Пастырь с овцами. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1275 г. Пастырь с овцами. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1275 г. Очевидно, образцом для художников, расписавших ок. 1275 г. градацкий храм, были росписи ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница (1208–1209): одинаковы пространственное расположение главных тем евангельского цикла и золотой фон фресок, имитирующий мозаику. Однако в стиле живописи Г. ни заказчица, ни работавшие для нее мастера не стремились к воспроизведению образцов нач. XIII в. Самый близкий аналог этих росписей —фрески ц. Св. Троицы в мон-ре Сопочани (ок. 1265). Впечатление более высокого уровня исполнения росписи в Сопочани по сравнению с Г., возможно, усилено плохой сохранностью последних. В целом же живопись Г. принадлежит к лучшим произведениям серб. и визант. искусства 2-й пол. XIII в. В ней появился ряд новых иконографических тем, обусловленных литургическим влиянием: в алтаре — композиция «Служба святых отцов», расположенная в 2 яруса, в конхе диаконника — «Христос во гробе», а в конхе жертвенника — оплакивающая Его Богородица — тема, связанная с Плачем Богородицы над Христом из повечерия Великой пятницы. В куполе, как обычно, были изображены пророки с развернутыми свитками в руках, в парусах — евангелисты, а на стенах наоса — сцены Великих праздников. Между ними на сев. стене — «Успение Богородицы», на южной — «Рождество Христово». Эти соотнесенные друг с другом композиции имеют достаточно редкое размещение — в люнетах под куполом. Обширная иконография «Рождество Христово» мн. деталями, связанными, напр., с сюжетом «Поклонение волхвов» и др., напоминает иконы или миниатюры XII в. и, несомненно, сформировалась под влиянием литургии (см.: Maguire H. The Art of Comparing in Byzantium//The Art Bulletin. N. Y., 1988. Vol. 70. P. 88–103). В зап. части наоса, где находится погребение кор. Елены, размещены: на зап. стене — «Распятие Христово», на ближайшей арке — Этимасия и херувимы.

http://pravenc.ru/text/590597.html

Так, митрополит Кирилл II на соборе 1274 г. в особом поучений наставлял пастырей учить свои паствы, в себе самом показывая им пример учительства: “Вас, — говорил Кирилл, поставил Бог пастырями и сторожами словесных овец своих, блюдите порученных вам людей, как научить их и представить непорочными на суд пред Богом, разумейте, как учить людей духовных.” Первый Московский митрополит св. Петр в своем окружном послании напоминает пастырям о важности их сана и необходимости выполнять обязанности и к себе и к пастве. “Будьте, дети, в дому Божьем, как маслина плодовитая… Упражняйтесь, дети, в чтении св. книг и в учении день и ночь.” Митрополит Алексей в своем окружном послании, прежде всего, указывает на свою обязанность учить. ”Дети, я должен вас учить и пасти порученную мне паству.” В другом послании (к пастырям Новгородской епархии) св. Алексей обязывает “иереев учить своих духовных детей страху Божию.” Митрополит Фотий и другие митрополиты рассылали грамоты духовенству с увещанием учить народ. Сознавая необходимость проповеди, пастыри действительно проповедовали. На это указывают свидетельства древних летописцев. Так многие из архиереев заслужили от летописцев похвалу, как пастыри-учители. Например, о Кирилле, еп. Владимирском, говорится в летописи: “Не отста Кирилл ничем же от прочих епископов, следуя нравам их и учению.” Говоря о смерти Кирилла, летописец прилагает к нему эпитет “учительный.” О Симеоне Тверском известно из летописи, что он “бяше учителен в книгах Божественного Писания.” То же говорится в летописи и о св. Серапионе, епископе Владимирском. Да и сам св. Серапион в своих поучениях свидетельствует о своих проповеднических трудах: “многажды глаголах вам,” и т.д. Таким образом, даже в суровое время монгольского нашествия на Руси не прерывалась традиция живой проповеди. Св. Серапион, епископ Владимирский (1274–1275 гг.) Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 1275 г. епископом Владимирским. На Владимирскую кафедру св. Серапион был поставлен по инициативе митрополита Кирилла II, высокообразованного иерарха, принимавшего участие в составлении “Летописца Даниила Галицкого” и жития бл. князя Александра Невского. И еп. Серапион, и митр. Кирилл II относятся к кругу тех деятелей XIII в., которые осуществляли связь духовных и культурных традиций Юго-Западной Руси с Русью Северо-восточной. Под 1275 г. летописи говорят уже о смерти святителя Серапиона; называя его “зело учительным и сильным в Божественном Писании.”

http://azbyka.ru/propovedi/istoriya-prop...

Вместе с тем, понимая, что продолжение униальной церковной политики и рецепирование Лионских решений может привести к бунту в столице, василевс решил сыграть на временных проволочках и мелких уступках, не отдавая Риму главного – независимости Восточной церкви. Лионская уния стала величайшей дипломатической победой Михаила VIII Палеолога, хотя его позиция прочно основывалась на той линии отношений с Римской церковью, которую проводили еще блистательные Ласкариды 350 . Зато Лионские соглашения стали крахом надежд Сицилийского короля. Дела Анжуйца шли далеко не так успешно, как бы ему хотелось. В октябре 1274 г. его войска потерпели урон в войне с Генуей, а положение в Пьемонте становилось совершенно плачевным. Осенью 1275 г. сенешаль сицилийца Филипп Лагонесс был разбит итальянцами и вынужденно отступил – после этого из владений Карла Анжуйского в Пьемонте остались только три изолированных небольших города. Кроме всего прочего, Карлу пришлось молча взирать на то, как византийцы, пользуясь тем, что папа запретил сицилийцам воевать с ними, деятельно принялись отвоевывать Албанию и Балканы от сербов, болгар и венгров. Византийский император прекрасно понимал, что без военных успехов его церковная политика обречена на поражение, а вместе с ней и он сам. Поэтому, едва его посланники вернулись из Лиона, Михаил VIII направил в Албанию свои войска, захватив город Берат и морской порт Бутринто. Весной 1275 г. византийская армия, состоявшая в основном из наемников-половцев, потерпела сокрушительное поражение при Навпатрасе от латинян, когда собиралась сокрушить Эпирского деспота. Зато через несколько дней византийские корабли под командованием Алексея Филантропесса у берегов Деметрии разгромили в упорной битве объединенный венецианский и ломбардийский флот. Эта победа открывала для византийцев Эгейское море, и взволнованные венецианцы поспешили заключить мирный договор с Константинополем сроком на 2 года. А в конце 1275 г. византийцы разбили в Пелопоннесе войска союзника Карла Анжуйского Гильома I де ла Роша – младшего брата герцога Афинского Жана I дела Роша (1263–1280), что позволило Константинополю укрепить свое влияние в Лаконии, на юго-востоке полуострова. В 1276 г. картина в точности повторилась: Михаил VIII Палеолог вновь направил армию в Центральную Грецию, где византийцы потерпели очередное поражение, но летом того же года их флот опять разгромил итальянцев 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1265-1275), св. Параскевы в Спилея-Диру (1-й слой, ок. 1265-1275) и во Влахернской ц. в Мезапосе (ок. 1265-1275), выдают художников, к-рые следуют новаторским тенденциям в искусстве митрополии. Более провинциальный характер виден в декоре церквей арх. Михаила в Полемитесе (1278, мастер Георгий Константиниан) и вмч. Георгия Победоносца в Каринии (1281), а также во фресках руинированного храма Успения Пресв. Богородицы в местности Коракис близ Мины, созданных одной местной мастерской в посл. четв. XIII в. Та же провинциальная тенденция проявляется во фресках многочисленных церквей, таких как св. Бессребреников в Кипуле (1265, мастера братья Николай и Феодор из Рецицы), свт. Николая Чудотворца в Глези (3-я четв. XIII в.), свт. Василия Великого в Калосе (кон. XIII в.), свт. Николая Чудотворца «стис Маруленас» («στης Μαρολαινας») в Мегали-Кастании (кон. XIII в.), вмч. Пантелеимона в Котрафи (ок. 1300) (при этом качество выполнения работ разное). Влияние искусства крестоносцев было ограничено, но заметно в росписях ряда храмов, напр. церквей ап. Петра в Глези (1262-1270), мц. Кириакии в Маратосе (ок. 1300), вмч. Георгия Победоносца в Мегали-Кастании (посл. четв. XIII в.). Новаторским является декор 2-го слоя фресок ц. великомучеников Феодоров в Кафьоне (1263-1270). Не исключено, что художник происходил из К-поля, как считал Драндакис, и прибыл на п-ов Мани с военным отрядом севастократора Константина, к-рый упоминается в ктиторской надписи храма вместе с имп. Михаилом VIII Палеологом, его супругой Феодорой и высокопоставленными в церковной иерархии донаторами. Этим может объясняться высокое качество фресок: выразительность в передаче объема, пластичность тел и живописность в моделировке ликов; эти же черты отмечены в 1-й фазе росписей митрополичьего собора вмч. Димитрия Солунского в Мистре. В XIV и 1-й пол. XV в. количество фресковых ансамблей уменьшается, они продолжают следовать традиционной схеме упрощенным, почти наивным способом: росписи церквей св. Таксиарха или св.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ († 22.05.1299), архиеп. Новгородский (1275/76-1299). К 1273 г. К. имел сан игумена, был духовником Новгородского архиеп. Далмата . Перед кончиной архиеп. Далмат († 21 окт. 1273) по просьбе «мужей старейших» (бояр) назвал 2 кандидатов на Новгородскую кафедру: К. и настоятеля Юрьева новгородского муж. мон-ря архим. Иоанна. Судя по тому, что К. в новгородской владычной летописи (отразилась в НПЛ старшего и младшего изводов) назван «Богом назнаменанным», он был избран по жребию (с некоторым нарушением сложившейся традиции: и ранее и впосл. выбор осуществлялся, как правило, из 3 кандидатов, определенных не архиепископом, а вечем). Архиеп. Далмат благословил своего преемника. После смерти архиеп. Далмата в том же году К. отправился для поставления в Киев. Хиротонию К. зимой 1275/76 г. возглавил св. митр. Кирилл II (вероятно, задержка была связана с отсутствием в Киеве митрополита, в то время подолгу пребывавшего в Сев.-Вост. Руси). В Новгород К. вернулся 2 авг. 1276 г. (о датировке см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 286-288; Щапов. 1978. С. 183-184), проведя несколько месяцев скорее всего при митрополите в Киеве. Поставление митр. Кириллом II Климента архиепископом в Новгород Великий. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85) Поставление митр. Кириллом II Климента архиепископом в Новгород Великий. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85) На время пребывания К. на Новгородской кафедре приходится борьба за великое княжение (и соответственно за княжение в Новгороде, как это установилось с сер. XIII в.) между сыновьями св. кн. Александра Ярославича Невского - св. кн. Димитрием Александровичем и Андреем Александровичем. Об участии К. в этих событиях источники, за единственным исключением, умалчивают. 6 (или 7) дек. 1280 г. в Переяславле (где была резиденция вел.

http://pravenc.ru/text/1841347.html

Талантливым проповедником XIII в. был Серапион – игумен Киево-Печерского монастыря, а с 1274 г. – епископ Владимирский (ум. в 1275 г.). Современники называли Серапиона «мужем зело учительным в божественном писании». Перу Серапиона принадлежит пять «слов»: первое было создано около 1230 г., после битвы на Калке, последние четыре – во Владимире в 1274 – 1275 гг. Серапион в нашествии иноплеменников видит карающий перст Божий, возмездие за грехи и призывает людей к покаянию, говорит даже о приближении скорого конца мира. Приход «языка немилостивого» Серапион изображает довольно образно и живо, прибегая к ритмической форме построения речи: «...приде на ны язык немилостив, попустивъшю Богу, и землю нашю пусту сътвориша и грады наши плениша, и церкъви святыя разориша, отъци и братию нашю избиша; матере наша и сестры наша в поругание быша». Во втором «слове» Серапион говорит о страшном гневе Божием и вспоминает прошлое в форме риторических вопросов: Не пленена ли бысть земля наша? Не взъяти ли быша гради наши?Не вскоре ли падоша отъци и братия наши трупием на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша в плен? Не порабощена ли быхом оставьте горькою си работою от иноплеменик ?» Бедствия, постигшие Русскую землю, изображены в третьем «слове». Четвертое и пятое «слова» Серапиона посвящены осуждению народных предрассудков и суеверий: они направлены против испытания «ведьм» водой и огнем и против откалывания из могил утопленников, которые, по народному поверью, вредили урожаю. В последних «словах» Серапиона пессимистический тон начинает постепенно исчезать, что свидетельствует об изменении настроения в русском обществе. Е. В. Петухов, исследуя творчество Серапиона Владимирского , отмечает простоту и непосредственность его поучений, отсутствие приемов книжного ораторства. Он относит Серапиона к категории тех писателей северо-восточной Руси XIII в., которые являются соединительным звеном между северо-востоком и Киевом, придерживаются традиций киевской школы, в частности поучений Феодосия Печерского и Климента Смолятича, но живут новой жизнью, черпая из нее материал для своих сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем, о патриархе Германе III (1267 г.) известно, что он, не смотря на непродолжительное свое управление византийской церковью, усердно пользовался правом печалования, часто являлся к императору Михаилу Палеологу с ходатайствами за обиженных и наказанных и успешно просил его о защите и снисхождении. По свидетельству историка Георгия Пахимера, неудача патриарха в пользовании правом печалования зависела уже от самого императора Михаила, который то неохотно соглашался с просьбой патриарха, то отлагал исполнение её до будущего времени, дабы не оскорбить патриарха отказом, а после сказать, что он не успел исполнить ходатайства и т. п. 24 . О преемнике Германа, патриархе Иосифе (1268–1275 г.), историк Г. Пахимер собщает, что он пользовался большим влиянием на императора Михаила Палеолога, который охотно и исполнял все его просьбы, связанные с правом печалования. Император каждый день тщательно наблюдал, чтобы немедленно исполнялось то, о чем просил его патриарх; по его ходатайству царь отворял тюрьмы, освобождал от оков многих заключенных, удостоивал помилования осужденных, возвращал в отечество изгнанных и простил тех, на кого гневался 25 . «Тысячи благословений неслись к виновнику всех этих благ и располагали к патриарху сердца народа. Не помнили константинопольцы, чтобы при каком-либо патриархе им было так хорошо, как при Иосифе. Все партии, существовавшие в Византии в данное время, истолковывали эти факты в благоприятном для себя смысле» 26 . Особое дерзновение в своих ходатайствах за осужденных и наказанных обнаруживал византийский патриарх Иоанн XI Векк (1275–1282 г.), известный своим глубоким умом, большой эрудицией в области богословия, замечательным даром слова, редкими административными способностями. После его вступления на престол, император Михаил Палеолог выразил готовность помогать патриарху, в чем будет нужда, надеясь и сам пользоваться его помощью. Кроме того, император сохранил за ним право печалования (παρρησα) за других и обещал исполнять по его ходатайству все, что не будет противно справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

107. 1263–1266 Война между Ахейским княжеством и Византией. Военные кампании Византии против Ахейского княжества называют началом «Греческой реконкисты», так как византийцы вели боевые действия за возвращение оккупированных территорий. В ходе войны обе стороны понесли большие потери. Между Ахейским княжеством и Византией было в конце концов заключено перемирие, 108. Ок. 1272–1280 Завоевание Эвбеи. Военные кампании Византии за возвращение Эвбеи. Кампании византийского военачальника Ликарио возвращают Эвбею и многие острова Эгейского моря для империи. 109. Ок.  1273–1275 Крупномасштабная военная кампания Византии против Иоанна I Дуки Фессалийского. Видя в Иоанне серьезную для себя опасность в случае нашествия короля Карла, Михаил Палеолог решил разделаться с Иоанном и начал вторжение в Фессалию. Византийская армия терпит поражение при Неопатрах, но флот одерживает крупную победу при Деметрии. 110. 1274–1275 Наступление Византии на владения анжуйцев в Албании. Военная кампания Византии за возвращение ранее утраченных территорий. Наступление Византии вытесняет анжуйские войска с большей части территории Албании, хотя неоднократные нападения на их последние две крепости – Диррахий и Валону – терпят неудачу. 111. 1279 Битва при Девине. Ивайло Болгарский напал на византийскую армию, посланную на помощь его сопернику за корону Ивану Acehю III. Византийцы были полностью разбиты при Девине. 112. 1280–1281 Осада Берата. Войска Анжуйского королевства Сицилии осадили византийский гарнизон города Берата, так как он был стратегически важной крепостью. Албания оставалась в значительной степени частью Византийской империи почти до середины XIV beka. 113. 1282 Осада Трапезунда грузинским царем Давидом I Имеретинским. Мало что известно об этом нападении, но оно, возможно, опиралось на поддержку трапезундской аристократии, которая выступала против сближения императора Иоанна II Трапезундского с византийским двором Палеологов в Константинополе. Хотя царю Давиду не удалось взять город, грузины оккупировали несколько провинций.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

Троицкий И. Е. Указ. соч. – С. 160. Одна современная исследовательница так характеризует смуты, вызванные данным расколом: “После разрыва Лионского соглашения, вызвавшего ненависть всех и этим обеднившего противоборствующих, вновь на политическую арену выступили сторонники свергнутого патриарха Арсения, долгое время пребывавшие в тени в общем потоке антилатинской борьбы. Сперва они выступали против удаления Арсения и вступления на патриарший престол Иосифа (1266–1275 и 1282–1283). Когда Иосиф снял отлучение с императора Михаила, приверженцы Арсения (арсениты) не хотели признать этого и избегали всякого общения с иосифитами. При следующем патриархе Иоанне XII Векке (1275–1282) церковные раздоры не прекратились. Арсениты продолжали волноваться, несмотря на смерть Арсения в 1273 г. Так как Иоанн Векк был сторонником унии, то вся ярость их обрушилась на него, и он отрекся от патриаршего престола. Андроник II возвратил на патриаршество престарелого Иосифа, но тот вскоре умер. Арсениты же считали, что он узурпировал патриарший престол и требовали его осуждения. Императору и новому патриарху Григорию II Кипрскому (1283–1289) пришлось в 1284 г. созывать специальный церковный собор в Андромиттии для примирения боровшихся группировок. Собор постановил сжечь полемические сочинения арсенитов и иосифитов, чтобы примирить эти противодействующие православные партии. Предпринятая попытка, хотя отчасти удовлетворившая интересы арсенитов (в столицу были перенесены останки Арсения), успеха не имела. При вступлении на патриарший престол в 1289 г. Афанасия I борьба арсенитов, иосифитов и григоритов, требовавших восстановления репутации своих кумиров, продолжала беспокоить Церковь , подрывая ее единство. Хотя Афанасий ничего не имел против самих патриархов Арсения, Иосифа и Григория, он возмущался поведением их сторонников, желавших, по его мнению, чтобы «битвы и беспорядки правили миром, ибо они совсем вытеснили Бога из своих сердец из-за дьявольской вздорности» (Аф. 34.27–30)”. – Лобова Л. Ю. Состояние византийской Церкви конца XIII – начала XIV в. в восприятии патриарха Афанасия/Античная древность и средние века. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 1997. – С. 39–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

μπελτζιν, τ kleiner Weinberg: APantel 2,19 (a.1033/34). ProdGed p.58, Nr.166. PK 540.542. MM IV 395 (a.1271, -τζα ed.). 424f. (a.1279).– Kr. μπλλω vergrößern, mehren, wachsen lassen: ScholNicTher 449,15. μπελοειδς wie ein Weinstock: ThStudCatP 25 (p.92). μπελοκπιον, τ Weingarten: EngPatm 50, 114. 274 (a.1073); 52, 67.107 β " (a.1089). μπελοκηποπεριβλιον, τ eingezäunter Weingarten: MM IV 428 (a.1275). μπελκηπος, Weinberg: Trinch 519 (a.1191).– HL. μπελοκλαδς, (falso pro -κλαδευτς ?) Winzer: PlanOv 14,649.– Vgl. -κλαδευτς HL, κλαδευτς LS. μπελοκλδιον, τ mit Weinrankenmuster verzierter Vorhang: MichAttDiat 99,1309.– (Kr [+ VII 409], HL -ι). μπελοκμος, Weinbergpfleger, Winzer: Manas 6480. GregAntRede 394,7. GregAntLet I 31. HexEpit 230,2.– Stam. μπελον, τ Weinberg: Trinch 23 (a.1029). 142 (a.1130). GuillCorp V App. I 28 (1093).– Car. μπελπακτον, τ Pachtgeld für Weinland: AIv 56,61.116 (a.1152). PetitNotre 36,18; 38,28 (a.1152). gepachtetes Weinland: ALavra 89,146–8 (a.1298). AXen 4,5 (a.1300); 5,4 (a.1300). AIv 70,316.387 (a.1301); 75,435.516 (a.1318). AEsph 14,187–189 (a.1318). μπελοπεριβλιον, τ Weinland und Garten: MM IV 100f. (a.1283). 131 (a.1283). AZog XIV 10 (a.1299). ALavra 97,34 (a.1304); 99,35 (a.1304). μπελοπερβολον, τ Weinland und Garten: AEsph 8,11 (ca.1300). AIv 70,63.74.89 (a.1301). AXer 18 D II 33 (ca.1315/20). AChil 40,230.346 (ca.1318).– Kr X HL. μπελοπολιον, τ kleiner Weinberg: TypKechar 150,39.– HL -ολλι. μπελοπολιον, τ kleiner Weinberg: TypKechar 150,39.– HL -ολλι. μπελς, Weinbauer: MonMam 277,4. μπελος, Weinberg: HalkChrys V 41 (p.350). Cusa 121 (a.1177). Trinch 493 (a.1283).– Car, . LS. μπελος, eine Birnbaumart:=βκχη ScholNicTher 513,12. eine Krankheit: Hippiatr II 250,6.– (LS, L, Kr); vgl. μπλι HL, Stam (?). μπελοτκος, Gebärerin des Weinstocks: ThStudPG 785B. μπελοτμος Weinstöcke beschneidend: NikMesBer 24,32.– LS, LSSup. μπελοτπιον, τ Weinbaugebiet, Weinland: AChil 2,22 (a.1193). AXer 10,16 (a.1275). AProd 22 (a.1278/9). AXen 4,11 (a.1300). -ι ADoch 10,51 (ca.1307). id. APant App. 57 (ca.1400).– Car.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010