В 1245 г. папа Иннокентий IV одобрил основание коллежа. Под давлением папы коллеж признал и генеральный капитул ордена цистерцианцев, но долгое время учебное заведение содержалось за счет средств, поступавших из К., поэтому доступ в него монахам из др. ветвей ордена был ограничен. С 1275 г. коллеж был инкорпорирован в Парижский ун-т, а в 1320 г., когда экономическое положение К. ухудшилось, передан на содержание всего ордена цистерцианцев. В 1262 г. община Сито, не посоветовавшись, как это было принято, с «первыми отцами», т. е. аббатами первых дочерних мон-рей Сито, избрала аббатом приора Иакова II ( 1265). Настоятель Понтиньи отказался признать это решение. Но поскольку в уставе цистерцианского ордена «Carta caritatis» не было предусмотрено к.-л. особых полномочий для «первых отцов», формальных оснований для отмены избрания не нашлось. На генеральном капитуле 1263 г. вместо ожидавшегося примирения Иаков II, аббат Сито, несмотря на протесты Филиппа, аббата К. (1262-1273), отказался принять в дефиниторы (так назывались 5 советников при главе ордена цистерцианцев) кандидата от К. Аббат Сито действовал вопреки решению генерального капитула 1197 г.: глава ордена обязан назначить дефиниторами тех, кто угодны «первым отцам». Спустя неск. дней после капитула аббат Филипп был избран на епископскую кафедру Сен-Мало. Желая отказаться от епископского сана и подать жалобу на аббата Сито, он отправился в Рим к папе Урбану IV . Иаков II пригрозил Филиппу отлучением и потребовал вернуться в Сито. Тем не менее настоятелю К. удалось убедить папу, что поведение аббата Сито угрожало основам цистерцианского ордена. Чтобы исправить положение, папа отправил доверенных лиц - Николая, еп. Труа, Стефана, аббата Мармутье, и доминиканца Жоффруа из Больё, исповедника франц. кор. Людовика IX,- с визитацией в Сито. В результате было признано, что «первые отцы» обязательно должны участвовать в выборах аббата Сито, если же аббат Сито совершает проступок, то «первые отцы» имеют право наложить на него взыскание.

http://pravenc.ru/text/1841309.html

Вероятно, после 1261 г. в искусстве Византии и Италии сохранялась определенная синхронность. Традиционный для Византии облик М. М. как жены-мироносицы, в мафории, продолжал использоваться и в лат. искусстве: напр., в цикле Страстей Христовых на алтаре работы Дуччо для Сиенского собора (1308-1311, Музей собора, Сиена) М. М. изображена в красном мафории у подножия креста в сцене «Распятие» и среди 3 жен-мироносиц в сцене «Явление ангела». «Noli me tangere» (Не прикасайся ко Мне) - композиция, получившая широчайшее распространение в Страстных циклах эпохи готики (с нач. XIV в.), стала частью иконографического арсенала восточнохрист. искусства. Эта композиция часто встречается в поздневизант. или скорее в поствизант. период в тех регионах, к-рые тяготели к постоянным европ. контактам. Сначала в сцене сохраняется преемственность с традиционным для визант. искусства образом М. М. как мироносицы. Она изображена с покрытой головой на произведениях итал. мастеров 2-й пол. XIII и XIV вв., напр. на створках триптиха, написанного в Перудже (ок. 1275, Нац. галерея Умбрии, Перуджа) или на фресках работы Альтикьеро в капелле Сан-Джакомо в соборе св. Антония в Падуе (1376-1379). В росписи Успенской ц. мон-ря Грачаница (ок. 1320) эта композиция на юж. стене сопутствует сцене «Явление ангела женам-мироносицам» и занимает 1-й план - Христос изображен в мандорле, М. М. склоняется перед Ним в поясном поклоне. Как усеченная схема «Явление двум женам» этот сюжет вошел в роспись Успенской ц. на Волотовом поле (1363). Для московской иконописи 2-й пол. XVII-XVIII в. характерен облик М. М.- молодой жены, к-рая присутствует в момент Распятия рядом с Пресв. Богородицей (напр., на иконе мастера Григория Зиновьева, 1673, ГТГ),- в зеленом платье, красном плаще, на голове белый плат. В этом облачении она изображается и в традиц. сюжете «Явление Христа Марии Магдалине», к-рый на иконах письма мастеров, следовавших школе Оружейной палаты, соединяется с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам» (напр., в клейме ярославской иконы «Праздники со Страстями и мучениями апостолов», 1713, ГТГ).

http://pravenc.ru/text/Мария ...

Вследствие этого, при Асене II в состав болгарской патриархии, кроме архиепископии архидской, входили: 1) митрополия солунская с своими епископиями 2) все до одной фракийские митрополии константинопольского патриархата, начиная серрскою и кончая адрианопольскою, и 3) в нынешней Сербии кроме епархии браничевской была еще восстановленная после венгров в области заморавской, уничтоживших в ней все пять ее епископских кафедр, епархия белградская. После смерти Асеня началось быстрое сокращение владений болгарского государства. В непродолжительном времени была утрачена вся Македония по город Кюстендил и по местность Косова поля включительно, а владения во Фракии, то уменьшаясь, то увеличиваясь, почти никогда не переступали на юг границы, шедшей по Морице от верховьев до Адрианополя, а отсюда по прямой линии к Агатополю, по-турецки Ахтеболу, на Черном море, при чем Адрианополь почти постоянно оставался во власти греков, а Филиппополь и приморские города выше указанной черты постоянно переходили из одних рук в другие. Сообразно с этим сокращением южных границ государства сократилась и забалканская область болгарской патриархии (в указанной, переходившей из одних рук в другие, части Фракии были – митрополия Филиппопольская с своими епископиями, епископии митрополии адрианопольской и в позднейшее время – отделенные от этих митрополий архиепископии литицкая и созопольская). На западной границе от Сербии (от нынешней и от тогдашней) сначала, вероятно тотчас после смерти Асеня, мадьяры отняли область белградскую, потом сербский король Стефан Милутин (1275–1320) – обширный край, лежащий на запад от черты, проведенной с верхнего Стримона на верхний Тимок и от сего последнего до его впадения в Дунай (неизвестно, со включением или за исключением области нишской), и наконец сербский король Стефан Дечанский (1321–1336) – города Дубницу, Ихтиман и Самоково с их округами (и если не Милутин, то не позднее как он же – область нишскую). Выше мы указали архиерейские кафедры, существовавшие в предбалканской или собственно так называемой Болгарии, какие упоминаются в известных в настоящее время памятниках; очень может быть, что фи указали их не все и что в действительности число их было несколько значительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иоанн Захариа (Иоанн Актуарий) (ок. 1275 – ок. 1328 гг.) – византийский ученый, врач. Между 1310 и 1323 гг. отмечен титулом «актуарий», который в то время имел значение звания и имени. Иоанн Златоуст – см.: Иоанн Хрисостом. Иоанн Зонара – византийский чиновник на службе у василевса Алексея I Комнина (1081–1118 гг.), начальник императорской гвардии (великий друнгарий виглы), протоасикрит и хронист конца XI – первой трети XII вв. После смерти Алексея Комнина удалился в монастырь Агиа Гликерия (Св. Гликерии) на Принцевы острова в Мраморном море. Его сочинение представляет компилятивную всемирную хронику, которая начинается с сотворения мира и заканчивается 1118 г. В нем оригинален только раздел об Алексее Комнине, которого автор критиковал за стиль правления, опору на семейный клан в ущерб гражданской администрации. И. З. известен также жизнеописаниями святых, многочисленными комментариями к сочинениям Отцов Церкви, соборам, церковному праву. См.: историки Византии. Иоанн Итал – одна из интереснейших фигур в Византии второй половины XI в., философ родом из Лонгивардии (то есть Италии – отсюда прозвище), учился у Михаила Пселла , хотя и спорил с ним с первых уроков. После пострижения Михаила Пселла в монахи, занял его место в высшей школе и стал ипатом философов. Пользовался громкой славой в образованной среде, объяснял своим ученикам Платона, Прокла, Порфирия и в особенности Аристотеля, занимался риторикой, богословием, естественными науками и даже правом. Диалектик по роду своих философских занятий, И. И. попытался дать рациональное осмысление христианских догм, что вызвало вражду к нему мистически настроенных монашеских кругов. Из-за светских, по сути дела, языческих («эллинских») элементов своей философии, которую он попытался отделить от теологии, был обвинен Патриархом в ереси, подвергнут суду в 1082 г., а его учение предано анафеме. Никаких сведений о дальнейшей судьбе И. И. нет. Оставил после себя большое литературное наследство (93 названия). Иоанн Кантакузин – богатейший византийский магнат, узурпатор, затем василевс (1347–1355 гг.). Вынужденный отречься от власти, удалился в монастырь Манганы в Константинополе, затем – на гору Афон и принял имя Иосаф. Автор мемуарной хроники 1320–1356 гг., в которой он оправдывает и восхваляет самого себя. Умер в 1383 г. глубоким стариком, до конца дней сохранив политическое влияние. См.: историки Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Латинство при нем стушевалось. Но после смерти Немани папы успели снова, хотя и на короткое время, подчинить себе Сербскую Церковь . Преемником Немани был старший сын его, Стефан Первовенчанный (1195 – 1228 гг.), но младший сын его, Волкан, принявши католичество, при помощи венгерского короля, подручника папы, согнал его с престола, сделался сам великим князем и формально подчинил Сербскую Церковь папе. Это было при папе Иннокентии III в 1202 году. В 1207 году Стефан возвратил себе сербский престол и положил конец папской власти в Сербской Церкви. При Стефане Первовенчанном в Сербской Церкви учреждена была независимая архиепископия и установлен был более прочный порядок в церковном управлении. Первым архиепископом Сербским был другой младший сын Немани, святой Савва, долгое время подвизавшийся на Афоне и затем в 1219 году исходатайствовавший у греческого императора и константинопольского патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. До сего времени во всей Сербии была одна только епископия в Расе; теперь святой Савва открыл еще несколько епископий. Епископами он поставлял по преимуществу своих учеников, пришедших с ним с Афона, и поручал им устраивать церковное управление на основании канонических правил. В видах приготовления достойных пастырей Церкви и вообще для распространения духовного просвещения и поддержания чистоты христианской жизни, святой Савва основал несколько монастырей с порядком жизни монастырей афонских. Между прочим, им основаны были два кафедральных монастыря – Жичский, в котором находилась кафедра самого святого Саввы, и Ипекский Печский, сделавшийся кафедрой его преемников. После времен святого Саввы притязания пап на главенство в Сербской Церкви хотя не прекращались, но и не приводили к формальному ее подчинению Церкви Римской. Папские притязания поддерживали большей частью сами сербские государи по разным политическим расчетам, нередко уверявшие пап в своей преданности Римской Церкви и дававшие обещания, хотя и притворные, быть в подчинении ей. Так, например, тот же Стефан Первовенчанный, желая получить от папы королевский венец, давал ему такого рода уверения и обещания; впрочем, когда папа прислал этот венец со своим легатом, то короновал им Стефана его брат, архиепископ святой Савва, и о подчинении папе не было более речи. В начале XIV века сербский король Стефан Милутин (1275–1320 гг.) один раз отклонил предложение папы присоединиться к Римской Церкви, а в другой раз, желая быть принятым в число участников нового крестового похода, приготовлявшегося на Западе против Византийской империи, сам напрашивался на такое присоединение, от которого, однако, затем уклонился. Сам знаменитый сербский король Стефан Душан (1336–1355 гг.) два раза обращался к папе с заявлениями о своей готовности подчиниться ему, в расчетах на помощь папы в переговорах с венгерским королем, и оба раза уклонялся от исполнения своего намерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонтий Феотокит 1189 г., игумен монастыря св. Апостолов (§ 861). Досифей 1190 г. из патриархов иерусалимских, прежде был монах студийский (§ 862). Георгий II Ксифилин 1191 г, диакон и сосудохранитель великой церкви (§ 869 Lequien 1, 275). Иоанн X Каматер 1198 г. диакон и хартуларий (§ 877−879). Михаил IV Авториан 1206 г., диакон и сакелларий (§ 920. 921. 924). Феодор II Иреник 1213 г., диакон и хартофи лакс великой церкви (§ 925). Максим И-й 1216 г., игумен монастыря Неусыпающих и духовный отец императора (§ 930. 931). Мануи л I Сарантен 1217 г, диакон (§ 936). Герман II , 1222 г., диакон великой церкви, потом вступил в монастырь (Lequien. 1, 278). Мефодий II , 1240 г., игумен монастыря Иакинфова (§ 951. 952). Мануил II Харитопул 1244 г. придворный протопресвитер (§ 960). Арсений Авториан 1255 г., монах (§ 966. 967). Никифор II , 1260 г., из ефесских митрополитов (§ 973), прежде был придворный архидиакон девственник по жизни (Ephraem). Герман III , 1267 г. из адрианопольских епископов , прежде был монахом Черногорского монастыря на востоке (Parhym e res, Pala e olog. Lib. IV. с. 12). Иосиф И-й , 1267 г., игумен галасийский (Histor. Patriarch. § 997). Иоанн XI Векк , 1275 г., диакон и хартофилакс великой церкви (§ 1004. 1007). Григорий ИИ-й кипрский, 1283 г, из мирян, Пред посвящением в патриарха пострижен и прошел низшие степени церковные (§ 1015). Афанасий И-й 1289 г., монах из горы ганской (§ 1020). Иоанн XII созопольский, 1294 г., в мире Козьма , священник женатый; оставив жену, вступил в монастырь, был игуменом и духовником императора (§ 1025. 1029). Нифонт И-й , 1313, из митрополитов кизических (§ 1014), прежде был настоятелем лавры на Афоне (Ephraem.). Иоанн XIII Глика , 1316 г., из мирян, оставил жену и детей; жена его постриглась, и сам он хотел постричься, но удержан императором, по немощи (§ 1050). Герасим И-й , 1320 г., из иеромонахов манганского монастыря (§ 1054). Исаия , 1323 г., из монахов святогорских (§ 1061). Иоанн ХИ V Апрен , 1333 г., из пресвитеров придворных (§ 1065. Lequien. Or. C h r. 1, 297. 298).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Милутин (1275 – 1321 г.) был младший сын Стефана Уроша I и называл себя также Стефаном Урошем. Этот мужественный, воинственный государь в течение 20 лет почти постоянно вел войну то с греками, то с болгарами, то с персами и арабами, и большею частию был счастлив в войнах. Но счастливый в битвах, он испытал горе в семейном быту: его жена, дочь греческого императора Андроника старшего, развратная Симонида довела его своими клеветами до того, что он, поверив им, велел ослепить старшего сына своего Стефана и послал его в Константинополь под стражу. Кроме воинственности, Милутин замечателен был горячею любовию к православию, глубоким благочестием и нищелюбием. Горячую любовь к православию он высказал в борьбе с папою, который не раз предлагал ему принять унию, и, слыша от него решительный отказ, поднял против него немецкого императора, короля польского, венгерского и других. Благочестие свое Милутин выразил в построении многочисленных храмов и монастырей не только в Сербии, но и в Греции и Иерусалиме 153 . Нищелюбие его всегда было под кровом смирения: он по ночам снимал с себя царскую одежду и в простой, дырявой одежде, с закрытым лицем, в сопровождении двух или трех слуг, отыскивал бедных и наделял их кого деньгами, кого пищей, кого одеждой. По смерти своей (29 октября 1320 г.) в Породишльском дворце, он погребен был в байской обители. Чрез 2 года тело его было обретено нетленным и перенесено в Софийский, устроенный им, храм 154 . Причислена к лику святых и мать его Елена, построившая Речский монастырь и наделившая его угодьями: пред смертию (8 февраля 1306 г.) она постриглась в монашество и погребена в монастыре Градце 155 . Стефан Дечанский (1321 – 1336 г.) был сын Милутина. Почти вся жизнь его сложилась из различных бедствий. Когда ему было не более 10 лет от роду, отец его, чтобы отклонить Ногая, опустошавшего Болгарию, от вторжения в Сербию, послал его к Ногаю, как залог мирных к нему отношений, и Стефан пробыл там около 3 лет. По возвращении на родину он женился на дочери болгарского государя Смилице и получил во владение Зету.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Обратимся теперь к следующему периоду споров среди византийцев об исхождении Святого Духа, который начался после подписания (по политическим соображениям) под давлением императора Михаила Палеолога (1261–1282 гг.) Византийской Церковью Лионской унии в 1274 г. Обстоятельства этого события хорошо известны 1318 , и мы не будем здесь на них останавливаться. Серьезные богословские споры, связанные с подписанием, а потом отвержением Лионской унии, начались в Византии уже при новом императоре Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.) и новом патриархе Григории Кипрском , осудившем на соборе 1283 г. смещенного пролатинского патриарха Uoahha XI Векка (1275–1282 гг.), который из некогда противника унии перешел в ряды ее ярых защитников 1319 . Остроту событиям придает то, что Векк ссылался в своем изменившемся отношении к Filioque на сочинения Никифора Влеммида, которые его убедили, что при известной икономии (т. е. если не держаться буквы) можно вполне счесть латинское «и от Сына» близким по смыслу православному «через Сына». Иную точку зрения высказал патриарх Григорий Кипрский (1283–1289 гг.). Григорий Кипрский , как считает сегодня большинство ученых 1320 , тоже находился под влиянием Влеммида, по многим пунктам повторял его учение, хотя поначалу и избегал некоторых его выражений, которые могли смутить тех византийцев, которые стояли на жестких антилатинских позициях. Последние составляли еще одну партию, в которой наиболее заметной фигурой в ходе полемики был митрополит Ефесский Иоанн Хила. Предваряя публикацию отрывков из сочинений, отражающих спор между этими сторонами, скажем кратко о его истории и богословском содержании, но прежде об одном из главных богословов этого периода – Григории Кипрском . Григорий родился в 1241/1242 г. на занятом латинянами Кипре. Получив начальное образование на Кипре, Григорий долгое время скитался, пытаясь найти достойного учителя, и наконец обрел его в Константинополе в лице Георгия Акрополита, ученика Никифора Влеммида. Под началом Акрополита он получал широкое гуманитарное образование в течение семи лет (1267–1274 гг.). После этого он изучал богословие и вскоре сам стал преподавателем в патриаршей школе и ряде других учебных заведений, где занимался толкованием посланий ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Отличительной чертой всех скитских уставов является то, что богослужение, по их установлениям, может совершаться без участия священника. Оно в основном состоит из чтения молитв, Псалтыри и совершения поклонов. Для совершения служб суточного круга скитники пользовались общепринятыми богослужебными книгами, «только сокращая и применяя их к одиночному исполнению в келии» . Карейский устав стал образцовым для сербского скитского монашества за пределами Святой горы. Согласно этому уставу, монах, подвизающийся в келье, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и совершать особые поклоны в конце каждой службы. В течение пяти дней устав разрешал принимать пищу раз в день, притом в понедельник, среду и пятницу без масла и вина . Текст Карейского типика был выбит над входными воротами на стене Карейской кельи. В начале XIII века произошли крупные мировые события. 13 апреля 1204 года крестоносцами был взят Константинополь, и на территории бывшей Византии была образована Латинская империя. Византийский император и Вселенский Патриарх под давлением латинян покинули Константинополь и в Малой Азии образовали Никейскую империю. Одновременно на Балканах был образован Эпирский деспотат, в чей состав входила Охридская архиепископия. После завоевания Константинополя монастыри Афонской горы, объявленные принадлежностью римского престола и вверенные римским кардиналом Венедиктом надзору латинского Самарийско-Севастийского епископа, потерпели от последнего много жесткости и насилия. В Сербии в то же время была сложная политическая обстановка, вызванная борьбой между братьями святого Саввы за престол. Вследствие всех этих событий, но главным образом из-за давления латинян, святой Савва в 1206 году покинул Афон и, взяв с собой мощи своего отца , направился в Сербию. На родине он оставался целых восемь лет и возглавлял как игумен монастырь Студеницу, построенный его отцом. Для регулирования жизни в этом монастыре он написал Студеничский типик. Этот церковно-литургический памятник представлял собой частичную переработку Хиландарского устава и стал образцом общих типиконов для других сербских монастырей. В Сербии он также посвятил себя религиозно-нравственному воспитанию сербского народа и организационно-законодательной деятельности по урегулированию церковного быта. Вторым ктитором Хиландара был король Стефан Милутин (1275–1320), который построил новую величественную церковь на месте прежней. Но самым благоприятным периодом для сербской обители было время правления царя Стефана Душана (1331–1355), когда вся Святая гора входила в состав сербского царства. Сам царь прожил в Хиландаре около четырех месяцев, укрепил все владения монастыря хрисовулами и даровал ему многие земли в Македонии. Душан поднял Хиландар на самой высокий уровень за всю его средневековую историю.

http://pravoslavie.ru/41441.html

Петра, в продаже индульгенций и в раздаче иноземцам крупных англ. бенефициев. Воспользовавшись недовольством прелатов, король пытался привлечь их на свою сторону, задержав папских сборщиков церковных податей, отказавшись арестовать отлученных от Церкви лиц и запретив публикацию папских распоряжений, которые затрагивали права англ. короны. В ряде обращений к англ. духовенству (окт. 1307 - апр. 1308) К. указывал на ущемление Эдуардом II прав Церкви. Король также препятствовал папе Римскому делать назначения на церковные должности. Так, в 1307 г., во время избрания епископа Вустера, Эдуард II поддержал кандидатуру королевского казначея Уолтера Рейнолдса, объявив себя защитником прав и свобод католич. Церкви в Англии от посягательств Римской курии. После смерти архиеп. Р. Уинчелси (11 мая 1313) члены соборного приората в Кентербери избрали на архиепископскую кафедру Томаса Кобема, однако король не признал результаты выборов, проведенных, по его мнению, с нарушением процедуры. К. одобрил действия Эдуарда II и назначил на кафедру королевского ставленника У. Рейнолдса (архиепископ Кентербери в 1313-1327). Вмешательство папы Римского и короля вызвало недовольство англ. духовенства; К. обвиняли в симонии (считалось, что король подкупил понтифика, чтобы тот назначил угодного ему кандидата). В 1307 г. К. разрешил начать процесс канонизации Томаса, еп. Херефорда (1275-1282), к-рый незадолго до смерти был отлучен от Церкви Кентерберийским архиеп. Иоанном Пекамом (1279-1292). Опросив свидетелей, члены комиссии по канонизации пришли к выводу, что отлучение было аннулировано Папским престолом. Позднее, в 1320 г., папа Иоанн XXII причислил епископа к лику святых. Отношения К. с церковными иерархами Шотландии также ухудшились из-за поддержки, к-рую понтифик оказывал англ. королю, пытавшемуся подчинить Шотландское королевство. К. отлучил от Церкви Роберта Брюса (король Шотландии в 1306-1329) за совершённое в храме убийство Джона Комина (февр. 1306), однако отношение папы смягчилось после коронации Брюса (25 марта 1306), его успехов в войне с Англией и провозглашения парламентом в Сент-Андрусе независимости страны (16-17 марта 1309).

http://pravenc.ru/text/1841385.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010