Лариса Воронина 8 октября 2015, 16:19 Ларисе Судьяровой: Вы всё правильно говорите, но всегда есть " но " . Конгресс США выделил очень существенную сумму на войну с республиками (читай - с РФ) и деньги украинцы будут отрабатывать. Не важно по своей воле, или через силу - будут. И, к сожалению, у этих людей ломается мировоззрение: они больше не ощущают себя частью русского мира, сохранив при этом исконно русскую волю к победе. Смесь, надо сказать, гремучая, т.к. победу они намереваются одержать сами понимаете над кем. В общем, сохраняя умеренный оптимизм, стоит вспомнить слова В.И.Ленина по украинскому вопросу: " будем братьями, никуда не денемся " . Лариса Судьярова 8 октября 2015, 13:04 Павлу: В Сирии наши бомбят террористов, а в Донецке вы предлагаете бомбить обманутых своим правительством братьев. Там тоже разные люди, и немало призванных в украинскую армию пацанов. Это не одно и то же. Ежедневно совершается молитва на каждой литургии и на выездных молебнах об умиротворении на Украине. Горько им будет узнать правду, что они на Донбассе натворили. Никто не хочет, чтобы на Украине продолжалась война. Лариса Воронина 8 октября 2015, 11:08 Иван Север: Перешла по предложенной вами ссылке. Как-то всё туманно... стоит ли подгонять под них реальную жизнь? " Константинопольский вопрос " для греков больная тема, он всплывал и 100, и 150 лет назад. Конечно хочется, чтоб кто-то пришел, навел порядок и потом просто отдал свои завоевания... Поэтому, не стоит спешить с выводами, не ясно еще чем дело обернется. Дай Бог, чтоб Победой. Юлия 8 октября 2015, 10:39 Слова Паисия Святогорца сбываются у нас на глазах - война на Ближнем Востоке с участием России. Иван Север 8 октября 2015, 10:07 В 2008 году я прочел статью с пророчествами святых Косьмы Этолийского и Паисия Святогорца об освобождении Царьграда. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1391.htm Описанная война с европейцами все ближе. Андрей 7 октября 2015, 20:55 Всем критикующим и плачущим не следует забывать, что для начала войны достаточно желания всего одной стороны. В данном же случае такого рода желающих горазда больше. Хуже того, на сей раз нашлось неслыханно много предателей и среди самих славян. Так что эта война неизбежна, а разговор может идти только об оптимальности ведения боевых действий против очень опасного противника. Впрочем, лучше оставить сей вопрос в компетенции профессионалов, а самим заняться собственным делом. Ещё лучше научиться молиться, ибо сей навык скоро ой как сильно потребуется уже и в совсем земных делах.

http://pravoslavie.ru/86496.html

1391 Aequabilirs fuerat, haec beato Ambrosio de fratre scribentia mandare, cui verba virtutibus conjuncta florebant. Migne 9, 186 c. 1393 Mea lingua non sufficit singulatiin.. cuncta proferre. Det mihi, pius, veniam, quia multa praeterii, qui vix pauca conscripsi. 9, 193 c. 1397 8. s. Кутан отмечает подобный же факт, что codice compendiensi (около 800 г.) на место фортунатовского предисловия к 1-й книге vitae имеется более краткое, и затем, самая «жизнь Илария» излагается словами, хотя очень близкими к редакции Фортуната, но и с многочисленными вариантами. Текст этого «пролога» – таков. Beatissimi Hilarii confessoris vitam vel opera non unius sed multbrum relatione comperimns in laudem Domini nostri I. C. memoriae traditam, et bellatorem Christi eorum opusculis contra Arii perfidiam luculentissime flore defloratum, et multiplicia in eis ad verae fidei confessionem texere gesta. Hujuscemodi rei beatus Hieronymus maximus stipulator enitet. Qualiter vel quomodo in synodo Ariminensi temporibus Constantii principis sub Tauro praefecto miles Christi dimic.arit, exsiliumque pertulerit phrygiae, lastrumque exsulaverit, omnibus recte piaeque fidei sequacibus notum habetur (Migne. 9, 175 c. Nota 1). 1401 Замечание Вигхаузера, что умолчание автора vitae о событиях послессыльной жизни Илария свидетельствует о намеренном нежелании автора говорить о них, как об общеизвестных, находит косвенное подтверждение в цитованных выше словах praefationis in cud. Compendiensi: omnibus... notum habetur. Небезъинтересно, что в цитованном «предисловии» из биографов Илария упоминается лишь один Иероним. Не стоит ли эта первоначальная редакция vitae Hilarii в какой-либо генетической связи с «житием» Илария, написанным ев. Юстом, учеником Илария, – память о котором, как биографе Илария, была жива еще в 12 в.? (Cfr. Reinkens.. XIV s.). Читать далее Источник: Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского : Ист.-догмат. исслед./Анатолий Орлов. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908. - 552 с. разд. паг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

О. В. Лосева Иконография Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 86 об.) Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 86 об.) Имя М. упоминается в греч. руководстве для иконописцев, Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в ряду др. преподобных жен (без описания) (Ерминия ДФ. С. 178). Святую изображают в монашеских одеждах. Ее образ представлен в минейных циклах на ноябрь. На миниатюрах в рукописях: в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 169, 1-я четв. XI в.) - в рост, в 3/4-ном повороте вправо, к небесному сегменту, руки в молении, облачена в темно-коричневое платье и скрывающий фигуру длинный серый мафорий; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266r, кон. XI в.) - фронтально в рост, в правой руке держит крест, левая - в молении открыта ладонью вовне, облачена в охристое платье, темную мантию, в схиме, с аналавом; в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340 гг.) - полуфигура, в руке держит крест; дважды в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) - оглавно (Л. 59) и в рост (Л. 86 об.), так же как и в рукописи Vat. gr. 1156. В настенных минологиях притворов ряда храмов: ц. Сорока мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (ок. 1230) - на одре; ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) - фронтально, в рост, с крестом в правой руке, левая - в молении; ц. вмч. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (2-я пол. XIVb.; надпись не сохр.); собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - фронтально в рост, руки скрыты мафорием; ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии (1561) - оплечно. Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника) Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника) С XIV в. изображение плата на голове М. иногда заменяет клобук с расширяющейся вверх тульей (напр., на фреске в притворе мон-ря Дечаны под черным клобуком с наметкой виден светлый плат, напоминающий совр. апостольник). В подобном головном уборе М. изображена среди избранных святых на нижнем поле балканской иконы «Деисус, с Этимасией и святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). В поствизант. время встречаются и плат (мафорий или куколь) (греч. икона XVII в., ГИМ) и клобук (роспись ц. свт. Николая в Рэдэуци, Румыния, 1559). Иконы М. сохранились в Музее византийской культуры в Фессалонике (XVI в.), в собрании Р. Андреадиса (кон. XVI - нач. XVII в.) и др.; М. представлена в темном схимническом одеянии, с 8-конечным крестом в руке, на покрывающем голову плате (куколе) - монограмма «IC XC NIKA».

http://pravenc.ru/text/2562592.html

A. Mingarelli epistola prævia, 1191–6. Fg. in Matth. VI, 22–3 (G.), 1189–90. Testimonia veterum, 973–82. Allatius. Diatriba de Theodoris, n. 62, 1205–32. Notitia G., 963–72. GROSOLANUS. Vide PETRUS CHRYSOLANUS. H HAMARTOLUS. Vide GEORGIUS, JOB, MICHAEL H. HARMENOPULUS. Vide CONSTANTINUS H. [HEGEMONIUS], s., IV 10. Acta disputationis Archelai cum Manete (G.), 10, 1105–1528. Testimonia veterum, 1421–28. Notitia G., 1405–20. HEGESIPPUS, s. II, 5. Fg. ex libris 1–5 Commentariorum actuum ecclesias-ticorum 1–7 (G.), 1307–28. Notitia G., 1303–08. HELLADIUS TARSENSIS, ep., s. V. Epistolæ 1–8 in Synodico, 84, cap. 68, 111, 114, 130, 144, 164, 192, 193. HERACLEO HÆRETICUS, s. II, 7. Fg. 2 Commentarii in Lucam (Massuet), 1291–2. Fg. 43 Commentarii in Joannem (Massuet), 1293–1322. HERACLIUS, imperator, 610–41. Methodus qua invenitur cujusque mensis quæcum-que dies (Du Cange in appendice ad Chronicon paschale), 92, 1123–32. HERMAS, s. II, 2. Pastor (G.), 891–1012 (varies lectiones et notæ). Testimonia veterum, 891–1012. Cotelerii judicium, 859–64. Le Nourry. Dissertatio, 833–60. Gallandii proo_emium, 863–72. Lumper. De doctrina H. 871–92. Index analyticus, 1249–64. HERMIAS, s. III? 6. (Editio Maran.) Irrisio gentilium philosophorum, 1169–80. Notte conjectuæ et emendationes, 1761–4 72]. Index græcitatis, 1605–10. Index rerum, 1611–78 HERMOGENES in Cilicia II ep., s. V. Epistola in Synodico, с 131, 84, 745–6. HESYCHIUS CASTABALENSIS ep., s. 5. Epistola in Synodico, c, 157. 84, 750–1. HESYCHIUS HIEROSOL., presb., s. V, 93. In Leviticum, lib. 1–7, latine (Bibl. Pat. Lugd,), 787–1180. In Psalmos (Corderius), 1179–1340. De titulis Psalmorum (PS. ATHANASIUS), 27, 849–1344. In 12 Prophetas minores (Pearson), 93, 1339–70. In Isaiam (id.), 1369–86. In Ezechielem, fg. latine (Villalpandus), 1385–8. In Danielem fg, (M.), 1387–8. In Acta apostolorum (Cramer et Wolf), 1387–90. In Epistolam Jacobi (Wolf), 1389–90. In I Petri, 1389–90; ex comm. in Ps. 33, 13 . In Epistolam Judæ, 1391–2; ex comm. in Ps. 61,7 , Ouæstiones 61 ex concordia evangelica (Cotelerius). 1391–1448.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

2050 . Politis N. G. Μρκου φσου το Εγενικο Εχ περιεκτικ ες τν Ζωοποιν Τριδα//EEBS 1966–1967. 35. 223–226. 2051 . Pétridès S. Le synaxaire de Marc d’Éphèse//ROC 1910. 2:5(15). 97–107. 2052 . Schmemann Α. γιος Μρκος Εγενικς//GP 1951. 24. 34–43, 230–241. 2053 . Tsirpanlis С. N. Mark Eugenicus and the Council of Florence. A historical re-evaluation of his personality (1391–1445). Diss. Ν. Y. 1973. Thessalonica; Ann Arbor 1974. 3 N. Y. 1986. Rexine J. E.//GOTR 1976 (Fall). 21:3. 313–315. 2054 . Tsirpanlis C. N. Mark Eugenicus and the Council of Florencë a historical re-evaluation of his personality (1391–1455)//Dissertation Abstracts International – Ä The Humanities and Social Sciences. 1974. 34:8. 5044–5045. 2055 . Tsirpanlis C. N. The career and political views of Marcus Eugenicus//Byz 1974. 44. 449–457. 2056 . Tsirpanlis C. N. Mark Eugenicus on Purgatorium//BSI 1976. 37:2. 194–200. 2057 . Vasileiadis Ν. Μ ρκος Εγενικς κα νωσις τν κκλησιν. θναι 1972. Cavamos J.//GOTR 1984. 29:2. 209. 2058 . Vlastos Κ. Δοκμιον στορικν περ το σχσματος τς δυτικς κκλησας π τς ρθοδξου νατολικς... το βου το ν γοις πατρς μν Μρκου ρχιεπισκπου φσου το Εγενικο. θναι 2 1896. [ 1 1887 под другим назв., переизд. в третий раз опять под новым титулом в Афинах после 1970 г.]. Виссарион Никейский (loannes Bessarion) CSGL 04491; PG 161; PMA; RF 2. 527–528; TLG 3229; Beck 767–769; DHGE 8, 1196–1199; PLP 2707 Ок. 1399–1472. Ученик Георгия Хрисококка, Иоанна Хортасмена и Георгия Гемиста Плифона, гуманист. Греческий митрополит Никейский (потом Фиванский), затем (с 1439) латинский кардинал и епископ. Адресат Геннадия Схолария , Феодора Газы, Георгия Амируци. Сторонник унии. Сочинения Риторические, религ.-богосл. (Опровержение на «Против Векка» Паламы, Об унии, О Св. Духе, Против Плануда, О Евхаристии и др.), филос. (Против Плифона, Против клеветника Платона, схолии к Аристотелю и др.), речи и письма на лат. 2059 . Quae hoc in volumine tractantur. Bessarionis cardinalis Niceni... in calumniatore Platonis libri quator ...: Eiusdem correctio librorum Platonis de legibus Georgio Trapezuntio interprete ... Eiusdem de natura & arte aduersus eundem Trapezuntium ... Eiusdem Metaphysicorum Aristotelis XIIII librorum translatio. Theophrasti Meta-physicorum lib. I.... – [S.I.]: [s.n.], (Venetiis: in aedibus Aldi Manutü, et Andreae soceri). – 116, 55,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

228 Говоря о возрасте Константина XI, Сфрандзи считает текущий год как целый (см.: Schreiner P.Op. cit., s.289–290). При этом историк сам называет дату рождения Константина – 8 февраля 1405 г. Следовательно ему только шел 49-й год. 229 Династия Палеологов правила с 1259 г.: Михаил VIII (1259–1282), Андроник II (1282–1328), сын и соправитель Андроника II Михаил IX (1295–1320), Андроник III (1328–1341), Иоанн V (1341–1391), Мануил II (1391–1425), Иоанн  VIII (1425–1448), Константин XI (1448/49–1453). 232 Идея соотношения тела и его частей традиционна для византийской литературы (см.: Поляковская М. А. Понимание социальных проблем византийскими авторами XIV в. – ВВ, 1979, 40. с. 20). 233 О переговорах между правительством Константина и Венецией см. Dolger F. Regesten, 3539, 3541, 3548, 3552. 234 Глава русской делегации на Ферраро-Флорентнйском соборе митрополит Исидор, грек по национальности, подписал акт об унии церквей, после чего был назначен папой легатом для Литвы, Лифляндии и России, а в 1439 г. сделался кардиналом (см. Казакова Н. А. Указ. соч., с. 8). Был прислан в осажденный Константинополь для  повторного заключения унии (Dolger F. Regesten, 3534). 236 По всей вероятности, имеется в виду мамлюкский султан ад-Захир Сайф ад-дин Ахмед (1438–1453) (см.: Босворт К. Э. Указ. соч., с. 100). 237 О попытках византийского правительства найти союзников накануне падения Константинополя см.: Guilland R Les appels de Constantin XI Paleologue a Rome et a Venise pour sauver Constantinople (1452–1453). BS, XIV, 1953, p. 226–244. 238 Прославленный венгерский полководец, воевода Трансильвании Ян Гуниади (см.: Moravcsik Gy. Ungarisch-byzanminische Beziehungen zur Zeit des Falles von Byzanz. – Acta antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1954, s. 350–360). 239 Альфонс V Арагонский, король Сицилии и Неаполя  (о посольствах к нему см.: Dolger F. Regesten, 3546, 3549, 3551). 242 Когда мальчик... с ним – это предложение в греческом тексте может быть понято еще следующим образом: «...будто когда замышлял сделать это с мальчиком» (см. также Pertusi А. Ор. cit., р. 424, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

† после 1389 г., 17 июня Прпп. два брата Алфановы, ихже имена Бог весть. Новгородские (4 мая). † 1390, 3 февраля Свт. Алексий, архиеп. Новгородский (14 июля). † ок. 1390 г., 27 октября Св. блгв. кн. смоленский Андрей. † 1391, 8 марта Прп. Лазарь Мурманский, Олонецкий. † после 1391 г. Прп. Феодосии Мурманский, Олонецкий (8 марта). † до 1392 г. Прп. Митрофан игумен-старец. Радонежский (4 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † до 1392 г. Прп. Василий Сухой, Радонежский (1 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 19 января Св. блж. Феодор, Христа ради юродивый. Новгородский. † 1392, 11 февраля Прп. Димитрий Прилуцкий. † 1392, 4 июня Прп. Мефодий Пешношский (14 июня). † 1392, 15 июня Св. прмч. Григорий Авнежский. † 1392, 15 июня Св. прмч. Кассиан Авнежский. † 1392, 20 июля Прп. Савва Одноокий, Стромынский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 27 июля Св. блж. Николай, Христа ради юродивый. Кочанов, Новгородский. † 1392, 29 июля Прп. Роман Киржачский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 25 сентября Прп. Сергий игумен. Радонежский и всея России чудотворец (5 июля). † 1392, 27 ноября Свт. Иаков, еп. Ростовский. † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Симон екклесиарх, Радонежский (10 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Игнатий Радонежский (20 декабря; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1394, 28 ноября Свт. Феодор, архиеп. Ростовский. † ок. 1395 г.,13 июня Прп. Андроник, игумен спасский. Московский. † 1395, 12 сентября Прп. Афанасий Высоцкий, Серпуховской, младший (6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1395 г. (?) Св. блгв. кн. Глеб Смоленский (7 июля; в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1396, 26 апреля Свт. Стефан, еп. Великопермский. † 1399, 26 августа Св. блгв. кн. тверской и микулинский Михаил (в иночестве Матфей) (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Здесь, по словам летописи, икона Божия Матери находилась с 1497 по 1508 год и потом была возвращена по ходатайству княгини Марии. Ей явилась во сне Матерь Божия, повелевая, чтобы взятая из Новгорода икона её была возвращена на прежнее место. Икона эта чрез 13 лет, действительно была опять в Троицкой церкви. Величиною икона в вышину 1 арш. 2 верш., ширин. 1 арш., риза серебряная с позолотою по местам, устроена в 1836 г. Время написания иконы, несмотря на её возобновление можно отнести к 1165 году. Эта икона находится в церкви святой Живоначальной Троицы, что на Софийской стороне, в Ямской слободе на Троицкой улице, а по древнему названию в Гончарском конце на Новинке, Щитинице, Редатине или, правильнее, Рядитине улице. Первоначальное основание Троицкой церкви, как и написание иконы Умиления Божия Матери, относится к 1165 году, но по всей вероятности церковь тогда была деревянною; потому что совершенно истреблена пожаром 1194 года. Нынешняя каменная церковь построена в 1365 г. Югорскими, Юрьевскими или Дерптскими купцами. Несмотря на неоднократные перестойки, Троицкая церковь сохранила свой древний фасад; она имеет вид квадрата с полукружием на востоке и построена из кирпича с камнем. Толщина стен древней постройки около 1 ¼ арш., на своде есть несколько голосников. В пристроенной к Троицкой церкви в 1838 и 1839 году каменной трапезе имеются два теплые придела, из коих один по правую сторону, в честь Евангелиста Луки, по случаю присоединения бывшей Лукинской церкви к Троицкой, а другой, по левую сторону, в честь Воздвиженья честнаго и Животворящего Креста Господня, по случаю такового же присоединения к Троицкой церкви бывшей Воздвиженской. Совершался ли прежде неопустительно 8-го июля в Троицкую церковь крестный ход, установленный Архиепископом Василием, это неизвестно; но в настоящее время этого крестного хода не бывает в 8-е число июля месяца. 22. Чудотворная храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. О чудотворениях от сей иконы в Новгородских летописях сказано следующее: утром 18-го марта 1208 года плакала святая Богородица у святого Якова в Неревском конце, каковая икона в другом месте плакавшая названа Покровом в церкви у Иакова апостола на Софийской стороне. В лето 1391 бысть знамение в великом Новгороде, в большом земляном валу на Софийской стороне в Неревском конце, от иконы Покрова Пресвятой Богородицы текоша слезы от обою очию, октября в 1-й день на обедни. Архиепископ Иоанн, что с Хутыни взят, повел строить палат (хоры) в той же церкви у Иакова апостола над дверьми, октября во 2-й день, и придел устроить Покрову Богородицы; и бысть от христиан подаяния сбору (в древн. помету) много Покрову Богородицы, и освятил его владыка собором освященным и уставил ход со кресты по вся годы в праздник Покрова Богородицы. Из приведённых сказаний очевидно, что икона Покрова Пресвятой Богородицы была прославлена двукратным излиянием слез в 1208 и 1391 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Скончался прп. Лазарь 8 марта 1391 г. и был погребен там, где он поставил крест. В XV в. настоятелем его обители был прп. Афанасий, причисленный в XVIII в. к лику святых. Он почивает в особой часовне, и на гробнице его лежат его вериги. В последнее время  Свято-Лазаревский монастырь был обращен в женский, и в нем призревались престарелые и убогие.  Из Константинополя пришли к прп. Лазарю иноки Елеазар (память его 4 июня), Евмений и Назарий. Они основали потом в Олонецком краю Предтеченский монастырь и были причтены к лику святых. •  Икона «София Премудрость Божия», ради которой прп. Лазарь был послан в Новгород из Константинополя своими духовными наставниками, относится к символическим иконам: в ней соединился образ Богоматери с идеями Божественного домостроительства Премудрости и созданием на земле христианской Церкви.  •  Преподобный удалился в восточное Прионежъе, на остров Мурманский, иначе называемый Мучь, в края, где жили лапландцы. После смиренного претерпевания бедствий остров Мучь на Онеге, озеро Мурманское и прилежащие речки и островки были переданы новгородским посадником под устройство обители. Первая церковь была освящена в честь Воскрешения Лазаря — друга Божия. Преставился преподобный 8 марта 1391 г., оставив после себя настоятелем старца с Афона — Феодосия.  •  Около середины XV в. в монастыре подвизался игумен Афанасий. Его почитание идет издревле: во 2-й половине XVII в. он назывался «преподобным чудотворцем».  •  Успенский Муромский монастырь находится в 40 верстах от Пудожи, близ Онежского озера. В 1787 г. обитель была упразднена и восстановлена только в 1867 г. в составе Олонецкой епархии. Ныне эта местность входит в Пудожский р-н Карелии (Петрозаводская епархия). Преподобный Андрей Рублев, иконописец (XV в.) Память его празднуется 4 июля в день тезоименитства со свт. Андреем, архиепископом Критским (+ 712) и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Год рождения прп. Андрея Рублева не известен, не известно и его происхождение, исторические сведения о нем скудны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Ср. упоминание о незамещенности кафедры в течение двух лет в документе октября 1393 года (102, II, 181). Большинство историков признает, что митрополит Антоний, посвященный Филофеем в 1371 году, дожил до этой даты. Однако имя Антония не упоминается в документах 1391 года, а источники показывают, что по крайней мере с 1381 года в Галиче был другой предстоятель (ср. глава 9, прим. 11). 720 Ср. глава 8, прим. 60. О состоянии Галицкой митрополии в 1391–1393 гг. см.: 133, с. 29–31. 721 102, II, 157–158; о церковных связях Молдавии и Галича см. глава 8. 722 Ср. его исповедь патриарху Антонию в 1394 году, 102, II, 224–230. Ср. 27, с. 385; ср. также 93, с. 224–256; 124, с. 289–299. 723 102, II, 158. 724 Его имя упоминается в послании патриарха Антония Киприану: 102, II, 284. 725 102, II, 181. 726 246. с. 448. 727 102, II, 278–280. Ср. 133, с. 128, прим. 23. 728 102, II, 283–284. Церковные дела в «Мавровлахии» или Молдавии находились в еще большем расстройстве, чем в Галиче. Епископов туда посвящал Галиикий митрополит. Однако в 1394 году патриарх Константинопольский назначил туда грека Иеремию, но тот был отвергнут местными князьями. Компромиссное решение было найдено только в 1401 году, когда патриарх Матвей поставил в митрополиты Иосифа — одного из епископов, ранее посвященных в Галиче и отвергнутых патриархом (102, II, 528–530); ср.: Арсений (Стадницкий), «Исследования и монографии по истории молдавской церкви», СПб., 1904, с. 13–26; 83. с. 38–40. 729 217, с. 223; об этих событиях см. также: 242, с. 127–139. 730 201, с. 334–340; 134, с. 94, прим. 67 и 68. 731 246, с. 447. Епископ Михаил Смоленский, который, как мы видели, играл очень активную роль в церковной дипломатии этого периода, к этому времени уже не занимал кафедру. Несмотря на поставление его Пименом в 1383 году и на путешествие с последним в Константинополь в 1389, Михаил — бывший монах Симоновского монастыря, главного проводника византийского влияния в Москве — быстро перешел на сторону Киприана. Тем не менее, он вскоре покинул кафедру, оставаясь близким советником нового митрополита. В 1396–1397 гг. он сопровождал митрополита в подвластные Литве земли и ездил с ним в Киев. Именно там он поручил протодьякону митрополита Спиридону переписать и украсить миниатюрами великолепную Псалтирь. Эта Псалтирь является образцом русского искусства, вдохновленного византийскими образцами. Епископ Михаил умер в Москве в 1402 году (см.: Л. Лавровский. «Историко–критическая проверка каталога Смоленских епископов», Смоленские епархиальные ведомости, 1898, 14, с. 780–781; В. Майков, «О владыке Михаиле, упомянутом в записи лицевой Псалтири 1397 года». Сборник статей памяти Л. Н. Майкова, СПб., 1902, с. 99–107; Г. Вздорнов, «Исследование о Киевской псалтири», М., 1978, с. 31. 732

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010