117. Moshin V., Sv. patrijarkh Kalist i Srpska tsrkva. Glasnik Srpske pravoslavné tsrkve. Belgrad, 1946. 118. Müller L., Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen. In: Slavistische Studienbücher, II, 1962. 119. Müller L., Zum Problem des hierarchischen Status und der Jurisdiktionellen Abhängigkeit der russischen Kirche vor 1039, Köln–Braunsfeld, 1959. 120. Nicol D. M., The abdication of John VI Cantacuzenos. Poly–chordia, (Festschrift F. Dölger), Amsterdam, 1967. 121. Nicol D. M., The Byzantine Church and Hellenic learning in the 14th century, V, ed. G. J. Gumming, Leiden, 1969. 122. Nicol D. M., Byzantine requests for an ecumenical council in the 14th century. In: Annuarium Historiae Conciliorum, 1, 1969. 123. Nicol D. M., Church and Society in the last centuries of Byzantium. Cambridge, 1979. 124. Nicol D. M., The Confessions of a bogus Patriarch: Paul Tagaris Palaiologos, Orthodox Patriarch of Jerusalem and Catholic Patriarch of Constantinople in the 14th century, Journal of Ecclesiactical History, XXI, 1970. 125. Nicol D. M., The last Centuries of Byzantium. 1261–1453. London, 1972. 126. Nystazopoulou Μ., iv τη ταυρικη Χερσονσω iróXis ΣουγδααΒ πα του ΙΓ μχρι, του IE aiooiOS, p. 30–31, Athens, 1965. 127. Obolensky D., Byzance et la Russie de Kiev. In: Messager de l " Exarchat du Patriarche russe en Europe occidentale, XXIX, Paris, 1959. 128. Obolensky D., A Byzantine Grand Embassy to Russia in 1400. Byzantine and Modern Greek Studies, 4, 1978. 129. Obolensky D., Byzantium, Kiev and Moscow: a Study of Ecclesiastical Relations. DOP, XI, 1957. 130. Obolensky D., The Byzantine Commonwealth. London, 1971, (repr. Crestwood, 4, 1985). 131. Obolensky D., The Cyrillo–Methodian Heritage in Russia, DOP, XIX, Washington, 1941. 132. Obolensky D., Late Byzantine Culture and the Slavs: a Study in Acculturation. XV Congrès International d " Études byzantines. Rapports and co–rapports. Athens, 1976. 133. Obolensky D., A Late 14th century Diplomat, Michael, archbishop of Bethlehem, Paris, 1979.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

«…13 июня 1918 г. в окрестностях пос. Мотовилиха Пермской области были убиты Великий Князь Михаил Александрович (Романов Михаил Александрович), 1878 г. рождения) и Джонсон Брайан (Николай Николаевич) — год и место рождения не установлены — секретарь Романова Михаила Александровича. Умышленное убийство, то есть преступление, предусмотренное ст. 1453 Свода законов уголовных Российской империи, совершили: 1. Иванченко Василий Алексеевич (1874–1938) — мотовилихинский рабочий, член РСДРП с 1902 г., большевик. С июня 1917 г. член исполкома Мотовилихинского Совдепа, с 1918 г. депутат Пермского горсовета, комиссар Перми и начальник городской милиции. 2. Марков Андрей Васильевич (1882–1965) — мотовилихинский рабочий, член РСДРП с 1906 г., большевик. С установлением Советской власти в Перми — комиссар по национализации и управлению культурно-просветительными учреждениями, член Мотовилихинского ревкома и Пермской губчека. 3. Жужгов Николай Васильевич (1879–1941) — мотовилихинский рабочий, член РСДРП с 1902 г., большевик. В годы первой русской революции — боевик. В 1918 г. помощник начальника милиции Мотовилихи, член Пермской губчека. 4. Мясников Гавриил Ильич (1889–1946) — профессиональный революционер, мотовилихинский рабочий, член РСДРП(б) с 1906 г., в 1917–1921 гг. на руководящей советской и партийной работе в Мотовилихе и Перми — председатель Мотовилихинского райкома партии, член окружного комитета партии, член губисполкома, зам. председателя Пермской губчека. Член ЦИК. 5. Малков Павел Иванович (1892–1956) — член РСДРП(б) с марта 1917 г., член Мотовилихинского Совдепа, возглавлял цеховую партийную организацию, входил в Пермский общегородской партийный комитет. Один из организаторов и руководителей Красной гвардии. С марта 1918 г. член коллегии Пермской губчека, с августа — ее председатель. 6. Дрокин Владимир Александрович (1893–1938) — мотовилихинский рабочий, член РСДРП(б) с 1912 г., заместитель начальника городской милиции г. Перми. 7. Колпащиков Иван Федорович (годы жизни не установлены) — мотовилихинский рабочий, красногвардеец.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/15/...

206. Τσακνας Δ. Η κοινωνιολογα του Κοσμ Αιτωλυ.//Ηπειρτικη Εστα. Τευχ. 81 (1959), με συνχεια 82 (1959), τευχ. 87 (1959). 207. Τσιλιγιννη Κ. Τουρκοκρατομενη Αρτα και κλρος. Αρτα, 1992. 208. Φαλτιτς Κ. Ο Αγιος Κοσμς Αιτωλς εις το στμα του Ηπειρτικου λαο. Αθναι, 1929. 209. Φραγκσκου Ε. «“Αρατος Πλεμος» (1796) – “Γυμνσματα Πνευματικ» (1800). Η πατρτητα των “μεταφρσεων τιυ Νικοδμου Αγιορετη».//Περιοδ. «Ο Ερανιστς». τος ΚΕ’ (ΛΑ’). Τομ 19/1993. Σ. 102–135. 210. Χαλκντρου Π. Κοσμς ο Αιτωλς και η συνωμοσα σιωπς εναντον των κοτσαμπσιδων και του πατριαρχεου.//Εφ. Ελυθερος. 3 Σεπτ. 1961. 211. Χατζοπολου Κ. Ελληνικ Σχολεα στην περοδο της Οθωμανικς κυριαρχας (1453–1821). Θεσσαλονκη, 1991. 212. Χριστοπολου Π. Τα λεψανα και το μοναστρι Κοσμ του Αιτωλο στο Κολικντασι της Μουζακας.//Σναξις Ευγνιος Αιτωλς και η εποχ του. Καρπενσιον, 12–14 Οκτωβρου 1984. Αθνα, 1986. 213. Χριστοπολου Τ. Βλαχαβαοι (μια δυναστεα κλεφταρματολν της Θεσσαλας) Δελτον της εν Αθναις ιστορικς κα λαογραφικης εταιρεας των Θεσσαλν. Αθνα, 1971. 214. Clogg R. “Anti-Clericalism in Pre-Independence Greece 1750–1821».//in D. Bakered. The Orthodox Churches and the West. Oxford, 1676. 215. Clogg R. Korais and England.//Πρακτικ του Συνεδρου Κορας και Χος. Τμος’ 1. Αθνα, 1984. 216. Grumel. V. Nicodeme L’ Agiorite.//Dictionnaire de Theologie Catholique. Vol. 11. 1931. 217. Demos R. The Neo Hellenic Enlightenment (1750–1821).//Journal of the History of Ideas. Volume 19. Issue 4 (Oct 1958). 218. Economidis D. Nicodim Aghioritul.//Biserica Orthodoxa Romana. 1–2 (1941). P. 61–68. 219. Henderson G. The revival of Greek thought 1620–1830. Albany, 1970. 220. Makrides V. Science and the Orthodox Church in 18th and early 19th century Greece: Sociological Considerations.//Balkan studies 29 (1989). 221. Nicol Donald Mac Gillivray. Byzantine and modern Greek studie. Essays presented to Sir Steven Runciman. Oxford, 1978. 222. Papoulidis. C. Portee oecumenique du renouveau monastique au XVIII-e siecle dans l’ Eglise Ortodoxe.//Balcan studies (1909). Θεσσαλονκη.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

824 Seidlmayer М. Die Anfange des grossen Abendlandischen Scbismas. Munster, 1940. S. 8–18; From the High Middle Ages to the Eve of the Reformation. P. 401406 (K.A. Fink); Ullmann W. The Origins of the Great Schism. London, 1948. 827 Ullmann W. The Origins of the Great Schism (Римская линия: Урбан VI (13781389), Бонифаций IX (1389–1404), Иннокентий VII (1404–1406), Григорий XII (1406–1415)). 831 Ср.: Ozment S.E. The Age of Reform. P. 155–164; образцовая обобщающая работа: Black A. The Conciliar Movement//The Cambridge History of Medieval Political Thought/Bums J.H., ed. Cambridge, 1985. P. 573–587. 833 Yannaras С. Elements of Faith: An Introduction to Orthodox Theology. Edinburgh, 1991. P. 144 [Яннарас X. Вера Церкви: введение в православное богословие. М., 1992. С. 203]. 834 См.: L’Eglise au temps du Grand Schisme… Pt. 1. P. 67 (E. Delaruelle). О роли университетов в расколе прежде всего см.: Swanson R.N. Universities, Academics and the Great Schism. Cambridge, 1979. 835 Epistola concordiae: Literarische Polemik zu Beginn des grossen Abendlandischen Schismas/Hrsg. von Bliemetzrieder F. Vienna, 1910. S. 127; см. также: Jacob E.F. Essays in the Conciliar Epoch. P. 9. 837 Morrall J.B. Gerson and the Great Schism. Manchester, 1960; Pascoe L.B. Jean Gerson, Principles of Church Reform. Leyden, 1973. 838 Vincke J. Acta concilii Pisani//Romische Quartalschrift. 1941. Bd. 46. S. 81331; Crowder C.M.D. Unity, Heresy and Reform… P. 58–65 6). 840 Англ. пер. записки Пьера д’Альи собору см.: Crowder C.M.D. Unity, Heresy and Reform… P. 51–55 4); Oakley F. The Propositiones Utiles of Pierre d’Ailly: An Epitome of Conciliar Theory//Church History 29 (1960). P. 398403; см. также библиографический очерк: Oakley F. The Western Church in the Later Middle Ages. P. 301–312. 841 По мнению Дж. Джилля (Gill J. The Council of Florence. Cambridge, 1959. P. 17), Пизанский собор был созван независимо от обоих претендентов на папский престол и «согласно с вековой традицией Церкви, каноническим правом и католической верой, находящейся под всеобщей юрисдикцией папы». Ср. совершенно иную оценку: From the High Middle Ages to the Eve of the Reformation. P. 423 (K.A. Fink).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Leipzig, 1941. Beck E. Die russische Kirchë Ihre Geschichte, Lehre und Liturgie. 2 ed. Buhl i. Baden, 1926. Benz E. Geist und Leben der Ostkirche. 7 Ed. Hamburg, 1957 (Rowohlts deutsche Enzyklopadie. 40). Beth K. Die orientalische Christenheit der Mittelmeerlander. B., 1902. Boulgakoff S. The Orthodox Church. London, 1935. Boulgakoff S. L’Orthodoxie. Paris, 1932; 2 ed. 1958. Boulgakoff S. Die Wesensart der russischen Kirche//IKZ. 1939. Bratsiotis P. Die Grundprinzipien und Hauptmerkmale der orthodoxen Kirche//Kyrios. 1936. Bd 1. Der christliche Osten. Geist und Gestalt Hrsg. von J. Tyciak, G. Wunderle und P. Werhun. Regensburg, 1939. Fortescue A. The Orthodox Eastern Church. London, 1916. 3 ed. 1920. Ga? W. Symbolik der griechischen Kirche. B., 1872. Gavin Fr. Some Aspects of Greek Orthodox Thought. London, 1923. Heiler F. Urkirche und Ostkirche. Munchen, 1937. Holl K. Gesammelte Aufsatze zur Kirchengeschichte. Bd 2: Der Osten. Tubingen, 1928. Janin R. Les Eglises orientales et les rites orientaux. Paris, 1922. 2 ed. 1926; 3 ed. 1956. Karsawin L. Das Wesen der russischen Orthodoxie//Osteuropa. 19251926. Bd 1. Kartasev A. V. Die orthodoxe Kirche des Ostens: Ein geschichtliches Gesamtbild//Kyrios. 1936. Bd 1. Kattenbusch F. Lehrbuch der vergleichenden Konfessionskunde. Bd 1: Die orthodox-anatolische Kirche. Freiburg i Br., 1892. Kirche, Staat und Mensch. Russisch-orthodoxe Studien. Genf, 1937 (Kirche und Welt. Studien und Dokumente « Hrsg. von der Forschungsabteilung des oekumenischen Rates fur praktisches Christentum. Bd 2). Kyriakos A. D. Geschichte der orientalischen Kirchen von 1453 bis 1898 Ubersetzt von E. Rausch. Leipzig, 1902. Libri symbolici Ecclesiae orientalis Hrsg. von E. Kimmel. 1843 (2 ed. Monumenta fidei Ecclesiae orientalis » Hrsg. von H. Weissenborn. 1850). Loofs Fr. Symbolik oder christlische Konfessionkunde. Tubingen, 1902. Bd 1. Michel A. Die Kaisergewalt in der Ostkirche (843–1204)//OS. 1954. Bd 3. Mihalcescu J. Die Bekenntnisse und die wichtigsten Glaubenszeugnisse der griechisch-orientalischen Kirche im Originaltext.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

В учредительной скупщине позицию католической клерикальной группы отстаивали А.Корошец, К.Шегвич, Я.Шимрак, Я.Пашалич, В.Дежелич, Б.Раич, И.Этерович,А.Госар, Й.Хохнец и др. Лидер Словенской народной партии А.Корошец выражал протест против ст.ст.12, 13 проекта Конституции, в которых говорилось о злоупотреблениях Римско-католической Церковью политической деятельностью и регулировании сообщения епископата с Римским папой. Доктрина Корошеца заключалась в том, что Церковь не является некоей абстракцией, она – основа жизни и по своей природе должна заниматься политикой. Статьи Конституции, ограничивающие политическую деятельность Церкви, вождь СЛС призвал расценивать как «акт нетерпимости и ненависти в отношении Римско-католической Церкви, противный духу демократии и свободы» . Конференция югославянского епископата, состоявшаяся в Загребе в конце апреля – начале мая 1921 года и совещание духовенства, объединенного в организации «Солидарность священников» расценили статьи проекта как «подрывающие фундаментальный догмат Католической Церкви: ее свободу и полную независимость от государства в образовании и религиозном воспитании народа». В случае принятия подобного проекта Конституции католический клир отказывался подчиняться государству . Таким образом, под давлением изменившихся геополитических условий (военного поражения Австро-Венгрии и Германии и итальянской оккупации части югославянских территорий) католические прелаты поддержали идею создания нового государства. Им удалось приспособиться к новой ситуации и использовать демократические принципы, заложенные в основу создания Югославии, в своих интересах: они приняли активное участие в формировании органов власти и заняли влиятельную позицию в политической структуре Королевства СХС. Цели католического клерикализма продолжали реализовываться и в Югославии. Католические школы воспитывали поколения подрастающих католиков и создавали основу для построения мононационального хорватского общества. Novak V. Magnum Crimen: Pola veka klerikalizma u Hrvatskoj. Beograd, 1986. S. 47. Zivojinovic D., Lucic D. Varvarstvo u ime Hristovo: Prilozi za Magnum Crimen. Beograd, 1988. S. 199. Culinovic F. Drzavnopravna historija jugoslavenskih zemalja XIX i XX vijeka. Zagreb, 1954. Knj. 2. S. 271-274. Sisic F. Dokumenti o postanku kraljevine Srba, Hrvata i Slovenaca 1914-1919. Zagreb, 1920. S. 94-96. Цит. по: Zutic N. Kraljevina Jugoslavija i Vatikan: Odnos jugoslovenske drzave i Rimske crkve 1918-1935. Beograd, 1994. S. 17. Жутич Н. Римокатоличка црква и хрватство од илирске до великохрватске 1453–1941. Београд, 1997. С. 156. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5290.html

Лит.: Aymon J. Monuments authentiques de la religion des grecs et de la fausseté de plusieurs confessions de foi des chretiens orientaux. La Haye, 1708; Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви. К., 1872. T. 1; Арсений (Брянцев), архим. Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви. Симферополь, 18812; Овсянников Е. М., свящ. Кирилл Лукарис и его борьба с римско-католической пропагандой на Востоке. Новочеркасск, 1903; Βαλνος Δ. Η ομολογα Κυρλλου το Λουκρεως. Αθναι, 1906; Hofmann G. Griechische Patriarchen und römische Päpste: Untersuchungen und Texte. Bd. 2. Tl. 1: Patriarch Kyrillos Lukaris und die römische Kirche. R., 1929. (OrChr; 15/1); idem. Patriarch Kyrillos Lukaris: Einfluss abendländischer Schriften auf seine Predigten//OCP. 1941. Vol. 7. P. 250-265; Michaelides G. P. The Greek Orthodox Position on the Confession of Cyril Lucaris//Church History. Chicago, 1943. Vol. 12. N 2. P. 118-129; Rozemond K. Notes marginales de Cyrille Lucar dans un exemplaire du grand catechisme de Bellarmin. La Haye, 1963; Hering G. Ökumenisches Patriarchat und europäische Politik, 1620-1638. Wiesbaden, 1968. (Veröff. des Inst. f. Europäische Geschichte Mainz; 45); idem. Οικουμενικ Πατριαρχεο και ευροπακ πολιτικ 1620-1638. Αθνα, 1992; Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Camb., 1968. P. 259-288, passim; Καρμρης Ι. Ν. Τ δογματικ κα Συμβολικ Μνημεα. 19682. Τ. 2; Rozemond K., ed. Cyrille Lucar. Sermons, 1598-1602. Leiden, 1974; Hotz R. Ein «calvinistischer» Patriarch von Konstantinopel. Zürich, 1984; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 163-180, passim; Флоря Б. Н. К истории установления политических связей между рус. правительством и высшим греч. духовенством (на примере К-польской патриархии)//Связи России с народами Балканского п-ва. М., 1990. С. 8-42; Асташин В. В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис о положении греческой Церкви в первой трети XVII в.//Мир православия. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 73-86; он же. Константинопольский патриархат в международных отношениях первой трети XVII в.: Дис./Волгоградский гос. ун-т. Волгоград, 2001; он же. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис в переписке Гуго Гроция и Йоханнеса Уитенбогарта (из истории взаимоотношения христианских Церквей в первой трети XVII в.)//Христианство в регионах мира. СПб., 2008. Вып. 2. С. 90-102; Todt K.-P. Kyrillos Lukaris//TByz. 2002. Vol. 2. P. 617-651; Лебедев А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 г.) до наст. времени. М., 20042. 2 т.; Бернацкий М. М. Канонизация патриарха Кирилла I Лукариса и Иерусалимский Собор 1672 г.//БТ. 2013. Вып. 45. C. 325-330.

http://pravenc.ru/text/1840363.html

Собор святого Георгия в Стамбуле (Константинополе) Собор святого Георгия в Константинополе – с 1602 года резиденция Константинопольского Патриарха. Этот храм расположен в Стамбульском районе Фанар. После падения Константинополя в 1453 году крупным центром православной жизни в городе стал район Фанар. В 1602 году Патриарх Константинопольский Матфей II избрал своей новой резиденцией собор святого Георгия. После этого церковь несколько раз перестраивали, и от ее первоначального вида почти ничего не осталось. При Патриархе Тимофее II в 1614 году собор перестроили и расширили. При Каллинике II вновь проведена реконструкция. В начале XVIII века (год точно не известен) в соборе произошел сильный пожар. В 1720 году Патриарх Иеремия III начал реставрационные работы, которые продолжились и при Патриархе Паисии II. Новый крупный пожар в 1738 году нанес серьезный ущерб церкви святого Георгия. Только в 1797 году Патриарх Григорий V начал реставрационные работы. В результате этого ремонта церковь приобрела свой нынешний вид. Патриарх Григорий VI (1835–1840) внес новые изменения в собор и увеличил его высоту. Вход был облицован мрамором. Последняя крупная реконструкция церкви проведена Патриархом Иоакимом III (1878–1912). В 1941 году церковь снова серьезно пострадала при пожаре и по политическим причинам не восстанавливалась до 1991 года. Сегодня церковь существует на основе пожертвований православных христиан из других стран. Собор является относительно небольшим строением с простым фасадом – он представляет собой трехнефную базилику. Внутреннее убранство собора святого Георгия очень богато – многоярусный золоченый резной иконостас, на завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха – двуглавый орел. В храме установлены стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках. В храме святого Георгия находятся многочисленные святыни. Монастырь святого Георгия Аль-Хумайра Монастырь святого Георгия находится в «Вади Ан-Надара», или аллее христиан, в районе Тал-калах, в 65 километрах от Хомса в Сирии и на древней римской дороге, соединяющей прибрежные города с востоком, между Хомсом и Триполи и вблизи известного замка Крак де Шевалье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1912. Vol. 15. P. 322-332; Halecki O. Un empereur de Byzance à Rome: Vingt ans travail pour l " union des églises et pour défense de l " empire d " Orient: 1355-1373. Warsz., 1930; Andreeva M. A. Zur Reise Manuels II. Palaiologos nach Westeuropa//BZ. 1934. Bd. 34. S. 37-47, 351; Loenertz R. J. Manuel Paléologos et Demetius Cydones: Remarques sur leurs correspondances//EO. 1937. T. 36. P. 271-287, 474-487; 1938. T. 37. P. 107-129; idem. L " éxil de Manuel II Paléologos à Lemnos 1387-1389//OCP. 1972. T. 38. P. 116-140; Charanis P. Internal Strife at Byzantium in the XIVth Cent.//Byz. 1940/1941. T. 15. P. 208-230; idem. The Strife among the Palaeologi and the Ottoman Turks, 1370-1402//Byz. 1942/1943. T. 16. P. 286-314; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 747-749; Dennis G. T. The Reign of Manuel II Palaeologus in Thessalonica, 1382-1387. R., 1960; idem. The Byzantine-Turkish Treaty of 1403//OCP. 1967. Vol. 33. N 1. P. 72-88; Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453. Amst., 1962; Wirth P. Die Haltung Kaisers Joannes " V. bei den Verhandlungen mit König Ludwig I von Ungarn zu Buda im Jahre 1366//BZ. 1963. Bd. 56. S. 271-272; История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 164-175; Schreiner P. Hochzeit und Krönung Kaiser Manuels II. im Jahre 1392//BZ. 1967. Bd. 60. H. 1. S. 70-85; Barker J. W. Manuel II Palaeologus (1391-1425): A Study in Late Byzantine Statesmanship. New Brunswick (N. J.), 1969; Vryonis S. Byzantine Attitudes toward Islam during the Late Middle Ages//GRBS. 1971. Vol. 12. N 2. P. 263-286; Nicol D. M. A Byzantine Emperor in England: Manuel II " s Visit to London in 1400-1401// Idem. Byzantium: Its Ecclesiastical History and Relations with the Western World. L., 1972. Pt. 10. P. 204-225; idem. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 19932; Zachariadou E. Manuel II Palaeologos on the Strife between Bayezid I and Kadi Burhan al-din Ahmad// Eadem. Romania and the Turks (c. 1300 - c. 1500). L., 1985. Pt. 4. P. 471-481; PLP, N 21513; ODB.

http://pravenc.ru/text/2561896.html

1446 Freiburg im Br., 1941. Этот том трудно найти. За исключением случаев, когда нужно было проверить важные места, я использовал французский перевод: Liturgie Cosmique. Paris, 1947. Далее – KL t с указанием номеров страниц немецкого и французского издания. 1447 Rome, 1955. Далее – ЕЛ. Я ссылаюсь также на мои работы: An Annotated Date-List of the Works of Maximus the Confessor. Rome, 1952, далее – Date-List, St. Maximus the Confessor: The Ascetical Lifë The Four Centuries on Charity. Westminster, Maryland and London, 1955, далее – AL. 1448 AL. P. 53; EA. P. 106–109 (см. в настоящем изд.: Гл. II. Раздел «Ранние случаи использования триад у Максима». – Прим. перев.); рассмотрение Логоса в ЕА. Р. 168–180 (в наст, издании см.: Гл. IV. – Прим. перев.) ограничено его использованием в отвержении Эннады. 1449 Jaeger W. Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssaand acarius. Leiden, 1954. P. 120. 1453 GC. Р. 8. Этот кризис фон Бальтазар хотел бы также локализировать по его месту (см.: GC. Р. 155; KL. Р. 42/40). Я считаю, что такая локализация невозможна. См. Date-List. N. 76, 19,37,44. 1454 GC. P. 24; ср. ЕА. Р. 93,109 (в наст. изд. см. соответственно: Гл. I. Раздел В «Фундаментальное опровержение» и Гл. II. Раздел «Параллельные триады». – Прим. перев.). 1457 GC. Р. 106: Die platonische Philosophie der Partizipation erlaubt hier keinen eindeutigen Trennungsstrich. In diese janusshafte Uberganszone wird die Sophiologie ihr Problem stellen». Ссылка на софиологию здесь не случайна; она встречается снова в GC. Р. 25,80; KL. Р. 173/136. 1458 GC. Р. 102, 108. Я не признал это последнее утверждение обоснованным, см.: Date-List. N. 37; AL. Р. 9 и ЕЛ. Р. 106 (в наст. изд. см.: Гл. II. Раздел «Ранние случаи использования триад у Максима». – Прим. перев.). 1461 KL. Р. 123/120; ср.: ЕЛ. Р. 178 (в наст. изд. см.: Гл. IV. Раздел «Современные толкования». – Прим. перев.). 1463 Ср.: Florovsky G. Origen, Eusebius, and the Iconoclastic Controversy//Church History. 19,1950. P. 77–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010