Живопись сменившего Боррасу на позиции лидера каталонской школы Берната Мартореля (упом. в 1427-1452) менее эмоциональна и более гармонична. В 1430 г. он возглавил барселонских художников. Автор набросков, миниатюр, алтарей, рам и бордюров, он стал изготовителем художественных образцов для всей территории Арагонского королевства. Но в целом его искусство оставалось тем же парадоксальным сочетанием передового и консервативного, что и у его старшего современника. Так, в «Ретабло св. Марии Магдалины», сделанного для одной из сельских церквей (ныне в Музее диоцеза в Вике), мастер использует живописный готический стиль и вместе с тем меняет схему группировки алтарных досок в поисках др. порядка, менее иерархичного и более естественного для взгляда. Но лучше всего оценить своеобразный стиль испан. готики, к-рая объединила крайне экспрессивную ломаную форму, определяющую содержание образа, и описательную изысканность миниатюры, позволяет полиптих «Преображение» (1445-1452). Он был создан по заказу еп. Симо Сальвадора для кафедрального собора Барселоны. Сцены вокруг центральной панели принадлежат к лучшим произведениям Мартореля. В композициях «Христос и самаритянка», «Христос и хананеянка», «Умножение хлебов» и «Брак в Кане Галилейской» видно, как мастер «обогащает свою тщательную манеру письма рядом порожденных временем новшеств - стремлением к пространственности, объемности фигур, индивидуализации персонажей и изображению среды» ( Каптерева Т. П. Испания. История искусства. М., 2003. С. 202). Марторель отказался от иерархии в композиции, к-рая отныне строится по единственному принципу - varietas (разнообразие): фигуры демонстрируют человеческие типажи, костюмы, позы. В испан. ретабло XV в. с максимальной наглядностью проступает дуализм мышления и образов, когда над реалистическими приемами господствует плоскостный принцип изображения. Пространство у Мартореля строится следующим образом: 1-й план обретает элементы трехмерности, но 2-го плана нет, его заменяет узорчатый золотой фон, в результате пространство остается 2-мерным.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Начиная с ноября 1452 года, в защите Константинополя активное участие принимали венецианцы, чьи корабли на Босфоре также подвергались нападениям турок; кроме того, они пытались убедить и другие западные державы оказать помощь Византии. Благодаря их усилиям король Арагон и папа Римский отправили в Константинополь несколько кораблей с оружием и продовольствием. Зимой 1452-1453 года султан начал подготовку к нападению на город, а Константин приступил к укреплению обороны. Атака на Константинополь началась в апреле 1453 года одновременно с моря и с суши. Осознавая неизбежность поражения, император предложил султану мир, однако условия, выдвинутые в ответ (Константин должен был гарантировать Мехмеду безопасный вход в город, а сам покинуть его и удалиться на Пелопоннес), оказались неприемлемы. Через несколько дней султан обратился к жителям Константинополя с предложением сдаться и либо покинуть город, либо согласиться на выплату большой ежегодной дани, однако Константин отказался принять это предложение . Он также отказался покинуть город, как советовали ему сенаторы и патриарх. " Моё бегство может быть для меня благоприятным,- ответил он, - но я не могу уйти. Как я могу бросить храмы нашего Господа, престол и мой народ в такой беде? " . 28 мая император произнёс последнюю речь перед жителями города; ее наиболее достоверный текст сохранился в послании лат. архиеп. Лесбосского Леонардо к папе Николаю V . После падения Константинополя ходило множество неправдоподобных слухов о месте и обстоятельствах гибели Константина Палеолога, о судьбе его останков и спасении его сыновей, которых в действительности не существовало. Свидетели захвата города рассказывали, что Константин якобы в отчаянии просил кого-то из соратников заколоть его мечом, а когда тот отказался, был затоптан ворвавшимися в город турками . Согласно версии, переданной кардиналом Исидором в послании к Виссариону Никейскому, а затем вдохновившей историков Дуку и Халкокондила, Константину после смерти отсекли голову, преподнесли её султану, а тот подверг её множеству поношений и взял с собой в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция) .

http://drevo-info.ru/articles/13680346.h...

Здесь в адрес императора был произнесен панегирик, в к-ром утверждалось, что К. пережил мистическое видение. После гибели Максимиана К. возвращался с войском из Арелата к Рейну и, получив известие об очередной победе над германцами, остановился, чтобы посетить «прекраснейший в мире» храм Аполлона (вероятно, в Немавсе, ныне Ним, Юж. Франция). В храме К. явились Аполлон и Виктория, возложили на него лавровый венок триумфатора и предсказали ему процветание и долгое правление (XII Panegyrici latini. VI (7). 21. 4-6). С этого момента К. увидел в Аполлоне своего покровителя, к-рый должен привести его к власти над всем миром. На монетах, выпущенных К. совместно с имп. Лицинием в 313 г., Аполлон был представлен рядом с ним как тень императора. Аполлон отождествлялся с Sol Invictus - солярным верховным богом, культ к-рого широко пропагандировался в империи еще в III в. и к-рый появился на монетах К. уже ок. 308 г. Монеты имели девиз: «Soli Invicti Comiti» (Предводителю Непобедимому Солнцу). С этого времени изображения традиц. богов постепенно исчезают с монет К., но Sol Invictus будет сохраняться до сер. 20-х гг. IV в. Видение (сон) имп. Константина Великого. Роспись ц. Сан-Франческо в Ареццо. 1452–1466 гг. Худож. Пьеро дела Франческа Видение (сон) имп. Константина Великого. Роспись ц. Сан-Франческо в Ареццо. 1452–1466 гг. Худож. Пьеро дела Франческа Сведения о видении К. 310 г. отрывочны, но все же позволяют представить это событие в необходимой полноте. Оно неоднократно привлекало к себе внимание исследователей; оценка его значения в жизни К. до сих пор остается предметом споров ( Orgels. 1948; Rodgers. 1980; Barnes. 1981. P. 36-37; Barcelo. 1988; Elliott. 1996. P. 50-53; Drake. 2000. P. 181-183; Odahl. 2004. P. 94-95). Одни исследователи отвергают достоверность видения 310 г. и считают его вымыслом панегириста, а видение 312 г. действительно важным событием. Другие высказывают противоположную и столь же радикальную т. зр., что рассказы о видениях К. 310 и 312 гг. относятся к одному и тому же событию, которому писатели-христиане лишь придали новый смысл ( Gr é goire.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

С апреля по август 1452 г. османские инженеры с поразительной быстротой возвели на европейском побережье Босфора, в одном из самых узких мест, мощную крепость Румели-Хиссар. С другой стороны пролив уже стерегла выстроенная при Баязиде I цитадель Анатоли-Хиссар. Теперь батареи турок держали под прицелом весь Босфор, и ни один корабль без ведома султана не мог пройти к Константинополю из Черного моря, Геллеспонт же стерег мусульманский флот. Император, протестуя против строительства крепости на греческой территории, направил Мехмеду посольство, но совершенно напрасно. «Я могу делать все, что мне угодно, – с явным презрением ответил Фатих грекам. – Оба берега Босфора принадлежат мне, тот восточный – потому что на нем живут османы, а этот западный – потому что вы не умеете его защищать. Скажите вашему государю, что если он еще раз вздумает прислать ко мне с подобным вопросом, я велю с посла живьем содрать кожу» т. III, с. 294]. Первой силу орудий Румели-Хиссар ощутила на себе итальянская эскадра, не пожелавшая подчиниться приказу спустить паруса. Часть кораблей прорвалась, но самая крупная галера венецианцев, получив несколько каменных ядер, затонула, все спасшиеся моряки во главе с капитаном были казнены. Снабжение столицы греков продовольствием султан мог прервать в любой момент. В конце августа он лично осмотрел ее величественные укрепления и начал снаряжать армию для кампании, намеченной на следующую весну. В Константинополе готовились к отпору захватчикам. Город запасался хлебом, дровами и оружием, спешно чинились стены и башни. Осенью 1452 г. василевс начал переговоры с папой Николаем V. К императору явился папский посланник, ловкий кардинал Исидор Русский, но без солдат, только со своей небольшой охраной. Запад не торопился реально помочь Византии, лишний раз не желая тратиться. Мысль о возможном падении Константинополя казалась в Риме, Париже, Лондоне или Венеции абсурдной, настолько все свыклись с его незыблемостью. Помощь, конечно, готовились прислать, но немного и позже. Фактически она не была готова даже тогда, когда город был взят. Не выделили войск брату и морейские деспоты. Лишь отчаянный генуэзец Джованни Джустиниани Лонг привел семьсот добровольцев на двух галерах, и Константин XII пообещал ему остров Лемнос, если столицу удастся отстоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

нашествия на Балканы. В борьбе папы и Собора он занял нейтральную позицию. После смерти Альбрехта курфюрсты избрали королем герц. Штирии, Каринтии и Крайны Фридриха III Габсбурга (1440-1493; император c 1452), короновавшегося в 1442 г. Периферийное положение и слабость его наследственных земель обусловили неустойчивость его положения в империи, необходимость искать компромисса с князьями. Фридриху III удалось получить опеку над малолетним наследником домениальных владений Альбрехта Австрийского Владиславом († 1457), провозглашенным королем Венгрии и Чехии. В целом правление Фридриха III характеризовало ослабление центральной власти в империи. Он не смог подавить княжеские междоусобицы и феодальные войны в Г. (в 1443-1445 между арманьяками и швейцарцами, в 1448-1453 между Гогенцоллернами и имперским г. Нюрнбергом, в 1444-1449 и 1450-1456 в Кёльнском курфюршестве), несмотря на провозглашенный имперский мир (Reformatio Friderici, 1442). Приняв сторону папы против Базельского Собора (1445), Фридрих III при поддержке советника Энеа Сильвио Пикколомини (впосл. папа Пий II ) заключил с Римом Венский конкордат (1448), определивший отношения Церкви в Г. и папства до 1806 г. Во время похода в Италию был коронован императором (1452). На рубеже 70-х гг. внешнеполитическое положение империи ухудшилось из-за натиска турок на Штирию, Матьяш Хуньяди занял Моравию, Силезию и Лужицкие земли, на западе усилилось давление бургундского герц. Карла Смелого (уже его отец Филипп Добрый приобрел имперские лены - графства Бургундию, Брабант, Лимбург, Голландию, Зеландию, Геннегау (Эно) и др.; Карл Смелый прибавил к ним Гельдерн и владения в Эльзасе). В 1473 г. в Трире между Карлом Смелым и Фридрихом III состоялись переговоры о наделении Карла королевским титулом и о браке сына Фридриха Максимилиана с наследницей Карла Марией; в 1475 г., после поражения Карла от имперских войск в борьбе за рейнские земли, бургундский герцог согласился на брак. В войне Карла со Швейцарским союзом имперские князья поддержали швейцарцев, в 1477 г.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУТЕНБЕРГ [нем. Gutenberg] Иоганн (ок. 1400, Майнц - 3.02.1468, там же), нем. изобретатель европ. способа книгопечатания. Происходил из знатного городского рода г. Майнца - Генсфлейш. В 1420 г. семья Г. была изгнана из города в результате противостояния патрицианских родов и ремесленных цехов и обосновалась в Страсбурге, где Г. жил в 1434-1444 гг. В 30-х гг. XV в. занимался разными ремеслами - ювелирным делом, изготовлением зеркал, а также изданием ксилографических книг, печатаемых с деревянных досок. Вероятно, учился в ун-те; о полученном Г. специальном образовании ничего не известно. Ок. 1447 г. Г. вернулся в Майнц. В авг. 1450 г. заключил договор с богатым горожанином И. Фустом об оснащении печатной мастерской. В 1452 г. в качестве подмастерья к товариществу Г. и Фуста присоединился П. Шеффер из Гернсхайма, служивший в 1449 г. переписчиком (каллиграфом) в Парижском ун-те. Шеффер, талантливый рисовальщик, улучшил шрифт, сделав его красивее, изящнее, и усовершенствовал способ отливки букв, начав изготовление пунсонов из стали. Доходы от нового предприятия были невелики, что послужило причиной разрыва. По т. н. Хельмаспергеровскому нотариальному акту (от 6 нояб. 1455) предметом тяжбы Г. с Фустом из-за «книжного дела» ( Werk der B ü cher ) служили типография и готовый типографский набор т. н. 42-строчной Библии. Суд обязал Г. возвратить набранную книгу и инструменты Фусту, а мастерскую оставил за Г. Обе типографии продолжили работу в Майнце. Фуст и Шеффер без участия Г. издали Псалтирь (1457). Г. составил новое товарищество с К. Гумери. Боясь преследования кредиторов, Г. не ставил свое имя на печатавшихся книгах. В 1462 г. обе типографии, выпуская воззвания одной из сторон, приняли участие в междоусобной войне между архиеп. Майнцским Дитером фон Изенбургом, впавшим в немилость к папе Римскому Пию II , и гр. Нассау Адольфом, к-рому папа передал Майнцское архиеп-ство. После взятия города 28 окт. 1462 г. Адольфом, гр. Нассау, к-рого поддерживал Г., типография Фуста и Шеффера была разгромлена. По заключении мира (18 янв. 1465) в благодарность за поддержку новый архиепископ принял Г. на службу. С этого времени он жил в резиденции архиепископа в Эльтвилле близ Майнца, куда перевез и типографию. Г. похоронен в Майнце, на кладбище доминиканского мон-ря; место захоронения неизвестно.

http://pravenc.ru/text/168436.html

Рубрики Коллекции Леонардо да Винчи: «Поклонение волхвов» 13 мин., 01.01.2019 Поделиться «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи – одна из самых популярных живописных работ на Рождественскую тему. Леонардо не закончил ее, как, впрочем, и многие другие свои картины. Несмотря на это, «Поклонение волхвов» - важная веха для эпохи Возрождения, практически прорыв. Почему? Дело в том, что Леонардо да Винчи использовал здесь приемы, которые позволяют зрителю испытать ощущение присутствия, почувствовать себя среди волхвов. Каким образом это происходит, как Леонардо открывал законы живописи и какова была судьба мастера до и после «Поклонения волхвов», - об этом и многом другом рассказывает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис. Тимофей КИТНИС «Поклонение волхвов» Леонардо писал в тот период, когда жил во Флоренции. В этом городе он начал формироваться как художник. Там правила династия Медичи, которую в то время возглавлял Лоренцо Великолепный. Нельзя сказать, чтобы отношения Леонардо да Винчи с ним сложились блестяще. Что, кстати, во многом определило дальнейшую судьбу художника и повлияло на его переезд в Милан. Впрочем, обо всем по порядку. Где вырос Леонардо Будущий гений родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, в горах. Здесь по сей день показывают дом, где это произошло. Анкиано расположено близ городка Винчи, который и дал прозвище художнику. О рождении мальчика сохранилась запись его деда, который, судя по всему, был очень рад, когда у него наконец-то появился первый внук. Родился Леонардо в незаконном браке. Мать его была крестьянкой, отец, Пьеро да Винчи – нотариусом, довольно уважаемым и интересным человеком. Он скопил приличное состояние, дожил до 77 лет, четыре раза был женат. В общей сложности у него родилось двенадцать детей, причем последний появился на свет, когда Пьеро было уже 75 лет. Леонардо же был старшим. Отец официально признал его. Первые три года мальчик жил со своей матерью, и потом, когда отец забрал его к себе в дом, очень тяжело переживал разлуку с ней. Крестили Леонардо во Флоренции, в базилике Святого Креста, очень известном месте. Здесь на протяжении веков были похоронены выдающиеся люди города – Макиавелли, Галилей и многие другие, здесь было устроено место для могилы Данте. И здесь же, в Санта-Кроче, находится та самая купель, где крестили Леонардо да Винчи. Крещение совершалось открыто, а это значит, отец не просто признал сына, но даже счел нужным эффектно показать его публике.

http://foma.ru/leonardo-da-vinchi-poklon...

(Варлаам, Палама и приверженцы их). Заключительный отдел Синодика, – Общий взгляд на полемику между Г. Паламой и Варлаамом. 1) Философское направление Варлаама: диалог «Флорентий». – Хронологические данные. – Значение диалога. – Изучение астрономии. – Византийская и западно-европейская философия. – Подрыв авторитета Аристотеля. – Состояние изучения философского движения в средние века. – Характеристики направления и учения Варлаама: Нила, Филофея, Кантакузина, Христодула и др. – Связь философских учений с догматикой. – Мнимый ученик Варлаама Акиндин. – Трактат о «существе и энергии». – Общие заключения о направлении Варлаама. – 2) Миссия Варлаама на Запад и переговоры об унии. – Политические взгляды Варлаама, на основании ею речей и записок, представленных папе. – Уния с точки зрения римской курии: документ 1452 года. – Сношения Варлаама с учеными итальянцами Перуджино и Петраркой, – Роль Варлаама в возбуждении интереса к эллинским занятиям: Л. Пилат и Боккачио. – 3) Философские проблемы в приложении к догматике. – Недостаточность ц односторонность известий о начале богословской полемики: свидетельства Н. Григоры, – Хронологические данные к истории полемики. – Письма Паламы. – Афонские исихасты, мессалиане. – Переписка Акиндина, бросающая новый свет на отношения между партиями. – Изложения деяний собора 1341 года. – Положение партий после собора. – Значение политических интересов в полемике. – Соборы 1347, 1351 и 1388 гг. Содержание 1. Философское направление Варлаама. 2. Миссия на Запад. Роль Варлаама в возбуждении интереса к греческим занятиям в Италии. 3. Философские проблемы в приложении к догматике.     Рассмотренный доселе отдел синодика имеет то существенное отличие, что находимые в нем имена и следы философских систем и еретических учений дают путеводную нить, по которой можно добраться до научных идей и понятий, какими жило образованное византийское общество. После XII века в изучаемом нами памятнике является длинный перерыв вплоть до тридцатых годов XIV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Мюнхене открылась выставка, посвященная Библии и истории ее печатания в Германии 12.11.2007 9 ноября в Мюнхене открылась выставка « Библия – 2007», рассказывающая об истории Библии и возникновении ее печатания в Германии . Среди выставочных экспонатов – оригинальные и редкие издания Священного Писания, выпущенные в стране в разные годы. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг из немецкого города Майнц около 1452-54 гu/изобрел книгопечатание при помощи наборного шрифта. Это изобретение положило начало норой эре в истории Библии. На выставке демонстрируются один из древних печатных станков и копия первой Библии на латинском языке, вышедшей в 1456 году из-под печатного пресса. Десять лет спустя, в Страсбурге была издана Библия на немецком языке в переводе неизвестного ученого XIV века. Немецким посетителям выставки адресованы выставочные материалы, рассказывающие о крупнейшем деятеле Реформации в Германии, основателе лютеранства — Мартине Лютере (1483 -1536), сначала ревностно изучавшем латинскую Библию, а затем создавшем (в 1522 – 1532 гг.) новый немецкий перевод Библии, обладающий высокими художественными достоинствами. Библия в переводе Лютера остается самой популярной из всех немецких Библий. Всеобщее внимание привлекло миниатюрное издание самой маленькой в мире Библии (23х30 мм), насчитывающей 1 245 страниц. Каждую ее страницу можно читать только с помощью микроскопа. Оригинально выполнена и другая книжная миниатюра (33х33 мм), содержащая тексты молитвы «Отче наш» на семи языках. На выставке также привлекает внимание простреленная пулей Библия, которая в 1922 году спасла жизнь одному молодому человеку, работавшему секретарем в Христианском молодежном обществе. По рассказу доктора Б. Кегеля, во время бандитского нападения на бюро этого Общества, Библия, находившаяся в кармане рубашки слева у сердца, остановила смертельный полет пули также на 1 245-й странице. Координатор выставки протестантский пастор Ульрих Хеес демонстрирует и так называемые «контрабандные» экземпляры Библии на русском языке, которые в годы холодной войны из Западной Европы разными путями доставляли в СССР. Среди них и так называемые миниатюрные (размером со спичечный коробок) «водонепроницаемые» экземпляры Нового Завета и Псалтири, которые арестанты могли прятать в тюрьме в самых неожиданных местах. Седмица.Ru Редакция текста от: 12.11.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3979.html

Закрыть Когда в Дрездене жил Достоевский 01.10.2021 1452 Время на чтение 7 минут Источник: блог автора Фото старого Дрездена из открытых источников " ...а русских в Дрездене такая куча, как англичан. Все дрянь народ...И боже мой, какая есть дрянь! И для чего они скитаются...» Ф. М. Достоевский. Из письма 9 октября 1870 г. Город на Эльбе понравился Ф.М. Достоевскому еще в 1862 году, когда он, совершая путешествие по Европе, посетил несколько немецких городов – Берлин, Висбаден, Баден-Баден. Через пять лет маршруты четырехлетнего скитания по Европе вновь привели писателя в полюбившийся ему Дрезден, где он жил с перерывами с 1867 по 1871 год. Причинами вынужденного выезда Федора Михайловича за границу вместе с молодой женой Анной Григорьевной послужили его неуклонно развивающаяся эпилептическая болезнь, изнуряющие денежные долги и реальная угроза попасть в России в долговую тюрьму. ...Современный Дрезден выглядит, конечно, по-другому, чем во времена Достоевского. Город, пострадавший после бомбежки во Второй мировой войне, за исключением его старой части, сильно перестроен и потому весьма видоизменился. Не сохранились не только дома, но и улицы, где в свое врем жил и бывал писатель. Известно, что короткое время Федор Михайлович жил с женой в дорогой гостинице «Stadt Berlin» на площади «Пеитагкт», снимал квартиры на улицах Johanisstrasse, Viktoriastrasse. Например, съемное жилье на Johannisstrape состояло из трех комнат: гостиной, кабинета и спальни. Федор Михайлович не только сидел за письменным столом, но и любил ходить по дрезденским магазинам, чтобы выбрать там одежду и шляпу молодой жене: " муж заставил меня, вспоминала Анна Григорьевна, примерить шляп десять и остановился на той, которая, по его словам, " удивительно ко мне шла " . Как сейчас помню ее: из белой итальянской соломы, с розами и длинными черными бархатными лентами, спускавшимися по плечам и называвшимися, согласно моде, suivez-moi " . Затем два или три дня писатель ходил по городским улицам в поисках верхней летней одежды своей жене. Анна Григорьевна писала, что она " дивилась на Федора Михайловича, как ему не наскучило выбирать, рассматривать материи со стороны их добротности, рисунка и фасона покупаемой вещи " . Достоевские ощущали в Дрездене " полосу безмятежного счастья: не было денежных забот (они предвиделись лишь с осени) " , вспоминала Анна Григорьевна.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/01/kogda_...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010