65 Блаж. Августин . De visitatione infirmorum, lib. II, cap. IV. Migne . Curs. Patrol. S. Lat., t. XL, col. 1154–1155. 66 Нельзя, однако, не заметить, что в древне-отеческой литературе и место из книги Деяний понимается, как основание частной исповеди; так нужно думать между прочим из следующих слов Василия В ., когда отвечая на вопрос: «желающий исповедовать грехи свои – всем ли и кому случится, или некоторым должен исповедовать»? – отвечает: «...исповедовать грехи необходимо пред теми, кому вверено домостроительство тайн Божиих. Так находим, что и древне кающееся делали сие пред святыми. Ибо в Евангелии написано, что Крестителю Иоанну исповедовали грехи свои (Мф. 3:6), и в Деяниях – апостолам, которыми и крещены была все ( Деян. 19:18 ). Василий В . Правила кратко изложенные. Migne . Curs. Patrol. S. Gr., t. XXXI, interrog. CCLXXXVIII col. 1284–1285; в русск. пер., Творений, т. V, Москва, 1847, стр. 360. 68 См. Смирнов Ф . Богослужение апостольского времени. Тр. Киев. Академии. 1873, 5, стр. 103–110. 69 См. наше изслед. «История чинопоследоватй крещения и муропомазания». Казань, 1884 г., стр. 397–399. 71 Steitz . Das römische Busssacrament, Frankf. 1854, s. 77–79; Суворов H . Объём дисциплинарного суда и юрисдикции в период вселенских соборов. Ярославль, 1884, стр. 39. 72 Филарет . Догмат. Богословие, т. II, Чернигову 1864. стр. 293–294; ср. Суворов Н ., цит. сочин., ibid. 75 Правосл. исповед. отв. 113. И так было искони, как дает понять вышепредставленное нами место из творений Василя Великого. 76 См. подробнее об этом у Смирнова Ф . Происхождение и литургический характер таинств. Киев, 1875, стр. 55 и 51–52; ср. преосв. Филарета Догмат. Богословие, т. II, Чернигов, 1864, стр. 195–296. 77 Упоминая в данном случае о прощении грехов чрез исповедь, Иоанн, конечно, представлял, что по благости Христа это прощение может совершаться только благодатью Св. Духа, дарованною апостолам, как иерархическим лицам в церкви. Ср. Б. И . «Об исповеди, как учреждении божественном, вопреки неправильному о ней учению». Руковод. для сельских пастырей. 1878, II, стр. 512.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Расположенные в этом регионе государства населяли в основном православные народы – болгары, румыны, греки, сербы, черногорцы, македонцы и т.д. Национальные Православные Церкви традиционно играли большую роль в жизни балканских стран, и Германский МИД в 19361944 годах постоянно пытался различными способами включить их в сферу влияния III рейха. Все десять лет этот фактор оказывал заметное влияние и на нацистскую политику в отношении Русской Православной Церкви. 1155 1941 год явился рубежом изменения германской политики по отношению к Русской Церкви в целом, что также проявилось и на Балканах. Внешнеполитические ведомства считали, что РПЦЗ является активным проводником чуждой русской националистической и монархической идеологии и к тому же тесно связана с врагом III рейха Сербским Патриархом Гавриилом. Еще более жесткую позицию по отношению к РПЦЗ занимали руководство НСДАП, Главное управление имперской безопасности и Рейхсминистерство занятых восточных территорий. После начала войны с СССР их линия полностью возобладала и проявилась открыто и ярко. Почти во всех директивах второй половины 1941 года о церковной политике на Востоке говорилось о категорическом недопущении священников из других стран на занятую территорию СССР. 1156 Автор отмечает, что Архиерейский Синод РПЦЗ с лета 1941 года, избегая проявлять свое одобрение политике III рейха, всячески старался использовать сложившуюся ситуацию для желаемого участия в церковном и национальном возрождении России. С этой целью он пошел на контакт с германскими ведомствами и относительно редко открыто критиковал те или иные их действия. Уже 26 июня, через четыре дня после начала войны и проведенного у митр. Анастасия немцами обыска, он послал в Рейхсминистерство церковных дел письмо с просьбой исходатайствовать ему разрешения на проезд в Берлин. Владыка хотел обсудить с германскими ведомствами вопрос об удовлетворении духовных нужд на занятых русских территориях и организации там церковной власти, но получил отказ. 1157 Подводя итоги, автор пишет, что важнейшие акценты политики III рейха в отношении Русской Православной Церкви заключались в планировании Рейхсминистерством церковных дел во второй половине 1930-х годов создания автокефальной Германской Православной Церкви и проведении унификации русских приходов; попытке после начала войны с СССР расколоть Русскую Православную Церковь на несколько враждующих течений и в то же время в пропагандистских целях использовать стихийное религиозное возрождение на занятых восточных территориях; намерении после окончания войны создать для народов Восточной Европы новую псевдорелигию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14) Гедеон Горбацкий , с 21 апреля 1769 г. Родом белорус, обучался в Риме в греческой коллегии. Скончался в 1784 г. Смоленская епархия Униатская епархия и кафедра в Смоленске основана в 1625 г., со занятии этого города поляками, Сигизмунд III отдал ее униатам in proemium sangvinis, paulo antem sparsae B. Iosaphat, Polocenss antistitis. 1151 Смоленская епархия имела титут архиепископии и обнимала Смоленскую, Северскую и Черниговскую области, так как они в то время соединены были в одну епархию в православно-русской церкви. Епископы ее именовались смоленскими и всего севера. 1) Первым смоленским архиепископом был Лев Кревза-Ревуский , посвященный в 1626 г. митрополитом Рутским из настоятелей Виленского монастыря. 1152 В 1633 г. король Владислав IV дал ему монастыри Пречистенский Браславский и Гродненский Борисоглебский, с имениями их, «где бы могл голову свою склонить», 1153 так как имения кафедры его в Смоленской области были совершенно опустошены и разорены во время войн Сигизмунда III с русскими. В 1634 году король утвердил в его управление монастыри и церкви в Смоленске и других воеводствах, в границах Смоленской архиепископии, «дабы едность святую с костелом римским во всей своей архиепископии помножать мог». 1154 В 1636 г. Кревза отказался от Гродненской архимандрии. 1155 Суша, в донесении Риму, похваляя его ревность, говорил, что в правление его не осталось в Смоленской епархии ни одного схизматика. 1156 2) По смерти его, в смоленские архиепископы посвящен в 1640 г. Андрей Кваснинский-Золотой . Прежде он был православным и пользовался расположением православного смоленского епископа Сергия, но потом принял унию и, при посвящении в епископа, дал присягу всех людей благочестивой христианской веры обратить к унии, а старую веру греческого благочестия искоренить без остатку. И действительно он отличался такой фанатической ревностью, что сжег православную церковь , которую выстроили себе в Смоленске тамошные православные. При занятии Смоленска русскими войсками (23 сентября 1654 г.) Кваснинский-Золотой выгнан был из города и удалился в Виленский монастырь, откуда митрополит Антоний Селлява перевел его в Пинскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ КАЗОЛЬСКИЙ [Греч. Νεκτριος] (между 1155 и 1160, Отранто, Апулия - 9.02.1235, Казоле, там же), итало-визант. писатель, полемист, дипломат. В миру носил имя Николай. В научной лит-ре известен также как Николай Гидрунтский (Идрунтский, Отрантский). Основные сведения о Н. К. можно почерпнуть из его собственных сочинений, посланий его друга митр. Керкирского Георгия Вардана и трудов его ученика нотария и поэта Иоанна Грассо . Н. К. был сыном чиновника Иоанна, занимавшегося рассмотрением прошений («эпи тон деесеон»), получил блестящее образование, свободно владел латынью, имел познания в иврите. В Отранто Н. К. занимался преподаванием, копированием и коллекционированием рукописей. Первые труды Н. К. представляют собой переводы: до 1198 г. по поручению католич. архиепископа Отранто он перевел на латынь Литургию свт. Василия Великого ( Jacob. 1967). К числу ранних сочинений относится также переведенный с латыни трактат по астрономии и геомантии «Искусство резца» (Η το λαξευτηρου τχνη), к-рый опубликован только частично ( Garzya. 1982). Время принятия Н. К. пострига неизвестно, в монашестве он продолжал подписывать сочинения мирским именем. После захвата К-поля участниками 4-го крестового похода Н. К. благодаря знанию языков был переводчиком при неск. папских посольствах в К-поль. В поэтическом обращении к самому себе Н. К. писал, что он «немного времени провел на родине, но претерпевал труды на чужбине, как бродяга и чужак» (Poeti bizantini. 1979. P. 76). В 1205-1207 гг. он сопровождал в качестве переводчика кард. Бенедикта, отправленного в К-поль папой Иннокентием III для ведения переговоров о церковной унии. Н. К. присоединился к посольству в июле 1205 г. и посетил по пути Афины, Эвбею, Фивы и Фессалонику. В К-поле кард. Бенедикт находился с нояб. 1205 по янв. 1207 г. В 1213-1215 гг. Н. К. сопровождал нового папского легата - кард. Пелагия Альбанского. С правосл. стороны основным участником диспутов был богослов и митр. Эфесский Николай Месарит.

http://pravenc.ru/text/2564894.html

Вступив в 1149 г. в борьбу за Киев, Юрий предпринял шаги, весьма напоминавшие чуть более позднюю практику смоленского кн. Ростислава Мстиславича: он начал раздавать сыновьям волости на юге Руси, прежде всего в Киевской земле (Андрею - Вышгород, Борису - Белгород, Ростиславу, а затем Глебу - Переяславль, Васильку - Поросье с Торческом), но ни один из них, кроме переяславского кн. Глеба Юрьевича, впосл. там не удержался. Более того, Андрей в 1155 г. самовольно покинул Вышгород и вернулся в свою вотчину на родине (вероятно, Владимир), предвосхитив основную тенденцию будущей киевской политики владимиро-суздальских князей. Именно желая обеспечить своему потомству решающее влияние в Киевской земле, Юрий завещал суздальский стол младшим сыновьям от 2-го брака - Михалку (Михаилу) и Всеволоду. Но его планы разбились о своеволие ростовского и суздальского веча, пригласившего на княжение кн. Андрея Боголюбского (1157-1174). Андрей расправился с княжеской оппозицией, отправив на время в изгнание троих младших братьев (Василька, Михалка, Всеволода) и племянников - сыновей старшего брата Ростислава, умершего еще при жизни Юрия Долгорукого, а также часть старшей дружины отца. Получив княжение благодаря вечу, Андрей не терпел никакой зависимости от него и потому сделал главным столом Владимир, из-за чего возник глубокий конфликт между старыми Ростовом и Суздалем и новым Владимиром, резко обнаружившийся после убийства кн. Андрея в 1174 г. Ростовцы и суздальцы призвали на стол Мстислава и Ярополка, сыновей Ростислава Юрьевича, тогда как владимирцы стояли за младших Юрьевичей - Михалка и Всеволода. Противоборство закончилось в пользу последних, и на владимирском столе (после скорой смерти Михалка) надолго вокняжился Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). После затяжного междоусобия Всеволодовичей в 1212-1216 гг., в к-рое оказался втянут и Новгород, и скорой смерти победившего св. кн. Константина Всеволодовича снова наступила полоса длительной стабильности в правление его младшего брата св. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (1212-1216 и 1218-1238), при к-ром в 1214/15 г. в пределах его владений была образована Суздальская и Владимирская епархия (см. Владимирская и Суздальская епархия ).

http://pravenc.ru/text/180439.html

1154 В этой фразе паломничество выступает как заурядное мероприятие, едва ли не повод для посещения патриарших палат. Несмотря на небольшое расстояние от Халеба и Дамаска до Иерусалима, путешествие это было довольно затратным. Арсений Суханов методично перечислил бесконечные пошлины (каффары) на пути от Иерусалима, которые приходилось платить почти ежедневно у ворот каждого города и на переправах через Евфрат и Иордан, от 2 алтын до 10 ефимков, причем сборы иной раз сопровождались побоями со стороны турецкой стражи. 1155 Главным пунктом сбора каффаров на этом маршруте был пост Фандакумийя на дороге между Дженнином и Наблусом. 1156 Финальный этап пути, после Дамаска, пролегал через Хауран к верховьям Иордана. Реку паломники переходили по мосту выше Тивериадского озера, далее двигались через Капернаум, Назарет, Самарию и подходили к Св. граду с севера. Богомольцы у палестинских святынь Когда паломнический караван приближался к Иерусалиму, навстречу ему выходили местные христиане – «друг друга лобызающе приветствуют и поздравляют». 1157 В воротах патриаршего монастыря паломников встречали архиереи и монахи, разводили по кельям. Три дня богомольцы жили в патриаршем монастыре, их угощали трапезой, 1158 паломники «по силе своей» давали милостыню монастырю, и их имена вписывались в книгу для поминовения. С особым чувством авторы «Хождений» описывали обряд умывания ног паломникам святогробцами, за что странники тоже вносили традиционную плату. Центральным событием первых дней пребывания паломников в Иерусалиме было посещение храма Гроба Господня. Мусульманские власти, по давней традиции, взимали за это особый налог. Плата за вход в храм, официально установленная при султане Сулеймане, была разной для различных этно-конфессиональных групп. 1159 Система налогообложения паломников копировала аналогичную практику мамлюкского времени; даже сумма взносов в османских законодательных актах первоначально указывалась в мамлюкской валюте Каитбай алтын. 1160 «Франки» должны были, помимо общих для всех пилигримов дорожных сборов (достигавших 47,5 пара), уплачивать по 7 золотых дукатов (в сумме 327,5 пара). Паломники из Биляд-и Рум (Балканы и Западная Анатолия) и Биляд-и Шарк (Восточная Анатолия, Месопотамия) облагались сбором в 3 золотых монеты Каитбая (всего 154 пара). Выходцы из Сирии (вилайеты Халеб и Шам) платили по 2 золотых (119 пара), египтяне – 1 золотой (84 пара). Уроженцы Палестины и Заиорданья освобождались от дорожных пошлин и платили только 25 акче (14 пара), жители ближайшей округи Иерусалима – 4 акче (2 пара). Грузины и эфиопы не облагались никакими налогами. 1161 По справедливому замечанию О. Пери, привилегированный статус двух последних групп, а также низкие пошлины, налагавшиеся на египтян, ясно указывают на правовое наследие «каироцентричной» мамлюкской эпохи. Османы просто воспроизвели существовавшую при мамлюках систему налогообложения. 1162

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложения 1-й день Покров Пресвятой Богородицы Блаженный Андрей, родом славянин из Новгорода, подвизался в Константинополе в X столетии. С юности и до смерти он пребыл верен взятому на себя подвигу юродства Христа ради. Не щадя своей плоти, он предал ее на испытания постом и жаждой, зноем и морозом. На нем сбылось реченное Господом: «Блаженны нищие духом». Блаженный Андрей зрел Самого Христа, укреплявшего его на брань с бесами. Пребывавший «в узах и железах», святой Андрей сподобился принять утешение от возлюбленного ученика Христа – святого Иоанна Богослова. Неслучайно именно святому Андрею, достигшему дара прозорливости, явлено было видение святого Покрова Божией Матери. Однажды во Влахернском храме за всенощным бдением отверзлись его духовные очи, и он увидел Пресвятую Богородицу, стоявшую на воздухе в великой славе, окруженную святыми и Ангелами. Она молебно простирала руки к Своему Сыну, осеняя молившийся в храме народ Своим светоносным омофором. Это событие датируют 910 годом. А двумя столетиями позже на Руси, вошедшей уже, смотрением Божиим, в сонм христианских народов, родился другой Андрей, чье имя столь же неразрывно связано с празднованием Покрова Пресвятой Богородицы, – святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский (†1174). Усердный почитатель Божией Матери, он воздвиг на Руси много храмов, Ей посвященных. При нем, как сказано в Службе Покрова, Владимирская земля «украсишася многоименитыми церквами Твоих, Богородице, праздников». Слушая повествование о видении святого Андрея Юродивого, святой князь помышлял и скорбел, «како страшное и милосердое видение, паче же надеяние наше и заступление, бысть без праздника». Но не только от цареградского видения узнал святой князь Андрей о благодатном Покрове, он и сам сподобился видеть его. Подобно тому как некогда во Влахернском храме был удостоен видения Божией Матери святой Андрей Юродивый, так 18 июня 1155 года в Боголюбове Царица Небесная явилась святому князю Андрею Боголюбскому, обещая Свой Вышний Покров и защиту ему, и народу, и всей великой Русской Земле (Явление Богоматери святому Андрею Боголюбскому, запечатленное на чудотворной Боголюбской иконе; празднование 18 июня). С той поры святой князь в молитвенном дерзновении к Богородице неизменно взывал: «Аз же, раб Твой, имею Тя – Стену и Покров». Через несколько лет, в 1164 году, в ознаменование бесчисленных милостей, явленных Пресвятой Богородицей Русской Церкви и Русской Земле, был установлен на 1-е октября особый церковный праздник – Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По свидетельству пр.Василия, к концу 1839 года почти все священники епархии выдали подписки в том, что они присоединяются к православной церкви 1149 . Только некоторые, ранее бывшие за штатом или теперь по старости вышедшие за штат, держались унии, желая в ней закончить дни свои. Да высланные из епархии в великороссийские монастыри продолжали упорствовать. По словам свящ.Зах.Марковского, их страшило «торжественное с клятвой отречение от догматов западной церкви» 1150 , которое они должны были произнести при переходе в православие. Однако, и они понемногу начали сдаваться. Зах.Марковский, бывший Чашницкий протопресвитер, в феврале 1839 г. сосланный в Курскую губернию 1151 , сдался первым. Тоска по родине и семерым детям, усиливпиаяся после смерти жены, умершей вскоре после его ссылки, сломили его упорство, и он в марте 1839 г. заявил пр.Курскому Илиодору о своей готовности принять православие 1152 . Марковский убеждал и Пия Перебилло, который также находился в мрачной задумчивости «от скорби и разлуки с детьми», перейти в православие, но тот отказался. В ноябре 1839 г. раскаялись и были возвращены в епархию, бывшие в Тригурском монастыре, священники Иос.Маковецкий и Иоанн Лаппо 1153 , а в декабре И.Обух, находившийся в Черниговской губернии 1154 . В начале 1840 г. раскаялся и Пий Перебилло, которому, как хорошо аттестованному настоятелем монастыря, в 1839 г. пр.Илиодор разрешил перейти из Обоянского монастыря в Курскую обитель 1155 . Тоска по семье и родине заставила и его сдаться. Рассказывают, что, стоя на пасхальном богослужении, когда мысли его невольно были обращены к находившейся вдали от него семье, Перебилло услышал пение концерта «Слыши, дщи, и виждь»... Под влиянием священной песни еще сильнее нахлынули воспоминания о доме, о семье покинутой, и Перебилло решил положить конец своим испытаниям, в тот же день он заявил о своем согласии присоединиться к православной церкви 1156 , а вскоре затем «с радостью отправился восвояси» 1157 . Раскаялись затем и оба Лосские, Хруцкий Игн. и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – рус. церк. деятель, митрополит Московский с 1826 Филипп – апостол из числа 12 Филипп II (1527–1598) – исп. король с 1556 Фихте Иоганн Готлиб (1762–1814) – нем. философ Фишер Куно (1824–1907) – нем. историк философии Фокс Джордж (1624–1691) – основатель секты квакеров Фома – апостол Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) – философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христ. аристотелизма Фотий (ок. 810–90-е гг. IX в.) – константиноп. патриарх в 858–867, способствовавший распространению визант. влияния в Болгарии, Моравии, Руси, автор богослов. сочинений и писем Франк Себастьян (1499–1542 или 1543) – нем. гуманист, философ и историк, выступавший против католицизма Фридрих Каспар Давид (1774–1840) – нем. живописец Фридрих II (1712–1786) – прус. король с 1740; из династии Гогенцоллернов Фридрих II Штауфен (1194–1250) – герм. король и император Священной Рим. империи с 1212, активно боровшийся с папством Хам – один из трех сыновей Ноя Хеопс (XXVII в. до н. э.) – егип. фараон IV династии Хлодвиг I (ок. 466–511) – король франков из рода Меровингов, основатель Франкского гос. Хомяков Дмитрий Алексеевич – сын А.С. Хомякова Хомяков Степан Алексеевич (1837–1838) – старший сын А.С. Хомякова Хомяков Федор Алексеевич (июнь – окт. 1838) – второй сын А.С. Хомякова Хомякова (в девич. Языкова) Екатерина Михайловна (1817–1852) – жена А.С. Хомякова Хун Сю-Цзюань (1814–1864) – руководитель и организатор Тайпинского восстания 1850–64 в Китае, с 1852 гос-ва тайпинов Цвингли Ульрих (1484–1531) – деятель Реформации в Швейцарии, основатель цвинглианства Цезарь Гай Юлий (102 или 100 – 44 до н. э.) – рим. диктатор, полководец Цейс Иоган Каспар (1806–1856) – нем. филолог, историк Цицерон Марк Туллий (106 – 43 до н. э.) – рим. оратор и писатель Челышевский – см. Корш Е.Ф. Чингисхан (Тэмуджин, Темучин; ок. 1155–1227) – основатель и великий хан Монгольской империи с 1206 Чичерин Борис Николаевич (1828–1904) – рус. юрист, историк, философ Шампольон Жан Франсуа (1790–1832) – фр. египтолог, основатель египтологии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010