По Бобруйской округе первый благочинный – священник Иосиф Кричевский скоро передал своё дело священнику Григорию Цитовичу 1422 . В Борисовской округе, вместо назначенного первоначально священника Бобореки, вёл дело священник Пётр Плышевский 1423 , а потом протоиерей Василий Щербинский 1424 . ВДокшицкой округе место священника Симеона Барановского занимал некоторое время священник Михаил Плышевский 1425 . Игуменская округа подверглась, кажется, наибольшим переменам: первоначально был назначен протоиерей Пётр Загоровский 1426 ; но он, как было упомянуто, отказался ещё до начала дела 1427 ; дело было начато протоиереем Феодотом Сулковским 1428 , но и этот скоро уступил своё место – сначала священнику Филиппу Черноусову 1429 , потом, после него, священнику Максиму Андреевсвому 1430 и, наконец, священнику Корейше 1431 . ВМинской округе, вместо настоятеля Минского монастыря иеромонаха Иоакима, работал Грозовский игумен Исаия 1432 , но, несколько времени спустя, принялся за дело и первоназначенный благочинный 1433 . ВПоставской округе за священника Василия Страховича 1434 принялся работать священник Николай Юденич 1435 . Около половины округ удержали назначенных туда благочинных во всё время, пока шло воссоединение, а именно: Вилейская округа – священника Филиппа Крониковского 1436 , Давидгородская – протоиерея Григория Рославского 1437 , Дисненская – иеромонаха Михаила 1438 , Мозырская – священника Петра Миткевича 1439 , Пинская – иеромонаха Гавриила 1440 иСлуцкая – протоиерея Иоанна Белозора 1441 . «Замешательства» для назначения благочинных особенно серьёзного значения не имели. На место, безусловно отказавшихся были определены другие 1442 ; соскучившимся по семье был даваем временный отпуск 1443 ; где было много дела, в те округи назначались в помощь благочинные других округ, в которыхвоссоединение шло медленно и туго 1444 . Более серьёзные затруднения представил недостаток антиминсов, мира, богослужебных книг и особенно священников. Консистория положительно была осаждаема требованиями этого рода от благочинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Составленное паломником «Хождение Игнатия Смольнянина» включает и описание Солуни и Святой Горы, о которой он сообщает уже в перечне проходимых по паломническому пути пунктов: «А от Лимноса до Святыя Горы 60 миль близь Святые Горы». 474 Инок Троице-Сергиева монастыря во второй половине XIV – начале XV в. Епифаний Премудрый , агиограф Сергия Радонежского, автор «Слова похвального» в честь прп. Сергия, Слова о житии Стефана Пермского и других замечательных памятников, сам посетил Царьград, Иерусалим и Афон, о чем в литературной форме самоуничижения сообщает: «Не взыска царствующего града, ни Святыя Горы или Иерусалима, якоже аз окаянный и лишенный разума. Увы, люте мне! Ползая семо и овамо и преплавая суду и овуду, и от места на место преходя.. 475 Инок того же Троице-Сергиева монастыря иеродиакон Зосима в 1419–1422 гг. совершил хожение в Иерусалим и на Афон, о чем поведал в «Книге Ксенос». 476 В отличие от подробного описания Святой Земли и Константинополя, рассказ Зосимы об Афоне укладывается в простое перечисление святогорских обителей: «Минули остров Лимнос. Оттуда плыли шестьдесят миль и пристали к Афонской горе. Поднялись на Святую Гору и поклонились всем церквам и монастырям, которые находятся наверху. Всех же монастырей на Афонской Горе двадцать два, се же их имена монастырем: первое Лавра, второе Ватопед, третие Хиландарь, 4 руски монастырь святыи Пантелеймон, пятый Пандакратор, шестыи Свимень (Эсфигмен), седмыи Иверски монастырь, осмыи Зуграф, девятый Дохиарь, десятый Сенохь (Ксенофонт), 11 Алуп, 12 Калакал, 13 Кутлумус, 14 Протатии, 15 Ксеропотамь, 16 Филотеи, 17 Василеф-пирги, 18 Павлова пустыни, се же общая жития, 19 Деонисьев монастырь, 20 Григорьев монастырь, 21 Симона Петра, 22 Кастамонит». 477 Путь на Афон иеродиакон проложил в начале 1420 г. Посещение русскими паломниками Афона в первой половине XV в. становится более частым. Трижды ходил туда преподобный Арсений Коневский (ум. в 1444 г.), после чего в 1393 г. у себя на Коневецком острове на Ладоге положил начало подвигу безмолвия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковно-исторические данные, правда, очень отрывочные и далеко не прямые, вполне подтверждают сказанное. Северо-восточный пограничный город Тверской области Кашин с 1522 года входит в титул тверских владык, называвшихся по имени самостоятельного Тверского княжества просто тверскими. Но и до этого времени Кашин принадлежал тверской кафедре. В 1360 году кашинский князь ездил в Москву к м. Алексию жаловаться на своего владыку Василия 192 . Юго-восточный город Клин, при р. Сестре, с его областью в 1400 году принадлежал дому св. Спаса тверской кафедры 193 . Несомненно, Тверской епархии принадлежал исконный тверской город Зубцов, лежащий на правом берегу изгиба верховьев р. Волги. На северо-западе пограничными с ней были Волок и Бежецкий Верх, принадлежавшие новгородской кафедре, куда в 1422 году тверской епископ Илия с особого разрешения посвящал ставленников. В Торжке в 1373 году тверской князь, находясь в ссоре с новгородцами, пограбил все церковные вещи 194 . То же случилось в 1444 году. Факт, что Торжок не принадлежал тверской кафедре, но был пограничным с ней. О Ржеве уже сказано. Территория Тверского княжества представляется очень устойчивой, по крайней мере до слияния её с общей территорией Московского княжества в 1485 г. Это необходимо заметить особенно об епархиальной территории. Не только в XVI, но и в XVII в., даже до половины XVIII в. не заметно существенных изменений в её составе и пределах. Как в самом начале, так и теперь, Тверская епархия в пределах старого княжества занимала верховья р. Волги. Южная граница её вместе с границей Тверской области тянулась почти прямой линией от Ржева до Волоколамска, затем поворачивала к сев.-востоку и, обогнув г. Клин, шла по р. Сестре, потом рубеж переходил по р. Дубне к р. Волге. От Волги граница между Кашинской и Углицкой землями шла на северо-запад и сходилась с новгородскими владениями (верховья р. Кашинки принадлежали новгородцам). На западной границе Твери и Новгорода были смесные владения. К юго-западу со стороны новгородских владений рубеж Тверской земли проходил от южной части озера Селигера к верховьям Волги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В то время как византийские греки развивали в XIV–XV вв. просветительскую деятельность за пределами Византии, в самой Византии условия для культурной жизни складывались все более и более неблагоприятно из–за нависшей угрозы со стороны турок. Об этом красноречиво свидетельствуют такие события: 1422 г. – войска Мурада II осаждают Константинополь, Солунь, придвигаются к Коринфскому перешейку; осада городов была на этот раз безуспешной, но на Коринфском перешейке турки разрушили важное оборонительное сооружение – крепостную стену, что позволило им в том же году овладеть столицей Пелопоннеса Мистрой. Далее события развивались таким образом: 1430 г. – осада и взятие Солуни. 1444 г. – битва под Варной – полнейший разгром союзного ополчения византийцев и западных государств. 1453 г. – взятие Константинополя. 1458 г. – взятие Афин, которыми владели франки. 1461 г. – взятие Трапезунда и остатков Эпирского деспотата. Некоторые из этих битв запечатлены в литературных и исторических памятниках. Так, Иоанн Канан описал неудачную для турок осаду Константинополя в 1422 г., использовав народную легенду о заступничестве за этот город богоматери. Его произведение носит пространное заглавие: «Рассказ о константинопольской войне 6930 г., когда Амурат–бей напал на город с сильным войском и едва не овладел им, если бы пречистая матерь божия не сохранила его». Язык произведения Канана близок к народному говору. Иоанн Анагност (Чтец) на чистом древнегреческом языке и по всем правилам риторического искусства написал рассказ о взятии турками Солуни. Нашествие Тамерлана на Малую Азию и события 1444, 1453 и 1458 гг. отразились в анонимных, скорее всего народного происхождения стихотворных сказаниях «Тамерлан» (1403 г.), «Битва под Варной», «Плач по Константинополю» и «Взятие Константинополя», «Взятие Афин». Падение Константинополя запечатлел еще Дука в своей «Истории», написанной на «смягченном народном греческом языке» 421 . Лучшие умы Византии задумывались над тем, как спасти гибнущее государство, печальное положение которого усугублялось расстройством внутреннего управления. Одни, например Виссарион, старались при помощи западных государств организовать крестовый поход против турок; другие, в частности Плифон, проживший почти всю свою долгую жизнь в Пелопоннесе (1355–1452 гг.), видели спасение Византии в возрождении древних идеалов, воззрений, древней языческой религии и философии Платона и неоплатоников. Свои мысли об этом Плифон выразил в «Трактате о законах», дошедшем до нас, к сожалению, не в полном виде. Проект социальных реформ для возрождения хотя бы одного Пелопоннеса он предлагает императору Мануилу II, предусматривая коренные изменения в административном устройстве, в положении общественных классов, в организации армии и в земельном вопросе (отмена частной земельной собственности). Этот проект носит явные следы влияния Платона; любопытно также, что некоторые ученые считают возможным усматривать влияние Плифона на идеи Руссо и Сен–Симона 422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спустя 20 лет восстановившаяся Османская империя, объединенная султаном Мурадом II (1421-1444, 1446-1451), вновь попыталась захватить К. Летом 1422 г. войско Мурада начало осаду, а 24 авг. предприняло штурм, впервые используя против К. пушки. Однако византийцы мужественно защищали стены и не допустили прорыва. Турки отступили, поскольку быстрый захват города оказался невозможным, а для длительной блокады нужен был флот. Тем не менее общее военное превосходство оставалось за ними; в 1424 г. имп. Мануил II был вынужден заключить мир с султаном, признав себя его данником. Третья попытка захватить К. была предпринята в 1442 г., когда Мурад II вновь напал на город и держал его в осаде с 23 апр. по 6 авг. И вновь положение византийцев было критическим. На призыв о помощи против неверных откликнулись европ. рыцари, и в 1443-1444 гг. был организован крестовый поход на Балканы, который тем не менее закончился разгромом крестоносцев. Прежде чем к.-л. помощь могла подоспеть к К., осада была снята турками, а вскоре имп. Иоанн VIII Палеолог заключил мир с султаном, подтвердивший унизительное вассальное положение империи. Султан Мехмед II (1444-1446, 1451-1481) сделал захват К. главной задачей своего правления. Нападение на К. отчасти спровоцировал последний визант. имп. Константин XI, который в 1451 г. попытался оказать давление на султана и потребовал вдвое увеличить суммы, к-рые Мехмед выплачивал К. на содержание своего наследника, жившего в К. В ответ на требования Константина XI Мехмед решил сделать нек-рые формальные уступки византийцам, чтобы усыпить их бдительность, а сам секретно готовился к осаде К. Открытое наступление он начал в апр. 1452 г., когда по его приказу на европ. берегу Босфора напротив Анадолухисары была заложена и через 4 месяца выстроена новая Румелийская крепость (Румелихисары). Тем самым пролив был полностью блокирован и К. лишился большей части своих морских коммуникаций. Турки топили корабли, в т. ч. венецианские, если те отказывались платить им таможенный сбор. Попытки византийцев вести переговоры завершились провалом, т. к. Мехмед уже требовал от них покинуть К. и предлагал Константину XI взамен владения в Морее (на Пелопоннесе).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

73 обжи в Кирьяшском погосте 162 двора 235 чел. 235 луков в Сердовольском погосте 197 дворов 284 чел. 284 луков в Иломанском погосте 219 дворов 308 чел. 308 луков в Соломянском погосте 302 двора 491 чел. 491 лук в уезде 948 дворов 1422 чел. 1396 ½ об.-лук. Сколько же всего было деревень за владыкою в Водской пятине до писма 1500 года? Мы видели, что ему принадлежало: в Новгородском уезде 259 дворов 410 чел. 323 обжи в Копорском уезде 75 дворов 100 чел. 68 обеж в Ладожском уезде 70 дворов 118 чел. 88 ½ обеж в Ореховском уезде 92 двора 127 чел. 68 ½ обеж в Корельском уезде 948 дворов 1422 чел. 1396 ½ обеж Всего, во всех уездах, кроме Ямского, Владыке принадлежало 1444 двора 2177 чел. 1944 ½ обжи Если мы сюда присоединим и те крохи, которые за Владыкою остались еще в Водской пятине, в Новгородском уезде (32 двора, 42 человека, 33 обжи), то общее количество владений Новгородского Святителя в период самостоятельности Великого Новгорода определится в цифрах: дворов 1476, людей 2219, обеж 1977 ½. А эта цифра – весьма почтенная: для дворов она составляет 9,77%, для людей – 10,5%, для обеж 12,16% общей цифры дворов, людей и обеж в пятине. Мы нарочито подробно остановились на доходах бывших владычных деревень, волосток и волостей. Что же нам дало это обозрение? Не подлежит сомнению, что никакого собственного хозяйства владычень двор нигде в пятине не имел. Вся земля сдана была крестьянам; наблюдением за крестьянами и за доходами занимались ключники и десятинники, иногда и жившие в пятине (десятинник Корельский); крестьяне давали владыке за землю доход. Доход взимался деньгами; но непременно еще и хлебом; хлеб собирался или «поспом», когда получалось условленное заранее количество коробей; или – половьем, третью, четвертью, пятиной из него. Кроме того получался еще с крестьян мелкий доход разными продуктами местного производства, не исключая и массы бочек пива. Редко, в большем количестве он заменял собою даже денежный доход. В северных погостах доход взимался «белами». Для собирания доходов денежных и натурой существовали в уездах или борци, или ключники; упоминается еще Корельский десятинник владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Ср. попытку Голубинского реконструировать биографию Артемия (2. 1. С. 832–836); а также: Садковский. Ук. соч. С. 60–85. Макарий. 2-е изд. 6. С. 265. Голубинский. 2. 1. С. 835. РИБ. 4. Здесь опубликованы 14 сочинений Артемия. 5 из них относятся к московскому периоду его жизни (с. 1359–1373, 1382–1390, 1390–1400, 1400–1420, 1432–1441); 9 написаны были в Литве (после 1555 г.): 1-е: с. 1201–1266; 2-е: с. 1266–1273; 3-е: с. 1273–1287; 4-е: с. 1287–1328; 5-е: с. 1423–1432; 6-е: с. 1420–1423; 7-е: с. 1441–1448; 8-е: с. 1328–1359; 9-е: с. 1373–1381. Особенно важны: 1. К люторским учителем; 4. К еретику Симону Будному; 5. к нему же. См. также: Плисс В. Симон Будный и Реформация в Литве, в: Христ. чт. 1911. 2, 9, 10. РИБ. 4. С. 1228, 1259, 1261, 1249. Там же. С. 1223, 1260, 1224, 1261, 1236, 1271. Там же. С. 1261. Там же. С. 1232, 1275, 1342. Там же. С. 1278, 1343, 1298, 1299. Там же. С. 1341, 1335, 1406, 1303, 1324, 1275, 1301, 1444, 1384, 1407. Симон Будный вначале был, вероятно, греко-православного исповедания, позже он стал кальвинистом и в середине XVI в. служил кальвинистским пастором в местечке Клецк (под Минском в Литве), где ревностно проповедовал кальвинистское учение. Он написал два сочинения: 1. Катехизис (1562, на белорусском языке) и 2. Об оправдании человека (по-русски). Впоследствии Будный перешел к антитринитариям; Малышевский И. Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. князю Владимиру, в: ТКДА. 1876. 2. С. 507–513; Плисс В. Ук. соч. РИБ. 4. С. 1442 4: Симону Будному), 1231 (лютеранскому учителю), 1343 8: неизвестному); а также: РИБ. 4. С. 1265, 1309. Там же. С. 1205–1208, 1278, 1350. Там же. С. 1314. Там же. С. 1203, 1265, 1326, 1342, 1443. Там же. С. 1251, 1277–1279. Там же. С. 1253, 1264, 1268, 1348. Там же. С. 1210, 1255, 1358–1359, 1265, 1422. Там же. С. 1211, 1250, 1295–1297, 1444–1445, 1243, 1247, 1270, 1284, 1446. См.: Андреев Н. Инок Зиновий Отенский об иконопочитании и иконописании, в: Seminarium Kondakovianum. 8 (1936). С. 259–262; автор пытается восстановить биографию Зиновия. Главная работа о Зиновии: Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-нравоучительные сочинения (1894) — была мне, к сожалению, недоступна. Ср. русскую рецензию на эту работу: Бочановский В., в: ЖМНП. 1894. 11; а также: Калугин Ф. Гомилетические труды инока Зиновия Отенского, в: ЖМНП. 1893. 2 и 5; Тарасий, иером. Перелом в древнерусском богословии (1927).

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

565–567 (I) 23 (can.) 581–588 III Вселенский Собор Mansi IV Mansi Рус. пер. Рус. пер. 577–588 1292 (I) 1292–1300 617–680 1301–1304 680–801 1304–1305 804–884 1305–1316 884–885 1317–1325 1325–1329 888–892 1329–1337 1337–1341 1000–1001 1344–1345 1004–1008 1345–1348 1008–1012 1012–1017 1348–1352 1017–1021 1352–1361 1021–1023 (I) 1023–1024 (I) 1368–1372 1372–1373 1025–1036 1376–1377 1036–1048 1377–1380 1048–1049 1380–1384 1049–1052 1384–1385 1053–1056 1056–1057 1385–1389 1057–1060 1061–1068 1392–1393 1068–1084 1396–1397 1086–1094 (I) 1397–1398 (I) 1093–1096 1400–1401 1401–1403 (I) 1099–1100 (I) 1403–1405 (I) 1101–1108 1405–1406 (I) 1109–1112 1406–1407 (I) 1112–1116 1407–1408 (I) 1408–1410 (I) 1410–1411 (I) 1117–1120 1411–1412 (I) 1412–1417 1124–1212 1417–1419 (I) 1212–1225 1419–1420 (I) 1420–1422 (I) 1421–1425 1228–1232 1232–1236 1236–1240 1433–1436 1436–1437 1241–1244 1437–1440 1441–1444 1244–1245 1245–1248 1248–1252 1252–1257 1449–1453 1453–1456 1457–1460 1260–1268 1460–1464 1268–1269 1269–1272 1272–1273 1465–1468 (I) 1273–1276 1469–1473 141 (can.) 1276–1277 1476–1477 1277–1280 1477–1478 (I) 1280–1289 1478 (I) 1291 (I) 141 (can.) Mansi V Mansi Рус. пер. Рус. пер. 289–290 (I) 85–140 289–292 169–172 293–296 173–176 296–301 177–180 301–309 181–185 309–325 186 (l) 328–344 185–204 344–348 204–217 348–352 217–221 221–225 353–372 225–256 371–374 (I) 379–380 (I) 257–260 260–265 381–384 265–266 (I) 384–408 266–269 (I) 408–413 269–271 (I) 271–272 (I) 416–417 273–278 (I) 417–420 277–281 281–284 3. АСО – Русский перевод III Вселенский Собор Collectio Vaticana АСО I, 1,1 ACO (греч.) Pyc. пер. (греч.) Pyc. пер. (лат.) (лат.) 101–102 103–107 108–109 110–112 113–114 114–116 117–118 118–119 120–121 99–100 АСО I, 1, 2 АСО (греч.) Рус. пер. АСО (греч.) Рус. пер. (лат.) (лат.) 63,125 98–100 100–102 102–104 АСО I, 1, 3 АСО (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) (fragm.) (can.) 111,101 90–101 АСО I, 1, 4 АСО (греч.) э ус. пер. АСО (греч.) Рус. пер (лат.) (лат.) I (fragm.) 136 164 137 156 Рус. пер. (греч.)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Мехмед I сумел разбить повстанцев. Бедреддин был схвачен и казнен в кон. 1416 г. В новейшее время он стал весьма почитаемой фигурой в идеологии турецкого коммунистического движения. Положение Мехмеда I осложнило также выступление в Фессалии самозванца Лже-Мустафы, выдававшего себя за сына Баязида Мустафу. В 1418 г. он захватил на время Эдирне и провозгласил себя султаном, но в 1420 г. потерпел поражение и бежал к византийцам. Мурад II (1421-1444, 1446-1451) в начале правления выдержал борьбу за престол с неск. соперниками. Против него выступали Лже-Мустафа и Джунейд, бывш. правитель Айдына, за к-рыми стояли христ. соседи, балканские и анатолийские беи. Возобновив войну, Лже-Мустафа быстро овладел Балканами, но в М. Азии был разбит под Улуабатом и вскоре погиб (1422). Мурад II осадил К-поль, но был вынужден снова вернуться в Анатолию, где против него выступили его брат Мустафа, бей Карамана и вожди туркмен. племен. Союзники осадили Бурсу, но Мурад и им нанес поражение и казнил Мустафу (1423). После неск. лет борьбы, к кон. 20-х гг. XV в., Мурад II окончательно присоединил бейлики М. Азии, кроме Карамана. Утвердившись на престоле, Мурад II сумел ослабить позиции пограничных беев. Его опорой была тюрк. знать во главе с кланом Чандарлы, к-рая поддерживала развитие централизованного гос-ва, а также капыкулу, выходцы из к-рых заняли все ключевые посты в провинциях. Соперничество этих группировок позволяло султану поддерживать баланс в системе власти. Капыкулу выступали за продолжение обогащавшей их экспансии, столичная бюрократия отстаивала более миролюбивую политику, не желая усиления капыкулу. Продвижение на Балканах привело О. и. к конфликту с Венецией в Средиземноморье. Венециано-тур. война 1425-1430 гг. вынудила О. и. озаботиться созданием сильного флота, к-рый в 1430 г. вновь овладел Фессалоникой. После смерти бездетного серб. кор. Стефана Лазаревича в 1427 г. Мурад присоединил значительную часть его земель, ссылаясь на династические браки Османов с представителями серб.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Процесс конкретизации приводит эту живую субстанцию смысла к тому, что она объемлет все и в то же время сохраняет величайшую простоту 1417 в содержании. Понятие при всем своем богатстве остается «ясным» и «прозрачным» 1418 и при всей своей простоте абсолютно сложным и глубоким. Оно являет собою ту великую простоту всекачественности, которая предносилась древним мыслителям в их первооснове. Достигая этой высоты, Понятие получает звание Идеи, что означает его «адекватность», 1419 или, если угодно, полноту его объективности и реальности. 1420 Идея есть высший status Понятия, 1421 до которого оно доводит себя самостоятельно. И этим оно обнаруживает, что оно есть само Абсолютное, 1422 или Божество. Понятие, по себе и для себя, есть Бесконечное и Абсолютное. 1423 Нет ничего, что было бы реальнее его, выше его, совершеннее его; оно есть высшее и последнее. Все из него и через него; все есть оно. «Понятие есть все», 1424 или, обратно, «все есть Понятие». 1425 Абсолютная идея есть «вся истина», 1426 или, иначе: «всякая определенность» в её истинном составе есть само Понятие. 1427 Понятие есть не что иное, как «знание себя» и знание «всего как себя». 1428 В этом его абсолютность и субстанциальность, ибо «Абсолютное есть всеобщая и единая идея», превращающая себя путем самодеятельных «перворазделов в систему определенных идей». 1429 Именно в этих свойствах своих Идея есть само Божество. «Бог есть в существе своем мысль, само мышление»; 1430 он есть «высшая мысль», 1431 или, иначе: он есть «последняя глубина мысли, абсолютное Понятие», сам «Предмет». 1432 Эта абсолютная мысль, совпадающая с самою реальностью, 1433 эта ритмически живущая стихия смысла божественна. Бог един; 1434 он не только «субстанция», но и «субъект»: 1435 он есть нечто «живое», 1436 и жизнь Его состоит в самодеятельном откровении. 1437 «Бог есть деятельность, свободная к самой себе, относящаяся и у себя остающаяся деятельность». 1438 Осуществляя её, Божество открывает, манифестирует себя, 1439 или, иными словами, «показывает себя», 1440 «излагает себя». 1441 Этим и определяется «содержание Абсолютного»: 1442 «изложение его есть его собственное дело», 1443 и в его спокойном самосозидании обнаруживается «активность» самой субстанции. 1444 Бог есть самодеятельная мысль; он свободен потому, что он есть «сила», способная оставаться собою. 1445 Следуя «абсолютной необходимости» своего самоопределения, 1446 Божество как творческая мысль творит себя в функции самопознания 1447 и тем утверждает свою духовность. 1448 Бог есть Дух; 1449 он больше, чем живой субъект, 1450 он есть мыслящая себя Всеобщность, 1451 бесконечное и вечное 1452 Понятие, возводящее себя на ступень «конкретной тотальности». 1453

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010