Ex libro de Deitate sou de theologia (G.), 509–512, 521–22. De adventu salvatoris (G. et M.), fg. 1–2, 511–12. De Paschate, fg. (G.), 511–20. De anima et согроге, fg. (M.), 519–22. Didascaliæ fg. (M.), 521–22. In Matthæum, fg. (M.), 521–22. Acta sincera, lat. Anastasius Bibl. (M.), 453–66. Mai monitum, 451–54. Notitia G,., 449–52. PETRUS II ALEXANDRINUS ep., s. IV, 33. Epistola encyclica, 1275–92. Fg, ex Facundo Hermianensi 1–4, 1291–4. Notitia G., 12.73–6. PETRUS ANTIOCHENUS patr., s. XI. Epistola ad Dominicum Gradensem (Cotelerius), 120, 755–82. Dissertatio (id.), 795–816. PETRUS ARGIVORUM ep., s. IX, 104. In conceptionem S. Annæ (Monaldinus), 1351–66. Oratio funebris in S. Athanasium Methones ep., latine (AA.SS.), 1365–80. PETRUS CHRYSOLANUS [Grosolanus], Mediolanensis arch., s. XII, 127. Oratio de Spiritu S. (Allatius), 911–20. Notitia F., 909–10. [PETRUS DAMASCENUS ep., s. VIII, 162. Unio cum Deo (Philocatia), lib. 1–2, 162, 1185. Manifesta necessitas septem operum corporalium (ibid.), 1195. Sermones ascetici 1–24 (ibid.), 1279. Notitia ex Philocatia.] PETRUS DIACONUS СР., Chartularius, s., XII, 119. Responsa canonica (Leunclavius), 1093–98. PETRUS LAODICENUS ер., s. VII, 86, II. Commentarii in 4 Evangelia fg. (M.). In Matth., 3323–26; in Marc, 3325–8; in Luc, 3327–30; in Joan., 3329–30. Monitum M., 3321–4. Expositio in orationem dominicam (græce ex Origenis Opp., t. I, latine G.), 3329–36. PETRUS MANSUR [Ps. Joan. Damascenus]. De corpore et sanguine Christi, 95, 401–12. PETRUS PATRICIUS, s. VI. De legationibus Romanorum ad gentes (Excerpta Constantini Porphyrogeniti), 113, 663–74. De legationibus gentium ad Romanes (ibid.), 673–76. Notitia Niebuhr, 615–621. PHIALITUS (Phialites), s. XIII, 127. Præfatio super emendatione Dioptræ, latine (Pontanus), 127, 707–10. PHILEAS THMUITANUS, ep., s. III, 10. Epistolæ, 1561–8. Notitia G., 1359–60. [PHILEMON, a. IV, 162. Apophtegmata, græce, 593. Notitia ex Philocatia.] PHILIPPUS SOLITARIUS, s. XI-XII, 127. Dioptra latine, lib. 1–3 (Pontanus cum notis Gretseri), 709–878 (fg. græce [Cotelerius], 877–78 et 1, 1145–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В День Святаго Духа Канон Божественному и покланяемому Пресвятому Духу Параклиту (творение инока преподобнаго Максима Грека Святогорца) Июнь Минея за июнь (оцифрованный текст) 1 июня Святаго мученика Иустина Философа (†166) и другаго мученика Иустина и иже с ним святых мученик Харитона, Евелписта, Иеракса, Пеона, Валериана, Иуста и Хариты (†166) Преподобнаго Дионисия Глушицкаго (†1437) Преподобнаго Агапита Печерскаго, врача безмезднаго, в Ближних пещерах почивающаго († не позднее 1095) 2 июня Святителя Никифора, Патриарха Константиня града, исповедника (†828) Святаго великомученика Иоанна Новаго Сочавскаго († ок. 1330–1340) Святыя благоверныя княгини Иулиании Новоторжския (обретение мощей, 1819; †1406; службу зри 21 декабря) Святаго священномученика Еразма Oxpuдckaro (IV) 3 июня Святаго мученика Лукиллиана и иже с ним святых мученик Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы († ок. 270–275) Святаго благовернаго царевича Димитрия (пренесение честных мощей из Углеча в Москву, 1606) Сретение в Вологде образа преподобнаго Димитрия Прилуцкаго (1503) 4 июня Святителя Митрофана, Патриарха Константиня града († ок. 326) Святых праведных Марфы u Mapuu (I), сестер праведнаго Лазаря Преподобнаго Мефодия, игумена Пешношскаго (†1392; службу зри 14 июня) 5 июня Святаго священномученика Дорофея, епископа Тирскаго († ок. 362) Святаго благовернаго князя Феодора Ярославича (†1233), брата святаго благовернаго князя Александра Невскаго Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских (обретение мощей, 1599; †1561) Преподобнаго Петра Коришскаго († ок. 1275) Святаго благовернаго князя Киевскаго Игоря, Черниговскаго чудотворца (пренесение мощей, 1150; †1147; службу зри 19 сентября) Святителя Константина, митрополита Киевскаго (†1159) 6 июня Преподобнаго Виссариона чудотворца Египетскаго (IV–V) и преподобнаго Илариона Новаго, обители Далматския (†845) Преподобнаго Паисия Углечскаго (†1504) Святителя Ионы, епископа Великопермскаго (†1470; службу зри 29 января) Преподобнаго Ионы Клименецкаго, Олонецкаго (†1534)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

скончался (Ист. Росс. Иерар. I, стр. 179–180). В 1675 году он доносил царю Феодору Алексеевичу о мощах кн. Бориса Георгиевича, виденных им в церкви с. Кидекши (Прот. Доброхотов, стр. 70). 406. Святый Серапион Архиепископ преставися в лето 6000 Прежде 1274 г. был архимандритом Киевопечерской лавры и, вероятно, был очевидцем страшного землетрясения 3-го мая в 1230 г., памятного для Печерской обители, особенно потому, что оно было в празднование памяти преп. Феодосия (3 мая) и, как замечает летопись, первый удар почувствовали во время литургии, причем трапеза лаврская поколебалась в основании, и кирпичи падали сверху на стол. В 1274 г. Серапион, известный по просвещению и строгой жизни, посвящен в епископа и присутствовал на знаменитом Соборе, которым много сделано было для управления и благочиния бедствовавшей Церкви Русской. Ум. 12 июля 1275 г. и погребен в Успенском Владимирском соборе. Почтение к памяти его доныне выражается в частом совершении панихид, даже некоторыми лицами из отдаленных губерний. От Серапиона дошло до нас семь слов, «дышащие силою сердечного красноречия и блистательные по ясному разумению Евангельского учения». Четыре слова найдены преосвященным Филаретом в пергаменной рукописи Сергиевой лавры, писанной в XIV веке, под заглавием «Златая Чеп». Пятое слово найдено С.П. Шевыревым в рукописи Кирилло-Белозерского монастыря; а шестое и седьмое напечатаны в «Православном Собеседнике» 1858 г. июль. («Прибавл. к Твор. св. Отцев», ч. I, стр. 95. Прот. Доброхотов «Памятники древности во Владимире», стр. 117. Барсуков, стр. 498). 407. Епископ Лука Игумен Киевского Спасо-Берестовского монастыря, посвящен Киевским митрополитом Никифором 11 марта 1185 года во епископа Ростову, Суздалю и Владимиру. Уважаемый великим князем, он приглашаем был на совет о делах государственных. По случаю войны Рязанских князей Игоря и Романа с братьями своими Всеволодом и Святославом, – великим князем Всеволодом отправлен был к ним для примирения. Ум. во Владимире 10 ноября 1189 года и погребен в Успенском соборе. При реставрации

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

κεφαλαιω enthaupten, köpfen: VNil 101 с.60 – LS, BauAl, (LSSup, L, Kr). κεφαλαωμα, τ Einfügen von Initialen: EuangSem I 497 (s.XII?).– (LS). κεφαλαως summarisch: κ. κα οον συντμως ScholThuc 371,11– LS -ος. κεφαλαωσις, Zusammenfassung: AthanPG 28,1265S. JoDamPG 95,10000. REG 5 (1892) 209,8. JoEuch 120. EustEsp 112,9 – LS, TLG, Stam. κεφαλαιωτον man muß zusammenfassen: EustOp 29,75. EustOd II 88,9. κεφαλαιωτικς zusammenfassend: κορωνς EustIl III 293,2; συντομα IV 732,3.– Tgl. κεφαλαιωτς, Anführer: διβολος HalkChrys 332 – L. κεφαλλγεια, Kopfschmerz: Ideler I 166, 10.14. κεφαλγα (sic per haplologiam) BlemMed 68,4.6.– LS -αλγα. κεφαλλγημα, τ Kopfschmerz: Miller; cod. Par. 2229,81v (Theoph. Chrysobal., cf, Sonderkamp 164).– L. κεφαλαλγιω an Kopfschmerzen leiden: VPhantJun 44,1. κεφαλαργω Kopfschmerzen verursachen: τιν Pap Var 56,2 (Mir. Artem.), id. VPais 75,28; 85,12. Kopfschmerzen bekommen: DareinNot 140 λθ».– LS. κεφαλαργα, Kopfschmerz: MelLap 189,27 (Ps.-Hippocr.). CodAstr VIII 3,126,10. Greg. Cor. 158 (Schäfer), κρανου Dmit II 125. -ουργα CodAstr VIII 3,35, f.334. id. DelAn I 549,10 – LS, Kr + VIII 428, Duc App I, AndrArch (-γι); lat. cephalargia. κεφαλαρα, Kopfstück: χαλιναρου PsKod 145,5. Spitze, Anhöhe: μπελου AIv 35,28 (a.1062); 43,31 (a.1085).– Kr, Duc, Kuk 270, LexPont, (Karan); LS -αα; (Somav), Stam -ι. κεφαλρια, τ oberster Teil: το ατο περιβλη (sic) DarOb 260.– Dem, LKN -ρι. κεφαλαρχω als Kopf befehligen, als Anführer auftreten: -εν ν ορας EustEsp 42,22. κεφαλς, Oberhaupt, Anführer, Kommandant: tantuin pl. -δες Zepos I 582 (a.1334), καθολικο AProd 43,10=AProdB 157,10. MM III 123 (a.1357). PsKod 251,12. ZakythChrysob 31,49. MetAnna 351.384.– Kr + VIII 428, Duc, Stam, Kleis, PLP, ODB, BZ 5 (1896) 624, (Soph, Tgl, PB, Car, Somav). κεφαλατεω Statthalter sein: AZog 7,32,126 (a.1267). SchreinChron 224,6 (-ττ-).– Kr. κεφαλατικεω Kommandant (Statthalter) sein: AEsph App. А 64 (a.1259). MM IV 344 (a.1260–8). AXer 10,64 (a.1275). ALavra 89, 207 (a.1298). -ττ APhil 3,83 (a.1287), id. Zepos 1 538 (a.1312). 582 (a.1334). InscrThes I 23,5 (a.1315–6). -τ- (trans.) (als Statthalter) verwalten: χραν MM IV 388 (a.1268); κστρον κα χραν UI 173 (a.1427).– Kr, MenasGlos, HeisPal 69f.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

1275 Воспользовавшись уставами известных школ: Львовской, Виленской и других, и их почти 40-летней педагогической опытностью, Луцкое братство выработало замечательный устав для своей школы, и главные положения этого устава вполне применимы к школьному делу и в настоящее время. Вслед за учреждением братства последовала, именно в 1620 году, постройка каменной школы в монастыре братском. Эта «русская и греческая» школа устроилась по стародавним обычаям и правилам св. Отцов исповедания греческого, великим старанием и иждивением и заботою мещан Луцких русского рода, святого исповедания греческого, и пожертвованиями всех православных христиан, как духовного сословия, так и особ княжеских, господских и дворянских и всего простого народа, даже и до убогих вдовиц. Братская школа ставила себе задачей: обучение наукам и добродетели, основывающейся на Православии, и являлась, таким образом, настоящим типом церковно-народной русской школы. Остановимся сначала на тех нравственных требованиях, которые братство предъявляло к своей школе. От учителя устав требовал безукоризненных нравственных качеств и христианского образа жизни; он должен быть «споспешник благочестия, во всем представляя собою образец благих дел». Отношения его к —31— ученикам должны быть наставнические, кроткие, «не только мирские, но и выше мирского», как типично выражено в уставе; на учителя возлагалась обязанность «учить и любить детей всех одинаково; как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитание; учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других». Ставя так высоко личность учителя, устав весьма естественно требовал от учеников добродетели послушания и наказывал им во всем советоваться с учителем и ему повиноваться добровольно, без всякого принуждения и ропота. Определив, таким образом, взаимные отношения учителя к ученикам, братство преподало следующие правила для насаждения религиозно-нравственного воспитания в школе: А) «Так как всё доброе должно начинаться от Бога, при том каждый ученик, между свободными науками, прежде всего должен учиться тому, что ведет его ко спасению, то постановляем: чтобы в каждый воскресный и в каждый святой день, по обыкновению празднуемый церковью, именно: в праздники Господские, Богородичные, Апостольские и другие дни, во храме при богослужении, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

292 . Gill J. John Beccus// Βυζαντιν. 1975. 7. 253–266. 293 . Gill J. John Beccus, patriarch of Constantinople 1275–1282//Church Union: Rome and Byzantium (1204–1453). Coll. Essays of Joseph Gill. L. 1979. 6. 253–266. (Variorum Collected Studies Series. 91). 294 . Gouillard J. Michel VIII et Jean Bekkos devant l’Union//Colloques internationaux de CNRS No 558, 1274 année Charnière Mutations et Continuités. Lyon-Paris à 30 Septembre – 5 Octobre 1974. Paris 1977. 179–190. 295 . Hofmann G. Patriarch Johann Bekkos und die lateinische Kultur//OCP 1945. 11. 141–164. 296 . Kseksakis N. G. ωννης Βκκος κα α θεολογικα ντιλψεις ατο . Αθναι 1981. 297 . Laurent V. La date de la mort de Jean Beccos//EO 1926. 25. 316–319. 298 . Laurent V. Un polémiste grec de la fin du XIII е siècle//EO 1929. 28. 132–156. 299 . Laurent V. Le cas de Photius dans l’apologétique du Patriarche Jean XI Beccos (1275–1282) au lendemain du deuxième concile de Lyon//EO 1930. 29. 396–415. 300 . Laurent V. La correspondance inédite de Georges Babouscowitès// Ες μνμην Σ. Λμπρου. θναι 1935. 93. 301 . Lilia S. Un opuscolo polemico anonimo contro il patriarca Becco di Costantinopoli (1275–1282)//Byz 1971. 40. 75–89. 302 . Mercati A. Note archivistiche, bibliografiche, paleografiche, storiche su un documento dell’anno 1277 di Giovanni Bekkos, patriarca di Costantinopoli//OCP 1955. 21. 256–264. 303 . Papadakis A. Gregory II of Cyprus and an unpublished report to the Synod//GRBS 1975. 16. 238 f. 304 . Richter G. Johannes Bekkos und sein Verhältnis zur Römischen Kirche//ByzForsch 1990. 15. 167–218. 305 . Souarn R. Tentatives d’union avec Rome//EO 1899–1900. 3. 229–237. 306 . Spiteris Y. Il patriarca Giovanni Beccos: Un uomo «ecumenista» (†1297). Demetrio Cidonë Un teologo bizantino «tomista» (†1398)//Lateranum. 1999. 65. 41–80. 307 . Zotos A. D. ωννης Βκκος πατριρχης Κωσταντινουπλεως Νας μης, Λατινφρων. München 1920. Григорий (Георгий) II Кипрский CSGL 10233; PG 142 (2000), θ– ι; PMA; RF 6. 213–215; TLG 9006 (Gregorius Paroemiographus, Gregorius patriarcha Constantinopolitanus); Beck 685–686; DThC 6. 1231–1235; PLP 4590; ThEE 4. 731–734

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

3 . Внимание Флоренского-исследователя было привлечено не только к изучению икон, крестов, панагий, к творчеству троицкого резчика XV века Амвросия. В архиве Флоренского сохранилось описание колоколов, названное «Определение звука Лаврских колоколов, произведенное 1819 июня ст ст композитором Павлом Афанасьевичем Ипполитовым». Его приезд состоялся в 1919 году, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. 306 Кроме того, подобные описания встречаются в записной книжке П.А. Флоренского, помеченные 16 июня 1919 года. Лаврская колокольня – не только венец архитектурного ансамбля Лавры. Единственная в мире по красоте формы, пропорциям, гармонически стройная, легкая, устремленная в высоту (88 м), она уникальна и как музыкальный инструмент, своего рода орган. Звучащие голоса его образуют группы индивидуальных колоколов, подобранных по принципу хорового ансамбля. Наиболее впечатляющей была группа больших колоколов (самых низких по звуку), размещенная на 2-м ярусе колокольни. В нее входили 307 : 1 . Царь – вес 4,025 п., число колебаний 489; перелит при императрице Елизавете в 1742 году из меньшего – в 3000 п., был самым большим звучащим колоколом России. Тон его – СИ большой октавы (с призвуком октавой ниже). «Тембр глуховатый. Из колоколов низшего яруса второй по чистоте», – отмечено в описании. 2 . Карнаухий – вес 1275 п., 1850 колебаний; отлит в 1683 году. «Из тех же колоколов самый определенный по тону»; на полях описано «РЕ малой октавы». 3 . Годунов (или Цареборисов, 1600 года) – 1850 п., 1275 колебаний; звучит «приблизительно ДО-ДИЕЗ и АЯ малой октавы. Из тех же колоколов – наименее определенный, в его тоне много «призвуков». [У К.К. Сараджева – СОЛЬ-БЕМОЛЬ большой октавы. – С.Т.]. Заметно отделяется от них: 4 . Лебедок (Лебедь) – вес 625 пудов, более ранний дар Бориса Годунова (1600 года), «в момент удара звучит МИ-БЕМОЛЬ – после удара слышно верхнее СИ-БЕМОЛЬ, и все время слышно биение, происходящее от звучания совместно нижнего ДО и тона немного пониже (1/16 т.) ДО и повыше ДО (1/16 т.)», – дополняет на полях П.А. Ипполитов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

языцх языцех 1378,23 1380,13 человк 1385,20 поучаася почаюс 1393,11 1398,29 грсх грсех 1437,25 любовь… любовъ в ркп. в обоих случаях одинаково: любов, чем руководствовался издатель, ставя в одном случае ь а в другом ъ? 1443,2 варварх варварех Но особенно многочисленны случаи отступлений в окончаниях наречий; во всех тех случаях, где в рукописи конечной буквой наречий стоить , в печатном тексте мы находим непременно е; напр., ркп. добр, печати добре (1283,11; 1294,34; 1301,25; 1304,39; 1306,5 и др); ркп, яв, печатн. яве (1309,2; 1311,3, 1316,6; 1353,26; 1380,34,); ркп. неправ, печатн. неправе (1218,10, 1250,27; 1278,24; 1342,19; 1351,6); ркп. честн, печатн. честине (1227,37; 1235,16; 1245,5; 1284,5); ркп оттол, печатн. оттоле 1343,12) и др. Случаев подобного отступления в правописании наречий я насчитал на всем протяжении рукописи 136; зато, когда в рукописи встретилось один раз требе, издатель счел нужным здесь изменить своему принципу: напечатано 1383,34 треб! V. Глоссы. Непоследовательным является издание посланий и по отношению к глоссам, или заметкам на полях: некоторые из этих глосс попали в издание, другие – нет. Чем руководствовался издатель в данном случае, сказать трудно; во всяком случае, древность глосс не играла тут никакой роли, ибо все они писаны позднейшим почерком, и по цвету чернил отличаются от текста посланий. Несомненно, автору посланий они не принадлежат и являются результатом начитанности позднейшего книжника-читателя, как о том можно судить по глоссам, напечатанным на ст. 1225,44–45; 1289,38–42; 1289,43–46; и др. Но для оценки любознательности и начитанности книжника глоссы могут иметь некоторое значение. Привожу все пропущенные в печатном тексте глоссы: А. Глоссы, заключающие указания на источники помещенных в тексте цитат: 1209,15 1209,22 евреом а; 1210,30 s 1213,30 ап с л петр а; 1213,35 алом; 1214,15 за ч а; 1215,10 иаков; 1215,22 корином; 1215,32 1215,38 притчи г; 1216,21 евангелие; 1217,5 корином, 1220,10 1222,15 алом; 1222,22 1222,25 а алом; 1223,1 корином; 1223,3 к римляном; 1223,5 тимоее; 1223,40 матеа; 1224,2 петр; 1224,21 ко евреом; 1224,33 алом; 1225,17 1226,43 матеи; 1227,33 номоканоны, закона правила; 1228,35 ареопаги т ; 1229,9 1229,15 1245,28 к тимоею; 1246,29 1248,8 к римляном; 1248,5 ко галато м ; 1250,15 1254,32 1264,40 1265,27 корином; 1267,18 корином; 1268,8 матеи е; 1272,18 ареопаги т ; 1275,7 алом; 1275,8 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XXIV–XXV. 1 сл. II: 808,1256. 1248. 1250–1. 1260) и значение его в жизни Павловой (I: 143), в нем корень Евангелия Павлова I: 96,194. II: 1258); оно чудесное, но не магическое (I: 118 сл.); различные предположения: психологическая гипотеза (I: 3 сл. II: 1259 сл.), визионерство (I: 95) и внутреннее видение (I: XXII–XXIII. XXVII). Историческое бытие Павла якобы спорно (I: LIV. LV. II: 36. 992. 1256–7. 1276), и он есть изобретение II века (II: 947); Павел исторический и догматический (II: 993). Послания Павловы якобы подложные (I: LIV сл. II: 35–36. 957. 997,116. 1113. 1140–1. 1257. 1275. 1295), не собственноручные (II: 957 сл. 1159), случайные писания–не послания, а письма (I: LXIX.II: 951–2. 953 сл. 1112. 1159. 1244–5); девтеропавлинизм (II: 676,863). Язык греческий у Ап. Павла (II: 826. 857. 1043) и в. Павловых посланиях (II: 949 сл. 965 сл. 969 сл. 979–980. 986. 1109 сл. 1111–2. 1157. 1158. 1246); Павловы послания по их литературным качествам (II: 971 сл. 1113) и по значению для христианства (II: 1244,14). Миссионерская деятельность Ап. Павла, к каковой он готовился после обращения во время пребывания в Тарсе–года два (II: 1150), лет пять (I: XXI,115) или шесть–пять (II: 923,684. 686), а до обращения был якобы иудейским миссионером-Апостолом (II: 1249); воспользовался для миссионерских целей римскою организацией (II: 1200. 1235) и вообще обнаружил миссионерское организаторское искусство (I: XXXI. II: 919 сл. 921. 1198. 1243.1245), но будто бы миссионерские его успехи небольшие (I: LVI. II: 916. 917 сл.) и иудейских обращений немного (II: 1275). Догадки, что Павел в начале проповедовал обрезание (I: XLI. II: 914,608. 1249) и вел разве универсалистическую пропаганду иудейства (II: 428,1. 918. 947), дабы вынести его за пределы национальности (II: 5) и обратить язычников в иудейство (II: 777,1026 813. 914,604. 1089). Разочарование в миссии на иудейской почве и иудейскими приемами (II: 8. 9. 14–15. 1249), откуда антиномизм (I: XXXVI. XLI. II: 6. 915. 1134. 1261)–с искажением закон(ничеств)а (I: 461,33)–и вынужденный переход к язычеству (II: 921), где Павел непременно хотел быть Апостолом язычников (II: 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Базовой единицей был «дебен», или «мера», — изначально он применялся для учета зерна, а затем меди или серебра. Редкие записи показывают непоследовательный характер большинства сделок: На 15-м году правления Рамсеса II [около 1275 года до н. э.] купец предложил египетской даме Эренофре купить сирийскую рабыню, цена которой, несомненно установленная в результате торга, составляла 4 дебена 1 ките [около 373 грамм] серебра. Эренофре собрала тканей и одеял стоимостью 2 дебена 2 Уз ките — детали указаны в записи — и затем одолжила разные предметы у своих соседей — бронзовые сосуды, горшок меда, десять рубашек, десять дебенов медных слитков, — пока не набралась необходимая сумма . На 15-м году правления Рамсеса II [около 1275 года до н. э.] купец предложил египетской даме Эренофре купить сирийскую рабыню, цена которой, несомненно установленная в результате торга, составляла 4 дебена 1 ките [около 373 грамм] серебра. Эренофре собрала тканей и одеял стоимостью 2 дебена 2 Уз ките — детали указаны в записи — и затем одолжила разные предметы у своих соседей — бронзовые сосуды, горшок меда, десять рубашек, десять дебенов медных слитков, — пока не набралась необходимая сумма . Большинство купцов странствовали, будучи чужеземцами или торговыми агентами на службе у крупных землевладельцев. Однако данных о торговом кредите нет; займы в Египте по-прежнему чаще облекались в форму взаимопомощи между соседями . В принципе, есть сведения о юридически законных ссудах, т. е. тех, которые могли привести к потере земли или членов семьи, однако, по-видимому, они встречались нечасто и, будучи беспроцентными, были не столь губительны. Иногда мы слышим и о людях, попавших в долговую кабалу, и даже о долговых рабах, но это было необычным явлением и нет данных о том, что дело когда-либо доходило до кризисов, регулярно случавшихся в Месопотамии и Леванте . Действительно, в первые тысячелетия мы словно попадаем в иной мир, где долг на самом деле был связан с «виной» и зачастую считался преступлением: Когда должнику не удавалось выплатить долг вовремя, кредитор мог вызвать его в суд, где от должника требовали пообещать полностью вернуть долг к определенной дате. Частью этого обещания, которое давалось под присягой, было согласие должника получить 100 ударов и/или выплатить двойную сумму изначальной ссуды, если он не выплачивал долг к условленному сроку .

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010