Они под каждым камнем предполагали деньги, поэтому все решительно опустошили. Необузданному истреблению подвергнуты были и святые иконы; некоторые были сожжены, дабы мы не поклонялись им, другие — о Боже милостивый! — были вынесены на средину рынка, как товар, и бесстыдно проданы, третьи наконец, были сохранены теми, кто был более корыстолюбив, и потом проданы за деньги. Осада Константинопля турецкой армией в 1453 г. Фреска румынского монастыря. Не пощажены были гробницы святых: они тоже были перерыты, украшения с них сняты. Рака св. мученика Димитрия, патрона города, источавшего чудодейственное миро, была ограблена. Некоторые мощи были выброшены. «Это злодеяние было совершено над священными останками святой и мироточивой Феодоры, которые (о дерзость, руки преступная!) были вынуты наружу, распростерты на земле и разорваны на части». Христиане потом собрали эти части и опять соединили в одно целое. Когда по истечении нескольких дней грабеж был приостановлен, султан, желая привлечь в город разбежавшееся население, оставил христианам все церкви и монастыри с их доходами, но чрез два года изменил свое решение: христианам были отданы только четыре церкви, в том числе церковь св. Димитрия, но и эти четыре церкви обложены были податью в пользу султана. Остальные были превращены в мечети и школы, розданы в виде подарков частным лицам из мусулыман; некоторые были разобраны, и материал употреблен на сооружение бань и других общественных зданий, лучшие мраморные плиты и колонны были отвезены в Адрианополь и там употреблены на сооружение великолепной бани. Когда турки взяли Константинополь в 1453 году, то и здесь обращение их с христианскою святынею было не менее кощунственно, чем в Салониках. «Церкви константинопольские были освобождены от идолов, которые их оскверняли; они были очищены от нечистот христианских». Это очищение, о котором говорит мусульманский писатель, следующим образом описано очевидцем взятия Константинополя: Константинополь. Храм Святой Софии, превращённый в мечеть.

http://pravoslavie.ru/5299.html

1445–1510 Итальянский живописец Сандро Боттичелли 1448–1453 Правление последнего византийского императора Константина XII (29.05.1453) Собор в Лозанне 1450–1536 Один из основоположников реформации во Франции Лефевр д " Этапль 1452–1497 Итальянский монах-проповедник Джироламо Савонарола 1452–1519 Итальянский живописец Леонардо да Винчи 1455–1522 Немецкий филолог гуманист Иоганн Рейхлин 1453 29 мая Падение Византийской империи 1461–1483 Правление французского короля Людовика XI Валуа 1461–1485 Йоркская династия в Англии 1463–1494 Итальянский философ-гуманист Джованни Пико делла Мирандола 1467–1519 Английский гуманист Джон Колет 1469–1492 Правление Лоренцо Великолепного во Флоренции 1469–1527 Итальянский политик и историк Никколо Макиавелли 1469–1536 Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский 1471–1528 Немецкий живописец Альбрехт Дюрер 1473–1543 Польский ученый астроном Николай Коперник 1475–1564 Итальянский скульптор и живописец Микельанджело Буонаротти 1478–1536 Английский гуманист Томас Мор 1483–1520 Итальянский живописец Рафаэль Санти 1483–1546 Основоположник реформации в Германии Мартин Лютер 1484–1531 Один из основоположников реформации в Швейцарии Ульрих Цвингли 1485–1603 Династия Тюдоров в Англии 1488–1523 Немецкий реформатор гуманист Ульрих фон Гуттен 1489–1576 Итальянский живописец Тициан Венчеллио 1490–1525 Основоположник народного направления в германской реформации Томас Мюнцер 1491–1556 Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов Открытие Америки Христофором Колумбом 1493–1519 Правление германского императора Максимилиана I Габсбурга 1494–1498 Флорентийская республика во главе с Савонаролой 1494–1553 Французский гуманист Франсуа Рабле Открытие Васко да Гама морского пути в Индию 1508–1580 Итальянский скульптор Андреа Палладио 1509–1547 Правление английского короля Генриха VIII Тюдора 1509–1564 Один из основоположников реформации в Швейцарии Жан Кальвин 1510–1568 Французский скульптор Жан Гужон «Послания апостола Павла» Лефевра д " Этапля Поражение швейцарского наемного войска от французов в битве при Мариньяно

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главный центр Православия сместился в Русское государство» Об историческом значении падения Константинополя в 1453 году 10.06.2023 1207 Время на чтение 4 минуты Фото: Штурм стен Константинополя, автор Филипп де Мазероль, 1450-1475 годы По словам специалистов, падение Константинополя 29 мая (ст. ст.) 1453 года сыграло колоссальную роль в мировой истории, сообщает пресс-служба Музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева. Оно ознаменовало гибель Византийской Империи, которая некогда была одним из мощнейших государств планеты. Исчез последний буфер между западными державами и стремительно набирающей силу Османской империей. Были существенно осложнены экономические отношения между Европой и Азией. Главный центр Православия сместился в Русское государство. Как рассказал в комментарии RT доктор исторических наук, профессор, академик РАХ и РАЕ Олег Германович Ульянов , сам Константинополь выдержал целый ряд турецких осад. Превосходная фортификация вкупе с выгодным географическим положением позволили Константинополю успешно выдержать 23 осады за почти тысячу лет существования Византийской Империи. Оборона византийской столицы в 1453 г. продолжалась 57 дней, с 2 апреля по 29 мая, и могла быть вполне успешной, если бы не целый ряд трагических событий. Армия, защищавшая Константинополь, была относительно небольшой, насчитывая около 7000 человек, 2000 из которых были иностранцами. Командиром обороны стен города был назначен кондотьер Джованни Джустиниани, который успешно защищал город. Численность османов, осаждавших Константинополь, была в десять раз выше, около 50-80 000 солдат, в т.ч. от 5000 до 10000 янычар, а также несколько тысяч христианских солдат, в частности 1500 сербских кавалеристов, которых возглавлял Джурадж Бранкович. В турецком лагере в качестве военного наблюдателя находился даже венгерский посол, который, по сообщениям тогдашних историков, помогал туркам советом, как правильно расставлять орудия. «На сторону османов перешёл инженер-пушкарь венгерского происхождения по имени Урбан. Он предлагал свои услуги византийцам, но Император отказался платить ему из-за нехватки денег в казне, а турки щедро его вознаградили. Он создал для османов огромные пушки, способные ломать стены Константинополя», - рассказал в беседе с RT научный сотрудник Государственного исторического музея Александр Чернов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/10/gl...

- В иконописи должны соблюдаться каноны. А насколько свободен в творчестве звонарь? - В колокольном звоне канона как такового нет. В разные века был разный звон. До нас дошли некоторые свидетельства, как звонили в XIX веке, нотные записи. Два года назад скончался родившийся в 1907 году звонарь Новодевичьего монастыря Владимир Иванович Мошков, который был живым носителем традиций. Он до нас звон XIX - начала XX века. - Чем отличается православная традиция колокольного звона от западноевропейской? - В западной Церкви есть орган, в который и ушла вся музыкальность. Поэтому колокольный звон там имеет значение прикладное. Как звонок в дверь. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что в Западной Европе были тоже очень большие колокола - до 25 тонн. Но особой музыкальности там нет. А на Руси вся инструментальная музыкальность была сосредоточена в колоколах. - В России колокольный звон имеет, если можно так выразиться, государственное звучание. Когда это началось? - С 1453 года. Мы можем абсолютно точно назвать эту дату, с которой Русь отходит от католической традиции и свой звон. Сначала это созрело в умах, затем в кошельках, потом выразилось в камне и бронзе. В 1453 году турки берут Константинополь. И первое деяние, которое они там совершают, - запрещают колокольный звон. Потому что колокольный звон беспокоит духов, витающих в воздухе, то есть изгоняет чертей. В это же время на Руси воцаряется Иван III, который строит колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. С этого момента Россия о себе заявляет, что она принимает на себя миссию Византии и является Третьим Римом. И хотя на Руси были колокола и до этого, именно с 1453 года колокольный звон обрел государственное значение. - Итак, колокольный звон разгоняет злую силу? - В произведении Мусоргского " Ночь на Лысой горе " вся нечисть испаряется с первым ударом колокола. Это внешний голос Церкви, который хочет достучаться до каждой души. Ведь почему богоборческая власть, какая у нас была, со всех храмов сбрасывала колокола? Потому что для колокольный звон имел наибольшую опасность. В этом - глубокий духовный смысл.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Эта тема стала остро актуальной, когда монахи Тегернзее получили в начале 1453 трактат брата Винцента, ранее приора картезианского монастыря в Аггсбахе. Посредником в передаче трактата был Иоанн Шлитпахер из Вейльхайма (р. 4.7.1403), еще одна заметная фигура разгоравшихся богословских споров. С 1421 он учился в известной Ульмской школе, затем 11 лет в Венском университете, откуда вернулся в качестве “оплачиваемого наставника” в монастырь в Мельке. Когда прежний (по назначению Н. К.) визитатор бенедиктинских монастырей в Германии Стефан из Шпанберга стал 20.3.1451 аббатом в Мельке, его заменил на посту визитатора Иоанн Шлитапхер. В разные периоды он был также приором в Мельке и в Тегернзее. Среди его сочинений “Построчная (interlinearis) глосса послания Дионисия к Гайю”, “Глосса на Таинственное богословие Св. Дионисия, собранная из комментариев еп. Линкольнского [Роберта Гроссетеста] и аббата Верчельского [Фомы Сен-Викторского]”, “Комментарий к книжечке Св. Дионисия о Таинственном богословии” (1456), “Трактат о восхождениях сердца”, “Трактат о созерцании” (1463). Монах Винцент упоминается с 17.8.1435 по 15.6.1448 в документах картезианского монастыря в Аггсбахе. В 1459 Винценту было 70 лет. Он не был в переписке с Н. К. и не встречался с ним, но не любил эту “фистулу”, продавшуюся итальянским папам, которых, в том числе друга Н. К. Энея Сильвио Пикколомини, папу Пия II (1458–1464), ненавидел до обвинений их в ереси, в “диавольском иге”. Сторонник реформы, Винцент имел о ней совсем другие идеи, чем Н. К., бранил последнего за измену Базельскому собору, за то, что “посланный к грекам, он привел их не в Базель, а в Феррару”, а также за продажу в интересах курии индульгенций в Германии в юбилейный год 1450. Если Н. К. имеет влияние в порочной курии, “то пусть он занимается лучше наукой праведности, чем наукой незнания” (письмо к Иоанну Шлитпахеру от 26.6.1459). Жесткий и огорченный противник умников, Винцент ждет чуда слепой веры и думает видеть его в 1458, когда по всей долине Рейна от Швейцарии до Голландии дети-пилигримы двинулись к горе св. Михаила, подобно тому как в конце XIV в. в Сев. Италии было движение “белого покаяния”. Людей, заблудших в умствованиях, Винцент хочет вернуть к таинственному богословию, как сам его понимает у Дионисия Ареопагита . “Кричите громче, кричите непрестанно и пусть ваш голос загремит как труба, потому что многие из тех, к кому вы обращаетесь, встали на путь ада или спят тяжким сном греха... Если половину из них, треть, четверть, пусть даже десятую только часть вы вернете к исканию таинственного, говорю это без колебаний, вы сделаете больше чем Иоанн Креститель, предтеча” (Винцент к Иоанну Шлитпахеру 6.7.1453).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Степень благочестия царей также разнилась, но при них Кафолическая Церковь жила своей нормальной жизнью. Интересная статистика: из 109 реально царствовавших императоров и императриц (если считать от времени св. Константина Великого ) ни один не был анафематствован Церковью. Зато 25 самодержцев и две порфирородные царевны, не считая патриархов св. Стефана I и св. Игнатия, урожденных царевичей, местночтимого в отдельных областях Западной Европы императора св. Гонория, боковых детей и близких родственников василевсов, прославлены ей. Невероятно много! Вполне объяснимые лакуны в личности и способностях императоров компенсировали священноначалие, народ, аристократия, сама государственно-правовая традиция Византии наконец. Зато выдающийся царь становился мощнейшим катализатором общественных процессов, мог сотворить невероятное, невозможное для другого правителя в иной политической формации. Сделать, к примеру, христианство государственным законом Римской империи, как св. Константин Великий , или вытащить Империю из пропасти погибели, как императоры Македонской династии, Комнины, Ласкариды или Палеологи. И вот теперь, 29 мая 1453 г., царя не стало... В истории человеческой цивилизации известно немало случаев гибели великих государств и даже империй. Задолго до рождения первого Византийского императора возникли и пали Ассирийское и Вавилонское царства, Египетская и Персидская империи, держава Александра Македонского, а затем империя гуннов, готская цивилизация и Арабский халифат. Но ни один из известных прецедентов не сопоставим по своим последствиям для истории человечества с падением Константинополя в 1453 г. С гибелью Римской империи христианский мир стал качественно иным, другим. Он перестал быть единым, Вселенским, Римским; мир стал рассыпаться. В соответствии с особенностями германского духа, мало обращавшего внимания на идеальную, нравственную составляющую имперской идеи, национальные интересы отдельных европейских государств начали превалировать над общехристианскими ценностями. И, конечно, германский дух не был готов принять образ Византийского царя, возвышавшегося над остальными, – германцам был нужен контролируемый свободными людьми «первый среди равных». Разница двух цивилизационных типов стала особенно заметна чуть позднее на фоне разлагающейся Германской империи, «конфедеративной федерации» с выборным и бессильным императором. Этот процесс разложения проявлялся и до 1453 г. Но тогда рядом с Германской империей существовала империя Римская, заставляя германцев стремиться к идеальным конструкциям, вольно или невольно подражать им. А после того как она пала, «германская модель» заняла безальтернативное положение – себе же на погибель, о чем еще германцы не догадывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Собор Св. Софии. 532–537 гг. Фотография. Сер. ХХ в. [греч. Κωνσταντινοπολις, Βυζντιον; лат. Constantinopolis, Byzantium; в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул; тур. Istanbul, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский). Город занимал мыс, к-рый омывается с востока Босфором, с юга Мраморным м. (Пропонтидой) и с севера зал. Золотой Рог (тур. Халич). Основан рим. имп. Константином I Великим в 324 г. на месте античного г. Византия; в 330-1453 гг. столица христ. Римской (Восточной Римской) и Византийской империи; в 1204-1261 гг. столица Латинской империи; в 1453-1918 гг. столица тур. Османской империи. С IV в. до наст. времени церковный престол архиепископов К. и патриархов Константинопольской Православной Церкви ; в поздней античности и средневековье К.- крупнейший мировой центр развития восточнохрист. культуры (богословие, монашество, аскетические традиции, литургика, почитание святынь и икон, паломничество, церковно-политическая идеология, развитие традиции Вселенских Соборов, восточнохрист. книжность, лит-ра и образование, архитектура, живопись). Настоящая статья посвящена античной и христ. эпохам истории и культуры Византия и К. до захвата города турками в 1453 г. и его превращения в столицу Османской империи . История Античный Византий Согласно традиции древнегреч. историографии, Византий был основан в 660 г. до Р. Х. как колония Мегары (дата указана в «Хронике» еп. Евсевия Кесарийского). По Геродоту (V в. до Р. Х.), греч. колонисты первоначально предприняли строительство на месте Византия, но затем почему-то переселились на азиат. берег Боспора и основали г. Калхедон (Халкидон). По словам Геродота, приближенный Дария Мегабаз назвал основателей Халкидона слепцами, отказываясь искать к.-л. рациональные причины для переселения колонистов, кроме их собственной недалекости ( Herod. Hist. IV 144). Этот анекдот несколько уточнял рассказ Страбона (I в.), согласно которому основатели Византия получили от дельфийского оракула Аполлона повеление построить колонию напротив слепых. Прибыв на Боспор, они увидели, что основатели Халкидона были слепы, поскольку не поняли удобного положения мыса у Золотого Рога ( Strabo. Geogr. VII 6. 2). Дионисий Византийский сообщил, что основателям Византия необходимо было отбить с боем территорию буд. города у местных племен, видимо фракийцев (FHG. T. 5. P. 188-190).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

И оттоле идохом сквоз град, – далече поприще велико итти къ святому Кипреану, – и цловахом тло его: великъ былъ тломъ. Ту близ монастырь женски, и ту глава святаго Пантелймона, ту же и кровь его. А оттоле идохом в монастырь святаго Стефана, ту лежит глава его. А оттоле идохом къ святй Варвар, и глава ея ту. А въ Царьград, аки в дубраву велику внити: без добра вожа невозможно ходити, скупо или убого не можеши видти ни цловати ни единого святого, разв на праздники которого святого будеть, то же видти и цловати. Оттоле поидохом къ Иерусалиму. 6 Царьград – русское название Константинополя, столицы Византийской империи. Находится на европейском берегу пролива Босфор. Город основан императором Константином (отсюда его название) в 330 г. Β 1204 г. Царьград был захвачен и разгромлен крестоносцами. Это событие нашло отражение в древнерусской «Повести ο взятии Царьграда крестоносцами» (см. в т. 5 наст. изд.). Β 1453 г. Царьград был захвачен турками и стал столицей Османской империи, получив название Стамбул. Таким образом, Стефан Новгородец описывает Царьград уже после захвата и разграбления его крестоносцами, но до разгрома турками в 1453 г. 7 ...и идохомъ къ святй Софеи. – Главная святыня Константинополя – храм Святой Софии, построен в 532–537 гг.; после завоевания Царьграда турками стал мечетью Айя-София, в настоящее время – музей. 8 Ту стоить столпъ чюденъ... – Конная статуя императора Юстиниана. До нашего времени не сохранилась. 9 ...цлующе Страсти Господни... – «Страсти Господни» – предметы, связанные с распятием Христа. Β описании Константинополя неизвестного русского путешественника XIV в. приводится перечисление этих «Страстей» – «губа (губка), трость и копие». По евангельскому преданию, распятому Христу, когда он воскликнул «жажду», воины, намочив уксусом насаженную на длинную трость губку, поднесли κ устам; после этого один из воинов пронзил грудь Христа копьем. Эти христианские реликвии, по-видимому, дробились на части: ниже говоря ο монастыре Пантократора, Стефан сообщает, что там также имелись «Страсти Господни, на двое разделны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это вселяло соблазн в души монахов. И вот здесь святитель противопоставляет понятия простота (πλτης) и многоуставность (λεπτολογα). Он говорит об этом противопоставлении в связи с богослужебными вопросами, но из текста ясно следует, что тут мы видим принципиальную позицию святителя относительно жизни христиан в его время. «Удостоверяем вас вселенским уверением как от просвящающего человеческие сердца Бога, – говорит святитель, – знайте, что точной упорядоченности в таинствах Церкви, архиерейском достоинстве, жертвах, псалмопениях, праздниках, монашеской жизни и во всем другом не было в начале христианства, но появилось позже. Началось это со времени великого императора Константина, когда начались и Вселенские Соборы. Мудрость и забота правителей церкви, свобода и независимость христианства со временем исполнили эту упорядоченность» 13 . Но к середине XV в., по мнению святителя Геннадия, это время кончилось. Поэтому он достаточно подробно пишет монахам о христианстве первых веков, в первую очередь – о его простоте и обилии мучеников. Тогда «христианство во всем имело простоту, а не таковое разнообразие. Но и в такой простоте имел наш Иисус больше плода, потому что за Его Имя ежедневно умирали по всей вселенной сотни, тысячи, бесчисленное множество людей сверх числа, и ежедневно возрастало христианство , а небо наполнялось небесными ангелами... И ныне христианство подобно тому, что было до Константина, ибо сейчас, как и тогда, мы не имеем ни царства, ни свободы церкви, ни независимости» 14 . Итак, после падения христианского царства, то есть после 1453 г., жизнь христиан стала вновь такой же, как и до Константина! Это – одна из самых существенных и вполне ожиданных особенностей мироощущения Схолария после падения города. Первые века христианства представляются для него веками героическими, но простыми, а дальнейшее разнообразие и упорядоченность – следствие жизни церкви в свободе и под покровительством царей. После 1453 г. сами условия жизни не позволяют соблюдать все целиком, остается лишь самое главное.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Dennis G.T. The reign of Manuel II Palaeologus in Thessalonica, 1382– 1387. Rome, 1960. (OCA; 159). Dieten J.L. van. Entstehung und Überlieferung der «Historia Rhomaike» des Nikephoros Gregoras. Köln, 1975. Ducellier A. L’Albanie entre Byzance et Venise, X e -XV e siècles. London, 1987. Ducellier A. La fagade maritime de PAlbanie au moyen agë Durazzo et Valona du XIe au XVe siecle. Thessalonique, 1981. Dunbabin J. Charles I of Anjoü Power, Kingship and State-Making in Thirteenth-Century Europe. London, 1998. Edbury P. The Kingdom of Cyprus and the Crusades, 1191–1371. Cambridge, 1991. Fine J.V.A. The late medieval Balkans. Ann Arbor, 1987. Fryde E. The Early Palaeologan Renaissance (1261 – с 1360). Leiden, 2000. Gallina M. Una societa coloniale nel trecentö Creta fra Venezia e Bisan-zio. Venezia, 1989. Geanakoplos D.J. Interaction of the sibling Byzantine and western cultures in the middle ages and Italian renaissance 330–1600. New Haven and London, 1976. Geanakoplos D.J. Constantinople and the West: Essays on the Late Byzantine (Palaeologan) and Italian Renaissances and the Byzantine and Roman Churches. Madison, 1989. Gill J. The Council of Florence. Cambridge, 1959. Gill J. Byzantium and the Papacy, 1198–1400. New Brunswick, 1979. Gill J. Church Union: Rome and Byzantium, 1204–1453. London, 1979. Guillou A. (ed.). La civiltà bizantina dal XII al XV secolö aspetti e prob-lemi. Roma, 1982. Guran P., Flusin B. (ed.). LEmpereur hagiographë culte des saints et monarchic byzantine et post-byzantine. Bucharest, 2001. Harris J. Greek Emigres in the West, 1400–1520. Camberley, 1995. Heers J. Gênes au XV е sièclë activité économique et problèmes sociaux. Paris, 1971. Heisenberg A. Quellen und Studien zur spätbyzantinischen Geschichte. London, 1973. Hrochová V. Aspects des Balkans médiévaux. Prague, 1989. Imber C. The Ottoman Empire, 1300–1481. Istanbul, 1990. Inalcik H. The Ottoman Empirë the Classical Age, 1300–1600. London, 1973. Inalcik H. The Ottoman Empirë Conquest, Organization and Economy. London, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010