Сортировать по Исключить новости Святой Стефан Милютин, король Сербский, брат его Драгутин и мать их Елена 9 ноября, 2006. Редакция " Правмира " Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана — Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года. Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях. Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи. Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.

http://pravmir.ru/article_1444.html

Archive A Russian Church cleric concelebrates at the cathedral in the capital of Bulgaria 15 November 2021 year 15:31 On November 12, 2021, the Divine Liturgy was celebrated at the Cathedral of St. Nedelya (Kiriakia). On this day, the Serbian Orthodox Church commemorates the Holy King Stefan Milutin who has been especially venerated in Bulgaria and Serbia. Earlier, festivities marking the 700th anniversary of the demise of the saint were held in Bulgaria on October 28-30, 2021, according to the Revised Julian calendar. St. Stefan Uroš II Milutin ruled Serbia from 1275 to 1320. Nowadays, his holy relics lie in the Sofia cathedral church of St. Nedelya (Kiriakia), also called the Church of the Holy King. With the blessing of His Holiness Neophyte, Patriarch of Bulgaria and Metropolitan of Sofia, officiating at the divine service was Bishop Polikarp of Belogradchik in concelebration with iconom-stavrofor Nelu Oprea, representative  of the Romanian Orthodox Church in Bulgaria; hieromonk Mardarije, the abbot of the Poganovo Monastery of St. John the Theologian; Archimandrite Nicanoros, the abbot of the Ss Cosmas and Damian Monastery; Archimandrite Euthymios; Hieromonk Stephanos of the Troyan Monastery of the Dormition of the Theotokos; Archpriest Yevgeny Pavelchuk, secretary of the Representation of  the Patriarch of Moscow and All Russia in Sofia; iconom-stavrofor Nikolaj Georgiev, rector of St. Nedelya cathedral church; clerics of the cathedral and of the Sofia bishopric. Church hymns were chanted by the singers from churches in Sofia directed by Andrei Kasabov. DECR Communication Service /Patriarchia.ru Календарь ← 7 December 2023 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5862475...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Cmeфah Милютин Сербский, св. Описания иконы Стефан Милютин Сербский, св. - житие СВЯТОЙ СТЕФАН МИЛЮТИН, КОРОЛЬ СЕРБСКИЙ, БРАТ ЕГО ДРАГУТИН И МАТЬ ИХ ЕЛЕНА Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана - Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года. Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно забот[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2954

св. Фотий I (25 декабря 858 - 867 и 877-886) св. Стефан I (886-893) св. Антоний II (893-901) св. Николай I Мистик (901-907 и 911-925) св. Евфимий I (907-912) св. Стефан II (925-928) св.Трифон (928-931) Феофилакт (933-956) св. Полиэкт (956-970) Василий I (970-974) Антоний III (974-979) св. Николай II (979-991) вакантно 991-996 св. Сиссиний II (996-998) Серий II (999-1019) св Евстатий (1019-1025) Алексий Штудит (1025-1043) Михаил I Керуларий (1043-1058) (в изгнании) св. Константин III Лейхуд (1059-1063) Иоанн VIII (1064-1075) св. Косьма I (1075-1081) Евстрат (1081-1084) Николай III (1084-1111) Иоанн IX Агапет (1111-1134) св. Лев (1134-1143) Михаил II (1143-1146) Косьма II Аттик (1146-1147) Николай IV (1147-1151) Феодот II (1151/2-1153/4) Неофит I (1153/4) (избран но не рукоположен) Константин IV (1154-1157) Лука (1157-1169/70) Михаил III (1170-1178) Харитон (1178-1179) Феодосий I (1179-1183) Василий II (1183-1186) Никет II (1186-1189 Досифей (ферваль 1189 и 1189-1191) Леонтий (Октябрь 1189) Георгий II (1191-1198) Иоанн X (1198-1206) Михаил IV (1208-1214) Феодор II (1212-1216) Максим II (1216) Мануил I (1217-1222) Герман II (1222-1240) Мефодий II (1240) вакантно 1240-1244 Мануил II (1244-1254) Арсений (1254-1260 и 1261-1265) Никифор II (1260-1261) Герман III (1265-1266) св. Иосиф I (1266-1275 и 1282-1283) Иоанн XI Векк (1275-1282) Григорий II (1283-1289) св. Афанасий I (1289-1293 и 1303-1309) Иоанн XII Косьма (1294-1303) Нефон I (1310-1314) Иоанн XIII (1315-1319) Герасим I (1320-1321) Исаия (1323-1332) Иоанн XIV Апренос (1334-1347) Исидор I (1347-1350) Каллист I (1350-1353 и 1355-1363) Филотей Коккинос (1353-1354 и 1364-1376) Макарий (1376-1379 и 1390-1391) Нил (1380-1388) Антоний IV (1389-1390 и 1391-1397) Каллист II (1397) Матфей I (1397-1402 и 1403-1410) вакантно 1402-1403 св. Евфимий II (1410-1416) Иосиф II (1416-1439) Митрофан II (1440-1443) Григорий III Маммас (1443-1450) Афанасий II (1450) вакантно 1450-1454 св. Геннадий II Сколарис (1454-1456, 1462-1463 и 1464-1465)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-co...

Антоний III 974–979. Вдовство церкви 979–983. Св. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Св. Сергий II 999–1019. Св. Евстафий 1019 или 1020–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Беруларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Св. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084 Николай Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Св. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147 или 1148–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156 – 1169. Михаил III 1169 – 1177. Харатон 1177–1178. Феодосий I 1178 – 1183. Василий II Каматир 1183 – 1186. Никита II Мунтан 1186 –1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцов 7). Домифей втор. 1190 – 1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198 – 1206. Михаил IV Ставрион 1206 – 1212. Феодор II Ириник 1213 – 1215. Максим I 1215 – 1216 (6 месяц.). Мануил I 1217 – 1222. Герман II 1222 – 1240. Мефодий II 1240 – 1240 (3 месяца). Вдовство церкви 1240 – 1243. Мануил II 1243 – 1255. Арсений 1255 – 1260. Никифор 11 1260 – 1260. Арсений втор. 1261 – 1266. Герман III 1266 – 1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I втор. 1282 – 1283. Григорий II Кипрский 1283 – 1289. Афанасий I 1289 – 1293. Иоанн XII 1294 – 1303. Афанасий втор. 1303 – 1311. Вдовство церкви 1311 – 1313. Нифонт I 1313 – 1315. Иоанн XIII Глкис 1316 – 1319. Герасим 1 1320 – 1321. Вдовство церкви 1321 – 1323. Исаия 1323 – 1333. Иоанн XIV 1333 – 1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350 – 1354. Филофей 1354 – 1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1376. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395 или 1396. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидор II 1460–1465. Софроний 1 1465 1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон I 1470–1473 Дионисий I 1473–1478.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

После Кулина управляли Босниею Стефан, Матфей и Нинослав 226 . – Нинослав, называвшийся сиих Возпае, был ревностный богемил; оттого венгерский король Бела IV, по предложению папы Гонория III, отнял от него власть над Боснией» и отдал (1245 г.) ее жаркому приверженцу римско-католического исповедания венгерцу Котроыану, который стал называться Стефаном, а впоследствии (около 1254 г.) зятю своему, князю галицкому и воеводе Славонии, Ростиславу Михаиловичу, а Ростислав отдал (1262 г.) Боснию сыну своему Михаилу. За тем Босния переходила из рук в руки то к братьям венгерского короля Стефана Беле и Ладиславу III, то к матери их Елисавете (она называлась (Иисизза Возпае), то к сербскому королю Милутину (12751320), который получил ее в приданое за женою своею, дочерью венгерского короля Стефана V 227 . Но так как Милутин отказался от письменного предложения (1288 г.) папы Николая IV принять римско-католическую веру, – то Босния, по настоянию папы, была отнята от Милутина и передана во власть бребирскому графу Павлу Шубичу, католику, который и управлял ею около 13 лет (1292– 1305 г.). Милутин удержал за собою только часть Боснии, но сын Шубича, Младен, отнял (1318 г.) и эту часть, и еще при жизни отца назывался вторым боснийским банном. Но Младен был слишком жесток, – и потому Карл Роберт отнял (1322 г.) у него власть над Босниею, и отдал ее Стефану Котромановичу, внуку бывшего правителя Боснии Котромана 228 . По смерти (1353 г.) Стефана сделался баном племянник его Тврьтко (1354 – 1391 г.). Он при сербском короле Уроше V захватил в свои руки Травунию, Канавле, Драчевичу, Зету, завоевал часть Далмации и объявил себя королем Стефаном, с титулом: «Стефан Тврьтко, милостию Божиею краль Србаем, Босне и Примории». – Он думал было завладеть и всею Сербиею; но смерть прекратила его думы. Преемником его был родственник его Стефан Дабшпа Мирославичь (1391 – 1396 г.), носивший титул: «Стефан Дабиша, милостию Божиею краль Срьбьлем, Босна и Примориа». – Он признал верховную власть Венгрии и потерял далматския завоевания Тврьтко 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

С XVIII в. в составе полемических сборников украинско-белорус. происхождения «Повесть о Ксиропотамском монастыре» получила широкое распространение в старообрядческой традиции (старший список - сер. XVIII в. (РГБ. Егор. 673)). Подвиг зографских иноков (без указания их имен и количества) является частью масштабного описания попытки введения унии на Афоне. «Латиномудрствующий» император вместе с послушным ему патриархом начинает поход с Великой Лавры, где «прияша их кознию, еже сим избавишася от них лавряне». Амальфитанцев монастырь , Каракал и некий «Алимпиев» также признали унию. Иноки Иверского мон-ря, отказавшиеся признать унию, были утоплены, за исключением груз. части общины («иверов»), отправленной в Италию. Расправа продолжилась и в Протате, где были повешены иноки и прот, обличивший неправославие императора и патриарха. После Зографа униаты отправились в Ксиропотам, где напуганная братия присоединилась к унии. Во время богослужения, когда диакон помянул на ектении имя папы Римского, произошло землетрясение, обрушились стены храма, под руинами были погребены отступники (император и патриарх при этом не пострадали, но пришли в ужас от увиденного). Оставшиеся на Афоне католики после этого приняли Православие и стали иноками. События приурочены к осени 1275 (6784) г., и указана дата мучения З. п., однако историческая канва повести («тогда же посуху царьствоваху блъгаре и бе им царьствующий град Трьнов… в то время фрязи и царьствовавший Константин град содрьжаху») относится к значительно более раннему периоду. Версию, изложенную в «Повести о Ксиропотамском монастыре», можно датировать 20-ми гг. XIV в. (не позднее 1328). В конце текста содержится молитва о спасении «царя Андроника и иже от сынов сыны его, еже устроил православие и церковь исправи на первенец православия паки, и иже во Св. Горе пожжена и порушана - вся воздвиже и украси» ( Вишенский. 1955. С. 335). В этом отрывке речь может идти только об имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) и о периоде, вероятно, после смерти (1320) его старшего сына-соправителя Михаила IX (см.: Турилов А. А. Малоизвестный источник по истории идеи «Третьего Рима» у юж. славян (Повесть о Ксиропотамском мон-ре)//Римско-К-польское наследие на Руси: Идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 137-139).

http://pravenc.ru/text/Зографские ...

72. Евстафий 1019–1025 73. Алексей Студит 1025–1043 74. Михаил I Кирулларий 1043–1058 75. Константин III Лихуд 1059–1063 76. Иоанн VIII Ксифиллин 1064–1075 77. Косьма I Иерусалимит 1075–1081 78. Евстратий Гарида 1081–1084 79. Николай III Кирдиниат Грамматик 1084–1111 80. Иоанн IX Агапит 1111–1134 81. Лев Стиппиот 1134–1143 82. Михаил II Куркуас Оксеит 1143–1146 83. Косьма II Аттик 1146–1147 84. Николай IV Музалон 1147–1151 85. Феодот II 1151/2–1153/4 86. Неофит I Феодосий (?) 1153–1154, 1 месяц 87. Костантин IV Хлиарин 1154–1157 88. Лука Хрисоверг 1157–1169/70 89. Михаил III Анхиальский 1170–1178 90. Харитон Евгениот 1178–1179 91. Феодосии Ворадиот 1179–1183 92. Василий II Филакопул Каматир 1183–1186 93. Никита II Мунтан 1187–1189 94. Досифей Иерусалимский 1189 февр. 95. Леонтий Феотокит 1189 февр.–окт. 96. Досифей повторно 1189–1191 97. Георгий II Ксифиллин 1191–1198 98. Иоанн Х Каматир 1198–1206 99. Михаил IV Авториан 1208 ок.–1214 100. Феодор II Ириник 1214–1216 101. Максим II 1216 102. Мануил I Харитопул Сарантин ок. 1216/17–1222 103. Герман II 1222–1240 104. Мефодий II 1240 105. — вакансия 1240–ок. 1243/4 106. Мануил II 1243/4–1254 107. Арсений Авториан 1254–1260 108. Никифор II 1260–1261 109. Арсений Авториан повторно 1261–1265 110. Герман III 1265–1266 111. Иосиф I 1266–1275 112. Иоанн XI Векк 1275–1282 113. Иосиф I повторно 1282–1283 114. Григорий II Георгий Кипрский 1283–1289 115. Афанасий I 1289–1293 116. Иоанн XII Косьма 1294–1303 117. Афанасий I повторно 1303–1309 118. Нифонт I 1310–1314 119. Иоанн XIII Глика 1315–1319 120. Герасим I 1320–1321 121. Исайя 1323–1332 122. Иоанн XIV Калека 1334–1347 123. Исидор I 1347–1350 124. Каллист I 1350–1353 125. Филофей Коккин 1353–1354 126. Каллист I повторно 1355–1363 127. Филофей повторно 1364–1376 128. Макарий 1376/7–1379 129. Нил 1380–1388 130. Антоний IV 1389–1390 131. Макарий повторно 1390–1391 132. Антоний IV повторно 1391–1397 133. Каллист II Ксанфопул 1397 134. Матфей I 1397–1402 135. — вакансия 1402–1403 136. Матфей I повторно 1403–1410

http://sedmitza.ru/text/443829.html

Это так раздражило Драгутина, что он, с помощию своего тестя, начал войну против отца. Урош должен был бежать от сына в Драчь и там скончался (1272 г.), а Драгутин сделался королем, хотя ненадолго (1272– 1275 г.). Мать его, Елена, и сербский архиепископ Савва II расположили его отказаться от престола. Драгутин, уступив Милутину престол, жил до самой смерти своей в Среме, который вместе с Мачвою получил он от тестя в приданое за женою. Милутин, мудрый политик и храбрый воин, царствовал (1275– 1321 г.) счастливо и возвысил Сербию в политическом и нравственном отношении, хотя сам запятнал жизнь свою тем, что, по политическим рассчетам, он несколько раз вступал в брак, представлявший ему выгоды, и для того по разным причинам разводился с прежними женами 34 . Но этот нравственный недостаток впоследствии он искупил строгою, благочестивою жизнию и делами милосердия. Милутин счастливо воевал с греками, болгарами, татарами, венгерцами и другими народами, и значительно расширил пределы своего государства присоединением к нему завоеванных областей 35 . По смерти Милутина (1320 г.) на престол взошел сын его Стефан Урош III Дечанский, помимо старшего брата Константина Милутиновича и двоюродного брата Владислава Драгутиновича. Опять – семейная вражда. Но Владислав вскоре умер (1324 г.), а Константин был убит на сражении. Дечанский во все время своего царствования (1321 – 1336 г.) шел по следам отца своего, счастливыми войнами еще более расширил пределы Сербии 36 , и на отнятую у врагов добычу построил (1327 – 1335 г.) в Дечанах великолепный храм Вседержителя, от которого и получил прозвание Дечанского. Но, несмотря на заслуги его для государства, против него образовалась сильная партия, во главе которой стоял, сын его Душан Сильный. Дечанский, еще при жизни своей, венчал на царство и сына своего Душана и назвал его младшим королем. Когда же он женился, по смерти болгарской княжны, в другой раз на гречанке Марии, – то Душан, опасаясь, чтоб престол сербский не достался сыну её, возбудил бояр против отца, и они задушили (1336 г.) его 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

е. относиться к Богу, но с тем условием, что в Нем они совпадают с самой сущностью (Ibid. Col. 1281, 1284). В целом метод «пропорциональной трансумпции» у Г. П. представляет собой разновидность «аналогии», издавна применявшейся в христ. богословии. Кроме того, подобно блж. Августину и Боэцию, отличие богословия от остальных наук Г. П. видит также в том, что в нем не разум предшествует вере, но вера - разуму, поскольку в богословских исследованиях мы не «познавая веруем, а веруя познаем», т. е. вера без к.-л. рациональных оснований схватывает то, для познания чего человеческие размышления не могут быть достаточными (Com. in lib. De praed. trium person.//Ibid. Col. 1304). Впрочем, так же как и Боэций, Г. П. полагает, что к вере следует присоединять разумение, чтобы сначала авторитет веры соединить с разумом, а затем согласие разума сочетать с верой (Ibid. Col. 1310). Учение о Боге Г. П. дополняет и интерпретирует Боэция, скрыто полемизируя с блж. Августином и Абеляром. Бог, или божественность (divinitas, deitas),- это «простая и единственная сущность» (singularis et simplex essentia, οσα, редко substantia - Com. in lib. De Trinit.//Ibid. Col. 1268, 1269, 1275), или «само Бытие» (ipsum esse), к-рое не происходит от чего-то другого, но от к-рого проистекает бытие для всего остального (Ibid. Col. 1269). Как таковая, Божественная сущность есть чистая и истинная форма, лишенная к.-л. материи и движения, а потому первичная, абсолютно простая, несложная и единая (Ibid. Col. 1266, 1268, 1269). Именно поэтому Бог «есть то, что Он есть» (est id quod est), т. е. Его сущность тождественна Ему Самому, а также Его характерным свойствам, так что Бог есть сама божественность, сама премудрость, само могущество, сама справедливость, само величие и т. п. (Ibid. Col. 1269-1270, 1284; Com. in lib. Quomodo subst.//Ibid. Col. 1320). Качество и количество в Боге не суть то, чем они считаются, но суть сама единственная и простая сущность, свободная от всех привходящих свойств (Com. in lib. De Trinit.//Ibid.

http://pravenc.ru/text/164989.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010