Псков. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья. Успенская церковь у Парома Карта и ближайшие объекты Церковь Успения с Парома построена в 1521 г., пристройки 17-18 веков. Действует. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 г. Приделы возведены в 17в., глава — в 18 веке. Реставрация купола выполнена по проекту Э. П. Штольцер в 1949-1951 гг. С 1938 г. церковь не действовала, в 1994 г. в ней возобновлено богослужение. Крупный памятник псковского зодчества, имеющий градостроительное значение: ориентирован на переправу у реки Великой (Ольгинский мост); обращен к «Дому Святой Троицы» и акцентирует древнюю дорогу на запад (современный Рижский проспект). Главный храм — с одной главой, тремя апсидами, двумя приделами (южный — во имя Рождества Богородицы, северный — во имя Собора Божьей Матери), с притворами, галереями, крыльцами со столбами — представляет собой живописное сочетание разнообразных объемов. Интерьер основного храма крестовокупольный, четырехстолпный, с типичной для Пскова конструкцией повышенных подпружных арок. Псковский декор: аркатурный пояс, поребрик, бегунец на барабане и на апсидах, лопатки на фасадах… Маленькие глухие главки приделов активно участвуют в игре масштабов. Эффектно завершение ансамбля Успенской церкви: глава с крестом, на перекладине которого помещен голубь — символ Святого Духа. Легенда утверждает: пока голубь восседает на церкви Успения — благодать Святого Духа не отойдет от Пскова. Успения Пресвятой Богородицы с Парома, церковь. Находится против плавучего моста. Строена в 1444 г. и вновь построена в 1521 году. Судя по изображениям ее на иконе Сретения, а также и на иконе Божией Матери в Печерском монастыре, эти изображения можно отнести к концу XVI или началу XVII века, - наружный вид церкви с тех пор сильно изменился. Тем не менее, она считается вполне выработанным типом Псково-Новгородского зодчества. Вот что писал о Пароменской церкви Юрий Спегальский: " Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, - церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская. Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Еще в начале нашего века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост еще не был готов, его заменял паром.

http://sobory.ru/article/?object=00263

10) 1.06.1591 прославлен прп. Иосиф Волоцкий († 9.09.1515), почитание которого установлено было в мон-ре 20.12.1578, а местное – 15.01.1589. 11–12) 4.10.1595 при копании рвов для новой каменной церкви в Спасо-Преображенском мон-ре Казани были обретены мощи свт. Гурия (Руготина), архиеп. Казанского († 5.12.1563), и свт. Варсонофия, еп. Тверского и Кашинского († 11.04.1576), и установлено им общецерковное празднование на этот день. 13) В 1597 г. в связи с открытием мощей установлено общецерковное празднование прп. Антонию Римлянину († 3.08.1147). 14) 25.01.1600 установлено общецерковное празднование прп. Корнилию Комельскому († 19.05.1537). 15) В 1606 г. установлено общецерковное празднование блгв. царевичу мч. Димитрию Угличскому, Московскому († 15.05.1591), в связи с перенесением мощей из Углича в Москву и чудотворениями. Первоначально общецерковное празднование распространялось на три памяти: 15 мая – убиение, 3 июня – перенесение мощей, 19 окт.— рождение. 16) В авг. 1619 г. установлено общецерковное празднование прп. Макарию Унженскому († 25.07.1444) вследствие многочисленных чудес при гробе, начавшихся в 1618 г. Местное празднование началось в 1й пол. XVI в. 17) Вероятно, общецерковное празднование блгв. вел. кн. Владимирскому мч. Георгию († 4.03.1238, пам. 4 февр.) установлено Патриархом Иосифом (1642–1652), т. к. память св. Георгия под 4 февр. отмечена в «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» 1643 г. 18–19) Общецерковное празднование блж. Прокопию († 8.07.1303) и Иоанну († 29.05.1494), Христа ради юродивым, Устюжским установлено, вероятно, при Патриархе Иосифе (1642–1652), когда кн. С. И. Шаховской в 1647 г. составил Похвальное слово святым Прокопию и Иоанну Устюжским. Местное почитание было установлено Собором 1547 г. 20) В 1648 г. в связи с обретением мощей и начавшимися чудесами установлено общецерковное празднование прп. Кириллу Новоезерскому († 4.02.1532) (особая пам.— 22 авг., на внесение мощей в 1652 г. в новую церковь), местное почитание которого относится ко времени Патриарха Филарета (1619–1633).

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Итак, да будет предметом речи нашей Петр, сын Ионы, 1441 а какого такого, для меня безраз­лично, потому что я за дела сына чту родителя, и, начавши снизу, до верху возвожу славу, подобно как ночные светильники с полу освещают по- —383— толки. Исаия говорит пророчествуя 1442 , что Отец положил Сына камнем краеугольным, показывая, что весь состав мира имеет Его своею основою и опорою. А Единородный, как говорится в Еван­гелиях, называет в свою очередь Петра основа­нием Церкви: «ты Петр, и на сем камне Я соз­дам Церковь Мою 1443 . И действительно, он пер­вый, как бы камень какой великий и крепкий, был ввержен в ров мира сего, или – «в долину плача», как говорит Давид 1444 , – дабы поддержи­вая всех христиан, назданных (на нем), воз­нести к высоте, которая есть жилище упования нашего. «Никто не может положить другого осно­вания, кроме положенного, которое есть Иисус Хрис­тос» 1445 . Подобным же названием Спаситель наш почтил и первого ученика Своего, нарекши кам­нем веры. Итак, чрез Петра, бывшего истинным и верным тайноводителем благочестия, со­храняется твердое и непоколебимое основание Церк­вей. Строением праведного стоим мы, – сущие от восхода солнца до запада христиане, – крепко утверж­денные, не смотря на многие воздвигавшиеся испы­тания, с тех пор как возвещено Евангелие, и на бесчисленное множество тиранов, а прежде них – диавола, желавшего ниспровергнуть долу и исторгнуть нас с самых оснований. Разлились реки, – как говорит спасительное слово 1446 , – как бурные потоки, сильные ветры диавольских духов устремились, неудержимые дожди гонителей хрис- —384— тиан с шумом обрушились, и – ничего сильнее твердыни божественной не оказалось, так как святыми дланями первого из апостолов было ус­троено здание веры. Все это, что я говорю, следо­вало бы выразить одним словом благословения Того, Кто назвал благо вестника камнем. Посмот­рим же, если угодно, как созидал Петр: не кам­нями и кирпичами и не другими какими-нибудь зем­ными материалами; но словами и делами, которыми действовал по внушению Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Задача укрепления положения К-польского Патриархата в правосл. мире стала для него гораздо более важной, чем вопрос о восстановлении церковного единства с Римом и вопрос о сохранении В. и. Как и в комниновский и никейский периоды, все усилия по достижению унии (предполагавшей получение политической и военной помощи Запада) исходили от светской власти. Переговоры с папством активно вели все визант. императоры от Иоанна V до Иоанна VIII. Во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. вопрос об унии оставался центральным для визант. дипломатии, за исключением периода 1378-1415 гг., когда Великая схизма в католич. Церкви заставила Палеологов перевести проблему взаимоотношений с лат. миром из церковной в политическую сферу, сосредоточив внимание на переговорах с отдельными европ. гос-вами (Венеция, Венгрия, Арагон). Тяжелое внешнеполитическое положение империи привело к росту числа сторонников унии в визант. обществе, и зап. политика императоров обрела нек-рую социальную почву. Одним из проявлений проуниатских тенденций стал переход в католичество имп. Иоанна V (1369). Запад (особенно в 1-й пол. XV в.) также проявлял сильное стремление к примирению с Православием в рамках своих общих усилий по преодолению церковного кризиса. Определились контуры соглашения: признание Византией верховенства папы и разрешение всех доктринальных и обрядовых разногласий на Вселенском Соборе с участием католич. и правосл. епископов (спор в результате свелся к вопросу о месте проведения такого Собора). В 1438-1439 гг. состоялся «Вселенский» Ферраро-Флорентийский Собор, на к-ром церковное единство было формально восстановлено: визант. делегация (впрочем, не в полном составе и с нек-рыми двусмысленными оговорками) приняла догмат Filioque и папскую юрисдикцию. Но все усилия визант. дипломатии оказались малоэффективными, ибо сторонники унии до конца существования империи составляли меньшинство. Хотя часть церковных иерархов, в т. ч. Патриархи Митрофан II и Григорий III , признали унию, но решения Ферраро-Флорентийского Собора вызвали неприятие основной массы клира и мирян и породили ожесточенное противостояние униатов и их противников, возглавляемых свт. Марком Евгеником , а затем Георгием Куртесием (буд. Патриарх Геннадий II Схоларий ). Все попытки императоров Иоанна VIII и особенно Константина XI добиться принятия унии визант. обществом не увенчались успехом, тем более что после поражения крестоносцев под Варной (1444) надежды на зап. помощь оказались тщетными, а отказ папы отозвать лат. клир из греч. земель продемонстрировал нежелание Рима идти на к.-л. серьезные уступки. После публичного провозглашения унии в Св. Софии (12 дек. 1452) конфликт униатского меньшинства во главе с императором и антиуниатского большинства еще более обострился, что способствовало ослаблению единства защитников столицы от турок, ее падению и гибели В. и. (29 мая 1453).

http://pravenc.ru/text/372674.html

50 . Князь Глеб Андреевич, сын вел. кн. Андрея Боголюбского, скончавшийся 20-го Июня 1175-го года (?) и погребенный во Владимирском Успенском соборе (не упоминаемый в летописи). В том же 1702-м году были открыты его мощи и тогда же было установлено ему празднование (в соборе Владимирском также устроен придел его имени). 1444 51 . Симеон Верхотурский, подвизавшийся в мipy подвигами молитвы и благотворения бедным людям, с внешним переходом из сословия дворянского, к которому принадлежал по рождению, в среду крестьянскую, скончавшийся в 1642-м году в погосте Меркушах или Меркушине, который находится в 50-ти верстах от Верхотурья (уездного города Пермской губернии), и в 1704-м году, перенесенный в этот последней город. Местное празднование памяти (12-го Сентября), в следствие чудес, совершавшихся от мощей (которые открыты были в 1694-м году), установлено Тобольским митрополитом Филофеем одновременно с перенесением мощей из Меркуш в Верхотурье. 1445 52 . Максим, священник и юродивый Тотемский, скончавшийся 16-го Января 1650-го года. В 1715-м году священник и прихожане Тотемской Воскресенской церкви, у которой священствовал и погребен был Максим, обра- —217— тились с просьбою к архиепископу Великоустюжскому Иосифу, чтобы ради многоразличных, бываемых от него (Максима), чудес архиепископ благословил в поставленной над его могилой Пятницкой церкви «по обыкновению прочих угодников Божиих также над мощами его построить гробницу и святым образом покрыти». Архиепископ, в ответ на просьбу, «указал в той церкви гробницу построить и святым образом наложить против прочих угодников Божиих и молебствовать». 1446 53 . Галактион Вологодский, сын казненного Грозным князя Ивана Ивановича Бельского, подвизавшийся в Вологде подвигом юродства и затворничества, убитый Поляками 24-го Сентября 1612-го года. 1447 Известна по одной описи дел грамота патр. Адриана от 1691-го года «о свидетельстве преподобных Вологодских Галактиона и Герасима». 1448 Но так как канон Галактиону составлен по поручению Вологодского епископа Павла 1449 , занимавшего кафедру с 1716-го по 1725-й год, то вероятнее думать, что местное празднование ему установлено не в 1691-м году, а когда-то между 1716–1725-м годами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

38 Пр. Савватий с Германом, влекомые духом пустыннолюбия, удалились в 1429 году на самый уединенный и холодный остров на Белом мор – Соловецкий – и здесь шесть лет провели они в пещере. По смерти Савватия прибыл в 1438 г. на тот же остров пр. Зосима. Пр. Зосима и Герман построили церковь и оградили кельи свои деревянной стеной. Дикие лопари, опасаясь уменьшевия выгод своих от ловли рыбы и зверей, сильно стали теснить иноков. Это побудило пр. Зосиму просить новгородское управление о предоставлении инокам всего Соловецкого острова. Новгородом тогда управляла Марфа посадница. Гордая Марфа сперва не допустила к себе старца; потом же, узнав о его жизни, пригласила к своему столу. Преподобный во время стола проливал горькие слезы и не вкушал ничего. На вопрос удивленного тем ученика своего Даниила, св. старец сказал, что сидевшие бояре казались ему без голов. Прозрение старца оправдалось, когда Иоанн III, смиряя Новгород, казнил зачинщиков бунта. Между тем, Марфа исполнила просьбу пр. Зосимы и утвердила за иноками остров. С того времени содержание монастыря обеспечилось, иноки сами стали рубить дрова, вываривали соль, ловили рыбу и таким образом снискивали себе пропитание. Пр. Зосима скончался в 1479 г. 39 Пр. Пафнутий основал монастырь, в двух верстах от Боровска, в 1444 г. В старости он получил дар прозорливости духовной; скончался в 1478 г. 83-х лет от рождения. 40 Пр. Иосиф, знаменитый защитник правой веры против жидовствующих, был учеником и пострижеником пр. Пафнутия. Избранный, по кончине его, в игумена Боровского монастыря, он предложил братии ввести общежитие, и, когда она не согласилась, тайно скрылся из обители. В виде простого послушника пришел Иосиф в Белозерский-Кириллов монастырь в несколько лет изучал здесь устав Кириллова общежития, незнаемый никем. Когда же здесь его узнали, удалился в Волоколамск и в нескольких верстах от него устроил пустыню на общежительных правилах. По уставу пр. Иосифа, подвижническая строгость должна была соединяться с попечением о неимущих и больных, для которых он устроил подле монастыря особый дом. Он преставился 9 сентября 1518 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Окончательная формулировка оставляла многое несказанным. Она присваивала Римскому епископу полную власть править и управлять всей Церковью и всеми христианами, «как постановили Вселенские соборы и святые каноны». Греки протестовали против слова «всеми», но в конце концов были вынуждены принять его. Слово, переведенное здесь как «как», было несколько двусмысленным. Есть основания предполагать, что в первоначальном латинском тексте употреблялись cлoba quemadmodum et, «постольку поскольку», но впоследствии они были заменены ha quemadmodum etiam, «как раз как». В греческом тексте говорится καθцv τρπον, «согласно тому как», что может по желанию читателя рассматриваться или не рассматриваться как ограничительная формула. 156 В конце, усталые от всего, более всего желавшие вернуться домой, а также умышленно поставленные в условия нехватки продуктов и удобств, по приказу своего императора и подчиняясь договору, заключенному с Церковью Иоанном V, греки подписали договор об унии. Исключения составляли Марк Евгеник и, похоже, Плифон, который не любил Римскую церковь еще больше, чем Греческую. Марку угрожали лишением престола; после возвращения на свою кафедру в Ефес, находящийся на турецкой территории, он уступил давлению и подал в отставку. 157 Почти вся Греческая церковь смотрела на него как на мученика. Вскоре император понял, что легче подписать унию, чем выполнить ее. Лично он остался ей верен, но, под влиянием своей престарелой матери, он не стал применять силу к своим подданным. Ему было трудно найти кандидата на пустующий патриарший престол. Митрофан II, которого он назначил в 1440 г., вскоре умер. Его преемник, Григорий Маммас, искренний защитник унии, счел за благоразумное уехать в мае 1451 г. в Италию. Несмотря на любовь и восхищение, которыми Виссарион лично пользовался, он уехал в Италию, потрясенный враждебностью, с которой были встречены его действия в Константинополе и веря, что он лучше сможет послужить греческому делу, живя среди итальянцев. Приверженность к унии Исидора Киевского встретила сильнейший отпор у русского князя, Церкви и народа, которые свергли его с престола. Он тоже уехал в Италию. Восточные патриархи провозгласили, что они не считают себя связанными чемлибо из того, что подписали их представители и тем самым отвергли унию. Георгий Схоларий, хотя принял унию и увлекался трудами Фомы Аквинского, однако вскоре был убежден Марком Евгеником в том, что был не прав. Он удалился в монастырь, а после смерти Марка в 1444 г. стал вождем противников унии. Низший клир и монахи последовали за ним как один.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1440 г. патриарх направил с письмом в Рим францисканца Петра Феррарского из Бейрутского Спасского монастыря. В послании содержалось признание Ферраро-Флорентийского собора, а также благодарность за подтверждение полномочий. Патриарх просил папу направить на Восток ученых историков и богословов для обучения местного духовенства и народа католической вере. В своем ответе папа сообщил, что направляет Петра Феррарского и с ним другого францисканца, Антония Тройского, объяснить маронитам учение Рима 101 . В 1444 г. было образовано постоянное представительство в Сирии и Ливане — Апостольский комиссариат. Петр Феррарский был назначен папским представителем у маронитов, мелхитов и друзов 102 ; позже папа Николай V поручил маронитов латинскому архиепископу в Никозии — Андрею. С XVb. Рим, оправившись после Крестовых походов, вернулся к Востоку. Особенно активно восточная политика развивалась при папах Евгении IV и Каллисте III.B основе новой тактики лежало использование ордена францисканцев 103 . Желание распространить свою власть на восточные территории, как всегда, было прикрыто благими намерениями: “помочь маронитам [и не только им] сохранить католическую веру в условиях окружения еретиками, а также поддерживать на постоянной основе связь с папами” 104 . Однако сиро-яковиты, например, расценивают деятельность францисканцев в Средние века именно как прозелитическую 105 . Взаимоотношения Рима и маронитов в области вероучения были далеко не однозначными; в основном все сводилось к подчинению папе и признанию его единовластия в Церкви. Невозможно утверждать, что в XV в. Маронитская Церковь полностью отошла от монофелитства и других учений, не разделяемых Римской Церковью. Такое положение сохранялось практически до конца XVI в. В период власти мамлюков Маронитскую Церковь возглавляли восемь патриархов: Симон V 1297–1339 Иоанн IV Акури 1339–1357 Гавриил II 1357–1367 Казнен мамлюками. Давид II 1367–1404 Иоанн VIII Жажи 1404–1445 Иаков-Петр (Иаков III) 1445–1468 Получал папские послания от Николая V в 1447 г. и от Каллиста в 1455 г.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Текст в пространной версии сохранился в единственном списке второй четверти XVI в., в весьма важном сборнике – это рукопись Софийского собрания РНБ 1444, сборник патристический, датируемый Н.В. Синицыной периодом 30-хначала 40-х гг. XVI в 1734 . Состав его мало изучен, но недавние наблюдения позволяют предполагать, что он связан с Заволжьем, с Кирилло-Белозерским монастырём. Здесь находится целый ряд произведений Нила Сорского : Предание и устав, и три послания 1735 . Здесь помещено основополагающее для идей Третьего Рима произведение – Многосложный свиток (о котором речь пойдёт в другой нашей работе) и несколько посланий, которые в других случаях связывались с именем Филофея, а здесь анонимны 1736 . Период, которым датируется сборник, для рукописей с произведениями Филофеева цикла, ранний. Так же датируются и другие, весьма немногочисленные ранние свидетельства, связанные с историей цикла 1737 . Рукописных данных предшествующего периода вообще нет, так что сам контекст говорит о принадлежности сочинения «Об обидах церкви» к ядру традиции. Не стремясь сосредоточиваться на вопросах очерёдности посланий и атрибуции их, хочу указать на восхождение некоторых образов, составлявших учение о движущемся Риме, к чтениям на Торжество Православия. Сочинение «Об обидах церкви» имеет некоторую тематическую связь общего характера с ситуацией начала Великого поста. Может быть, это набросок великопостной проповеди, наставление, связанное с этим периодом. Не исключено даже, что оно предназначалось для первого воскресенья Великого поста, когда не только праздновалось Торжество Православия, но и созывались епархиальные соборы. Сочинение это как раз соединяет высокую тематику очищения церкви от грехов, с обсуждением конкретных церковных проблем. В тексте обнаруживается несколько обращений: «освященнаа главо» 1738 , «чадо», «братие». Упомянуто некое «дивное се жилище», может быть, монастырь, где проповедь произносится или куда посылается, которое автор не хочет осквернять подробностями перечисляемых отступлений от веры (в этом случае речь идёт о содомии). Вообще, перечисляются грехи и преступления, паства предостерегается от нарушения Божиих заповедей и соборных установлений в защиту Церкви, понимаемой скорее не в высшем смысле, а в административном. Даны ссылки на правило 5-го «Собора святых отец» 165, и приведён текст правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это было во время поста апостольского. Путники просили у Макария дозволения утолить голод лосем. Но он не благословил им нарушать пост и убеждал потерпеть до праздника св. ап. Петра и Павла. «Поверьте братия, прибавил старец, лось будет в ваших руках, когда придет время разрешить пост. Потерпите еще три дня, Господь сохранит жизнь вашу». Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, пустили его, а преп. молил Господа, что бы укрепил слабых товарищей его. По милости Всемогущего, даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника св. апостолов. В праздник преп. Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и, воздав благодарение Господу за Его благодать всесильную, молил Его пропитать гладных спутников его. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня пред тем. Св. старец с радостию благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, прибавил он, Он не оставит нас и впредь». И точно, после того то попадался им лось, то без труда ловили оленя и так благополучно дошли до старинного и многолюдного города Унжи. Там спутники Макария рассказали жителям Унжи об избавлении своем из плена, о чудном прокормлении в дальнем странствии, и унжане приняли Макария, как ангела Божия, а он отыскал себе безмолвное место в 15 верстах от города, на правом берегу реки Унжи, окруженное лесом, ровное и красивое. Здесь он поселился, основал третью обитель и преставился 25 июля 1444 года на 95 году от рождения, после 80-летнего монашества. Мощи его почивают в соборной Троицкой церкви Макариева-Унженского монастыря. Первая обитель, основанная преп. Макарием, давно уже не существует. На месте ее стоит Троицкая церковь при слободе Решме. Вторая обитель – Желтоводская находится близ г. Макарьева, Нижегородской губ., на небольшом пригорке левого берега р. Волги, которая во время половодия окружает стены монастыря. В 1764 году монастырь поставлен в 2-м классе, прибой реки Волги, обмывавший постепенно монастырский берег, грозил опасностью разрушить монастырские здания, а потому в 1868 году он упразднен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010