Такое затруднительное положение великого князя литовского, с одной стороны, и не менее затруднительное положение великого князя московского – с другой, сдерживало обоих, мешало значительным столкновениям Руси Юго-Западной с Северо-Восточною во все описываемое время. Но если не могло быть между Литвою и Москвою войны значительной, богатой решительными последствиями, то самые усобицы, однако происходившие одновременно и здесь и там, не могли допустить и постоянного мира между обеими державами, потому что враждующие стороны на северо-востоке искали себе пособия и убежища на юго-западе и наоборот. Свидригайло был побратим князю Юрию Дмитриевичу, следовательно, Василий московский должен был находиться в союзе с врагом Свидригайловым, Сигизмундом Кейстутовичем и сыном его Михаилом, а убийца Сигизмунда, князь Чарторыйский, жил у Шемяки и вместе с ним приходил воевать на Москву. Василий держал сторону Михаила и в борьбе его с Казимиром; мы видели, что в 1444 году, находясь в войне с Михаилом и Болеславом мазовецким, Казимир предлагал новгородцам помощь под условием подданства. Новгородцы не согласились на это предложение, и в 1445 году великий князь Василий послал нечаянно двух татарских царевичей на литовские города – Вязьму, Брянск и другие; татары много воевали, много народу побили и в плен повели, пожгли Литовскую землю почти до самого Смоленска и возвратились домой с большим богатством. Казимир спешил отомстить и отправил под Калугу 7000 войска под начальством семерых панов своих. Были они под Козельском и под Калугою, но не могли здесь сделать ничего и отошли к Суходрову; тут встретили их сто человек можайцев, сто верейцев и шестьдесят боровцев и сразились: русские потеряли своих воевод, литовцы также потеряли двести человек убитыми и возвратились домой. Это, впрочем, было единственное ратное дело с Литвою в княжение Василия; в 1448 году был в Москве посол литовский, а в 1449 году заключен был договор между королем Казимиром и великим князем Василием и его братьями: Иваном Андреевичем, Михаилом Андреевичем и Василием Ярославичем; Василий обязался жить с Казимиром в любви и быть с ним везде заодно, хотеть добра ему и его земле везде, где бы ни было; те же обязательства взял на себя и Казимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

По случаю поставления в Константинополе в 1475 году на кафедру литовскую Спиридона Сатаны, как мы тоже говорили выше, у нас внесено было в обещательные грамоты новопоставляемых архиереев, которые они давали митрополиту, следующее обещание: «а к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшему поставления во области безбожных Турок от поганого царя или кто будет иной митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области, не приступати мне к нему». Против присвоения Русскими права ставить себе своих митрополитов самим, помимо патриарха, и против сейчас указанного обещания и считал своим долгом протестовать Максим. Он протестовал устно и письменно. Устный энергичный протест его, прежде всего, был направлен на то, что Русские незаконно ставят себе своих митрополитов. Но письменно, в виду крайне щекотливого и так сказать совсем криминального свойства материи, он не находил возможными этого сделать и ограничивает свой протест только одним указанным обещанием. При том он высказывает его не в настоящем публичном сочинении, а или в частном письме к неизвестному лицу или в публичном сочинении, которому намеренно дана форма частного письма. Весьма небольшое сочинение это имеет следующее пространное заглавие: «Сказание ко отрицающимся на поставлении и кленущимся своим рукописанием русскому митрополиту и всему священному собору, еже не приимати поставления на митрополии и на владычество (епископство) от римского папы латынские веры и от цареградского патриарха, аки во области безбожных Турок поганого царя, и поставленная от них не приимати» 1444 . Сказав, что отвращаться и отметаться рукоположения римского папы, как отпадшего от лика православных архиереев, достойно и праведно и необходимо, Максим спрашивает неизвестное, действительное или воображаемое, лицо, к которому адресуется: «а рукоположения константинопольского вселенского патриарха, который и до сих пор, Божией благодатью, пребывает во всяком православии и благозаконии, по какой причине отметаешься, о пречудный»? Затем Максим представляет своему собеседнику: священные каноны, к соблюдению которых архиереи обязуются своим рукописанием, нигде не учат тому, чтобы отлучаться им от своего патриарха, доколе тот православно предстоит святой Божией церкви; если в Константинополе вместо православных царей неверные мучители, то первенствующая церковь от вознесения Спасителя и до Константина Великого находилась в таком же положении и не только не осквернялась властью нечестивых, но и сияла посреди нечестия как солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Преподобный Пафнутий Боровский – внук татарина-баскака (баскаками назывались представители ханов Золотой орды в завоеванных землях). Дед его принял святое Крещение с именем Мартин в г. Боровске. Сын Мартина Иоанн женился на благочестивой девице Фотинии. От этой богобоязненной и нищелюбивой четы в одном из их родовых поместий – Кудинове (недалеко от Боровска) в 1394–1395 годах родился мальчик, в святом Крещении названный Парфением. Уже в отрочестве Парфений преуспел в изучении Священного Писания и отличался кротостью и незлобием. На двадцатом году жизни он принял монашеский постриг с именем Пафнутий в Боровском Покровском монастыре (основан в 1410 году) от настоятеля обители Маркелла. Молодой инок был отдан под духовное руководство старцу священноиноку Никите, ученику Преподобного Сергия Радонежского. Семь лет, до перехода старца в другую обитель, преподобный Пафнутий был в послушании у благочестивого наставника и учился от него иноческим добродетелям. Он старательно исполнял все монастырские послушания и этим приобрел любовь и уважение братии. В 1431 году после смерти игумена монастыря Маркелла братия и князь Боровский Симеон Владимирович, зная о строгой подвижнической и глубоко назидательной жизни преподобного Пафнутия, просили его принять настоятельство над обителью. Всероссийский Митрополит Фотий († 1431; память 2 июля) возвел преподобного в сан игумена. С того времени преподобный Пафнутий присоединил к подвигам инока подвиг наставника и духовного руководителя вверенной ему братии. Преподобный Пафнутий проводил жизнь в строгом воздержании, богомыслии и сосредоточенной молитве. Два дня в неделю, в понедельник и пятницу, он ничего не вкушал, по средам разрешал себе только сухоядение, в прочие дни разделял трапезу с братией. Днем он трудился наравне с братией: рубил и носил дрова, копал землю в огороде, плел рыболовные сети, корзины, изготавливал и другие вещи, нужные для монастыря, а ночи проводил в молитве. Пробыв игуменом обители около 13 лет, преподобный Пафнутий на 51-м году жизни тяжело заболел и принял великую схиму. После выздоровления он отказался от игуменства и в 1444 году ушел из монастыря и поселился с одним иноком недалеко от Боровска, в густом лесу на берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы (Истремы). Вскоре к нему стали приходить иноки, которые по благословению преподобного поселялись в этом уединенном месте. Среди пришедших к святому наставнику был двадцатилетний юноша Иоанн Санин, постриженный преподобным с именем Иосиф и впоследствии ставший основателем Волоколамской обители († 1515; память 9 сентября и 18 октября). Среди других учеников преподобного Пафнутия впоследствии прославились богоугодной жизнью старцы Иннокентий, Исаия, Вассиан (впоследствии архиепископ Ростовский) и прозорливый старец Евфимий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Конечно, Константинопольский патриарх был сломлен морально и физически. Несчастный Митрофан умер от горя и стыда в 1443 г., а на вдовствующую кафедру был назначен Григорий Маммас (1443–1450), главный интриган против св. Марка Эфесского в Ферраро. Папа Евгений IV вскоре узнал о том, что греки отвергли унию, и прислал в Константинополь своих легатов. Как подсчитали, в период с августа 1444 г. по ноябрь 1445 г. в Константинополе прошло 15 богословских диспутов с участием латинян и византийских архиереев. Основными диспутантами от латинян был епископ Бартоломео Лапаччи, от греков – Георгий Схоларий, который резко изменил свою позицию под влиянием св. Марка Эфесского и стал убежденным антиуниатом. Но даже смерть св. Марка Эфесского летом 1445 г. не изменила позиции, стороны никак не могли прийти к общему мнению по догматическим расхождениям 871 . Как говорят, сам император Иоанн VIII Палеолог перед смертью отказался от унии, о чем сохранились свидетельства самого св. Марка Эфесского . В своем послании некоему монаху Феофану святитель писал: «Знай, что это лжеединение уже успело благодатью и силой Божьей разрушиться, а латинский догмат, вместо того, чтобы подтвердиться этим ложным Собором, о чем всегда они старались, еще более ниспровергнут и обличен, и заклеймен, как хульный и нечестивый. А те, которые его утвердили, не смеют даже рта раскрыть в его защиту. И император, понимая это, никакого своего слова не говорит. Он открыто кается в содеянном и перекладывает вину на тех, которые, договорившись, подписали определение» 872 . Хотя многие восточные архиереи желали созвать новый Вселенский Собор, ничего из этого не получилось. Денег на Собор не было, а дебатировать с легатами мало кому хотелось. Уния постепенно умирала, а с ней и последние надежды на спасение Византии. Приложение 15 «Попытки унии Восточной и Западной церквей» Кафолическая Церковь не могла оставаться «вселенской» на территории одной Италии или только Константинополя. И раскол христианского мира, конечно же, представлялся современникам очень болезненным явлением, требующим своего лечения. В этом отношении Византийские императоры и Римские епископы зачастую действовали солидарно. И этот процесс, крайне тонкий, изобилующий множеством привходящих обстоятельств, настолько сложен, что совершенно напрасно и неоправданно пытаться присвоить ему какую-то конкретную, раз и навсегда данную оценку. Тем более отрицательную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богоявленский мужской монастырь в Костроме основан в 1-й половине XV в. одним из учеников прп. Сергия Радонежского иноком Никитой, с 1764 г. второклассный, в 1863 г. стал женским Богоявленско-Анастасиным. Закрыт в 1918 г. В советское время монастырские постройки использовались под нужды областного архивохранилища, многие были разрушены. В 1991 г. Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии, сюда перенесли главную святыню Костромы — Федоровскую икону Божией Матери. Воскресенский мужской монастырь в Череповце основан во 2-й половине XIV в. учениками прп. Сергия Радонежского, упразднен в 1764 г. Спасо-Поликарпов монастырь в Брянске основан в 1-й половине XVII в. прп. Поликарпом Брянским († 1620/1621 г.), упразднен в 1764 г. Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове известен со 2-й половины XV в., с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1926 г. В советское время на территории монастыря располагались музей, Дмитлаг, воинские части, склады, жилые помещения, различные учреждения. В 1993 г. началось возрождение монастыря. Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь (ныне село Борок Буйского района Костромской области) основан конце XIV в. прп. Иаковом Железноборовским († 1442 г.), в 1686 г. приписан к Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный. Закрыт в 1919 г. Вознесенский мужской монастырь (ныне село Вознесение Любимского района Ярославской области) основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1764 г. Троицкая (Ново-Троицкая) мужская пустынь Верхоценской волости на реке Цне Тамбовского уезда основана в начале 1630-х гг. монахом Нифантом, в 1674 г. приписана к московскому Чудову монастырю. Мамонтовская Свято-Никольская мужская пустынь (ныне село Мамонтово Моршанского района Тамбовской области), основана в 1-й половине XVII в., с начала ХХ в. женский монастырь, в 1924 г. закрыта. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь (ныне поселок Макарьево Лысковского района Нижегородской области), основан в XV в. прп. Макарием Желтоводским и Унженским († 1444 г.), с 1764 г. второклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории обители располагались детский дом, эвакуационный лагерь, хранилища зверотехникума. В 1991 г. возрожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Именитых глаголю: Петра, Алексея, Леонтиа, Сергиа-чюдотворца, Варлама, Кири-ла, Пафнотиа... – Петр (ум. в 1326 г.) – первый митрополит Московский. В 1325 г. официально перенес митрополичью резиденцию из Владимира в Москву и сделал Москву духовным центром Руси. Канонизация Петра как общерусского святого, поборника идеи возвышения Москвы относится к 1339 г. Алексей (Алексий) (ок. 1293–1378) – митрополит всея Руси (с 1354 г.), поддерживал московских князей в их борьбе с Ордой и Тверью. Общецерковное празднование памяти Алексея было установлено митрополитом Ионою в 1448 г. Алексей, подобно Петру, почитался как заступник всей Русской земли, и в первую очередь Москвы. Леонтий – епископ Ростовский (с сер. 70-х гг. XI в.), до этого был монахом Киево-Печерского монастыря. Сумел обратить в христианство язычников Ростовской земли. Сергий Радонежский (ок. 1321/1322–1391/1392) – создатель и игумен подмосковного Троицкого монастыря (Троице-Сергиевой лавры). Принимал активное участие в междукняжеской борьбе второй половины XIV в. на стороне Москвы, поддерживал князя Дмитрия Донского в его противостоянии Орде, благословил русскую рать на Куликовскую битву. Канонизация Сергия относится к 1448–1449 гг. Кирилл Белозерский – основатель и игумен Кирилло-Белозерского монастыря, канонизирован не позднее 1447–1448 гг. Варлаам Хутынский (ум. в 1192/1193 г.) – новгородец, в миру носил имя Алекса Михалевич, незадолго до смерти основал недалеко от Новгорода на берегу Волхова Хутынский монастырь. Местное почитание Варлаама восходит к XIII в., а в XV в. оно становится общерусским. Пафнутий Боровский (1394–1477) – игумен основанного им в 1444 г. недалеко от Боровска монастыря Рождества Богородицы, который являлся одним из самых авторитетных монастырей на Руси в XV–XVI вв. Монастырю покровительствовал великий князь Иван III; пострижениками Пафнутия были Иосиф Волоцкий и его брат Вассиан, позднее ставший архиепископом Ростовским. Пафнутий Боровский был канонизирован как общерусский святой на церковном соборе 1547 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евсеев И. Е. 89, 90, 94 Евстафий Виленский (Литовский), св. мч. 563, 1243 Евстафий Плакида, Римский, вмч. 2540 Евфимий Новгородский, архиеп., свт. 1281 Евфимий Суздальский, прп. 1213 Евфросиния Полоцкая, игум., прп. 1282 Егоров А., прот. 1126 Егоров Н. А. 1300 Егоров Ю. М. 2471 Егорцев А. Ю. 1364 Ездра, ветх. 112 Екатерина, вмц. 2537 Екатерина II, импер. 2396 Екатерина (К. В. Полюхова), мон. 1190 Екатерина (Н. В. Сахарова), схимон. 1128 Елевферий (Богоявленский), экзарх РПЦ в Западной Европе 1142, 1143 Елевферий (Воронцов), митр. Пражский; митр. Ленинградский и Ладожский 620, 622, 623 Елена (Казимирчак-Полонская), мон. 1748, 1749 Елиезер, раб Исаака праотца 146 Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. 1247 Елисеев В., свящ. 1797 Емельянов А., свящ. 2025 Емельянов Н. Е., свящ. 853–855, 1034, 1224–1226, 2089 Емельянова Т. 1191 Емченко Е. Б. 2393 Епифаний Премудрый , Радонежский, прп. 1298 Епифаний Славинецкий 2016 Епихин В. А. 2732 Еремин А. 1012 Еремина В. М. 459, 1002 Ермаков В., прот. 2076 Ермогена (Заломова В. С.), мон. 1021 Ерофеева Н. А. 75, 384, 468 Ершов Н., свящ. 2728 Есфирь, ветх. 113 Ефимов А. Б. 106, 787 Ефрем, игум. Филофейского мон-ря 2129 Ефрем (Лэш), архим. 186, 627 Ефремова О. 815, 817, 831, 2318 Жаворонков П. 3010 Жамкочян А. С. 37, 38 Жданова А. Н. 2577 Желнавакова М. С. 836 Желтов М. С., диак. 2188, 2203, 2217 Женевьева см. Геновефа, (св. мц.) Жернакова Н. 2782 Жилякова А. В. 2906 Жиркевич А. В. 825 Жиркевич Н. 825 Жиромская В. Б. 837 Жиянова И. 2318 Жолобов О. Ф. 2958 Жолондзь А. Г. 1491, 2447, 2471, 2565, 2566, 2626 Жукова Л. Н. 756 Жукова Н. Г. 2043 Журавлев А. С. 3004 Журавлев В. К. 1619, 2090, 2729, 2959, 2960 Журавлева Е. А. 2937 Журавский Алексей Васильевич (статьи по исламу) 1777–1780, 2440, 2801 Журавский Александр Владимирович (статьи по истории РПЦ) 802, 866, 980, 1325–1327, 2392 , 2777, 2781 Журинская М. А. 57, 110–115, 189, 446, 566, 700, 1067, 1068, 1162, 1334, 1365, 1444, 1492, 1704, 1738, 2267 Заболотная Н. В . 2231 Заболотский Н. А. 543, 954 , 1856, 1962, 2883

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монах Анатолий виновен как председатель домового комитета [в том, что] не предпринял соответствующих мер к правильному употреблению квартиры Епископа Петра и способствовал ему. И опять-таки, суд ставит на вид квартхозу 1441 легкомысленное отношение к своим обязанностям, так как удостоверение квартхоза о том, что Сухачева и Лебедева действительно проживают в кв[артире] Епископа Петра, по их же собственным показаниям, не соответствует действительности и средактировать неправильно 1442 . По всему этому, руководствуясь революционным правосознанием, суд приговорил гр. Полянского Петра Федоровича, 57 л[ет], ранее не судившегося, подвергнуть лишению свободы на 2 месяца с зачетом предварительного заключения. Гр. Алешина Александра Яковлевича, 50 л[ет], не судившегося, беспартийного, подвергнуть лишению свободы сроком на 3 месяца, но принимая во внимание его преклонный возраст и подчиненное положение, приговор считать на этот раз условным, вещественные доказательства по делу, документы и [...] 1443 кошелек и денег 54 000 (пятьдесят четыре тысячи) возвратить ему, а остальные деньги и вещи, как превышающие установленную законом норму и возмещение убытков, причиненных государству Епископом Петром, конфисковать в доход республики. Приговор окончательный, сможет быть обжалован в 2-х недельный срок в кассационном кассационном порядке. Главный судья Каменев Народные заседатели И. Д. Горшков П. Беляев ЦГАМО. Ф. 4776. Оп. 1. Д. 253. Л. 1–2. Подлинник. Рукопись.     2. Опросный лист на епископа Петра (Полянского) , заполненный для Московского Политического Красного Креста по делу 1921 г. 1444 9 марта 1921 г   Опросный лист Московского Политического Красного Креста 1. Фамилия, имя, отчество Полянский Петр Федорович (Еписк[оп] Петр) 2. Где содержится (тюрьма, кор. кам. лагерь, ЧК и т. д.) В Таганской тюрьме 3. Возраст, национальность, подданство 60-ти лет, русской, русское 4. Не болен ли и чем? Болен (прилагается удостоверение врача) 5. Заболел в тюрьме или до ареста Болен много лет 8. Профессия Епископ Подольский, Викарий Моск[овской] Епархии и настоятель Златоуст[овского] 1445 монаст[ыря] 1446 , где и проживает 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Дед пр. Пафнутия был баскаком в Боровске и крестился с именем Мартина. Пафнутий, в крещении Парфений, родился в наследственном сельце Кудинове, в 3 верстах от Боровска, и в своё время обучен был грамоте. На 20 году, оставив дом родителей (Иоанна и Фотинии), поступил он в Боровский Высокий монастырь – Покрова Богородицы 4 ; здесь был наставником его Никита, ученик пр. Сергия 5 . По смерти настоятеля Маркелла братия и Боровский князь Симеон Владимирович упросили его принять на себя начальство над обителью; посвящённый в игумена (1431 г.), он присоединил к подвигам инока подвиги пастыря вверенных ему душ и был искусным пастырем 6 . Дни проводил он в трудах монастырских, а ночь в молитвах, представляя своей жизнью образец подвижничества. Господь одарил его даром рассудительности; иногда бывали ему откровения во сне. Раз послан был по нуждам обители в село брат и пал там в грех плотской нечистоты. Пр. Пафнутий, совершив обычное правило, склонился, чтобы несколько почить, и видит прекрасный сад, с красивыми плодовитыми деревьями; одно дерево, очень красивое, вдруг упало; опечаленный тем Пафнутий, подняв вырванное дерево, опять посадил его, – оно шаталось и наклонялось к земле; но он поддержал его, утоптал около корня землю и утвердил. Проснувшись, опечалился уверенностью, что один из его духовных детей требует особенных забот о себе. Когда возвратился тот брат, преподобный сказал: «с тобой случилась неприятность?» Брат от стыда не хотел исповедать свой грех и даже не мог смотреть прямо в лицо отцу своему. Долго преподобный уговаривал его открыть больную душу свою, но наконец тот покаялся и преподобный исцелил душу его надеждой на благость Божию, готовую принимать кающегося. На тридцатом году игуменства Пафнутий сделался тяжко болен и долго болел; в этом положении принял он на себя схиму. – Выздоровев от болезни, он отказался от игуменства и в 2 верстах от Боровска, в густом лесу, в долине между двумя реками, стал жить с одним братом. Это было 1444 года. Мало по малу начали приходит сюда братия; по благословению старца ставили они себе кельи и стали жить под руководством доброго наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1432. Свт. Амвросий здесь кратко говорит о патриархе Иосифе, которому посвящен следующий трактат сборника. Святитель особо подчеркивает, что Иосиф прообразовал Спасителя (был продан братьями, жил в Египте, невинный потерпел поношение, но был превознесен выше всех и спас свой род от смерти). 1433. См.: Гал. 3:13. 1434. См.: 2Кор. 5:21. 1435. См.: Ин. 1:29. 1436. См.: Исх. 14:21. 1437. См. пророчества о колене Неффалимове: Ис. 9и след.; Мф. 4:12–17. 1438. См.: Мк. 16:19; Евр. 1:3; 8:1; 12:2; Еф. 1:20; Кол. 3и др. 1439. См.: Быт. 49. 1440. См.: Быт. 40. 1441. В рассказе о смерти пророка Исаии свт. Амвросий опирается на устное предание. В отрывке о преследованиях пророков Божиих в Послании к евреям говорится, что пророки были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча (11. 37). 1442. См.: Иер. 38:6. 1443. См.: Дан. 14:30–39 о пророке Аввакуме, которого ангел перенес из Иудеи в Вавилон. 1444. Ж. Норуа указывает, что некоторые рукописи перед этой фразой содержат надписание: Incipit tractatus pulcherrimus sancti Ambrosii episcopus (sic!) de gloriosa passione Machabeorum et de sancto Eleazaro sacerdote eorum optimo magistro et duce (Nauroy. P. 468, not.). 1445. См.: 2 Макк. 6и след 1446. ridebitur Nauroy: ridebis Schenkl. 1447. Антиох IV Епифан, сирийский царь 175–164 гг. до н. э., захватил Иудею, осквернил храм в Иерусалиме. История сирийского вторжения и восстания за независимость, которое возглавили пять сыновей Маккавеев, изложена в Первой книге Маккавейской. Вторая книга представляет собой краткое изложение исторического труда Иасопа Киринейского. Семь братьев, о которых рассказывает свт. Амвросий, не являются Маккавеями, но названы метонимически, по названию книги. 1448. В речи Елсазара повторяются четыре добродетели: abstinentia, fortitudo, iustitia, prudentia, о которых свт. Амвросий говорит в нескольких своих трактатах (Isaac 6. 65; bon. mort. 10. 44; Ioseph 13. 75) и которые восходят к античной философии, хотя непосредственным источником святителя, возможно, был Цицерон и его трактаты «Тускуланскис беседы», «О пределах блага и зла».

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010