В повести о мучении св. Михаила Черниговского сказано, что Батый поставил наместников и властелей своих по всем городам русским. В известии о перечислении говорится, что численники поставили десятников, сотников, тысячников и темников и, урядивши все, возвратились в Орду. Под 1262 годом летописец говорит, что по всем городам русским был совет на татар, которых Батый и потом сын его Сартак посажали властелями по всем городам русским. Князья, согласившись между собою, выгнали татар, потому что было от них насилие: богатые люди откупали у татар дани и корыстовались при этом сами, а многие бедные работали в ростах. Тогда же, при изгнании и убиении татар, в Ярославле убили отступника Зосиму или Изосима, который с позволения посла ханского делал много зла христианам. В 1269 году великий князь Ярослав Ярославич, сбираясь идти на немцев, пришел в Новгород вместе с Амраганом, великим баскаком владимирским. Потом великий князь Василий Ярославич с тем же самым Амраганом воевал волости новгородские. Под 1275 годом упоминается о втором перечислении; под 1290 о восстании жителей ростовских на татар, которые были ограблены. После известия об Амрагане мы не встречаем на севере известий о баскаках, встречаем баскака только раз на юге, в Курской области; под 1284 годом – ясный знак, что на севере баскаков больше не было, иначе летописи не могли бы умолчать о них в рассказе о событиях, в которых татары принимали важное участие, как, например, в борьбе между сыновьями Невского; упоминаются только одни послы, временно являвшиеся в русских городах. После 1275 года не упоминается более о перечислении – ясный знак, что ханы по разным причинам начали оказывать полную доверенность князьям и что последние взяли на себя доставку дани в Орду; но еще под 1266 годом летописец говорит об ослабе от насилия татарского по смерти хана Берге. Уже князь Андрей Александрович городецкий взводил в Орде обвинение на старшего брата Димитрия переяславского, будто тот не хочет платить дани хану; конечно, если бы в это время находился в России баскак или главный сборщик податей, дорога, то не родному брату пришлось бы доносить на Димитрия, и хан не стал бы основываться на одних Андреевых доносах; если же в этих делах были замешаны и баскаки и дороги, то каким образом летописец умолчал о них? Не умолчал же он о Кавгадые.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Особый канон был возложен тем же патриархом и на некоего Дуку Диасорина, который в юности умертвил десять человек и за это был подвергнут епитимии со стороны патриарха Нила (1380–1388); исполнив возложенные на него каноны и епитимии ( καννας κα πιτμια), Дука, однако, не успокоился и обратился к патриарху Матфею с новым раскаянием и просьбой о помиловании и прощении. Патриарх повелел ему совершать (т. е. заказывать в церкви. – Ред.) литургии и панихиды, помогать родственникам убитых и вообще бедным, вести жизнь добродетельную и богоугодную и т. п. 1 В связи с правом церковного суда над уголовными преступниками, у патриархов было и право ходатайства перед императорами о смягчении участи виновных, иначе – право печалования. Это право служило для патриархов средством проведения в административно-судебную среду начал милости и сострадания и всецело основывалось на христианской любви к ближнему. При императоре Никифоре Вотаниате патриаршее право печалования за осуждённых и ссыльных преступников было до известной степени урегулировано специальным постановлением (1079г.), в силу которого Константинопольский патриарх получал возможность три раза в год напоминать царю о подвергнутых наказанию по суду и просить о смягчении их участи или о полном освобождении. Это троекратное, в течение года, обращение к царю не исключало ходатайств патриарха и в частных случаях, в пользу того или иного осуждённого. Патриархи высоко ценили право печалования и пользовались им в широкой степени, как, например, патриархи – Иоанн Ксифилин (1064–1075), Иосиф I (1268–1275), Иоанн Векк (1275–1282). Иногда патриархи обнаруживали особое дерзновение в своих ходатайствах перед императорами. Историк Георгий Пахимер рассказывает такой факт патриаршего печалования. В царствование императора Иоанна Ватаци (1222–1254) был заподозрен в стремлении к царской власти его родственник, Михаил Палеолог. Царь, разгневавшись, приказал схватить его и заключить в тюрьму. Между тем, Михаил говорил всем, что он невинно содержится в оковах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

100 Императора Михаила VIII Палеолога (1259–1282); о нём См.: Talbot A.-M., Cutler A. Michael VIII Palaiologos//ODB. T. 2. P. 1367. 101 В 1274 г. император Михаил VIII Палеолог по политическим мотивам заключил Лионскую унию с папой Григорием X. Главными условиями унии были церковное подчинение Константинополя власти папы и принятие Filioque. Уния вызвала мощное противодействие всех слоёв населения, вплоть до родственников императора. Наиболее активные противники унии были репрессированы. Подробнее См. введение. 102 Патриарх Иоанн XI Векк (1275–1282), богослов и один из идеологов Лионской унии. Поставлен императором Михаилом после отказа патриарха Иосифа I (1266–1275, 1282–1283) принять унию; См.: Бармин А. В., Буганов Р. Б. Иоанн XI Векк//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 489–492. 103 Игра слов: τν κσμον κοσμας νπλησε. Слово «мир» (κσμος) означает «порядок», «украшение». 104 Συνλθεν τταγς Νουμην – пословица, встречающаяся у Диогена Лаэртия (ΙΧ, 114), со смыслом: «один другого хлеще». Согласно византийским справочникам («Эпитома» Диогениана и др.), изречение восходит к истории о фессалийце Аттаге и коринфянине Нумении, которые пользовались репутацией самых отъявленных негодяев и решили сдружиться на этой почве. См.: Paroemiae. Diogeniani. Centuria I. 96//Op. cit. Vol. 2. P. 16–17. 105 Галактион Галисиот – знаменитый исповедник времён Лионской унии, ослеплён императором Михаилом VIII Палеологом будто бы за распространение слухов о том, что император причащается опресноками. Об Исааке Гараре более ничего не известно. 107 Ганос (Γνος) – гора на фракийском побережье Мраморного моря близ одноименного городка (совр. Газикёй, Турция), где с X в. существовало сообщество монастырей во главе с протом. Значимый монашеский центр. Ганос сильно пострадал во время нашествий болгар в 1199 г. и латинян в 1203 г. С XIII века приходит в упадок; См.: Ганос//ПЭ. 2005. Т. 10. С. 412. 108 Гигес, или Гигей (Γγης) – царь Лидии (VII в. до Р. Х.), основатель династии Мермнадов. Платон в «Государстве» (кн. 2) приводит легенду о том, что простой пастух Гигес захватил власть с помощью случайно найденного им волшебного кольца, делавшего своего обладателя невидимым (Plato. Respublica 359d–360b).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Где же он был Пастырем и проповедовал? В летописях сказано, что в 1274 г. Митрополит Кирилл 3-й, прибыв из Киева на северо-восток России, поставил Серапиона, Архимандрита Киевского Печерского монастыря, в Епископа Владимиру и Нижнему-Новгороду; а в надписи достопамятных правил Собора, бывшего в 1274 г. 194 сказано, что Серапион был посвящён в Епископа Епископами, собравшимися на сей Собор во Владимир. Под 1275 г. летопись говорит уже о погребении Пастыря Серапиона во Владимирском храме Богоматери, и присовокупляет замечание: «бе учителен и силен в Божественном Писании» 195 . Посему можно принять за верное, что проповедник Преподобный Серапион есть Епископ Владимирский. Таким образом сведения о проповеднике Преподобном Серапионе заключаются в следующем: Прежде 1274 г. он был Архимандритом Св. Киево-Печерской Лавры, и вероятно был очевидцем страшного землетрясения 3-го Мая в 1230 г., памятного для Печерской обители, особенно потому, что оно было в празднование памяти Преподобного Феодосия (3 Мая), и, как замечает летопись, первый удар почувствовали во время Литургии, причём трапеза Лаврская поколебалась в основании, и кирпичи падали сверху на стол. В 1274 г. Серапион, известный по просвещению и строгой жизни, посвящён в Епископа, и присутствовал на знаменитом Соборе, которым много сделано было для управления и благочиния бедствовавшей Церкви Российской. В 1275 г. просвещённый Пастырь скончался. В надписи третьего слова он называется святым, но неизвестно, был ли когда-либо торжественно признан Церковью принадлежащим к лику Святых. Только четыре поучения Преподобного Серапиона мы нашли: но что это не многое из многого, то можно видеть из слов его в первом и во втором поучении: «многажды глаголах вам». Четвёртое слово Преподобного Серапиона особенно может служить указанием на образованность Пастыря Российской Церкви XIII века. В сем слове проповедник обличает слепых суеверов, убивавших волхвов и волшебниц по самым странным причинам. Обличение его исполнено ума и вполне согласно с духом Откровения. Читая сие обличение и обращаясь мыслью на Запад того века, видишь и изумляешься, какое расстояние отделяло тогда Запад от светлого Востока! Что делалось на Западе в XIII веке! На кострах горели волхвы по распоряжениям Епископов Запада! Благословен Господь Бог , благоволивший хранить свет Свой в Церкви Российской при посредстве светильников Своих! 5. Слово 1 преподобного отца нашего Серапиона

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Серапион, святитель, епископ Владимирский и Суздальский († 1275; память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых) Сведения о жизни и деятельности епископа Серапиона крайне скудны. В летописи имеются лишь два сообщения о нем. Под 1274 годом говорится: «Того же лета прииде ис Киева митрополит Кирил и приведе с собою архимандрита печерьскаго Серапиона, и постави его епископом Володимерю, Суждалю и Новугороду Нижнему» (Московский летописный свод конца XV в. – ПСРЛ, 1949, т. 25, с. 151). Под следующим 1275 годом в Московском летописном своде говорится: «В то же лето преставися епископ Володимерьски Серапион, бе же учителей зело в божественом писании, положен же бысть в церкви святыа Богородица во Владимери» (ПСРЛ, т. 25, с. 151). Митрополиту Евгению (Болховитинову , † 1837) удалось установить, что до доставления во Владимир Серапион игуменствовал с 1249 по 1274 годы в Киево-Печерском монастыре. В 1274 году хиротонисан во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского митрополитом Киевским Кириллом († 1281). Скончался 12 июня 1275 года, в глубокой старости. Гробница находится в Успенском кафедральном соборе города Владимира. В надписаниях его слов он называется «святым, преподобным и блаженным». В рукописных святцах епископ Серапион упоминается в числе святых. Епископ Серапион был поистине добрый пастырь, и хотя епископствовал на Владимирской кафедре всего один год, много пользы принес своим чадам. «Он принадлежал к числу тех пастырей Церкви, которые истинно радели о своей пастве, внимательно прислушиваясь к ее потребностям и стараясь врачевать ее раны». Несмотря на скупость летописной оценки «книжности» епископа Серапиона, в науке утвердилось мнение о принадлежности ему пяти поучений. Четыре из них надписаны именем Серапиона в одном из древнейших четьих сборников – «Златой чепи» XIV века из собрания ГБЛ Троице-Сергиевой лавры, 11. Пятое поучение известно пока в составе одного лишь Паисиевского сборника XV века (ГПБ, Кирилло-Белозерское собрание, 4/1081). В первом из названных слов Серапион призывает свою паству к покаянию, напоминая ей о грозных Божественных «наказаниях» – землетрясении и нашествии иноплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Contra Maximum Planudem (Allatius), 1275–1308. (Contra Manuelem Cretensem (id.), 1307–1406. De processione Spiritus S., fg. ex lib. 4–5 (Allatius, Combefis), 1405–20. De unione Ecclesiarum fg. (Allatius), 1419–22. De dissidio Ecclesiarum fg. (id.), 1421–24. Notitia Cave, 1275–76. GEORGIUS MONACHUS, Vide GEORGIUS HAMARTOLUS. GEORGIUS NICOMEDIENSIS, s. IX, 100. Orationes (Combefis monitum, 1333–4). 1–2. In Conceptionem Deiparæ, 1335–54; l353–76. 3 . In Conceptionem et nativitatem Deiparæ, 1375–1400. 4 . In Conceptionem Deiparæ, latine, 1399–1402. 5–6. In Præsentationem Deiparæ, 1401–20. 6–7. In Dæiparæ ingressum in templo, 1419–40: 1439–56. 8 . In S. Mariam assistentem cruci, 1457–90. 9 . In S. Mariam assistentem sepulcro, 1489–1504. 10 . In SS. Martyres Cosmam et Damianum, 1503–28. Idiomela .. 1 . In S. Deiparæ ingressum, 1527–8. 2. In S. Joannem Chrysostomum, 1227–8 (47, LXXXVII-XC, latine). 3 . In SS. Patres Nicænos, 1529–30. Leguien notitia, 1333–4. FH. notitia, 1327–32. GEORGIUS PACHYMERES, s. XIII-IV, 143–44. Historiarum, lib. 1–3. De Michaele Palæologo, lib. 1–6 (Possinus), 148, 443–996. Possini observationum lib. 1–3: 1 . Glossarium, 995–1084. 2 . Notæ, 1085–1150. 3 . Chronologicus, 1149–1216. De Andronico Palæologo, lib. 1–7 (Possinus), 144, 15–716. Possini præfatio, 9–14. – observationum lib. 1–3. 1 . Glossarium, 715–84. 2 . Noise, 785–834. 3 . Chronologicus, 833–916. Possini præfatio generalis, 143, 435–42. Indices in historiam, 144, 1401–26. Descriptio Augnsteonis (Banduri), 917–24. De processione Spiritus S. (Allatius), 923–30. Paraphrasis in opera Dionysii Areopagitæ (in editione Dionysii Corderiana), 3–4. Allatii notitia, 143, 407–22. GEORGIUS PHRANTZES, s. XV, 156. Chronicon majus, lib. 1–4 (Pontanus et Alterus, 637–1022. Chronicon minus, græce (M.), 1025–80. Maii et Franzii monita, 1023–4. Index analyticus in Chronicoh majus, 1079–98. Index græcitatis, 1099-ll02. Notitia FH., 631–8. GEORGIUS PISIDA , s. VII, 92. HISTORICA (ex editione Quercii et Bekkeri).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

(?) см.: Stiernon. 1980. Col. 973) М. Г. явился Христос, облеченный в сияющую одежду и окруженный ангелами, и повелел идти в К-поль и защищать там правую веру (Βος. 1927. Τ. 11. Σ. 614), которая тогда находилась под угрозой из-за попыток имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282) заключить унию с латинянами. Возможно, что этот призыв был связан не столько с противостоянием грядущей унии, сколько с восшествием на Патриарший престол прежнего галисийского игум. Иосифа I Галисиота и нестроениями, сопровождавшими т. н. арсенитскую схизму ( Georg. Pachym. Hist. IV 2; Stiernon. 1980. Col. 973). Марк, духовный отец М. Г., сначала отговаривал его от этого решения (впрочем, Житие сообщает, что М. Г. не рассказал ему о видении, побудившем его просить благословение выйти из мон-ря), но в конце концов по божественному внушению согласился отпустить подвижника в столицу (Βος. 1927. Τ. 11. Σ. 614-615). Вскоре после появления М. Г. в К-поле он стал известен благодаря своим духовным дарованиям; его поучения имели успех. Однако эта известность была не по душе смиренному монаху, и М. Г. предпочел удалиться в пустыню. На горе Св. Авксентия он нашел тесную пещерку, возле к-рой впоследствии выстроил небольшую каливу (Ibid. Σ. 615-616). Но и в этом пустынном месте М. Г. недолго оставался в покое: вскоре к нему, как к молитвеннику и заступнику, творившему различные чудеса, стали стекаться жители окрестных мест. Действительно, в 1275 г., после смещения патриарха Иосифа I и поставления «латиномудрствующего» патриарха Иоанна XI Векка ( Stiernon. 1980. Col. 973; ср.: Darrouz è s, Laurent. 1976. P. 105, 112), М. Г. вместе с Галактионом, своим сподвижником с горы Галисий, пришел в К-поль и появился при имп. дворе. Исповедники смело порицали императора за предательство правосл. веры и апостольских преданий. За это обличение М. Г. и Галактион были заключены в тюрьму, а затем отправлены в изгнание на о-в Скирос (в 1275 или 1276). Оттуда М. Г. с др. монахом, Игнатием, послали в Рим с целью представить папе упорных противников унии, чтобы он их или вразумил, или наказал ( Georg.

http://pravenc.ru/text/2562868.html

Римско-католическая церковь всегда пристально следила за Болгарской Церковью, надеясь при каждом удобном случае сманить ее к католицизму или вынудить ее к унии. После смерти Царя Иоанна Асеня II (†1241 г.) папа Иннокентий 21.III. 1245 г. послал Царю Коломану (Калиману) письмо, а также аналогичное послание Болгарской Церкви с призывом к созыву вселенского собора и с приглашением вступить в унию с Римско-католической церковью, но не получил ответа. В 1261 г. Никейский Император Михаил Палеолог отвоевал Константинополь от латинян и этим восстановил Византийскую империю. Опасаясь западной католической реакции на взятие Константинополя и чтобы отбить опасность крестового похода против Византийской империи, Император прибег к избитому византийскому коварству, которое, однако, на сей раз не сработало. He те уже были силы у Византии. Он предложил католической церкви заключить с ней унию. В 1274 г. на Лионском соборе была заключена Лионская уния, которая вызвала бурю возмущения у греков, недавно избавившихся от латинян. Вселенская Патриархия и греческий народ единодушно отказались принять унию. Император пытался насаждать ее террором. В 1272–74 гг. в Константинополь была послано болгарское посольство в связи с тревожными слухами о готовящейся унии. Болгарское духовенство решительно объявилось против унии. На Лионском соборе Император Михаил Палеолог настаивал на уничтожении Болгарской Церкви Велико Терновской Патриархии. Болгария ополчилась против этих притязаний и стала во главе борьбы православного мира против унии с Римско-католической церковью. Велико Терновский Патриарх Игнатий был назван тогда своими современниками «Столбом правоверия» (монах Аркадий, 1276 г.). В силу семейных отношений болгарская Царица Мария, племянница Михаила Палеолога, ненавидела своего дядю. Когда была заключена Лионская уния, Болгария находилась под фактическим управлением Царицы Марии, вместо ее больного мужа Царя Константина Тиха. Под влиянием решительной и энергичной Царицы Болгария и Болгарская Церковь объявились против унии, сделались оплотом православных и встали во главе вселенского Православия в борьбе против униатства. Святая Гора Афон тоже объявилась против унии. Осенью 1275 г. по подстрекательству Императора Михаила Палеолога каталанские латинские рыцари вместе с католическими священниками напали на Святую Гору. Вся Святая Гора была разорена. Погибли Карейские монахи, монахи Ватопедского монастыря и грузинского Иверского монастыря. Католики напали и на болгарский монастырь Зограф. Под стенами монастыря завязались богословские прения, и болгарские монахи категорически отказались принять унию. Главным оппонентом еретиков был игумен монастыря Фома. Взбешенные католики захватили Зографский монастырь. Болгарские монахи заперлись в башне монастыря. Еретики подожгли монастырь и башню, в которой сгорели за святое Православие 26 Зографских преподобномучеников во главе с игуменом Фомою (†10/26.X. 1275 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В связи с правом церковного суда над уголовными преступниками у патриархов было и право ходатайства перед императорами о смягчении участи виновных, иначе – право печалования. Это право служило для патриархов средством проведения в административно-судебную среду начал милости и сострадания и всецело основывалось на христианской любви к ближнему. При императоре Никифоре Вотаниате патриаршее право печалования за осужденных и ссыльных преступников было до известной степени регулировано специальным постановлением (1079 г.), в силу коего Константинопольский патриарх получал возможность три раза в год напоминать царю о подвергнутых наказанию по суду и просить о смягчении их участи или о полном освобождении. 60 Это троекратное в течение года обращение к царю не исключало ходатайств патриарха и в частных случаях в пользу того или иного осужденного. Патриархи высоко ценили право печалования и пользовались им в широкой степени, как, например, патриархи Иоанн Ксифилин (1064–1075), 61 Иосиф I (1268–1275), 62 Иоанн Векк (1275–1282). 63 Иногда патриархи обнаруживали особое дерзновение в своих ходатайствах перед императорами. Историк Георгий Пахимер рассказывает такой факт патриаршего печалования. В царствование императора Иоанна Ватаца (1222–1254) был заподозрен в стремлении к царской власти его родственник, Михаил Палеолог. Царь, разгневавшись, приказал схватить его и заключить в тюрьму. Между тем Михаил говорил всем, что он невинно содержится в оковах. Об этом узнал современный патриарх Мануил (1244–1255) и, воспользовавшись своим пребыванием в Лидии, где был и царь, стал ходатайствовать перед ним за узника и просил сжалиться над последним как над жертвой клеветы. «Если ты, царь, – говорил патриарх, – отпустишь его и не совсем чистым от подозрения, то все же он даст клятву относительно будущего времени, принимая на себя и опасность подвергнуться церковному наказанию; связанный этим, он не допустит в свое сердце не только самого дела, но и мысли об отложении, и как христианин, боясь суда Божия, останется верным присяге, данной тебе и твоему роду». Царь обещал удовлетворить просьбу патриарха, если Михаил под поручительством иерарха впредь будет твердо хранить данную царю присягу. Спустя некоторое время патриарх, готовясь совершить литургию в присутствии царя, когда уже стоял у престола, окруженный архиереями, послал к находившемуся в церкви императору одного священника с просьбой освободить Палеолога. Царь тотчас приказал дать Михаилу свободу и с удовольствием отправил его к патриарху. Патриарх и собор архиереев сначала предложили Михаилу обычные увещания, а затем подвергли его церковному наказанию. После этого Михаил возвратился к царю и, по словам историка, удостоился великого расположения. 64

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Митрополит Кирилл 2й, прибыв из Киева на северо-восток России, поставил Серапиона, Архимандрита Киевского Печерского монастыря, в Епископа Владимира и Нижнего Новгорода; а в надписи достопамятных правил Собора, бывшего в 1274 г. 3 , сказано, что Серапион был посвящен в Епископа Епископами, собравшимися на сей Собор во Владимир. Под 1275 г. летопись говорит уже о погребении Пастыря Серапиона во Владимирском храме Богоматери, и присовокупляет замечание: “бе учителен и силен в Божественном Писании” 4 . Посему можно принять за верное, что проповедник Преподобный Серапион есть Епископ Владимирский. Таким образом сведения о проповеднике Преподобном Серапионе заключаются в следующем: Прежде 1274 г. он был Архимандритом Св. Киево-Печерской Лавры, и вероятно был очевидцем страшного землетрясения 3го Мая в 1230 г., памятного для Печерской обители, особенно потому, что оно было в празднование памяти Преподобного Феодосия (3 Мая), и, как замечает летопись, первый удар почувствовали во время Литургии, причем трапеза Лаврская поколебалась в основании, и кирпичи падали сверху на стол. В 1274 г. Серапион, известный по просвещению и строгой жизни, посвящен в Епископа, и присутствовал на знаменитом Соборе, которым много сделано было для управления и благочиния бедствовавшей Церкви Российской. В 1275 г. просвещенный Пастырь скончался. В надписи третьего слова он называется святым, но неизвестно, был ли когда-либо торжественно признан Церковью принадлежащим к лику Святых. Только четыре поучения Преподобного Серапиона мы нашли: но что это малое из многого, то можно видеть из слов его в первом и во втором поучении: “многажды глаголах вам”. Четвертое слово Преподобного Серапиона особенно может служить указанием на образованность Пастыря Российской Церкви XIII века. В сем слове проповедник обличает слепых суеверов, убивавших волхвов и волшебниц по самым странным причинам. Обличение его исполнено ума и вполне согласно с духом Откровения. Читая сие обличение и обращаясь мыслию на Запад того века, видишь и изумляешься, какое расстояние отделяло тогда Запад от светлого Востока! Что делалось на Западе в XIII веке? На кострах горели волхвы по распоряжениям Епископов Запада! Благословен Господь Бог , благоволивший хранить свет Свой в Церкви Российской при посредстве светильников Своих! Слово 1 Преподобного отца нашего Серапиона Господи благослови 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010