Закрыть «Надо объединять молитвенные усилия и политические шаги» Протоиерей Андрей Ткачев о пребывании Даров волхвов в Киеве и политическом кризисе на Украине 01.02.2014 1452 Как сообщалось , 30 января завершилось пребывание Даров волхвов в Киеве. Святыня находилась в столице Украины с 24 по 30 января в Стефановском приделе Успенского собора Киево-Печерской лавры. За эти дни к ней смогли прикоснуться 280 тысяч богомольцев. О значении этого события рассуждает в интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев . По моему убеждению, такие события - это повод увидеть в храме тех, кого мы не видим каждое воскресенье. Мы не можем однократным действием освятить нашу внутреннюю жизнь, наши повседневные события, но мы можем создать повод, чтобы помолиться с человеком, поговорить, ответить на его вопросы. Для этого, главным образом, в планах Божиих и привозят святыни. Не только, чтобы явить Божию силу, например, в исцелениях, но и разбудить в человеке интерес, внутренне побудить его к встрече со священником. Перед Церковью в лице духовников стоит вопрос, чтобы мы несколько по-другому посмотрели на привоз святынь. Какая бы святыня ни прибывала к нам, и если ожидается многолюдство, то все паломники должны быть охвачены молитвой и проповедью. Люди должны получать ответы на свои внутренние многолетние вопросы. Вот для этого всё делается, и, по-моему, так все должно рассматриваться. Конечно, всё, что сейчас делается на Украине, испорчено Майданом. В обществе наблюдается политизация и поляризация в зависимости от отношения к происходящему. Агрессия с одной стороны и как реакция - уныние с другой. Непредсказуемость ситуации вызывает множество неприятных состояний. Поэтому количество пришедших поклониться Святым Дарам было меньше, чем ожидалось. К поиску мирных решений конфликта на Украине надо подходить со всех сторон. Без политических мер ничего не решить. Просто молиться о мире не получится. Надо объединять молитвенные усилия и политические шаги. Должны быть приняты комплексные меры. Бог поможет, если люди приложат все усилия.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/01/na...

Закрыть Борьба за «Боян» Под угрозой - знаменитый русский оркестр, созданный народным артистом СССР А. Полетаевым 26.10.2018 1452 Время на чтение 10 минут В Международном фонде Славянской письменности и культуры состоялась презентация книги Сергея Скатова «Мир спасет Правда!». Журналистское расследование С. Скатова, координатора Движения «Народный Собор», председателя Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», посвящено судьбе Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», о котором мы писали не раз, и русской культуры в целом. Почему расследование? А потому, что невозможно найти здравый ответ на вопрос, как такое могло случиться, что увенчанный лаврами коллектив, которому до самой перестройки стоя аплодировали западные слушатели, не говоря о земляках, под руководством создателя и бессменного худрука-дирижера, профессора, народного артиста СССР Анатолия Полетаева, творчеству которого посвящены сотни искусствоведческих работ, монографий и книг, в год своего 50-летия был тихо «реорганизован», а правильнее сказать, уничтожен. Но напомним читателю предысторию. Анатолий Полетаев, уроженец Воронежа, окончивший Гнесинку по классу баяна и дирижирования, оказался баянистом милостью Божьей: со 2-го курса (1955 год) - штатный артист Москонцерта, на 3-м записывает в Париже первую грампластинку, в 1957-м -обладатель Золотой медали на конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве , а через год Золотую медаль баянисту вручит император Эфиопии, пораженный его виртуозной игрой. Именно в это время Полетаев проявляет себя новатором - изобретает «пятипальцевую аппликатуру» игры на баяне, защитив специальный диплом-реферат. Учеба в аспирантуре, преподавание в консерватории города Горького (ныне Нижний Новгород), создание там кафедры народных инструментов, мировые гастрольные турне, новые конкурсы и медали - все говорило о том, что Анатолий Полетаев из тех самых «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», о которых писал Ломоносов, и которых надо ценить на вес золота. Благо, что талантливые люди, с которыми сталкивала Полетаева судьба, примечали в нем этот дар от Бога и помогали в пути.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/27/b...

Первым шагом К. П. в Мистре стало восстановление оборонительной стены (Гексамилиона) на Коринфском перешейке. Работы были завершены в марте 1444 г. Известно послание Виссариона Никейского к К. П., в к-ром тот поздравил его с завершением работ и предложил для повышения обороноспособности деспотата перенести столицу Пелопоннеса из Мистры на Коринфский перешеек. Укрепив оборону Пелопоннеса, К. П. в 1444 г. вторгся в Аттику, занял Афины и Фивы, находившиеся в это время под властью флорентийской династии Аччаюоли, платившей дань султану; в 1445 г. К. П. при помощи войск, присланных герц. Бургундским Филиппом III, продолжил наступление на Центр. Грецию и дошел до Фессалии. Успехи К. П. вызывали беспокойство как на Западе (источники сообщают о притязаниях кор. Арагонского Альфонса V на захваченные К. П. Афины и Фивы), так и на Востоке. 27 нояб. 1446 г. султан Мурад II вместе с изгнанным К. П. афинским герц. Нерио II Аччаюоли с большим войском (по сообщениям историков, от 50 до 60 тыс. чел.) вступил под Гексамилионом в бой с объединенным войском К. П. и его брата деспота Фомы. Султан отверг предложения К. П. заключить мирный договор (переговоры вел Георгий Халкокондил, отец историка Лаоника Халкокондила), К. П. и его брат смогли спастись бегством, но греч. войско было разбито, а Гексамилион разрушен к 10 дек. ( Chalcocond. Hist. T. 2. P. 112-119). Тур. войско продолжило наступление на Пелопоннес, однако не дошло до Мистры. Тем не менее разрушения и людские потери были столь значительны, что К. П., не получив помощи от зап. союзников, был вынужден признать свое поражение, принял обязательства платить ежегодную подать султану и никогда не предпринимать попыток вновь отстроить Гексамилион. Состояние дел на Пелопоннесе в последние годы правления К. П. подробно описано итал. гуманистом Кириаком из Анконы (1391-1452), посетившим его в июле 1447 - февр. 1448 г. Кириак, прибывший на Пелопоннес с целью изучить спартанские древности, был принят при дворе К. П., где познакомился с Лаоником Халкокондилом и философом Георгием Гемистом Плифоном.

http://pravenc.ru/text/2057056.html

По крайней мере, в мировом геополитическом раскладе, если рассматривать таковой, Россия больше всего является страной именно Севера (северо-восток Европы, а затем и север Азии), а не Запада и/или Востока (о чем обычно спорят) или, тем более, Юга. Северное не только географическое, но и духовное происхождение Руси особенно важно понимать именно сегодня, когда мировое противостояние Север-Юг начинает превалировать над противостоянием Запад-Восток, хотя основным содержанием русской истории предыдущих веков определялось противоречием Запад - Восток. С крещением Киевской Руси в 988 году наступает второй период: XI - XII века - период становления северного православия, русской святости (первые русские святые: князья Борис, Глеб, Игорь). Именно в этот период в течение нескольких поколений и именно после принятия Православия на огромных просторах, под властью князей - рюриковичей, формируется русская нация, единое государство, объединившее в разной степени разнородные, до того постоянно враждовавшие племена. И величие этого процесса объединения и становления проявилось в весьма характерном для этого периода большом числе святых из княжеского рода. Именно в этот период при св. князе Андрее Боголюбском и была создана церковная белокаменная архитектура Владимиро-Суздальской Руси и ее символ храм Покрова на Нерли. Третий период: XIII - XIV века и половина XV - ого (1238 - 1452 г.г.) - это тяжелый период русского пути в мировой истории под гнетом татаро-монгольского ига, определившего восточный вектор русской истории. В этот период и начинается языковое расхождение между восточно-русскою (подпавшей под монгольское нашествие) и западно-русскою (захваченной Литвой) частями русского народа. Борьба с татаро-монгольским игом, с одной стороны, надолго отделила русскую историю от европейской, а с другой стороны, спасла Европу от нашествия новых гуннов, чем способствовала ей создать ту европейскую культуру Нового времени, освоение и преодоление которой и составит основное содержание последующей русской истории. Для этого периода также характерна традиция русской святости среди князей. Всего на Руси было канонизировано около 50 князей и княгинь (князей равноапостольных, князей - иноков, князей страстотерпцев и князей, прославленных своим общественным служением). Освобождение от татаро-монгольского нашествия завершилось в последствии в освоении Татарии-Сибири, которой и прибывало могущество государства Российского, по слову Ломоносова, в последующие века.

http://zavet.ru/book/08rus/001/001.htm

" Когда царица Савская приехала в Иерусалим, она сразу же поспешила к Соломонову дворцу. На пути ей встретился заполненный водой проток озера, с перекинутым через него кедровым стволом, служившим мостиком. То большое бревно находилось там, потому что ему не нашли никакого другого применения. Дерево недавно срубили по приказу царя Соломона, однако, сколько не старались плотники его распилить по нужному размеру, оно всегда оказывалось либо слишком длинным, либо слишком коротким для использования по какому-либо иному назначению. Это было дерево посаженное Сифом. Достигнув непокорного дерева, царица вдруг почувствовала импульс стать на колени и поклониться ему. Внутренний голос сказал ей, что на этом дереве повесят Спасителя мира. Когда царица объявила царю об этом, он позаботился о том, чтобы его спрятали в самом непредсказуемом месте. Царь приказал, чтобы его зарыли на дне этого озера. Незадолго до Христовых страстей, тот ствол неожиданно всплыл со дна озера, которое тем временем стало бассейном Пробатика (Овчей купелью). Обнаружив всплывшее древо и находя его подходящим для изготовления креста, слуги Первосвященника вытащили ствол из воды и передали его своему хозяину " (Fabrizio A. Pennacchietti, Three Mirrors for Two Biblical Ladies Susanna and the Queen of Sheba in the Eyes of Jews, Christians and Muslims. Gorgias Press 2005). Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 3 Наиболее известной живописной иллюстрацией этого рассказа является цикл фресок, которые с 1452 до 1459 гг. Пьеро дэлла Франческа выполнил в церкви Сан-Франческо в городе Ареццо на стенах апсиды. Царица Савская изображается в среднем регистре в двух сценах, расположенных на одной панели, на правой стене. В левой половине, коленопреклоненная царица на фоне пейзажа благоговеет перед большим бревном, перекинутым через поток воды. Ее окружают в молчаливом изумлении придворные дамы, в стороне ждут конюхи с лошадьми. В правой половине панели изображается встреча двух правителей в пышном Сломоновом дворце. Царица Савская, переходящая речку вброд рядом с мостиком, изображена на гравюре Бука ван дер Гоуте, XV век, и на одной фреске того же века, находящейся в соборе Святой Варвары в Кутна Гора (в прошлом Куттенберг), в Чехии.

http://pravoslavie.ru/36582.html

Из числа этих волостей в слободе некоторые сохранились и до нашего времени и значатся в числе сел и деревень Малоярославецкого уезда; таковы например селы Вепрея, Сепрун, Терехово, а другие, как например: Маковец и Бубол находятся в пограничных Тарусском и Боровском уезде. А из этого легко усмотреть, что г. Лужа, существовавши, как мы видели, одновременно с Ярославцем, находился неподалеку от него на той же речке Луже, от которой вероятно и заимствовал свое название, а в конце XV века он должен был уступить свое значение, как центрального города этой местности, Ярославцу 4 . В последний раз г. Лужа упоминается по древним актам в духовной грамоте (писанной около 1452 года) княгини, инокини Евпраксии 5 , вдовствующей супруги князя Владимира Андреевича; из этой грамоты видно, что княгиня Евпраксия пережившая всех своих сыновей, при жизни своей, согласно завещанию мужа, оставалась владетельницей г. Лужи, а в этой грамоте распоряжается Лужевскими волостями, как своею собственностью: «а внука своего благословляю князя Василья Ярославича в Луже селы: Юрьевское з деревнями и з Деготским, Осеньевским, Аврамовским, Михалковым, Миседским, Сосновским и з деревнями и что с тем селом потягло». Далее княгиня упоминает, что на её «вотчинки Луже» состоит долгу 500 рублей «и Господин мой Князь Великий (Василий Васильевич) вотчиньку мою Лужу взял, а дал внуку моему, а долг мой взялся заплатить; и внук мой князь Василий (Ярославич) лужевского долгу заплатил 100 рублев, а за ним ея остало 400 рублев; и господин мой князь Великий Василий Васильевич пожаловал бы взял то серебро на внуке моем на князе на Василие, да дал бы то серебро снохам моим, и снохи мои должником заплатят, а с мой души сведут» 6 . Надобно полагать, что и Ярославец также перешел к Василию Ярославичу по наследству от отца его князя Ярослава Владимировича, скончавшегося еще в 1426 году, и, вероятно по тогдашней незначительности своей, не упоминается отдельно в договорной грамоте этого князя с Великим Князем Василием Васильевичем, писанной около 1448 года, где говорится лишь об одной Луже: «а што удел деда моего Княж Володимиров Андреевича Серпухов с волостьми, Боровск с волостьми, Лужа с волостьми, Хитун с волостьми и того ти Господин Князь Великий, всего подо мною блюсти и боронити, а не обидети ни вступитися, и твоим детем и под моими детьми» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

3 В этом описании мало неточностей; но мы составили бы себе слишком узкое, одностороннее понятие о древнерусском празднике, если бы стали представлять его в подобных поверхностных чертах: а таковы почти все изображаемые иностранцами картины древнерусского быта. Поэтому в настоящем обзоре мы ограничимся иностранными известиями только о тех сторонах древней России, изображение которых наименее могло потерпеть от произвола личных суждений писателей: таковы их географические сведения об области Московского государства, описание некоторых сторон и явлений государственной жизни, известия о материальных средствах страны и т. п. И в этой области остается еще много неточных, сбивчивых показаний, по крайней мере, здесь эти показания отличаются большею полнотой, и мы имеем больше возможности проверить их известиями из других источников. Московское государство долго не обращало на себя внимания западной Европы, не имевшей с ним никаких общих интересов. Только со второй половины XV века, т. е. с того времени, когда окончилось образование государства, начинает оно завязывать слабые, часто порывавшиеся сношения с некоторыми западноевропейскими государствами. Потому от XV века мы имеем немногие краткие заметки о нем от иностранцев, случайно попавших в Россию и остававшихся в ней очень недолго. Но скоро разные исторические обстоятельства подали повод к более близким и частым сношениям между Москвой и некоторыми западноевропейскими дворами, – и, начиная со времени княжения Василия Иоанновича, идет длинный ряд более или менее подробных описаний Московского государства, составленных или по непосредственным наблюдениям людьми, приезжавшими в Московское государство с разными целями, преимущественно в качестве послов, или по рассказам других путешественников. Описания, которыми мы пользовались, относятся к трем столетиям; XV-мy, XVI-мy и XVII-мy; вот их перечень в хронологическом порядке, в каком приводит их Аделунг. 4 Век XV 1412 и 1421 . Voyages et ambassades de Guillebert de Lennoy. Mons, 5 Фламандский рыцарь, служивший в Пруссии и Ливонии (род. 1386, † 1452). В 1413 посетил Новгород. Издан Лелевелем в 1844 г. с 1436 . Иоасафа Барбаро, дворянина венецианского, путешествие к Дону (в Азов). 6 1476 . Путешествие Амвросия Контарини, посла Венецианской республики, к Уссун-Гассану, царю персидскому, в 1473. 7 Век XVI 1517 . Mathiae a Michovia: Tractatus de duabus Sarmatiis Asiana et Europiana et de contends in eis. 8 1517 и 1526 . Rerum Moscoviticarum commentarii, Sigismundo Bibero Barone in Herberstein. Neuperg et Guetenhag auctore. 1549. 9 1523 . Письмо Альберто Кампензе о делах московских к папе Клименту VII. 10 1525 . Павла Иовия Новокомского сочинение о посольстве Василия, великого князя московского, к папе Клименту VII. 11 1525 . Moscovitarum juxta Маге Glaciale religio, а D. loanne Fabri edita. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1449 Как и в «Православии и религии будущего», отец Серафим в первую очередь представлял сначала факты, а уж потом – их толкования. В первой главе он подробно остановился на посмертных ощущениях: отделение души от тела, «встреча с другими», «о светлых существах» и т.п. Все это описывается как первые ощущения при наступлении клинической смерти, когда душа еще парит над землей и может вернуться в тело, «оживленное» врачами. Эти ощущения отец Серафим сравнил с описаниями подобных явлений у западных и восточных святых отцов, эпизодами в житиях святых, с рассказом православного серба, пребывавшего в состоянии клинической смерти около полутора суток. Вторая глава посвящена разъяснению сути «светлых существ». Отец Серафим представил учение Православной Церкви об ангелах, как святых, так и падших. В противовес теории Декарта (возрожденной в наши дни) – «все, что не принадлежит миру материи, относится к “чистому духу”» – отец Серафим вывел, что ангелы, духовные по отношению к человеку, на самом деле материальны по отношению к Богу. Лишь Бог полностью нематериален. 1450 Описав явления Ангелов и бесов (по православной литературе), отец Серафим продолжал: «До недавнего времени лишь немногие “старомодные” или “простодушные” православные верили этим рассказам буквально, и сегодня многие не верят им: столь велико современное заблуждение, что Ангелы и бесы суть “чистый дух” и не могут проявлять себя “материально”. Правда, недоверие это пошатнулось: уж больно сильно воздействуют бесы на людей в последнее время». 1451 В третьей главе, «Явление Ангелов и бесов в смертный час», отец Серафим описал, как «новопреставленный встречает двух Ангелов... Им надлежит проводить душу в загробный путь. Ангелы весьма конкретны и “материальны” и по облику, и по действиям. Обликом похожие на людей, они подхватывают “хрупкую” душу усопшего и влекут ее прочь». 1452 Глава четвертая, «Видение небес», рассказывает о впечатлениях и ощущениях неправославных христиан, язычников, неверующих, даже самоубийц, – все они утверждали, что попали в некий «рай» сразу же после наступления клинической смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Господь сказал ему: «Не бери себе жены из дочерей ханаанских» (Быт. 28:1). Ханаан переводится как «перемена». То есть «не бери себе вещей, которые изменяются. Материальные блага, почести и философия – это изменяющиеся вещи этого мира. Не берите себе этих вещей, потому что они вас обманут. Но есть то, что Я дам вам: это вечная премудрость, из которой состоит Священное Писание». Поэтому Иаков вышел из Вирсавии, что означает «колодец клятвенный» (Быт. 21:32), то есть Священное Писание. Мы пребываем в Вирсавии, исходим из нее и начинаем созерцать и идти в Харан, то есть в горняя, и посредством творений начинаем созерцание высших вещей, таких, как Троица, благость Божья и другие возвышенные вещи.  Но хотя божество не доступно человеческому познанию в этой жизни, Дионисий говорит, что посвятивший себя созерцанию восходит в некое столь возвышенное место, где более не может выразить видимое им; он лишь знает, что созерцает Бога, и, подобно Иакову, желает уснуть и остаться на месте сем в созерцании. Поскольку наш интеллект недостаточно силен, чтобы созерцать без символов и взойти столь высоко, Иаков, придя в место созерцания – которое сам он не может выразить, – взял три камня или один единственный, которые суть необходимые нам для созерцания Бога символы Трех Лица и Единой Природы; те же три камня могут означать Христа, Его тело и Его божество, которые в одном Лице. Он начинает созерцать и, чтобы созерцать, засыпает. Внезапно он видит лестницу, символизирующую Крест Христов, который есть лестница, возводящая в Рай. А ангелы, восходящие и нисходящие по Кресту Христову, чтобы помочь всем тем, кто желает взобраться в Рай, нисходят, чтобы помочь взбирающимся. Лестница восходит по семи ступеням. Взбирающемуся должно пройти эти семь ступеней, ибо Господь с высоты взывает: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас». И нет другого пути к восхождению и вхождению в Рай. Ведь Господь говорит: «Я Бог Авраама и Бог Исаака (Быт. 28:13); следуйте их стопам и их жизни; Я же желаю вести вас посредством этой лестницы. Земля, на которой ты спишь, то есть созерцаешь, – Я дам тебе ее и семени твоему, если ты прежде проследуешь по этой лестнице в бедах, а затем получишь утешение». Итак, ныне да начнем свое восхождение по лестнице. Пойдем же, ведь, истинно, Страсти Христовы будут учить нас на каждом шагу.

http://bogoslov.ru/article/6028209

В Сиене Д. исполнил серию рельефов для баптистерия, показав безупречное владение перспективой (напр., «Пир Ирода», 1427,- более простой по композиции, нежели «Пир Ирода», 1441, Музей Викар в Лилле). В Риме среди прочего Д. сделал надгробие Джованни Кривелли, архиеп. Аквилеи (1433, изображение полустерто), установленное в ц. Санта-Мария ин Арачели. Во Флоренции выполнял лепные работы в ризнице ц. Сан-Лоренцо (1433-1443, 4 медальона в парусах свода с сюжетами о евангелистах, бронзовые врата). Фоны простых по композиции сцен с изображениями апостолов, мучеников, исповедников пластически и эстетически нейтральны, близки к античному пониманию пространства ( Panofsky. 1971. P. 10-11). Пребывание в Падуе (1443-1453) связано с работами Д. в соборе Сан-Антонио (Иль Санто; 1447-1450) и созданием конного монумента (1443-1453) кондотьеру Эразмо да Нарни, прозванному Гаттамелатой. Возможно, Д. имел связи с влиятельным в Падуе в XV в. орденом францисканцев и был приглашен попечительским советом миноритского собора Сан-Антонио, для к-рого им был исполнен большой, свободно стоящий алтарь (1485-1552; разобран в XVII в., существует его краткое описание у Микеле Санмикели). Его наиболее достоверная реконструкция создана по аналогии с главным алтарем ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне, спроектированным Андреа Мантеньей (1456-1460), и алтарем падуанской ц. Эремитани (1452-1453; работа ученика Д.- Джованни да Пиза), в котором использованы принципы антикизированного архитектурного обрамления алтаря Кавальканти. Для алтаря Иль Санто было отлито 7 фигур: Богоматерь с Младенцем по типу Маэста и предстоящие святые. Фигура Богоматери на троне выполнена в виде единого блока. С Младенцем в руках, Она словно преодолевает тяжесть одеяния, но воспринимается легко отделяющейся от массивного трона. Ее голова увенчана короной с изображением херувимов. Новаторская концепция алтаря утвердилась в качестве образца в живописи (т. н. sacra conversatione у Дж. Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Перуджино, фра Бартоломео, Рафаэля, Андреа дель Сарто и др.); в Сев. Италии этот тип изображения пришел на смену готическому полиптиху.

http://pravenc.ru/text/178923.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010