МАКАРИЙ (Матфей; † после 1481), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)лушицкий, 3-й игумен МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, диакон, в Дальних пещерах почивающий МАКАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий МАКАРИЙ (Мирон; † 28.06.1636), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Красногорский МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (Головин) († не ранее 1684), прп. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_32.html

Однако здесь монахи наши принимали на себя делать и нечто такое, что не лежало на их прямой обязанности и что, имея для нас великую важность, налагает на нас долг личной глубокой им благодарности: Разумеем то, что если не в продолжение всего периода наши летописи ведены были монахами, то первоначальная летопись была написана одним из них. Русские монахи в монастырях греческих и русские монастыри в Греции. Наше русское монашество было воспроизведением монашества греческого; следовательно, наши русские монахи были учениками по отношению к монахам греческим. Совершенно естественно было то, чтобы ученики питали подобающее уважение к учителям. А вследствие этого должен был иметь место тот случай, чтобы между русскими монахами находились отдельные люди, которые бы, не довольствуясь подражанием монахам греческим только издали, хотели, так сказать, точнейшим образом обучаться монашеству от них самих и под их непосредственным руководством. Таким образом, с первого времени появления у нас монашества должно было иметь место то явление, чтобы находились отдельные лица между нашими монахами, которые бы уходили из России в Грецию для монашествования в монастырях греческих. Нестор в житии преподобного Феодосия Печерского сообщает, что преподобный Никон великий (как он его называет), удалившейся из ново-основанного преподобным Антонием Печерского монастыря, чтобы основать в Тмутаракани свой собственный монастырь, имел спутником своим до Чёрного моря неизвестного по имени монаха монастыря св. Мины, который, расставшись с Никоном у моря, пошёл в Константинополь и там пожил много лет на одном острове среди моря 1443 , вероятно – в одном из монастырей, находившихся на островах, составляющих группу островов Принцевых, лежащих на Мраморном море близь Константинополя. Вслед за Никоном, по известию того же Нестора, удалился из Печерского монастыря и отправился в Константинополь Ефрем каженик, впоследствии епископ Переяславский, который монашествовал в Константинополе в одном неизвестном, по всей вероятности – Студийском, монастыре, пока не вызван был в Россию, чтобы быть поставленным в епископы 1444 . Кроме сейчас приведённых двух свидетельств мы не знаем других подобных свидетельств за весь период до-монгольский. Но по самому существу дела необходимо думать, что эти случаи ухода русских монахов из России в Грецию, для монашествования в тех или других, лучших и известнейших, её монастырях, имели место во всё продолжение периода, причём весьма вероятно, что и начались они не с указанного только, хотя и раннего, времени, а именно с самой первой минуты появления у нас монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

стене 1-го яруса колокольни близ главного входа в собор (см.: Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. 2016. С. 7-8). Стенопись собора выполнена в 2012-2013 гг. бригадой московских иконописцев под рук. В. И. Щербинина (1960-2017). Лит.: Исторические известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. М., 18872; Баженов И. В. Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; он же. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895, 2006; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001): К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома, 2001. С. 10-11, 21; Костромские святыни/Сост.: иером. Харитон (Просторов), А. Семёнова. Кострома, 20042. С. 35; Александр (Могилёв), архиеп. Костромская Одигитрия: Чудотворная Смоленская икона-фреска Божией Матери. Кострома, 2005. С. 5, 19; Монастыри Костромской епархии/Сост.: свящ. А. Казарин и др. Кострома, 2009. С. 10, 106-107; Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С. 1-2, 36-41; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Обитель любви в Костромской земле: Богоявленско-Анастасиин мон-рь. Кострома, С. 8, 42-43, 53; Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. Кострома, 2016. С. 7-8, 26, 66-72. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых)

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Правительство поощряло возникновение монастырей, утверждая за ними право на владение землями и освобождая эти земли от государственных податей. Число монастырей увеличивалось; в XV и веках в московской митрополии их возникло около 300. Но беспрепятственность, с которой устраивались монастыри, приобретение ими обширных вотчин, вступление в монастыри лиц, не призванных к монашеству, слабость надзора за монастырями породили не мало недостатков в жизни нашего монашества. Нередко иноки заботились об устроении себе отдельных пустынь для того, чтобы жить по своей воле, не подчиняясь монастырскому уставу. Устроив такие пустыни, в которых часто жило не более двух-трёх братий, иноки оставляли их и отправлялись скитаться по миру для сбора милостыни, издерживая собранное на свои прихоти. Приобретение монастырями обширных вотчин давало монахам возможность жить в довольстве и многих приучало к праздности, а управление вотчинами обременяло их мирскими попечениями. В монастыри шли некоторые не для подвигов иноческих, а чтобы жить без труда и пользоваться почётом от мирян, а некоторые поступали в монастырь не по своей охоте, а но принуждению, каковы вдовые священнослужители и опальные бояре. Такие неистинные монахи производили в монастырях нестроения и нарушали правила монастырского устава. Особенно много соблазна в монастырях производили постригшиеся бояре. Они жили там совершенно по-мирскому, держали в монастырях всякие вина и яства, устрояли в монастырях пиры и властвовали над братией. Слабость надзора за монастырями вела к тому, что разные нарушения устава могли свободно существовать и накопляться в монастырях. Настоятели не всегда были строгими блюстителями устава. а надзор за монастырями святительских бояр, по словам Стоглавого собора, иноческому чину не приносил никакой пользы, кроме напрасных продаж и тяжких налогов. Преподобный Иосиф Волоколамский, в мире Иоанн Санин, родился в 1444 году в одном селении в 18-ти вёрстах от Волоколамска. С отроческих лет почувствовав призвание к иноческой жизни, он поступил в одну волоколамскую обитель и прожил в ней до 20-летнего возраста, приготовляя себя к иночеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Кондак, глас 8 Изволи Господеви от юности работати, отче Боголепе,/Крест Христов на рамо взем, и понесе,/молися Пресвятей Троице/о верою просящих в скорбех исцелений/и в напастех свобождений,/всей Российстей земли похвале и утверждение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Боголепе,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 25/7 Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Тропарь праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, глас 4 Жизнь рождшую, во чреве носила еси Чистую Богоматерь,/богомудрая Анно,/темже к приятию небесному, идеже веселящихся жилище,/в славе радующися, ныне преставилася еси,/чтущим тя любовию/прегрешений просящи очищение,/присноблаженная. Кондак, глас 2 Прародителей Христовых память празднуем,/тех верно просяще помощи/избавитися всем от всякия скорби, зовущим:/Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи. Величание Величаем тя,/святая праведная Анно,/прамати Христа Бога нашего,/и всечестное славим/успение твое. Тропарь преподобному Макарию Желтоводскому, Унженскому, глас 4 Богомудрый Желтоводския обители первоздателю,/Богом поставленный монашескаго жития столпе,/благописанный досточуднаго постничества образе,/Богозданный Духа Святаго сосуде,/златозарное Русския земли светило всесветлое,/молим тя, отче Макарие,/светозарною молитв твоих лучею разрешай мрачных страстей наших облак. Ин тропарь, глас 5 Днесь град твой Галич тобою хвалится:/в концех бо его пресветло,/яко велие солнце, возсиял еси/и чудесы твоими, преподобне Макарие, вся озарил еси./И ныне молися Господеви/избавитися душам нашим от прелести вражия/и спастися граду твоему от Кондак, глас 2 Вторый Моисей явился еси, преподобне:/он бо жезлом море раздели,/ты же страсти, яко Амалика 38 , победил еси,/и непроходную пустыню немятежным умом прошел еси,/в нейже молитвами твоими велие чудо сотворил еси,/гладныя люди до изобилия прекормил еси./И ныне молися Господеви/подати всем печальным утешение,/Макарие, отче приснопамятне,/иже Галичестей стране и всей Российстей земли/похвала и утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (1349 (?), г. Н. Новгород - 25.07.1444 (?), г. Унжа (ныне село Макарьевского р-на Костромской обл.)), прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых), Желтоводский и Унженский, основатель мон-ря в честь Богоявления на р. Лух, Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря, Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря . Житие Лит. история Жития М. полностью не реконструирована. Существует неск. классификаций списков памятника, учитывающих не только особенности его текста, но и количество, состав примыкающих к нему описаний чудес и статей монографических сборников, посвященных святому. В. О. Ключевский разделил известные ему 4 списка на 2 редакции: Краткую (Первоначальную) и Пространную ( Ключевский . Древнерус. жития. С. 324; эта классификация принята большинством исследователей). Краткая редакция (нач.: «Сей преподобный отец Макарий родился в Нижнем Новеграде, честна сын родителю…») встречается в списках XVI в. Пространная редакция (нач.: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»), по мнению исследователя, возникла не ранее 1615 г., когда к чудесам Краткой редакции были прибавлены еще 6, первое из к-рых датировано 1615 г., и не позднее 1633 г.- времени включения ее в Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. 694. Л. 340). Составитель Пространной редакции пользовался Кратким Житием, украсив его словесно, но не распространив фактическую основу текста. Н. В. Понырко считает, что возникновение Краткой редакции Жития с чудесами может быть датировано временем, близким к завоеванию Казанского царства в 1552 г. ( Понырко. 1988. С. 291). Ее создание связано либо с Унжей (или Унженским мон-рем), либо с Солигаличем, где М. уже в XVI в. был местночтимым святым. Среди списков Краткой редакции исследовательница выделила те, в к-рых прижизненное чудо М.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

По выражению преподобного Викентия Леринского († ок. 450), consensus patrum это то, «чему верили повсюду, всегда и все» (Commonitorium, 2). В отличие от теологумена (термин введён В.В. Болотовым (1853-1900) для обозначения так называемого частного богословского мнения, с которым вся Церковь может и не соглашаться), такое согласованное мнение Святых отцов принимается всей полнотой Церкви и является частью Священного Предания. 93. Лемнос - вулканический остров в северной части Эгейского моря. 94. Митрофан II (1440-1443) - первый после подписания унии с католиками Константинопольский патриарх-латинофил. После смерти патриарха Иосифа II (1416-1439) император Иоанн VIII (1425-1448) предложил это место сначала Антонию, митрополиту Ираклийскому, затем святителю Марку Ефесскому (1392/93-1444/45), но оба иерарха отказались, поскольку патриаршее служение, при сложившихся обстоятельствах, означало согласие с унией и её проведение в жизнь. Это достоинство принял митрополит Физический Митрофан, уже глубокий старец. Хотя он и принадлежал к числу подписавших унию, но на Соборе во Флоренции Митрофан никогда не выделялся как её сторонник. Однако при нём произошла промульгация (торжественное обнародование) унии (1440). Вскоре он оставил престол. В 1443 г. три патриарха - Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский обнародовали соборное послание, в котором Митрофан был осуждён. 95. Григорий III Мелиссин (Мамми, или Мамма) в молодые годы в качестве протосингела патриарха участвовал в деяниях Ферраро-Флорентийского собора, защищая необходимость принятия церковной унии и, в конце концов, способствовав её принятию. Был назначен Константинопольским патриархом (1443/5-1450). При последнем Византийском императоре Константине XII (1448-1453) на соборе в храме святой Софии в 1450 г. в присутствии трёх восточных патриархов Григорий, как униат, был низложен. После взятия Царьграда турками, он стал «латинским» патриархом Константинополя (с 1454). Умер в Риме (1459). В защиту унии он написал несколько сочинений: «Апология против исповедания Марка Ефесского» и «Ответ на окружное послание того же Марка».

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Я бы дорого дал за сон, Что я снова иду в Ивирон, Вновь икону целую и плачу, Агиасму ищу наудачу И от Лавры, сквозь купы олив, Пробираюсь на Кавсокалив! Как мне встретить афонский рассвет В том лесу, где меня еще нет? Я бы дорого дал за совет! Июль 1998 г. (Симеон Афонский. Дневник Инока) Комментарии Всего комментариев: 1444 2019/02/25, 20:38:05 Прошу молитв об отце,новопреставленном Михаиле... Людмила 2019/02/25, 02:31:27 Матушка, Пресвятая Богородица, Царица небесная Иверская! Моли Бога нашего и сына твоего Иисуса Христа, обо мне грешной р.б. Марине, о сыночке моем р.б. Богдане, о родителях моих р.б. Анатолии и Галине. Даруй нам здравие душевное и телесное! Защити нас под святым твоим покровом от горя, беды, болезни, смертоносной язвы, нужды, от всех врагов видимых и невидимых и от всех зол находящих на нас! Аминь. Марина 2019/02/24, 18:33:14 Матушка Пресвятая Богородице Пречистая Дево Марие, помоги нам грешным спастись, радуйся Богоблагодатная, Господь с Тобою Р. Б. Александр и Наталья со чады 2019/02/24, 15:38:20 Помоги Матушка Богородица!Останови р.Б.Валерия!Никто и ничто не может его вразумить.Может он болен?Может последствия его обращения к гадалке?Измучил оскорблениями и угрозами свою бывшую жену.Говорит,что любит ребёнка,но не помогает.Девочка стала боязливой.Врачей боится.Кричит.А ей 5 лет.Защити нас ,Матушка Богородица! 2019/02/16, 23:35:50 Пресвятая Бгородица подари мне ребеночка хотя бы одного 2019/02/11, 14:30:39 Пресвятая Богородица, помоги моему сыну. 2019/02/05, 11:04:27 Пресвятая Матушка Богородица! Помоги мне грешной Р.Б.Татиане, избавь от болезней, помоги мне найти маме хороших врачей, успокой нашу с мамой жизнь, избавь от бед, напастей. Помоги нам Р.Б.Татиана и Р.Б.Наталия Татиана 2019/02/03, 18:19:22 Пресвятая иПреблагословенная Богородица! Покровительница нашей семьи,благослови меня на исцеление от опухоли в груди без операции.Пошли мне вразумление,нужное лекарство,поддержи меня,грешную и недостойную Р.Б. Иоанну Избавь мою семью Р Б Павла,Вячеслава и меня от нападок бесовских от всех врагов видимых и невидимых,укрой нас многоцелебным Твоим Омофором.Всегда славлю и почитаю Тебя,заступницу нашу усердную. и скорую помошницу.

http://isihazm.ru/1/?id=363&c_pid=3

Осенью 1441 г. начался новый конфликт, на этот раз с Шемякой. Военные действия продолжались до лета 1442 г. Вместе с кн. Дмитрием против В. В. выступил и кн. Иоанн. Чтобы разъединить противников, В. В. отдал можайскому князю Суздаль. В итоге соперники пришли к соглашению, вел. князя и его противников - Шемяку и Александра Васильевича Чарторыйского - помирил игум. Троице-Сергиева мон-ря Зиновий. После смерти митр. Фотия первосвятительская кафедра ряд лет фактически оставалась вакантной. В Москве не признали Смоленского еп. Герасима , поставленного на Русскую митрополию в К-поле, а нареченный на митрополию Рязанский еп. св. Иона , не имея соответствующего сана, не обладал достаточным авторитетом, чтобы воздействовать на враждовавших между собой князей. В 1437 г. в Москву прибыл из К-поля новый митр. Исидор , но он очень скоро отправился на Ферраро-Флорентийский Собор и в Москву вернулся лишь в нач. 1441 г., здесь он был арестован как приверженец «латинского» вероучения. Вероятно, поэтому первые этапы феодальной войны 30-х гг. разворачивались без к.-л. воздействия Церкви. Лишь в житии прп. Григория Пельшемского, выходца из галицкого рода детей боярских, встречаются свидетельства о попытках святого воздействовать на галицких князей, чтобы добиться прекращения войны. Возможно, летописные сообщения о том, что кн. Василий Косой «ограбил» Ростовского архиерея, отражают последствия того факта, что Ростовский архиеп. Ефрем выступал против этого претендента на московский престол. С кон. 30-х гг. XV в. резко усилился процесс распада Золотой Орды, разделившейся на ряд враждующих гос-в. Ханы и царевичи, потерпевшие поражение в борьбе за трон, уходили на окраины Орды, разоряя соседние рус. земли, против них постоянно приходилось посылать войска. Особую опасность представляла откочевавшая на Север орда Улуг-Мухаммада. Зимой 1444/45 г. хан захватил Муром, его войска осадили Н. Новгород. Против татар выступил В. В. со всеми князьями московского дома. Татары были разбиты под Муромом, но снять осаду с Н. Новгорода не удалось, летом 1445 г. московские воеводы вынуждены были оставить город. 7 июля 1445 г. в битве под Суздалем с сыновьями Улуг-Мухаммада вел. князь потерпел неожиданное поражение, был ранен и попал в плен. 1 окт. 1445 г. его освободили из плена с обязательством выплатить огромный выкуп, вместе с ним в Сев.-Вост. Русь прибыли ордынские сборщики дани.

http://pravenc.ru/text/Василий II ...

В сентябре 1443 г. псковичи заключили 10-летний мир с Ливонским орденом, но конфликты их с другими соседями не прекращались. В 1444 г. дерзкий рейд из Выборга на Нарову совершили шведы, несмотря на существовавший у них мир с псковичами. Шведы захватили небольшой полон, за который Пскову пришлось заплатить «окуп». В том же году псковские представители приезжали в Новгород, чтобы установить с ним мирные отношения. Однако, узнав, что там начался падеж скота («кони много падут»), а военные действия новгородцсв с ливонцами закончились («не идоша за Нарову»), псковичи «отъехаша без миру». Обострились отношения у Новгорода и с Ливонией. 14 сентября 1443 г. в Новгород приехал литовский князь Иван Владимирович (сын Владимира Ольгердовича Вольского). Он получил пригороды князя Юрия Лугвеньевича, который покинул Новгород. Князь Юрий поехал было к немцам, но те, занятые подготовкой к войне с Новгородом, «ему пути не даша». Тогда он отъехал в Москву. Осенью 1443 г. Ливонский орден предполагал вторгнуться в новгородские пределы и овладеть городом-крепостью Ям. Г. Козак правомерно связывал решение ливонцев выступить против Новгорода с их борьбой против усиливавшегося влияния Литвы на Новгород. В письме великому магистру от 28 декабря 1444 г. Казимир IV указывал, что великий магистр начал войну с новгородцами, узнав о посылке Казимиром IV своего наместника в Новгород. Н.А. Казакова причину войны видит односторонне — в стремлении Ливонского ордена усилить свои внешне- и внутриполитические позиции. Осенью 1443 г. ливонцы пожгли посад у Яма. В ответ зимой 1443/44 г. новгородцы во главе с литовским князем Иваном Владимировичем совершили рейд под Нарву (Ругодив) и в район Чудского озера. Одновременно «корела» ходила на «мурман». Пятидневная осада Яма самим орденским магистром результатов не дала. Город умело защищал союзник Дмитрия Шемяки князь Василий Юрьевич Шуйский, вынужденный покинуть свое суздальское княжение. Военные действия в этих районах продолжались и весной 1444 г., но без каких-либо результатов. В ноябре при посредничестве Литвы новгородцы заключили на два года перемирие с ливонцами. В конце 1445 г. обнаружились противоречия между сторонами при определении границ в районе Нарвы. Но в конце концов перемирие было продлено до 24 июня 1447 г. 8 сентября 1444 г. мир с Ригой на 10 лет заключил и Псков.

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010