Однажды, как это часто бывало, отец Виталий и отец Андроник всю ночь совершали проскомидию: записок, присланных православными, было очень много. «В храме никого не было, кроме отца Виталия и отца Андроника, – рассказывал потом архимандрит Адам, – но был один сторож, дядя Иван. Это случилось в Александро-Невском храме. И он просыпается посреди ночи, встает и видит, что храм полон народу: яблоку негде упасть, столько людей. И думает: “Как же так я проспал? И мало, что я проспал, а кто же им открыл дверь?” И вот в растерянности он стоит, слышит пение; люди в храме; зажжены свечи, лампадки… и он вдруг видит, что на проскомидии стоят отец Виталий и отец Андроник. Он бегом к ним и говорит: “Отец Андроник, простите меня, благословите, столько народу, а я, окаянный, только проснулся. Ведь проспал всё”. Отец Андроник говорит: “Иван, не волнуйся, еще только половина четвертого, ты еще можешь выспаться”. – “А откуда эти люди?” Он ничего не ответил. Это храм был наполнен душами тех людей, которых они поминали. Они как живые и как присутствовавшие физически стояли. Этот простой человек был удостоен этого видения, чтобы знать, что такое поминать в церкви человека» . Внешность схиархимандрита Виталия была очень благообразной. Никогда не было в нем уныния и недовольства, наоборот, его бодрость, живая вера в жизнь вечную и стремление к этой жизни передавались окружающим. Последние годы своей жизни отец Виталий провел в Тбилиси. Множество людей со всех уголков страны ехало к нему за утешением и советом. И ни один человек не уходил неутешенным. Каждому батюшка служил, как Самому Христу. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1391 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Основные сведения о детской и отроческой жизни отца Виталия взяты из воспоминаний его матери, опубликованных в журнале «Задонский Паломник». 2001. 7 (8).  Человек Божий. Блаженной памяти схиархимандрита Виталия посвящается//Задонский паломник. 2000. 1. С. 5.  «Он хотел жить и умереть странником». Воспоминания об иеросхимонахе Алексии. М., 2013. С. 17.

http://pravoslavie.ru/88286.html

2. РОМАН хиротонисан в 1354 году, скончался в 1362 году. 3. ГЕРМАН упоминается в 1371 году. 4. КИПРИАН, Сербянин, Святой, хиротонисан в 1376 году, в 1380 году возведён на Митрополию Всероссийскую в Москву. Киприан, прибывший из Москвы в 1382 году, а по другим – в 1385 году, был по 1390 год, потом возвратился по-прежнему в Москву. 30. ПИМЕН хиротонисан в 1381 году из Архимандритов Горицкого Переславского монастыря, по прибытию из Константинополя в Москву сана лишён и послан в заточение в 1382 году, по другим – в 1385 году, по отбытию в Киев. Св. Киприана, возведён на Митрополию, в 1391 году, Сентября 11, скончался в Халкидоне, едучи третий раз в Константинополь. 5. ДИОНИСИЙ хиротонисан из Архиепископов Суздальских в 1384 году, скончался в Киеве в заточении в 1386 году, не быв на Митрополии. Д) Митрополиты, по разделению Митрополии Российской надвое Киевские и всея России, жившие в Москве Киевские и всея России, жившие в Киеве Киприан, возвратившийся из Киева, вступил опять на Митрополию Всероссийскую в Москву в 1390 году; в 1406 году, Сентября 16, а по другим – в 1407 году, Сентября 16, преставился, правительствовал в Киеве и Москве 30, а по другим – 31 год. 6. Геронтий. 7. Зосима. 31. ФОТИЙ, Святой, Грек, хиротонисан в 1409 году, а по другим – в 1410 году, Сентября 1. Скончался в 1431 году, Июля 2, правительствовал 22 года. 8. ГРИГОРИЙ Цимблак или, Семивлах, избран в 1415 году, хиротонисан в 1416 году, Ноября 15. Скончался в 1419 году. 9. ГЕРАСИМ. В 1419 году переведён из Смоленска, по 14-летнему правлению в 1434 году за непреклонность к Унии сожжён в Витебске. 32. ИСИДОР, Болгар, отступник, хиротонисан в 1437 году и в том же году отправился в Рим на Ферраро-Флорентийский Собор, в 1441 году возвратился в Россию в достоинстве Кардинала, но Российским духовенством отринут и бежал в Рим, где в 1463 году скончался. 33. ИОНА, Святой, избран в 1437 году на Митрополию Киевскую из Епископов Рязанских, а хиротонисан и вступил на престол в 1449 году, Декабря 15, по 12-летнему правлению. В 1461 году, Марта 31, преставился.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вскоре Успенская ц. сгорела, и на ее месте братия возвела новый храм. О приближающейся кончине Л. сообщил Василий Калика, явившийся ему в видении. Перед смертью Л. обратился к братии с наставлением, назначил преемником Феодосия и завещал похоронить себя возле Лазаревской ц., рядом со своим духовным отцом. Далее повествование продолжается от лица Феодосия. Он рассказывает о погребении Л. и сообщает об обстоятельствах, при которых он «предал писанию» предсмертную исповедь (автобиографию) учителя. Заключительная часть Повести посвящена истории обретения и погребения на о-ве Мурма тела егип. митр. Макария; эта часть вновь излагается от лица Л. По повелению ангела Л. долгие годы искал тело святителя, но нашел его только после явления Пресв. Богородицы и окончательного забвения «всех страстей плотских». Тело митр. Макария находилось в гробу в пещере на берегу озера более 300 лет и охранялось ангелом. Л. вместе с ангелом похоронил митр. Макария, причем святитель, «яко жив», благословил Л. своей рукой и принял участие в церемонии своего захоронения. О митр. Макарии сообщаются в тексте анахронистические данные: он «остави епископию… в лето 6532 (1024)», жил в годы правления Новгородского еп. (впосл. архиепископа) св. Нифонта (1131-1156), а «преставися в лето 6552 (1044)». Описание внешности митр. Макария («велик возрастом, брада до колену, лице и персты долги, власы русы с сединою») соответствует иконописному облику прп. Макария Великого . Дата смерти и возраст Л. указаны только в Краткой редакции, однако они также совершенно анахронистичны: святой умер в «6699 (1191) месеца марта в 8 день», прожив 105 лет. Еп. Амвросий (Орнатский) (или др. вероятный автор «Истории российской иерархии» - митр. Евгений (Болховитинов) ) предложил исправить это чтение на 6899 (1391) г. Эта дата является сейчас общепринятой, хотя в источниках она отсутствует. Согласно 1-й Пространной редакции, Л. прожил в пустыни «неисходно» 42 года, а в полном одиночестве - 80 лет. Почитание Почитание Л. прослеживается с XVII в.: этим временем датируются наиболее ранние списки Повести, где он именуется святым.

http://pravenc.ru/text/2462515.html

Индикт – своего рода хронологический ученый изыск, закономерность его упоминания в летописных текстах выявить непросто, по-видимому, он отмечался по усмотрению летописцев. Однако в случае с митрополитом Киприаном в этом, быть может, имеет смысл усматривать что-то большее, чем просто привычку (или стремление) к максимальной точности. Ведь индикт указан даже в актах митрополита. Таковы Уставная грамота Царево-Константинову монастырю 1391 г.: «А дана грамота на Москве в лето 6900 месяца октября в 21 день, индикта Жалованная подтвердительная грамота 1399 г. Владимирскому Рождественскому монастырю: «А дана грамота на Москв, м() сца сентбр въ 13, индикта 8 л т(о) Уставная грамота о церковных людях: «А писана грамота на Мскв м(е)с(я)ца iю н(я) въ 28 д(е)нь, индикта въ Для актов указание индикта – ситуация крайне редкая, и едва ли столь последовательное присутствие этого хронологического параметра в грамотах одного и того же лица могло быть непреднамеренным. Сам по себе индикт был связан с византийской системой, которая предполагала сентябрьский (а не мартовский) год. Мы знаем о том, что ученые и просветительские устремления подвигали святителя на разного рода новаторские для русской церковной жизни деяния, о чем свидетельствуют введение нового Служебника; распространение Иерусалимского устава в целом и создание в этой традиции Службы митрополиту Петру, в частности; «Сказание о отреченных книгах»; содержащиеся в Ответах игумену Афанасию рекомендательные перечни книг для чтения; переведенные, привезенные и переписанные им библейские, богослужебные, канонические книги и аскетические сочинения. Возможно, в ряду этих устремлений шло и введение сентябрьского года. Есть подобная приведенным выше (формулярная?) фраза и в последних словах его Прощальной грамоты: «Списана бы ст(ь) грамота си у Тре х с(вя)т(ите)ль м(е) с(я)ца се м(тября) 12 д(е)нь инди к(та) 15», – на этот раз с прибавлением: «да не по дписалъ есмь немощи ради Но не менее значима в той же Грамоте хронологическая автобиографическая выкладка Киприана: «А понеже съчтохъ лта своя, отнели въ митрополиты поставленъ быхъ, и обртеся числомъ, яко тридесятое лто течеть къ приходящему мсяцю декамврию въ 2

http://sedmitza.ru/lib/text/5677375/

О епископе Иоасафе там же, в Ипатьевской лет. сказано, что он пытался самовольно занять митрополичий стол, а в итоге лишился кафедры Владимирской и был переведен на кафедру Холмскую: «...Асафъ Воугровьскъуи иже скочи на столъ митрофоличь и за то сврженъ бъусть стола своего и переведена бъусть пискоупыа во Холмъ». («...Иоасаф Угровский, который занял престол митрополичий и за это был свержен со своей кафедры и переведен был епископом в Холм».) Летопись это событие относит к [далее текст отсутствует]. 755 Упоминается в Ипатьевской лет. в 1288 г. (см. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 912). Галицко-Волынская лет. являющаяся третьей составной частью Ипатьевской, имеет сдвиг в датировке в четыре года – события 1205 г. точно датируются 1201 г. и т. д. (см. Лихачева Ο. П. Летопись Ипатьевская//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 239). Поэтому упоминание под 1305 г. следует исправить на 1301 г. 756 Упоминается в Актах о поставлении епископов Руси среди кандидатов на поставление (см. Бибиков Μ. В. BYZANTINOROSSIKA. Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M., 2004. С. 510) и в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 205). У Покровского (Ук. соч. С. 331) об еп. Афанасии читаем: «...прибег с Волыни...» на Москву и отправлен отсюда в Переславль-Залесский (как правящий, или лишь на жительство – не сказано). См. Переславль-Залесская. 757 По Н.Д. Иерархия... С. 400 – «... † 1370. Некоторые летописи кончину его относят к 1388 ... по другим же кафедра в 1370 г. была вакантна и на нее в 1378 г. был Св. Киприаном митрополитом Киевским хиротонисан епископ. ». Это сообщение восходит к самому митрополиту Киевскому: «...В Волынской земли колько лет стояла Володимерская епископия без владыки, запустошала: и аз владыку поставил и места исправил...» (из послания Св. Киприана игуменам – св. Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. 1378 г.) (Там же.). 759 Первая дата – дата поставления По Воскресенской лет (ПСРЛ. Т. 8. С. 77). По Н.Д. «Девятисотлетие... С. 26, на кафедре с 1391 г. Вероятно, во время до хиротонии «нареченный».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11: 3. Но боюсь, чтобы как змей Еву прельстил лукавством своим и отделил от Бога, так не были бы повреждены помыслы ваши теми самыми апостолами змея и чтобы вы не уклонились от простоты святости, которую имеете во Христе, то есть от истины святости Христовой. 11: 4. Ведь (ибо) если кто приходит 1391 к вам и иного Христа некоего проповедует, Коего мы не проповедали вам, – или другой какой-либо дух (дар) получаете чрез них, коего вы, пока мы были у вас, не получили, – или другое Евангелие возвещают вам, коего не приняли вы от нас: то вы хорошо терпели бы и слушали бы слова тех, кои хулят нас 1392 . 11: 5. Ибо так 1393 думаю о себе, что ничего я не —142— дал вам менее, чем высшие Апостолы дают своим ученикам. 11: 6. Если же и простец (неискусен) я словом, как говорили, но не знанием, то есть однако не в отношении к истине и проповеди моей: но во всем мы явлены были вам, и в истинном Евангелии и в духовных дарах. 11: 7–8. Или разве грех совершил я тем, что себя унизил, не восхвалил, дабы возвысились вы кротостью и унижением, которое получили от нас? И быть может я унижен тем, что даром Евангелие Божие благовестил вам? Или тем, что у других церквей брал я, чтобы отдать вас другому оброку и покончить дело ваше? А если чего не доставало мне, когда я был у вас, как это засвидетельствуете сами вы, то никому из вас мы никогда не досаждали, прося чего-либо. Но после терпения моего недостаток мой восполнили не дети вашего города, но братья, пришедшие из Македонии, они-то, говорю, и восполнили нужду мою. И не только в этом сберегал я себя, чтобы не быть для вас в тягость, но и во всем (чтобы) не в тягость мне быть вам, я старался и постараюсь. 11: 10. Подлинно, есть истина Христова во мне, которая не изменяется, поскольку сия 1394 похвала моя до настоящего дня не будет уничтожена не в вашем только городе, но во всех странах Ахаии. 11: 11. Поступая так, неужели не люблю вас, как Македонян, поскольку принял (вспомоществование) от них? 11: 12. Но это сделал я и буду делать до полного конца, чтобы отсечь повод у тех, кои под такими предлогами хотят подвергнуть порицанию

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14 . Иностранная богословская литература: (Библиогр. заметки). – [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. – 41 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1882. – 11–12. 15 . К вопросу о Fllioque/С предисл. проф. А. Бриллиантова . – СПб.: Тип. Меркушева, 1914. -VI, 138 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение.– 1913. – 4. – С. 431–457; 5. -С. 573– 596; – С. 726–746; 7–8. – С. 921–927; 9. – С. 1046–1059; – С. 1289–1309; 12. – С. 1391–1414. 16 . К вопросу об ареопагитских творениях: (Письмо архиеп. Финляндскому Антонию) – СПб.: Тип. Меркушева, 1914. -С. 555– 580. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1914. – Май. 17 . К истории внешнего состояния Константинопольской Церкви под игом турецким. – СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. – 66 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1882. – 9–10. 18 . К истории императора Ираклия. – [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1908. – 57 с. – Библиогр. в примеч. – Отт. из: Визант. временник. – 1907. -Т. 14. 19 . Лекции по древней общей церковной истории, читанные в С.-Петербургской Духовной Академии... в 1884/5учеб. году. – СПб.: Печатня Григорьева, Ценз. 1885. – 247 с. – Литогр. 20 . Лекции по истории Древней Церкви: Посмертн. изд./Под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова . – СПб.: Тип. Меркушева, 1907. 1: Введение в церковную историю. – 1907. – VIII, X. 234 с. – Прил. к: Христиан, чтение. – 1907. 2: История Церкви в период Константина Великого . – 1910. – XVIII, 474 с. – Прил. к: Христиан, чтение. – 1908, 1909, 1910. 3: История Церкви в период Вселенских Соборов. 1. Церковь и государство. 2. Церковный строй. – 1913. -XIV, 340 с. – Прил. к: Христиан, чтение. – 1911–1913. 4: История Церкви в период Вселенских Соборов. 3. История богословской мысли. – 1918. – XVI. 600 с. – Прил. к: Христиан, чтение. – 1913–1918. 21 . Лекции по общей церковной истории, читанные в 1894/5 акад. г. студентам С.-Петербургской Духовной Академии: 54 и 55 курсы. – [СПб., 1895]. – 432 с. – В норме загл.: Общая церковная история. 22 . Лекции по общей церковной истории, читанные студентам 1-го и 2-го кур. С.-Петербургской Духовной Академии в 1888/9 учеб. г. – СПб.: Литогр. Гробовой, Ценз. 1889. – 373, 75 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1390/91 г. М. с сыновьями и патриархом Сербским Ефремом перенесла мощи кн. Лазаря из Вознесенского храма в Приштине в мон-рь Раваница . В тот же период (сент. 1390 или 1391) от имени сына она созвала в мон-ре Жича Собор, на к-ром Сербским патриархом был избран Даниил (см. Даниил III ). В 1391 г. М. приняла монашеский постриг с именем Евгения. В 1393 г. по благословению патриарха мон. Евгения на соборе официально передала власть сыну Стефану и удалилась в мон-рь Жупаневац, недалеко от Крушевца. Впосл. она поселилась в своей задужбине, мон-ре Любостине , и стала его игуменией. Источники сообщают о постоянной помощи М., как правило вместе с сыновьями, храмам и монастырям, прежде всего афонским. Между 1392 (?) и 1402 гг. она дала жалованную грамоту мон-рю Хиландар на ц. Введения во храм Пресв. Богородицы и на несколько сел на р. Ибар, между 1394 и 1402 гг.- афонскому приморскому пиргу св. Василия (Хрусия) с. Ливоча на р. Биначка-Морава. В 1394/95 г. освободила от податей неск. сел, принадлежавших Вел. Лавре св. Афанасия, а 1 авг. вернула этому мон-рю земли, к-рые ранее пожаловала (из-за незнания обстоятельств) хиландарскому духовнику мон. Сисою Синаиту (см. в ст. Синаиты сербские ). 8 июня 1395 г. одарила несколькими селами афонский монастырь вмч. Пантелеимона (который взял под покровительство еще кн. Лазарь) и подтвердила прежние пожалования этой обители. В 1397 г. восстановила после разграбления мон-рь Высокие Дечаны (см. Дечаны ) и 9 июня дала ему хрисовул (грамоту), вписанный на конечных листах т. н. 3-го Дечанского хрисовула в форме книги ( П., М. Дечанске Нови Сад, 1976. С. 280-282). Эта грамота М. начинается с развернутой литературной аренги учительного характера, а в заключении содержится ее молитва о детях: «Умилостивись на грехи мои, укрепи детей моих в благоверии и благих делах, чтобы в богобоязненности послужили Тебе, Богу своему». М. помогала сыну-князю (с 1402 деспот) в гос. делах. В 1398 г. в сопровождении мон. Евфимии она ездила в Серры к султану Баязиду I, чтобы добиться у него прощения для сына Стефана. Серб. вельможи (воеводы) Новак Белоцерквич и Никола Зоич донесли султану о тайных переговорах серб. князя с венграми, надеясь получить за это статус самостоятельных вассалов османов. Баязид обвинил Стефана в поражении османского войска, к-рое оно потерпело в Боснии. Миссия монахинь при поддержке Оливеры завершилась удачно: Баязид не стал наказывать серб. князя; согласно Житию последнего, султан ограничился выговором, подчеркнув ненадежность венгров как военных союзников. Во время той же поездки М. добилась от султана разрешения перенести из г. Видина в Сербию мощи прп. Параскевы (Петки) и положила их в мон-ре Жупаневац, затем в Любостине.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

В Новгород И. вернулся 8 февр. 1389 г. Весной того же года к И. приехала делегация псковичей с просьбой поставить в псковские храмы безместных священников. Затем архиепископ отправился в Псков, страдавший от морового поветрия, «и молитвою его преста мор» (НПЛ. 1950. С. 383; ср.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 351, 366-367). Вероятно, И. принимал участие в погребении бывшего архиеп. Алексия, скончавшегося 3 февр. 1390 г. в Деревяницком монастыре. В 1390 г. новгородцы после похода на Псков и заключения мира подтвердили мир с Москвой при новом вел. кн. Василии I Димитриевиче . Кроме того, Новгород отправил делегацию с целью заключения мира «с Немци» (Ригой, Ревелем, Любеком, Дерптом (Юрьевом; ныне Тарту) и Готландом); договор был заключен на съезде с представителями ганзейских городов и Ливонии в Изборске осенью 1391 г., ратифицирован в Новгороде в янв.- февр. 1392 г., после 7 лет отсутствия торговых отношений («Нибуров мир»). В 1389 г., когда князем в Новгороде стал Семён (Лугвень) Ольгердович, брат польск. кор. и вел. кн. Литовского Владислава (Ягайло) , резко усилились пролитов. настроения в Новгороде, что, по-видимому, явилось одной из главных причин последовавшего вскоре конфликта новгородцев с митр. св. Киприаном и Московским вел. кн. Василием Димитриевичем. В вассальной грамоте от 25 мая 1389 г., отправленной кн. Семёном (Лугвенем) Ягайло из Сандомира, говорится, что Ягайло «поставил нас опекалником мужем и людем Великого Новагорода». Вместе «с теми людьми с Великого Новагорода» кн. Семён (Лугвень) принес присягу верности королю, написав, что «не хочем тако ж николи отступить их Коруне королевстве полского» (АЗР. Т. 1. С. 26, 10). 11 февр. 1391 г. в Новгород прибыл новый митр. всея Руси св. Киприан, к-рого сопровождал Рязанский еп. Феогност. И. «створи пиры многи и чести митрополита 2 недели с новгородци честью великою и дары многими». Приезд Главы Русской Церкви был вызван в первую очередь отказом новгородцев в 1385 г. митр. Пимену в праве совершать в Новгороде месячный суд (право месячного суда состояло в том, что в продолжение месяца митрополит или его представитель в Новгороде рассматривал судебные дела и тяжбы новгородцев, в к-рых миряне подлежали суду Церкви, кроме того, в Москве митрополит принимал апелляции на суд Новгородского архиепископа; все сборы и штрафы по таким делам шли в митрополичью казну). Собравшись на вече, новгородцы в 1385 г. целовали крест и подписали клятвенное обещание о том, чтобы им судиться у Новгородского архиепископа. Об этом поступке новгородцев было доведено до сведения К-польского патриарха Антония IV , к-рый, по-видимому по просьбе митр. Киприана, в 1390 г. прислал грамоту с призывом к новгородцам подчиниться суду митрополита (грамота известна по упоминанию в патриаршей грамоте 1393 г. в Новгород по тому же вопросу - РИБ. Т. 6. Прил. Стб. 237-240, 37). Патриаршее послание новгородцами было отвергнуто.

http://pravenc.ru/text/469552.html

Однако осложнившаяся внешнеполитическая ситуация (венецианско-генуэзская война и давление со стороны турок) вынудила конфликтующие стороны искать примирения. В 1381 г. Андроник получил Силиврию (Силимврию) в управление и был признан соправителем Иоанна V. Тем самым он отстранил М. П. от наследования престола. В 1382 г. М. П. тайно переправился в Фессалонику. Игнорируя призывы отца вернуться в К-поль, он правил в Фессалонике как независимый государь, подписывая хрисовулы титулом василевса (RegImp, N 3173a, 3175b, 3180a). В отличие от отца, стремившегося к примирению с султаном, М. П. проводил политику противодействия османам. В 1-й год своего правления в Фессалонике М. П. старался восстановить визант. власть в Фессалии и Македонии и даже на короткий срок смог отвоевать г. Серры. Однако в сент. 1383 г. турки захватили Серры и начали осаду Фессалоники, к-рая продолжалась до 1387 г. В период осады М. П. столкнулся с растущим недовольством горожан, страдавших от тягот войны и желавших скорейшего ее прекращения, и в апр. 1387 г. вынужден был покинуть город, оставив его на милость победителя. Он бежал на о-в Лесбос, а затем явился в ставку султана Мурада I в Бурсе (Прусе) и выразил ему свою покорность. В 1387-1389 гг., попав в опалу к отцу, М. П. находился на о-ве Лемнос, а по возвращении в К-поль был вынужден следовать отцовской политике умиротворения турок. М. П. поддержал отца в противостоянии с Иоанном VII, племянником М. П., к-рый после смерти своего отца Андроника IV (1385) предъявил права на престол. С помощью турок 14 апр. 1390 г. Иоанн VII вошел в К-поль, но уже 17 сент. 1390 г. М. П. при поддержке рыцарей-госпитальеров с о-ва Родос изгнал Иоанна, заставив его вернуться в Силимврию. Как вассалы султана М. П. и Иоанн VII неоднократно принимали участие в малоазийских походах турок (1390-1392). М. П. был вынужден участвовать во мн. тур. походах, в т. ч. в 1390 г. в захвате Филадельфии, последнего византийского города в М. Азии. После смерти имп. Иоанна V (16 февр. 1391) М. П. тайно покинул лагерь турок и поспешил утвердиться на престоле, не дав Иоанну VII возможности захватить власть. В марте 1391 г. он прибыл в К-поль, но вскоре вынужден был вернуться в М. Азию для участия в военной кампании турок в Пафлагонии и на Понте. По возвращении из похода, 10 февр. 1392 г., М. П. женился на Елене Драгаш, дочери серб. господаря Константина Драгаша и внучатой племяннице сербского царя Стефана Душана. На следующий день после венчания М. П. и его супруга были коронованы патриархом Антонием IV ( Schreiner. 1977. Bd. 2. S. 348). От этого брака родились 8 сыновей (выжило 6); 2 из них, Иоанн VIII и Константин XI , стали визант. императорами.

http://pravenc.ru/text/2561896.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010