К. Сатас, опираясь на труды прп. Никодима Святогорца и свт. Макария, издал каталог с краткими сведениями о 101 Н., к-рые пострадали в период после падения К-поля (1453) до 1811 г. (Κατλογος τν π τς λσεως τς Κωνσταντινουπλεως μχρι το 1811 τους πρ τς Χριστιανικς πστεως μαρτυρησντων// Σθας. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 605-610). По др. оценкам, число Н. составляет ок. 300 чел. ( Соколов И. И. К-польская Церковь в XIX в.: Опыт ист. исслед. СПб., 1904. Т. 1. С. 22). Архиеп. Афинский Хризостом I (Пападопулос) насчитал ок. 126 Н. и издал в 1922 г. кн. «Новомученики», где собраны краткие сведения о святых, пострадавших с 1453 г. до сер. XIX в. ( Παπαδπουλος Χρ. Οι Νεομρτυρες. Αθναι, 1922). И. М. Перандонис издал 3-томный Словарь новомучеников (новомученики от захвата К-поля до освобождения порабощенного народа) ( Περαντνης Ι. Μ. Λεξικν τν νεομαρτρων (ο Νεομρτυρες π τς λσεως τς Κπλεως μχρι τς πελευθερσεως το δολου Εθνους). Αθναι, 1972-1994), в к-ром собрал Жития 162 Н. В 1986 г. на основе «Нового Мартиролога» прп. Никодима Святогорца и «Нового Лимонаря» был опубликован «Синаксарь новомучеников», куда вошли Жития более 190 святых, пострадавших в 1400-1900 гг. ( Μακριος Κορνθιος, Νικδημος Αγιορετος, Νικηφρος Χος. και Διδσκαλος Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς Νεομαρτρων, 1400-1900 μ. Χ. Θεσ.). В 3-м издании «Синаксаря» (Θεσ., 1996) также содержатся сведения о Н. XI в. (прмч. Власий из Акарнании; пам. греч. 11 февр.) и XIII в. ( Кантарские преподобномученики († 1231; пам. кипр. 19 мая)). К. Нихоритис считает, что в период между 1453 и 1867 гг. пострадали ок. 175 Н., к-рые имели духовные связи с Афоном, однако есть и др. Н., к-рые приняли мученическую кончину в др. время или имена которых неизвестны. Среди Н.- люди разного происхождения и профессий, но большинство из них - представители духовенства ( Нихоритис. 2001. С. 17). Н. Вапорис опубликовал ок. 200 Житий Н., пострадавших с 1437 по 1860 г. ( Vaporis. 2000). Д. Константелос сообщил о 172 изученных им Житиях Н. ( Constantelos. 2004. P. 60). Почитание Н.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Образовавшаяся между ними пропасть стала непреодолимой именно в тот период, который охватывает эта книга. Как справедливо подчеркнул один историк лет тридцать назад, «XI век открывается картиной процветающей империи на Востоке и ослабленного и неэффективного папства на Западе. Завершается столетие в условиях исключительно сильного папства на Западе и отчаянно пытающейся вновь самоутвердиться и компенсировать свои неудачи империи на Востоке. Что бы ни говорили о расколе 1054 года – стало ли это событие окончательным раздиранием ризы Христовой или всего лишь печальным (но показательным) инцидентом, – важно то, что он совершился в середине данного столетия» 26 . С исторической точки зрения истоки возрастающей враждебности, которая придает периоду 1071–1453 годов некие видимые черты единства и даже согласованности, кроются в XI столетии, в крайне централизованной системе папства и его новых требованиях. 27 1 Серия « Церковь в истории» задумана как шеститомная. Первая часть первого тома Formation and Struggles of the Early Church: The Birth of the Church to AD 200 (автор – профессор Veselin Kesich) вышла в свет в 2007 году; автор второй части первого тома, посвященной периоду с 200 по 450 годы, пока не определен. Второй том – книга о. Иоанна Мейендорфа Imperial Unity and Christian Divisions: The Church, 4S0–680 AD (Crestwood (N.Y.), 1989), pyc. перевод которой «Единство Империи и разделения христиан: Церковь в 450–680 гг. после Р.Х.» вошел в сборник работ о. Иоанна «История Церкви и восточно–христианская мистика» (М., 2000, второе изд. – 2003). В том же 2007 году появился и третий том серии Greek East and Latin West: the Church AD 618–1071 (автор – о. Andrew Louth, преемник ο. Иоанна Мейендорфа и Джона Эриксона на посту главного редактора всей серии). Авторы пятого The Crisis of Tradition: the Church AD 1453–1782 и шестого The Orthodox Church and the Modem World: AD 1782–the present (c 1782 года и до наших дней) томов еще не определены. – Прим. ред. 2 См. прежде всего: Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamization from the Eleventh through the Fifteenth Century. Berkeley, 1971; специально о Церкви и ее социальном окружении: Southern R.W. Western Society and the Church in the Middle Ages. Baltimore, 1970. P. 15–23. 5 Latoucbe C.R. The Birth of Western Economy: Economic Aspects of the Dark Ages. New York, 1966. P. 211. 6 Многие из этих основополагающих событий рассматриваются в работе: Herlihy D. Ecological conditions and demographic change//One Thousand Years: Western Europe in the Middle Ages/De Moltn R. L., ed. Boston, 1974. P. 3–43 (особенно P. 13–20). 9 Nicholas I Patriarch of Constantinople Letters/Jenkins R.f.H., WesterinkL.G., eds. Washington (DC), 1973. P. 3 (Первое послание). Ср.: The Oxford Illustrated History of Medieval Europe/Holmes G., ed. Oxford, 1988. P. 175 (R. Morris) [Васильев A.A. Византия и арабы. СПб., 1902. Т. 2. Приложение. С. 197].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

4) Третий период (1415-1429). Союз Англии и Бургундии. Разгром французов при Азенкуре (1415). Осада Орлеана. 5) Четвертый период (1429-1453). а) Жанна д’Арк. снятие осады Орлеана. Коронация Карла VII . б) Казнь Жанны д’Арк. в) Окончательное освобождение Франции. 6) Результаты Столетней войны. ДАТЫ: 1337-1453 – Столетняя война 1346 – битва при Креси 1356 – битва при Пуатье 1415 – битва при Азенкуре 1430 – Жанна д’Арк снимает осаду с Орлеана ОТВЕТ: 1) Причины Столетней войны (1337-1453). Англия и Франция несколько столетий враждовали из-за земель, принадлежавших английскому королю во Франции. Когда все сыновья короля Филиппа IV Красивого умерли бездетными, английский король Эдуард III объявил о своих претензиях на французский престол – его мать была дочерью Филиппа IV . Французы отказали, и в 1337 г. английские войска вторглись во Францию. 2) Первый период (1337-1360). Разгром французской армии. В первых сражениях при Креси (1346) и при Пуатье (1356) французская армия была разгромлена. Дело в том, что во французской армии не было дисциплины – каждый рыцарь подчинялся своему барону и стремился прежде всего захватить побольше пленных. Английская же армия была дисциплинированной, подчинялась королю. Стрелы английских лучников пробивали рыцарские доспехи. В битве при Пуатье в плен попал французский король Иоанн Добрый. Франция выплатила гигантский выкуп и заключила перемирие с Англией. 3) Второй период (1369-1389). Победы французов. Маршал Дюгеклен. Сын Иоанна Доброго Карл V провел военную реформу. Собрав налоги, он создал королевскую конницу – жандармов, а также организовал в каждом городе отряды пехотинцев и арбалетчиков. Маршал Дюгеклен одержал серию побед над англичанами и практически освободил от них Францию. 4) Третий период (1415-1429). Союз Англии и Бургундии. К сожалению следующий король – Карл VI – был безумен. Обострилась борьба Франции и могущественной Бургундии. Благодаря поддержке бургундцев англичане опять вторглись во Францию и разбили французское войско при Азенкуре в 1415 г. К 1429 г. они овладели большей частью … Франции и осадили Орлеан. Карл VII даже не был коронован.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

3. Панайот Христу (1917-1996) - профессор Фессалоникского университета, доктор богословия; в 1966-1967 гг. был министром Северной Греции, в 1973-1974 гг. - министром образования; в 1966-1989 гг. - директор патриаршего Института патриотических исследований; в l989-l994; - директор Центра богословских и святоотеческих исследований. 4. Святитель Геннадий II Схоларий (1405- после 1472) - патриарх Константинопольский (1453-1460). Родился в Царьграде и был крещён с именем Георгий. Получил классическое образование. Преподавал в Константинополе логику и физику, затем занимал пост судьи и императорского секретаря; в этом качестве, в свите царя Иоанна VIII (1425-1448) и патриарха Иосифа II (1416-1439), ездил на Ферраро-Флорентийский собор (1438-1439), выступая на нём с поддержкой унии. Но по возвращении примкнул к главному противнику унии - святителю Марку Ефесскому (1392/93-1444/45), своему духовному отцу, после смерти которого стал борцом с унией и написал ряд полемических сочинений. При императоре Константине XI (1449-1453) постригся в монахи и жил в Харсианитской обители. Осудил возобновление унии в 1452 году. После падения Константинополя и гибели патриарха Афанасия II (1450-1453) был избран новым предстоятелем Церкви и всячески стремился облегчить участь подвластных. Султан Мехмед (Магомед) II Фатих (Завоеватель) (1444 и 1451-1481) утвердил его избрание, предоставив полную самостоятельность в делах церковных и гражданских - в его ведении находилось всё православное население Оттоманской империи; при этом на него была возложена вся ответственность за поведение христиан. Достигнутое им соглашение с султаном Мехмедом определяло отношения Церкви с мусульманскими властями вплоть до 1923 г. Султан высоко ценил святого, не раз беседовал с ним на религиозные темы; по просьбе Мехмеда он составил «Исповедание», излагающее христианское учение; оно имело большое значение на Востоке, много раз переиздавалось и было переведено на многие языки, в том числе турецкий и арабский. В конце жизни удалился в монастырь Продрома около г.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Стивен Рансимен Книга II. Церковь под владычеством оттоманских султанов Глава 1. Новая жизнь Во вторник 29 мая 1453 г. старая история закончилась. Последний наследник Константина Великого лежал сраженный на поле битвы; в город, основанный Константином как столица христианской Империи, триумфально вошел иноверный султан. Не было больше императора, который бы правил в Священном Дворце, символизируя верующим Востока величие и власть Всемогущего Бога. Константинопольская церковь , которая в течение более тысячи лет была в союзе с православным государством, стала Церковью подвластных людей, зависящих от прихоти хозяина-мусульманина. Вся ее деятельность, взгляды и весь образ жизни должны были претерпеть коренные изменения. Изменения были основательными; правда, они не были столь кардинальными, как может показаться на первый взгляд. Уже много веков исторические патриархаты Востока – Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, за исключением недолгих перерывов, находились под политической властью мусульманских правителей. Когда турки завоевали области Малой Азии в XI в., там уже были общины, принадлежавшие Константинопольскому патриархату, которые жили под владычеством мусульман. В течение последних десятилетий быстрое распространение Оттоманской империи в Европе и Азии увеличило их количество, и к 1453 г. основная часть паствы патриарха находилась во владениях султана. Было также много греческих земель, которые с некоторых пор перешли в руки латинян и которым было суждено еще некоторое время находиться под их властью. Хотя генуэзцы и потеряли большую часть своих греческих колоний сразу после 1453 г., они удерживались на о. Хиосе до 1566 г.   247  Венецианцы владели крепостями на Пелопоннесе и на некоторых островах Эгейского моря еще в XVI в.; Критом они владели до 1669 г., аТиносом до 1715 г. Кипр, который при падении Константинополя еще был самостоятельным королевством, находился в руках венецианцев с 1487 г. до 1570 г. 248 Итальянское герцогство Архипелага продолжало свое существование до 1566 г., когда турки поставили там герцогом своего вассала-еврея.   249  Рыцари Св. Иоанна владели Родосом до 1522 г. 250  Ионийские острова вдоль западного берега Греции никогда не перешли под власть турок. Они оставались в руках венецианцев до конца XVIII в., когда были завоеваны французами и затем перешли к англичанам, которые передали их Греческому королевству в 1864 г. 251  Таким образом, оставалось еще несколько провинций, на которые власть патриарха распространяться могла не всегда. Тем не менее, с некой точки зрения церковное управление и дисциплина патриархата выиграли от турецкого завоевания, потому что широкие границы его территории были снова объединены под одной гражданской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но описывать это не представляет интереса. Все это не ново под луной. Упомянем разве только о судьбе, постигшей храм Св. Софии – это «земное небо», по выражению историка Францы, «эту новую небесную твердь, эту колесницу херувимов, этот престол славы Божией». Софийский храм лишился всех благочестивых приношений, которые притекали сюда в течение стольких веков; его золотые и серебряные украшения, сосуды и церковные облачения были взяты для житейского употребления; после того как с икон было снято все, что могло иметь цену в глазах хищников, полотно или дерево их или разрывалось на куски, или разламывалось, или сжигалось, или бросалось под ноги, или шло в конюшнях и кухнях на самое низкое употребление. Наравне со Св. Софией, по важности потерь, должна быть поставлена утрата византийских библиотек; совершенно исчезло, как рассказывают, сто двадцать тысяч манускриптов, десять томов можно было купить за один золотой и за такую же низкую цену полные собрания сочинений Аристотеля и Гомера. 1117 Беспорядок и грабеж начались в Константинополе с первого часа достопамятного 29 мая 1453 года (день падения Византии) и продолжались до восьмого часа того же дня, когда сам султан Магомет II торжественно отправился в Софийский храм. По его приказанию этот храм, важнейшая из святынь Восточной церкви, был превращен в мечеть. Кресты были разбиты или сняты, а стены, которые были прежде покрыты живописью и мозаикой, вымыты, замазаны и оставлены без украшений. 1118 Катастрофа, постигшая Византию, оплакана была современной Европой. Одни поплакали, потому что любили слезы, другие noj плакали, потому что умели плакать элегантно, в изящных ораторских речах (Эней Сильвий). Но едва ли кто плакал искренно и от души. Что большая часть лиц, проливавших слезы по случаю падения Византии, плакали или лицемерно, или для парада, это моясно видеть из того, что некоторые из плакальщиков могли бы оказать помощь Византии и посущественнее слез, но не оказали. Современник события, герцог Бургундский Филипп, так расчувствовался при известии о погибели Византии, что, собрав рыцарей и баронов, дал вместе с ними торжественную клятву в том, что он возьмет на себя подвиг священной войны с турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В связи с этим утверждение возникает вполне закономерный вопрос: если единственной причиной провозглашения автокефалии Русской Церкви было стремление дистанцироваться от униатов, а Василий II " не был готов рвать связь с Константинопольской Патриархией " , то почему после падения Константинополя и восстановления в нем Православия в 1453 г. (через 5 лет после провозглашения русской автокефалии) Великий князь Московский не восстановил каноническую зависимость Киевской митрополии от некогда кириархальной Церкви? Давайте вспомним и об анафемах, наложенных Константинополем после провозглашения русской автокефалии. Они подтверждались и после 1453 г., но Василий II предпочитал воздерживаться от воссоединения с Константинопольским Патриархатом. Объективный и взвешенный ответ на последний вопрос крайне актуален в переживаемое нами время, когда события 1441-1448 годов приобретают особую интерпретацию в идеологии украинского автокефализма. Владислав Тулянов 22 августа 2015г. 12:45 Большое спасибо за столь интересный комментарий. Мне очень важно Ваше мнение о моих работах. Сразу скажу, что статья годовой давности и некоторые свои позиции я уже пересмотрел. Однако постараюсь ответить на Вашу абсолютно правильную критику. Начну с пункта 2. Последнюю попытку восстановить каноническое общение с Константинополем Василий II предпринял в 1451 г. В своей грамоте на имя императора Константина XI великий князь писал, что готов признать главенство православного патриарха, если таковой появится в Царьграде. Но к тому времени император уже сделал свой выбор и признал унию. В Константинополь приехал Исидор, к тому времени уже кардинал католической церкви, и в соборе Святой Софии провозгласил унию. Соответственно православного патриарха там не оказалось. Что же произошло в 1453 г.? Царьград пал, императора больше нет. Его место занял мусульманин - турецкий султан. Именно он и стал утверждать православного константинопольского патриарха. Это автоматически делало невозможным возобновление канонического единства: нельзя признать патриарха главным над собой, т.к. его ставит человек другой веры. Именно поэтому митрополит Иона писал в Константинополь и предлагал взаимоотношения на принципах равенства, т.е. признание автокефалии Русской церкви. Но в Константинополе на это не пошли.

http://bogoslov.ru/article/4086414

Решающий генеральный штурм начался в ранние утренние часы 29 мая 1453 г. Защитники предвидели это, и в ночь накануне все, кто мог уйти со своих боевых постов, собрались в Св. Софии на последнюю Литургию. Там уже не различали, кто был про-, а кто - антиунионист: все вместе молились об избавлении, ибо все знали, что оно может произойти только чудом. Две первых волны штурма были отбиты. Лишь третьей, решающей, в которую были брошены все резервы, в том числе и личная гвардия султана, удалось прорвать оборону и пробиться в город. Когда стало ясно, что все кончено, Константин XI бросился в гущу боя и искал там смерти, не желая переживать свое царство и попадать в плен к султану. Его изуродованный труп, окруженный телами уложенных им противников, был опознан лишь по красным имперским сапожкам. Голова императора была отрублена и выставлена на высокой колонне в центре города. Потом Мехмед велел забальзамировать ее и послал для обозрения ко дворам самых могущественных владык мусульманского мира. Византийская Римская империя перестала существовать. Великая Держава закончила свои дни, покрыв себя неувядаемой славой. Лишь после того как по городу распространились слухи, что император погиб, а над его дворцом развевается султанский штандарт, греки прекратили сопротивление. 4. Итак, во вторник 29 мая 1453 г. пал Константинополь. Это одна из самых поворотных дат мировой истории. Она знаменует смену эпох: средние века завершились, началось новое время. Наступила новая эпоха и для Православной Церкви. Византийская Церковь, в течение почти тысячи лет бывшая партнером православного государства, стала Церковью покоренного народа, зависящего от отношения к нему мусульманского владыки. Вся деятельность, внешний вид да и весь образ жизни христиан должны были пережить резкую перемену. Со времен халифа Омара и первых исламских завоевателей мусульманская традиция предписывала должным образом обращаться с покоренными народами. Если город или область сдаются завоевателю добровольно, они не подлежат разграблению, хотя их и позволительно заставить выплачивать контрибуцию; христианское и иудейское население может сохранить свои культовые сооружения при условии соблюдения определенных правил, касающихся самих зданий. Даже если капитуляция была вызвана острой необходимостью, так как обороняющиеся поняли, что не могут больше держаться, правило не теряет своей силы, хотя завоеватель имеет право настаивать на более суровых условиях - выплате большей контрибуции и наказании самых упорных противников капитуляции. Но если город взят штурмом, его обитатели не имеют никаких прав. Солдаты-завоеватели имеют право на три дня неограниченных грабежей, а все храмы, впрочем, как и все здания, переходят в собственность главы победителей: он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению.

http://sedmitza.ru/lib/text/434832/

Bon A. La Morée franquë recherches historiques, topographiques et archeologiques sur la principauté d " Achaïe, 1205–1430. Paris, 1969. 2 vol. Borsari S. Studi sulle colonie veneziane in Romania nel XIII secolo. Na-poli, 1966. Bowman S. B. The Jews of Byzantium (1204–1453). Tuscaloosa, 1985. Bredenkamp F. The Byzantine empire of Thessaloniki, 1224–1242. Thessalonica, 1996. Cahen C. Turcobyzantina et Oriens Christianus. London, 1984. Cahen C. The formation of Turkey: the Seljukid sultanate of Rum, eleventh to fourteenth century/Ed. and tr. P.M. Holt. Harlow, 2001. Carile A . Per una storia dell’impero latino di Costantinopoli 1204–1261. Bologna, 1978 (2 ed.). Constantinides C.N. Higher education in Byzantium in the thirteenth and early fourteenth centuries, 1204 – c. 1310. Nicosia, 1982. Curta F. Southeastern Europe in the middle ages 500–1250. Cambridge, 2006. Ducellier A. La façade maritime de l " Albanie au moyen âgë Durazzo et Valona du XI е au XV е siècle. Théssalonique, 1981. Edbury P. The Kingdom of Cyprus and the Crusades, 1191–1371. Cambridge, 1991. Foss С . Nicaeä a Byzantine capital and its praises; with the speeches of Theodore Laskaris, In praise of the great city of Nicaea, and Theodore Metochites, Nicene oration. Brookline, 1996. Franchi A. I vespri siciliani e le relazioni tra Roma e Bisanziö studio critico sulle fonti. Palermo, 1984. Franchi A. La svolta politico-ecclesiastica tra Roma e Bizanzio, 1249–1254: la legazione di Giovanni da Parma, il ruolo di Federico IÏ studio critico sulle fonti. Roma, 1981. Gill J. Byzantium and the Papacy, 1198–1400. New Brunswick, 1979. Gill J. Church Union: Rome and Byzantium, 1204–1453. London, 1979. Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States: the Secular Church. London, 1980. Hunger H. Graeculus perfidus – Ιταλς ιταμς: Il senso dell " alterita nei rapporti greco-romani ed italo-bizantini. Roma, 1987. Ilieva A. Frankish Morea, 1205–1262: socio-cultural interaction between the Franks and the local population. Athens, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1399 А мы, православные, к тому столпу, к разселине, ныне стоящему, въходя и изъходя, прикладываемся, помня оное чудо Божие. – См. коммент. 769. 1400 ...один турка, близ тех дверей сидел на столпе высоком... Тогда турки ему на том же месте и голову отрубили. – Некоторые наши паломники с XVIII в. к легенде о колонне Святого огня добавляли легенду о воине Омире, уверовавшем во Христа, глядя на произошедшее чудо. В православии воин Омир Иерусалимский почитается как новомученик (пам. 19 апреля/2 мая). 1401 А были во граде Мир Ликии, где святителя Николая паства и он живой был архиереем, где и погребен. – См. коммент. 750. 1402 ...были в монастыре архангела Михаила, где его чудотворной образ. – Монастырь Архангела Михаила находится в 40 км к югу от города Родоса. Воздвигнут на месте языческого храма Аполлона. 1405 ...при последнем царе Константине, когда Царьград турки обступили... – Речь идет о Константине XII Палеологе – последнем византийском императоре (1449–1453) и о взятии Константинополя турками 29 мая 1453 г. Об этом трагическом для христианского мира событии подробно рассказано в древнерусской «Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году» (см. наст. изд. Т. 7). 1406 Тогда из болшей церкви, зделанной царем греческим Иустинианом, называемой Софии, Премудрости Божия... вышеозначенной елей и выходит наверх звесками. – Об императоре Иустиниаие см. коммент. 744. Далее паломник кратко передает легенду о затонувшем церковном престоле императора Иустиниана Благочестивого. Впервые в русской паломнической литературе эту легенду привел в своем «Хождении» Трифон Коробейников (XVI в.). 1407 ...ко вратам Златым. – Триумфальная арка, возведенная в 324–330 гг. на крайнем юго-западном фланге стен Константинополя. Золотыми называли ворота, открывавшиеся на главную улицу. В восточнохристианской традиции «Золотые ворота» – один из устойчивых символических топонимов, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда. 1408 ...аггел Господень жезлом разводил светлые камни и блески, где следует. – Яким Васильев пересказывает предание об основании церкви Св. Софии Цареградской, сюжет которого был известен еще в средневековой Руси по «Сказанию о создании церкви Св. Софии». Эта же легенда приведена и в «Путевых записках» Ильи Сысоева, ср.: «Путевые записки» подпоручика Ильи Сысоева».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010