Прошу вас впереди никогда так не писать мне, если хотите, чтоб я отвечал на ваши письма. Пишите ко мне и теперь так же, как писали бывало в Муром». —604— 1861 г. 17-го же ч. писал мне из Москвы ректор семинарии, о. Игнатий: «Узнав из верного источника о монаршей милости, сопричислившей вас к ордену св. Анны, поспешаю с приветствием. Не хочу откладывать приветствия до того времени, когда пришлют самый орден. Да подаст вам Господь Бог благоуспешность во всем. Да процветает более и более вверенная вам обитель духовного просвещения. Завтра в час назначен выход Высочайший в Успенский собор и Чудов монастырь. Говорить, что Государь пробудет здесь недолго, а Императрица довольно времени. Привезут и великого князя Сергия Александровича». 1273 18-го ч. писал я в Москву преосвященному Леониду: «Во исполнение вашего поручения, имею честь препроводить при сем вашему преосвященству икону Владимирской Б. Матери. Не знаю, понравится ли вам письмо: но я должен объяснить вашему преосвященству, что, если б у иконописца Малышева 1274 не оказалось заготовленной прежде, хотя и неотделанной окончательно, иконы, он не взялся бы, в настоящую пору, вновь писать икону: у него слишком много заказов! Цена иконе – 15 р. Что скажу вам нового о себе? Но у нас, в пустыне. какие новости? Иное дело – столица. Правда ли, что министром народного просвещения назначается ваш приятель – граф Путятин? 1275 Это было бы приятно: авось наша распущенная и гнилая литература сколько-ниб. поисправится. Граф вчера, на короткое время, был здесь и, как слышно, заходил к Александру Васильевичу 1276 : но я не видался еще с сим последним и не знаю, о чем у них была беседа Ваше преосвященство очень много обязали бы меня, —605— 1861 г. если бы написали мне что-либо о столичных слухах и толках. А мы начинаем уже наслаждаться красотами весенней природы; почти ежедневно выезжаю я туда и сюда для прогулки. При этом невольно и с грустью вспоминаю о Московской духоте и о вашем Саввинском подворье. Но, может быть, и у вас начинаются загородные экскурсы? – Или продолжаются еще несчастные ежедневные экскурсы по экзаменам? – Но вот и наши экзамены не за горами: как-то придется сдавать их! – Скажите, Бога ради, когда пожалуют к нам Высочайшие гости, и когда ожидать нам проезда владыки»?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дело унии было доведено до конца без препон на этот раз, и очень быстро, 28 июня, патриарх Герман читал в Лионе, за обедней, символ с Filioque; 6 июля, на четвертом заседании, сам папа в торжественной речи заявил, что греки сделали больше, чем ожидали от них, и свободно подчинились Римскому престолу независимо якобы от каких-либо политических условий. Это заслуга их императора. Прочли царскую и синодальную грамоты. Вслед за тем Акрополит присягнул от имени царя на верность латинскому исповеданию и папской верховной власти. Иерархи Герман и Феофан подписались под текстом присяги Акрополита. Уния была оформлена. Дипломатия папы Григория оказалась успешнее, чем все усилия и жертвы творцов и деятелей Латинской империи в Константинополе. Впрочем, почва была подготовлена предшественниками Григория, и уния вряд ли осуществилась бы, если бы не было страшного Карла Анжу. Григорий мог торжествовать: дисциплинарная и каноническая власть папы была признана греками, и они, как верные сыны, готовились идти на освобождение Св. Гроба. Дипломатический успех папы Григория и императора Михаила казался блестящим. Церкви объединены, и открыта возможность политического соглашения. Но это был успех правительств. Рознь народов, различие культур, вероисповедные и экономические факторы вековой борьбы латинского Запада с греческим Востоком не могли быть устранены актами Собора 1274 г. Притом договорившиеся стороны руководились различными целями: курии было нужно подчинение Греческой Церкви и помощь против неверных; для Палеолога всего важнее было устранить опасность со стороны латинян Италии и Западной Греции под знаменами Карла Анжуйского. По возвращении греческих послов из Лиона в Константинополе была отслужена торжественная литургия в присутствии царя и папского нунция. Читали Св. Писание по-гречески и по-латыни и поминали папу. Вскоре Векк был возведен на патриарший престол. Патриарх Иоанн Векк (1275–1282) по учености превосходил современников. Это была крупная личность. Конечно, не сочинения Влеммида изменили его убеждения в пользу унии, но те же соображения политического и культурного порядка, которые руководили и Михаилом Палеологом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

γιογεωργικν, τ liturgisches Buch mit Texten über den hl. Georg: AlexSem 277. γιγραφος der Heiligen Schrift: νμος AHG VI 96,203. δλτοι Palam II 259,12.– L. γιδοκος scheinheilig: ThStudEp 156,24. γιδουλος, Paröke auf kirchlichem Grund ? δωρε -ων MM V 15 (a.1228). γιοδχος einen Heiligen aufnehmend: θκη MirDem 89,6. τφος PhotBib 477b15. id. JoanMnem 238. id. EkklAl 4 (1884) 378 (s.X). id. Sym III 896B. γιζευκτος in Heiligkeit verbunden: ζεγος CarmChrist 103 v.l. γιοζμιον, τ Zwiebelsuppe (als Mönchsspeise): VCyrPhil 40,6. TypKosm 49,34.– KukBios V 37f., -ιν Kr. γιθυρα, τ Türen zum Altarraum: DarRech 560,30. γιοκατηγορα, Anklage der Heiligen: AASS Nov II 1,422A. γιοκατγορος Ankläger der Heiligen: PhotEp 288,159. A. Pusch, Chronikon Epitomon, Jena 1908, p.30,16. MunCounc 178,10; 182,17. TriantAn 50. SymHym p.23,267 (Nik. Steth.).– L. γιοκασται, ο Verbrenner des Heiligen (die Ikonoklasten): SynVet 149,3. VJoGoth 33. γικλητος heilig genannt: KanAthan 2,80. γιοκοιμημνος heilig entschlafen: πατρ MM VI 144 (ca.1089/90). γιοκομητος heilig entschlafen: βασιλες AZog V 17.76 (a.1142). MM IV 428 (a.1275). γιοκτονω Heilige töten: τος Χριστο ραστς AHG II 183,88. γιοκτνος Heilige tötend: AASS Oct VIII 141B (Pass. Andr. in Crisi). EustOp 172,71 γιοκωνσταντιντος mit der Darstellung des hl. Konstantin: γκλπιον TheochVermächt 489, 15.– Kr. γιομαχω gegen die Heiligen kämpfen: MunCounc 178,10; 182,18. γιομχος Heiliges bekämpfend: AASS Nov II 1,357A. γιομνσιον, τ Heiligenfest: Balsam I 1376A.– HL -ι. γιοονουφριακς zum Kloster des heiligen Onuphrios gehörend: μπλιον ALavra 154,9 (a.1395). γιοποιω heilig machen, heiligen: PhotMan 109A. ScholLuc 26,30.– L. γιοπολτης, Einwohner der heiligen Stadt (=Jerusalem): CosmGreg 347 tit. VStephSab 548F annot. ThStudEp 547 tit. MR I 425; III 449. EpiphHag 66,1. VCosm tit. Jerusalemer Ritus ? Dmit I 58 ες τν γιοπολτην ψλλονται τ στιχηρ το εαγγελισμο. 59 etc. Balsam II 1073D. κολουθα το . 1076A. Name eines Musiktraktats: CanVat 1864,1 (s.XII). Hagiop.– Duc, Bergotes, Follieri Initia V 1,251.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Некоторым подвижникам Бог по особому промышлению открывает дату смерти. Святой Григорий Синаит (1275 – 1347), перейдя в отдаленную келью, куда и раньше скрывался для молитвы, претерпел предсмертное искушение: три дня боролся с демонами, пока божественное вмешательство не освободило его; подозвав ученика, он сказал: скоро я оставлю этот мир и пойду к Богу, зовущему меня в горний Иерусалим»; лик его сиял радостью и сильно отличался от лиц обычных людей; вскоре он умер. Преподобный Иларион Великий в 80 лет «предузнал о своем отшествии к Богу» и написал завещание, однако и ему пришлось уговаривать себя не страшиться смерти: «Выйди, душа моя, что ты боишься! Выйди, что ты смущаешься!». Митрополиту Филарету Московскому явился отец со словами «береги девятнадцатое число», и святитель несколько месяцев в этот день бывал за литургией и причащался; кончина совершилась 19 ноября/2 декабря. Святой Иоанн Кронштадтский (1829 – 1908) в этот день утром причастился и скончался во время чтения канона на исход души. Поразительны обстоятельства преставления на 90м году преподобного Симеона (Желнина), иеросхимонаха Псково-Печерского монастыря: он тоже знал дату своего отшествия и сообщил ее наместнику, а тот выразил недовольство, что хоронить придется на Крещение, в праздник. «Ладно, – сказал о. Симеон, – ты наместник, пусть будет по-твоему» и скончался в сочельник; погребение состоялось через день после праздника. Святитель Серафим (Соболев ; 1881 – 1950) также за пять дней указал день своего исхода. Протоиерей Петр Сухоносов (1929 – 1999), замученный во время войны в Чечне, отпевая незадолго до похищения старушку-прихожанку, в надгробном слове заметил, какое счастье быть погребенным по-христиански, в то время как его косточки разнесут по полю вороны . Когда пришли из ГПУ забирать старца Оптинского Анатолия (Потапова), келейник упросил отсрочить арест на сутки, чтобы собрать вещи, а назавтра, когда чекисты явились, о. Анатолий, не такого уж преклонного возраста (1855 – 1922), ничем не болея, уже отошел ко Господу. Схимонах Симон (Кожухов; 1859 – 1928), в прошлом действительный статский советник, не имевший где главу подклонити после закрытия Зосимовой, а затем Ниловой пустыни, подрабатывал «апостольским занятием» – плетением сетей, пока милосердная смерть не избавила его от последних мирских попечений. Старец хорошо подготовился: написал завещание, в котором оговорил свои «самые нищенские» похороны, написал и разложил в конверты с адресами извещения о своей кончине: соборному протоиерею оставалось лишь проставить дату и опустить письма в почтовый ящик.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Между тем глава эта могла бы быть наполнена очень ценными сведениями. Иллюстрируем сказанное примерами. При кафедре велись (отчасти доселе сохранившиеся) ведомости о монашествующих при Киево-Софийском монастыре, причем о некоторых из этих лиц сообщались довольно обстоятельные биографические сведения. Так как означенный монастырь в рассматриваемое время имел важное значение и для многих монашествующих в нем был переходною ступенью к высшим почестям, то понятное дело, какую важность имеют означенные ведомости, из коих только и можно иногда почерпать биографические сведения о некоторых известных в истории лицах. Для образца приведем две выдержки из ведомости за 1763–1767 года, притом разнородного содержания. 1) «Иеромонах Иуст Левецкий. уроженец Киевский, мирское имя ему было (пробел). Обучался в Киевской академии по богословию, потом, обучась богословию три года, позван был 1756 года, марта 24 дня, в Смоленск на учительство, где будучи чрез год учителем фары, через три годы инфими, и грамматики через два года, между тем исправлял и должность проповедническую. А прибыв в Смоленск, по прошествии 6 месяцей, того же 1756 года, августа 26 д., в учительском Аврамиевском Смоленском монастыре пострижен в монахи архимандритом и ректором Варлаамом Ивонецким (пробел) в 1761 г. в иеродиакона, а 20 сентября 1761 в Киево-Софийском кафедральном монастыре на обещание прибыл; в ноябре того же года рукоположен в иеромонаха, и быв в Сечи, за испроше-нием милостыни на Киево-Кириловский монастырь, 1766 года октября 30 д. умре». 2) „Иеромонах Рафаил был шафарем архиерейским, потом консисторским писцом, потом ездил испрашивать на консисторию, и мая 19 д 1763 года отправлен он был в Сечь за испрошением милостины и оной испросил денгами 1275 руб. 73 коп., да червонцев 14, волов 7, коней 22, воску пудов 9, соли четверек 5, пояс персицкий златоглавный.... возвратился 12 августа 1765 года“. Укажем другое и для нашего автора еще более важное. За время, как раз исследуемое о. Шпачинским, екклесиархом в Киево-Софийском монастыре был иеромонах Савва, родом из Великороссии. Он начал вводить некоторые порядки при богослужении, неправившиеся монашествующим малороссам, которые обратились с жалобою по этому поводу к митрополиту Арсению Могилянскому, изобразив эти нововведенные Саввою порядки в 13 пунктах 3 . Началось дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

1978. Τ. 23. Σ. 207-232). Трактат является сокращенным изложением соч. «О Святой Троице» (CPG, N 5432), приписанного свт. Кириллу , архиеп. Александрийскому. Автором переработки ныне признаётся Никифор Влеммид (см.: ИАБ, 6. 224). Библиогр.: PLP, N 20325; ИАБ, 6. 430-434. Лит.: Hausherr I. La méthode d " oraison hésyhaste//OrChr. 1927. Vol. 9. N 2(36). P. 101-209; idem. Note sur l " inventeur de la méthode d " oraison hésyhaste//Ibid. 1930. Vol. 20. N 3(66). P. 179-182; Jugie M. Note sur le moine hésychaste Nicéphore et sa manière d " oraison//EO. 1936. Vol. 35. P. 409-412; Τατκης Β. Ν. Νικηφρος Μοναχς Ησυχαστς//Κληρονομα. 1969. Τ. 1. Σ. 325-336; Laurent V., Darrouz è s J. Dossier grec de l " union de Lyon (1237-1277). P., 1976. (ArchOC; 16); Darrouz è s J. La citation dans l " opuscule «De custodia cordis»// Sym é on le Nouveau Th é ologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques/Ed. J. Darrouzès. P., 1980. P. 193-196. (SC; 51bis); Stiernon D. Nicéphore l " hésychaste//DSAMDH. 1982. T. 11. Col. 198-203; Rigo A. Niceforo l " esicasta (XIII sec.): Alcune considerazioni sulla vita e sull " opera//Amore del Bello: Studi sulla Filocalia. Bose, 1991. P. 81-119; Sokologorsky I. La défense par Palamas du traité de Nicéphore «De la garde du coeur»//Istina. P., 1999. Vol. 44. N 4. P. 368-390; Bielawski M. Il cielo nel cuore: Invito al mondo esicasta di Niceforo il Solitario. R., 2002; Ψευτογκς Β. Στ. Νικηφρος Ιταλς Βος, Εργο, Θεολογικ πνευματικτητα//Κληρονομα. 2004. Τ. 36. Σ. 321-336; Toti M. La «tecnica» esicasta in Niceforo il Solitario e Gregorio Sinaita//Studi sull " Oriente Cristiano. R., 2012. Vol. 16. N 1. P. 57-70. А. Г. Дунаев Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в.

http://pravenc.ru/text/2565544.html

La VIe session du concile photien de 879-880: A propos de la mémoire liturgique, le 3 septembre, de l " empereur Constantin le Nouveau//AnBoll. 1967. T. 85. Fasc. 3/4. P. 336-337; Laurent V. Le cas de Photius dans l " apologétique du patriarche Jean XI Beccos (1275-1282) au lendemain du IIe concile de Lyon//EO. 1930. T. 29. N 160. P. 396-415; idem. Les actes du synode photien et Georges le Metochite//Ibid. 1938. T. 37. N 189/190. P. 100-106; Jugie M. Les actes du Synode photien de Sainte-Sophie (879-880)//Ibid. P. 89-99; Hofmann G. Lo stato presente della questione circa la riconciliazione di Fozio con la Chiesa Romana//Civiltà Cattolica. R., 1948. T. 99. N 3. P. 51-55; Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948; idem. The Patriarch Photius in the Light of Recent Research//Berichte zum XI. Intern. Byzantinisten-Kongress. Münch., 1958. Bd. 3/2. S. 1-56; Stiernon D. Constantinople IV. P., 1967; Огицкий Д. П. К-польские Соборы 869-870 и 879-880 гг. и церковная современность//ЖМП. 1969. 12. С. 62-66 (То же//ВРЗЕПЭ. 1969. 68. С. 218-227); Stephanou P. E. Deux conciles, deux ecclesiologies?: Les conciles de Constantinople en 869 et en 879//OCP. 1973. Vol. 39. N 2. P. 363-407; Meijer J. A Successful Council of Union: A Theol. Analysis of the Photian Synod of 879-880. Thessal., 1975; Peri V. Il concilio di Constantinopoli dell " 879-80 come problema filologico e storiografico//AHC. 1977. Bd. 9. S. 29-42; idem. Il ristabilimento dell " unione delle Chiese nell " 879-880: Il concilio di Santa Sofia nella storiografia moderna//Ibid. 1979. Bd. 11. P. 18-37; Van Bunnen A. Un centenaire oublié: le concile de Constantinople de 879-880//Contacts. P., 1981. T. 33. N 113. P. 6-40; N 115. P. 211-234; Boojamra J. L. The Photian Synod of 879-80 and the Papal Commonitorium (879)//ByzSt. 1982. Vol. 9. P. 1-23; Соменок Г., прот. Святой Патриарх Фотий и великий Софийский Собор 879-880 гг.//ТКДА. 1997. 1. С. 79-88; Dragas G. D. The 8th Ecumenical Council: Constantinople IV (879/880) and the Condemnation of the Filioque addition and Doctrine//GOTR.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Церковная администрация в сербском княжестве устроена по образцу сербо-австрийской. Высшая церковная власть принадлежит собору всех епархиальных архиереев, который под председательством митрополита собирается один раз в год, в сентябре. Каждый епископ заведывает своею епархиею. В каждой епархии есть консистория и протопресвитерства (благочиния) от 3 до 6. Для апелляций на решение консисторий при митрополите состоит Апелляториум 116 . Что касается до епархий, то в той части коренных сербских земель бывшего ппекского патриархата, которая остается, за исключением Боснии, Герцеговины, Черногории и нынешнего сербского княжества, существует 5 епархий, которые все носят название митрополий, именно: призренская, – состоящая из трех бывших епархий: ипвкской патриаршей, осповапной в 1219 г., призренскоии, основанной в 1290 г., и рашской, основанной в половине X века: митрополит её – раскопризренский, экзарх верхней Миссии; кафедра в Призрене: скопийская: митрополит её – экзарх нижней Миссии, – кюстенделийская: митрополит кюстенделийский и истибский, самоковская: митрополит-экзарх Болгарии, нишавская. Из них только призренская епархия– по национальности собственно сербская; прочия же представляют смесь болгар и сербов; притом большинство населения составляют болгары. В нынешнем сербском княжестве существуют 4 епархии: 1) белоградская с 1275 года: архиепископ белоградский, митрополит всей Сербии, живет в Белграде, 2) ужицкая: она, основанная в 1219 г. под именем моравской, вместе с шабацкою была присоединена к валевской, но по освобождении Сербии та и другая получила самостоятельность; епископская кафедра была сперва в Чачке, а ныне в Карагуевце, 3) ииабацкая, основанная в начале XVI века: кафедра в Шабаце, 4) шыочская, открытая в 1833 г.; кафедра была сперва в г. Заичаре, а с 1842 г. в Неготине, оттого эта епархия иначе называется неготинскою 117 . Вот имена некоторых белградских митрополитов: По упразднении ппекского патриархата белградским митрополитом был Иеремия. За ним следовали:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

1275 Лузин Н. Н. Письмо к Н. М. Малыгиной от 3.III.1908. Цит. по: Гальцева Р. А. Мысль как воля и представление//Образ человека XX века. М., 1988. С. 129. 1277 Догадки об этом присутствуют в дневниковых записях В. В. Бибихина, относящихся к 1970 годам: «А.Ф.[Лосев] высоко ставит искусствоведческий анализ иконы у Флоренского. Он считает первоклассными и полупроводниковые достижения Флоренского, разделяя, боюсь, распространенное заблуждение» (11.12.1975). – Бибихин В. В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев . М., 2004. С. 248. Ср.: там же, в записи от 26.11.1975 о естественнонаучных и научных заслугах Флоренского, «по компетентному мнению С. Хоружего, довольно раздутых». – Там же. С. 246. 1283 См. выше этюд «„Горю душой примкнуть к массонам…“: архимандрит Серапион (Машкин)» и блестящую статью: Гальцева Р. А. Мысль как воля и представление//Образ человека XX века. Указ. изд. С. 72–130. 1286 Белый А. Начало века. Указ. изд. С. 309. О Хёне-Вронском в связи с русской религиозной мыслью см. ниже этюд «Игумен из Пинска о польском мессианизме: Геннадий (Эйкалович) и Хёне-Вронский». 1289 Архив священника Павла Александровича Флоренского. Вып. 2. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 49. 1291 Флоренский П.А., свящ. Соч. В 4-х т. Т. 4. Письма с Дальнего Востока и Соловков. Указ. изд. С. 613. 1292 О том же по иному поводу: «…другие стараются около вопросов, мною уже проработанных, и мною одним, но вслепую и ощупью». – Там же. С. 404. 1295 Назовем наудачу несколько изданий: Вудхауз Е.[А]. Мир в ожидании. Пб., 1917; Пушкина В. Н. Скоро Спаситель придет. Пг., 1918; Джиараджазе С. Великий мировой учитель и проблема войны. Пг., 1917. 1296 Е. Иванова отрицает прямое участие Флоренского в этом братстве, но признает, что, по крайней мере однажды, он присутствовал на его заседании (Иванова Е. В. Флоренский и христианское братство борьбы//Вопросы философии. 1993, 9. С. 153–166; Иванова Е. В. Переписка с Андреем Белым// Павел Флоренский и символисты… Указ. изд. С. 446).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Преп. Серапион проводил подвижническую жизнь в Киевской Печерской обители. Время жизни его было самое горькое. Бедствия следовали одно за другим и всего тяжелее было порабощение Татарское. В 1230 г. мая 3-го сильное землетрясение привело всех в ужас. Для Печерской обители оно было тем поразительнее, что последовало в день памяти преп. Феодосия. Μ. Кирилл, в. князь, бояре, множество Богомольцев стояли за литургией в великой Печерской церкви, как величественный храм треснул в четырёх местах; в лаврской трапезе камни падали со свода на полы. Это землетрясение чувствовали и на севере, во Владимире. Мая 14-го было необыкновенное затмение солнца; осенью того же года озимь побита была морозом; затем два года свирепствовали голод и мор 164 . Наконец страшный Батый опустошил Россию и наложил на неё тяжкое иго подданства. Блаж. Серапион бедствиями времени обучался сокрушению о грехах и страхом Божиим отгонял от души приражения страстей. В одном из поучений своих писал он: «сколько раз видели мы солнце погибшее, луну померкшую, перемены в звёздах. Видели своими глазами и трясение земли. Земля, утверждённая и неподвижная, движется по повелению Божью, колеблется от грехов наших, не может носить беззаконий наших... Что потом было у нас? Не глад ли? Не мор ли несколько раз? Не частые ли войны? Однако мы не покаялись. И вот пришёл на нас, по попущению Божию, народ немилостивый, опустошил нашу землю, взял наши города, разорил святые церкви» 165 . За высокие добродетели свои блаж. Серапион был избран и посвящён в архимандрита Феодосиевой лавры. Затем м. Кирилл назначил его ещё для высшего сана. По летописи, в 1274 г. первосвятитель, прибыв из Киева на север, посвятил Серапиона, архимандрита Киевского Печерского монастыря, в епископа Владимиру и Нижнему-Новгороду 166 , а в надписи правил собора 1274 г. сказано, что Серапион посвящён в епископа архипастырями, собравшимися на сей собор во Владимир 167 . Впрочем, блаж. Серапион недолго управлял Владимирской паствой. И не дивно: тот, кто печальные события 1230 г. видел с таким духовным разумением, в 1274 г. был без сомнения уже глубоким старцем. Он скончался 12 июля 1275 г. и погребён во Владимирском Успенском соборе 168 . Уже по списку XIV в. в надписи 3 слова его называется он святым, в трёх других – преподобным, а в надписи 5 слова – блаженным. По ркп. святцам он поставлен в числе святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010