1431–1447 Базельский собор 1433–1499 Итальянский философ–гуманист Марсилио Фичино Установление тирании Медичи во Флоренции Начало династии Габсбургов в Германии 1438–1445 Ферраро–Флорентийский церковный собор Ферраро–Флорентийская уния Византии и Рима 1440–1493 Правление германского императора Фридриха III Изобретение книгопечатания в Западной Европе Иоганном Гутенбергом 1445–1510 Итальянский живописец Сандро Боттичелли 1448–1453 Правление последнего византийского императора Константина XII (+29.05.1453) Собор в Лозанне 1450–1536 Один из основоположников реформации во Франции Лефевр д " Этапль 1452–1497 Итальянский монах–проповедник Джироламо Савонарола 1452–1519 Итальянский живописец Леонардо да Винчи 1455–1522 Немецкий филолог гуманист Иоганн Рейхлин 1453 29 мая Падение Византийской империи 1461–1483 Правление французского короля Людовика XI Валуа 1461–1485 Йоркская династия в Англии 1463–1494 Итальянский философ–гуманист Джованни Пико делла Мирандола 1467–1519 Английский гуманист Джон Колет 1469–1492 Правление Лоренцо Великолепного во Флоренции 1469–1527 Итальянский политик и историк Никколо Макиавелли 1469–1536 Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский 1471–1528 Немецкий живописец Альбрехт Дюрер 1473–1543 Польский ученый астроном Николай Коперник 1475–1564 Итальянский скульптор и живописец Микельанджело Буонаротти 1478–1536 Английский гуманист Томас Мор 1483–1520 Итальянский живописец Рафаэль Санти 1483–1546 Основоположник реформации в Германии Мартин Лютер 1484–1531 Один из основоположников реформации в Швейцарии Ульрих Цвингли 1485–1603 Династия Тюдоров в Англии 1488–1523 Немецкий реформатор гуманист Ульрих фон Гуттен 1489–1576 Итальянский живописец Тициан Венчеллио 1490–1525 Основоположник народного направления в германской реформации Томас Мюнцер 1491–1556 Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов Открытие Америки Христофором Колумбом 1493–1519 Правление германского императора Максимилиана I Габсбурга 1494–1498 Флорентийская республика во главе с Савонаролой

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

A Catalogue of the Drawings of Leonardo da Vinci in the Collection of His Majesty the King. Camb., 1935; idem. Leonardo da Vinci: An Account of His Development as an Artist. Camb., 1939 (рус. пер.: Кларк К. Леонардо да Винчи: творческая биография. СПб., 2009); Heydenreich L. H. Leonardo da Vinci. Basel, 1954. 2 Bde; idem. Leonardo: The Last Supper. L., 1974; Pedretti C. Studi Vinciani. Gen., 1957; idem. Note sulla cronologia del «Trattato della pittura» di Leonardo. Mil., 1960; idem. Leonardo da Vinci inedito: 3 saggi. Firenze, 1968; idem. Leonardo da Vinci: A Study in Chronology and Style. L., 1973; idem. Leonardo architetto. Mil., 1978; Зубов В. П. Леонардо да Винчи: 1452-1519. Л.; М., 1962; Gould C. H. M. Leonardo: The Artist and Non-artist. L., 1975; Leonardo da Vinci: Anatomical drawings from the Royal collection, Windsor Castle: Exhibition cat./Introd. by C. Pedretti. L., 1977; Angiolillo M. Leonardo: Feste e teatri. Napoli, 1979; Kemp M. Leonardo da Vinci: The Marvelous Works of Nature and Man. L., 1981; idem. Leonardo. Oxf., 2004; idem. Leonardo da Vinci: Experience, Experiment and Design. L., 2006; Ettinger L. D., Ottino della Chiesa A., ed. The Complete Paintings of Leonardo da Vinci. Harmondsworth; N. Y., 1985; Rossi M., Rovetta A. Il Cenacolo di Leonardo: Cultura domenicana, iconografia eucaristica e tradizione lombarda. Mil., 1988; I leonardeschi: L " eredità di Leonardo in Lombardia. Mil., 1998; Marani P. C. Leonardo: Una carriera di pittore. Mil., 1999; idem. Leonardo da Vinci. N. Y., 2003; Sassoon D. Becoming Mona Lisa: The Making of a Global Icon. N. Y., 2001; Il Genio e le Passioni - Leonardo e il Cenacolo: Precedenti, innovazioni, riflessi di un capolavoro: Cat./A cura di P. C. Marani. Mil., 2001; Rossi M. Disegno storico dell " arte Lombarda. Mil., 2005; Z ö llner F. Leonardo da Vinci, 1452-1519: The Complete Paintings and Drawings. Köln, 2007, 2011; idem. Leonardo da Vinci and France: Cat. Poggio a Caiano, 2009; Leonardo da Vinci: L " uomo universale: Cat.

http://pravenc.ru/text/2463395.html

включены в лионское издание «Золотой легенды» (Legenda aurea ut vocant, seu Sanctorum/Ed. Claudius à Rota. Lugduni, 1555r. Fol. 165-167v); данные о 102 чудесах собраны в книге А. Боге ( Boguet. 1612). Благодаря почитанию К. аббатство Сен-Клод посещали многочисленные паломники. Среди них были герцоги Бургундии Филипп II Смелый и Филипп III Добрый, граф Савойи Амедей VI и граф Шароле Карл Смелый, впоследствии герцог Бургундский. В 1442 г. обитель посетил кор. Германии Фридрих IV (в 1452-1493 имп. Фридрих III ), в 1500 г.- кор. Франции Анна Бретонская, к-рая молилась о даровании потомства (все ее дети умерли в младенчестве). В день памяти К. монахи принимали особые меры для поддержания порядка при скоплении народа, к мощам святого, которые выносили для поклонения, приставляли вооруженную стражу ( Beno î t. 1892. Vol. 2. P. 245-247). Индульгенции для паломников, посещавших обитель для поклонения мощам К., издавались папами Урбаном V (в 1367) и Мартином V (в 1419). Получил распространение обычай коллективных паломничеств: отдельные города и селения приносили обеты святому, посылали в мон-рь делегации и делали пожертвования. В документах из монастырского архива сообщается о пожертвованиях для совершения мессы в положенные дни, на поддержание неугасимых лампад у раки К. и проч. (Ibid. P. 91-92). Большинство паломников приходили из обл. Франш-Конте, из Савойи, Пикардии и Фландрии. Среди причин популярности культа К. было состояние мощей святого. В 1519 г. паломник Ж. Ле Сеж, посетивший по обету аббатство Сен-Клод, осмотрел мощи и убедился, что тело святого оставалось «совершенно целым» ( Bellenger Y. Le saint voyage de Jacques Le Saige à Jérusalem (1519)//Mélanges sur la littérature de la Renaissance à la mémoire de V.-L. Saulnier. Gen., 1984. P. 41). В 1666 г. иезуит Пьер Верн свидетельствовал, что мощи К. были нетленными, но сильно иссохшими (ActaSS. Iun. T. 1. P. 644; Vies des Saints. 1854. P. 314). С распространением почитания святого аббатство Сент-Уайан-де-Жу и сложившийся вокруг него город стали чаще именоваться в честь К.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

М., 1978. С. 203-208; Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 197-204; Андреев М. Л. Время и вечность в «Божественной Комедии»//Дантовские чтения. 1979. С. 156-212; Бэлза И. Ф. Некоторые проблемы интерпретации и комментирования «Божественной Комедии»//Там же. С. 34-73; он же. Дантовские отзвуки «Медного Всадника»//Там же. 1982. С. 170-182; Anderson W. Dante the Maker. L.; Boston, 1980; Boyde P. Dante Philomythes and Philosopher: Man in the Cosmos. Camb., 1981; Nardi B. Dante e la cultura medievale. R., 1983; Илюшин А. А. Над строкой «Божественной Комедии»//Дантовские чтения. 1985. С. 175-234; Шичалин Ю. А. О некоторых образах неоплатонического происхождения у Данте//Западноевроп. средневек. словесность. М., 1985. С. 98-100; Лотман Ю. М. Заметки о художественном пространстве//Труды по знаковым системам. Тарту, 1986. Вып. 19. С. 25-43; Асоян А. А. Данте и русская литература 1820-1850-х гг. Свердловск, 1989; он же. «Почтите высочайшего поэта…»: Судьба «Божественной Комедии» Данте в России. М., 1990; Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. М., 1990; Хлодовский Р. И. Анна Ахматова и Данте//Дантовские чтения. 1993. С. 124-147; Зелинский Ф. Ф. Гомер - Вергилий - Данте// Он же. Из жизни идей. М., 1995. Т. 4: Возрожденцы. Вып. 1. С. 58-79; Иванов В. И. Из черновых записей о Данте//Вячеслав Иванов: Мат-лы и исслед. М., 1996. С. 7-13; Тахо-Годи Е. А. Данте и К. К. Случевский//Дантовские чтения. 1996. С. 69-94; Шишкин А. Б. Пламенеющее сердце в поэзии Вячеслава Иванова и дантовское видение «Благословенной жены»//Там же. С. 95-114; Мережковский Д. С. Данте. Томск, 1997; Ауэрбах Э. Данте - поэт земного мира. М., 2004; Сергеев К. В. Театр судьбы Данте Алигьери: Введ. в практическую анатомию гениальности. М., 2004; Элиот Т. С. Данте. Что значит для меня Данте// Он же. Избранное. М., 2004. Т. 1/2: Религия, культура, литература. С. 296-315. А. Л. Доброхотов Рубрики: Ключевые слова: ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ (ок. 1378 или 1380 - 1416), чеш. мыслитель, один из лидеров гуситского религиозно-политического движения за реформу Римско-католической Церкви ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАЛЬБРАНШ Никола (1638 - 1715), франц. религ. мыслитель, один из классиков философии Нового времени, представитель картезианства, главный теоретик окказионализма

http://pravenc.ru/text/171353.html

Сам Джотто, а от него Джовани да Милано, и особенно Альтикиери и Авансо, делают смелые перспективные построения. Естественно, что эти художественные опыты, равно и традиции, отчасти почерпнутые из трудов Витрувия и Эвклида, ложатся в основу теоретической системы, в которой учению о перспективе предлежало быть изложену полно и обоснованно. Те научные основания, которые после столетия разработки дали «искусство Леонардо и Микель Анджело», были найдены и выработаны во Флоренции. До нас не дошли сочинения двух теоретиков того времени: Паоло дель Аббако (1366 г.) и более позднего – Биаджо де Парма. Но возможно, что главным образом они-то и подготовили почву, на которой с начала XV века работали главные теоретики учения о перспективе 79 , Филиппо Брунеллески (1377 – 1449) и Паоло Учелло (1397 – 1475), затем Леон Альберти, Пиеро деи Франчески (около 1420 – 1492) и, наконец, ряд скульпторов, из которых в особенности следует отметить Донателло (1386 – 1466). Сила влияний этих исследователей обусловливалась тем, что они не только теоретически разрабатывали правила перспективы, но и осуществляли свои достижения в иллюзионистической живописи. Таковы стенописи в виде памятников, изображенных с огромным знанием перспективы на стенах Флорентийского дуомо, написанные в 1436 году Учелло и в 1435 году Кастаньи; такова же декорация-фреска Андреа дель Кастаньо (1390 – 1457) в Сант-Аполлонио во Флоренции. «Весь строгий убор ее: шашки на полу, кессоны в потолке, розетки и панели по стенам – изображены с навязчивою отчетливостью для того, чтобы достичь полного впечатления глубины (мы бы сказали: «стереоскопичности»). И это впечатление достигнуто настолько, что вся сцена в ее застылости имеет вид какой-то группы из паноптикума, – разумеется из «гениального паноптикума " " 80 , – по недоразумению едко замечает сторонник перспективности и Ренессанса. Пиеро тоже оставляет руководство по перспективе, под заглавием «De perspectiva pingendi» 81 Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472), в своем трехтомном сочинении «О живописи», написанном до 1446 года и напечатанном в Нюренберге в 1511 году, развивает основы новой науки и иллюстрирует их применением в архитектурной живописи. Мазаччио (1401 – 1429) и его ученики Беноццо Гоццоли (1420 – 1498) и Фра Филиппо Липпи (1406 – 1469) стремятся воспользоваться в живописи тою же наукою перспективы, пока, наконец, не берется за те же проблемы теоретически и практически Леонардо да Винчи (14521519) и не завершают развитие перспективы Рафаэль Санти (1483 – 1520) и Микель Анджело Буонаротти (1475 – 1564). X

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В «Жизнеописаниях…» Вазари главой о М. как об основоположнике ренессансного искусства наряду с биографиями Брунеллески и Донателло открывается «вторая эпоха» (итал. seconda età) в истории итал. искусства, однако с утверждением академической эстетики М. оказался в тени дарования Рафаэля. Дж. Рейнолдс отмечал свойственные его живописи жесткость и схематизм. Новое открытие М. как самого значительного флорентийского живописца Раннего Возрождения принадлежит Б. Беренсону, к-рый характеризовал его как «родившегося вновь Джотто» ( Berenson. 1896. P. 27). Живописный язык М., определенный Кристофоро Ландино в его комментарии к «Божественной комедии» (1481) как «чистый и неукрашенный» (итал. puro senza ornato) ( Wohl. 1993. P. 256), с его сдержанностью, осязательной и величественной статуарной пластикой, определенностью формы, соразмерностью человеку, колоссальной внутренней силой и достоинством, которыми наделены его образы, воплотил эстетический идеал раннего флорентийского Возрождения и отразил этические и эстетические ценности раннего итал. гуманизма. Ист.: Vasari G. Le vite de " più eccellenti pittori, scultori ed architettori/Ed. G. Milanesi. Firenze, 1878. T. 2. P. 287-325. Лит.: Berenson B. The Florentine Painters of the Renaissance. N. Y., 1896; Volponi P., Berti L. L " opera completa di Masaccio. Mil., 1968; Debold-Kritter A. Studien zum Petruszyklus in der Brancaccikapelle. B., 1975; Cole B. Masaccio and the Art of the Early Renaissance Florence. Bloomington, 1980; Procacci U. Masaccio. Firenze, 1980; L " Età di Masaccio: Il primo Quattrocento a Firenze: Cat. della mostra/A cura L. Berti, A. Paolucci. Mil., 1990; Joannides P. Masaccio and Masolino: A Complete Catalogue. L.; N. Y., 1993; Wohl H. «Puro senza ornato»: Masaccio, Crismoforo Landino and Leonardo da Vinci//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1993. Vol. 56. P. 256-260; Borsi S. Masaccio. Firenze, 1996; Spike J. T. Masaccio. N. Y.; Mil., 1996; Fremantle R. Masaccio. N. Y., 1998; Baldini U. Masaccio. Mil., 2001; The Cambridge Companion to Masaccio/Ed. D. C. Ahl. Camb.; N. Y. 2002; Strehlke C. B., e. a. The Panel Paintings of Masolino and Masaccio: The Role of Technique. Mil., 2002; Rowlands E. W. Masaccio: Saint Andrew and the Pisa Altarpiece. Los Angeles, 2003; The Brancacci Chapel: Form, Function and Setting: Acts of an Intern. Conf./Ed. N. A. Eckstein. Florence, 2007. М. А. Лопухова Рубрики: Ключевые слова: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта)

http://pravenc.ru/text/2561222.html

Описание значения Кульманна для русского церковного пробуждения за рубежом дано в 5 части, главе 12 этой книги. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Накануне войны 1914 года перед русской культурой раскрывалась возможность блестящего расцвета. Глухая стена непонимания, которая отделяла воспитанное в западных идеях высшее общество от православной традиции, стала давать трещины. Духовные богатства иконописи, архитектуры, знания внутреннего человека стали открываться перед изумлённым взором интеллигенции. Знамением приближающегося коренного перелома явилось принятие священства в 1910 году Павлом Александровичем Флоренским (1880–1943), человеком исключительных дарований. Отец Сергий Булгаков сравнивает его с Леонардо да Винчи (1452–1519) и с Паскалем (1623–1662). Флоренский был гений до сих пор непревзойдённый в России. Трудно найти область знания, где бы отец Павел не был на высоте полного её творческого овладения. Он был математик, астроном, физик, изобретатель, специалист по электрификации, музыкант, поэт, искусствовед, лингвист, знавший более 20 европейских и азиатских языков, богослов и мистик. Он отдал на служение Церкви все свои исключительные дары и нашёл призвание в священстве. Его рукоположение должно бы было стать поворотным пунктом в истории русской культуры, если бы не победа большевизма, нанёсшая ей смертельный удар. Отец Сергий Булгаков пишет: «Из всех моих современников, которых мне было суждено встретить за мою долгую жизнь Флоренский был величайшим, и величайшим является преступление поднявших на него руку». (Вестник Р.С.Х.Д. NQ 101–102, 1972). По дошедшим слухам, отец Павел был сослан на лесозаготовки и там упавшее бревно раздробило его голову. Его мученическая кончина является одним из самых страшных актов русского богоборчества и отступничества. Возрождение, начавшееся в России было затоптано революцией, но диктаторы не смогли стереть все следы духовного обновления. Они сохранились и приумножились в изгнании, Р.С.Х.Д. сыграло решающую роль в этом процессе и в этом заключается его крупная заслуга перед Россией. 15. Миссионерская работа среди русских студентов в Белграде (Н.М. Зернов)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В этих школах мало обращали внимания на отдельные стороны картины, а смотрели больше всего на целое, и в этом обстоятельстве отразилось общее направление Западной церкви. Далее по времени обращено было большое внимание на признание прав отдельной личности, подобно тому, как это выразилось в религиозной жизни в век реформации. В конце 14-го века Западная живопись стремится уже изобразить телесную красоту, 1220 выразить элемент реалистический. Воспроизводя живые облики со всеми принадлежностями их будничного вида, она обнаруживает глубокое и тонкое понимание органической жизни человека и всего окружающего её природу, знакомит с замечательно зрелой выработкой технических приемов. Облики, изображаемые ею, отличаются красивым и правильным очертанием формации головы и линии лица, пропорциональностью в членосоставах, верным и выразительным обозначением мускулов, соразмерностью и непринужденностью в движениях, полным соответствием складок одежды формам членов и телодвижениям, очаровательным сочетанием света и тени, тонкими переходами колорита. Такое направление развилось по преимуществу в школах Ломбардской и Падуанской. В 15-м веке начинается цветущая эпоха Западной живописи, обнаружившаяся в 3-х школах: Миланской, Умбрийской и Венецианской, как это доказывают замечательные живописцы той и другой школы. В Миланской школе прославились своими бессмертными произведениями, украшающими и доселе залы всех Европейских музеев, Леонардо да Винчи (1452–1519) и Корреджио (1480–1534). Чтобы судить об искусстве Леонардо да Винчи, можно указать на его тайную вечерю, которую он обрисовал применительно к духу времени и со знанием дела о священных лицах и событиях. О Корреджио можно судить по отзыву одного ученого немца, который говорит, что он умеет изображать картины как блаженства, так и бедствий. Воздух на его картине представляется прозрачным и самая тень как бы светом. В Умбрийской школе явился даровитый художник Рафаэль Санцио (1483–1520). Сюжеты его произведений окрылены самым высоким и чистым вдохновением, его произведения дышат ясным спокойствием, чистотою и нежностью, чувством целомудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

5 Для защиты от них Волыни служили укреплённые города: Кобрин – на р. Мухавце, притоке зап. Буга, Бельск – на одном из притоков Нарева, Слоним – на Щаре, притоке Немана и Дрогичин – на зап. Буге. См. «Историю России» Д. Иловайского, ч. 2, 1880 г., стр. 24, (полную историю, а не учебник). 6 Защитой Волыни от них служили укреп. Города: Каменец – на р. Смотряче, Межибожье и Колодяжен – на верхнем течении южного Буга. См. там же. 7 Эта Русь получила своё название от красноватого грунта, наполненного большею частью железною рудою. Хотя польский король Болеслав Храбрый (992–1025 г.), стремившийся образовать великое западнославянское государство, в 1018 году и завоевал было Червонную Русь, однако сын и доблестный преемник Владимира Ярослав Мудрый – обратно возвратил её себе в 1031 году при Мечиславе – слабом преемнике Болеслава. 8 С этих пор утвердился в Червонной Руси (или Галиции) род Володаря, – Владимирко, Ярослав Осмомысл, Владимир (ум. 1198 г.). После смерти последнего Галиция перешла (в 1202 т.) во владение Романа Мстиславича, князя Волынского, соединившего в лице своём, таким образом, Галицко-Волынское княжество, но ненадолго. 9 Волынский летописец (Ипатьевский список) очерчивает Романа следующими поэтическими сравнениями: «он устремлялся на поганых как лев, и губил их подобно крокодилу, землю их облетал подобно орлу, сердит был как рысь, а храбр – как тур». По словам того же летописца Половцы так боялись Романа, что именем его страшили своих детей. А по словам позднейшего летописца (Стрыйковского в его «Синопсисе»): Роман пленных Ятвягов запрягал в плуг и заставлял их распахивать под пашню поля, заросшие древесными корнями, откуда будто бы произошла поговорка: «Романе, Романе, худым живеши, Литвою (Ятвяги – Литовского племени) ореши». См. Историю России Д. Иловайского, часть II, 1880 г. М. стр. 25–26 (полную историю, а не учебник). 10 Были следующие нашествия татар на Волынь: под предводительством Батыя – в 1242 году, Куремсы – в 1255 году, Бурондая – в 1261 году и Эдигея с Тембухом – в 1286 году. В это время татары грабили, убивали жителей и кроме того, как говорят летописцы, сообщили им ещё язву, которая погубила множество людей во всей Волыни. После этого летописи не упоминают о нашествиях татарских до 1399 года, когда Эдигей, военачальник Тамерланов, разбивший Витовта, великого князя Литовского при р. Ворскле, с огнём и мечом прошёл Волынь до самого Луцка. Далее начинаются с 1414 года набеги Крымских татар на Волынь и продолжаются беспрерывно до начала 18 века. Эти набеги были – в 1414 г, 1430 г., 1443 г., 1452 г., 1479 г., 1484 г., 1491 г., 1495 г., 1496 г., 1497 г. два раза, 1500 г, 1502 г., 1508 г., 1512 г., 1516 г., 1519 г., 1527 г., 1534 г., 1558 г., 1575 г., 1576 г., 1577 г., 1589 г., 1605 г., 1617 г., 1618 г., 1633 г., 1638 г., 1652 г., 1658 г., 1666 г., 1669 г., турки а татары в 1672 г., 1675 г., 1684 г., 1685 г., 1690 г., 1698 г., 1703 г. и 1709 году. Итого всех нашествий татар на Волынь было 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Ну, пришло время осмыслить пройденный путь, каким бы он ни был, принять со всем содержимым: женой (мужем), детьми, родственниками, друзьями, успехами и неудачами, взлетами и падениями, притом без ропота на обстоятельства, а с осознанием личной ответственности; пора, перетряхнув память, оценить наконец свое я, осмыслить связь между отдельными поступками и этапами прожитой жизни, положа руку на сердце, без приукрашиваний и оправданий. И вот одни до конца дней терзаются, считая себя жалкими жертвами злополучной судьбы, а другие обретают покой, как Галина П. Она была актрисой, но громкие главные роли ее обходили, играла эпизоды, зато работала всегда с увлечением и полной отдачей; в старости перестала ждать, успокоилась и благодарила Бога: ведь всю жизнь занималась любимым делом, свободная от зависти к знаменитым коллегам, бескорыстно преданная профессии и театру; уютную комнату в Доме ветеранов сцены, куда она переселилась после 80, украшало множество икон. На пороге старости стоит учесть некоторые простые медицинские рекомендации, например, по питанию, и расстаться с любимой колбаской и куриными ножками; пожилому следует есть поменьше, но здоровую, природную пищу с витаминами: из нее конструирутся жизнеспособные, молодые клетки, а из рафинированной, «обогащенной» химией, консервантами и таинственным ингредиентом, «идентичным натуральному», клетки лепятся больные, слабые, вредные для организма. В рационе абхазцев, среди которых немало 90 – 100-летних крепеньких долгожителей, изобилие зелени, овощей, фруктов, обязательно мед, орехи, кисломолочные продукты; сахара, соли и жиров они потребляют мало. Геронтологи единодушно призывают к активности, движению; увы, за редким исключением все ленятся, предпочитая диван и телевизор пробежке иди даже прогулке в парке, для которой нужно не столько физическое, сколько волевое усилие. Пенсионеру не нужно рано вставать, его время не лимитируется, поэтому некоторые излишне долго спят по утрам, что вовсе не полезно: сбой ритма оборачивается ночной бессонницей, дурным настроением, раздражительностью; врачи советуют ограничивать сон семью – восьмью часами, плюс непродолжительная «подзарядка» днем; утверждают, что Леонардо да Винчи (14521519) до самой смерти сохранял поразительную работоспособность благодаря оригинальному режиму дня: он спал каждые четыре часа минут по пятнадцать, этого хватало, в продолжительном ночном отдыхе он, в отличие от большинства людей, не нуждался.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010