The Florentine Girolamo Savonarola (1452–1498) was a particularly fiery preacher in the Dominican monastic order. Claiming to have received special revelations from God, he prophesied an impending divine chastisement of the morally corrupt church and society. For his reforming efforts he was executed on charges of schism and heresy in 1498. The illustrious Italian artist and scientist Leonardo da Vinci (1452–1519) flourished in the late 15th and early 16th centuries. Sixteenth Century Russia The Victory of the Possessors In Russia in the 16th century, the “Third Rome” theory became a political reality. In 1511, only one year after Moscow’s annexation of the important northwestern city of Pskov, the elderly, scholarly monk Philotheus of Pskov informed the Muscovite Tsar Basil III (r. 1505–1533) of his vision, based on the book of Daniel, that the Russian tsardom was to be the final earthly reign of God’s People. According to Philotheus, the first Rome had fallen through heresy, and the second Rome, Constantinople, had fallen through sin. The third Rome, Moscow, was standing. And according to his interpretation of Daniel 2.44 , it was the rising Muscovite tsardom that would be the kingdom that the “God of Heaven” was raising up which “shall never be destroyed . . . and it will stand forever.” Hence, he proclaimed with prophetic confidence that there would never be a fourth Rome. The Monk Philotheus on Moscow as the Third Rome It is through the supreme, all-powerful and all-supporting right hand of God that emperors reign .?.?. and It has raised thee, most Serene and Supreme Sovereign and Grand Prince, Orthodox Christian Tsar and Lord of all, who art the holder of the dominions of the holy thrones of God, of the sacred, universal and apostolic Churches of the most holy Mother of God .?.?. instead of Rome and Constantinople.?.?.?. Now there shines through the universe, like the sun in heaven, the Third Rome , of thy sovereign Empire and of the holy synodal apostolic Church, which is in the Orthodox Christian Faith.?.?.?. Observe and see to it, most pious Tsar, that all the Christian empires unite with thine own. For two Romes have fallen, but the third stands, and a fourth there will not be; for thy Christian Tsardom will not pass to any other, according to the mighty word of God.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

Церковь св. Максимилиана 1685–1700 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь св. Максимилиана 1685–1700 гг. Фотография. Кон. ХХ в. В кон. XIV в. новая попытка присоединить З. к Баварскому герцогству не увенчалась успехом, встретив сопротивление местного населения, поддерживавшего независимость земли. В XV в. княжество З. находилось в упадке, причинами к-рого были как недовольство населения политикой архиепископов, так и усиление турок, опустошавших владения архиеп-ства, особенно в Каринтии. 2-я пол. XV в. характеризуется противостоянием Зальцбургских архиепископов герм. императору и австр. эрцгерц. Фридриху III (1452-1493). Стремление последнего к укреплению своей власти в Австрийском герцогстве сталкивалось с сепаратизмом магнатов, к-рые в свою очередь поддерживали любых оппозиционных кандидатов на австр. престол. В 1481 г. император отстранил архиепископа от городского управления, пожаловав горожанам право свободного выбора бургомистра и городского совета. В войне венг. кор. Матьяша Хуньяди против императора (1479-1490) архиеп. Бернхард фон Рор поддержал Венгрию. Со смертью Матьяша Хуньяди эрцгерц. Фридриху III удалось взять верх над венграми и союзниками; Зальцбургское княжество утратило важнейшие опорные пункты: Петтау (ныне Птуй, Словения), Ранн (ныне Брежице, Словения) и Гмюнд (Австрия). Лишь после смерти императора архиеп. Леонарду фон Койтшаху (1495-1519) удалось вернуть себе власть над городом и добиться определенной устойчивости княжества. Зальцбургский архиеп. кард. Маттеус Ланг (1519-1540) боролся с протестантами, что вызвало недовольство в среде горожан. Следствием стали городское восстание, жестоко подавленное (т. н. латинская война, 1523), и ряд крестьянских выступлений. Решительные меры Ланга позволили ему стабилизировать положение в княжестве: до XVIII в. серьезных волнений на религ. почве в З. не происходило. Укреплению положения архиепископов способствовало и новое законодательство. «Земельное уложение» Ланга (1526) считается одним из образцовых для своего времени. Значительная его часть действовала вплоть до секуляризации церковного княжества в 1803 г.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Непримиримым противником флорентийских гуманистов выступил настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции Джироламо Савонарола (1452-1498). Он выступал против правления Медичей, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. Резко осуждая гуманистическую культуру, Савонарола организовывал публичные сожжения произведений итальянского искусства. В его кострах сгорели некоторые картины выдающегося итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510), написавшего всемирно известные картины «Рождение Венеры», «Весна» и др. и создавшего серию рисунков к «Божественной комедии» Данте. После изгнания Медичей из Флоренции Савонарола способствовал установлению республики, на службе которой находился политик и историк Никколо Макиавелли (1469-1527). Два основных его сочинения «История Флоренции» и «Государь» посвящены больному для Италии вопросу: ее раздробленности и путям ее преодоления. В 1498 г. Савонарола был отлучен от церкви и по приговору приората сожжен на костре. Повсюду гуманисты вызывали восхищение своими обширными познаниями и уникальным творчеством. Их приглашали ко двору многие итальянские правители, римские папы. Под влиянием новой культуры папы начали постепенно гуманизироваться, жить по законам возрожденческой культуры, проникающей во все сферы бытия. Итальянские гуманисты приглашались духовными и светскими правителями не только Италии, но и других стран Европы. Высокое и Позднее Возрождение в Италии Высокое Возрождение в Италии (конец XV — первая половина XVI в.) — время наибольшего расцвета ее живописи, зодчества, скульптуры. Последующий период с 30-х гг. до конца XVI в. приходится на позднее Возрождение. В конце XV в. назревает необходимость синтеза достижений Раннего Возрождения. В культуре Высокого Возрождения особенно проявились идеи величия человека, его достоинства и высокого предназначении. Высокое Возрождение расцветает в тяжелый период жизни страны, в период франко-итальянских войн. Самым крупным и ярким представителем культуры Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519) — художник, скульптор, архитектор, теоретик искусства, математик, физик, анатом, физиолог, биолог, астроном. Он являлся создателем первых летательных аппаратов, гидротехнических сооружений, разнообразных станков. Почти все области современных ему наук Леонардо обогатил гениальными догадками, которые разрабатывали ученые последующих поколений. Наука и искусство были для Леонардо неразделимы. В науках он был художник, в искусстве — ученый. Сплав науки и искусства был для него методом познания познания мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/441100/

Помимо этого, на картине присутствуют символы, связывающие библейский сюжет с жизнью Италии времен художника. Цветок лилии в руке архангела Гавриила — одновременно и символ чистоты Богоматери, и символ города Флоренции, а орнаменты на мраморном подставке для Библии, расположенной перед Марией, практически списаны с надгробия Пьеро и Джованни Медичи из базилики Сан Лоренцо, над которым в это же время работал учитель Леонардо Андреа Верроккьо. Одной из оригинальных особенностей, показывающей особый интерес молодого художника к природе, является тот факт, что по позднейшему признанию самого Леонардо, крылья архангела Гавриила были написаны им с этюдов настоящих птичьих крыльев. Чуть позже Леонардо еще раз возвратился к теме «Благовещения» и создал небольшую по формату работу для алтаря собора в Пистойе, находящуюся сейчас в Лувре. Авторство ее до конца не подтверждено, возможно, это был еще один коллективный труд мастерской Верроккьо, однако многие исследователи отмечают особую ценность именно этой работы, так как она — единственная, из сделанных во флорентийский период, дошла до современности в законченном виде. Из более поздних картин, сделанных уже после того, как Леонардо ушел от Верроккьо, одни остались неизвестны, а другие — не закончены. Обе работы написаны необыкновенно мягко и чисто по цвету, без присущей предыдущим поколениям итальянских художников угловатости в изображении складок и черт лиц. Ощущение простора и свободы перспективы несомненно свидетельствуют о появлении нового великого мастера, свободного от сухих канонов, и в тоже время сохраняющего лиризм и проникновенность в трактовке одного из самых трогательных и радостных евангельских событий. Леонардо да Винчи (1452-1519) — один из самых знаменитых и популярных художников в истории искусства. Его фигура, олицетворяющая все достижения Высокого Возрождения в Италии, остается окутанной завесой тайны, а каждое творение — загадкой. Инженерия, живопись, изучение природы, философия, скульптура — вот далеко не полный список занятий, в которых в равной силе проявился гений этого поистине неординарного человека.

http://foma.ru/blagoveshhenie-leonardo-d...

Святой Кирилл Иерусалимский (381) говорил: «Все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою... На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет вырастающие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии – земле; предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря... Вера есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение». А теперь зададимся таким вопросом: культурно ли быть неверующим? Культурно ли быть неверующим? Оказывается, многие представители культуры были людьми искренно верующими. Гениальный Микеланджело Буонарроти (1475–1564), совмещавший в себе таланты скульптора, живописца, архитектора и поэта, посвящал свои произведения религиозным темам и открыто исповедовал веру в Бога. А Леонардо да Винчи (1452–1519), величайший итальянский живописец, скульптор, архитектор и инженер, перед смертью говорил с сожалением: «Я оскорбил Бога и людей! Мои произведения не достигли той высоты, к которой я стремился». Неподражаемый немецкий композитор и органист Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) писал музыку специально на священные темы. Этому же следовал английский композитор Георг Фридрих Гендель (1685–1759). Наши отечественные композиторы и музыканты, такие, как Римский-Корсаков, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, Смоленский, Кастальский, Гречанинов, Бортнянский, посвящали свои дарования Православной Церкви, обогащая церковные службы своими произведениями, и часто свидетельствовали о своей вере. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы были детьми священника, а Виктор даже закончил Духовную семинарию, писал иконы и расписывал Владимирский собор в Киеве. Он говорил: «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела – как украшение храма – это поистине дело народное и дело высочайшего искусства». Верующими были М. Нестеров, В. Серов, А. Иванов и другие художники.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Ларошфуко, Франсуа де (1613—1680), французский писатель-моралист, автор книги «Максимы». Лев (Жилле) (1893—1980), архимандрит. Монах-бенедиктинец, был принят в общение с Православной Церковью митрополитом Евлогием (Георгиевским) в 1928. Один из зачинателей франкоязычного православия, сотрудник матери Марии (см.). С 1938 жил в Англии, был духовным руководителем Содружества св. Албания и прп. Сергия. Леонардо да Винчи (1452—1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Лермит, Жан (1877—1959), французский врач. Известен трудами по неврологии и психиатрии. Лермонтов, Михаил Юрьевич (1814—1841), русский поэт. Лесков, Николай Семенович (1831—1895), русский писатель. Лосский, Владимир Николаевич (1903—1958), русский богослов, историк Церкви. В 1922 вместе с отцом, Н. О. Лосским (см.), был выслан из России. В 1927 окончил Сорбонну. Во время второй мировой войны был активным участником движения Сопротивления. С 1942 — член Национального центра научных исследований, с 1949 — профессор догматики в Православном институте св. Дионисия в Париже. Активный член Содружества св. Албания и прп. Сергия. Автор книг по истории богословской мысли («Мистическое богословие Восточной Церкви», «Догматическое богословие» и др.) и небольших оригинальных богословских трудов, таких, как «Боговидение», «Богословие образа», «Господство и царство» и др. В своих трудах Л. систематизировал византийскую богословскую традицию, пользуясь достижениями историко-филологических методов, выявил своеобразие восточной богословской мысли и показал ее влияние на богословскую мысль Запада. Лосский, Николай Онуфриевич (1870—1965), философ, основатель интуитивизма в России. В 1922 выслан за границу. В 1947—1950 был профессором Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Ему принадлежат труды по логике, психологии, теории познания, онтологии, этике, истории русской философии и др. Более всего известен как создатель цельной философской системы конкретного идеал-реализма, иногда называемого интуитивистским персонализмом. Эта система включает в себя интуитивизм как гносеологию («Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» и др.), иерархический персонализм как онтологию («Мир как органическое целое» и др.) и макроантропоцентризм как основание этики и эстетики («Свобода воли», «Ценность и бытие», «Мир как осуществление красоты»). Сложившись под влиянием Лейбница и Бергсона, система Л. явилась в ХХ в. единственной последовательной философской системой, по большей части согласующейся с православной церковностью. Она основана на видении мира как царства свободных и любящих друг друга деятелей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

В 1207 г. православная епископия на Кефалинии была упразднена и учреждена латинская епископия с кафедрой в крепости Агиос-Георгиос. Она подчинялась лат. архиепископу Коринфа. В 1222 г. к Кефалинийской епархии была присоединена Закинфская. Православную паству возглавлял протопресвитер, которого рукополагал греч. епископ Лефкады, а его избрание одобряли латинский епископ и правитель Кефалинии. Граф Кефалинии и Закинфа Иоанн I Орсини (1303-1317), женившийся на Марии, дочери эпирского деспота Никифора I, получил в качестве приданого Лефкаду. Их сын Николай (1317-1323), узурпировавший благодаря своему родству юж. часть Эпира, признал сюзеренитет визант. имп. Андроника II Палеолога, женился на его внучке Анне (дочери Михаила IX Палеолога) и принял Православие. Его брат Иоанн II (1323-1335), также православный и вассал Византии, в 1325 г. был изгнан с Кефалинии правителем Ахайи Иоанном, графом Гравины (сыном неаполитанского кор. Карла II Анжуйского), который подчинил графство Кефалинии и Закинфа Ахейскому княжеству. Иоанн, граф Гравины, назначил губернатором Кефалинии Вильгельма II Токко (1328-1335), женившегося на Маргарите Орсини, сестре Николая и Иоанна II. В 1336-1357 гг. титул графа Кефалинийского и Закинфского носил член неаполитанского королевского дома Роберт Тарантский. В 1357 г. он пожаловал графство Кефалинии и Закинфа сыну Вильгельма II Токко Леонардо I. Упоминаемый в 1362 г. в источниках Кефалинийский еп. Иоанн, видимо, являлся титулярным архиереем. В 1452 г. (по др. сведениям, в 1449) граф Кефалинии и Закинфа Леонардо III Токко объявил о восстановлении на островах правосл. епископии (подчиненной Коринфскому митрополиту), что было подтверждено в 1463 г., когда на кафедру был поставлен известный своей ученостью Герасим (Ловердос) с титулом епископа Кефалинийского, Закинфского, Итакского и Строфадского. Он скончался в 1519 г. в возрасте 120 лет. Кафедра лат. епископа была перенесена в Закинф. Еп. Герасим, а затем его сын Афанасий и внук Софроний управляли епархией из своего родного с. Кондойенада. В 1545 г. паства просила перенести епископскую резиденцию в крепость Агиос-Георгиос. Хотя эта просьба была одобрена венецианским сенатом, до кон. XVI в. епископы не жили в крепости.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

В нояб. 1944 г. Ученый совет Московского архитектурного ин-та присудил З. степень кандидата архитектуры за дис. «Даниэле Барбаро и его комментарий к Витрувию»; в янв. 1946 г. З. защитил докт. дис. «Архитектурная теория Л.-Б. Альберти» (опубл. полностью в 2001). С 1945 г. и до конца жизни З. работал в Ин-те истории естествознания (ИИЕ АН СССР, в 1953 реорганизован в Ин-т истории естествознания и техники, ИИЕТ). Научные интересы З. сосредоточивались в основном на истории физико-математической мысли античности, средневековья, эпохи Возрождения, XVI-XVII вв. В 40-х гг. с работой в ИИЕ он совмещал работу в Ин-те истории и теории архитектуры, где написал труд, посвященный архитектуре Византии и зап. средневековья, а также преподавал в Академии архитектуры и Московском архитектурном ин-те. Его перу принадлежат получившие европ. признание труды по истории философии и науки: «Леонардо да Винчи: 1452-1519» (1961, пер. на англ. и болг. языки), «Аристотель: Человек, наука, судьба наследия» (1963), «Развитие атомистических представлений до нач. XIX в.» (1965). З. перевел на рус. язык и прокомментировал трактаты парижских номиналистов XIV в. (Николая Орема, Жана Буридана, Томаса Брадвардина), соч. Данте Алигьери «Монархия», «Метафизические начала естествознания» И. Канта. З. исследовал труды классических авторов в эстетическом, научном и техническом планах, сочетая биографическое изложение с историческим анализом концепции. По возможности он стремился проследить историю развития идей в широком диапазоне - от античных произведений до сочинений на древнерус. языке, уделял большое внимание изучению особенностей научной терминологии. Ряд работ З. посвящен истории русской книжности: изучению слав. перевода «Источника знания» Иоанна Дамаскина, рус. переводам и переработке сочинений Аристотеля в XVII в., истории влияния идей испанского мистика XIII в. Реймонда Лулли в России, древнерусским философским трактатам XV в., произведениям М. В. Ломоносова, рус. литераторов XIX в. (Д. В. Веневитинова, Н. М. Языкова, Л. Н. Толстого).

http://pravenc.ru/text/200103.html

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Леонардо да Винчи (1452–1519) 1 произведение Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения. Его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в 15-летнем возрасте в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В мастерской Верроккьо Леонардо да Винчи получил многогранное образование, которое включало живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. В настоящее время картины, написанные Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков) хранятся в Лувре (Франция), в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях и других музеях. В замке Кло-Люсе находится музей, где хранятся модели различных изобретений, воссозданных по проектам Леонардо да Винчи. Прочее Популярное Сейчас в разделе 34  чел. Всего просмотров 1.3 млн. Всего записей 1129 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/avtor/leonardo-da-v...

«И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин. 8, 11 ), – говорит Христос женщине, взятой в прелюбодеянии. Мытаря, смирившегося и из глубины сердца возопившего: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» – оправдал Христос, и мытарь «пошел оправданным в дом свой» более, чем фарисей ( Лк. 18, 13–14 ). О плачущей блуднице Он говорит: «прощаются грехи ее многие» ( Лк. 7, 47 ). Разбойнику, покаявшемуся на кресте, говорит: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23, 43 ). Царя Давида, покаявшегося в грехах своих, простил, и когда Давид сказал: «согрешил я пред Господом» ( 2Цар. 12, 13 ), Господь снял с него его грех. Манассию, беззаконновавшего и обратившегося, помиловал ( 2Пар. 33, 13 ). После всего этого читай притчу о блудном сыне и рассуждай, как преблагой отец еще издали с радостью увидел его, и мил ему был возвратившийся сын... Так Бог, Отец Небесный, с любовью принимает кающегося грешника и Ангелам велит радоваться об обращении его. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15, 10 ). Четии Минеи преисполнены «образами» покаявшихся грешников, получивших Божие милосердие ( 104, 1438–1439 ). Дух Святой творит покаяние в душе через Свое святое слово ( 104, 1447 ). Не может быть истинного покаяния без познания, ощущения и признания своей немощи, греха, бедности и окаянства. Все это познается и ощущается из Закона и законной клятвы (вины перед законом). Поэтому всякому, хотящему истинно каяться, нужно вникнуть в Закон и поставить свою совесть против Закона и рассмотреть, в чем закон ее обличает и стесняет; в такой стесненности, то есть чувствуя вину перед законом и гнев Божий против сделанных грехов, нужно верой прибегать ко Христу и искать милостивого избавления от гнева Божия и наказания, следующего за гневом ( 104, 1452 ). Покаяние невозможно без искоренения самолюбия ( 104, 1452 ). От истинного богопознания происходит истинное покаяние ( 104, 1454 ). Познание святости Божией учит нас очищать себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор. 7, 1 ), если хотим иметь общение с Ним. Ибо осквернившемуся греховными пороками невозможно иметь общение с Ним – самой чистейшей святостью: «Бог есть свет (по учению апостола), и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1, 5 ). Этим порождается истинное покаяние в грешнике, через которое он приходит к святейшему Богу и получает общение с Ним по вере, оправдание от греховных скверн и тщательное наставление в добродетельном христианском житии ( 104, 1454 ). Размышление о смерти, о Христовом Суде, Небесном Царствии и вечной муке приводит к покаянию ( 104, 1460 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010