Пред распутьем. (По поводу суждений в газ. “Слово” и “Церковн. Вестник”, о свободе исповеданий). Н. Гринякин. Июнь. Стр. 1430–1444. На злобу дня. Июнь. Стр. 1444–1445. Мысли при чтении “Талмуда” Лютостанского. Н. Булгаков. Июнь. Стр. Июнь. Стр. 1446–1448. Со скрижалей сердца. Чудо милости Божией 6 января на крещенской Иордани.– Кровавая катастрофаа на улицах столицы 9 янв.– Кто такой о. Гапон и как православный священник мог стать во главе народной смуты. В. Скворцов. Январь. Стр. 229–240. Московское злодеяние и равнодушие в обществе.– Чувства и переживания сельского духовенства.– Какого слова проповеди ждут ныне от пастырей церкви.– Живое слово старых и новых проповедников.– Газетная утка об “исходе” штундистов в Америку. В. Скворцов. Февраль 1-я. Стр. 401–416. Накануне объявлений полной веротерпимости. В. Скворцов. Февраль 2-я. Стр. 538–542. К истории возникновения патриаршего вопроса. Старообрядческий митрополит всея России. Высочайшая резолюция. В. Скворцов. Март 2-я. Стр. 825–840. К грядущим великим дням Светлого Праздника. В. Скворцов. Апрель. Стр. 1009–1016. Май. Стр. 1251–1271. Июнь. Трагизм нашего времени.– Мобилизация деформационных и протестующих сил в духовенстве и перемена в направлении так называемого “церковно-освободительного движения”.– Пастырские записки воззвания.– Социализм и анархизм в прокламациях «христианского братства борьбы».– Наш ответ на извет газ. “Слово”.– Ставропольская катастрофа и совет миссионерам.– Недомыслие газ. “День” в старообрядческом вопросе и лукавство попа Механикова.– Памяти последнего могикана.– Стон истерзанного сердца русского патриота. В. Скворцова. Стр. 1449–1468. Содержание (1905. 2 полугодие) 1. О постановлениях и распоряжениях власти, касающиеся внутренней миссии и сектантства, и руководственные статьи по миссионерским и апологетическим вопросам.– Статьи по расколу и сектоведению. Евреи в своих молитвах. С. Эфрон. 10. Стр. 3–15 . «Сионская Весть» и секта иеговистов. Г. Добротин. 10. Стр. 16–30. Какой епископ нужен единоверию? В. Сенатов. 10. Стр. 31–42.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Осенью 1408 года огромное ордынское войско во главе с вельможей Едигеем вторглось в русские пределы. Едигей разорил почти все области Московского княжества, в том числе и Муром, взял с Москвы «откуп» и безнаказанно вернулся в Орду. Русские города были сожжены и разграблены. По духовному завещанию великого князя Василия Дмитриевича, скончавшегося в 1425 году, Муром и Нижний Новгород достались в наследство его сыну Василию Васильевичу, провозглашенному великим князем. Право Василия Васильевича на великое княжение было оспорено дядей Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В эту междоусобную войну был вовлечен и Муром. Великий князь Василий Васильевич восстановил и укрепил муромскую крепость, пострадавшую в ходе татарского нашествия в 1408 году. В знак благодарности жители города сохранили верность великому князю на всем протяжении междоусобной войны. Примерно в это же время один из ордынских царевичей, Улу-Махмет, основал на речке Казанке (приток Волги) город Казань. Оттуда он совершал походы на пограничные русские земли. Осенью 1444 года Улу-Махмет захватил Муром. Узнав об этом, великий князь Василий Васильевич послал передовой отряд, который разбил татар под Муромом и Гороховцом. Татары отступили в Муром, где Улу-Махмет провел зиму 1444–45 годов. Весной 1445 года его сыновья внезапно напали на княжеский стан под Суздалем и захватили великого князя Василия Васильевича в плен. Оттуда со знатным пленником отправились через Муром в Курмыш (крепость на Оке ниже по течению), где в это время находился УлуМахмет. Этим воспользовались его враги, которые хотели захватить власть в Москве. Однако татарский хан Улу-Махмет, узнав о том, освободил великого князя. Муромский наместник, князь Иван Стрига Оболенский, арестовал у себя в городе татарского чиновника Бегича, через которого Дмитрий Шемяка вел переговоры с ханом о захвате власти в Москве. Из плена Василий Васильевич возвращался через Муром. Желая оказать честь своему верному наместнику и горожанам, он провел в городе две недели, после чего отправился в Москву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород - 12.06.1447, Коневский мон-рь), прп. пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)), основатель Коневского в честь Рождества Богородицы мон-ря . Древнейший рассказ об А. К. содержит «Сказание об авве Арсении» (РГБ. Троиц. Фунд. 806. Л. 244-246 об.), к-рое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого мон-ря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490об.- 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда А. К. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово А. К. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором к-рой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании А. К. в Валаамском мон-ре , к-рые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление А. К. указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному. А. К. в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы мон-ре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского (см. Евфимий II (Вяжицкий) ). Прожив в обители 11 лет, А. К. вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон , где провел 3 года. Сначала А. К. трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле А. К., он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские мон-ри, для к-рых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, А. К. получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте к-рой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы ).

http://pravenc.ru/text/76296.html

Собор Санта-Мария-дель-Фьори во Флоренции. 1296–1436 гг. Собор Санта-Мария-дель-Фьори во Флоренции. 1296–1436 гг. Зал капитула мон-ря Санта-Кроче (капелла Пацци) во Флоренции (ок. 1429-1442; 1442/45 - ок. 1478) возводился в течение 40 лет с перерывами, и его внешний облик не соответствует замыслу Брунеллески. В плане капелла представляет собой вытянутый поперек прямоугольник, ее центральный квадрат перекрыт куполом, аналогичным куполу Старой сакристии, 2 примыкающие к квадрату прямоугольные части - широкими и короткими цилиндрическими сводами, квадратная апсида - куполом на парусах. Вход в капеллу предваряет вестибюль, перекрытый цилиндрическим сводом с куполком посредине. Вероятно, Брунеллески предполагал, что иерархия пространств будет отражена в иерархии внешних объемов, к-рые подчинились бы доминирующему центральному куполу. В интерьере плоский ордер членит поверхности стен, контрастно отделяя нижнюю, несущую зону от верхней части, где господствуют полуциркульные очертания арок и ребристый купол. В проекте центрической ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (1434-1437) сказались впечатления Брунеллески от его пребывания в Риме. Храм должен был быть 8-угольным с 8 обширными равновеликими капеллами, соединенными друг с другом переходами, и квадратным вестибюлем. Это был 1-й храм эпохи Ренессанса, чья структура соответствует античным постройкам наподобие т. н. храма Минервы Медики в Риме. Аналогичное, напоминающее о рим. постройках решение предложил Микелоццо ди Бартоломео в 1444 г. для хора церкви мон-ря Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, к-рый предполагалось пристроить к уже существовавшей базилике (1444-1453, 1460-1477, перестроен). По первоначальному и затем оставленному замыслу круглый хор с 7 большими полуциркульными нишами должен был иметь внутреннее кольцо опор как, напр., в ц. Санта-Костанца в Риме ( Roselli. 1971; Ferrara, Quinterio. 1984; Brown. 1989). Церковь Сан-Франческо в Римини. Ок. 1450–1468 г. Церковь Сан-Франческо в Римини. Ок. 1450–1468 г. Альберти, первым из мастеров Ренессанса начавший деятельность в качестве архитектора с изучения древностей Рима, последовательно воплощал в своих храмах результаты филологических и археологических изысканий.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Обосновавшись в Казани, Улу-Мухаммед начал свои набеги на русские земли уже с 1439 г. Особенно они участились к середине 40-х годов. В 1444 г. Улу-Мухаммед «нача помышляти к Новугороду к Нижнему». В чем состояло его «помышление», несмотря на скупость летописных сведений об этом, легко можно догадаться. Богатый волжский город по замыслу Улу-Мухаммеда должен был стать для Казани дойной коровой (вроде как Новгород Великий для его соседей). Этого ни в коем случае не хотел допустить Василий II, сам зарившийся на нижегородские прибытки. Ответом на действия Улу-Мухаммеда стало распоряжение великого князя «осады крепити». Это не остановило татарского царя. Он теперь не ограничился кратковременным набегом. Зимой 1444 г. Улу-Мухаммед не только вошел в «старый» Нижний Новгород, но и взял Муром, затем «седе в Муроме». Тем временем другие отряды татар воевали Лух. Это уже представляло серьезную опасность для Москвы, тем более что суздальско-нижегородские княжата издавна склонны были искать контактов с ордынскими царями. Поэтому Василий II решил отбросить ордынского властелина за пределы Московского великого княжества. Не теряя времени, он выступил из Москвы и Крещение (6 января 1445 г.) провел уже во Владимире. Поход задуман был внушительным. Вместе с великим князем против его недруга отправились все князья «гнезда Калиты», в их числе Дмитрий Шемяка, Иван и Михаил Андреевичи и Василий Ярославич. Великий князь шел в поход «со всеми князи своими, и боляры, и воеводами, и со всеми людьми». Узнав о движении столь многочисленного воинства, Улу-Мухаммед предпочел уклониться от встречи с ним и «бегом» возвратился в Нижний Новгород («Старый»). С Крещения в Нижнем Новгороде «Меньшом» в осаде («затворишася») сидели воеводы князь Федор Долголдов и Юрий (Юшка) Драница. «Передний полци» (воеводы), отправленные Василием II, побили татар и под Муромом, и «в Гороховце, и во инех местех». На этом кампания окончилась. Успокоенный легкой победой на востоке, Василий II поспешил вернуться через Суздаль и Владимир в Москву (26 марта).

http://sedmitza.ru/lib/text/438787/

168 ...монастырь, Клобуково нарицаемо, в немже б храмъ святаго Николы. – Клобуков монастырь находился на окраине г. Кашина. П. Строев (Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. С. 466) отмечает существование монастыря в XV в., однако сведений о его ранней истории нет, и перечисление игуменов начинается только с 1510 г. 169 ...псалмы Давидовы пояше. – Библейская книга Псалтырь, у евреев называемая «Книга Хвалений», состоит из 150 псалмов, сочинение которых приписано израильско-иудейскому царю и пророку Давиду (X в. до н. э. ). Псалмы широко используются в христианском богослужении как молитвы и песнопения, отрывки из них читаются в различных обрядах, особенно на похоронах. 172 ...доиде близъ ркы Волгы... водою акы стнами огражено... – Макариев Калязин монастырь расположен возле г. Калязина на левом берегу р. Волги; с северо-запада к стене монастыря подходит Калязинское озеро. 175 К духовомъ лукавымъ борения сътвори, врою и терпниемъ побждаше. – Эта фраза не представляет собой цитаты, но по содержанию соответствует другим фрагментам из Послания апостола Павла к Ефесянам, например: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских» ( Еф. 6:11 ), или « А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6. 16 ). 176 По времени же устрои церковь въ имя Святыа и Живоначалныа Троица, благодатию же Божиею и священа бысть вскор. – Первая церковь св. Троицы в Макариевом Калязине монастыре была деревянной. Точное время ее постройки неизвестно, так же как и время основания монастыря, – называется и 1444 г., и время около 1459 г. 177 ...изыде въ богоспасаемый град Тферь, и от тамо сущаго епископа священьству сподобляется и игуменом нарицается. – В Житии имя епископа не названо, однако оно интересовало переписчиков и читателей памятника. В двух сборниках XVI в. на нижнем поле соответствующих листов читается киноварная запись: «О имени епископа съпрошати вдущых». Если годом основания монастыря считать 1444, то в это время тверским епископом, скорее всего, был Илья из игуменов Желтикова Успенского монастыря, позже, в 1458–1460 гг., кафедру занимал Моисей, до того архимандрит Тверского Отроча монастыря, а с 1461 по 1477 г. епископом в Твери был брат Макария Геннадий Кожин. (См.: Первухин Г. П. О тверских иерархах/Подг. к печати А. А. Тяжловым. Тверь, 1901. С. 49–55).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Георгий и трансильванский воевода Янош Хуньяди освободили Смедерево. Летом 1444 г. Георгий заключил с турками договор, по к-рому он получал во владение свои области с 24 городами, а его сыновья были отпущены из плена. Однако после поражения крестоносцев в битве при Варне (10 нояб. 1444) Георгий, хотя и не принял в ней участия, был вынужден окончательно признать османский сюзеренитет и послать отряды для осады К-поля в 1453 г. После взятия столицы Византийской империи Мехмед II повторно атаковал Сербию, в 1455 г. было взято Ново-Брдо и в руках турок оказалась юж. часть Сербского деспотата. На краткий период между смертью Георгия (1456) и захватом Смедерева (1459), положившим конец существованию средневек. Сербского гос-ва, приходятся ознаменовавшиеся семейными раздорами правления его сыновей Лазаря (1456-1458) и Стефана Слепого (1458-1459), вдовы Лазаря Елены Палеологины (1458-1459) и их зятя, сына боснийского кор. Стефана Томашевича (1459). Первым браком Георгий был женат на дочери трапезундского имп. Алексея IV, 2-м или 3-м браком (с 1414) - на Ирине Кантакузине († 1457), дочери морейского деспота Димитрия и правнучке визант. имп. Иоанна VI Кантакузина . Ее брат Фома стал одним из главных военачальников Георгия. Портрет Георгия с семьей сохранился на Эсфигменском хрисовуле 1429 г. По случаю смерти деспота Георгия было написано пространное надгробное слово, представляющее собой слав. образец высокой визант. риторики и дошедшее в списке 2-й пол. XVI в. (ОГНБ. 1/119). От брака Георгия с трапезундской принцессой родились 2 дочери: рано умершая Елена († после 1408) и знаменитая Мария (Мара) (ок. 1401-1487), ставшая в 1435 г. женой султана Мурада II и пользовавшаяся большим влиянием при дворе своего пасынка Мехмеда II. Благодаря Марии были восстановлены мн. обители (напр., Рильский мон-рь) и сохранены мн. реликвии (напр., дары волхвов из Св. Софии К-польской - 28 золотых подвесок, украшенных сканью, переданные ею афонскому мон-рю св. Павла). При ее непосредственном участии были заключены договоры о взаимной поддержке и помощи между Рильским мон-рем, с одной стороны, и афонскими обителями св.

http://pravenc.ru/text/153337.html

Псков. Церковь Богоявления Господня в Бродах. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1444. Год утраты:1701 (засыпана при строительстве батареи в ходе Северной войны) Адрес: Псков, Финский парк Координаты: 57.821322, 28.342065 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты «Церковь Богоявления в Бродех построена в 1444 году, упразднена в 1786 году, в 1793 году была уже разобрана на материал». Местность, где располагалась церковь Богоявления, называлась в старину Бродами. Это был один из живописнейших участков старого Пскова. В Бродах на высоком левом берегу реки Псковы, примерно в 35 саженях к востоку от угловой башни Среднего города, находилась приходская церковь Богоявления, построенная в 1443 году «противъ мелниць». Обширный, сложный по композиции, богато убранный храм Богоявления стоял на скрещении улиц у Высокого моста через Пскову, игравшего важную роль в древнем Пскове. Церковь Богоявления в Бродах была одной из первых приходских церквей на Полонище. Она возникла еще до возведения крепостных укреплений в этой части посада. Главы храма были покрыты ярко-желтой поливной черепицей, барабан украшен изразцовым поясом с надписью, притвор — большим резным каменным крестом, вложенным в нишу в стене галереи, и наружными фресковыми росписями. Остатки сломанной церкви погребены под земляной насыпью Богоявленской батареи. Ее высокую горку можно видеть и сейчас и даже подняться на нее для обозрения окрестностей. Этот храм, построенный в XVI веке на месте более старого, относившегося к 1443 году, был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Никифора Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили не засыпанным, но за XVIII век и он разрушился. «Церковь Богоявления в Бродех» упразднена в 1786 году. Хотя храм не сохранился до наших дней, но его местоположение определяется по показанным на плане 1740 г. одноименным батарее и воротам. На схеме Пскова, снятой со старинной иконы хранившейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова), церковь Богоявления в Бродах обозначена цифрой 29, рядом с церковью иконы Казанской Божьей Матери 30).

http://sobory.ru/article/?object=50016

1385), Рождества Христова за-Стеною (основ. 1388), Воскресения за Домонтовой-Стеною (построена 1395), Богоявления (поставл. 1397), Покрова Богородицы (поставл. 1398), Николы на Звозе (1404), Софии за Домонтовой-Стеною (перестроена 1416), Варвары на Усохе (поставл. 1421), Благовещения на Песках (поставл. 1421), Знамения у Старого Вознесения (поставл. 1421), Старое Вознесение (существ. прежде 1421), Бориса и Глеба возле Петра и Павла (постав. 1434), Всемилостивого Спаса на Торгу (поставл. 1434), Похвалы Богородицы на Романовой горе (поставл. 1441, камен. постр. 1466), Успения на Завеличьи (поставл. 1444), Богоявления на Бродах (поставл. 1444), Димитрия в Довмонтовой-Стене (упомин. 1451), Космы и Дамиана на Запсковье. (дерев, упомин. в 1458 г., каменная построена в 1462), Воскресения на Полонище (деревян. упомин. 1458), Вознесения на Полонище (1467), Николы на Волку (1483), Афанасия (1483), Георгия в Печки (1483), Нерукотворенного образа на Запсковьи (1487), Анастасии на Полонище (1487), Алексея святого за Довмонтовою-Стеною (1508). Везде в пригородах, как новгородских, так и псковских, были главные патрональные церкви, стоявшие посреди укрепления: им приписывалось покровительство и над городком и над волостью к нему тянувшею. Так, в Ладоге была церковь Великомученика Георгия, в Русе Преображения, в Порхове Николая, в Городце св. Лазаря, в Демане св. Георгия, в Торжке св. Спаса, в Изборске-Старом св. Николая, а в Новом – св. Спаса, в Велье св. Михаила, в Выборе Воздвижения Креста, в Опочке св. Спаса, в Вороноче св. Георгия, во Владимирце св. Николы, в Вышгороде псковском Бориса и Глеба, в Кобыльем городе Архангела Михаила, в Красном Георгия, в Навережской губе св. Николы. 539 Обыкновенная архитектура новгородских и псковских церквей такова: внутри купол на четырех столпах, два отделяют алтарь от трапезы и образуют в алтаре своды, соединяясь со внешнею алтарною стеною; часто же идут стеною до внешней алтарной стены, и в этой поперечной стене (т. е. от столбов до внешней стены) сделаны полукруглые входы из боковых частей алтаря в главную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Ок. 1426 г. избран игуменом Покровского мон-ря. Важное значение в этом имела воля боровского кн. Семена Владимировича († 18 янв. 1427). В Москве митр. Киевский и всея Руси свт. Фотий рукоположил П. в священнический сан. На протяжении почти 20 лет П. рачительно управлял мон-рем: «Работа Господеви беспрестани во дне и въ нощи: в день убо в службахъ монастырьскихъ преже всехъ обреташеся работая, в нощи же въ молитвахъ пребдевая» (Там же. С. 120). Большое влияние на формирование мировоззрения П. оказала эпидемия чумы 1425-1427 гг. Деморализующее воздействие эпидемии на общество выражалось в том, что ежедневная смерть многих стала привычной, страх перед смертью, к-рый был сильнейшим регулятором общественного поведения, отступил на 2-й план. Привычные понятия о благочестии, нравственном авторитете, человеческом достоинстве должны были сильно поколебаться в глазах выживших, а внезапная смерть тысяч людей породила вопрос о перераспределении среди выживших ценностей умерших («мало же и редко остася люди и тии точию злата и сребро взимаху, а о ином небрегущее ни о чем»; см.: Там же. С. 133). Ценности, накопленные неск. поколениями бояр и дворян, купцов и ремесленников, внезапно стали достоянием совершенно посторонних людей («и богатьство безчислено лежаще по распутиямъ»). Не пытаясь сохранить и преумножить эти богатства для потомков, люди стремились немедленно использовать нежданные блага (Там же; Древнерусские патерики. 1999. С. 95). В 1444 г. П. заболел, причем настолько тяжело, что, не ожидая исцеления, принял схиму, потеряв право совершать церковные службы («и от того времени не литоргисаше» - Житие. 1899. С. 121). Усмотрев в перенесенном недуге проявление Божия Промысла, оставил игуменство. 23 апр. 1444 г. по не вполне ясным причинам П. удалился из Покровского мон-ря. Возможно, этому способствовала размолвка игумена с серпуховским кн. Василием Ярославичем. Вместе с одним из иноков П. поселился в уединенном месте в чаще леса, на левом берегу р. Протвы, у впадения в нее р. Истерьмы. Избранное П. место располагалось в вол. Суходол, входившей во владения кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки, с к-рым игумен имел дружественные отношения. Однако близость новой пустыньки к прежнему мон-рю П., а также смущение среди братии Покровского мон-ря, вызванное уходом игумена, привели к тому, что мн. постриженики П. стали с его благословения селиться рядом с кельей игумена. В результате под рук. П. возник Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2579804.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010