Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАБРО-БОСАНСКАЯ ЕПАРХИЯ (Дабро-Боснийская) Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы СПЦ на территории центральной части Федерации Боснии и Герцеговины и вост. части Республики Сербской (Босния и Герцеговина). Кафедра в г. Сараеве. Митрополит - Николай (Мрджа), на кафедре с 1992 г. Поделена на наместничества: Сараевское, Гораждско-Вишеградское, Травникско-Зеницкое, Фочанское. Имеет 72 храма и 47 приходов. В клире епархии 65 священнослужителей. Действуют мон-ри Добрун и св. вмч. Георгия в Равна-Романии, восстанавливается мон-рь Возуча (кон. XIV в.). История Д.-Б. е.- преемница Дабарской епископии, к-рую основал свт. Савва I в 1219 г. с кафедрой в мон-ре Баня под Прибоем. В XII - 1-й пол. XV в. Православие в Боснии из-за сильных позиций богомильства и католицизма не было широко распространено (см. ст. Босния и Герцеговина ). В помянник мон-ря Св. Троицы близ г. Плевля (совр. Черногория) внесены имена неск. «епископов Дабарских» XIII - нач. XIV в., но неясно, была их кафедра в мон-ре свт. Николая в Дабаре или в Дебрском (Дебарском) мон-ре (Македония) ( Требник за ман-ра св. Tpojuцe код 1922. Т. 56. С. 25, 47). С титулом «епископ Босанский» упоминается Василий (1291 - после 1293), к-рый был главой серб. посольства в Венецию по поводу женитьбы сына кор. Драгутина Владислава на Констанце Морозини ( М. Почеци и прошлост Зворничке Београд, 1964. Т. 8(23). С. 51). В одном из поздних акафистов как преемник св. Саввы назван еп. Гавриил (XIII в.) с эпитетом «кроткий» (Акатист св. Сави//ЛетМС. 1864. 109). При кор. Твртко I (1353-1391) кафедра Дабарской епископии была перенесена в мон-рь Милешева и повышена в ранг митрополии. Дефтер 1485 г. сообщает, что в Сараеве в тот период было 42 мусульм., 103 христ. и 8 домов, принадлежавших выходцам, вероятно католикам, из г. Дубровник. К XV в. относится строительство Старой ц. во имя св. Архангелов в Сараеве, при к-рой в 1539/40 г. уже действовала серб. школа (закрыта в кон. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/168468.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИРГИТТА [лат. Birgitta, Brigida] (ок. 1302, Финстад, близ Уппсалы, Швеция - 23.07.1373, Рим), св. католич. Церкви (пам. 23 июля, 8 окт., в Швеции 7 окт.), основательница биргиттинского ордена . Род. в знатной семье лагмана (высшего должностного лица) обл. Уппланд Биргера Перссона, рано потеряла мать, воспитывалась в семье мачехи, влиятельной и благочестивой женщины. В детстве и юности Б. посещали мистические видения Девы Марии и Христа, страдающего на Кресте. В 1316 г. она вышла замуж за аристократа Ульфа Гудмарссона; была набожна, занималась благотворительностью и помогала больным. Родила 8 детей; одна из дочерей, католич. св. Екатерина († 1381, пам. 24 марта), стала ее последовательницей. В 1341-1343 гг. Б. вместе с супругом совершила паломничество в Испанию, в мон-рь Сантьяго-де-Компостелла . Ее муж после возвращения удалился в цистерцианский мон-рь Альвастра (Юж. Швеция). После его смерти (12 февр. 1344) Б. поселилась рядом с мон-рем, во время молитвы у нее были видения, к-рые она диктовала на швед. языке, а исповедник Б. и ее секретари (прежде всего богослов Петрус Олави, приор мон-ря Альвастра) записывали откровения на латыни. Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в. Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в. В одном из видений Б. услышала призыв основать монашеский орден. В 1346 г. она получила от кор. Магнуса Эриксона имение Вадстена на оз. Веттерн (Юж. Швеция), где был построен первый мон-рь биргиттинского ордена. Однако прошение об утверждении ордена было отклонено папой Климентом VI . В 1349 г. Б. отправилась в Рим, в 1367 г. папа Римский Урбан V одобрил учреждение нового ордена. В 1372-1373 гг. она вместе с сыном и дочерью совершила паломничество в Св. землю и на обратном пути скончалась в Риме. В 1374 г. мощи Б. (кроме одной руки) были перевезены в Швецию в основанный ею Вадстенский мон-рь и стали его реликвией. Часть мощей (видимо, рука) хранилась в биргиттинском мон-ре Мариендаль (в наст. время в черте г. Таллин, Эстония). По одной из легенд, царь Петр I (1689-1721) обменял их у папы Римского Климента XI на античную статую Венеры Таврической. Б. канонизирована папой Римским Бонифацием IX 7 окт. 1391 г.; решение о канонизации утверждено Констанцским Собором (1414-1418).

http://pravenc.ru/text/149213.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН XI ПАЛЕОЛОГ (8.02.1405, К-поль - 29.05.1453, там же), визант. имп. (c 6 янв. 1449). К. П.- 4-й сын имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) и дочери серб. деспота Елены Драгаш (прп. Ипомоны ). В греч. источниках К. П. нередко фигурирует под фамилией матери Драгаш (Δραγσης). О ранних годах жизни К. П. в К-поле почти ничего не известно, сведения о периоде его обучения содержатся в Энкомии в честь К. П. Иоанна Докиана и в автобиографической части Хроники историка Георгия Сфрандзи , с к-рым К. П. дружил с детства ( Giorgio Sfranze. 1990. P. 34-36). Имп. Константин XI Палеолог. Икона. 1953 г. Иконописец Ф. Кондоглу (коллекция Об-ва распространения национальной музыки, Афины) Имп. Константин XI Палеолог. Икона. 1953 г. Иконописец Ф. Кондоглу (коллекция Об-ва распространения национальной музыки, Афины) С нач. 20-х гг. XV в. реальная имп. власть перешла от парализованного после инсульта Мануила к его старшему сыну Иоанну (впосл. имп. Иоанн VIII Палеолог ). С нояб. 1423 по нояб. 1424 г. малолетний К. П., получив титул деспота, исполнял функции регента в К-поле, пока Иоанн ездил в Италию и Венгрию, пытаясь заручиться поддержкой зап. держав в борьбе с турками. После вступления на престол Иоанна К. П. получил в управление территорию на побережье Чёрного м. к северу от К-поля - от Месемврии (ныне Несебыр, Болгария) до Деркоса, к-рая сохранялась за Византией согласно договору с османами от 22 февр. 1424 г. (RegImp, N 3414). В кон. 1427 г. К. П., к-рого император планировал отправить на Пелопоннес (в Морею), принял участие в походе против правителя Эпира Карло I Токко, вторгшегося в нач. 20-х гг. XV в. на территорию Пелопоннеса. Потерпев поражение, Токко предложил отдать К. П. в жены свою племянницу Маддалену, при этом территории, ранее захваченные Токко, должны были отойти К. П. как приданое. К. П. принял это предложение и женился на Маддалене (она получила имя Феодора) в июле 1428 г. ( Giorgio Sfranze. 1990. P. 36-38). Сохранилось стихотворное послание, обращенное к К. П., в котором анонимный автор предупреждал его об опасности этой свадьбы и призывал не доверять семейству Токко ( Λμπρος. 1930. Σ. 88-90). Феодора скончалась в нояб. 1429 г., не оставив К. П. детей. Сохранилась поэма на ее кончину Виссариона Никейского, а также утешительная речь, составленная Иоанном Евгеником и обращенная к К. П.

http://pravenc.ru/text/2057056.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903) г., не вполне точно называемого «Хождением». Биографические данные об А. отсутствуют, неясно даже, был ли он духовным или светским лицом; в столицу Византии А. ездил по торговым делам («купли ради»). Не исключено новгородское происхождение А., судя по связи его рассказа с новгородским летописанием. Время путешествия А. в К-поль определяется упоминанием Патриарха Антония (1389-1390, 1391-1397) и имп. Мануила II (воцарившегося не ранее 16 февр. 1391). Рассказ А. по существу является кратким перечнем христ. святынь, находящихся в храмах и мон-рях К-поля, и не вносит практически ничего нового в описание достопамятностей визант. столицы, известных по др. «хождениям» XIII-XV вв. Завершается повествование кратким известием о неудачной попытке имп. Иоанна VII , племянника Мануила, занять столицу с помощью тур. войска. Изд.: ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 357-358; Л., 1925. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 376-378; Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849. Кн. 8. С. 71-72; Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th centuries. Wash., 1984. P. 156-165. Лит.: Прокофьев Н. И. Русские хождения XII-XV вв.//Литература Древней Руси и XVIII в. С. 170-172. (Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина; 363); СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 23; Шибаев М. А. Хождение дьякона Александра в Новгородской 4-й и Софийской 1-й летописях//Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность: Сб. ст. в честь В. К. Заборова. СПб., 1997. С. 105-109. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ (не позднее сер. XV в.), диакон одной из церквей в Солуни (греч. Фессалоника), автор описания палестинских святынь

http://pravenc.ru/text/64242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ III Патриарх Александрийский (не ранее 1391/92 - не позднее 1396). О личности Н. и об обстоятельствах его правления практически ничего не известно. Т. н. Дионисиевский каталог - список Александрийских патриархов, составленный в сер. XIX в., относит начало Патриаршества Н. к 1389 г. и исчисляет его срок 9 годами ( Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 8). Позднейшие ученые (В. Грюмель, Ж. Насралла) принимали эти даты, признавая, впрочем, их условность. Колофон одной из греч. рукописей Екатерины великомученицы монастыря на Синае (Sinait. gr. 669; см.: Gardthausen V. Catalogus codicum graecorum sinaiticorum. Oxonii, 1886. P. 153), в котором содержится последнее упоминание о предшественнике Н. Марке IV, относящееся к 6900 г. от Сотворения мира (1391/92 г. по Р. Х.), позволяет скорректировать датировку начала Патриаршества Н. Известен греко-араб. Евхологий XIV в. с включенным в него для поминовения именем Александрийского патриарха Николая - видимо, речь идет именно о Н. ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 328). В отличие от глав ближневост. Церквей кон. XIII - 3-й четв. XIV в., подолгу живших в К-поле, Н., вступив на Патриарший престол, по всей видимости, оставался в Египте, что отражает заметное ослабление связей между Византией и правосл. Востоком, начавшееся в это время. Сохранилось послание К-польского патриарха Антония IV от 3 янв. 1397 г. к его Иерусалимскому собрату Дорофею I , в к-ром Антоний сообщает о дошедшем до него известии о кончине Александрийского патриарха (т. е. Н.) и просит Дорофея прояснить вопрос об избрании нового предстоятеля Александрийской Церкви (RegPatr, N 3036). Т. о., окончание Патриаршества Н. можно достаточно уверенно отнести к 1396 г. Лит.: Grumel. Chronologie. P. 444; Wirth P. Zur Chronologie der Melchitenpatriarchen Markos IV. und Nikolaos III. von Alexandreia//OS. 1962. Bd. 11. S. 193-195; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 58; PLP, N 20518; Pahlitzsch J. Networks of Greek Orthodox Monks and Clerics between Byzantium and Mamluk Syria and Egypt//Everything is on the Move: The Mamluk Empire as a Node in (Trans-)Regional Networks/Ed. S. Conermann. Bonn, 2014. P. 127-144. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2566044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВР (Шкурла Василий Михайлович; 1928 - 2008), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931-2005), один из деятелей катакомбного движения архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ) ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121724_60.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931-2005), один из деятелей катакомбного движения архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ) Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851 - 1932), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества

http://pravenc.ru/rubrics/121660_62.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) КОНЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Выборгской епархии С.-Петербургской митрополии), находится в Приозёрском р-не Ленинградской обл. на о-ве Коневец КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич; 1401 - 1483), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121728_5.html

А. И. Поморцева (1865. 3. С. 116-122), «Славянофильство и А. С. Хомяков» А. И. Королькова (1910. 50. С. 1391-1397; 51/52. С. 1426-1436), «Исторические судьбы славянства и его национальное самосознание» П. Н. Ансерова (1914. 51/52. С. 1333-1356). Непреходящее значение имеют статьи по местной церковной истории. Преподаватель ДС Г. М. Пясецкий в 1865-1900 гг. опубликовал в «О. е. в.» более 50 исторических и краеведческих работ, в т. ч. «Исторические сведения о Трубчевском Спасо-Чолнском мужском монастыре Орловской епархии» (1875. 3. С. 155-168; 4. С. 200-210),«Очерки религиозно-нравственного состояния Орловского края до учреждения в его пределах самостоятельной епархии» (1880. 4, 12, 19, 20, 23, 24; 1881. 13, 18, 20; 1883. 19, 23; 1884. 6, 8, 9, 13, 14, 16, 22; 1885. 2, 6, 12, 13, 18; 1886. 5), «К истории г. Ливен в XVIII в.» (1886. 21. С. 1583-1588), «Очерк истории соборных церквей в губернском городе Орле по случаю исполнившегося столетия со дня заложения Петропавловского кафедрального собора» (1897. 14/15, 18, 19/20, 23, 24/25, 27, 29, 34-36), «Орловские кладбища и состоящие при них церкви и богадельни» (1898. 10, 12-18, 20, 24-26, 28/29, 31, 38, 43/44, 51/52; 1899. 1/2, 8). Из его краеведческих статей, опубликованных в «О. е. в.», были составлены книги «Исторические очерки г. Орла» (1872. 12-14, 16; 1873. 5, 7, 8, 16, 17, 19, 21, 22), «Исторические очерки г. Болхова и его святыни» (1875. 9-17, 21-23), «Исторические очерки г. Брянска Орловской губ.» (1882. 18-20; 1883. 3, 4, 17; 1884. 17). Среди краеведческих статей др. авторов - «Нечто из воспоминаний об Орловской семинарии в г. Севске (1799-1801)» С. Н. Андреева (1868. 1. С. 39-43), «Краткий исторический очерк Одрино-Николаевского монастыря и его святыни» свящ. С. Красовского (1872. 18. С. 1302-1321; 20. С. 1416-1426; 21. С. 1456-1471; 22. С. 1506-1528), «Сведения о селе Парамоново Болховского уезда» (1876. 12. С. 729-740) и др. статьи свящ. Н. Королькова, «Исторические очерки Орловской духовной семинарии» (1875. 18, 21; 1876.

http://pravenc.ru/text/2581555.html

граждан, а некоторые остались жить с ним. Тогда святитель-изгнанник построил деревянные келлии для братии и деревянную церковь в честь зачатия св. Анны. Так положено было основание Иоаковлевскому монастырю. Ростовцы почувствовали свой грех , раскаялись пред святителем, безрассудно оскорбленным и просили его возвратиться на кафедру; но праведник, отягченный старостию, не захотел оставить тихой обители своей. Он мирно почил здесь 27 ноября 1391 г. Память св. епископа Иакова празднуется в день преставления. Мощи его почивают под спудом, в соборной церкви основанного им Иаковлевского монастыря. Празднование памяти в день преставления установлено соборным определением 1549 года (Макарий, Ист. Русск. Церкви, VIII). Рукописное сказание о житии св. Иакова хранится в Иаковлевском Ростовском монастыре. («Описание Рост. Иаковл. монастыря» С.-Петербург 1849 г., стр. 3–5). 224. Святый Прохор епископ преставися в лето 6000 месяца сентября во 2 день Посвящен из архимандритов Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Рукоположение его совершал в 1311 г. св. Петр митрополит. В 1314 г., епископ Прохор, во время путешествия своего с Бела-озера в Ростов, не доезжая 8 верст до Ярославля, остановился ночевать на правом берегу Волги, 8 августа и в полночь сподобился увидеть на другом берегу, при речке Толге или Толгоболи, икону Божией Матери в лучезарном свете. Там же на другой день нашли икону спутники его, что и послужило поводом к основанию, в том же году обители Толгской, на месте явления св. иконы. Чувствуя приближение кончины, блаженный Прохор местом покоя, после шестнадцатилетнего служения Ростовской церкви, избрал Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, где принял схиму с именем Трифона и переселился в вечность 7 сентября 1328 года. Место могильного покоя его обозначает каменная часовня, устроенная вблизи олтаря Преображенского храма. Не канонизирован. 225. Святый Ефрем епископ преставися в лето 6000 Современник в. кн. Владимира Мономаха (Карамзин III, прим. 27). По свидетельству св. Симона, в послании его к Поликарпу, Ефрем был постриженником Печерским и назывался епископом Суздальским. Время кончины и место погребения неизвестны. Не канонизирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010