Из Константинопольской Церкви пришел к нам Иоанн Русский, канонизированный там в 1962 году. Из Америки в 1970 году вернулся в Россию святым Герман Аляскинский, ушедший на Аляску из Валаамского монастыря в 1794 году. А ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас, и нам светит теперь на нашем пути к Богу. Ибо делом явили они истинность и достоверность силы своих молитв, своих дел в служении Богу, Церкви и людям. Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившем в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 6 по 9 июня, возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: " Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия: 1. Благоверного Великого князя Московского Димитрия Донского (1350-1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни... отдававшего " душу свою за други своя " (Ин.15,13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным. 2. Преподобного Андрея Рублева (1360 - 1-я пол. XVb.) - постника и аскета, известного иконописца..., богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе " Святая Троица " , известной и почитаемой всем миром. Преподобный Иосиф Волоцкий писал об Андрее Рублеве, что тот сподобился " ...видения и созерцания невещественного Божественного Света... " А по смерти своей монах Андрей являлся своему сподвижнику иконописцу Даниилу облаченным в сияющие ризы. 3. Преподобного Максима Грека (1470-1556) - местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он... как духовный учитель углубил святоотеческую традицию. 4. Митрополита Московского и всея Руси Макария (1482-1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения... Его церковная деятельность отмечена... борьбой с ересями, а также " ...собиранием духовных сокровищ Русской Церкви... " .

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157; Рыбаков А. А. Икона «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» 1778 г.: Реликвия Рус. Севера и памятник иконографии вологодских святых XVIII в. М., 2014. Е. В. Орлова Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Мелех – Мелентий Мелик, Меликовы : Семен Мелик, убит в 1380 г. на Куликовом поле; от него – Меликовы, позже русифицированная фамилия Милюковых [см. Безобраз, Болта, Зажога, Ком, Мурза, Сабур, Сайко, Скуратец, Старый, Ферзик, Хорхора, Челядня] Мельгунов Борис Прокофьевич, 1595 г., Рязань; Андрей Игнатьевич, 1676 г. Мельницкие , помещики, XVI в. и позже, Новгород Мелюк и Мелюха , крестьяне, XVI в., Новгород Мерга Иван, 1445 г., Московский уезд Ср. мерега, мережка – редкая ткань, сеть Мергасов Иван Павлович и Суета [см. Суета] Пименович, 1571 г., Кашин Мерзлый Яков Михайлович Патрикеев, 1596 г., Арзамас Мерзляк, Мерзляковы : Федор Мерзляк, крестьянин, 1564 г., Олонец; Тимофей Мерзляков, крестьянин, 1629 г., Курмыш Мерин, Мериновы : кн. Федор Иванович Мерии Волконский, XVII в.; у него сын имел прозвище Меринок; Гридя [см. Гридя] Меринов, крестьянин, 1564 г., Олонец (1496 г., Обонежье ? – С. В.) Мерлеев Василий Тимофеевич, 1556 г., Кашира; Федор Константинович, 1577 г., Коломна; Ждан [см. Ждан], дьяк, 1595 г. Мерль, Мерлин : Вассиан Мерль, инок Иосифова монастыря, первая половина XVI в.; Александр Степанович, 1509 г., Кашин; Мерлины, XVI–XVII вв., Кашин и Арзамас [см. Буян, Всполох, Кубас, Плакида, Сыдавный, Худяк, Чиж] Мертвого Дмитрий Яковлевич, начало XVI в., Муром; от него – Мертвые Мерцалов Максим Андреевич, 1596 г., Мценск Мерядинов Иван, послух, 1454 г., Московский уезд Метла, Метлин : Игнатий Федоров Метлин, 1417 г., Нижний Новгород; Василий Леонтьев Метлин, земский судья, 1556 г., Соль Вычегодская Метылев Дмитрий, послух, 1470 г., Дмитров Метыль – мотыль, бабочка Мех Никифор, крестьянин, 1495 г., Новгород Мечев Иван Тарасович, середина XVI в., Волок Ламский Мешай, Мешаев : Мешай Гриднев [см. Гридневы], дворецкий казанского владыки, 1565 г.; Иван Мешаев, дьяк московского Судного приказа, 1584 г. Мешок, Мешочек : Софоп Мешок и Иван Мешочек Никитичи Мясного [см. Мясной], 1554 г., Тула; Григорий Михайлович Мешок, 1519 г.; его вотчина – село Мешково на р. Ликове, под Москвой [см. Карман, Кравков, Сума]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

16. Поклонение честным веригам святаго и всехвальнаго апостола Петра. Праведнаго Максима, иерея Тотемскаго (1650). Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа и бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161 –180). Мученика Данакта чтеца (II). 17. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония Великаго (356). Преподобнаго Антония Дымскаго (ок. 1224). Преподобнаго Антония Черноезерскаго (XVI). 18. Иже во святых отец наших архиепископов Александрийских Афанасия (373) и Кирилла (444). Святителя Максима Новаго, митрополита Угровлахийскаго (1516). Преподобнаго Афанасия Сяндемскаго, Вологодскаго (XVI). Праведнаго Афанасия Наволоцкаго (XVI–XVII). Преподобнаго Маркиана Кирскаго (ок. 388). 19. Преподобнаго отца нашего Макария Великаго , Египетскаго (390–391). Преподобнаго Макария, постника Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Преподобнаго Макария, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Праведнаго Феодора, Христа ради юродиваго (1392). Преподобнаго Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (обретение мощей, 1652). Преподобнаго Макария Римлянина, Новгородскаго (XVI–XVII). Мученицы Евфрасии девы (303). Преподобнаго Макария Александрийскаго (394–395). Святителя Арсения, архиепископа Керкирскаго (VIII). Преподобнаго Антония, столпника Марткобскаго (VI) (груз.). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесскаго (1457). 20. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Евфимия Великаго (473). Святителя Евфимия, патриарха Терновскаго, Болгарскаго (1393). Преподобных Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Преподобнаго Евфимия Сянжемскаго, Вологодскаго (ок. 1470). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I–II). Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). 21. Преподобнаго отца нашего Максима Исповедника (662). Мученика Неофита (303–305). Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Мученицы Агнии девы (ок. 304). Мученика Анастасия (662). Преподобнаго Максима Грека (1556). Икон Божия Матери Ватопедских: Ктиторския (IV) и именуемыя «Отрада и Утешение» (807).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2003. С. 135). Работы по украшению собора продолжались 4 года и были закончены в 1089 г., при игум. Варлааме. Собор обновляли в 1470 г., при кн. Симеоне Олельковиче, к-рый «украси ю всякою красотою и различными шарами [красками] росписа» ( Иннокентий (Гизель). 2006. С. 211). Работы, затронувшие интерьер собора, относятся ко времени его капитального ремонта в 1530 г., при князьях Острожских. Росписи поновлялись в 1555-1556 гг.; во время посещения Киева в 1584 г. купцом Мартином Груневегом собор был украшен «красиво и богато». В кон. 20-х - 30-х гг. XVII в. производилось очередное поновление живописи, когда митр. Петром (Могилой) были приглашены греч. живописцы ( Лебединцев. 1999. С. 153-154). Об убранстве собора в этот период, когда в поновленном виде, но еще сохранялась его первоначальная декорация, оставил сведения в 1654 г. архидиак. Павел Алеппский. В алтарной части он видел древние мозаики: «Святой алтарь очень высок и возносится в пространство. От верху полукруглой его арки до половины ее изображены: Владычица, стоя благословляющая, с платом у пояса, а ниже Ее Господь, окруженный архиереями,- мозаикой с золотом, как в Св. Софии» ( Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 2. С. 52). В алтарной конхе было мозаичное изображение Богоматери «Оранта», подобное образу в соборе Св. Софии. Согласно реконструкции мозаик Успенского собора В. Д. Сарабьянова, «учитывая огромные размеры Успенского собора, высота алтарной апсиды которого была около 18 м, т. е. достигала половины высоты всего здания, можно предположить, что именно здесь декорация апсиды впервые могла быть расширена двухъярусным святительским чином» ( Сарабьянов. 2003. С. 100-101): под изображением Богородицы в конхе апсиды находилась композиция «Евхаристия», а ниже - 2 регистра с изображением святителей. Если упоминаемый в КПП мозаичный «горе… образ Спасов» тоже мог быть близок к изображению Христа Пантократора в куполе собора Св. Софии, то в описании образа Спасителя в куполе (видимо, восстановлен в период наиболее масштабных ремонтных работ при Киевском вел. кн. Симеоне Олельковиче), составленном архидиак. Павлом, не указано, в какой технике он был сделан: «Наверху большого купола изображен Господь - да будет прославлено имя Его!» ( Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 2. С. 51).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

322 E. A. Zachariadou, ‘Mount Athos and the Ottomans c. 1350–1550’, in M. Angold (ed.), The Cambridge History of Christianity, vol. 5: Eastern Christianity (Cambridge, 2006), p. 155. 324 For a more general survey of Athos under Turkish rule the reader is referred to the chapter on ‘Ottoman Athos’ in my book Mount Athos: Renewal in Paradise (New Haven, CT, and London, 2002), pp. 113–56. 325 C. Patrinelis, A. Karakatsanis, M. Theocharis, Stavronikita Monastery: History, Icons, Embroidery (Athens, 1974), pp. 23–4. 328 Introduction to Icons at the Monastery of Stavronikita Painted in 1546 by Theophanes the Cretan (Athens, n.d.). 329 M. Chatzidakis, ‘Byzantine Art on Mount Athos’, in Treasures of Mount Athos (Thessaloniki, 1997), pp. 21–8 (pp. 24–5). 330 See G. Speake, ‘Janus Laskaris’ Visit to Mount Athos in 1491’, Greek, Roman and Byzantine Studies, 34: 3 (1993), 325–30. 334 V. S. Ikonnikov, Maksim Grek i ego vremya, 2nd edn (Kiev, 1915), p. 409, quoted in Obolensky, op. cit., p. 213. 335 Hieromonk Makarios of Simonos Petra, The Synaxarion: The Lives of the Saints of the Orthodox Church, trans. C. Hookway, vol. 3: January, February (Ormylia, 2001), p. 252. But it was not until 1988 that the Moscow Patriarchate formally added Maximos to the calendar of saints. 337 E. Denissoff, Maxime le Grec et l’Occident: Contribution à l’histoire de la pensée religieuse et philosophique de Michel Trivolis (Paris, 1943). Hence the title of Obolensky’s 1981 Raleigh Lecture on History, ‘Italy, Mount Athos, and Muscovy: The Three Worlds of Maximos the Greek (c. 1470–1556)’, published in the Proceedings of the British Academy, 67 (1981), 143–61, which preceded the publication of his book, Six Byzantine Portraits, by seven years. 338 K. Ware, ‘St Nikodimos and the Philokalia’, in D. Conomos and G. Speake, eds, Mount Athos the Sacred Bridge: The Spirituality of the Holy Mountain (Oxford, 2005), pp. 69–121 (p. 74). 340 V. G. Barsky, Travel Diary (St Petersburg, 1793), pp. 296, 300. For Barsky’s two journeys to Athos see further R. Gothóni, Tales and Truth: Pilgrimage on Mount Athos Past and Present (Helsinki, 1994), pp. 73–80, and A. Grishin, ‘Bars’kyj and the Orthodox Community’, in Angold (ed.), Eastern Christianity, pp. 210–28.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

408 Акт. Арх. Эксп. 268, стр. 260, 250. Беляев. «О сторожевой, станичной и полевой службе». Чт. О. И. и Древн. 1845–1846 гг., 3–4, стр. 46. 414 Арх. Минист. Юстиции, Патр. Каз. Прик. кн. 39, лл. 503–512, 514–517. Атемар поступил в патриаршую область в 1645 г. по книгам темниковского десятильника Давыда Соболева и поповского старосты попа Матвея (Шимко... 117). 420 Макарий. Истор. Рус. Церкви IX, 651–689; X, 241 и след. Соловьев. Истор. России, II, X, 1460–1463 и др. М. Коялович. Литовская церковная уния, т. II, стр. 1–195. 421 Д. И. Багалей. История Колонизации. I, 159. Соловьев. Истор. России, II, X, 1470. Макарий. Истор. Рус. Ц. XI, 319. 422 Акт. Юж. и Зап. Росссии, III, 3, 4. В одной челобитной, относящейся к первой половине XVII в., вышедший из Польши священник Игнатий писал государю: «вышел я со своими духовными детьми с 50 человеками на государево имя с женою, детьми, дьячком, пономарем и просвирницей. Вернувшись из Москвы, где на патриаршем дворе был поставлен во священника, я прошу устроить в Слободе (около Чугуева) церковь трудами своих духовных чад, которые потом и будут моими прихожанами и в эту церковь пусть государь укажет мне дать свящ. книги и колокола». (Арх. Мин. Юст. Столбцы Белгор. стола 4008. Д. И. Багалей... стр. 180). 426 Там же. 136, 173–180. Побуждением оставить город было, во 1-х, нападение татар и угрозы поляков за удаление в московские пределы, во 2-х, тяжесть безотлучной пограничной службы и лишение некоторых льгот: казакам стали запрещать отходить на звериные промыслы, в 3-х, недовольство гетманом Остряницей (там же 180–196). 432 Д. И. Багалей. История Колонизации I, 391. «и повелел народу (Хмельницкий) вольно сходить с городков, кидаючи свои кибитки у Полтавщине також и за границу у великую Россию, абы там городами оседали. И с того часу стали оседать Сумы, Лебедин, Харьков, Ахтырка и все слободы даже до речки Дону казацким народом». (Летоп. Годяч. полк. Гр. Гробянки, 111–112). 433 Там же, 423–425 стр. Как видно из писцовой книги 1647 г., Чугуевский уезд простирался тогда вверх по Донцу на север до Салтова, отсюда на вершину р. Рогани, колодезя Немышля до впадения в Харьков, по течению р. Харькова до р. Уд, оттуда на р. Мерефу и Водолагу до Муравского шляха, оттуда до р. Балыклейки и до р. Бурлука с её верховьев до устья (Филарет. Истор.-Статист. описание Харьковской епархии, IV, 4). В географ.-стат. словаре Российск. Имп. П. Семенова основание Харькова отнесено к 1556 году (т. V, стр. 469). Не опечатка ли вм. 1656 г.?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

65 Игнатий Лайола (1491?–1556). Испанский дворянин, основатель ордена иезуитов. Канонизирован католической церковью (1622). 68 Кортес Эриан (1485–1547) – испанский конкистадор. Писарро Франсиско (1470?–1541) – испанский конкистадор. Разграбил и уничтожил государства инков Тауантинсуйу. 69 Токугава Иэясу (1542–1616) – основатель сёгуната Токугава, вывел страну из бесконечных междоусобных войн и объединил ее под своим началом. 70 Токугава Иэмицу (1604–1651) – третий сёгун из дома Токугава, внук Иэясу, при нем могущество сёгуната достигло своего апогея. 71 Граф Н.Н. Муравьев-Амурский (1809–1881) – государственный деятель и дипломат, почетный член Петербургской Академии наук. В 1847–1861 гг. генерал-губернатор Восточной Сибири. 85 В современном написании Сёнай – князь, владевший территорией в северо-западной части современной префектуры Ямагата. 86 Архиепископ Николай не совсем точно воспроизводит это имя. На самом деле это Эномото Такэаки (1836–1908). 89 Это резкое суждение о молодом императоре Японии архиепископ Николай составил на основе не всегда точных и добросовестных сообщений европейцев. В дальнейшем он совершенно изменил свое мнение о правящей династии. Архиепископ несколько раз лично встречался с императором Мэйдзи, был переводчиком при высочайших аудиенциях, помогал уладить отношения между Россией и Японией после злодейского покушения на наследника российского престола цесаревича Николая в 1891 г. в Оцу. 5 мая (22 апреля по ст. стилю) 1901 г. архиепископ Николай записал в своем дневнике: «После Литургии был благодарственный молебен по случаю рождения сына у Наследника японского престола. Предварительно я сказал несколько слов о том, что Бог хранит Японского государство, современные которому древние государства давно погибли, – хранит за добрые качества у японского народа, любезные Богу, хотя еще не знакомому японцам; что добром своим японский народ много обязан руководящей его Императорской династии – потому должен молиться за нее..> (Дневники святого Николая Японского : в 5 т. Сост. К. Накамура. Т. 4. СПб.: Гиперион, 2004. С. 445). В феврале 1912 г., когда архиепископ Николай скончался, император Мэйдзи, прислал венок к его гробу, почесть, которой редко удостаивался какой-нибудь другой иностранец в Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

El desarrollo cultural de Rusia se hizo unilateral, se dio demasiado énfasis al ritualismo, se descuidó la erudición, se incrementó la subordinación al Estado y se perdió la apreciación de la libertad. La victoria de los Poseedores desempeñó un papel en la trágica suerte de una de las más interesantes personalidades de esa época, San Máximo el Griego (1470–1556); su llegaba a Moscú en 1516 ofreció a los ortodoxos rusos una oportunidad única a dilatar su horizonte mental y espiritual, conectando su vida cultural con el Renacimiento en Italia. Durante largo tiempo el misterio rodeó sus orígenes, pero se ha establecido recientemente su identidad. Era nativo de Grecia, había ido a Italia en 1492 y allí se lanzó a las controversias intelectuales y artísticas del Renacimiento. Admirador de Savonarola (1452–1498), ingresó en la Orden de los Dominicos (1502–1504); pero sintiéndose insatisfecho con su espíritu, regresó a Grecia, y pasó once años en el Monte Atos (1505–1516). En 1516 fue a Rusia por invitación del Gran Príncipe de Moscú, que deseaba mejorar el saber ruso. Máximo representaba lo mejor de la erudición cristiana. Era hombre de gran integridad, dedicado a la ortodoxia, intrépido e intransigente en su actitud con la pereza, la ignorancia y los abusos. Tenía algo de la llama que ardía en su maestro, Savonarola. Fue recibido con los brazos abiertos por los No-Poseedores y suscitó el odio de los josefitas, que, habiendo consolidado su posición, atacaron a Máximo como peligroso innovador y crítico de las costumbres rusas. Su arresto y largo encarcelamiento (1531–1551) terminó, para los siglos aún por venir, con la posibilidad de un provechoso cambio de ideas entre Moscú y el resto del cristianismo. Los Poseedores empujaron a la Iglesia hacia el aislamiento y el provincialismo. Su victoria fue confirmada por el Concilio de los Cien Capítulos , convocado en Moscú en 1551, en el que los obispos, en sus réplicas al zar Iván IV (1533–84), afirmaron la supremacía de la ortodoxia rusa sobre la versión griega.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Fue canonizado por la Iglesia rusa. En esta misma corriente encontramos luego a Máximo el Griego (1470–1556), humanista griego que vivió largos años en Italia, donde colaboró con Aldo Manuzio en la edición de libros griegos. Fue amigo de Savonarola, cuyas cenizas recogió cuando aquél fue quemado en la hoguera. Llamado a Moscú (1515), trabajó en la revisión de los libros litúrgicos. Fue perseguido y, en 1525, se refugió en Volokolamsk, para trasladarse posteriormente al monasterio de la Santísima Trinidad en Serguiev Posad, el monasterio de san Sergio de Radonezh, donde murió y donde gozó de veneración. Representante principal de la otra corriente fue José de Volokolamsk (1439–1515). Este monje ponía el acento en el aspecto ritual, litúrgico y tradicional. La pobreza, para él, era una cosa más bien individual, mientras que el monasterio podía tener propiedades y riquezas que le permitieran ser un centro cultural. En cuanto a la relación entre Iglesia y Estado, era partidario de una vinculación de intereses entre ambas instituciones. Frente a los herejes defendía una actitud de estricto rigor. Fue canonizado también por la Iglesia rusa, junto con san Nilo de Sora. Ambas corrientes tuvieron seguidores, pero terminó por triunfar la segunda, la corriente «estatista,» que se plasmó sobre todo con el zar Iván IV el Terrible. a) Siglos XVI y XVII: confesiones antiprotestantes y «raskol» En los siglos XVI y XVII intentan penetrar, tanto en Constantinopla como en Kiev o en Moscú, las ideas y doctrinas de la Reforma protestante. Y los escritos teológicos ortodoxos se ven marcados por esta penetración, sea que reciban su influencia, o bien que se presenten como una reacción contra ella. Así, destaca el patriarca Jeremías II (+ 1595), quien respondió en tres ocasiones con largos escritos a las cartas con que los luteranos alemanes intentaban atraerse a la Iglesia griega. Con los testimonios de los santos Padres y de los autores bizantinos medievales, Jeremías trató temas como la procesión del Espíritu Santo, el libre albedrío, la justificación por la fe y las buenas obras, los sacramentos, la invocación de los santos, la vida monástica, etc. Terminaba su último escrito con las palabras: «Seguid vuestro camino y no nos escribáis más sobre cuestiones dogmáticas, sino solamente por amistad.»

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010