения дворян Магаладзе и Иваниасдзе были пожертвованы царями Грузии мцхетскому кафедральному собору Светицховели . В 1470 г. католикос-патриарх всей Грузии Давид V (1466-1479) утвердил права рода Магаладзе на поместья Иваниасдзе: дворец и церковь в Кавтисхеви, усыпальницу в К., виноградник в Метехи и т. д. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 213-215). Очевидно, с XV в. К. владели католикосы-патриархи Грузии. Груз. цари и знать делали К. разнообразные пожертвования (деньги, виноградники, пахотные земли, крестьян), среди них были еп. Тбилисский и Манглисский Иоанн (1415-1430), Нанита Кипиани (1452), царь Грузии Георгий VIII (1460), Нино Качибадзе (1477), царица Гулшар (1488), глава царских писцов Иване Солагашвили (1519), кн. Мераб Цицишвили (1520), мон. Нина (в миру Нестан-Дареджан, супруга атабага и амирспасалара Кваркваре III Джакели, 1520), дворяне из рода Гаганидзе (1568), царь Картли Симеон I (1580) ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 222, 344-345; Какабадзе. 1913. Т. 2. С. 10-11, 21-24, 29-31, 46; Т. 3. С. 46-53). В 1550 г. царь Картли Луарсаб I (1527-1556) возобновил иммунитетную грамоту К. ( Жордания. 1892. Т. 2. С. 390-391), его преемник Симеон I (1556-1569; 1578-1599/1600) передал мон-рю села Свенети, Ксовриси (ныне в Мцхетском муниципалитете) и Идлети (ныне в Каспском муниципалитете), освободив их от всех гос. повинностей ( Иоселиани. 1973. С. 104-105; Аннотированный словарь. 1991. Т. 1. С. 364). Брат Луарсаба I царевич Рамаз (в монашестве Роман) в 1580 г. пожертвовал К. с. Телатубани (ныне Телатгори, Каспский муниципалитет) ( Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 76-77). Для донаторов в К. были установлены агапы, которые осуществлял либо монастырь, либо лица, которым передавались угодья К. во временное пользование. Иногда этот обряд проходил при «открытых вратах» (): угощали нищих и неимущих. Агапы составляли важную статью доходов мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1684021.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010