В это время Италия была ареной борьбы неск. крупных и мн. мелких гос-в: арагонского Неаполя (на который претендовали потомки анжуйских королей из Франции), Милана, где синьория Висконти сменилась правлением Сфорца, республиканских Венеции, Генуи и Флоренции, папского Рима. Итал. государи вступали в коалиции между собой и переходили из одного лагеря в другой. М. умел находить общий язык со всеми и сохранять хорошие личные отношения даже с политическими противниками Флоренции. Эта его способность, а также зависть, к-рую вызывали его таланты и удачи, стали причиной появления у М. множества противников (возможно, в их числе был и негласный правитель Флоренции Козимо Медичи). Кроме того, коммерческие дела его семьи шли не очень удачно, хотя сам он, в отличие от братьев, вкладывал деньги в недвижимость и сумел обеспечить будущее своих детей. Противники М., как пишет биограф, решили «удалить зеркало», которое находилось у них перед глазами, и обложили его огромным налогом. М. перебрался в Рим (1453), где папа Николай V предоставил ему место секретаря с хорошим жалованьем. Однако под угрозой 10-летней ссылки для него и семьи М. было приказано явиться во Флоренцию. Он получил рекомендательные письма от папы, вернулся на родину и не только сумел оправдаться, но и был избран в комиссию десяти, созданную по случаю войны с неаполитанским королем. Завершив эту миссию, М. все же уехал в Рим, где находился вплоть до смерти Николая V (1455), а затем отправился в Неаполь к кор. Альфонсу Великодушному, назначившему ему высокое жалованье в 900 дукатов. По заказу кор. Альфонса М. написал свой самый известный трактат «О достоинстве и превосходстве человека» (De dignitate et excellentia hominis libri IV, между 1450 и 1453). В Неаполе М. перевел с евр. языка Псалтирь и написал 5 книг в защиту своего перевода (он собирался осуществить новый полный перевод Библии), сделал собственный перевод НЗ с греч. языка на латынь, а также перевел все известные сочинения Аристотеля по этике. Здесь он работал и над трактатом «Против иудеев и язычников» (Contra judeos et gentes, 1452-1458; написал 10 книг из намеченных 20). Это сочинение представляет собой пересказ библейской истории и истории христианства, включая биографии церковных писателей, жития святых и мучеников.

http://pravenc.ru/text/2561828.html

На следующем конклаве (27-30 авг. 1464) 14 голосами из 19 кард. П. Барбо был избран папой Римским. 16 сент. 1464 г. в базилике св. Петра состоялась папская коронация; ее совершил кард. Родриго Борджа (папа Римский Александр VI в 1492-1503). Перед избранием П. кардиналами были согласованы условия (капитуляции), к-рые должен был выполнить буд. понтифик: организовать крестовый поход против турок, в 1453 г. захвативших К-поль, в ближайшие 3 года созвать Вселенский Собор, не назначать новых кардиналов без согласия коллегии. Однако сразу после избрания, после консультаций с юристами и знатоками канонического права, в т. ч. с А. де Барбатиа (ок. 1400-1479) и Т. де Лелли (1428-1466), папе удалось значительно смягчить капитуляции и добиться их подписания в исправленном виде почти всеми кардиналами. Прежде всего изменения затронули вопрос о скорейшем созыве Собора, к-рый оставался болезненным для пап Римских, видевших в идеях Соборного движения угрозу своей власти (следующий Собор католич. Церкви состоялся лишь в нач. XVI в.- см. Латеранский V Собор ). Выполнение обязательства, связанного с крестовым походом, зависело от взаимоотношений Папского престола с европ. правителями. Франц. кор. Людовик XI (1461-1483) в собственных интересах придерживался уклончивой политики, то упраздняя, то возобновляя действие Буржской Прагматической санкции (1438), ограничивавшей права папства во Франции (см. Галликанизм ); иногда он шел навстречу понтифику, иногда сближался с его противниками. С еще одним возможным лидером крестового похода, чеш. кор. Йиржи Подебрадом (1458-1471), поддерживавшим умеренных гуситов, отношения П. испортились настолько, что в дек. 1466 г. Йиржи Подебрад был отлучен от Церкви и против него при поддержке папы Римского выступил венг. кор. Матьяш I Хуньяди (Матвей Корвин; 1458-1490). В итоге участие Рима при П. в противостоянии Османской империи ограничилось дипломатическими усилиями и выплатой небольшой субсидии албан. кн. Георгию Кастриоту (Скандербегу), после смерти к-рого в 1468 г. турки завладели большей частью Албании и о-вом Эвбея (1470). Попытки привлечь к антитур. союзу вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича (1462-1505) путем его женитьбы на воспитывавшейся при папском дворе Софии (Зое) Палеолог , племяннице последнего визант. имп. Константина XI Палеолога (1449-1453), были прерваны смертью понтифика и продолжились при его преемнике, папе Римском Сиксте IV (1471-1484).

http://pravenc.ru/text/2578525.html

Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Икона. 1690 г. (ГММК) Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Икона. 1690 г. (ГММК) После поставления И. в митрополиты Русская Церковь оказалась в состоянии фактической автокефалии. Однако в первые годы вопрос о каноническом утверждении этого статуса не стоял. В июле 1451 (или 1452) г. вел. кн. Василий II писал визант. имп. Константину XI Палеологу, что поставление И. совершилось «за великую нужду… а не кичением, ни дерзостию» и что митрополия всея Руси от К-поля «благословения требует и ищет» (РФА. 2008. С. 107, 13). После 6 янв. 1454 г. И. отправил патриарху Геннадию II Схоларию верительную грамоту с послом вел. князя, прося «благословение от твоея великыя святыни» (АИ. Т. 1. С. 495-496, 263). Грамота И. была ответом на послание и требование («приказ и писание») патриарха. После падения Византии в 1453 г. И. считал своим долгом помогать греч. единоверцам: он давал благословение на сбор греками пожертвований на всей территории митрополии как частным лицам (Там же. С. 496, 264), так и мон-рям (РФА. 2008. С. 134-135, 22). Содействие вел. кн. Василию II в его борьбе с Шемякой оставалось одним из важнейших направлений деятельности И. в первые годы пребывания в сане митрополита. При заключении весной 1448 г. мира с Василием II Шемяка дал на себя «проклятые грамоты», предусматривавшие отлучение его от Церкви, если он нарушит договор. Весной 1449 г. галичский князь возобновил войну и тогда, по-видимому, был отлучен. В походе на Галич, удельную столицу Шемяки, предпринятом Василием II весной 1449 г., вел. князя сопровождали И. и епископы. И. неоднократно участвовал в переговорах с Вел. Новгородом, поддерживавшим галичского князя, обещая, что, если Шемяка покается, вел. князь его «пожалует». В грамотах 1451-1453 гг. к Новгородскому архиеп. Евфимию II Вяжицкому и жителям Вел. Новгорода содержалось требование не только отказать Шемяке в поддержке, но и с ним «ни ясти, ни пити», т. к. он «сам себе от христианства отлучил своим братоубийством, изменами своими» (РФА.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Это было для них делом естественным как в силу громадного значения патриарха в церковно-общественной жизни средневековой Византии, так и вследствие искренней религиозности византийцев и горячей их преданности церковным началам. В качестве исторического освещения этой стороны вопроса могут служить такие факты. Патриарх Фотий в посланиях к Римскому папе Николаю и к Антиохийскому патриарху свидетельствует, что он занял патриарший престол и по настойчивому воздействию клира и иереев. 110 О патриархе Константине Лихуде известно, что он занял престол по выбору не только митрополитов, но и клира и народа. 111 В таком же роде произошло избрание и патриарха Иоанна Ксифилина. 112 Затем, из обстоятельств избрания в 1143 г. патриарха Михаила II известно, что оно состоялось не без участия родственников императора Мануила Комнина, сенаторов и служителей алтаря. 113 А когда в 1267 г. зашла речь об избрании преемника патриарху Герману III, то император Михаил Палеолог рассуждал об этом и с иереями. 114 Далее, из недавно опубликованного письма афинского священника Михаила Калофрена к патриарху Митрофану II (4 мая 1440–1 августа 1443 г.) можно видеть, с каким горячим сочувствием афинский кинот отнесся к факту его вступления на Византийскую патриаршую кафедру. 115 Наиболее отчетливо роль клира, народных представителей ( οι πρτοι του λαο) и простого народа выступает в акте избрания патриарха Геннадия Схолария в 1453 г., когда эти элементы греческого общества принимали, наряду с архиереями, и активное участие в наименовании и самом избрании нового патриарха. 116 Но этот факт уже выходит за пределы нашей эпохи, произошел при иных внешних условиях в положении Константинопольской церкви и должен оцениваться по другому критерию. Что же касается византийской практики, то по поводу отмеченных у некоторых историков фактов участия клира и народа в избрании патриархов должно сказать, что эти свидетельства являются изолированными в ряду весьма многочисленных рассказов без всякого упоминания о клире и народе, представляются совершенно неопределенными по своему содержанию и не подтверждаются такими авторитетными писателями по нашему вопросу, как Георгий Кодин и архиепископ Фессалоникийский Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

духовною грамотой своей благословляет внучку свою Княгиню Марию в городе, т. е. Кремле, местом под старым двором на Подоле, где были владычни хоромы, а В. Княгиня София Витовтовна 1453 г. отказываете в наследство внуку своему Юрию Васильевичу двор свой Московский внутри города с подольными дворцами своими; на месте же дома Фомы Ивановича она ставить житничий двор 44 . Детинец Московский служил средоточием верховной светской и духовной власти; там, кроме Митрополичья двора, находились подворья Архиерейские и монастырские: Симоновское у Никольских ворот, где в 1458 году построена каменная церковь Введение Пресвятой Богородицы, Кирилловское у Флоровских ворот и рядом с ним Крутицкое против Вознесенского монастыря, Троицкое у Троицких ворот с церковью Богоявление, построенной 1460 г. Угртышское у церкви Св. Петра Чудотворца на городе и Коломенское на Подоле. Около главных соборов незастроенные места назывались площадями, Князь Михаил Андреевич Верейский в 1482 г. отказал в духовной своей «ко Архангелу на площадь на Москву Протопопу со священники село Якимовское;» а Князь Иван Волоцкой 1504 г. завещал «дать к Пречистой к большой на площадь десять рублей, к Благовещенью на площадь десять же рублей». В 1453 г. Апреля 9-го, выгорел весь Кремль 45 , которого третья часть, через три года, опять истреблена пожаром. Спустя 13 лет, Августа 1-го загорелось внутри города на Подоле у церкви Св. Константина и Елены от двора Богдана Носова и остался в городе только двор Князя Ивана Юрьевича, где был двор Митрополич, да братаничев сего Князя два двора. В Октябре 1475 г. случился пожарь у Тимофеевских ворот, кои находились между Флоренскими воротами и Свибловскою башней, и служили для сообщение между Подолом Детинца и большим Посадом, нынешним Китаем. Этот пожар истребил почти весь город по двор Великого Князя, Спаский монастырь и двор Князя Михаила Андреевича, а Подолом, но двор Феодора Давыдовича. Тогда сгорело 10 каменных и 12 деревянных церквей; у Архангельского собора разметаны две пристройки с приделами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Грузия предпочла сохранить неколебимую верность халкидопскому православию. После падения Константинополя в 1453 году лишь Православная церковь Грузии и Русская церковь остались вне зоны исламской оккупации. 211 См., в частности: Himmi Р. К. The Impact of the Crusades on Eastern Christianity//Medieval and Middle Eastern Studies: In Honor of A.S. Atiya/Hanna Y. A., ed. Leiden, 1972. P. 211–217. Что касается историографии, см. небольшую, но важную работу, где также рассмотрены все основные «национальные» церкви; Muller C.D.G. Geschichte der Orientalischen Nationalkirchen. Gottingen, 1981; см. также: Moffett S.H. A History of Christianity in Asia. New York, 1992. Vol. 1: Beginning to 1500. P. 388 и след. 212 Dagron G. Minorites ethniques et religieuses dans l’Orient byzantin a la fin du Xe et au XIe siecles//TM 6 (1976) P. 177–216; Prawer J. Social Classes in the Crusader States: The Minorities//History of the Crusades. Vol. 5. P. 59–115; Conversion and Continuity; Indigenous Christian Communities in Islamic Lands, Eighth to Eighteenth Centuries/Gervers М., Bikhazi R.J., eds. Toronto, 1990. 213 См.: Clark K.W. Checklist of Manuscripts in the Library of the Greek and Armenian Patriarchates in Jerusalem. Washington, 1953; более полный список монастырей, которые смогли пережить исламское завоевание VII века, см.: Meinardus О. Wall Paintings in the Monastic Churches of Judaea//Oriens Christianus 50 (1966). P. 46–55; см. также взвешенный обзор; Prawer J. The Latin Kingdom of Jerusalem: European Colonialism in the Middle Ages. London, 1972. P. 224–225. 214 См. обзор: Hamilton В. The Latin Church in the Crusader States: The Secular Church. London, 1980. P. 188–211, 332–360. 215 Ср. специально: Dajani–Shakeel Н. Natives and Franks in Palestine: Perceptions and Interactions//Conversion and Continuity: Indigenous Christian Communities in Islamic Lands. P. 180–181; Prawer J. The Latin Kingdom of Jerusalem… P. 218. 217 Hamilton В. The Latin Church in the Crusader States… P. 190; Ziade I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1055 Тому времени 282 года... – А. К. Бороздин высказал предположение, что при переписке сочинений Аввакума была сделана ошибка: спутаны славянские буквенные обозначения цифр 30 (Л) и 80 (П). Следует читать «232 года». 1056 Иван Колуян – император Византии Иоанн VIII Палеолог (14251448), сын Мануила II и Елены Драгаш, инициатор и участник Ферраро-Флорентийского собора, стремившийся ценой уступок заручиться поддержкой Рима в противоборстве с османами. Его надежды не оправдались: умер, узнав о поражении на Косовом поле, где сербы не были поддержаны западноевропейскими государями; Колуян – это «Калоиоанн» (т. е. – Иоанн Добрый) греческих источников. 1057 Цареградский Иосиф – Иосиф II (13501439), внебрачный сын бежавшего в Константинополь болгарского царя Михаила Шишмана; в течение долгого времени был митрополитом Эфесским, с 1416 г. – патриарх Константинопольский. Отказался в 1437 г. поставить на русскую митрополию рязанского епископа Иону, отправив на Русь своего ставленника Исидора. Умер в Италии, не дожив до окончания Ферраро-Флорентийского собора. 1060 ...старец Сергиева монастыря... поведа всем. – Аввакум пересказывает легенду о Симеоне Суздальце, известную из антилатинских сочинений. 1061 ...Константина царя предал Бог... царство греческое с ним. – Император Константин погиб во время последнего штурма турками Константинополя 29 мая 1453 г. Обстоятельства гибели столицы царства были известны на Руси по Повести о взятии Царьграда турками в 1453 г. (См.: наст, изд., т. 7, с. 2671). 1063 ...а на Русь было напряг в мимошедшем году. – Трудно сказать, какое именно столкновение русских с турками (или татарами) имел в виду Аввакум. 1069 ...над Антонием Сийским и ныне висит. – Возможно, имеется в виду обычай вешать ризы святого над гробницей с его мощами в церкви. Антоний Сийский (ум. в 1567 г.) – основатель Троицкого Сийского монастыря на Северной Двине. 1071 ...и ренсково, и романеи... – Речь идёт о заморских винах, которые подавались, как правило, на царских пирах – рейнском (белом сухом вине) и романее (сладкой настойке на иноземных креплёных винах).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До разграбления Константинополя ссоры между ними ограничивались узким кругом иерархов. После разорения Цареграда, жестокая неприязнь друг к другу захватила широкие массы членов Церкви. Папа Иннокентий III (1198–1216) вначале пришел в ужас от содеянного злодеяния, но потом примирился со совершившимся, надеясь, что греки, потеряв свою политическую независимость, будут принуждены признать его главой всей Церкви. Этого, однако, не случилось. Византийская Империя была вскоре восстановлена в Азии, а в 1261 г. грекам удалось даже изгнать Крестоносцев из Константинополя и сделать его вновь своей столицей. Но они не смогли оправиться от удара, нанесенного им в 1204 году. Империя потеряла свою силу и последние два столетия ее существования были агонией когда-то великого государства. Под угрозой надвигавшихся с Востока турок, императоры несколько раз пытались купить военную помощь Запада своим подчинением Риму. Так, Император Михаил VIII Палеолог (1261–1282) в 1274 г. на соборе в Лионе признал верховенство Пап. То же сделал в 1439 году на Соборе во Флоренции Император Иоанн VIII Палеолог (1425–1448), но эти попытки к примирению, вынужденные безвыходным политическим положением, не принесли спасения Империи. Запад не прислал армий для защиты остатков Восточного Царства. Православные христиане согласились отказаться от своей церковной традиции. 29-го мая 1453 года Цареград пал под ударами несметных полчищ магометан. Последний Византийский Император Константин XIII (1448–1453) погиб, сражаясь во главе своей армии. Великий город, светоч и столица христианского мира, был попран исламом. Храм Святой Софии, непревзойденное чудо христианского зодчества, был обращен Султаном Магометом II (1451–1481) в мечеть, где вместо Православной Литургии стало прославляться имя Пророка его поклонниками. Падением Константинополя закончился Византийский период истории Православия. Руководство его жизнью, принадлежавшее до тех пор Греческой Церкви, перешло к Русской, которая в XV-oм веке, освобожденная от татарского ига (1480), нашла свой новый оплот в Москве, преемнице Цареграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Дука, подражая известному выражению скорби Никиты Акомината после разгрома Константинополя латинянами в 1204 г., оплакивает событие 1453 г. Вот начало этого “плача”: “О город, город, глава всех городов! О город, город, центр четырех стран света! О город, город, гордость христиан и гибель варваров! О город, город, второй рай, на западе насажденный, заключающий в себе всевозможные растения, сгибающиеся от тяжести плодов духовных! Где красота твоя, рай? Где благодетельная сила духа и плоти твоих духовных харит? Где тела апостолов Господа моего?. Где останки святых, где останки мучеников? Где прах великого Константина и других императоров?” 984 Другой современник, польский историк Ян Длугош, писал в своей истории Польши: “Это поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета, религия введена в смущение, имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван. Одна из двух рук ампутирована, ибо библиотеки были сожжены дотла, а доктрины греческой литературы уничтожены. Без них ни один человек не может считать себя образованным человеком.” 985 Далекий грузинский хронист благочестиво заметил: “В день, когда турки взяли Константинополь, солнце потемнело.” 986 Падение Константинополя произвело сильное впечатление на Западную Европу, которая прежде всего была охвачена страхом перед дальнейшими успехами турок; конечно, гибель одного из самых главных центров христианства, хотя бы с точки зрения католической церкви и схизматического, также возбуждала негодование, ужас и рвение поправить дело со стороны верующих сынов Запада. Папы, государи, епископы, князья и рыцари оставили нам много посланий и писем, рисующих весь ужас создавшегося положения и призывающих к крестоносной борьбе с победоносным исламом и его представителем Мехмедом II, этим “предвестником антихриста и вторым Сеннахерибом.” 987 Во многих письмах оплакивается гибель Константинополя как центра культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Сергей Говорун, кандидат богословия Библиография: 1. Hasluck, F.W., Christianity and Islam under the Sultans, 2 тома, Oxford, 1929. 2. Henderson, G., The revival of Greek Thought 1620-1830, New York, 1970. 3. Jorga, N., Byzance apres Byzance, Bucarest, 1935. 4. Jorga, N., Geschichte des Osmanischen Reiches, 5 томов, Gotha, 1908-1913. 5. Knos, B., L " histoire de la litterature neo-grecque. La periode jusqu " en 1821, Stockholm-Uppsala, 1962. 6. Maloney, G.A., A history of orthodox theology since 1453, Belmont, 1976. 7. Papadopoulos, T.H., Studies and Documents relating to the History of the Greek Church and People under Turkish Domination, " Bibliotheca Graeca Aevi Posterioris " , 1, Bruxelles, 1952. 8. Podskalsky, G., Griechische Theologie in der Zeit der Turkenherrschaft (1453-1821), Munchen, 1988. 9. Runciman, S., The Great Church in Captivity, Cambridge University Press, 1968. 10. Von Hammer-Purgstall, J., Geschichte des Osmanischen Reiches, 10 томов, Pest, 1827-1835. 11. Ware, Timothy., Eustratios Argenti, A Study of the Greek Church under Turkish Rule, Claredon Press, Oxford, 1964. Особенно см. главы: I(i) Orthodoxy under Islam, I(ii) The state of Learning and Theology. 12. Williams, G., The Orthodox Church of the East in the Eighteenth Century, London, 1868. 13. Argesiu, Ast., Ideologika reumata stous kolpus tu Ellinismu ke tis Orthodoxias kata ta hronia tis Turkokratias, Larisa, 1980. 14. Giannara, H., Orthodoxia ke Dide ste Neoteri Ellada, Athina, 1996 3 . 15. Giannara, H., Detitkes epidrasis stin elliniki theologia apo ton 17o aiona os ton ikosto, " Deltio Etereias Spudon Neoelliniku Politismu ke Genikes Padeas " , 2 (1978), 79-85. 16. Metallinu, G., protopresb. Turkokratia, Athina 1998 4 . 17. Соколов, И., Константинопольская Церковь в XIX веке, СПб., 1904. 18. Успенский, П., История Афона, ч. III, т. II, СПб., 1892. 19. Amfilohije Radovic, Pokret Kolijvara Duhovno-Liturgicki Preporod i Grcka Crkvema Bratstva, " Glasnik Srpskepravoslavne CRKVE " , Beograd, 1976.

http://pravoslavie.ru/archiv/kollibades....

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010