Ю. А. Казачков Иконография Одно из ранних изображений святых представлено в сцене мученичества на миниатюре в минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 335, 976-1025 гг.). Мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила, предстоящие в молении Спасителю на престоле, изображены на рельефе крышки реликвария из Трапезунда (1420-1444, ц. Сан-Марко, Венеция). Образы святых заключены в арки на колонках, каждый имеет надпись. Изображение в рост одного Е., средовека с темными вьющимися волосами и короткой округлой бородой, в сиреневом плаще и в красном хитоне, имеется на миниатюре в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 96 об.). Сведения о святых в греч. ерминиях (напр., «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота), а также в рус. сводных иконописных подлинниках XVIII в. отсутствуют. Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 177; Евсеева. Афонская книга. С. 270. Монастырь и храм мч. Е. Трапезундского Мон-рь и храм Е. были одними из важнейших церковных центров не только Трапезунда, но и всей Сев.-Вост. Анатолии. Однако в истории храма есть пробелы. Храм Е. расположен на высоком холме между 2 оврагами, к востоку от городской цитадели. По сведениям митр. Иосифа Лазаропула, храм был возведен рядом с родительским домом Е., и его родственники принимали участие в строительстве (реконструкции?). Согласно поздней местной традиции, строительство храма связано с именем Велизария, полководца при имп. Юстиниане. В VII в. Анания Ширакаци встретил в ц. Е. своего буд. учителя, знаменитого ученого Тихика Византийского,- это 1-е конкретное упоминание в источниках о храме Е. ( Conybeare F. C. Ananias of Shirak (A. D. 600-650 ca.)//BZ. 1897. Bd. 6. P. 572-574). Мученики Трапезундские в молении Спасителю. Рельеф на крышке реликвария. Трапезунд. 1420-1444 гг. (ц. Сан-Марко, Венеция) Мученики Трапезундские в молении Спасителю. Рельеф на крышке реликвария. Трапезунд. 1420-1444 гг. (ц. Сан-Марко, Венеция) Мон-рь Е. впервые упоминается в царствование имп. Василия I: тогда его игуменом был Антоний Пайпертский.

http://pravenc.ru/text/187017.html

Римской империи и папой Римским. По поручению папы Римского Николая V, в 1448-1449 гг. Н. К., сохраняя статус нунция и посланника папы, должен был в переговорах с герм. князьями поддерживать заключенные конкордаты и убеждать князей в готовности Папского престола соблюдать все достигнутые договоренности (см.: Ibid. S. 548-549. N 752). Высоко оценивая успешное завершение предварительных переговоров с князьями во время рейхстага во Франкфурте в 1446 г., папа Римский Евгений IV 16 дек. 1446 г. возвел в кардинальское достоинство 2 представлявших его интересы легатов, Х. Карвахаля и Т. Парентучелли (см.: Hierarchia CMRA. Vol. 2. P. 9. N 25-26). Согласно утверждению Н. К. в краткой автобиографии (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 602-603. N 849), к-рое подтверждается косвенным свидетельством Пикколомини (см.: Ibid. S. 581. N 808), папа Римский Евгений IV незадолго до кончины избрал и его в число кардиналов, однако не успел публично объявить о своем решении (см.: Ibid. S. 539. N 727). В историографии это традиционно рассматривается как назначение Н. К. кардиналом in pectore (см. в ст. Кардинал ). Повторное избрание и публичное объявление о возведении Н. К. в кардинальское достоинство было сделано папой Римским Николаем V 20 дек. 1448 г.; в качестве титулярного храма Н. К. как кардиналу-пресвитеру была назначена ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи (см.: Hierarchia CMRA. Vol. 2. P. 10-11. N 7; ActaCus. Bd. 1. S. 568-570. N 776-781; S. 571-572. N 784). Восшествие на Папский престол в марте 1447 г. Николая V положило начало принципиально новому этапу в церковной карьере Н. К., т. к. новый папа Римский был единомышленником Н. К. в области гуманистических интересов и подружился с ним во время совместного исполнения обязанностей папских легатов в Германии. Получив возможность непосредственно и лично общаться с папой Римским, к кон. 40-х гг. XV в. Н. К. вошел в число наиболее влиятельных прелатов католич. Церкви. Лит. и научная деятельность Н. К. между 1440 и 1450 гг. была весьма интенсивной, однако постоянно возраставшие дипломатические и адм. заботы мешали ему работать над крупными проектами и трактатами. Наиболее сложным был период до 1444 г.; в это время Н. К. усиленно читал богословскую лит-ру, в т. ч. продолжал изучать «Ареопагитики» и сочинения Экхарта, однако не создал ни одного произведения. Начатый еще в период работы над соч. «Об ученом незнании» трактат «О предположениях» Н. К. смог доработать и завершить лишь к 1444 г. В 1444-1447 гг. Н. К. создал серию малых трактатов и диалогов, в к-рых он продолжал разрабатывать тему богопознания и богообщения, исследуя в разных аспектах отношение Бога к миру и человеку. В сер. 40-х гг. XV в. Н. К. впервые начал серьезно заниматься математическими проблемами, общий интерес к к-рым он проявлял и ранее. В математике его внимание было направлено преимущественно на области, тесно связанные с тем метафизическим учением, к-рое он разрабатывал.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

34. АЛЕКСЕЙ ЕФРЕМОВИЧ упоминается в посольстве 14З2 г. к Литовскому Князю Свидригайлу. 35. МАКАР упоминается того же года в том же посольстве. 36. ЮРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ упоминается 1426 года в посольстве к Великому Князю Московскому и 14З1; в 1435 г. Степенным и в след. до 1461. Скончался 1465 в Монашестве. 37.ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Поткин упоминается 1436 в послах к Великому Князю Московскому, и 146З г. 38. ФЕДОР ПАТРИКИЕВИЧ, упоминает. 1444 в послах в Ригу, в 1448 Степенным и в след. годах до 1456. З9. МАКСИМ ЛАРИОНОВИЧ упом. в 1444 и до 1464. Скончался в 1465 г. в Монашестве. 40. СТЕПАН ЮРЬЕВИЧ упоминается 1449 и в 1463 год. 41. СТЕПАН АРИСТОВИЧ, а по другим Афанасьевич, упоминается 1449 и 1459. 42. ЛЕОНТИЙ МАКАРЬИНИЧ упом. в 1456. 43. ЗИНОВИЙ МИХАЙЛОВИЧ упом. 1456 и в следующих годах. 44. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ упоминает. 1458 и до 1476 года, в коем он скончался под Новгородом в походе. 45. ФЕДОР НИКИФОРОВИЧ, Степенный, упоминается в 1463. 46. ИГНАТИЙ ЛОГИНОВИЧ упоминает. в том же году. 47. ДОРОФЕЙ АЛФЕРЬЕВИЧ упоминается в том же году. 48. ИВАН АГАФОНОВИЧ упоминается тогда же и в следующих годах до 1470, в коем он убит. 49. ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ упом. 1463. 50. ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ упом. 1465. 51–52. ТИМОФЕЙ ВЛАСЬЕВИЧ, а по другим Лет. Васильевич Упомин. Степенными 1465 года и далее. СТЕФАН АФАНАСЬЕВИЧ 53. СТЕФАН АГАФОНОВИЧ, Степенный, в 1468 и далее. 54. ЯКОВ ИВАНОВИЧ Кротов 1470 и далее до 1485 г. 55. ЗИНОВИЙ СИДОРОВИЧ 1471 и далее. 56. МАКАРИЙ Пыхачев того же года. 57. АФАНАСИЙ ЮРЬЕВИЧ 1472. 58. НИКИТА ЛАРИОНОВИЧ тог. год. и 1478. 59. КОЗМА АНДРОНОВИЧ Тилкин того же год. и далее. 60. КОЗМА СЫСОЕВИЧ Ледович с 1473 до 1510 г. 61. ТЕРЕНТИЙ АНДРЕЕВИЧ того же г. 62. ЛЕОНТИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (в 1475) 63. ВАСИЛИЙ ЛОГИНОВИЧ (в 1475) 64. ЕЛИСЕЙ АНИКЕЕВИЧ Каплин (в 1475) 65. СТЕПАН МАКСИМОВИЧ в 1476 и далее. 66. МОИСЕЙ ФЕДОРОВИЧ тогож. год. 67. ГАВРИЛА Картачев 1477; убит на Вече 1485 июня 13 возмутившимся народом. 68. МОИСЕЙ Сосонка тогож. год. 69. ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ Пукашов (1478 и далее) 70. АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1478 и далее)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

S. 326-332. N 475-476). С ответной речью выступил представитель Базельского Собора Х. де Сеговия, испан. теолог, возведенный антипапой Феликсом V в кардинальское достоинство (см.: Ibid. S. 332-333. N 478). 29 марта 1441 г. Н. К. произнес пространную ответную речь; позднее в письме кард. Чезарини он отмечал, что эта речь была наиболее удачной и благодаря ей мн. участники съезда стали склоняться в сторону папской позиции (см.: Ibid. S. 334-341. N 479-480; S. 352-358. N 482). Однако съезд завершился безрезультатно из-за непримиримых разногласий между участниками: герм. кор. Фридрих IV и поддерживавшие его князья требовали, чтобы папа Римский Евгений IV созвал новый объединительный Собор в одном из городов Германии; группа князей во главе с курфюрстами Трира и Майнца соглашалась признать папу Римского Евгения IV, однако только при условии, что он официально объявит о главенстве вселенских Соборов в Церкви и предоставит значительные льготы герм. епископам; радикальные сторонники Евгения IV и Феликса V продолжали настаивать на необходимости безоговорочного присоединения к одной из противоборствующих сторон (подробнее см.: Stieber. 1978. P. 217-234). Незадолго до начала работы съезда в Майнце или вскоре после его завершения Н. К. написал небольшое соч. «Диалог, доказывающий заблуждение последователей Амадея на основании деяний и учения Базельского Собора» (Dialogus concludens Amedistarum errorem ex gestis et doctrina concilii Basiliensis; опубл.: Meuthen. 1970; Nicholas of Cusa. Writings on Church and Reform. 2008. P. 272-333; рус. пер. отсутствует), в к-ром представил в упорядоченной и доступной форме те аргументы в пользу поддержки папы Римского Евгения IV, к-рые многократно озвучивал в письмах и публичных выступлениях (см.: Senger. 2017. S. 69). В 1443-1445 гг. ситуация продолжала оставаться неопределенной. По-видимому, Н. К. присутствовал на рейхстагах в Нюрнберге, проходивших с нояб. 1443 по янв. 1444 г. и с авг. по окт. 1444 г., а также на рейхстаге во Франкфурте в июне 1445 г.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

УСПЕНСКАЯ ПОРОМЕНСКАЯ на Завеличье построена в 1444 году, а в 16 столетии учреждена быть Собором; по Штатам 1764 года положена приходскою с жалованным окладом. БОГОЯВЛЕНСКАЯ с Запсковья в Бродах построена в 1444 году; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем. КОЗМОДЕМЪЯНСКАЯ с Примостья каменная на Запсковье основана 1462 года; по Штатам 1764 года положена с жалованным окладом. ВАРЛААМА ХУТЫНСКАГО на Званице с Запсковья построена одним днем деревянная 1466 года; перестроена каменная в 1495 году; по Штатам 1764 г. положена с жалованьем окладным. ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКАЯ в Домантове стене упоминается 1466 года. НИКОЛЬСКАЯ НА БУЮ, или на кладбище в Опочецком Конце упоминается 1473 года; она тогда ограждена каменною стеною, в коей и сад насажен яблонями. ЛАЗАРЕВСКАЯ в поле за Варламскими воротами кладбищенская упоминается 1480 года. СПАСА НЕРУКОТВОРЕННАГО ОБРАЗА у Жабии Лавицы на Запсковье под стеною к полю построена была в 1487 году сперва деревянная одним днем; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем, а в 1786 году приписана к Богоявленской с Запсковья. МУЧЕНИЦЫ АНАСТАСИИ с Полунища посл называвшаяся с Кузнецов, построена одним днем 1487 года деревянная; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем вместо Ильинской, в наличности тогда не оказавшейся, но в 181З году приписана к Нововознесенской. ГЕОРГИЕВСКАЯ со Взвоза от Великой реки каменная построена в 1494 году; с 16-го столетия была Собором; по Штатам 1764 года положена с жалованным окладом, но с 1814 года приписана к Николаевской с Усохи. АЛЕКСЕЕВСКАЯ каменная за Домантовою стеною основана в 1508 года, а перестроена в 1518 году. ПРЕПОДОБНОЙ КСЕНИИ построена Великим Князем Василием Ивановичем по покорении Пскова в 1510 году; сгорела 1590 года. ПЕТРА МИТРОПОЛИТА на Старом (нынешнем) Торговищи. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ на Кузнецком ряду. (Построена 1518 года) АПОСТОЛА ФОМЫ на Старом Торговищи (Построена 1518 года) ДИМИТРИЯ ПРИЛУЦКАГО на Старом Торговищи. (Построена 1518 года) ВАРЛААМА ХУТЫНСКАГО на площади за Спасскою Церковью деревянная построена одним днем 1522 года, а в 1527 перестроена каменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 20-х гг. XV в. Османская империя, оправившись от поражения в битве при Анкаре (1402), нанесенного войсками Тамерлана , вновь стала угрожать Венгрии и Византии. В 1421 г. тур. войска вторглись в Трансильванию, а в мае 1428 г. имп. Сигизмунд I Люксембург потерпел поражение у замка Галамбоц (ныне Голубац, Сербия). В 30-х гг. XV в. войска султана Мурада II (1421-1444, 1446-1451) неск. раз вторгались в Сербию. В 1439 г. после 3-месячной осады они взяли серб. столицу Смедерево, а в 1440 г. осадили Белград. В это время в Венгрии обострились династические конфликты: после смерти кор. Альбрехта Габсбурга (1439) началась борьба за трон, в которой участвовали вдова короля Елизавета Люксембургская, дочь Сигизмунда I, и польский кор. Владислав III (1434-1444), избранный представителями венг. сословий. В 1440 г. он был коронован под именем Ласло (Уласло) I. В 1441-1442 гг. венг. военачальник Янош Хуньяди одержал в Сербии неск. побед, которые дали надежду на освобождение Балкан. Кроме того, визант. имп. Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), находившийся в Италии после заключения Флорентийской унии , вел переговоры с европ. государями о союзе против турок. За активную борьбу с Османской империей выступала Венеция. Интерес к вост. политике проявлял и Филипп III Добрый, герц. Бургундии (1419-1467), еще в 1438 г. принесший обет отправиться в поход против турок. 1 янв. 1443 г. папа Римский Евгений IV (1431-1447) издал буллу с призывом к походу против турок. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Весной 1443 г. против Мурада II восстал Ибрагим, бейлербей эмирата Караман, подстрекаемый визант. имп. Иоанном VIII Палеологом. 9 июля кор. Владислав III, папский легат кард. Джулиано Чезарини и серб. деспот Георгий (Гюрг) Бранкович приняли решение о начале военной кампании. Успех похода зависел от согласованности действий войск Владислава III и Ибрагима и флота Папского гос-ва и Венеции, к-рый должен был воспрепятствовать переправе тур.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

1355 г. В дальнейшем именно водные угодья стали важнейшей частью монастырского хозяйственного комплекса. На рубеже XIV и XV вв. от Павла Родионова и Павла Иванова обители перешло в собственность оз. Обреимовское. А в период между 1392 и 1425 гг. вел. кн. Московский и Владимирский Василий I Димитриевич дал мон-рю жалованную грамоту на озера Колодливое, Святое и Мелкое. Тогда же он вручил обители грамоту на беспошлинный провоз монастырской рыбы по Волге и Суре (подтверждена в 1425-1444 гг. вел. кн. Московским и Владимирским Василием II Васильевичем ), что свидетельствует об активной рыбопромысловой деятельности Н. П. м. Кроме того, братия могла заниматься промыслом бобров, как показывает составленная между 1418 и 1444 гг. духовная инока Димитрия Сиротина. На рубеже XV и XVI вв. обитель получила рыбные ловли в верховьях р. Кляпоборицы. По оброчным грамотам, в 1561 г. в распоряжении Н. П. м. оказались: участок на р. Линде для устройства мельницы, Подвязские воды на р. Оке и участок р. Пьяны в Кумышском у. с 11 озерами (эти владения, согласно оброчным выписям, оставались за обителью в 1587-1588 гг.). По оброчной грамоте 1596 г., за Н. П. м. числился участок р. Ватомы (левого притока р. Волги) с 7 озерами. В 1597 г. обитель получила самарские «воды» на Н. Волге. В 1616 г. царь Михаил Феодорович пожаловал мон-рю рыбные ловли и бобровые гоны по р. Кудьме с «падучими» речками. С кон. XIV в. Н. П. м. начал приобретать и земельные владения, к-рые первоначально располагались преимущественно в Нижегородском у. и представляли собой достаточно развитые хозяйственные комплексы, состоящие из сел с «тянущими» к ним деревнями. Ок. 1383-1388 гг. Нижегородский вел. кн. Борис Константинович пожаловал мон-рю села Кадницы, Новое и Каринское с деревнями. В период между 1392 и 1418 гг. вел. кн. Василий I Димитриевич пожаловал обители с. Юрьевское с деревнями и поля Коропово и Запрудное. До 1418 г. к Н. П. м. отошли села Бечево, Ватома, Микулинское, Рубльское, Ушаково и Берелятево в Нижегородском и Курмышском уездах.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Кожины готовили своего старшего сына Матвея к воинской службе. Матвей же любил проводить время за чтением духовных книг – он не увлекался играми, и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, стараясь как можно больше послужить Богу. Когда он стал приходить в совершенный возраст, то решил удалиться от мирской суеты. Однако, все же исполнив волю родителей, Матвей женился. Его жена – Елена Яхонтова – приходилась племянницей боярину и дворецкому тверского великого князя Михаила Александровича. После того, как упокоились родители Матвея, а потом и его жена, с которой он договорился в случае смерти одного из них не вступать во второй брак, он ушёл в монастырь. «И он, прожив в браке всего три года, около 1420 г. раздал все свое имущество нищим, и постригся с именем Макарий, в Николаевском Клобуковом монастыре в г. Кашин». (Интересно, что на Тверской земле есть несколько монастырей, имеющих говорящие названия или прозвища. Так, кашинский Клобуков монастырь имеет такое необычное наименование, поскольку старинное предание гласит, что новгородский архиепископ Иоанн, пролетая на бесе в Иерусалим, потерял над этой местностью свой иноческий клобук. Отроч монастырь, о котором говорилось выше, был основан отроком, молодым слугой князя Ярослава Ярославича, который был вынужден расстаться со своей возлюбленной по приказу князя, возжелавшего самому жениться на юной красавице). Устроитель градообразующего монастыря «С ревностью проходил Макарий все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии». Спустя несколько лет, стремясь к уединению, Макарий покинул монастырь, чуть позднее к нему пришли еще семь монахов. Начало новой обители было положено возведением за 40 дней храма во имя Святыя Троицы. Еще до прихода сюда Макария на правом берегу Волги существовал монастырь Николы на Жабне. Местные жители, спасшиеся от татар, построили вблизи него слободку Пирогово, за речкой Жабней. Напротив, в лесу, и обосновался Макарий. Время основания монастыря различные исследователи определяют по-разному: не позднее 30-х гг. XV в., не позднее 1434 г., первая половина XV в., 1444 г., около 1450 г., 1459 г. Дата 1444 г. принимается большинством авторов.     

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Повидавшись с Исидором в Кракове, он менее чем через месяц отбыл в Венгрию и оттуда уже не возвращался до своей смерти, которую он нашел в битве с турками при Варне 10 ноября. 1444 г. Занятый бурными делами своего нового королевства, Владислав совсем не думал о церковной уний и только в конце своей жизни, в 1444 г., признав папу Евгения, он издал с своей стороны указ, которым признавалась также и Флорентийская уния: и духовенство обоих обрядов сравнивалось по своим правам. Это было все, что он сделал для утверждения унии в Польше. Что касается государя литовского, то и он был в момент приезда Исидора в таком положении, которое не располагало его взяться за щекотливое дело введения унии. Именно: князь литовский Казимир был избран на место убитого 20 марта 1440 г. Сигизмунда. Но, как избранник одной партии, имевший себе соперника в лице сына убитого Сигизмунда, он чувствовал себя нетвердым на великокняжеском престоле и неправоспособным к каким-либо серьезным предприятиям, даже и по своему личному характеру. Таким образом, церковная уния в пределах Польско-Литовского королевства на первых порах очутилась без государственной поддержки и тем самым обречена была на полный неуспех. Православные литовские князья приняли митр. Исидора дружелюбно, как своего законного начальника, находя возможным на практике как бы замалчивать его униатство и кардинальство. Киевский князь Александр Владимирович дал в 1441 г. «отцу своему Сидору, митрополиту киевскому и всея Руси» особую грамоту, которой подтверждались исконные права митрополита в области киевской: имущественные, судебные и финансовые. Митр. Исидор приехал в Москву 19 марта 1441 г. в третье воскресенье великого поста. По обряду папского легата, он въехал в город с преднесением латинского креста и проследовал прямо в Успенский собор для богослужения. На литургии митр. Исидор велел поминать на первом месте не имя КПльского патриарха, а имя папы Евгения IV. После литургии митрополит приказал своему протодиакону прочесть во всеуслышание с амвона соборный акт 5 июля 1439 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

842 Акт от 8/VI 1927 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1927 г., д. 20, л. 41 об. 14. 845 Преподобный Макарий (+ 1444) поселился вначале у озера Желтые воды, затем основал на берегу реки Унжи (Костромской губ.) монастырь во имя Троицы. Умер 25 июля 1444 г. Проповедывал среди мордвы, чувашей и черемисов, побывал в плену у казанского хана. Местно чтился как чудотворец с XVI в. Общецерковная канонизация была при патриархе Филарете в первой половине XVII в. 846 В песнопении отражено предание о защите в 1532 г. преподобным Макарием Солигалича от нападения казанских татар, что обычно изображалось местными иконописцами в житийных иконах преподобного Макария Унженского. См., например: Кудряшов 1987. С. 7 (деталь серебряного оклада иконы «Макарий Унженский»). 847 В иконописном подлиннике о нем сказано: «Подобием стар и сед, лицем блед, власы просты на главе, брада аки Сергия Радонежского, ризы преподобническия, в руке свиток, а в нем написано: «Хвалю тя Господи, Иисусе Христе, благословенный Боже, соблюди нас доселе живы, воистину всякое дыхание и всякая тварь благословит Тя, призри убо милостивно с высоты святыя славы Твоея, и услыши Моление недостойнаго раба Твоего, и якоже древле препитал еси пять тысящь народа пятма хлебы, сице и сия малыя люди в пустыни сей препитай милосердным и человеколюбным Твоим смотрением, небесный Царю» (Филимонов 1876. С. 398). Макарий Унженский изображался также в рост, прямолично, с разведенными руками, в одной – крест, в другой – копье, что отвечало его роли проповедника и защитника от врагов (см.: Кудряшов 1987. С. 157). В шитье святой изображался довольно редко. Можно указать пелену второй половины XVI в. в ГРМ (инв. ДРТ-53. См.: Лихачева 1980. С. 43, кат. 73). 848 В Описи Оружейной палаты отмечено, что хоругвь поступила из Андроникова монастыря через Новодевичий монастырь, где в 1920-х гг. находился филиал Госфонда. 850 Подобная композиция со стоящими по сторонам «Преображения» святыми Зосимой и Савватием встречается, например, на палице мастерской Строгановых в Русском музее ДРТ-94, см.: Силкин 2002. Кат. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010