Уроки истории Концентрация войск в 1452 г. перед решающей битвой. Зелёный цвет - территория Оттоманской Империи, фиолетовый - остатки Византийской Империи. Синими стрелками обозначены передвижения войск христиан, оранжевыми - передвижения и направления ударов турок. Схема из книги David Nicolle «Constantinople 1453: The end of Byzantium». 30 января на телеканале «Россия» состоялся показ документального фильма «Гибель империи. Византийский урок». В центре внимания автора фильма – настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) – падение могущественной некогда Византийской империи и его причины. Автор-ведущий подробно останавливается на каждой из них, вводя зрителя в контекст исторической эпохи. При этом о. Тихон сознательно оперирует терминами и понятиями современной нам действительности, можно сказать, современным русским языком излагая события далекого прошлого. Однако с помощью избранного повествовательного приема автор фильма достигает своей главной цели – сквозь призму минувших трагических дней духовно близкой нам культуры высветить проблемы дня нынешнего и грядущего. Необходимо отметить, что слово «Россия» по ходу повествования не произносится ни разу, и тем не менее фильм этот именно о нас. Конечно, каждое историческое событие неповторимо и уникально по своей сути. История, в отличие от физики, наука о неповторяющихся явлениях. Но аналогии в историческом развитии поздней Византии и современной России очевидны, не замечать и игнорировать их просто невозможно. В этом плане опыт Византии имеет для нас колоссальное значение. Представляется весьма полезным соизмерять свои поступки и деяния с реакцией на типологически схожие события граждан духовно родственного нам государства, ставшего уже частью истории. Вот лишь основные опасности, которым подверглась Византия и с которыми не сумела справиться. Разрушение «вертикали» власти. Чехарда на императорском троне, частая смена властителей, которые не успевали еще погрузиться в бурный водоворот внешней и внутренней политики государства, как уже были свергнуты конкурентами, чей императорский век был столь же короток. Подобная картина, к слову, очень напоминает Римскую империю эпохи упадка, когда властители некогда могущественного государства сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой.

http://pravoslavie.ru/1254.html

Скачать epub pdf 75. Дмитрий Юрьевич (Георгиевич), прозванием Шемяка, князь галицкий сын Юрия Дмитриевича, князя звенигородского и галицкого (см. 194), от брака с Анастасией Юрьевной, княжной смоленской. Родился в Звенигороде около 1403 г.; поссорившись с великим князем Василием III (см. 44), двоюродным братом своим, на свадебном пиру последнего, воевал против него и победоносно вступил с отцом в Москву, из которой после собственноручного, обще с братом Василием Косым, убийства отцовского боярина (Морозова) бежал от гнева родительского в Галич, а потом с тем же Василием Косым разбил великокняжеские полки на р. Куси в 1433 г.; по соединении с отцом на Белоозере участвовал в разбитии самого великого князя в пределах области Ростовской, и снова вступил с отцом в Москву, откуда по смерти отца выгнал своего же брата Василия Косого, за что получил от великого князя Углич и Ржев и 1434 г.; вероломно схвачен, закован и послан в Коломну великим князем, которого приехал звать к себе на свадьбу, но, по ослеплении Василием III старшего Юрьевича – Василия Косого, освобожден и отпущен в свой удел в 1436 г.; быв послан выгнать из Белева татарского царя Ахмета, там засевшего, сам со всею предводимою им ратью бежал оттуда, поражаемый вслед, в 1439 г.; возобновил дружественный договор с великим князем в 1440 г.; по слухам о приближении рати московской к Угличу, бежал в Новгород, собрал там дружину, с нею внезапно подступил к Москве, но опять примирился с великим князем в 1441 г.; ходил в полках московских к Нижнему и Мурому, на Улу-Махмета, царя казанского, а по взятии великого князя в плен татарами вел с ними же переговоры о вокняжении себя на место Василия III в 1445 г.; увидев Василия освобожденным из плена, схватил его в Троице-Сергиевом монастыре, ослепил 16 февраля в Москве, отправил в Углич, потом в Вологду, и объявил себя великим князем, но, вскоре же, должен был выступить против Василия, друзья которого искусно захватили Москву без боя ночью на 25 декабря 1446 г.; вынужденный бежать в Галич, Чухлому, Каргополь, молил о прощении и, получив его, клялся страшными клятвами в верности Василию в 1447 г.; внезапно осадил Кострому, но отражен верными Москве воеводами в 1449 г.; наголову разбит самим Василием в последней междоусобной битве князей русских под Галичем 27 января и бежал к новгородцам, с помощью которых взял Устюг 23 июня 1450 г.; угрожаемый Василием и на Устюге, бежал далее, в область Двинскую, откуда с трудом пробрался в Новгород в 1452 г., и тут, отравленный московскими подсыльными, умер 18 июля 1453 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

И сказал ему: „разве каким-нибудь образом может быть, чтобы старый человек снова вошёл в утробу матери своей и снова явился на свет ( Ин.3:4 )”? И сверх того утроба матери чрез рождение его сделалась нечистой по закону, как и произведённый его человек. И Господь не оставил, его в этом недоумении, 1452 но дал ему ясное учение, говоря: „если кто не родится от воды и Духа, не можете войти в царство небесное ( Ин.3:5 )”. Кто хотел понять, тот мог из этих предложенных ему слов и из этого примера заключить, что плоть нуждается в погружении в воды с сообщением Духа. „Рождённый от плоти есть плоть, и рождённый от Духа есть дух ( Ин.3:6 ): поскольку наставлял его в вере, то говорит, что —243— рождение плоти видимо, рождение же крещения есть дух, то есть, невидимо. „Если, – говорит, – будете иметь веру с горчичное зерно и скажете этой горе: передвинься, и передвинется ( Мф.17:20 )“. И ещё: „всё, чего ни попросите от Бога в молитвах ваших с верою, дам вам ( Мф.21:22 )“. Когда это было поставлено им на вид, то они сказали ему: „умножь нам веру ( Лк.17:5 )“. Змей, ужалив в раю Адама, умертвил (его) и погубил Израильтян в лагере. „И как Моисей вознёс змия в пустыне, так должно быть вознесену Сыну человеческому ( Ин.3:14 )“, потому что, как посредством того изображения, какое Моисей прибил к кресту, смотревшие на него телесно, были освобождены телесно и остались живыми, так спасённые пригвождённым телом Христа, висящего на кресте, пребывают живы те, кои с верой взирают на Него. Чрез страдания, коих змей не мог испытывать по природе своей, было указано, что на кресте пострадает Тот, Кто по Своей природе не умирает. „В этом судье грешнике ( Лк.18:1–8 )“ сколь велика была неправда и злобность? Или в этом судье праведном сколь велики были милосердие и правда? Но своей неправде не хотел защитить вдовы и по своей злобности не хотел позаботиться о покое её. Правда же Божия умеет взыскивать и милосердие Его готово оживотворять и согревать. Итак, неправедность сего судьи противоположна правде Божей и его отвратительная злобность противоречит сладостному милосердию Божию. И жестока была неправда его, так как он осмелился отступить от страха Божия, и велико было бесстыдство его, ибо он презирал уважение к лю-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дорогостоящий пушной зверь был выбит. Только на юго-востоке Подмосковья сохранилась менее ценная белка. В первой четверти XV в. в последний раз в Подмосковье упоминаются бобры (на реке Воре). Поэтому зоркий наблюдатель начала XVI в. Сигизмунд Герберштейн писал, что «в Московской области нет... зверей (за исключением, однако, зайцев)». Наиболее значительные места ловли рыбы располагались по крупным рекам, особенно по Волге, Шексне, Мологе, Двине, а также на озерах — Белоозере, Переславском, Ростовском, Галицком и др. Разве только бортные угодья получили распространение и в Московском крае. Но мед, собиравшийся здесь, шел не на вывоз, а на изготовление напитков. Пили на Москве всегда много. В 1433 г. москвичи умудрились пропить великое княжение, а в 1445 г. — и самого великого князя, попавшего с перепою в татарский полон. Воевать без вооружения нельзя. Меч, кольчуга, щит, шелом, копье и сабля — это прежде всего железо. В Северо-Восточной Руси было три более или менее значительных места, богатых запасами болотной руды. Это — Серпухов, Белоозеро и Устюжна Железопольская. Спасибо, что белозерский князь Михаил Андреевич и серпуховской князь Василий Ярославич принадлежали к числу союзников Василия II, а то бы великому князю пришлось совсем туго. Ведь запасов железной руды в пределах самого Московского княжества не было. П.П. Смирнов полагал, что основу подъема экономики в Московском княжестве составлял переход к трехполью при употреблении сохи-косули. Начало вытеснения подсечной системы земледелия паровой (с трехпольным оборотом) он относил к первой половине XIV в. «Лемех, или соха-косуля, да навоз на крестьянском поле» сделали, по его мнению, Калиту «самым богатым князем в Русской земле». Однако никакой сохи-косули в изучаемое время не было. С рубежа XIII—XIV вв. основным орудием на Руси становится двузубая соха с полицей и без нее. О широком распространении трехполья даже к середине XV в. говорить не приходится. «Ярь», свидетельствующую о наличии трехполья, встречаем в актах Бежецкого (1392—1427 гг.), Дмитровского (1428—1432 гг.), Переславского уездов, в каких-то актах из числа московских, коломенских, костромских, вологодских, владимирских и юрьевских (около 1449—1452 гг.), суздальских (до марта 1459 г.) и московских (до июля 1460 г.). Возможно, третье поле было в деревне Галицкого уезда около 1425—1430 гг. Из приведенных отрывочных сведений нельзя сделать вывода о преимущественном развитии трехполья в Московском княжестве. Основной формой земледелия продолжала оставаться подсека.

http://sedmitza.ru/lib/text/438799/

Песнопение «Kyrie» в Кодексе из Фаэнцы. Нач. XV в. (Faenza. Bibl. Comunale. 117. P. 81) Песнопение «Kyrie» в Кодексе из Фаэнцы. Нач. XV в. (Faenza. Bibl. Comunale. 117. P. 81) Первым источником литургической музыки для О. является Кодекс из Фаэнцы (нач. XV в.) - рукопись, содержащая наряду с интабуляциями (т. е. переложениями для муз. инструмента) светской музыки франц. и итал. авторов полный набор версетов для исполнения alternatim 2 песнопений григорианской мессы «Cunctipotens genitor Deus» - «Kyrie» и «Gloria in excelsis Deo» . Первое подразделялось, согласно общепринятой практике, на 9 секций (5 инструментальных и 4 вокальные); исполнение 2-го следовало схеме из 18 секций (в зависимости от принятых литургических предписаний число секций в «Gloria» исторически колебалось от 12 до 24). Интабуляции светских пьес и обработки григорианских мелодий (преимущественно версеты, предназначенные для песнопений как ординария, так и проприя) соседствуют и в др. важнейшем собрании музыки XV в.- Буксхаймской органной книге (ок. 1470), составление к-рой приписывается мюнхенскому придворному музыканту К. Пауману - автору одного из первых учебных пособий по органной импровизации «Основы игры на органе» (Fundamentum organisandi, 1452). Там же содержатся одиночные пьесы, основанные на мелодиях григорианских гимнов («Pange lingua gloriosi», «Veni creator spiritus»), литургическая функция к-рых не вполне ясна; возможно, они звучали перед исполнением соответствующих песнопений в качестве интонации. С распространением нотопечатания в XVI в. связан количественный рост литургического репертуара. В 1530 г. П. Аттеньян опубликовал сборник органных сочинений ««Magnificat» на восемь тонов с «Te Deum laudamus» и двумя прелюдиями»; годом позже в составе сб. «Табулатура для игры на органе» им были изданы 2 анонимные мессы. Для развития итал. органной музыки большое значение имела публикация 2 книг Дж. Каваццони (1542, 1543): наряду с пьесами в новых имитационно-полифонических жанрах ричеркара и канцоны они содержат наиболее употребительные органные мессы (Missa Apostolorum, Missa Dominicalis, Missa de Beata Virgine), 4 цикла версетов для «Magnificat», а также 12 обработок гимнов. Версеты для ординария этих же месс вошли в 4-ю книгу К. Меруло (1568); собрание также содержит пьесы для Символа веры, однако их связь с мессами неочевидна и неизвестно, при каких условиях подобная музыка вообще могла исполняться. Литургический репертуар А. де Кабесона - классика испан. О. (судя по публикациям 1557 и 1578 гг.), включает в себя помимо версетов для «Kyrie» пьесы для различных гимнов, псалмов и «Magnificat». Тьенто (аналог итал. ричеркара) композитора служили преимущественно дидактическим целям, однако могли исполняться в качестве прелюдий на службе; в соответствии с распространенной практикой исполнитель мог не играть пьесу до конца, а остановиться на одной из многочисленных промежуточных каденций, сообразуясь по времени с ходом богослужения.

http://pravenc.ru/text/2581477.html

Об отце Анатолии школьникам рассказала переводчица Лена — она отдыхала на Рыбинском водохранилище и зашла в прозоровский храм, где служил батюшка. фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов Дети из 64 стран сами пекли пирожные и продавали их на переменах, устраивали командные игры, отправляя денежные призы в «фонд трактора» — «Беларусь» из папье-маше стоял на видном месте в холле. Потом придумали футболки с карикатурой на директора школы — на них уже раскошеливались их родители, выкладывая за детский креатив по 50 тыс. рублей. — У нас так много денег, а нам столько не нужно. Здорово, что мы можем дать их людям, которые в них действительно нуждаются, — говорит ученик Савва об акции с трактором в школьном ролике. В самой школе от официальных комментариев отказались, пояснив, что «ни пиар, ни новые ученики не нужны, а следующие благотворительные акции расписаны уже на два года вперед». Дать удочку, а не рыбку, не просто деньги, а то, чем их можно заработать, — основа западной благотворительности. Год назад с не меньшим пылом и задором дети дипломатов зарабатывали деньги на корову для многодетной русской семьи. Миллион на белорусского «американца» собирали полгода. Так в Прозорово накануне 8 Марта появился новый трактор. «Лучший подарок для всех», — единодушны деревенские жители. Где Русью пахнет — Прозорово — один из тех уголков, где русский дух, где Русью пахнет, — настроен на поэтический лад глава поселения Вячеслав Смирнов. — В шести деревнях уже никто не живет, в десяти — от одного до четырех человек, в остальных еще что-то теплится. В Прозорово есть свой клуб, библиотека и школа-одиннадцатилетка на сотню учеников, до ближайшей железнодорожной станции — 70 км. Всего в поселении 48 населенных пунктов, 1452 человека, 70% населения — от 60 лет и выше. Бывший председатель совхоза Алексей Муранов. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов Туда, где еще «что-то теплится», трасса регулярно чистится за счет местного бюджета, избы топят дровами — газ даже к выборам не обещают, потому что весь район признан бесперспективным.

http://pravoslavie.ru/52300.html

Распростившись весьма любезно с Преосвященным и еще раз пообещав оказать нам всякое содействие во время пребывания в Константинополе, г. посол отбыл на том же каике в Буюк-дере. После отъезда посла, пароход медленно пошел к Константинополю, обгоняя и встречая на каждом шагу пароходы, парусные суда, паровые катера и турецкие каики, режущие в разных направлениях воды Босфора. Оживление на воде становилось все сильнее и сильнее по мере того, как мы подъезжали к древнему городу, колыбели православия – Царь-граду. Переходя с борта на борт, с биноклем в руках, пассажиры торопятся посмотреть на то или другое выдающееся здание на европейском или азиатском берегу и вспоминают совершившиеся здесь события древней и новой истории. За Буюк-дере на европейском берегу показывают Терапию с красивыми дворцами посольств других иностранных государств; далее обращает на себя внимание построенная еще в 1452 г. Магометом 2-м крепость: Румели–гиссар, которую строитель остроумно называл: «Багхаз–Кетчен» – поверни назад. Ранее в этом месте переходили Босфор: Дарий, шедший войной на скифов, и 10 тысяч греков, возвращавшихся из Персии под предводительством Ксенофонта. Далее – виллы богатых турок и дворцы падишаха самой причудливой архитектуры: Долма-Бахче, вверху – Ильдыз Киоск – резиденция султана Абдул-Гамида, Чараган, где заключен бывший султан Мурад. По Босфору пароход идет уже более 1 1 / 2 часа, и быстрая смена новых и новых видов начинает утомлять пассажиров, всем хочется увидать поскорее самый город, про который византийский историк Михаил Дука с пафосом говорил: «о город, город, всем городам голова!» Но город, как бы для того, чтобы усилить впечатление, показывается сразу, лишь только пароход сделает последний поворот. Он обрисовывается во всем своем величии пред зрителем и картина, которой мы любуемся с парохода, не столько красива, сколько эффектна. Босфор разветвляется: один рукав его – Золотой Рог – синей лентой перепоясывает город, отделяя турецкую часть его – Стамбул от европейской – Пера и Галата; другой – греки называют Пропонтидой – впадающий в Мраморное море, омывает южную часть Стамбула, разделяет Европу от Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Переговоры с папой Римским Николаем V также зашли в тупик. Не будучи убеждённым сторонником объединения с Римско-католической Церковью, но видя в союзе с папой единственную возможность отразить турецкую угрозу, Константин старался донести до папы и позицию антиуниатской партии, предлагавшей провести новый Собор в Константинополе, который, в отличие от Ферраро-Флорентийского , действительно имел бы вселенский характер. Однако папа настаивал на необходимости проводить более последовательную и жёсткую униатскую политику, а в качестве обязательного условия оказания какой-либо военной помощи выдвигал восстановление на Константинопольском патриаршем престоле униата Григория III Маммы . Слухи о возможном восстановлении на патриаршей кафедре Григория III и скорой отправке в Константинополь папского легата, который провозгласит решения Ферраро-Флорентийского Собора в храме Святой Софии , делали обстановку в Константинополе ещё более напряжённой. Геннадий Схоларий в послании к Константину от 12 марта 1452 года предупреждал императора об опасностях продолжения проримской политики. Наступление османов на Константинополь началось зимой 1451 - 1452 годов переходом Босфора. В апреле 1452-го они приступили к строительству Румелийской крепости на европейской стороне пролива. Закрепившись на Босфоре, турки планировали создать базу для осады Константинополя, блокировать выход к Чёрному морю и лишить город сборов от прохождения через пролив итальянских кораблей. К этому периоду относятся последние попытки Константина добиться помощи от западных союзников: Венеции , Венгрии , Арагона , генуэзских правителей Хиоса и Рагузы. Также Константин был вынужден продолжить политику сближения с Римом: осенью 1452 года в качестве папского легата в Константинополь прибыл кардинал  Исидор, бывший митрополит Киевский , и в декабре 1452 года, несмотря на противодействие антиуниатов во главе с Геннадием Схоларием, в Святой Софии была совершена служба с поминовением папы и патриарха Григория III Маммы и зачитаны решения объединительного Собора.

http://drevo-info.ru/articles/13680346.h...

Гёфлер еще сообщает другое письмо администраторов пражской утраквистской консистории – под заглавием, «Revocatio Rokyzanae a papa ad Graecos», которое датировано 14 ноября 1452 г. 33 . Но это письмо оказывается тождественным по содержанию с предыдущим и – по предположению Червенки 34 – представляет только стилистическое упражнение какого-нибудь невежественного писца XV в. (с повторением напр. ошибки о патриаршествовании Геннадия в 1452 г.). Всеми вышеуказанными документальными данными и ограничивались до сих пор ученые при разъяснении факта сношений чехов-гуситов с Константинополем в начале второй половины XV в. Переиздаваемый теперь нами исторический памятник восполняет некоторые пробелы, относящиеся к данному факту. В хронологическом порядке он предшествует вышеуказанным историческим документам и относится, как показано в его надписании к 1452 (6960) году, вероятно к началу этого года, а может быть и к концу 1451 г. 35 , потому что самое послание константинопольской церкви к чехам помечено датой 18 января 1451 года XV индикта, т. е. 18 января 1452 года. Поэтому переиздаваемый нами памятник восполняет подробности, на которые сделаны ясные указания в послании константинопольской церкви к чехам и которые относятся ко времени первого пребывания Константина Ангелика или Англика в Константинополе. В нашем памятнике содержится, во 1-х, то исповедание веры, которое устно и потом по требованию письменно предложил собору константинопольской церкви иерей Константин и которое константинопольская церковь в своем послании к чехам назвала «здравым и удобоприемлемым», а во 2-х, в нем содержится и то изложение православной веры, которое предложено было Константину со стороны патриаршего синода константинопольской церкви и которое должен был сообщить чехам их легат, упомянутый иерей Константин, получив при этом известное письменное послание к ним константинопольской церкви с приглашением к церковному общению в единстве православной веры при обещании сделать им «безвредные уступки» касательно обычаев их церкви, «которые исходят из благого основания и самого чистого намерения и одобрение коих послужит» к их «назиданию и не будет противно чести» православной церкви и «истинному о ней общению и послушанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/k-...

К., нашла отражение в датированных 1452 г. 3 «Письмах богемцам» (Epistulae ad Bohemos; крит. изд.: Nicol. Cus. Opera. 2014. Vol. 15. Fasc. 1. P. 53-98; рус. пер. отсутствует), кратких богословских трактатах, содержащих критический разбор основных вероучительных положений гуситов. Формально статус папского легата Н. К. сохранял до весны 1453 г., когда он посетил Рим и отчитался перед папой Римским Николаем V об основных результатах своей деятельности в Германии. После назначения епископом Бриксена Н. К. упорно готовился к прямому вступлению в управление епископством, не собираясь оставаться епископом, правящим через викариев и представителей. При поддержке папы Римского Николая V в марте 1451 г. ему удалось добиться от герц. Сигизмунда и соборного капитула Бриксена признания его назначения в обмен на обещание не нарушать церковные права герцога и капитула; он также заключил соглашение со своим соперником Висмайером, отказавшимся от права быть епископом по избранию капитула (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 781-785. N 1103-1105). Из действий Н. К. после прибытия в Бриксен весной 1452 г. видно, что он поставил перед собой 2 основные задачи: 1) обладая полнотой епископской власти, осуществить в Бриксене тот озвученный в Зальцбурге план реформ, принятия к-рого он не смог добиться в Германии из-за сопротивления местных церковных прелатов, и тем самым превратить Бриксен в своего рода «образцовое» герм. еп-ство (см.: Ibid. Bd. 2. S. 37. N 2531); 2) ослабить зависимость епископа и духовенства от светских властей, вернув в пользование еп-ства принадлежавшие ему некогда замки, земли и др. имущество и установив порядок назначения на церковные должности на строго канонической основе. Работа над реализацией 1-й и 2-й задач уже в скором времени привела к серьезным конфликтам Н. К. и разных слоев местного населения. При решении 1-й задачи противниками Н. К. оказывались мн. представители местного духовенства и особенно монашества, к-рые не желали отказываться от местных порядков ради организации более строгой и более правильной с канонической т. зр. церковной жизни. Решение 2-й задачи первоначально проходило довольно успешно. Так, в дек. 1452 г. имп. Фридрих III подтвердил право еп-ства на владение находившимися на территории еп-ства шахтами, в к-рых добывали соль и руды драгоценных металлов (см.: Ibid. S. 277-278. N 2940). Повышение дохода еп-ства позволяло Н. К. не только возвратить имущество еп-ства из залога, но и начать выкупать заложенную собственность местной знати, увеличивая тем самым земельные владения еп-ства. Усиление еп-ства вызывало неудовольствие у аристократии, однако герц. Сигизмунд первоначально старался поддерживать мирные отношения с Н. К. и даже прибегал к его помощи, занимая значительные денежные суммы. С нач. 1452 по нач. 1453 г. Н. К. удалось инициировать мн. реформы и приобрести в еп-стве нек-рых сторонников, однако его положение в целом оставалось весьма неопределенным (см.: Meuthen. 2010. P. 105-107; Woelki. 2014. S. 27-29).

http://pravenc.ru/text/2566118.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010