Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Исторический смысл ленинградской блокады В свете «арабо-израильского конфликта» 10.11.2023 184 Фото: предоставлено автором Исторический феномен существования Святой Руси, Российской Империи, СССР , представляющей собой Россию с окаймляющими ее малыми народностями, Российской Федерации; раскинувшейся на одной шестой суши земного шара – для православного человека объясняется её (России) предназначением для исполнения исторической функции на земле – «спасения человеческих душ», подверженных духовному тлению. «Не праведников пришёл Я спасти, но грешников» – сказано Спасителем в Новом Завете. Поэтому духовная катастрофа, разразившаяся в России в начале двадцатого века (февраль 1917 года), соизмеримая с катастрофой, постигшей Византийскую империю в 1453 году, отразилась в последующие годы многими миллионами человеческих жизней. «Центральным моментом» существования страны в этот безбожный (если не считать времени правления т. Сталина с 1936 по 1953 гг.) период, начиная с февраля 1917 года и заканчивая августом 1991 года, выступила Великая Отечественная Война 1941–1945 гг. с немецкими агрессорами и их европейскими сателлитами. В плане стратегического противодействия нашествию германских войск в войне 1941–1945 гг. три города СССР «ни в коем случае» не подлежали их сдаче противнику – нацистским агрессорам. Этими городами были – Москва, Сталинград (бывший Царицын) и Ленинград (Санкт-Петербург). Заметим, что начиная с 1917 года, когда начался процесс уничтожения русской элиты, масса инородцев – часто натурализовавшихся, но еще не обрусевших, переселялась в главные города России – Москву, Киев, Петербург. Начинался процесс образования «советской» элиты. И, вот, этот процесс на двадцать третьем году существования СССР (1941 год) ознаменовался войной, которая должна была охарактеризовать духовное состояние общества, подвергнувшегося испытанию войной; его способность переносить тяготы военного времени, его единство в достижении цели – победы над врагом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/10/is...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Врачанская епархия [болг. Врачанска] , Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Объединяет приходы на территории Врачанской обл. Кафедральный город - Враца. Кафедральный собор - во имя св. Апостолов. Наместничества: Враца и Бяла-Слатина. Правящий архиерей - митр. Каллиник (Александров) , на кафедре с 10 нояб. 1974 г. Сведения о числе действующих храмов и священнослужителей для публикации епархией не предоставляются. История Согласно археологическим данным, ущелье Вратцата уже в VI в. было заселено славянами. Возникшее здесь поселение, первоначально именовавшееся Вратица, играло важную роль в период 1-го Болгарского царства, в период 2-го Болгарского царства превратилось в укрепленный город. На основании сообщения султанского фирмана 1753 г., что при завоевании османами во Вратице находилась кафедра митрополита, болг. историк Д. Цухлев сделал вывод, что здесь в IX-X вв. находилась кафедра Видинской епархии ( Дринов М., Цухлев Д. История на Българската Църква. София, 1911. Т. 2), проф. Х. Стоянов относил создание кафедры во Вратице к периоду правления Асеней (1185-1280), а возведение в ранг митрополии - к правлению Шишманов ( Стоянов Х. Врачанска епархия: Ист. обзор//Богослужебно последование и житие св. Софроний Врачански (1793-1813) с исторически очерци за неговата (Врачанска) епархия и за Черепешкия манастир. София, 1983. С. 51-106). Найденная в 1941 г. в развалинах церкви крепости Вратица т. н. Врачанская надпись, созданная в правление Михаила II Асеня (1246-1256), сообщает, что во Вратице царем Асенем I (1187-1196) был построен мон-рь. После османского завоевания кафедра была упразднена, церкви вошли в юрисдикцию Видинской епархии. В 1453 г. османские власти включили Врацу в Никопольский санджак, сделав город центром вилайета, в XVI в.- уезда. В период османского ига Враца неоднократно переходила то к Видинской, то к Тырновской митрополии в зависимости от отношений их архиереев с К-полем. В какой-то момент кафедра была восстановлена, т. к. в том же фирмане 1753 г. сообщается, что Видинский митр. Каллиник (1730-1753) заплатил в казну 15 400 акче, благодаря чему в 1738 г. был издан фирман об упразднении Берковицкой, Врачанской и Кутловицкой епархий и включении их в состав Видинской митрополии.

http://pravenc.ru/text/155412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУТИЧ [серб. Никола (род. 14.08.1952, Госпич, Хорватия), историк, автор работ о политике Ватикана на Балканах. В 1979 г. окончил историческое отделение философского фак-та Белградского ун-та. Преподавал историю в средних школах, в 1984-1995 гг. работал в Архиве Югославии. В 1993-1995 гг. доцент на фак-те общественных наук ун-та им. Н. Теслы в г. Книн (Хорватия), в наст. время научный сотрудник Ин-та совр. истории (Белград). На философском фак-те Белградского ун-та защитил магист. дис. «Физическая культура в Королевстве Югославия, 1929-1941» (Физичка култура у Jyrocлabuju, 1929-1941. Београд, 1987) и докт. дис. «Государство и Римско-католическая Церковь в Королевстве Югославия, 1918-1935» (Држава и Римокатоличка Црква у Jyrocлabuju, 1918-1935. Београд, 1992). Первые свои исследования Ж. посвятил истории т. н. соколов - молодежной спортивной орг-ции. В ст. «Сокол Королевства Югославия и Римско-католическая Церковь» (Сокол Jyrocлabuje и Римокатоличка Црква: (1929-1934)//ЗбМСИ. 1990. Бр. 42. С. 57-86) он впервые затронул тему католич. пропаганды в серб. молодежной среде, а в дальнейшем большую часть своих исследований посвятил изучению деятельности католич. Церкви на Балканах. Следуя традициям серб. историографии и расценивая влияние католич. Церкви как крайне агрессивное и антисербское, Ж. высказал ряд весьма радикальных утверждений. Напр., в монографии «Римокатолическая Церковь и хорватство от иллирийской идеи до великохорват. реализации, 1453-1941» (Римокатоличка Црква и хрватство: Од илирске uдeje до велихрват. peaлuзaцuje, 1453-1941. Београд, 1997) Ж. высказал мнение, что создание усташами при поддержке немцев в начале второй мировой войны Независимого гос-ва Хорватия стало результатом целенаправленной политики Ватикана. В кн. «Сербы-католики или так называемые хорваты: «Сербы все и всюду»: Хорват. земли без хорватов» (Срби римокатолици такозвани хрвати: «Срби сви и свуда»: Хрватске без хрвата. Земун, 2006), исходя из отсутствия упоминаний этнонима «хорваты» в ранних исторических источниках, автор поставил под сомнение происхождение хорват. этноса и предположил, что Ватикан на протяжении длительного периода намеренно искажал источники с целью создать «исконно католическую нацию» среди правосл. балканских народов.

http://pravenc.ru/text/182375.html

Гомель. Церковь Александра Невского в Новой Белице (новая). Собор. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1996 и 2003. Адрес: Белоруссия (Республика Беларусь), Гомельская область, г. Гомель, ул. Ильича, д. 126А Координаты: 52.379689, 31.031887 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С 1786 года Новая Белица объявлена уездным центром, но долгое время в ней не было православной церкви. В 1828 году в уездном городе была основана первая православная церковь во имя святителя Василия Великого, которая вскоре сгорела. В 1842 году на месте сгоревшего был построен небольшой храм в честь святителя Николая Чудотворца. Позже, в здании староверческой церкви, в прошлом староверческого Пахомьева монастыря (упраздненного в 1850 году), была устроена Свято-Александро-Невская церковь. Освящение храма в честь святого князя Александра Невского состоялось в апреле 1861 года. В 1919 году при Свято-Александро-Невском храме организованно Гомельское братство союза прихожан в честь святого благоверного князя Александра Невского. Целью братства была забота о церкви, поднятие религиозно-нравственного уровня прихожан, обучение Закону Божию, устройство религиозно-нравственных чтений и бесед, распространение книг и брошюр, материальная поддержка нуждающихся и другая работа, направленная на укрепление православной веры, любви к Церкви и Православному Богослужению. Устав братства утвердил Высокопреосвященнейший Константин, архиепископ Могилёвский и Мстиславский. Свято-Александро-Невская церковь была закрыта в 1930 году и превращена в кинотеатр. Во время фашистской оккупации (в 1941 году) усилиями прихожан церковь была восстановлена. Храм стал местом, куда люди шли за поддержкой, где многие черпали духовные силы, помогающие переносить тяжести оккупации. Православная община проводила большую работу, оказывая моральную поддержку и материальную помощь особо в ней нуждающимся. Согласно архивным данным «в течение 1944 года в церкви собрано 6684 рубля на оборону страны, в пользу сирот, воинов Красной Армии, их семей и партизан 4161 рубль, а всего — на патриотические цели 10845 рублей. За январь месяц 1945 года в церкви собрано на оборону страны 1453 рубля и сбор средств продолжается…». Несмотря на это, в 1949 году храм закрыли и снесли. Возрождение церковной жизни началось в 1992 году.

http://sobory.ru/article/?object=19356

The Last Divine Liturgy in Hagia Sophia of 1919 / Православие.Ru Српска bepзuja English version Подписаться на рассылку Православный календарь Поместные церкви Рубрики портала Публикации Слово Патриарха Мониторинг СМИ Авторы сайта Книжный магазин Архив сайта English version Српска bepзuja Встреча с Православием Святоотеческое наследие Проповеди Апологетика Православная библиотека Святые и святыни Подвижники благочестия Жизнь Церкви Богослужение Интернет-журнал Колонка главного редактора Общество Культура История Семья Идеи и концепции Книжная закладка Вопросы священнику Новости Официальная хроника Московского Патриархата Епархиальная жизнь Поместные Церкви Русская Православная Церковь за границей Святыни, храмы, монастыри Государство и общество Культура, искусство, наука, СМИ Семья, образование, молодежь Религии и верования Медиа Цитаты Инфографика Видео Фото Аудио Церковь Защита веры Богословие История Церкви Жизнь Церкви Православие в мире Храмы, монастыри, святыни Праздники и посты Чудеса и Промысл Божий Человек Путь к вере Святые, подвижники благочестия Народ Божий Духовная жизнь Монашество Семья Создание семьи Семейные отношения Воспитание детей Опасности для семьи История Культура Общество Прочее Статьи Интервью Дискуссии Вопросы священнику Опросы читателей Тема месяца Вопрос недели Проповеди Рассказы Новости Мониторинг СМИ Фото Аудио Видео Инфографика Слово Патриарха Колонка главного редактора Сретенский монастырь Златошвейная мастерская Священномученик Иларион Туринская Плащаница Записи богослужений Расписание богослужений Издательство Сретенского монастыря Сретенская духовная семинария Авторы Выбор редакции Контакты Православный календарь Поиск Главная Распечатать Tweet The Last Divine Liturgy in Hagia Sophia of 1919 Source: johnsanidopoulos.com By Anthony E. Stivaktakis Papa Lefteris Noufrakis It is commonly believed that the last Divine Liturgy in Hagia Sophia in Constantinople took place on May 28, 1453. However, the last Divine Liturgy to really take place in Hagia Sophia was on the 19th of January in 1919, which was officiated by Papa Lefteris Noufrakis (1872-1941) from Rethymno, Crete. The story of this historic event is below.

http://pravoslavie.ru/79952.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОМЕЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гомельский Александро-Невский храм, фото с сайта angomel.cerkov.ru Старый Александро-Невский храм В 1860 году в здании староверческой церкви бывшего Пахомьева монастыря, который был упразднен в 1850 году, была устроена православная церковь, освященная в апреле 1861 года в честь святого князя Александра Невского . В 1919 году при храме организованно Гомельское братство союза прихожан в честь святого благоверного князя Александра Невского. Целью братства была забота о церкви, поднятие религиозно-нравственного уровня прихожан, обучение Закону Божию, устройство религиозно-нравственных чтений и бесед, распространение книг и брошюр, материальная поддержка нуждающихся и другая работа, направленная на укрепление православной веры. Устав братства утвердил архиепископ Могилёвский Константин (Булычев) . В 1930 году храм был закрыт и превращен в кинотеатр. В 1941 году храм вновь открылся. Согласно архивным данным, " в течение 1944 года в церкви собрано 6684 рубля на оборону страны, в пользу сирот, воинов Красной Армии, их семей и партизан 4161 рубль, а всего - на патриотические цели 10845 рублей. За январь месяц 1945 года в церкви собрано на оборону страны 1453 рубля и сбор средств продолжается… " . В 1949 году храм закрыли и снесли. Новый Александро-Невский храм В 1992 году в Гомельском облисполкоме зарегистрирована община Александро-Невской церкви. Общине передали старый нежилой дом, который перестроили в церковь. В 1994 году решением Гомельского горисполкома отведён земельный участок для строительства нового храма. В 1996 году заложен фундамент и начато строительство. 30 июля 2003 года в старом здании Александро-Невской церкви в последний раз совершена Божественная литургия и прихожане Крестным ходом перешли в новый храм. 30 августа этого же года храм Святого благоверного князя Александра Невского освящён архиепископом Гомельским и Жлобинским Аристархом . В 2011 началась роспись храма. В 2012 году первую Божественную Литургию в храме совершил епископ Гомельский Стефан (Нещерет) . Святыни икона святого благоверного князя Александра Невского Настоятели Владимир Силенко (упом. 2014) Использованные материалы История храма на странице официального сайта прихода http://angomel.cerkov.ru/ Редакция текста от: 16.04.2014 19:26:52 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/26906.html

Святыня Св. мощи мц. Соломонии Маккавей Мощи св. мученицы Соломонии - матери семи братьев - ветхозаветных мучеников, убитой вместе с ними за отказ нарушить закон Моисеев в гонение Антиоха IV Эпифана доступны для поклонения в Соборе св. вмч. Георгия в Стамбуле - резиденции Константинопольского Патриарха. История Собора св. вмч. Георгия: После падения Константинополя (1453 год), центром православной жизни города в XVI веке стал район Фенер, куда в конце столетия была перенесена резиденция Патриарха. В 1601 Патриарх Матфей II избрал своей новой резиденцией вместо храма св. Димитрия у Деревянных ворот (ныне тур. Aya Dimitri Rum Ortodoks Kilisesi, Krk Ambar Sok. No. 12, Ayvansaray) храм Святого Георгия, бывший до того женским монастырём. После этого церковь была реконструирована ещё много раз так, что от её прежнего вида почти ничего не осталось. При Патриархе Тимофее II в 1614 году собор реконструировали и расширили. При Каллинике II вновь проведена реконструкция. В начале XVIII века (год точно неизвестен) в соборе произошёл сильный пожар. В 1720 году Патриарх Иеремия III начал реставрационные работы, которые продолжились и патриархом Паисием II. Новый крупный пожар в 1738 году нанёс серьёзный ущерб церкви. Только в 1797 году Патриарх Григорий V начал реставрацию, в результате которой церковь приобрела свой нынешний вид. Патриарх Григорий VI (1835—1840) внёс новые изменения в здание храма и увеличил его высоту. Последняя крупная реконструкция была проведена патриархом Иоакимом III. В 1941 году здания патриархии вблизи храма были уничтожены пожаром и по политическим причинам не восстанавливались до середины 1980-х. Во второй половине 1980-х при Патриархе Димитрии был сооружён новый комплекс административных зданий, а в начале 1990-х, при Патриархе Варфоломее, произведён ремонт и благоукрашение храма — в значительной мере на средства греческого промышленника Панайотиса Ангелопулоса. добавлено 21 сен 2015 01:08 Описания Закрыть Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/2672/

См. также: 5 вопросов о номере. Павел Басинский, литературный критик, писатель//Фома. - – ноябрь 2012. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). Тема номера. Возвращение русской Смуты: Возвращение русской Смуты . Вступление от Редакции . Ил.: Минин и Пожарский (фрагмент). М. И. Скотти. 1850. Нижегородский художественный музей//Фома. - – ноябрь 2012. – С.14-15. – (рубрика « Тема номера. Возвращение русской Смуты »). Матрица русской Смуты, или Работа над ошибками . Беседа со специалистом по эпохе Смутного времени, профессором МГУ, доктором исторических наук Ярославом Леонтьевым . Беседовал Виталий Каплан //Фома. - – ноябрь 2012. – С.16,17,18,19,20-21,22. - (рубрика « Тема номера. Возвращение русской Смуты »). Имеется краткая биографическая справка « Ярослав Викторович Леонтьев ». Фото из архива автора (С.16). См. также: 5 вопросов о номере. Павел Басинский, литературный критик, писатель//Фома. - – ноябрь 2012. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). На врезках к статье размещена иллюстрированная подборка информационных материалов: Россия: смуты большие и малые (по версии Ярослава Леонтьева )//Фома. - – ноябрь 2012. – С.17,18,19,20,22. – (рубрика « Тема номера. Возвращение русской Смуты »). Представлены следующие периоды: 1425-1453. Замятня. Ил.: Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому. П. Чистяков. 1861. – С.17; 1565-1572. Опричнина. Ил.: Опричники. Н. В. Неврев (1830-1904). – С.17; 1605-1618. Смута начала XVII века. Ил.: Изгнание поляков из Кремля. Э. Лисснер (1874-1941). – С.17; С сер. XVII века. Церковный раскол . Ил.: Казнь соловецких монахов. Лубок, - С.18; 1670-1671. Восстание Степана Разина . Ил.: Степан Разин. В.И. Суриков. 1906. – С.18; 1682, 1698. Стрелецкие бунты. Ил.: Утро стрелецкой казни. – В. И. Суриков.1881. – С.18; 1707-1709. Восстание Кондратия Булавина . Ил.: Кондратий Булавин. – С.19; 1773-1775. Восстание Емельяна Пугачева . Ил.: Емельян Пугачев. Гравюра. – С.19;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-115...

В дальнейшем наши народы пережили вместе как славные, так и трагические страницы своей общей истории. XX век, о котором особо упоминает Константинопольский Патриарх, был «особенно жестоким» не только для украинского, но и для русского народа. Мы сообща прошли тяготы и потери Первой мировой войны (1914-1918); разруху времен Гражданской войны (1918- 1923); массовый голод в СССР (1932-1933), охвативший земли не только современной Украины, но и Поволжья, Урала, Центрального Черноземья, Северного Кавказа; и, наконец, вторжение немецко-фашистских захватчиков в 1941 году. Говорить, что украинский народ лишь оказался «посреди вооруженного противостояния между Советским Союзом и Нацистской Германией», выставлять его безучастной и безвольной жертвой мирового конфликта значит недооценивать и принижать подвиг украинцев в годы Великой Отечественной войны. В 1941-1945 годах русский и украинский народы плечом к плечу выстояли против объединенной фашизмом Европы. Ради победы над германским нацизмом отдали жизнь в бою более пяти миллионов русских воинов и около полутора миллионов украинских. Именно на правах победителей во Второй мировой войне и русский, и украинский народы вошли в число основателей Организации Объединенных Наций. Прискорбно, что Константинопольский Предстоятель не сознает заслуг наших народов перед мировой историей и не сочувствует принесенным ими жертвам, что он готов оскорбить память павших в угоду сиюминутной политической риторике и конъюнктуре. К испытаниям, перенесенным нашими народами в XX веке, следует отнести и атеистические гонения при коммунистическом режиме, о которых Патриарх Варфоломей упоминает лишь мельком. Эти религиозные гонения — одни из самых жестоких за всю историю христианства — стоили жизни многим тысячам клириков Русской Православной Церкви и сотням тысяч мирян. В 1920-е годы коммунистическими властями был искусственно создан обновленческий раскол в Русской Церкви, а Константинополь открыто поддержал его. Неблагодарными и недобросовестными со стороны Константинопольского Патриарха представляются обвинения в адрес Русской Церкви, будто после падения Константинополя в 1453 г. «Москва претендовала заменить собой Вселенский Патриархат». Даже в самые бесславные для Константинопольской Церкви годы уклонения в унию (1439) и легитимизации украинского церковного раскола (2018) Русская Православная Церковь ограничилась лишь разрывом общения с теми, кто сам отлучил себя от догматического и канонического единства Православной Церкви. Но она никогда не претендовала на то, чтобы занять место Константинопольского Патриархата в семье Поместных Православных Церквей.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

С XIV в. в Далмации стало увеличиваться число правосл. сербов, к-рые в церковном отношении подчинялись Дабро-Босанской епархии . В 1647 г. архиеп. Бернардо Флорио (1642-1656) с целью привлечь сербов в католичество разрешил совершать богослужения и на церковнослав. языке. При архиеп. Теодоре Бальби (1656-1669) и при поддержке Венеции в З. в 1659 г. открылась семинария «Seminarium Florianum» (в честь архиеп. Бернардо) с преподаванием на лат. языке. В 1688 г. правосл. население было подчинено униат. архиепископу Филадельфийскому, поэтому архиеп. Иоанн Парцаги просил Конгрегацию пропаганды веры Римской курии прислать миссионеров для проповеди среди сербов ( Н. Римокатоличка црква и хрватство: Од илирске uдeje до великохрватске peaлuзaцuje: 1453-1941. Београд, 1977. С. 63). В 1729 г. архиеп. Вицко Змаевич (1713-1745) получил разрешение папы Римского Бенедикта XIII на строительство хорват. семинарии (открылась 1 мая 1748). Далматинские сербы боролись с навязыванием унии и стремились иметь правосл. епископа, но официально Далматинская епархия с кафедрой в Шибенике была основана только в 1808 г. В начале австр. периода из-за прекращения финансирования Венецией была закрыта лат. семинария «Seminarium Florianum», а хорват. семинария в 1821 г. была преобразована по образцу австр. учебных заведений (в 1831 хорватский был заменен лат. языком и школа получила название «Seminarium theologicum latinum»). В 1828 г. папа Римский Лев XII даровал архиеп. Иосипу титул митрополита всей Далмации, а кафедры в Сплите и Дубровнике понизил до ранга епископий. В 1839 г. архиеп. Иосип открыл хорват. семинарию, а 18 авг. 1867 г. архиеп. Петар Дуям Маупас (1862-1891) - лат. семинарию. В 1897 г. в З. была основана хорват. гимназия. В 1910 г. за активную поддержку движения за хорват. возрождение австр. власти сняли с кафедры архиеп. Матея Дуяма Дворника. После передачи города Италии Задарский диоцез оказался на территории 2 гос-в: сам город и 4% территории епархии - в Италии, остальная часть - в Хорватии.

http://pravenc.ru/text/182465.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010