л. 278. Вспоминание отчасти св. горы Афоньскиа, како наречена бысть Святаа гора и коих ради дел тако прозвася. Нач. По иже страшнаго вскресениа Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа беху вси Апостоли на едине месте седяще. В конце мелкие отрывки: О житии св. Богородици. Знамение Господа нашего Ис. Христа. л. 282 об. Житие и усекновение честнаго пророка и Предтеча и Крестителя Иоанна. Списано от ученика его Иоанна, сиречь Марка. Нач. Исполнившимся летом пять тысящ и пяти стом от мирскаго творениа без шести месяць родися св. Иоанн Креститель. л. 290. Мес. иулиа в 10 день, мучение св. мученик 45, иже в Никополии Арменстей мученых. Нач. Ликиний царь пусти заповедь по всей вселенней сицеву, князем и всем властем своим, глаголя. л. 298. Мес. мая в 30 день, житие препод. отца нашего Исакиа далматьскаго. Нач. По поклонении пресвятаго и поклоняемаго креста Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа кумирослужению уже отвржену бывшу. 687. (1868.) Жития свв. Варлаама и Иоасафа индийских и Феодора едесского с прибавлением, полууст , напис. 1444 года, в четверть, 439 листов, заглавная заставка из перевитых кругов. Заглавие: Житие и жизнь преподобных отець наших Варлаама и Иоасафа, душевныя ради ползы списано от препод. отца нашего Иоанна Дамаскына. Нач. Елици Духомь Божиемь водятся, сии суть сынове Божии, рече божествный Апостол. л. 289. Иулиа 9, житие и жизнь иже в святых отца нашего Феодора, всиавшаго в постницех в велицей лавре святаго отца нашего Савы, посемже бывша архиепископа в граде Едесе и достопомнимаа исправивша дела, ссписана от Василиа епископа амасийскаго. Нач. Благословень Бог Отець Господь Вседржитель, творець небу и земли. л. 431. Иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константинеграда, Златоустаго, послание еже посла от заточениа сый от Кукуса к Куриаку епископу, и тому сущу в заточении, утешениа ради от зелныя его жалости и скрби, имать же послание сице. Нач. Принеси убо да почрпу твоея жалости прихода и да разорю твоего помысла облакь. На конце: Слава единому иже в Троици Богу, начинающему и свршающему всеко дело благо иже о Христе Исусе Господи нашемь, в лето 6952 (1444) индикта 7. Внизу четвертого листа: Киржацкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Затем, король польский Владислав III, как мы сказали, перед самым прибытием Исидора в Польшу, 6 Марта 1440 года, был избран в короли венгерские. Отравившись в Венгрию в следующем Апреле месяце, он не возвращался более в Польшу, которая была поручена управлению наместников, и 10 Ноября 1444 года погиб в битве с Турками при Варне (от чего называется Варнским). Отсутствуя из Польши и занятый отчасти делами венгерскими (борьбой с Елизаветой, вдовой своего предшественника на венгерском престоле Альбрехта), отчасти войной с Турками, которую начал тотчас после того, как был избран в венгерские короли, Владислав не имел возможности заняться в своих польских землях принесённой от папы унией. Правда, находясь в Венгрии, он издал в Марте 1444 года, после того как признал Евгения и, – как должно думать, – побуждаемый бывшим у него легатом последнего (кардиналом Юлианом, погибшим вместе с ним в варнской битве) свою грамоту, в которой, после выражения своей великой радости о давно желанной и наконец состоявшейся унии, совершенно сравнивает Православное духовенство во всех правах и привилегиях с духовенством католическим 911 . Но одной этой грамотой, которая притом дана была уже после бегства из Москвы Исидорова, немногое можно было сделать, а между тем вся деятельность короля по отношению к унии и ограничилась только ею одной. В Литве находился налицо великий князь, но он был в таком положении, что не мог отважиться на попытки введения унии, хотя бы и имел к тому желание. За пять дней до въезда Исидорова из Венгрии в Польшу, 20 Марта 1440 года, был убит великий князь литовский Сигизмунд Кейстутьевич, согнавший с престола Свитригайла, и на его место избран был в князья брат Владиславов Казимир. Но этот новый великий князь, и по своему личному характеру и по своим личным качествам далеко не бывший ни ревнителем веры, ни человеком государственным, в виду опасного соперника себе в лице сына Сигизмундова Михаила и в виду ссор в Литве между боярскими партиями, чувствовал себя на престоле великокняжеском слишком не твёрдо, чтобы решиться на такое дело, как попытка введения унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В янв. 1439 г. из-за эпидемии чумы Собор был переведен из Феррары во Флоренцию. 5 июля того же года, несмотря на непримиримую позицию митр. Эфесского свт. Марка Евгеника , была заключена уния Церквей с признанием не только примата папы Римского, но и его вселенской юрисдикции и Filioque, закрепленная на следующий день буллой «Laetentur coeli». Решения Ферраро-Флорентийского Собора об унии были затем отвергнуты всеми Поместными Православными Церквами, однако в тот момент они способствовали укреплению власти и авторитета папы. В нояб. 1439 г. была заключена также уния с Армянской Апостольской Церковью , в 1442 г.- с Коптской Церковью , в 1444 г.- с Яковитской Церковью , в 1445 г.- с «ассиро-халдеями» (см. ст. Ассирийская Церковь Востока ). Попытка участников Базельского Собора возглавить процесс объединения и пригласить представителей правосл. Церквей в Базель окончилась неудачей. Базельский Собор низложил Е. как еретика и 5 нояб. 1439 г. избрал антипапу Феликса V , что было оспорено Е. Большинство светских государей не поддержали антипапу, на стороне Е. выступили новый герм. имп. Фридрих III, франц. кор. Карл VII и др. европ. правители. В сент. 1443 г. Е. возвратился в Рим. Его попытки организовать антиосманский крестовый поход закончились неудачей. 10 нояб. 1444 г. в битве при Варне войско крестоносцев во главе с кор. Польши и Венгрии Владиславом III потерпело поражение. Е. не разделял гуманистических идей, был аскетом, но покровительствовал искусствам, в его окружение входили художники, скульпторы и архитекторы: Донателло , фра Беато Анджелико , Лоренцо Гиберти, Пизанелло, Антонио Филарете и др. В 1431 г. Е. вновь открыл Римский ун-т. Ист.: Mansi. T. 29-32; Concilium Florentinum: Documenta et scriptores. Ser. A-B. R., 1940-1976; Acta Eugenii Papae IV (1431-1447) e Vaticanis aliisque regestis/Coll. G. Fedalto. R., 1990. Лит.: Gill J. Eugenius IV: Pope of Christian Union. L., 1961; Bäumer R. Eugen IV. und der Plan eines dritten Konzils zur Beilegung des Basler Schismas//Reformata reformanda: FS. H. Jedin. Münster, 1965. S. 87-128; Brandmüller W. Der Übergang vom Pontifikat Martins V. zu Eugen IV.//Quellen und Forschungen aus italienischen Archiven und Bibliotheken. R.; Tüb., 1967. Bd. 47. S. 596-629; Setton K. M. The Papacy and the Levant (1204-1511). Phil., 1978. Vol. 2: The 15th Century; Stieber J. W. Pope Eugenius IV, the Council of Basel and the Secular and Ecclesiastical Authorities in the Empire. Leiden, 1978; Meuthen E. Eugen IV., Ferrara-Florenz und der lateinische Westen//Annuarium Historiae Conciliorum. Paderborn, 1990. Bd. 22. S. 219-233; Gazzaniga J.-L. Charles VII et Eugène IV: Note sur le gallicanisme monarchique//Papauté, monarchisme et théorie politique: Études d " histoire médiévale offertes à M. Pacaut. Lyon, 1994. Vol. 1. P. 59-69.

http://pravenc.ru/text/187009.html

У царя св. Константина XI неоднократно возникали возможности покинуть отечество и поселиться на Западе, проживая дни в достатке и спокойствии. Но наш герой был храбр и отважен и не мыслил жизни без родины 903 . О нем говорили, что св. Константин умеет вызывать восхищение собой и почти абсолютное доверие. Один итальянец отозвался о нем, еще юноше, как человеке «благочестивом и возвышенного ума» 904 . Неудивительно, что он оставался во главе Византийской империи, когда Иоанн VIII находился в Италии на Ферраро-Флорентийском соборе. И уже тогда старший из братьев снискал уважение как хороший администратор и умелый полководец 905 . Еще в марте 1428 г. св. Константин женился на Магдалене, племяннице царя Эпира Карла I Токко (1411–1429), удочерившего ее в детстве и владевшего землями в Западной Греции. После замужества девушка сменила имя на Феодора, как более подобающее супруге Византийского принца. И хотя она вскоре скончалась, св. Константин сумел сохранить за собой земли, переданные ей по наследству. В 1441 г. он решил вступить во второй брак – на этот раз с Катериной, дочерью правителя острова Лесбос Дорино Гаттилузи, генуэзца. К сожалению, через год его вторая супруга также скончалась, и вновь встал вопрос о женитьбе. Святой Константин сделал несколько попыток посватать латинских «дам света» и принцесс Трапезунда, но получал неизменный отказ – Римская империя была к тому времени настолько слаба, что никто не хотел выдавать свою дочь за «политического покойника». Обладая смелым и решительным характером, св. Константин не желал мириться с фактом исчезновения Римской империи и решил постепенно восстановить имперские владения, начав с Греции. После ряда удачных операций и компромиссов он сумел с братом Феодором отвоевать почти весь Пелопоннес, став деспотом Мистры. В 1444 г. св. Константин предпринял ряд походов для освобождения Беотии и Аттики, но после удачных сражений в 1446 г. потерпел поражение от войск султана Мурада II, которого призвал на помощь Афинский герцог Неррио II. Тем не менее св. Константину удалось победить герцога и обязать того признать свою вассальную зависимость от Византии. Затем он двинулся на Север, призывая греков подняться за свою свободу, возбудил благородные чувства у фессалийских валахов и албанцев и занял Цейтун, Лидорику и многие другие местности. Летом 1444 г. султан был вынужден заключить со св. Константином договор, согласно которому Византийскому принцу отошли Сербия, Герцеговина и Валахия. Этот громкий успех мог иметь большие последствия, но вскоре Крестовый поход, оказавший такое серьезное влияние на расстановку сил, закончился для христиан страшным поражением – об этом писалось выше 906 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

319 Что не менее как до половины X века Босния составляла удельную область Сербии, это следует из повествования Константина Порфирогенита, который, нигде не говоря о ней особо, ясно включает ее в границы Сербии и прямо называет ее частью сей последней, см. его coчuhehuя De adminismrando imperio cap. 30, ed. Bonn. p. 145 sqq u сар. 32. Что в XI веке Босния принадлежала некоторое время к Хорватии, об этом, во- первых, прямо свидетельствуют некоторые акты (см. b Arkiv’e Сакцинского кн. 2, стр. 4, под 1080 родом), – во-вторых, об этом нужно заключать из того обстоятельства, что после XI века владетели боснийские именовались банами, каковое название не есть сербское, а хорватское. Когда именно Босния поступила подвласть Венгрии, точным образом неизвестно; всего вероятнее, это случилось в последних годах XI века, одновременно с тем как присоединено было к Венгрии королевство хорватское, а во всяком случае не позднее первой половины XII beka, потому что в 1186 г. венгерский король Бела 2-й уже отдал ее в удел одному из своих сыновей (см. у Баттиана bLeges ecclesiasmicae regni Hungariae II, 227, cfr Фeccлepa Geschichme von Ungarn I, 241). 320 Милешев монастырь, в настоящее время, остающийся только в развалинах, находился в новопазарском пашалыке между городами Сеницей и Преполем, верстах в 10 от второго. 321 Стефан Дабиша называется и представляется католиком в посланиях папы YpбahaV om 1369 г., у Райнальда ап. 1369, n. 12; но так как он в то время искал у паны и у венгерского короля защиты от притеснений брата (Стефана Tbapmku, ibid.), то неизвестно, не присоединялся ли от патаренства (которого держался весь его род) к католичеству только на время и притворным образом. Павел Шубич должен быть считаем католиком, а не патареном потому, что главным образом он был банном не боснийским, а хорватским, и что таким образом он не мог решиться на отпадение от католичества (к которому принадлежал по рождению) в патаренство по требованиям своего положения. Стефан Томаш, ища и надеясь получить от папы помощь против турок, присоединился от патаренства к католичеству в начале своего правления в 1444 г. (у Райнальда b Annall. Eccless. ап. 1444, n. 2 и ап. 1445, n. 23 sqq). По тем же побуждениям он оставался католиком и во все последующее время своего правления, а равным образом был таковым же и сын его, недолго правивший, Стефан Томашевич (у Paйhaльдa ibid. ап. 1447, n. 21 sub fin., ап. 1449, n. 9, ап. 1455, n. 24, ап. 1457, n. 17 sqq, ап. 1460, n. 91 sqq, ап. 1461, n. 136, ап. 1462, n. 30 sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

20 июля), основатель четырех монастырей в Костромской губернии; Савватий († 1435. 27 сентября) и Герман († 1484. 30 июля), основавшие в 1429 г. Соловецкую обитель; Дионисий Глушицкий († 1437. 1 июня), подвизавшийся в Вологодской губернии; просиявший там же Григорий Пелынемский († 1442. 30 сентября), отличавшийся суровой жизнью, увещевавший Шемяку и сброшенный им на смерть в воду с высокого моста; Арсений Коневский († 1444. 12 июня), создатель обители на Ладожском озере; Макарий Желтоводский и Унженский († 1444. 25 июля), примером воздержания обращавший татар в Православие; Варлаам Шенкурский († 1462. 19 июня); Савва Вишерский, столпник († 1460. 1 октября), основатель обители под Новгородом; [священномученик] Исидор, пресвитер Юрьевский, потопленный католиками в р. Амовже (†1472. 8 января); Пафнутий Боровский († 1477. 1 мая), великий молитвенник, проникавший в души, знавший все тайные мысли; Зосима Соловецкий († 1478. 17 апреля); Макарий Калязинский († 1483. 17 марта), строитель монастыря в Тверской губернии; Тихон Медынский († 1492. 16 июня), живший в дупле дерева. Преподобные: Нил Сорский († 1508. 7 мая), сторонник отобрания от монастырей имущества, требовавший от всех «умного делания», по смерти завещавший бросить тело свое в пустыню: «потому что оно согрешило перед Богом и недостойно погребения, пусть растерзают его звери и птицы». Расходившийся с ним во многом, но тоже великий подвижник преподобный Иосиф Волоколамский или Волоцкий († 1515. 9 сентября), грозный обличитель ереси жидовствующих. Преподобные: Александр Свирский († 1533. 30 августа), основатель монастыря в Костромской губернии; Корнилий Комельский († 1537. 19 мая); Даниил Переяславский († 1540. 7 апреля), с детства подвергавший себя лишениям и истязаниям, посвятивший себя особому подвигу – попечению об умерших; Нил Столобенский († 1554. 7 декабря), подвизавшийся в дремучих лесах в Осташковском уезде. Просветители: чуди – преподобный Кирилл Челмский (1378. 8 декабря); далеких тундр – преподобный Антоний Сийский († 1556.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

3. Панайот Христу (1917-1996) - профессор Фессалоникского университета, доктор богословия; в 1966-1967 гг. был министром Северной Греции, в 1973-1974 гг. - министром образования; в 1966-1989 гг. - директор патриаршего Института патриотических исследований; в l989-l994; - директор Центра богословских и святоотеческих исследований. 4. Святитель Геннадий II Схоларий (1405- после 1472) - патриарх Константинопольский (1453-1460). Родился в Царьграде и был крещён с именем Георгий. Получил классическое образование. Преподавал в Константинополе логику и физику, затем занимал пост судьи и императорского секретаря; в этом качестве, в свите царя Иоанна VIII (1425-1448) и патриарха Иосифа II (1416-1439), ездил на Ферраро-Флорентийский собор (1438-1439), выступая на нём с поддержкой унии. Но по возвращении примкнул к главному противнику унии - святителю Марку Ефесскому (1392/93-1444/45), своему духовному отцу, после смерти которого стал борцом с унией и написал ряд полемических сочинений. При императоре Константине XI (1449-1453) постригся в монахи и жил в Харсианитской обители. Осудил возобновление унии в 1452 году. После падения Константинополя и гибели патриарха Афанасия II (1450-1453) был избран новым предстоятелем Церкви и всячески стремился облегчить участь подвластных. Султан Мехмед (Магомед) II Фатих (Завоеватель) (1444 и 1451-1481) утвердил его избрание, предоставив полную самостоятельность в делах церковных и гражданских - в его ведении находилось всё православное население Оттоманской империи; при этом на него была возложена вся ответственность за поведение христиан. Достигнутое им соглашение с султаном Мехмедом определяло отношения Церкви с мусульманскими властями вплоть до 1923 г. Султан высоко ценил святого, не раз беседовал с ним на религиозные темы; по просьбе Мехмеда он составил «Исповедание», излагающее христианское учение; оно имело большое значение на Востоке, много раз переиздавалось и было переведено на многие языки, в том числе турецкий и арабский. В конце жизни удалился в монастырь Продрома около г.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

 Но приближалось уже и время кончины богоугодного труженика, преподобного Арсения. В начале июня 1444 года, он начал крайне изнемогать и почувствовал близость своего разрешения от временной жизни. Он пригласил к себе братию, избрал из среды ее богобоязливого и достопочтенного старца Иоанна после себя настоятелем, дал наставление: как избегать стрел лукавого и всех искушений его, жить единодушно с любовью для Господа и печься о спасении душ своих; как хранить чистоту души и тела и братии во всем следовать наставлениям новоизбранного настоятеля, отнюдь не уклоняясь от общежительного устава св. горы Афонской. Наипаче же заповедал он о любви к нищим, ибо эта жертва самая благоприятная Господу Богу. Помолившись Господу, приобщившись Св. Таин, поручая обитель свою покровительству Пренепорочной Матери Господа нашего, он с одра смерти простился со всеми и завещав мир, благословение и обещая духом не расставаться с братией 85 12 июня 1444 года, на память св. отцов Онуфрия и Петра Афонского, преставился блаженной кончиной праведника, пожив в строгом иночестве 65 лет, а в устроенной им обители 51 год. По преставлении угодника Божьего, чудное благоухание распространилось повсюду, как бы давая знать, что преп. Арсений отошел ко Господу, пред Коим честна и самая смерть преподобных. Вся братия плакала неутешно о своем отце и начальнике, с честью похоронила св. тело его под папертью храма при входе, и на этом месте устроила придел во имя святого Онуфрия. Православная святая церковь причислила его к лику святых угодников Божьих. Когда и как явились св. мощи преподобного, неизвестно; но известно только то, что воистину источник нам спасительный – мощи его святые даровал преблагий Христос Бог , многообразно благодейства точащие: ибо них ради демони прогоняются, немощные исцелеваются, прокаженные очищаются, от пленения свобождаются, от бурь и от потопления спасаются, искушения и скорби разрешаются, – и все с несомненной верой припадающие к ним, получают исцеления души и тела». Бедствия обители, после смерти ее основателя, преподобного Арсения. Разорение обители шведами

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

7) Маленькая голова быка, глаза с присоединенными черточками (л. 366–369) – Брике, 14954 (1430–1438 гг.). В описании Н. П. Лихачева знак не упомянут. 8) Голова быка с челкой и мачтой между рогами, оканчивающейся пятилепестковым цветком (л. 372–379, 391­392). Такой же знак приведен в альбоме Лихачева под 2443 из недатированной рукописи, у Брике сходный знак под 14402 (1455 г.). В описании Н. П. Лихачева знак определен неправильно. 9) Фляга пилигрима (л. 380–387) – два варианта, причем оба приведены в альбоме Лихачева под 983,984 из рукописи 1444 г. (в описании Н. П. Лихачева приводятся и другие варианты, но все они уже отличаются от знаков рукописи 1444 г.). 10) Колесница (л. 388–389, 394–395)-типа Брике, 3528 (1429– 1461 гг.). В описании Н. П. Лихачева знак не упомянут. Датировку Рогожского сборника определяют филиграни 1, 2, 3, 6 и 9, остальные сорта более ранней бумаги использованы в остатках (для дополнений и вставок). Таким образом, подтверждается правильность соображений Н. П. Лихачева: рукопись устойчиво датируется 40-ми годами XV в. Ниже публикуется текст Краткой редакции Жития митрополита Алексия по списку РГБ, ф. 247, 253 (л. 324–326 об. – по карандашной нумерации в правом верхнем углу листов). В лето 6885 … Тое же зимы, промежи говениа, месяца февраля в 12, на память святаго отца Мелентиа, епископа Мелетиискаго, преставися пресвященныи Алексии митрополит всея Руси въ старости честнеи и глубоце, быв в митрополитех лет 23, и положен бысть на Москве в церкви святаго архаггела Михаила, честнаго его чюда, иже сам созда общии монастырь. О Алексеи митрополите 114 . Сии убо преподобныи отець нашь Алексии митрополит беаше родом болярин, славных и нарочитых бояр от страны Русскыя, от области Московьскыя, благородну и благоверну родителю сыну, от отца нарицаемаго Феодора и матери именем Марии. Родижеся в княжение великое Тферьское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова, старее сы князя великаго Семена 17 лет. Крести же его еще младенца суща князь Иван Даниловичь, еще сы не в великом княжении. Бе же преже в святом крещении наречено бысть имя ему Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спегальский Ю.П. Церковь Богоявления с Запсковья. Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М.К. Каргера. Л., 1967. Ю.П.Спегальский. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. Псков, 2009 Церковь Богоявления - один из лучших псковских памятников развитого типа. Она стоит на высоком берегу Псковы, отмечая мост через реку: «В лето 6896 (1388). ...мост поставиша новой на Пскове» (Псковские летописи). Мост был построен на месте древнего брода. В переписной книге 1585-87 гг. упоминается Богоявление с Запсковья «у Нового мосту». На иконе часовни Владычного Креста мост не показан. Сейчас в этом месте находится каменная плотина. Церковь большая - кончанская, собирает к себе звезду улиц: здесь сходилось кончанское вече. Обычно церкви Богоявления связывались с водосвятием, которое происходило при большом скоплении народа. Храм стоял в людном месте, обслуживая вече, водосвятие и переправу. Летопись донесла до нас дату основания этой церкви - 1495 год. Однако вскоре церковь «огорела» - следовательно, до нас дошла церковь, возобновлённая в начале XVI века. Окулич-Казарин неправильно называет эту церковь «Богоявление в Бродех», в соответствии с чем даёт ошибочную дату основания церкви - 1444 год. Богоявление «с Броди» стояло на противоположном берегу реки Псковы, против Богоявления с Запсковья. Рядом с Богоявлением с Броди, но отделённое крепостной стеной и башней Нового Застенья, стояло Богоявление со Кстовы. Ту же ошибку в дате совершил П. П. Покрышкин. К.К. Романов указывает, что церковь Богоявление на Запсковье и Богоявление в Бродех - две разные церкви, стоявшие на противоположных берегах реки. «Церковь Богоявления в Бродех построена, действительно, в 1444 году, но упразднена в 1786 году, а в 1793 году была уже разобрана на материал». Церковь Богоявления с Запсковья представляла тройную композицию: по бокам основного объёма симметрично стояли два придела, выдвинутые на восток. С запада к церкви примкнул притвор, по углам - закрытые переходы в приделы; мощная звонница выставлена на северо-запад. Все эти части сложились в законченный гармоничный образ. Однако он сформировался не сразу: части храма возникали постепенно.

http://sobory.ru/article/?object=01934

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010