Псалом 108 В конец. Псалом Давида. Боже! К хвале моей не будь безмолвен 1447 . Ибо уста грешника и уста льстивого открылись против меня, наговорили на меня языком льстивым, И словами ненависти окружили меня и вооружились на меня без вины (моей): Вместо того, чтобы любить меня, они лгали на меня – а я молился, И воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. Поставь над ним 1448 грешника, и диавол да станет одесную его 1449 . Когда будет судиться он, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех 1450 . Да будут дни его кратки, в достоинство 1451 его да приимет другой 1452 . Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою. Скитаясь, да переселяются сыновья его и просят, да будут изгнаны из домов 1453 своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его. Да не будет у него заступника, и да не будет щедрого для сирот его. Да будут дети его истреблены, с одним родом да изгладится имя его. Да будет вспомянуто беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не изгладится. Да будут они 1454 всегда пред Господом, и да будет истреблена с земли память их, За то, что он не думал оказывать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушенного 1455 сердцем, чтобы умертвить (его). И возлюбил он проклятие – и оно постигнет его, и не восхотел благословения – и оно удалится от него. И облекся он проклятием, как одеждою, и оно вошло, как вода, в утробу его и, как елей, в кости его. Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым он всегда опоясывается. Такова участь 1456 клевещущих 1457 на меня пред Господом и говорящих злое о душе моей. Но Ты, Господи, Господи, твори со мною по имени Твоему 1458 , ибо блага милость Твоя: Избавь меня, ибо я беден и нищ, и сердце мое смущено во мне. Как тень, когда уклоняется она, я исчез, я был изгоняем 1459 , как саранча. Колена мои изнемогли от поста, и тело мое изменилось от (лишения) елея 1460 . И я стал посмешищем для них: они, видя меня, кивали головами своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Вниманию читателей портала «Богослов.Ru» предлагается фрагмент проповеди Иеронима Савонаролы об искусстве хорошей жизни, произнесенной в Великую Пятницу, 1 апреля 1496 года.   Иероним Савонарола, проповедь 44, На Амоса и Захарию В благоговении пред столь великим торжеством я поведаю вам то видение, что я видел в этот праздничный день. Неверие многих порождает лишения. Оно же становится причиной прекращения многих утешений. И, тем не менее, я радуюсь возвестить вам о виденном мной. «И поднял я глаза мои и увидел» (Дан. 8:3; 10:5). Я увидел пред своим взором всю Вселенную. Великое поле постепенно наполнялось мужами и женами от всякого рода и племени, от каждого сословия в мире. Не буду говорить вам о каждом подробно, ведь сие не позволено. Посреди этого поля, была небольшая гора, полная роз и лилий. На вершине этой горы было Распятие, которое изливало красную кровь. Кровь эта распространялась на весь мир, повсюду и всюду. Как бы сияя великолепием лучей, она тут и там выплескивалась в воздух. Но в наибольшем своем изобилии она изливалась на землю. Мне казалось, что кровь становилась рекой и разделяла мир на две части. И слышал я голос Распятого: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас» (Мф. 11:28). И вот встал я и по левую сторону реки увидел Рим со всеми христианами. С правой же стороны я увидел Иерусалим со всеми язычниками. На правую сторону изливалась кровь и проступала на челах каждого из них, мавров и язычников. Мне казалось, что на челах у каждого из них кровь превращалась в крест. Он был алый, великолепнее рубина. Как только все они заметили на себе это знамение креста, то устремились в реку, сбросили с себя одежды, вошли в нее, пили кровь и становились опьяненными. Потом выходили они… кроткие, смиренные, и прекрасные, словно Ангелы. Кровь изливалась и по левую сторону. Я видел, как эта кровь проступала знамением креста на челе каждого из христиан от всякого сословия. Я видел и Рим. От исходивших от Распятого лучей крови крест на челах их делался алым. Внезапно некоторые из бывших там накрыли Крест балахоном; другие прикрылись рукой; иные же – масками. Там были разные маски: маски львов и волков, маски лис и прочих зверей. Там были и проповедники, как бы взывавшие: «Не слышите ли вы Его слова? Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас».

http://bogoslov.ru/article/6028209

Тогда некто, именем Иосиф, член совета… пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен. (Лк. 23:50-53) После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса… просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Пришёл также и Никодим… Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. (Ин. 19:38-40) Икона " Положение во гроб " По Воскресении Спасителя святыня, как и другие свидетельства Крестных Страданий, хранились у ближайших учеников Христа в Иерусалиме. По прошествии веков Туринская плащаница была перенесена в Константинополь – столицу православной Византии. По воспоминаниям средневековых паломников она хранилась во Влахернском храме Константинополя, а в дни праздников ее торжественно переносили в храм Святой Софии. Однако, в 1204 году, когда Константинополь был взят штурмом и разорен крестоносцами, многие святыни, в том числе и Плащаница, были для Византии потеряны. Святыня, по всей видимости, находилась в собственности французских рыцарей, участвовавших в IV Крестовом походе, а в 1452 году была выкуплена герцогом Савойским и с этого времени находилась в городе Шамбери на юге современной Франции. В 1578 году столица герцогства была перенесена в Турин, и с того времени святыня находится в этом городе – в храме Иоанна Крестителя. В 1898 году, получив разрешение католической Церкви, фотограф-любитель Секондо Пио делает снимок Туринской плащаницы. Проявляя пленку, он вдруг увидел, что негатив изображения дает совершенно иное, гораздо более четкое изображение. Он увидел постепенно проявляющийся Лик Спасителя! Лицо, сохранившее впечатление спокойствия, силы и умиротворения, полностью соответствующее канонически принятому Образу Христа. Эта четкость относилась и ко всему Телу Спасителя, отобразившемуся на фотоснимке. Хорошо видны раны, причиненные Христу во время бичевания во дворе Понтия Пилата и следы Тернового венца… Новость о сенсационном открытии облетела весь мир! Туринская плащаница мгновенно стала средоточием интересов самых разных людей. С появлением все новых возможностей науки и техники стало возможным подробно и тщательно исследовать Туринскую плащаницу и найти ответы на многие вопросы.

http://azbyka.ru/palomnik/Туринская_Плащ...

—157— звавшего вас к всыновлению, – и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. Давшего Себя за грехи наши, чтобы изъять нас из настоящего 1452 века лукавого, то есть от зол, совершающихся в сем веке, – по воле Бога 1453 Отца нашего, чтобы открыть о явленной в мире благодати Отца и Сына. 1: 6–15. Удивляюсь, что вы так скоро переходите, не от меня, но от Призвавшего 1454 вас чрез меня к 1455 благодати Своей 1456 , чтобы отойти к другому Евангелию. И хотя я подумал, что речь идет о проповеди Симона, однако это не есть что-либо иное, так как окончен срок закона, в коем возвещалась. Не есть иное, или иной Христос или иная истина. Но люди по своему произволу хотят совратить 1457 вас от Евангелия Христова. Если вы увидите у них чудеса или пленитесь их заверениями о себе самих, что они суть ученики Симона, – если бы я сам даже пришел к вам с иным Евангелием, или Ангел, который конечно не может низойти, но если бы нисшел для того, чтобы прибавить или уменьшить против того, что я предал вам: – анафема да будет. Принятием обрезания не оказывайте лести проповедникам обрезания. Ведь если бы я угождал священникам, кои меня не учили, то я уже не был бы Христовым слугой, каковым теперь видите меня. Итак, то Евангелие, которое я вам благовествовал, не от людей я принял, как новые учители ваши, то есть ревностные ваши соблазнители; —158— но бывшее мне откровение обратило меня от прежней жизни моей в иудействе. Ведь слышали вы, что чрезмерно преследовал я Церковь Божию, разрушая и опустошая, – или как преуспевал я в иудействе более многих сверстников моих в делах закона. 1: 15–24. Когда же благоволил Бог 1458 , Избравший от чрева матери моей, чтобы вместо преследователя я стал преследуемым в Церкви Христовой и благовестителем Христа не у Иудеев, но среди язычников: тогда я не пошел 1459 в Иерусалим к Апостолам и не отправился туда, куда не посылал меня, но отошел в Аравию 1460 и в Дамаск языческий. Потом после лет трех 1461 пришел 1462 в Иерусалим, не для того, чтобы научиться Евангелию у Петра, но чтобы видеть 1463 Петра 1464 , – и пробыл у него дней пятнадцать (ср. Деян.9:26 ). Ничего нового не сообщих он мне, и я пришел в страны Сирии и Киликии ( Деян.9:30; 15:41 ). Был даже не знаком 1465 церквам сущим во Христе от обрезания 1466 , ибо я не путешествовал туда после откровения. А только был у них слух, что преследовавший нас 1467 некогда, ныне, прийдя, благовествует веру, которую некогда презирал и опустошал. И во мне 1468 (ради

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для умаления личности Спасителя критическая мысль и стремится отнять у Него, если не эти факты чудесных действий, то их самую необычайность, чудесность. Правда, защитники «настоящего» христианского учения, защитники этого научного толкования сближением Его чудес с раввинистическими нередко бросают такие фразы: «Иисус для нас Спаситель, а не Wundermann» 1452 . Однако такие точки зрения на спасение и на историческую основу христианства невольно напоминают евангельский рассказ. «Проходящие злословили Его... говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди со креста... Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста, и уверуем в Него»... 1453 Признание во Христе Спасителя, но без тех чудес, о которых говорит нам Евангелие, на том основании, что теперь таких чудес не бывает, – имеет в основе ту же самую тенденцию придать спасению и Спасителю то, что «позволяет» современное знание, а не послушно склониться перед волей Всемогущего Премудрого Спасителя. Горячую отповедь представителю этой тенденции с указанным содержанием, – Fiebig " у, дает, например, Schlatter. По мнению последнего, можно говорить о связи евангельского повествования о чудесах с современными ему требованиями и событиями. Но ставить здесь параллель ни в каком случае нельзя. Евангельская история несомненна, незыблема. Об этом говорят не только филологическая данные, но и все, так сказать, мировоззрение Евангелия. Сопоставлять Евангелие с раввинистическим учением и исторически сближать их, с усвоением евангельской истории раввинистических элементов, можно только при самом упорном пренебрежении всякой исторической и логической правды. Нужно совсем отказаться от христианства и Христа Спасителя, чтобы видеть преемственность и внутреннюю связь между раввинизмом и христианством. Чудеса Иисуса Христа ни в каком случае не могут быть сближаемы с «чудесами» раввинов. В основе этой попытки лежит еще более преступная тенденция сблизить Христа и раввинов, поставить Первого в зависимость от последних.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Что бы значило такое явление? Не можем объяснить его ничем иным, как только влиянием папистов, которые между прочими чудовищными учениями своими поставляют в одну категорию существ и Творца Духа, и тварей духов, богохульно выставляя зараженными философиею Платона святых Отцов, признанных Вселенскою Церковию сосудами Святого Духа, свидетельствующих о себе, что познание о душе им открыты Святым Духом. См. примеч. 8 и 9 к Слову о смерти. 1435. Добротолюбие. Ч. 2. Преподобного Исихия, гл. 1, преподобного Филофея Синайского, гл. 16. Это учение встречается у весьма многих святых Отцов. В некоторых русских переводах сила твердости названа раздражительностию; но раздражительность, как и ожесточение, и малодушие суть болезненные состояния этой силы, или характера. 1436. Здесь, в выноске, можно поместить «понятие о словесности». —  Примеч. ред. 1437. Иеросхимонах Серафим Саровский. 1438.  …мы имеем ум Христов (1 Кор. 2. 16). 1439. Молитва архиерея во время Херувимской песни. 1440.  И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8). 1441.  от создания мира (Мф. 25. 34). 1442. Очевидно, что при атмосферических наблюдениях человек наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества — земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются. 1443.  Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века (Пс. 67. 33–34). 1444.  Насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2. 8). 1445. Ср.: И выслал его Господь Бог из сада Едемского. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3. 23–24). 1446. Деян. 1. 11. 1447.  Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24. 27). 1448–1449. Точное изложение Православной веры Кн. IV, гл. XII. 1450. Четьи-Минеи, 24 мая. 1451. Быт. 2. 9. 1452. Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемирным потопом. Dictionnaire Theologique par Bergier, Paradis. 1453.  …что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова (2 Кор. 12. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

3) Потеря невинности, извращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру (прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 23, 27). Это видно: а) из того, что как только прародители согрешили, открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги ( Быт. 3:7 ), чего прежде не замечали; б) из того, что к Богу, своему Отцу, Благодетелю, вместо прежней сыновней любви, вдруг почувствовали рабский страх: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? И сказал ему: голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг и скрылся (9,10); в) наконец, из того, что давая отчет перед Богом в своем грехе, вздумали вместо раскаяния, приносить лукавое оправдание. Адам слагал вину на жену и даже на Бога, давшего ее: Адам сказал: жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел (12); а жена слагала вину на змия: жена сказала: змей обольстил меня и я ела (13). Святые Отцы и учители Церкви выражались, что Адам посредством падения утратил одежду святости, сделался злым, уклонился в прочие помыслы, и что диавол утвердил в естестве его закон греха. Такие выражения встречаем например: а) у Иринея: “и сказал Адам: чрез непослушание я потерял одежду святости, которую имел от Святого Духа”; 1451 б) у Василия Великого : “вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству”; 1452 в) у Афанасия Великого : “преступив заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помышления, уловляющие нас, но потому, что диавол посеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех”. 1453 4) Искажение образа Божия. Если образ Божий начертан в душе человека и преимущественно в ее силах, уме и свободной воле, а эти силы потеряли много совершенства и исказились чрез грех Адама, то значит, исказился вместе с ними и образ Божий в человеке. Эту мысль утверждают: а) Василий Великий: “человек сотворен по образу и подобию Божию; но грех исказил ( χρεωσεν) красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания”; 1454

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

„И пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне, и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою 1450 . 26 . припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. 27 . Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. 28 . За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание. „Победиши внегда судити Ти“ говорил Давид в покаянном Псалме ( Пс. 50:6 ). Не может никто оправдаться пред Богом, „внегда судити Ему“: поэтому ст. 26 есть угроза ищущим оправдания делами своими и исполнением обрядового закона. Этот стих непосредственно следует за стихом (26), в котором Господь глаголал, что Он по милости Своей изглаживает преступления и не поминает грехов; поэтому нет оправдания тому, который думает „судиться с Богом“. По поводу ст. 27 возникли разные мнения: все согрешили, начиная с праотца нашего Адама, но к кому в частности применить надо выражение стиха 27-го: „праотец твой согрешил“, весьма трудно ответить, в особенности по связи с следующим 28 стихом 1451 . Михаелис и за ним Кнобель понимали под словом „праотец“-Адама; блаж. Иероним – Авраама; Евальд и др. – Иакова; Биркс – Аарона 1452 . Толкователи Спб. Дух. Академии, указывая на греховное состояние язычества, имевшее свое начало в грехопадении Адама, а свой первоисточник в отпадении от Бога некоторых из Ангелов, прибавляют, что вместо слова праотец в ед. ч. переводчики греческой библии поняли Еврейское слово во множ, числе, или, лучше сказать, как собирательное, и потому перевели его словами: „отцы ваши первии согрешиша“ 1453 . Не имея права судить об этом вопросе, мы однако решаемся сказать, что перевод Семидесяти повидимому более всех других объяснений разъясняет выражение ст. 27. Отпадение от Бога „ходатаев“ считается указанием на Аарона и на Соломона; первый был первосвященником, который дозволил вылить золотого тельца в пустыне, второй был удостоен Богом быть строителем первого храма Его; был удостоен великих откровений и награжден мудростью и-отпал от Бога. Потому то в ст. 28 говорится не о всем народе, а о представителях святилища, которые по примеру старейших предшественников своих соделались недостойными своего призвания 1454 . Израиль лишился священства, когда первосвященники Анна и Каиафа предали смерти Того, который был Начальником жизни ( Деян. 3:15 ). Вскоре после того и самый храм был разрушен в последний раз и навсегда. Но и весь Израиль, которому повелено было быть народом святым ( Лев. 19:2 ), осквернился и потому предан заклятию и поруганию. Таков приговор над народом; а между тем Господь опять повелевает утешить Израиля: все те, которые уверуют в Господа, будут спасены. См. след. главу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Наступление османов на К-поль началось зимой 1451/52 г., когда они перешли Босфор. В апр. 1452 г. они приступили к строительству Румелийской крепости на европ. стороне Босфора. Закрепившись на Босфоре, турки планировали создать базу для осады К-поля, блокировать выход к Чёрному м. и лишить город сборов от прохождения через пролив итальянских кораблей. К этому периоду относятся последние попытки К. П. добиться помощи от зап. союзников: Венеции (RegImp, N 3539, 3548), Венгрии (RegImp, N 3545: Янош Хуньяди за помощь против турок должен был получить один из городов на побережье Чёрного м.), Арагона (RegImp, N 3546: Альфонс V должен был получить о-в Лемнос), генуэзских правителей Хиоса (RegImp, N 3547) и Рагузы. Также К. П. был вынужден продолжить политику сближения с Римом: осенью 1452 г. в качестве папского легата в К-поль прибыл кард. Исидор (ранее митрополит Киевский) и в дек. 1452 г., несмотря на противодействие антиуниатов во главе с Геннадием Схоларием, в Св. Софии была совершена служба с поминовением папы и патриарха Григория III Маммы и зачитаны решения объединительного Собора. Начиная с нояб. 1452 г. в защите К-поля активное участие принимали венецианцы, чьи корабли на Босфоре также подвергались нападениям турок, кроме того, они пытались убедить и др. зап. державы оказать помощь К-полю. Благодаря их усилиям как Арагон, так и папа Римский отправили в К-поль неск. кораблей с оружием и продовольствием. Зимой 1452/53 г. султан начал подготовку к нападению на К-поль, а К. П. приступил к укреплению обороны. Атака на город началась в апр. одновременно с моря и с суши. Осознавая неизбежность поражения, К. П. предложил султану мир, однако условия, выдвинутые в ответ (К. П. должен был гарантировать Мехмеду безопасный вход в город, а сам - покинуть его и удалиться на Пелопоннес), оказались неприемлемы. Через неск. дней султан обратился к жителям К-поля с предложением сдаться и либо покинуть город, либо согласиться на выплату большой ежегодной дани, однако К. П. отказался принять это предложение (RegImp, N 3553, 3554). 28 мая К. П. произнес последнюю речь перед жителями города; ее наиболее достоверный текст сохранился в послании лат. архиеп. Лесбосского Леонардо к папе Николаю V ( Nicol. 1992. P. 67-69). К. П. погиб в бою 29 мая, последний раз его видели живым, когда он сражался как простой солдат у ворот св. Романа, где тур. войска сумели пробить внутренние укрепления.

http://pravenc.ru/text/2057056.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Памяти Иеронима Савонаролы (1452-1498). Видение о масках (фрагмент проповеди) 23 мая 2020 исполняется 522 года со дня мученической кончины Иеронима Савонаролы. Имя Савонаролы окутано легендами, ему приписывается многое из того, что не имеет никакого отношения к исторической и богословской действительности. Статья Так, протестанты считают его предшественником Реформации, а многие католики до сих пор считают еретиком. В православии он зачастую известен только по имени. История философии в целом обходит его стороной, считая слишком церковным. Зато персонаж под именем Савонарола фигурирует в ряде компьютерных игр, а также с завидной регулярностью появляется в сериалах, посвященных итальянским государствам конца XV века. Иероним Савонарола родился в 1452 году в Ферраре. Вкратце можно сказать, что он, несомненно, был грамотным, проницательным богословом, строгим аскетом, апокалиптиком и прозорливцем. На вопрос, был ли Савонарола предшественником Реформации, можно ответить утвердительно. Но только в том смысле, что тезка великого переводчика Библии, Иеронима Стридонского (347-420), был одним из наиболее ярких представителей так называемой католической реформации, то есть того движения в рамках Католической Церкви, которое, начиная с эпохи позднего Возрождения, выступало за то, что на языке православного богословия принято именовать святоотеческим возрождением Церкви. Вопреки общепринятым стереотипам, Савонарола не ставил под сомнение ни догматическое учение Церкви, ни церковное устройство. Будучи прозорливцем, духовному зрению которого открывались особенные видения и символы, он призывал к покаянию и реформе, то есть к обновлению самой Церкви. Флорентийский Ренессанс в целом характеризовался языческими чертами. В этом контексте Савонарола противостоял тому язычеству Возрождения, которое, по его убеждению, не только навлекало гнев Божий на итальянские государства, но приводило к вырождению Римской курии. При этом Савонарола был гуманистом, преподавал философию и, вне всякого сомнения, являлся одним из образованнейших людей своего времени. Среди прочего, Иерониму принадлежит комментарий на Аристотеля, а собрание его творений насчитывает 27 томов.

http://bogoslov.ru/article/6028209

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010