Такое предположение как не выдерживающее критики давно оставлено наукой; но если аллегорически говорить, то, действительно, было два Георгия Схолария. Один был – дипломат, высокопоставленный придворный, поддерживающий императора в его политике с латинянами, которому св. Марк Ефесский прощал его падения, духовным взором проникая в те тайники сердца, которые неизвестны были самому Схоларию. В дипломате, стороннике «неистинной унии», он распознавал другого Георгия Схолария – святого ревнителя Православия, которому он передаст свою борьбу за Православие. Первый Георгий Схоларий умер у смертного одра св. Марка Ефесского , когда умирающий святитель призвал его отвергнуть ветхого человека и облечься в нового. Тогда-то явился второй Георгий Схоларий, новый, святой, на которого умирающий св. Марк Ефесский возложил сладостное бремя исповедничества и, пред Богом и святыми ангелами, поручил ему продолжение своей борьбы за совершенство Православия. Новый св. Георгий Схоларий, приняв на себя обязательство стоять за Православие и пламенно продолжать борьбу, которую вел св. Марк Ефесский , осудил свой прежний путь, отверг все присущие человеку боязни и обещал Богу и св. Марку Ефесскому стоять за Православие даже до смерти и крови. 24 Свои обещания, как известно, он доблестно сдержал. Современники приписывают возвращение св. Георгия Схолария на путь Православия влиянию св. Марка. 25 Пусть с враждебным чувством, но это признают и католические историки. Так, один из них (Mnsr. M. Жюжи) говорит: «Поддавшись укорам Марка Ефесского , он стал одним из наиболее ярых противников латинян, и именно ему Марк Ефесский , умирая, доверил руководство антикатолической партией. Он до такой степени хорошо исполнил эту печальную миссию, что с полным правом его можно считать третьим основателем греческого раскола, после Фотия и Михаила Керуллария». 26 После смерти св. Марка Ефесского (1444 г.) и вплоть до падения Константинополя (1453 г.) вся деятельность св. Георгия Схолария направлена на борьбу с унией, которую он вел, по выражению Даррузэ, «с жаром и выдержкой».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Иоанн VIII Палеолог (14251448) – предпоследний византийский император, известный своими династическими браками: он был женат на московской княжне Анне Васильевне, а после ее смерти в 1421 г. – на итальянке Софье Монферратской. Иоанн VIII был вдохновителем и участником Ферраро-Флорентийского собора 14381439 гг., часто встречался и беседовал с советником трапезундской делегации Георгием Амируци, сделавшим его одним из персонажей своего первого трактата. Подписание унии и признание византийской делегацией католического вероучения по всем основным пунктам расхождений вызвало бурю негодования в стране. Во взаимоотношениях с турками Иоанн VIII считал, что «лучшее средство для защиты от османов – это поссорить их между собой». Сея вражду между претендентами на турецкий престол, император нередко прибегал к подкупу. Однако это не помешало султану Мураду II овладеть Фессалоникой в 1430 г. Иоанн VIII принял участие в организации крестового похода 1444 г., закончившегося поражением крестоносцев под Варной и опустошением Мореи турками в 1446 г. Иоанн X Каматир (вторая половина XIIhaчaлo XIII вв.) – константинопольский патриарх (11981206), уделявший большое внимание школьному воспитанию и обучению. В годы его патриаршества возродилась и достигла больших успехов школа при церкви св. Апостолов, в которой преподавались предметы тривиума и квадривиума, но не было богословия. Студенты сами, без помощи преподавателя, изучали оба курса. Их знания оценивал патриарх, он же разрешал все спорные вопросы, возникавшие в процессе обсуждения предметов школьного курса. Основным средством обучения была дискуссия. Иоанн X Каматир вошел в историю культуры как автор двух астрологических поэм («О круге зодиака», «Введение в астрономию»), посвященных императору Мануилу I Комнину (11431180). Он использовал труды как античных («премудрого и прекрасного» Клавдия Птолемея), так и ранневизантийских авторов (Гефестиона Фиванского, Юлиана Лаодикейского, Ритория, Иоанна Лида и др.). В поэмах Каматира излагаются основные положения астрологии о планетах, неподвижных звёздах, о 12 знаках зодиака и приводятся различные методы составления гороскопов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

78 «Вот Божий человек, – сказал хан; – он заботится не только о живых, но и о мертвых.» Оплакав пострадавших братий, преподобный убедил вышедших с ним из плена не селиться на прежних местах, – иначе татары предадут их злой смерти. Все согласились идти в Галичскую сторону, за 240 вер. и помолясь Богу отправились лесами и местами топкими. На дороге не стало у них хлеба, голод начал терзать непривычных к нему. Преп. Макарий стал молиться и вот нашли они завязшего в узком месте лося. Это было во время поста апостольского. Путники просили у Макария дозволения утолить голод лосем. Но он не благословил им нарушать пост и убеждал потерпеть до праздника св. ап. Петра и Павла. «Поверьте, братия, – прибавил старец, – лось будет в ваших руках, когда придет время разрешить пост; потерпите еще три дня, Господь сохранит жизнь вашу». Путники послушались преподобного и надрезав ухо лосю пустили его, а преп. молил Господа, чтобы укрепил слабых товарищей его. По милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника апостолов. В праздник, преп. Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и воздав благодарение Господу за Его благодать всесильную, молил Его пропитать голодных спутников его. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня перед тем. Св. старец с радостью благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, – прибавил он. – Он не оставит нас и впредь». И точно после того то попадался им лось, то без труда ловили оленя, и так благополучно дошли до старинного и многолюдного города Унжи. Там спутники Макария рассказали жителям Унжи об избавлении своем из плена, о чудном прокормлении в дальнем странствии, и Унжане приняли Макария как ангела Божия, а он отыскал себе безмолвное место в 15 верстах от города, на правом берегу р. Унжи, окруженное лесом, ровное и красивое; здесь он поселился, основал третью обитель и преставился 25 июля 1444 года, 79 на 95-м году от рождения, после 83-летнего монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Против султана турецкого Мурада возбудили бунт в Малой Азии и тем заставили его отвлечь туда свои войска из Европы. В это время сильный флот Владислава явился в Геллеспонте, чтобы заградить султану обратный путь в Европу и отнять у него те города, которые здесь находились. Но Мурад успел переправиться из Малой Азии и разбил войско Владислава под Варною, причем погиб и сам Владислав (10 ноября 1444 г.) Других пособий такого рода от папы и от государей Европы более не было для греков и чрез несколько лет, хотя уже по смерти императора Иоанна, Константинополь взят был турками и Греческая империя окончательно пала (29 мая 1453 г.). А сам папа — достиг ли он своей цели: утвердил ли чрез Флорентийский Собор свою власть, колебавшуюся тогда на Западе, и подчинил ли себе греков? Нисколько. Противопоставив Ферраро-Флорентийский Собор, на котором присутствовали и представители Востока, Собору Базельскому, папа напрасно рассчитывал смирить тем отцов этого последнего Собора. Базельский Собор не переставал считать себя Вселенским, не прекращал своих занятий и, не более как за десять дней до состоявшегося и обнародованного во Флоренции (5 июля) соединения Церквей повторив свое прежнее постановление, что Вселенский Собор выше папы, осудил папу Евгения как еретика и объявил его низложенным (23 июня). Не утешили папу и греки: они решительно не хотели принимать привезенного из Флоренции соединения. И хотя на кафедру Константинопольскую по настояниям императора возводимы были один за другим два патриарха, преданные этой унии,— Митрофан Кизический и Григорий, духовник царский, но оба они ничего не могли сделать: и духовенство, и народ чуждались их. А прочие патриархи Востока — Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, узнав о состоявшемся на Флорентийском Соборе соединении с Римом, объявили этот Собор нечестивым и уполномочили митрополита Кесарийского Арсения всюду и пред всеми проповедовать против беззаконного соединения (1443). В то же время знаменитый Марк Ефесский своими окружными посланиями заклинал всех православных удаляться этого соединения как богоненавистного.

http://sedmitza.ru/lib/text/435945/

Он создавался в середине XVII века (1649-1651гг.) под сильным влиянием ярославской школы зодчества, но в дальнейшем храмостроителей столь же ощутимо " перекосило в Кострому " . Мощный куб основного объёма с позакомарным покрытием явно готовился под могучее " ярославское " пятиглавие, но в итоге и барабаны, и в особенности сами главы, были заметно облегчены, что характерно именно для костромского храмостроения... Ставшие фирменные " шейки " , перехватившие главы у основания - дань барочной традиции, появились позже; но именно они добавили в силуэт лёгкости, прижились как зодческий приём и в итоге стали " вишенкой на торте " местной архитектурной школы, до самого XIX века отчётливо тяготевшей к Костроме! Тот же " Шартомский " иконографический тип в " костромском " исполнении наблюдаем, например, в соседнем Лухе как в городском храме, так и в монастырском (Лух до ХХ века был в составе Костромской губернии). Стоит ли удивляться, что этот старинный образ - большой куб с высокими, но стройными главами на шейках - был взят за основу строителями шуйского собора! Конечно не скопирован - время другое, архитектурные вкусы не те - но принципиальная внешняя схожесть налицо. Несколько веков Николо-Шартомский монастырь существовал в деревянном исполнении, и лишь когда погорел " изволением Божиим от молнии до основания " , началось в нём каменное строительство. Первым храмом, выстроенным в камне, стал, конечно, собор, посвящённый святителю Николаю. Первый документ, подтверждающий существование Николо-Шартомского монастыря, относится к 1444 году - это духовная грамота нижегородской княгини Марии Спасо-Евфимиеву монастырю, что в Суздале. На грамоте стоит подпись архимндрита Шартомского монастыря Конона. Следующие по времени документы утверждают нас во мнении, что Николо-Шартомский монастырь отнюдь не был затерянной в лесах пустынькой. Тому служат сохранившиеся грамоты. В XVI веке обители благотворили князья Горбатые-Шуйские, в чьих владениях находился тогда этот монастырь. А уже в начале XVII веке на Николо-Шартомскую обитель посыпались различные беды...

http://sobory.ru/article/?object=20721

Монастыри Калужской и Боровской епархии 25 2011 р. 15:40 На территории епархии находятся ставропигиальные монастыри: мужской монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь и женский монастырь Казанская Свято-Амвросиевская пустынь близ Шамордино. Епархиальные монастыри Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь. Был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием, игуменом Боровским, всея России чудотворцем. В XVI в. служил пограничной крепостью. В 1610 году был сожжен Лжедмитрием II. Во времена церковного раскола в монастырской тюрьме содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум. В 1812 г. французы превратили монастырь в конюшню и сожгли верхние этажи монастырских построек. К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов. В 1923 г. был закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Полностью восстановлены 5 храмов. Крестный ход — 14 мая, в день памяти основателя обители. Святыни . Под спудом почивают мощи прп. Пафнутия. Святые мощи в ковчегах: прп. Пафнутия; прп. Нила Столобенского; блгв. кн. Анны Новгородской; мч. бесср. Иоанна; камень от гробницы Божией Матери в ковчеге. Иконы с частицами мощей: прп. Феофила; блгв. кн. Анны Кашинской; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Симеона Верхотурского; прп. Нила Столобенского; свт. Луки Одесского; прмч. Елисаветы; прп. Серафима Саровского; прп. старцев Оптинских. Частица мантии свт. Игнатия Брянчанинова; древняя икона Рождества пресвятой Богородицы; святой источник прп. Пафнутия. Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь. Обитель основана в XV в. прп. Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. В Смутное время сожжена поляками. С 1684 г. приписана к московскому Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный монастырь. Возрожден в XIX в., когда обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией от источника и у раки прп. Тихона. К 1917 г. братии было 226 человек, действовали 6 храмов и Сретенский скит. После 1918 г. монастырь закрыт. Возвращается поэтапно с 1993 г. Действуют 7 храмов, из них 2 – в монастырских скитах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

689 Коневец – Коневский (или Коневецкий) монастырь Рождества Богородицы, основан преподобным Арсением Коневским на острове Коневец на Ладожском озере после его возвращения с Афона. Житие Арсения (см. наст. изд., с. 156–183) называет 1399 г. как дату прихода преподобного на остров и сообщает год его смерти: по разным спискам жития – 1444 или 1447 год. Следовательно, и Валаамский, и Коневский монастыри возникли примерно в одни и те же годы неподалеку друг от друга на Ладожском озере; оба возникли сразу же как монастыри нового типа – общежительные и играли важную миссионерскую роль в Карельской земле. 691 ...море Блое... тоже и море Свисское называютъ... – Из контекста понятно, что «Белым морем» здесь названо Балтийское море. Во избежание недоразумений автор Сказания приводит и более распространенное его наименование – «Свисское» (Шведское). Примеры названия Балтийского моря Белым по другим источникам мы привести не можем. С другой стороны, и современное Белое море в середине XVI в. еще не носило это название. 692 ...от сивера Узярвою рекою... – Современная река Вуокса, впадающая в Ладожское озеро не с севера, а с запада (северо-запада), к тому же южнее самого Валаама. Эту фразу Сказания следует понимать, скорее всего, в таком смысле: через Узярву в озеро Нево втекают воды северного бассейна. 693 ...яко да Валам мсто то именуют въ образъ древняго лестца и пророка Валама... – Эта ложная этимология основана на созвучии названия острова и имени библейского Валаама – мага и прорицателя времен Моисея. Автор Сказания обыгрывает известный библейский сюжет: Моавитский царь Валак призвал к себе Валаама, чтобы тот проклял народ Израиля, вышедший из пустыни во главе с Моисеем. Но каждый раз, когда Валаам должен был произносить проклятия Израилю, Бог вкладывал в его уста слова благословения ( Чис. 22–24 ). 694 ...Ефрмъ зовомый, иже послди монастырь на Перековском остров на Илмене велицем езере съгради... – Появление имени Ефрема Перекомского (Перекопского, Перековского) в Сказании несколько неожиданно, поскольку ни в одном из других источников его имя с Валаамом никак не связано. Видимо, и здесь автор пользовался местным монастырским преданием. Ефрем был канонизирован на церковном соборе 1549 г., хотя его местное почитание началось раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1442 Обе записки были впервые опубликованы 28 марта в газете «Слово» и затем не раз переиздавались: Преображенский И. В. Церковная реформа. М., 1905; Кузнецов Н. Д. Преобразования в Русской Церкви. М., 1906; А. Р. Историческая переписка о судьбах православной церкви. М., 1912. 1444 В повременной печати, в частности в «Новом времени», автором «Соображений по вопросам...», поданных К. П. Победоносцевым , называли С. Г. Рункевича . Глубоковский тогда же в письме Розанову, ссылаясь на слова самого Рункевича, отрицал «всякое участие» того в составлении «прокурорской контр-мемории» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 278. Л. 11 об. Письмо В. В. Розанову от 26 марта 1905 г.). Примечательна оценка записок, поданных С. Ю. Витте и К. П. Победоносцевым , на страницах «Церковного вестника». Если первая была признана обстоятельной, с «научно-мотивированным указанием главных пунктов желательной церковной реформы», то «Соображения по вопросам...» Победоносцева расценивались как «слабые и ненаучные возражения» (Русская Церковь в 1905 г.//ЦВ. 1906. 1. Стб. 8, 9). 1446 По словам автора «Исторической записки», «Соображения...» Победоносцева произвели на членов Синода «впечатление не в свою пользу» (Там же. Л. 8 об.) 1447 Этот документ под названием «О необходимости перемен в русском церковном управлении» (сразу же получивший название «Записка 32-х») напечатан 17 марта 1905 г. в академическом еженедельнике «Церковный вестник», редактором которого в то время был профессор СПбДА о. А. П. Рождественский (один из 32-х), а цензором ректор СПбДА епископ Сергий (Страгородский) . Было названо без указания имен лишь число лиц, подписавших документ. О «Группе 32-х» см.: Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен... С. 319–335; Ореханов Г., иерей. На пути к собору. С. 90–117. 1448 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. 764. Л. 8 об.–9. Копию доклада см.: Там же. Л. 21–23 об. Доклад был подписан членами Синода 22 марта 1905 г. 1453 Там же. Л. 9 об. Несмотря на настойчивые требования Синода, доклад и адрес не были напечатаны под предлогом, что «нет будто обычая публиковать неутвержденные постановления» (Там же. Л. 10 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1396 году Арсений переходит жить на берег Ладоги. Здесь к нему начинают стекаться ученики, составляя тем самым первую монастырскую братию. Братия сооружает каменный храм во имя Рождества Богородицы (1398), строит себе деревянные кельи и ограду. Предположительно, в середине 15 века монастырь посещает новгородский святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, с которым преподобного Арсения связывали узы давней дружбы и с которым он был знаком ещё по Лисогорскому монастырю. В знак благоволения, Евфимий преподнес в дар Арсению белый клобук. В память о посещении острова владыкой монастырскую бухту стали именовать Владычной лахтой, как она продолжает называться и доныне. Обитель во Владычной лахте существовала почти 25 лет. В 1421 году страшное наводнение на Ладоге затопило монастырь, и Арсений принял решение перенести его на более возвышенное место. Здесь был заложен уже новый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Позже он неоднократно перестраивался, являясь, как полагают исследователи, первой на Ладоге и всём русском Севере каменной храмовой постройкой. В новый храм была помещена главная святыня монастыря - икона Божией Матери Коневской. До 1447 года (по другим данным - 1444 года) подвизается преподобный Арсений на Коневце вместе с собравшейся под его началом братией. В начале июня 1447 года Арсений начал крайне изнемогать и почувствовал близость кончины. Он пригласил к себе братию, избрал из среды её благочестивого старца Иоанна по себе настоятелем и дал наставление: " Жить единодушно с любовью для Господа и пещись о спасении душ своих " . 12 июня 1447 года преподобный Арсений преставился, прожив в строгом иночестве 68 лет, а в устроенной им обители - 54 года. По преставлении преподобного повсюду распространилось благоухание. Вся братия плакала неутешно о своём настоятеле, и с честью схоронила его тело под папертью храма, при входе. В 1547 году православная Церковь причислила преп. Арсения к лику святых угодников Божиих. Житие преподобного Арсения было написано в XVI веке Коневским игуменом Варлаамом.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=9...

Сигизмунд, бывший великим князем литовским, в 1443 г. был убит князьями Черторижскими; но Свидригелло не мог уже возвратить себе великого княжения, оставался в Луцке бездейственно и умер в глубокой старости (в 1452 году). Новым литовским князем после Сигизмунда был сын Ягелла Казимир. В следующем 1444 году он был избран польским королем, и во все продолжение его долгого царствования в Литве уже не было отдельною великого князя. Казимир действовал во всем в духе польской политики; хотя он не преследовал открыто насильными путями православной веры, но способствовал распространению католичества и вводил все признаки польского устройства в русские земли. Земяне получили самые широкие права: они делались, так сказать, полными государями в своих имениях. Вместо удельных князей, подручных великому князю, введены были, по образцу польскому, воеводы и каштеляны, назначаемые пожизненно. Таким образом, между прочим, и в Киеве, в 1476 году, после смерти князя Михаила из рода Владимира Ольгердовича, начались воеводы. Должность эту получали знатные лица. Князья, потомки Гедимина и Св. Владимира, сделались самостоятельными владетелями в своих имениях наравне с польскими панами: они обладали огромными богатствами, и вся земля русская, особенно южная, находилась во владении немногочисленных родов, каковы были Острожские, Заславские (составлявшие другую ветвь одного дома с 0строжскими), Вишневецкие и Збаражские - потомки Ольгерда, Черторижские, Сангушки, Воронецкие, Рожинские, Четвертинские и другие. На Руси начала господствовать аристократия. Остальной народ все более и более зависел от нее. Владельцы имели право суда над своими подданными и не допускали короля вмешиваться в свое управление. Города, наполняемые в значительной степени иудеями, один за другим получали магдебургское право, но, при силе аристократии, не могли быть огражденными от произвола сильных вельмож. Польские порядки более и более приходились по праву высшему классу, и это повлекло русских земян к большему сближению с Польшей.

http://sedmitza.ru/lib/text/435615/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010