Г. Флоровский, «Пути русского богословия», Париж, 1937. 767 См. очень впечатляющее описание космического порядка в житии св. Стефана Пермского, составленном Епифанием Премудрым. 768 См. гл. 10. 769 230, с. 148. 770 215, с. 222–225. 771 См. гл. 10. 772 102. II, 192. 773 236, стлб. 178 и Приложение 8. 774 249, 21. XII, стлб. 1635; ср. 197, с. 247. Ср, аналогичные ссылки на каноны, осуждающие цезарепапизм, в посланиях митрополита Фотия против избрания Григория Цамблака (1416): 236, стлб. 341–342. 775 Ср. глава 5. 776 Ср. «Акты, относящиеся к Западной России», I, 25, с. 36; 236, стлб. 329. 777 236, стлб. 307–310. 778 Намек на избрание митрополита Климента Смолятича (1147–1155 гг.). 779 236, стлб. 309–314. 780 Широко распространенное мнение, что Григорий Цамблак был племянником Киприана, убедительно опровергнуто (см. гл. 9, прим. 8). 781 В послании, адресованном русским епископам, духовенству и князьям, Фотий говорит, что с тех пор, как Русь крестилась при Владимире, митрополит на Руси был один и что такой порядок церковного управления сохранится до конца времен (236, стлб. 318, 326, 327). 782 236, стлб. 357–360. 783 102, II, 18. 784 Тогда в Литве опять появился особый митрополит — Герасим (1434–1435 гг.). 785 Об этом см., в частности: А. Я. Шпаков, «Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества», I, Киев, 1904, с. 43–48. 786 236, стлб. 525–536. 787 236, стлб. 563–566. Однако кафедры Галиикая и Пере–мышльская были изъяты из его юрисдикции. Папа Пий II в 1358 году передал их митрополиту Григорию Болгарину (ср. 242, с. 147). 788 236, стлб. 623. 789 236, стлб. 684, 689; ср. признание defacto нового положения вещей патриархом Иерусалимским Иоахимом, который в 1464 году просил митрополита Феодосия и «собор Церкви Великой России» посвятить его протосиггела Иосифа в митрополита Кесарии Филипповой. (236. стлб. 925–940). 790 236, стлб. 451, прим. 3, стлб. 683, прим. 2; ср. 210, VI, с. 40. Эта крайняя формула в отношении константинопольской юрисдикции была направлена против назначения патриархатом Спиридона Сатаны на кафедру митрополита Киевского. Спиридон не был признан ни в Москве, ни в Киеве, и умер в монашеском уединении, получив определенную известность в качестве ученого и агиографа. (См.: Шпаков, ук. соч., с. 229–244 и библиография). 791

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

d. Auferslehung Iesu von W. Brandt, Leipz. 1893. S. 490)... Также A. Harnack (D. Wesen d. Christentums, Leipz. 1902, S. 98): Gewiss, in der sicheren Hoffnung auf die Wiederkunft sah man über die „Ankunft in Niedrigkeit“ hinweg; aber (должен сознаться автор) dass man diese sichere Hoffnung zu lassen und festzuhalten vermochte, dass man trotz. Leiden und Tod in Ihm den verheißenen Messias erblickte und wie man Ihn als den gegenwärtigen Herrn und Heiland empfunden und ins Herz geschlossen hat – das ist das Erstaunliche! Они не могут постигнуть мистической связи веры в Воскресшего с участием в Его смерти. 1155 Утверждение священника П. Светлова (Значение креста в деле Христовом, стр. 441), что вознесение Христово, когда Христос стал невидим ( Деян.1:9 ), „было фактическим, видимым миру признанием победы Христа и Его прав на человечество со стороны Бога Отца“, лишено всячески смысла. – Напротив вполне верно в Душ. Чт. 1903 г. Апр. стр. 653: „Воскресение Господа, Его явления ученикам и вознесение на небо для первоапостольского веросознания были единым и нераздельным актом перехода тела Христова из состояния душевного в духовное... Здесь находят свои основания и такие явления в первохристианской письменности, как соединение в один день или, по крайней мере, неясное разграничение дня воскресения от вознесения и название воскресения вознесением“. 1157 Реферат, предложенный с сокращениями 19 августа 1902 года в заседании секции церковных древностей XII археологического съезда в г. Харькове. 1158 „Избранный во епископа, прошедши три реки, начертанные на полу мелом и означающие дар учительства, к которому он призван, останавливается над городом, также нарисованным и означающим его епископию; а на верху города подобным же образом начертывается орёл, означающий чистоту, православие и высоту богословия, что изображают и при сыне громовом Иоанне Богослове, ученике, девственник и наперснике (Христовом). Посему орёл имеет и сияние, как означающий богословие и благодать. Итак, ставши над городом, он произносит исповедание своё...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

168 Римско-католические писатели (напр. Бароний. См. annal. 325, n. 20), основываясь на свидетельстве историка V века Геласия (Ц.И., кн. II гл. 5), утверждают, что Осия Кордубский также был представителем римского епископа на первом вселенском соборе. Но свидетельство Геласия не достоверно. У более древних историков мы не находим этого сообщения. Геласий в данном, случае ссылается на Евсевия Кесарийского (о жизни Константина, кн. III, гл. 7). Но у Евсевия вовсе нет, упоминания о римском епископе. Историк же Созомен говорит, что представителями римского епископа на Никейском соборе были именно два пресвитера (Ц.И., kh.II гл. 7; ср. Феодор. Ц.И., кн. 1, гл. 7). 174 Деян., т. 1, 680; т. III, 114–117 и др. Католические писатели (например, Hefele. См. его соч. Conciliengesch. В. 1, 5. 24–38) утверждают, что папы в лице своих легатов и председательствовали на всех вселенских соборах. Но это исторически неверно. См. об этом: «Правда вселенской Церкви о римской и прочих патриарших кафедрах». С.-Петерб. 1871 г. и соч. Schulte-Stelling Concilium… Prag. 1871 г., s. 64–65. 196 Hefele. Conciliengesch., В. 1, s. 39; Барсов. Христ. Чт., 1869 г., ч. 2, стр. 811; Духовн. Вестн. за 1862 г., февр., стр. 234. 208 Или: «всё, что постановлено на святых соборах епископов, должно быть приписано божественной воле». Деян., т. I, стр. 178, 184. 214 Дух. Вестн. за 1862 г., февраль, стр. 234; Labb., t. VI, p. 1155, ср. Деян., т. I, 622, 727–826, 799, 780. 215 «Состояние нашего государства зависит от образа богопочтения и у них много общего и сродного, они поддерживают одно другое, и каждое из них возрастает, с успехами другого, так что истинное богопочтение светится правдивой деятельностью, а государство цветёт, когда соединяет в себе и то, и другое», – писал, например, Феодосий Младший к Кириллу александрийскому и областным епископам, приглашая их на вселенский собор (Деян., т. I, 477–478, ср. 88). «Опорой и основанием христианнейшего государственного управления, – говорит император Константин Погонат, – служит неуклонная и непоколебимая вера в Бога» (Деян., т. VI, 425).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

6. Сношения между Римом и Константинополем до латинского завоевания. – Несмотря однако на эту пропасть народной вражды между греками и латинянами, сношения между императорами и папами продолжались. Политические обстоятельства и расчеты заставляли тех и других искать союза и единения. Вскоре после первого крестового похода (1096), именно около 1112 г. Алексей Комнен, услышав, что папа Пасхалий II потерпел страшное унижение от императора Генриха V, отправил в Рим своих послов с предложением папе своих услуг и с изъявлением готовности отправиться в Рим или послать своего сына, для принятия из рук папы западной императорской короны и засвидетельствования своего подчинения апостольскому престолу. В ответ на это и папа также отправлял посольство к императору, состоявшее из 600 человек. Но переговоры кончались, конечно, ничем. Ко времени Алексея Комнена относится также публичный диспут или «прение», об исхождении Св. Духа, между Евстратием, архиепископом Никейским, и Хризоланом (Гроссоланом), архиеп. Миланским (между 1110 и 1113 гг.) 1146 . Прение происходило в Константинополе в присутствии самого императора. Второй подобный же диспут состоялся в эпоху второго крестового похода, при Иоанне Комнене, в 1146 г., между послом Лотаря II, Анзельмом, еп. Гавельбергским (теперь Брауншвейг), и Никитой, митрополитом Никомидийским, главой учрежденной Комненами ученой коллегии из 12 учителей 1147 . Диспут (состоявший из двух заседаний) происходил также в Константинополе в базилике, при церкви св. Софии. Около 1155 г. папа Адриан IV при посредстве Василия Ахридского, митрополита Фессалоникского, пытался было привлечь императора Мануила Комнена на свою сторону, но Мануил отправил посольство в Рим только чрез 11 лет (в 1166 г.), к папе Александру III, на которого шел в то время войной Фридрих I Барбаросса. Также, как и Алексей он предлагал папе свою помощь, изъявляя готовность «соединить свою церковь , как было в древности, с матерью всех церквей – римской» и взамен получить императорскую (западную) корону, которая и «по праву принадлежит ему, а не Фридриху немецкому».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Замечательные историографические и литературные памятники XI в., такие как мемуарные записки Михаила Пселла (1018 – после 1096/97 гг.) или монументальная хроника Иоанна Скилицы (после 1040 – после 1100 гг.) и ее Продолжателя (завершена после 1101 г.), также являются важнейшими источниками по истории руссковизантийских взаимоотношений этого времени. Своеобразным итогом развития классического периода византийской исторической мысли представляется историография эпохи Комнинов (династии византийских императоров, правивших с 1081 по 1185 г.) конца XI–XII в. Свидетельства очевидцев – историка Иоанна Киннама (после 1143 – начало XIII в.), мемуариста Евстафия Солунского (ок. 1115 – ок. 1196/97 гг.), писателя и ритора Никиты Хониата (ок. 1155–1217 гг.) – касаются истории Руси и ее места в сложной структуре международной политической жизни средневекового мира в самый канун монголо-татарского завоевания. Поздневизантийские «малые хроники», отдельные хронографические тексты, также содержат важные данные о древнеславянской и русской истории, в частности о расселении славян в Европе, о крещении Руси и т.п. Особое место среди византийских источников по отечественной истории занимают тексты других жанров – риторические сочинения, поэтические произведения исторического содержания, эпистолярные сочинения (послания, письма), памятники агиографии, специализированные трактаты (географические, воинские, обрядовые, юридические), а также акты – международные договоры, императорские хрисовулы, патриаршие постановления и послания, монастырские уставы и описи, судебные постановления. Все эти категории византийских источников содержат богатейшие материалы по отечественной истории. 58 Также важное место в круге источников по начальной русской истории занимают агиографические сочинения – жития святых, деяния мучеников и святителей, чья судьба в той или иной степени оказалась связанной с Северным Причерноморьем, Таврикой, Русью. Наряду с нарративными источниками, ценные материалы по истории Руси и русско-византийским связям содержат акты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   «Схолия на Бытие 2:27, напечатанная кардиналом Питра» («Spicilegium Solesmense», I, 284). «Отрывок на 3 кн. Царств», находящийся в одной рукописи в Эскуриале («Biblische Zeitschrift», 1903, I, 251). «Отрывки из толкований на книгу Иова» в катенах Никиты. Напечатана у Миня (P.G. 39, 1119.54). «Отрывки на толкование той же книги. в «Священных Параллелях» (P.G. 96, 141). «Отрывки на толкования псалмов» (P.G. 39, 1155 1616). «Отрывки на толкование книги Притч». Изданы в Патрологии Миня трудами кардинала Анджело Майи (Ibid. 1621.46). «Отрывки на Песнь песней» (в катенах). «Отрывки на Екклезиаст» (тоже). «Толкование на главы XL-LX, пророка Исаии». Их упоминает блаж. Иероним («De viris», 109). Сохранились только отрывки в «Свящ. Параллелях». «Толкование на прор. Осию». «Толкование на прор. Захарию». Их упоминает бл. Иероним, и оба эти толкования должны были быть написаны в 386 г. До последнего времени они считались утерянными безвозвратно, но открытие в 1942 г. в. Египте обнаружило комментарий на Захарию. «Отрывок на прор. Иеремию», изданный Ghisleri в Лионе в 1623 г. «Две схолии на прор. Даниила» («Biblische Studien», 1899, 4:2—3). На Новый Завет. «Толкование на ев. Матфея» (потеряно). «Толкование на ев. Иоанна». Это, точнее говоря, схолии, из коих очень немного сохранилось в разных катенах и в «Свящ. Параллелях». «Схолии на 1 посл. к Коринфянам» – сохранились только частично в латинском переводе бл. Иеронима. «Толкование на послание к Галатам», написанное до 387 г. «Краткие толкования на послание к Ефесянам». Оба эти комментария погибли. «Отрывки на толкование Деяний» опубликованы J. Wolf, «Anecdota graeca», Hamburg, 1724, t. IV. «Отрывок на толкование послания к Римлянам» (Cramer, «Catenae Graecorum Patrum», Oxford, 1844, t. IV). «Отрывок на толкование послания к Евреям» (Ibid.). «Отрывки на толкование послания второго к Коринфянам», напечатаны кардиналом А. Майи (P.G. 39, 1680—1732). «Толкования на соборные послания». Сохранилось лишь мало отрывков в греческом тексте и больше в латинском переводе. (Ibid., col. 1732—1818).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

п. – 9) Rupert, аббат Дейцский († 1155), автор многочисленных комментариев. 724 – 10) Hugues de Saint Victor, умерший в Париже в аббатстве св. Виктора в 1145 г., оставивший De scripturis et scriptoribus sacris praenotatiunculae и Annotationes elucidatoriae in Pentateuchum. – 11) Ланфранк (в 1005–1089), архиепископ кентерберийский, который имел учеником Анзельма, в аббатстве Бекском, и комментировал послания св. Павла. – 12) Анзельм Кентерберийский (1033–1109), замечательнейший муж своего века, преемник Ланфранка по его Беккской кафедре и архиепископскому трону. – 13) Бернард (1091–1153), писания которого представляют лишь свод мест св. Писания. 725 – 14) Gilbert de la Porree, епископ пуатьесский (в 1070–1154), истолкователь Апокалипсиса и Псалмов. – 15) Нопоге d’Autun, плодовитый писатель в XI и XII веке, составивший Elucidatio Psalterii. – 16) Петр de Blois (в 1130–1200), автор Compendium in Job. – 17) Петр Ломбард, епископ парижский († 1160) изъяснивший Псалмы, Евангелия и послания. – 18) Ричард де Сен Виктор, шотландец, ставший приором монастыря св. Виктора в Париже († в 1173), комментировал аллегорически Псалмы и составил изъяснение храма Иезекииля. – 19) Петр Коместор († 1178 или 1198), занимавший кафедру богословия в парижском Нотр-Дам, автор Scolastica historia super Vetus et Novum Testamentum cum additionibus atque incidentiis, 726 работы, которая была считаема в течение трех веков совершеннейшею в своем роде и получила название схоластики, 727 по причине употребления ее в школах, и т. п. Схоластические комментаторы Знаменитейшие схоластические учители изучали св. Писание, наравне с философией и богословием. 1) Альберт Великий, епископ регенсбургский (1205–1280), комментировал пророков и евангелистов. – 2) Александр Галес, неутомимый учитель († 1245), составил постиллы 728 на всю Библию. – 3) Антоний Падуанский (1195–1231), названный Григорием IX Ковчегом Завета, написал Exposition morale de la Bible и Cinq Livres de concordances morales sur la Bible. – 4) Бонавентура (1221–1274) изъяснил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

И учением он приносил большую пользу для нравов слушающих, но, будучи таковым по характеру, в собраниях для не знающих его он казался гордым 1155 .  17. Иоанн истолковывает Священное Писание. Епископ Флавиан, увидев благодать Святого Духа, которую он источал, просит его истолковывать для народа слова Писания для исправления и спасения души. Сам же он очень не хотел этого делать, избегая похвалы от людей, но, одновременно, зная о непослушании и имея в сердце приказания ангела, принудил самого себя делать это посредством записей. И по большей части его толкования читались в церкви тайно в присутствии епископа, клира и некоторых горожан, но часто их прочитывали и с амвона, и все, радуясь, уходили домой, исполненные Святого Духа. За трапезами и на площадях народ изъяснял друг другу эти его толкования: одни – запоминая наизусть, другие для памяти переписывали на хартиях, постоянно передавая друг другу. Многие из толкований он создал в Антиохии, прежде чем сделался епископом Константинопольским. Многие из них были сохранены в епископской резиденции в Константинополе, а также у наиболее ревностных мирян 1156 . Сначала епископ Флавиан побуждал его, взойдя на амвон, без подготовки, а не по записи давать толкования народу, но он, со своей стороны, не был доволен этим и просил снисхождения. Но тот весьма принуждал его. Теснимый своей совестью и имея в себе, благодаря чистоте сердца, силу Святого Духа, он впервые восходит на амвон и начинает речь перед множеством собравшихся и, прежде всего, перед епископом, начало которой такое: «Неужели истинно то, что случилось со мной» 1157 . Все, увидев что он не имеет в руках ни дощечки, ни книги, но беседует с ними без подготовки, весьма изумились, прославляя его многими рукоплесканиями и похвалами. Ибо они никогда не видели и не слышали, чтобы в их городе было что-либо подобное прежде него. Когда толпы народа узнавали, что Иоанн собирается проповедовать, все ревностно сбегались в церковь . Ремесленники приходили, оставляя свои дела, а облеченные властью быстро сбегались, презрев свои обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

521-541 541-544 544-548 548-551 551-561 НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси 561-566 566-574 574-576 НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 576-582 НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 582-584 НЕКТАРИЙ (1406 (?) - 1500), прп. Битольский (Афонский, Карейский) (пам. греч. 5 дек., пам. в РПЦ в Соборе Афонских преподобных) 584-585 НЕКТАРИЙ см. Иона и Нектарий (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович), преподобные, Казанские НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) 585-587 НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. Тверской(пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Тверской 587-589 НЕКТАРИЙ († после 8.09.1380?), прп. , Троицкий, Вестник (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) 589-592 592-593 НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель 593-596 596-597 597-598 598-602 602-603 603-604 604-605 605-607 НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН (XV-XVI вв.), преподобные Метеорские (пам. греч. 17 мая), основатели Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых в комплексе Метеорских монастырей 607-608 НЕКТАРИЙ КАЗОЛЬСКИЙ Нектарий Казольский (между 1155 и 1160 - 1235), итало-визант. писатель, полемист, дипломат 608-609 609-610 610-617 617-619 НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия)

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

1099-1105 Гражданская война среди сельджуков. 1102 Фатимиды наносят поражение крестоносцам при Рамлахе. 1109 Крестоносцы овладевают Триполи. 1115-1116 Крестоносцы оккупируют Трансиорданию. 1118 Смерть византийского императора Алексея I Комнина. 1119 Войска Атабега наносят поражение крестоносцам на " Кровавом поле " . 1122 Аббасидский халиф впервые за много лет собирает свою армию. В последнем набеге на Византию печенеги терпят поражение при Эски-Загре, половцы занимают их земли. 1124-1126 Война Византии с Венецией. 1127 Занги становится губернатором Мосула. 1128 Венгры вторгаются в земли Византии до Филиппополя, но отражены. 1136-1139 Иоанн II Комнин (1118-1143) в упорной борьбе отвоевывает у турок значительную часть потерянных в предыдущие два десятилетия земель в Анатолии, отвоевывает Киликийскую Армению, совершает походы в Северную Сирию, установив сюзеренитет над крестоносным княжеством Антиохией после осады города (1137-1138). 1138 Вероятный год рождения Саладина. 1144 Занги овладевает удерживавшейся крестоносцами Эдессой. 1146 Убийство Занги. Крупный поход византийцев против турок, окончившийся успехом, но не принесший результатов. 1147 Второй крестовый поход проходит через Константинополь. Крестовый поход германцев терпит поражение от сельджуков. 1147-1148 Роже II Сицилийский нападает на Эвбею и Коринф, захватывает Корфу, пока не изгнан. 1148 Второй крестовый поход терпит поражение под Дамаском. 1149-1152 Мануил I Комнин (1143-1180) подавляет восстание сербов и наносит поражение пришедшей им на помощь венгерской армии (1150), вплоть до вторжения в Венгрию. Возобновившаяся в 1155-1156 война снова оканчивается поражением венгров. 1152 Карательный поход византийцев против Киликийской Армении. 1153 Крестоносцы овладевают Аскалоном, последним опорным пунктом Фатимидов в Палестине. 1154 Нур-ал-Дин захватывает Дамаск. 1155-1158 Пытаясь вернуть потерянные Византией владения в Италии, византийцы наносят поражение сицилийским норманнам в битве при Андрии (1155). Несмотря на этот и другие успехи поход терпит неудачу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010