рукоположен с 02.03.1860 по 09.11.1866 епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии Пётр (Екатериновский), епископ бывший епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии с 09.11.1866 по 03.07.1867 на покое епископ Уфимский и Мензелинский с 04.04.1869 Дионисий (Хитров), епископ рукоположен с 09.02.1868 по 12.01.1870 епископ Якутский и Вилюйский; 08.09.1896 4 ноября 1869 года преобразована в самостоятельную епархию. Киевская 19 Киевская Имена Сведения Михаил I, митрополит, свт. управлял 30.09.992 Леонтий (Леон, Лев, Леонт), митрополит управлял 1007 (1008) Иоанн I, митрополит управлял с 1008 или с 1019 Киевская и всея Руси В 1299 году кафедра перенесена во Владимир-на-Клязьме и в 1325 году в Москву Имена Сведения Феопемпт, митрополит рукоположен с 1035 упоминается в 1038, 1039 Кирилл I, митрополит упоминается в 1050 (с 1039 по 1051, вероятно) неизвестно Иларион, митрополит, свт. рукоположен с 1051 до 1054 на покое; 1067 Ефрем, митрополит упоминается неизвестно (вероятно, после 04.11.1061) Георгий, митрополит управлял с 1062 (1067), упоминается в 1072, 1073 1079 (1077) Иоанн II, митрополит управлял до 1077 (1080) 31.08.1089 Иоанн III, митрополит возведён Ефрем, митрополит прп., бывший епископ Переяславский, возведён с 1092 по 1097 предположительно, был на Киевской кафедре или на него были возложены функции первосвятителя; 1098 Николай, митрополит упоминается с 1097 по 1102 отозван в Грецию; 1104 Никифор, I митрополит настолование с 18.12.1104 в Киеве с 06.12.1104 январь (апрель) 1121 Никита, митрополит настолование с 15.10.1122 19.05 (9.03).1126 Михаил II, митрополит рукоположен с 1129 (1127) по 1145 удалился в Грецию; 1145 Климент (Смолятич), митрополит поставлен, признан не во всех епархиях с 27.06.1147 по 20.03.1155 был изгнан из Киева; после 1164 Константин I, митрополит, блж. рукоположен (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях) в 1155 в Киеве с конца 1156 05.06.1159 Феодор, митрополит поставлен с августа 1161 22.08.1163 Иоанн IV, митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

II Тем с большею силою начала было развиваться и процветать жизнь иноческая в новом великом княжении Владимирском и других сопредельных областях, более спокойных и вообще при более благоприятных обстоятельствах. Прежде мы знали в пределах средней полосы России только четыре монастыря: Спасский в Муроме, Авраамиев в Ростове, Георгиевский во Владимире и Смядинский Борисоглебский близ Смоленска. Теперь в этих пределах возникают вновь более двадцати монастырей, преимущественно в городах княжения Владимиро-Суздальского. Еще Юрий Долгорукий, пока оставался суздальским князем (до 1155 г.), основал в четырех верстах от Суздаля на берегах реки Нерли Борисоглебский монастырь в местечке Кидекши, где было когда-то «становище» благоверных князей Бориса и Глеба, когда они странствовали в Киев, один из Ростова, другой из Мурома, почему и самый монастырь впоследствии назывался Кидекшацким или Кидекоцким . Древняя церковь этого монастыря, уже давно упраздненного, сохранилась доныне. Но истинное начало умножению монастырей в земле Суздальской положил сын Долгорукого Андрей Боголюбский — истинный основатель великого княжения Владимирского: он один, по свидетельству местного современного летописца, создал здесь «монастыри многи» , хотя, к сожалению, нам известны только два из них: Боголюбов и Покровский. Весьма замечательно обстоятельство, послужившее поводом к основанию монастыря Боголюбова. В 1155 г. Андрей Боголюбский, переселясь из волости своей Вышгорода на свою родину — в страну Суздальскую, взял с собой из Вышгородского женского монастыря чудотворный образ Богоматери, принесенный из Греции и, по преданию, писанный евангелистом Лукою. С этим образом князь прибыл во Владимир на Клязьме и встречен был всеми жителями с величайшей радостию. Потом, продолжая путь свой, отправился к Ростову. Но в десяти с половиною верстах от Владимира, вниз по течению реки Клязьмы, лошади, везшие киот с чудотворною иконою, остановились и не шли вперед. Другие лошади, запряженные по воле князя, также не могли двинуться с места.

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

Так, в 1051 г. был поставлен киевским митрополитом Иларион (1051–1055), автор «Слова о Законе и благодати», а в 1147 г., по указанию киевского князя Изяслава, – Климент Смолятич (1147–1155), что привело к внутрицерковному конфликту: поставление вызвало протест епископов, среди противников оказались новгородский архиепископ Нифонт и Мануил Смоленский. Судьба Климента оказалась тесно связанной с политической ситуацией вокруг Изяслава: он вынужден был покинуть Киев вместе с князем в 1149 г. Дважды Изяслав изгонял из Киева Юрия Долгорукого, и вместе с ним возвращался Климент. После смерти Изяслава митрополит Константин (1155–1159) проклял Климента, однако сыновья Изяслава сделали попытку вернуть Климента на престол. Еще одна попытка была предпринята Андреем Боголюбским. Он изгнал в 1156 г. Нестора, епископа Ростовского, за то, что тот «не велел мясо есть в Господские праздники, если придутся на среду или пятницу». Княжеский кандидат Федор (Феодорец) не был поставлен патриархом (о Федоре летописец говорит как о мучителе, немилостиво казнившем священников и горожан; возможно, это было связано с применением византийского уголовного права – Эклоги). После прибытия митрополита Константина на Русь Федора постигла жестокая расправа. 8. Разделение церквей Раскол в христианском мире не прошел незамеченным на Руси. Русские митрополиты-греки создали ряд антилатинских сочинений: митрополиту Георгию (1082–1075) приписывают «Стязание с латиною», Льву, митрополиту Переяславскому, принадлежит Послание к римлянам в форме диалога, где в числе латинских отступлений называются не только Filioque и опресноки, но также субботний пост и безбрачие священников. Митрополит Иоанн II (до 1077/8–1089) написал ок. 1088 г. полемическое послание папе Клименту III (1080–1100); митрополиту Никифору (1104–1121) принадлежит полемическое послание (во многом сходное с посланием Георгия). Однако, несмотря на усердие митрополитов, отношение к латинянам на Руси было благожелательным, браки в княжеской среде с латинянами продолжались, несмотря на запреты, a митрополит Иоанн в «Правилах» возмущается тем, что в Новгороде православные ходят к латинским попам, что он расценивает как «двоеверие».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В силу этого дискуссия о том, не происходил ли Клим из монастыря в местечке Заруб близ Смоленска или Киева, является беспочвенной. Равным образом и прозвище “Смолятич”, которое толковали как “происходящий из Смоленска”, по месту рождения или расположения монастыря, скорее следует понимать как отчество: “сын или внук Смоляты”. Год смерти Клима неизвестен; встречающиеся указания на 1164 г. не находят подтверждения в источниках. 14 . Константин I был рукоположен в киевские митрополиты осенью 1155 г. в Константинополе. Посвящение нового митрополита произошло по просьбе Юрия Долгорукого, захватившего Киев в марте 1155 г. 26 января 1156 г. на заседании патриаршего синода Константин выступил с речью о подношении евхаристической жертвы нераздельной Троице, которая была признана основополагающей по данному вопросу. Избрание кандидатуры столь опытного богослова, который, по его собственным словам, был знаком с Русью еще до своего поставления, свидетельствует об озабоченности в Константинополе возможностью раскола. Константин прибыл в Киев летом 1156 г. и немедленно приступил к борьбе с “ослушниками”, в которой он, впрочем, несколько переусердствовал. Клим и его покойный покровитель Изяслав были преданы анафеме, а все мероприятия Клима как митрополита, в том числе и совершенные им посвящения церковных иерархов, объявлены недействительными. Все епископы-сторонники Клима были смещены и, вероятно, даже подверглись изгнанию; все хиротонии Клима были аннулированы, только рукоположенные Климом диаконы были утверждены в своих должностях задним числом после письменного осуждения. По неизвестной причине зимой 1156/1157 г. был смещен и ростовский епископ Нестор, отнюдь не принадлежавший к приверженцам Клима, а на его место поставлен грек Леон. После того как в Киеве, ожидая прибытия Константина, 21 апреля 1156 г. скончался новгородский епископ Нифонт, избранному на его место Аркадию пришлось более двух лет дожидаться рукоположения, совершенного Константином лишь 10 августа 1158 г. Константину так и не удалось распространить свою юрисдикцию на всю древнерусскую территорию: его не признали во Владимире-Волынском, где нашел себе прибежище Клим, а, возможно, также и в Турове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КОЛЕНО XIV: Царь Димитрий I † 1155 Княжна Тамарь, за Шахом Ширванским КОЛЕНО XV: Царь Давыд III † 1155 Царь Георгий III † 1184. Женат на Гурандухте, дочери владетеля Осетинского Царевна Русудань старшая, за владетелем Хорасанским Царевна Русудань младшая, за Осетинским князем Джандероном (она была его 2-ю супругою) КОЛЕНО XVI: Царица Тамарь Великая † 1211, 1) за русским князем Юрием, племянником Великого Князя Андрея Боголюбского; 2) за Осетинским Князем Давыдом, сыном Князя Джандерона от 1-го брака и следственно пасынком тётки Тамари, Царевны Русудани младшей (см. выше.) – Некоторые грузинские летописцы показывают Джандерона внуком бежавшего в Осетию Князя Давыда, внука Царя Георгия I. Если их справедливы, то нынешние Князья Багратионы, Грузинские и Мухранские потомки в прямом мужском колене древних Багратидов: если же показания их ошибочны, в таком случаи род Багратидов пресёкся в 1184 году, с Царём Георгием III, и вышесказанные княжеские роды происходят от владетелей Осетинских. Мы не принимаем на себя решения этого вопроса КОЛЕНО XVII: Царь Георгий IV лаша † 1223, сын Царицы Тамари от второго брака ея с князем Давыдом. Царица Русудань, дочь Царицы Тамари от брака с князем Давыдом, и супруга Князя Могит-эль-Дина, сына Тугрул-Шаха, владетеля Арзерумского, из рода Сельджукидов КОЛЕНО XVIII: Царь Давыд V † 1269 Царь Нарин-Давыд IV; женат на дочери Греческого Императора Михаила дети Царицы Русудани и Князя Могит-эль-Дина Царевна Тамарь, за султаном Джелал-эль-дином КОЛЕНО XIX: Царевич Георгий Царь Димитрий II самопожертвователь 1289 Царь Вахтанг II † 1292 Константин I, Царь Имеретинский † 1327 Михаил, Царь Имеретинский † 1329, родоначальник царей Имеретинских, царствовавших в Имеретии до 1810 года, и родоначальник нынешних князей: Багратионов-Имеретинских и Багратионов-Давидовых КОЛЕНО XX: Царь Давыд VI Царь Вахтанг III Царевич Мануил Царевич Бабур Царевич Идигад Царь Георгий V блистательный КОЛЕНО XXI: Царь Георгий VI Царь Давыд VII † 1360 КОЛЕНО XXII: Царь Баграт V великий † 1395

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Георгий прибытие в Киев в 1062 г., упом. в 1072–1073 гг. Свт. Иоанн II до 1077/1078 г. – 1089. Иоанн III 1090 – 1091. Свт. Николай упом. в 1097–1101 гг. Никифор I прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 – 04.1121. Никита настолование 15.10.1122 – 9.03.1126. Михаил I 1130 –1145/1146. Климент Смолятич (признан не во всех епархиях). 27.07.1147 – 03.1159 (в 1155 – 12.1158 г. был изгнан из Киева). Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях). рукоположен в конце 1155 г., прибытие в Киев летом 1156 г.– 03.1159. Феодор 08.1160 – 1161/1162. Иоанн IV 1163–1166. Константин II упом. в 1167–1169 гг. Михаил II рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?). Никифор II упом. в 1183 – после 01.1198. Матфей о 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 –1233. 1236-? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г. – 1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., † 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.) Никита II поставлен в 1113–1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., 11189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру) упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) – 1198. Владимиро-волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., † 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 –1122. Симеон рукоположен в 1123 г. – 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? – до 1229. Василий, Никифор, Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Свдмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156–1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. – 1030/1031.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1993. P. 56-57). М. К. неск. лет готовил экспедицию в Италию, считая, что она должна была разрушить господство норманнов в юж. областях Апеннинского п-ова. Наконец, в 1155 г. М. К. воспользовался смертью кор. Рожера II и восшествием на престол Вильгельма I (февр. 1154) и отправил флот и войско на завоевание портов Апулии и Калабрии. Венеция к этому времени заключила мир с Вильгельмом и заняла позицию нейтралитета; в 1155 г. М. К. заключил союз с Генуей, также обладавшей сильным морским флотом (RegImp, N 1401, 1402). В Италии визант. полководцы добились ряда побед, их действия одобрила значительная часть местной феодальной знати, но М. К. не сумел поддерживать свои силы подкреплениями, и в мае 1156 г. визант. войско и флот стратигов Иоанна Дуки и Алексея Комнина были разгромлены норманнами при Бриндизи. После этого провала в 1158 г. византийцы эвакуировали из Италии остатки своих сил, сохранив за собой Анкону, и в том же году заключили мир с Сицилией, в основном лишь сохранив статус-кво (RegImp, N 1420). Балканское направление политики в последующие десятилетия сохраняло большое значение для М. К. Здесь визант. правительство было озабочено проблемами подчинения сербов и одновременно расширения влияния в Адриатике и нейтрализации угроз со стороны Венгрии. Правители Рашки неоднократно пытались выступать против Византии. В 1161 г. М. К. заменил великого жупана Петрослава Уроша, показавшего свою ненадежность, его братом Десой Вукановичем. Однако против Десы М. К. пришлось организовывать карательные походы в 1162, 1168 и 1172 гг. Наконец, спустя много лет М. К. добился от него признания своей вассальной зависимости от империи. После смерти венг. кор. Гезы II в 1162 г. М. К. получил возможность вмешиваться в дела королевства, поддерживая различных претендентов на трон. М. К. предполагал посадить на трон одного из братьев Гезы, Ласло II, но после его внезапной смерти в нач. 1163 г. поддержал сначала др. брата, Иштвана IV, женатого на племяннице М. К. Марии. В 1163 г. Иштван IV потерял престол, а королем стал сын Гезы Иштван III, заключивший союз с Германией.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

Канонически он был прав. Его поддерживал еп. смоленский Мануил, грек. Голосами шести русских епископов против трех (не согласен был также еп. полоцкий Косьма) митрополитом был избран Клим или Климент, смолятич, монах Зарубинского мон., схимник, человек книжный и «философ», пользовавшийся общим уважением. Он был поставлен в митрополиты, по предложению еп. черниговского Онуфрия, главою Св. Климента (делалась ссылка: «у греков ставят рукою крестителя Иоанна»). По свидетельству архиеп. Филарета, посвящение Климента во епископы могло совершиться возложением рук епископских. Но на возглавление русской Церкви требовалось тогда согласие Константинопольского патриарха. Ошибочно было заявление еп. Онуфрия. В 1025 г. к умиравшему парю Василию пришел Студийский игумен Алексий, принеся, ради больного, главу Иоанна Предтечи; царь тогда назначил его патриархом на место умершего патр. Евстафия. Климент старался примирить с собою протестовавших епископов. Особенно важно было для него признание законности со стороны Святителя Нифонта, пользовавшегося авторитетом и известного в качестве знатока канонов. После двухгодичных тщетных стараний прибегнуто было к силе. При содействии вел. князя, Св. Нифонт был привезен в Киев и заключен в Печерский монастырь. Еп. Мануил спасался тем, что укрывался. Патриарх Николай Музалон прислал одобрительную грамату Нифонту и, возведя его в архиепископы, принял в свою непосредственную власть. Но он же не присылал митрополита, ожидая просьбы из России. В 1149 г. Изяслав был согнан с престола своим дядей, Юрием Долгоруким. Вместе с князем должен был удалиться и Климент, законность которого не признавал Юрий. В продолжение 1150 г. Изяслав дважды сгонял Юрия и столько же раз возвращался митрополит. Возвратившись во второй раз, он оставался на кафедре в течение пяти лет до 1155 г., когда Юрий, после смерти Изяслава, окончательно занял княжение. Климент, занимавший кафедру с перерывами, с 1147 но 1155 г., окончательно потерял престол. Св. Нифонт возвращен был Юрием в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Свв. мучч. Адриана и Наталии , и иже с ними. Когда по повелению Максимиана, в Никомидии, после истязания 23 христиан записывали имена и ответы их, претороначальник Адриан велел вписать и свое имя. Его подвергли мукам с прочими, и, наконец, умертвили всех, перебив им голени. Жена св. Адриана, Наталия, укрепляла их на подвиг, служила им в темнице с другими благочестивыми женщинами; по смерти их, собрала останки их и отправила в Византию. Туда же вскоре удалилась и сама, когда один трибун предложил ей свою руку. Скончалась мирно при гробе своего мужа. Чет. Минея от Великой Чет. и иных. (Act. SS. sept. III. р. 209). Март. Р 8 сент. и 4 марта о Адриане и дружине его, 1 дек. о Наталии. Мес. В. Есть служба. Празднество Пречистой Деве Богородице, перенесения ради честной чудотворной Ее иконы из Владимира в Москву. В 1395 году, по случаю нашествия на Россию Тамерлана, в княжение Василия Дмитриевича при митрополите св. Киприане. Ее почитают за одну с вывезенной из Царьграда в Киев (1144–1155) гостем Пирогощей. Из Вышгорода она перенесена в Боголюбов Владимирский в 1155 г. Андреем Георгиевичем Боголюбским, а отсюда, впоследствии, во Владимир. Чет. Минея. (Сахаров: О русском иконописании. 2 кн. стр. 20). Служба та же, что 21 мая и 23 июня. 27 Преп. Пимена Великого . Египтянин, подвизавшийся в Ските; не вдалеке от Диолка. Преставился при Феодосии Младшем (в 5 веке). Чет. Минея от Патерика Египетского и алфавитного сокращенно. (Act. SS. aug. t. VI. р. 20. Cotel. eccl. gr. monum. I. р. 585–637). Март. Р. Мес. В. В службе канон Феофана. Преп. Пимена Палестинского. Из Галатии. Подвизался в пустыни, называемой Рува, в царствование Маврикия. Съеден зверями. Чет. Минея по Лимонарю (гл. 167). Св. Ливерия исповедника, папы Римского. Возведен на папский престол в 352 г. За правоверие терпел изгнание от ариан. Преставился 22 сент. 360 года. Чет. Минея. (Fabr. IX. 301). Мес. В. Св. Осии исповедника, епископа Кордувийского. Член первого Вселенского собора. Страдал аа правоверие при Констанции.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Предание повествует, что чудотворная икона Богоматери Владимирская – из числа икон, писанных евангелистом Лукой. Эта икона долгое время находилась в Царьграде и между 1149 и 1155 годами была привезена оттуда на одном корабле с иконой Богоматери, именуемой Пирогощей, в Киев к Великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Там она была недолго, потому что когда сын его Андрей Боголюбский переехал в 1155 г. из Киева в Суздальское княжение, то икону ту Богоматери увез с собой. Святая икона эта находилась во Владимире Суздальском до 1395 г. и получила название Владимирской чудотворной иконы Богоматери. В 1395 г., когда грозный завоеватель Азии свирепый Тамерлан, вступая в Россию и опустошая в ней огнем и мечом города и селения, шел к Москве, то Великий князь Василий Дмитриевич, зная о великих чудесах, бывших от Владимирской иконы Богоматери, повелел торжественно перенести ее из Владимира в Москву. Она была встречена всем духовенством и народом в Москве. С того времени чудотворная икона Богоматери Владимирская осталась в Москве и впоследствии была поставлена в Успенский (Синодальный) собор. Тогда же, повелением Великого князя Василия Дмитриевича, по благословению митрополита Московского Киприана, в память избавления России помощью и заступлением Богоматери от нашествия в 1395 г. Темир-Аксака, или Тамерлана, установлено было на вечные времена празднество ей в 26 день августа, а впоследствии назначены еще два дня в году: 21 мая и 23 июня. И в тот же день 26 августа, когда принесена была честная икона из Владимира в Москву, Тамерлан устрашен был видением во сне, почему, к удивлению всех, отступил от Москвы, «никимже гонимый». Видение же то было так: «Тамерлан дремал в своем шатре, и вот, точно наяву, видит, будто бы он находится при подошве горы. С вершины этой горы шло к нему множество мужей в блестящих одеждах, с жезлами в руках, а над ними узрел он Деву в лучезарном сиянии, в полном небесном блеске, окруженную несметными тьмами Ангелов с пламенными мечами. Обратив к нему свое грозное лицо, Она сказала ему: «Тамерлан! Оставь землю Русскую, выйди из нее вон, иначе Я накажу тебя». – В знамение Своей силы и Своего могущества по Ее мановению напали на него молниеобразные воины и начали поражать его своими пламенными мечами. В ужасе проснулся тот, кто никого в мире не боялся. Сам он не мог объяснить этого ужасного явления и потому созвал старейшин и спросил их, что значит это страшное видение. Ему отвечали, что виденная им во сне Дева должна быть Матерь Бога христианского – Заступница русских. «Итак, – сказал Тамерлан, – мы не одолеем их». Радостно было русским, когда они услышали о внезапном отступлении врага. В радости они взывали к Богоматери: «Не наши войска прогнали его, но сила Твоя, Мати Божия». Это было в 1395 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010