Явление и прославление (истечение слез) Рядитенской иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде (6 июля). 1340 (?) Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе (23 июля). Явление Виленской иконы Пресвятой Богородицы (14 апреля). Явление прп. Авраамию († 1375, память 20 июля) Галичской (Чухломской) иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (20 июля, 28 мая, 15 августа). Сер. XIV в. Вел. кн. литовский Ольгерд Гедиминович (1345–1377) подарил своей супруге привезенную из Херсонеса в Вильно икону Пресвятой Богородицы Виленскую-Остробрамскую. Великая княгиня пожертвовала икону в Свято-Троицкую обитель (26 декабря). Ок. 1360 г. Явление иконы Пресвятой Богородицы на воздухе прп. Лазарю Муромскому († 1391, память 8 марта) с повелением построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ок. 1361 г. Обретение Холмской иконы Пресвятой Богородицы после разорения г. Холма (8 сентября). Прославление (прекращение пожара) Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (8 июля). Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси († 1378, память 12 февраля), перенес в нижегородский Благовещенский монастырь Корсунскую икону Пресвятой Богородицы, написанную в Киеве в 993 г. (9 октября). Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392, память 11 февраля) принес в основанный им Спасо-Прилуцкий монастырь келейную Страстную икону Пресвятой Богородицы (13 августа). Ок. 1375 г. Явление Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном прп. Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября) (24 августа). По распоряжению свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси († 1378, память 12 февраля), для серпуховского Владычнего монастыря написана икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения прп. Варлаама Серпуховского († 1377, память 5 мая) (21 ноября). 1377 (1350 ?) Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Ченстоховскую икону «Одигитрия» за г. Белз при осаде его язычниками литовцами и татарами. Вынесенный на стену чудотворный образ был ранен стрелой, и потекла кровь. В наказание нечестивцев окутала мгла и многие умерли от страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ALEXIUS I COMNENUS, 1081–1118, 127. Novelise Constitutiones de re ecclesiastic a, 921–84 (n. 2, 5, 6, 7, 9, 12, 15, 16, 20, 22). ALEXIUS II COMNENUS, 1180–83, 133. Novella Constitute de monasteriis, 789–92. ALEXIUS CP. patr., 1025–43. 119. Sententiæ synodales 1–2, 743–48; 3–5, 827–50. ALEXIUS PHILOSOPHUS, s. XI. Distichon in Symeonem Juniorem, græce, 120, 307. ALGERDUS, Lituanorum rex, s. XIV. Pittacium (inter Philothei patr. Cp. acta n. 89), græce, 152, 1451–2. ALYPIUS, Apostolorum presbyter, s. V. Epistola ad Cyrillum Al. (inter cyrillianas, 29), 77, 145–48. AMMONIUS Alexandrinus presbyter, s. V, 85. In Psalmos (Corderius), 1361–64. In Danielem (M.), 1363–82; 1823–6. In Matthæum (Corderius), 1381–92. In Joannem (Corderius, Cramer), 1391–1524, In Acta apostolorum (Cramer), 1523–1608. In I Petri (Cramer), 1607–10, AMPHILOGHIUS ICONIENSIS ep., s. IV, 39. HOMILIÆ. 1 .  In natalem Christi, 35–44. 2 .  In occursum Domini, 43–60. 3 .  In Lazarum quatriduanum, 59–66, 4 . In mulierem peccatricem, 65–90, 5 . In diem sabbati sancti, 89–94. 6 . In mesopentecosten (in paralyticum), 119–30. Epistola synodica, 93–98. Sententiæ et excerpta 1–22: 97–118. Vita S. Basilii, latine, 29, CCXCIV-CCCXVI, de qua AA.SS. commentarius prævius, CCXCII – IV. Vita antiqua, 13–26. Veterum testimonia, 27–34. Notitia G., 9–14. AMPHILOGHIUS SIDENSIS ep., s. V, 77. Fg. (Mansi), 1515–16. Notitia Lequien, 1515–6. AMURUTZES. Vide GEORGIUS A. ANACLETUS, papa, s. I. 2. Epistolæ 3 et Decreta 2 (Mansi), 789–818, Notitia ex Libro pontificati, 787–8. ANAGNOSTA. Vide JOANNES A. ANASTASIUS I ANTIOCHENUS, ср., 559–599, De rectis dogmatibus orationes, 1–5, latinë 1 .  De SS. Trinitate, 1309–30. 2 . De incircumscripto, 1331–36. 3 .  De incarnatione, 1335–48. 4 .  De passione et impassibilitate Christi, 1347–56. 5 .  De resurrectione Christi, 1355–62. Sermones quatuor (6–9). 6 .  In Transfigurationem, 1361–76. 7–8. In Annuntiationem S. Maria;, 1375–86, 1385–90. 9 . De tribus Quadragesimis,» 1389–98, Explicatio fidei orthodoxæ (Anastasii et Cyrilli Al.), 1399–1404.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Кн. Борис Константинович испрашивает у свт. Дионисия его ученика прп. Евфимия. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Год рождения Е. неизвестен. Принятая в лит-ре дата - 1316 г.- вычислена на основании летописных сообщений о его кончине зимой 1404/05 г. и утверждения Жития, что Е. «поживе… лет 80 и 8» (Там же. С. 363). Согласно Житию, Е., будучи отроком, пришел в нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мон-рь , об игумене которого свт. Дионисии (впосл. архиепископ Суздальский) и о его учениках он много слышал. Юноша слезно просил настоятеля принять его в число учеников, и св. Дионисий, «много поучив его о душевней пользе», совершил над ним монашеский постриг. Если считать годом рождения преподобного 1316-й, то он был пострижен в монашество в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIV в. Впрочем, нельзя исключать, что указание на принятие Е. монашества в отрочестве появилось как дань агиографическому канону. В Печерской обители Е. предавался подвигу непрестанной молитвы. Без устали трудясь днем на монастырских послушаниях, ночью он удалялся в пещеру для уединенного богомыслия. Пост доставлял ему такую духовную радость, что, согласно пространной редакции Жития, Е. просил у игумена разрешения принимать пищу только раз в 2 или 3 дня, но не получил на это благословения. Тем не менее преподобный ел лишь столько, чтобы не умереть с голоду, и часто на трапезе только делал вид, что вкушает пищу. В подобных трудах и подвигах Е. провел «время немало», пока ему не исполнилось 36 лет. Тогда, как сообщает Житие, вел. кн. Нижегородско-Суздальский Борис Константинович (занимал нижегородско-суздальский стол в 1363-1364, 1383-1388, 1391-1392) обратился к св. Дионисию с просьбой прислать одного из учеников в Суздаль, чтобы создать там общежительный мон-рь. Во исполнение этой просьбы св. Дионисий избрал 12 учеников и отправил их «в верхняа страны и грады» для основания общежительных обителей. Е., к-рому было велено идти в Суздаль, не желал разлучаться со своим наставником, но св. Дионисий после долгой беседы и наставлений подтвердил ему свое повеление. Краткая редакция Жития Е. говорит, что он из Н. Новгорода сразу пришел в Суздаль. В пространной редакции имеется рассказ о том, как по дороге, не доходя 8 поприщ до Гороховца, Е. основал церковь и при ней Мячковский Евфимиев во имя свт. Василия Великого муж. мон-рь . В нач. XX в. в храме хранился дорожный посох, почитавшийся посохом Е. ( Зверинский. Т. 2. 690). Этот рассказ в определенной мере подтверждается тем фактом, что данная обитель, как часть владений Спасо-Евфимиева мон-ря, упоминается уже в жалованной грамоте Спасо-Евфимиевой обители нижегородского кн. Александра Ивановича ок. 1418-1419 гг. (АСЭИ. Т. 2. 435. С. 478).

http://pravenc.ru/text/187661.html

КУТБЕРТ (ок. 635 - 687), еп. Хексема (684-685) и Линдисфарна (685-687), св. (пам. в Соборе святых в земле Британской и Ирландской просиявших; пам. зап. 20 марта, 4 сент.); почитается как покровитель Сев. Англии ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАВРЕНТИЙ († 1-я треть XII в.), прп. Киево-Печерский, затворник (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Левченко Стефан Иванович; 1893 - 1937), иером. , прмч. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявщих) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ Дмитриевич Когтев (1880 - 1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛЕВ Евфимиевич Ершов (1867 (по др. данным, 1866) - 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_31.html

Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг. Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг. В 1517 и 1706-1707 гг. велись работы по обновлению внутренней росписи храма, повторно - в 1750 и в 1827 гг. Первоначальные фрески (между 1 сент. 1390 и 31 авг. 1391) сохранились только в нартексе, стены к-рого украшены полным циклом минология (не сохр. или частично сохр. изображения на янв., март, май, июль). Система расположения по месяцам в К. отличается от схемы росписи в основной группе настенных минологиев балканских памятников. В календарном цикле К. годовой круг имеет развитие по спирали. На каждой из 4 плоскостей комплекс миней разбит по горизонтали на 8 рядов и начинается в верхней точке в юж. части свода, затем переходит в иллюстрации следующего месяца на соседний участок стены и, постепенно снижаясь, заканчивается в нижнем регистре минология на вост. стене: на юж. стене - сент. (3 ряда), на тимпане зап. стены - окт. (4 ряда), на северной - нояб. (3 ряда), на тимпане восточной - дек. (4 ряда), на южной - янв. (3 ряда), на западной - февр. (2 ряда), на северной - март (3 ряда), на восточной - апр. (2 ряда), на южной - май (3 ряда), на западной - июнь (2 ряда), на северной - июль (3 ряда), на восточной - авг. (2 ряда). Т. о., месяцы нечетные и четные оказываются друг напротив друга (см. также: Менолог. С. 349-361; Cincheza-Buculei. 2002/2003. P. 11-16). Состав святых в минологии традиционен для памятников визант. круга. Под календарным циклом по периметру нартекса представлены сцены на темы Вселенских Соборов (на юж., зап. и сев. стенах в 1 ряд) и Акафиста Божией Матери (на вост. стене в 2 ряда). В контексте календарного цикла подобное объединение неск. тем, отмечаемое в более ранних памятниках (напр., в церквах Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317), в Марковом мон-ре (1376) - см.: Менолог. 116-122), связано с годовым следованием правосл.

http://pravenc.ru/text/1841688.html

Но прежде чем приступим к обозрению сводных текстов наших паломических описаний Иерусалима и Палестины от XIV до XVIII века, считаем необходимым сделать общее замечание о судьбе этой страны в течете тех веков, которые обнимают собою эти описания. Край, известный под именем Палестины, в пору Крестовых походов был временно завоеван Крестоносцами. Овладев Иерусалимом они основали в нем столицу, так называемого, Иерусалимского Королевства, которое обнимало почти всю Палестину, но продолжалось не более 88 лет (1099–1187), Саладин Султан Египта, в 1187 году овладел Иерусалимом и, по окончательном изгнании Крестоносцев из Палестины в 1291 году, эта страна оставалась во власти Египетских Султанов Мамелюков до 1517 года, в котором Турецкий Султан Селим положил конец господству Мамелюков в Египте и Сирии, a вместе с сею последнею и Палестина соделалась областью Оттоманской Империи, какою она считается и поныне. Остается заметить, что два из принадлежащих нашему рассмотрению описаний Палестины принадлежат к периоду Египетского, а три к периоду Турецкого в ней владычества. А. Леонид Константинополь. Февраль 1868 года. ИЕРУСАЛИМ, ПАЛЕСТИНА И СВ. АФОНСКАЯ ГОРА ПО РУССКИМ ПАЛОМНИКАМ XIV, XV, XVI И XVII ВекОВ I. Век XIV. Путешествие в Иерусалим Диакона Игнатия Диакон Игнатий, приехав в Царьград в числе сопровождавших Митрополита Пимена, в третье его путешествие туда, в 1389 году, оставался здесь до 1391 года, в котором, после присутствия на короновании Императора Мануила, отправился в Иерусалим. Описание Иерусалима в его записках составляет особую главу под заглавием: «Хождение в Иерусалим». Не упоминая ничего о самом пути, он прямо начинает ее описанием Св. Града и его святынь, как внутри, так и в окрестностях города, чем и ограничивается его записка. Описание сжатое, но верное. «Сице же ми случися видети недостойному и сущим со мною во святем граде Иерусалиме: есть убо тамо церковь Воскресение Христово; входя в церковь, есть на правой стороне доска, на ней же Христа Бога нашего положили, со креста снем; а оттуду на лево пошед и ту гроб Господень, а против гроба Господня Греческая служба, Грецы служат; а с правую сторону от гроба Господня Римская служба, Римляне служат; а на полатех с правую сторону Арменская служба, Армени служат 7 , а с правую сторону от гроба Господня на земле Фрязская служба, Фрязи служат; а оттуда паки Сирская служба, Сиряне служат; а с левую сторону гроба Господня, за гробом Господними, Яковицкая служба, Яковиты служат; 8 а с левую сторону гроба Господня Фрязская служба, Фрязи служат; а оттуда паки Немецкая служба, Немцы служат; а от тое службы паки Фрязская служба, Фрязи служат.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

При тур. нашествии 1379-1383 гг. припрата церкви была уничтожена, ризница разграблена. В 1383 г. припрату обновил архиеп. Симеон. Во время Косовской битвы 1389 г. Г. вновь пострадала. Именно в церкви Г. был захоронен павший в бою кн. Лазарь , в 1391 г. его гроб перенесли в Раваницу. 21 нояб. 1402 г. близ Г., на одноименной реке, в сражении между войсками серб. деспота Стефана Лазаревича , возвращавшегося после битвы при Ангоре (ныне Анкара) из К-поля через Зету, и его брата Вука, с одной стороны, и их племянника Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ) и союзных с ним турок-осман - с другой, Стефан разгромил тур. войско и смог вернуться в свои владения, чему особенно хотели воспрепятствовать союзники, но Вук Лазаревич потерпел поражение от сил Георгия. В 30-х гг. XV в. Г. недолгое время пользовалась покровительством кн. Георгия Бранковича, похоронившего здесь рано умершего сына Феодора (1428), фресковое изображение отрока находится над его гробницей в соборе. После тур. завоевания Г. вскоре перестала быть центром епархии, но мон-рь еще действовал ( С. 122). В XVI в., до восстановления Печской Патриархии, Г. переживала подъем под покровительством митр. Новобрдоского Никанора . В 1539 г. открылась типография, где трудился печатник Димитрий. Из ее продукции известен Октоих 5-8-го гласов (1539), скромный по оформлению, с листовой гравюрой - реалистичным изображением собора Г. («Митрополиа Градчаница») в верхней части и св. авторов-мелодов (Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский и Иосиф Песнописец) - в нижней. Книги, вложенные в Г. митр. Никанором, использовались как образцы для переписки: в 1567 г. безвестный книгописец перечислил 12 «Никануровых книг» богослужебного содержания, к-рые он переписал ( Записи. 1. 675). Судя по этой записи, в это время мон-рь вновь был известен как книгописный центр. В кон. XVI - нач. XVII в. в мон-рь вкладывали книги Новобрдоский митр. Василий (1591), Печские патриархи Герасим (1580) и Паисий (Яневац ; 1614-1647). От б-ки мон-ря сохранилось небольшое собрание рукописей; в XX в. исчез последний экземпляр Октоиха, напечатанный в мон-ре в 1539 г. Сейчас здесь хранится ок. 10 рукописных книг и столько же фрагментов XIV-XVI вв., а также неск. старопечатных книг преимущественно XVI в.

http://pravenc.ru/text/166413.html

С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Сергей Кравец упомянул о том, что далеко не все историки готовы отмечать юбилей преподобного Сергия в 2014 г. Первый же доклад на конференции был посвящен именно этой теме – в вопрос о времени рождения прп. Сергия Радонежского внес ясность известный историк Борис Клосс (ИРИ РАН). По его словам, ни дня, ни года рождения преподобного в источниках не обозначено. Известна лишь дата кончины – 6900 г. от Сотворения мира (что может соответствовать 1392 или 1391 г. от Рождества Христова, в зависимости от «мартовского» или «сентябрьского» года). Более того, источники по-разному свидетельствуют о возрасте преподобного – от 70 (житие, написанное Епифанием Премудрым, непосредственным учеником прп. Сергия) до 78 лет (более позднее житие Пахомия Серба (Логофета) прожил он. Изучив около 400 списков жития и выяснив их соотношения друг с другом, Б. Клосс решил положиться на мнение игумена и братии Троицкого монастыря, а также священноначалия Русской Церкви, которые еще в XV веке одобрили житие преподобного в редакции Пахомия Серба, где речь идет о 1314 годе рождения будущего святого. Что же касается дня рождения, то ученый связал его с принятой русской практикой крещения младенца на 8-й день, усомнившись в сведениях Епифания Премудрого о крещении на 40-й день, согласно византийской традиции. Итак, ученый утверждает, что в семье ростовских бояр Кирилла и Марии 3 июня родился младенец, которого окрестили 11 июня и нарекли в честь апостола Варфоломея. Следующий же доклад продемонстрировал «разнобой» (по выражению Б. Клосса) в отношении даты рождения прп. Сергия. Археолог Сергей Чернов в докладе «Ростовские переселенцы в Радонеже: новые свидетельства о социальном статусе в контексте исторической географии землевладения» упомянул, что Варфоломей родился в 1322 г. Археолог проанализировал земельные владения ростовских бояр Тормосовых (выходцем из этого рода и был будущий святой), которые после «московского насилия» (изъятия их собственности московским князем) обеднели и  переселились в Радонеж, поменяв свой статус (стали княжескими служилыми людьми). С. Чернов полагает, что это оказало большое влияние на формирование мироощущения будущего святого.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По-видимому, эти слова можно поставить в параллель учению Церкви, если на природы Христа смотреть так, как смотрит она, а под единою жизнью Христа разуметь Его единую Божественную Ипостась. Но о. Булгаков не только на две природы, но и на единую жизнь , в которой объединяются эти природы, смотрит как на Софию, о чем мы говорили в свое время. И здесь получается абсурд, ибо выходит, что София соединяется с Софией и объединяется в Софии же. Но самая большая беда в том, что здесь уничтожается православное учение о единстве Ипостаси при двух естествах, или – о соединении двух естеств в Божественной Ипостаси Логоса. В итоге получается не православное, а еретическое учение о воплощении Софии , которое о. Булгаков считает «догматической аксиомой христологии», говоря: «Единство жизни Богочеловека в Его Богочеловеческом Я, с раскрытием обеих природ... – такова эта исходная догматическая аксиома христологии: не только две природы, но и единая жизнь» 1391 . 2. Подтверждение мысли о воплощении Софии в кенотическом учении о. Булгакова об образе природного соединения. Ссылка на Фил. 2:6–8 и на толкование сего текста Еп. Феофаном. Ниспровержение данного кенотического учения Это учение о воплощении Софии выражается у прот. Булгакова и в его рассуждении об образе природного соединения. Данное рассуждение мы находим в его книге «Агнец Божий» под заглавием: «Уничижение Господа (кенозис)». «Как совершилось это соединение, – задает вопрос о.Булгаков, – и чем оно явилось и для Божества, и человечества?..» «Принятие высшим естеством низшего, божеским человеческого, – отвечает он, – очевидно, является со стороны божественной некиим снисхождением или уничижением, кенозисом» 1392 . «Это снисхождение Божие, – говорит о. Булгаков, – которое в Слове Божием описывается как уничижение или вольное обнищание, в символе христианской веры выражено как сошествие с небес... Библейское раскрытие понятия „сошествия с небес“ и „становления Бога плотию“ мы имеем в основном тексте об уничижении Господа ( Флп. 2:6–8 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010