АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИРИЛЛ († ранее 1584), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых)

http://pravenc.ru/text/2579832.html

Во 2-й пол. XIV в. в болг. Г. под влиянием распространения исихастского учения наблюдается выход за пределы национальной тематики, но создаваемые песнопения ограничиваются молебными канонами, стихирами и «плачами». Инок Ефрем , отождествляемый в лит-ре с Сербским патриархом (в 1375-1379/80 и в 1389-1391/92), болгарином по происхождению, написал молебные каноны 8-го гласа и циклы стихир 8 гласов Богоматери и Спасителю и молебный канон за царя, снабженные акростихами с именем автора ( Матеич. (I) 1982). Они сохранились в совр. их созданию среднеболг. списке (Chil. 342), возможно это автографы. Современником патриарха Евфимия и инока Ефрема мог быть «недостойный» мон. Симеон, создавший канон-молебен («плач») архангелам Михаилу и Гавриилу с текстовым именным акростихом, дошедший в списке XVI в. (София. НБКМ. 996) в составе параклиса архангелам ( Кожухаров. (I) 2004. С. 172-178). Выдающийся представитель тырновской книжной школы, церковный деятель и политик Григорий Цамблак занимался гимнографическим творчеством за пределами Болгарии. Его перу принадлежит 2 службы мученикам - серб. кор. Стефану Урошу III Дечанскому и Иоанну Новому, чьи мощи были перенесены из Белгорода-Днестровского в Сучаву и стали главными святынями Молдавского княжества ( Темчин. (I) 1997; Кожухаров. (I) 2004. С. 179-226). Службы были написаны соответственно в Сербии (ок. 1405) и в Молдавии; каноны обеих снабжены текстовым акростихом по тропарям и именем автора в богородичнах. Кроме того, Григорию Цамблаку, возможно, принадлежит редакция службы прп. Параскеве (Петке) Тырновской, встречающаяся в рус. и серб. списках ( Кожухаров. (I) 2004. С. 181). Канон прп. Параскеве (Петке) мон. Макария. Славяно-молдав. сборник. XVI в. (НБКМ. 996. Л. 230 об.) Канон прп. Параскеве (Петке) мон. Макария. Славяно-молдав. сборник. XVI в. (НБКМ. 996. Л. 230 об.) О Г. 2-й пол. XV-XVI в. применительно к центральной части Балканского п-ова правильнее говорить как о южнославянской в целом, не разделяя ее на болгарскую и сербскую; столь причудливо в это время перемешаны книжные центры, авторы и содержание служб.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Епархия сия существовала в XI столетии, и с разорением Тмутаракани от Половцев уничтожилась. Из Епископов оной один только. 1 . НИКОЛАЙ, Святой. Епископ упоминается в послании Симона Епископа Владимирского к Поликарпу Архимандриту Печерскому и в житии Св. Никиты, Епископа Новгородского в Четьи Минеи Января 31. Глава VI. Епархия Туровская и Пинская Епископы 1 . СИМЕОН. 2 . ИГНАТИЙ. 3 . ИОАКИМ. 4 . ГЕОРГИЙ. 5 . КИРИЛЛ, Святой, хиротонисан в 1114 году, Марта 6, при Великом Князе Андрее Георгиевиче. Преставился в 1120 году, Апреля 28. Память его Апреля 28. 6 . ИОАКИМ упоминается в 1147 году. 7 . ЛАВРЕНТИЙ упоминается в 1182 году. 8 . ФЕОДОСИЙ прислан из Царьграда с Митрополитом Киприаном, и упоминается в 1390 году. 9 . АНТОНИЙ упоминается в 1405 году. Он от Епархии отлучён и определён жить в Симонове монастыре. 10 . ЕВФИМИЙ упоминается на поставлении Григория Семивлаха в 1416 и 1420  годах. 11 . ИОНА Протасович хиротонисан около 1567 года, а в 1563 году возведён на Митрополию Киевскую. 12 . ЛЕОНТИЙ Пельчацкий в 1595 году предался на Унию. Примечание. В 1595 году по отступлению Епископа Леонтия и Епархия сия превращена к Унии. Глава VII. Епархия Хельмская Епископы Хелмские и Самборские Православные 1 . UOAHH I упоминается в 1072 году. 2 . UOAHH II упоминается в 1331 году. 3 . ХАРИТОН упоминается на поставлении Митрополита Григория Семивлаха. 4 . ДИОНИСИЙ Сбируйский в 1595 году присоединился к Унии. 5 . ФОТИЙ хиротонисан в 1629 году. 6 . ПАИСИЙ Ипполитович. 7 . ВАСИЛИЙ. Примечание. В 1630 году Епархия сия превращена к Унии. Глава VIII. Епархия Полотская А) Епископы Полотские 1 . МИНА хиротонисан в 1105 году, Декабря 10[?]. Скончался в 1117 году, Июля 20. 2 . КОСМА хиротонисан в 1145 году. 3 . НИКОЛАЙ упоминается в 1182 году. 4 . ИЛИЯ. 5 . ДИОНИСИЙ. 6 . Безымянный упоминается в 1218 году. 7 . СИМЕОН упоминается в 1274 году. 8 . ГРИГОРИЙ упоминается в 1331 году. 9 . ФЕОДОСИЙ хиротонисан в 1391 году и упоминается в 1415 году на поставлении Митрополита Григория Семивлаха. 10 . ФОТИЙ упоминается в 1415 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Колокольня стоит отдельно от церкви в 11 саженях, зданием каменная. К ней, как видно, примыкали какие-то здания, или вернее Троицкая бывшая церковь . Оттого внизу она с неравными углами в роде контрафорсов и небольшим на северной стороне прикрольком. В настоящее время длина колокольни 3 саж. 2 арш., а ширина 4 саж. без четверти. Под колокольнею устроены кладовые, а в средине ее теплая келлия с двумя окнами. Кровля в роде шпиля конусообразная, покрыта железом и окрашена медянкою; над нею обитая белою жестью главка и крест железный, шестиконечный. Под конусообразною кровлею восемь пролетов с 8-ю колоколами. Из четырех древних колоколов, по надписям, два колокола литы около половины XVI века, при Иоанне IV и архиепископе Макарии, а другие два в начале XVII века, при Василие Иоанновиче Шуйском п митрополите Исидоре. 18. Церкви св. Николая чудотворца и Иоанна Богослова в Вяжицком монастыре Местоположение и основание Вяжицкого монастыря. Возобновление его святителем Евфимием и краткое сведение о сем святителе. Последующая судьба монастыря и устройство церквей его в настоящем виде. Вяжицкий Николаевский мужеский монастырь находится в новгородском уезде, в 12-ти верстах от Новгорода к западу, в лесу на болотистом месте, называемом Вяжище 1381 , на левой стороне речки Каменки, которая ниже монастыря называется Веряжею. Первоначальное основание монастыря относится к XIV веку. Потому что в межевой на вотчины Юрьева монастыря, данной в 1391 году за подписом двух посадников новг. Юрья Онцифоровича и Мирона Ивановича, упоминаются уже вотчины Вяжицкого монастыря 1382 , вероятно, подвергшегося около того времени разорению и опустошению. А посему новое построение его, по летописям, относится к 1411 году. В Новг. III летописи сказано: «в лето 6919 (1111) поставити церковь древяну святого Николы архиепископа Мир Ликийских чудотворца па Вяжицах стяжанием того же монастыря инока строителя Антония, да игумена Пахомия, и честне монастырь устроиша, при архиепископе Иоанне В. Новаграда и Пскова» 1383 . В тойже летописи чрез 8 лет записано: «в лето 6927 (1419) поставиша церковь древяну преподобного отца нашего Антония Великого , на вратех, в монастыре на Вяжицах» 1384 . По монастырским записям, годы значатся теже, а лица, строившие монастырь, другие, даже не упоминается и о церкви Антониевской над вратами 1385 : «он основан жившими тут монахами: Евфросином, Игнатием и Галактионом и к ним пришедшим иеромонахом Пименом, который потом был в оном монастыре первый игумен». Предание к этому прибавляет, что основателями монастыря, троими иноками, построена Никольская церковь , по случаю явленной им чудотворной иконы св. Николая, доселе остающейся храмовою иконою. Разноречие между летописью и монастырскою записью, помещенною в Истории Российской Иерархии, можно примирить только тем, что в летописи представлены игумен и строитель, присланные для новоустрояемого монастыря, а в записи первые пришельцы на место, где основан был монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Основные формы русско-болгарских отношений в XIX веке (конспект доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 —21 сентября 1930 года. Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. Ч. 1. Христов И., прот. Русско-болгарские церковные отношения в годы болгарской схизмы//ЖМП. 1976. 8. Христов И. Русско-болгарские церковные отношения в период так называемой «Болгарской схизмы». (Курсовое сочинение). МДА. 1957. Машинопись. Христов И., свящ. Св. благоверный Петр, царь Болгарский//ЖМП. 1968. 3. Шабатин И. Н. Из истории великой русско-болгарской дружбы во Христе//ЖМП. 1948. 12. Шпиллер Б., прот. Болгарский Патриарх Кирилл как писатель богослов//ЖМП. 1954. 8. На болгарском языке Ангелов Б. и Генов М. Стара българска литература. София, 1922. Т. II. Ангелов Димитър. Богомилството в България. 3-е, доп. и разш. изд. С., 1969. Антология на българската философска мисъл. С., 1973. Т. 1—2. Априлското въстание и Българската Православна Църква. София: Синод, изд., 1977. Арнаудов Михаил. Екзарх Иосиф и българската културна борба след създаването на Екзархията (1870-1915). Т. I. С., 1940. Арсений, архим. Български възпитаници на Московската духота академия. «Духовна култура». С., 1964, N 3. Баласчев Г. Кореспонденция между Охридския Архиепископъ и Византийския император Мануил Палеолог (1391 —1423 гг.). Минало, год I, 1909. Баласчев Г. Кореспонденция между Цариградски патриарх и Охридским архиепископъ от XV в. Минало, год I, 1909. Бачковски манастир. С.: Издателство наука и изкуство. С., 1971. Бешевлиев Веселин. Вярата на прабългарите//Год. Соф. унив. Ист.-филол. фак. 35. 1939. Благоев Н. Беседата на презвитер Козма против богомилите//Годиш, на Юрид. фак. при Соф. унив. С., 1923 —1924. Благоев Н. Същност на българското богомилство//Годиш, на Юрид. фак. при Соф. унив. XXXVII. 1942 -1943. Бозвели Н. Мати България. С., 1929. Бурмов Т. Българо-гръцкате църковна разпря. С., 1902. Бънков Ангел. Развитие на философската мислъ в България. С., 1966. Велчев Велчо. Делото на славянския просветител Константин-Кирил Философ в историята на културата.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Собор Христа в Кентербери. Центральный неф Основным строительным материалом служил канский известняк. Центральный неф перекрыт выразительными 6-частными сводами, характерными для нормандской архитектуры. Своды галереи опираются на чередующиеся круглые, 8-гранные и составленные из 2 колонн столбы, часто снабженные дополнительными тонкими колонками, визуально продолжавшими нервюры сводов центрального нефа. Эти и др. декоративные колонки были впервые сделаны из темного ракушечника, т. н. парбекского мрамора; в последующее столетие он станет обязательным для всех англ. соборов декоративным материалом. В центре, над местом первоначального захоронения в крипте, с 1220 г. возвышалась рака архиеп. Фомы Бекета, к-рая, по словам Вальтера из Ковентри, была «удивительным образом сделана из золота и серебра и украшена драгоценными камнями» (цит. по: Blick. 2004. P. 407-408). По др. свидетельствам, реликварий был сделан из дерева и обложен золотом, а мощи хранились внутри, в ларце с железными стяжками (Ibid. P. 408). Обычно реликварий был закрыт деревянными створками, которые эффектно поднимались с помощью веревок. Отдельное пространство составила Корона, в которую можно было войти через обход за алтарем капеллы Св. Троицы. Это практически круглое сооружение было перекрыто 8-частным сводом. На его огромных витражах кон. XII - нач. XIII в. были изображены праотцы в верхнем ярусе и сцены из Жития св. Фомы Бекета в нижнем. Уцелела лишь часть из них, нек-рые были перемещены. Сохранившиеся витражи являются, по мнению специалистов, лучшими во всей Англии ( Clifton-Taylor. 1986. P. 73-74). В 1377 г. под рук. мастера Генри Йевила начались строительные работы в зап. части храма. Получившаяся постройка стала одним из самых ярких достижений готического перпендикулярного стиля. Если при проведенной тогда же перестройке плохо освещенной и морально устаревшей зап. части собора в Уинчестере (начата в 1360, архит. Уильям Уинфорд) было решено сохранить старую структуру здания, то в К. она была полностью изменена. Оставив общую длину сооружения, колонны заменили более стройными, арки нефа сделали максимально высокими относительно клеристория (верхнего ряда окон). Травеи перекрыли звездчатыми сводами. Основные работы были проведены, когда приором был Томас Чилленден (1391-1411). Тогда же ученик Йевила Стивен Лоут перестроил клуатр, снабдив его звездчатыми сводами. Ок. 1430 г. апсида юж. рукава главного трансепта была заменена капеллой арх. Михаила и Всех ангелов, а в 1448-1455 гг. вместо апсиды сев. рукава была сооружена капелла Пресв. Богородицы. Зап. башни долгое время оставались нетронутыми; юж. башня была возведена к 1458 г., а северную построили по образцу южной после 1834 г. Возведение башни над средокрестьем началось в 1433 г., закончено к 1497 г.; башня завершена 4 пинаклями, изнутри оформлена эффектными веерными сводами (ок. 1504; архит. Джон Уостелл).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Сост.: Историческое описание храма во имя св. апостола Петра, при Олонецких Марциальных водах. 1872 (НА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 52/2. Л. 41–46 об.). См.: Возложение наперсного, с драгоценными украшениями, креста.//ОГВ. 1887. 13. С. 101–102; РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 2129. 26, 28, 30, 31, 162 Лавров Николай Васильевич; (ок. 1907 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358, 364, 367 Ладская Анна Николаевна; (ок. 1895 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Лазарев Михаил Петрович; (3 ноября 1788 – 11 апреля 1851) – русский флотоводец, адмирал. 24 Лазаревич-Шепелевич Анна Алексеевна; (1874 – ?). Окончила 7 классов училища св. Анны, 4-годичные фельдшерские курсы в Петрограде. Лекарская помощница. Окончила Петроградский Богословский институт (1923). 284 Лазаревский Николай Иванович ; (1868 – 24 августа 1921). Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета (1891, выпускное свидетельство на основании устава 1884) и оставлен для подготовления к профессуре по кафедре государственного права. Магистр государственного права, профессор, с октября 1919 – помощник ректора Петроградского университета, профессор Института Народного хозяйства, Института экономических исследований по общему учению о местном управлении, методологии общественных наук. С 30 сентября 1906 – профессор кафедры государственного права Высших Женских (Бестужевских) курсов. Директор Дома ученых. В 1921 – член Петроградского Философского общества. Расстрелян по «Таганцевскому делу». См.: Лазаревский Николай Иванович .//Наука и ее работники. 1922. 2. 241, 247 Лазарь. 242, 397 Лазарь Муромский, прп. (? – 1391). 8 Лайзан Леонтий Романович; (8 августа 1899 – ?). В 1921–1922 прослушал «курс богословских курсов для мирян» при храме Андрея Критского (при фабрике Заготовления Государственных бумаг). Служил в 65-й почтовой конторе, студент Технологического института. В 1923 поступил в Пастырско-Богословское училище. 245 Лактанций; (ок. 250 – ок. 330) – христианский писатель. 240, 260 Ламанский Владимир Иванович; (26 июня 1833 – 19 ноября 1914). С 1865 – доцент С.-Петербургского университета по кафедре славянской филологии, с 1871 – экстраординарный, в 1873–1899 – ординарный профессор; с 10 ноября 1872 читал также лекции в С.-Петербургской ДА; с 1898 – почетный член С.-Петербургской ДА. С 15 января 1900 – ординарный академик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1166 Имеется в виду знаменитое чудо с кровью святого Януария (фр. Saint Janvier), епископа Беневентского, принявшего мученическую кончину в эпоху диоклетиановых гонений, в 305 г. Мощи священномученика находятся в кафедральном соборе в Неаполе, два флакона-ампулы с его чудотворной кровью – там же, в специально построенной «Королевской капелле сокровища св. Януария», откуда выносятся для демонстрации чуда верующим трижды в год. Подробнее см.: Лисовой Н. Н. Приди и виждь: свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 437–440. 1167 Очевидно, имеется в виду почитание чудотворной статуи Мадонны, находящейся в храме на холме Ковиньяно близ Римини («Madonna di Rimini»). Церковь , построенная в 1391 г., была реконструирована в 1860 г. Пострадала от американских бомбардировок 1943–1944 гг., в 1955 г. реставрирована. 1168 Георгий I, король Греции в 1863–1913 гг., сын короля Дании Кристиана IX, брат российской императрицы Марии Федоровны, муж великой княгини Ольги Константиновны, «королевы эллинов». 1169 Настоятелем русской посольской церкви Святой Троицы в Афинах был в это время архимандрит (впоследствии епископ) Анатолий (Станкевич Александр Андреевич; 1821–23.01.1903). Родился в семье священника Минской епархии. Окончил Литовскую духовную семинарию в г. Вильно (1843) и СпбДА (1853). Пострижен в монашество в 1848 г., возведен в сан игумена (1856) и архимандрита (1860). Инспектор Минской ДС (1853), ректор Полоцкой ДС (1860). Настоятель Витебского Маркова монастыря (1861) и Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря (1867). Преподаватель Симбирской ДС (1878). 9 января 1879 последовал синодальный указ о его назначении в Афины. По возвращении из Греции 25 мая 1886 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. Занимал последовательно кафедры епископа Острогожского, викария Воронежской епархии (1887), Уманского, викария Киевской епархии (1890), Калужского (1892–1894). Умер на покое в Московском Новоспасском монастыре. 1170 Антонин имеет в виду восстановленную им из руин в 1851–1856 гг. древнюю церковь Ликодима (Никодима) в Афинах, переданную греками России в качестве посольской церкви и освященную по завершении строительства во имя Святой Троицы. Подробнее см.: Бутова Р.Б. Архимандрит Антонин (Капустин) на Православном Востоке: Афины-Константинополь-Иерусалим//Труды Первого российско-греческого форума «История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XXI веке» (Афины, 8–9 октября 2008 г.). М.; Афины, 2009. С. 10–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1351 Именно «на преобладание раскола в женском населении, вразумление которого тем необходимее, что сколь вредно влияние его по расколу на оба пола и на все возрасты, столь же и еще более благотворно для православия истинное обращение лиц сего населения». – Там же, стр. 769 ср. 710. 1366 Так говорилось в более и поздних указах (1852, 1854 гг.) Синода (там же, стр. 586. 588 ср. 506), хотя в указах более ранних (1828, 1833 гг.) некоторое участие полиции допускалось напр. для объявления раскольникам о прибытии миссионера и пр. (там же, стр. 211. 266). 1375 Церк. Вед. 1888, 28. Дополнение «правил» в циркулярном указе на имя преосвященных за 1892 год 9. 1391 Там же, 1855, 55 ср. Собр. пост. по ч. раск. 1860, II, 637. 641. – В том же 1855 г. открыто отделение при Рижской семинарии, входившей в состав Петербургского округа. 1415 Напр. в 1867 году с этою целью для раскольников была открыта библиотека Казанской академии (Отч. Об.-Прок. Син. 1867, 30–1). 1424 Материалы для биографии Аркадия помещены в «Хр. Чтении», начиная с 1888, I, 716; его переписка по делам о расколе – Бр. Сл. 1890, I, 5; 1892, I, 5. 1430 Братство св. Гурия возникло в 1867 году, но собственно противораскольническое отделение при нем организовано в 1869 году. – Там же, стр. 29. 1458 Записка Силуана (1840 г.) – Сбор. прав. свед. о раск. Кельсиева, I, 201–8, перепечатана у Соколова – Раск. в Сарат. крае, 469–75, прилож. 1. 1459 «Этим условием, говорят современные раскольники, просители единоверия явно показали, что они не были убеждены признавать греко-российскую Церковь вполне православною, а потому, наоборот, и греко-российская Церковь не сознала их за чисто православных». – «Показание всеобдержн. двуперстн. сложения», стр. 129–30. Яссы. 1888. Типогр. Б. Н. П...к. 1472 Бр. Сл. 1892, I, 541–5. – В 1864 г. Шестов и Петров являлись к министру в. дел, но проект их не был принят. – Церк. Общ. Вест. 1874, 61, стр. 5. 1478 Любимою книгою для этой партии сделалась книга Т. И. Филипова – «Совр. церк. вопросы» (Спб. 1882), в которой (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

1361. См.: Быт. 42:20; 44:1. 1362. См.: Быт. 27:38, 39. 1363. seruus est. Qui Nauroy: seruus est qui Schenkl. 1364. Ср. описание мудреца у Цицерона (musc. 5. 48). 1365. minitabatur Nauroy: minitabat Schenkl. 1366. См.: Гал. 4:22–31. 1367. Ср.: 2Кор 3:6. 1368. См.: Рим. 9:27; Ис. 10:22. 1369. См.: Быт. 27:41. 1370. Свт. Амвросий толкует имя Ревекка как «терпение», см.: Isaac 1. 1. 1371. См.: Рим. 12:19. 1372. magisterio Nayroy: ministerio Schenkl. 1373. См.: Быт. 28:12. 1374. См.: Притч. 5:15–16. 1375. См.: Быт. 29–31. 1376. То есть систему или совокупность нравственных правил. 1377. Дерево стиракс, дающее благовонную смолу, возможно, является серебристым тополем. 1378. См.: Быт. 30:37–39. 1379. См.: Пс. 140 1380. См.: Числ. 17:8. Палла указывает на толкование Оригена, что жезл Ааронов прообразует древо Христа, т. е. Крест Господень (horn in Num. 9. 7) (Palla. P. 290–291, n. 78). 1381. То есть разногласия с братом Исавом. — Примеч. пер. 1382. См.: Быт. 28:18. Далее сказано, что Иаков «нарек имя месту сему Вефиль», «дом Божий». 1383. Более подробно о поисках Лавана говорит свт. Амвросий в fug. 4. 22–5. 25. 1384. См.: Ioseph 5:25. 1385. См.: Ин. 1:16. 1386. Указание на чтение свидетельствует о том, что текст предназначался для проповеди в храме. 1387. Ср.: Vergilius, georg. 2. 507: Condit opes alius defossoque incubat auro. 1388. Такая этимология встречается также в fug. 5. 26, она восходит к Филону (agric. 42; fug. et inu. 44) (Palla. P. 295, n. 83). 1389. См.: Быт. 31:25–30. 1390. Такое толкование двух браков Иакова было устоявшимся у древних христианских авторов, ср. у Иустина Философа (dial. 134. 3). 1391. См.: Рим. 5:20. 1392. В переводе с еврейского имя Рахиль означает «овца, имеющая ягнят». Но в epist. 4 (М 27) свт. Амвросий имя Рахиль толкует как «сильное веяние» (aspiratio fortis). 1393. См.: Быт. 30:23. 1394. См.: Быт. 31:34. Ср.: fug. 5.27. 1395. См.: Быт. 32:1. 1396. Это описание сходно с Вергилиевыми, georg. 2. 212: Ieiuna… glarea; Aen. 4. 366: …duris genuit te cautibus horrens/Caucasus.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010