Соч.: Басни и назидательные стихотворения. Венеция, 1790 (на арм. яз.); Басни Мхитара Гоша. Венеция, 1842 (на арм. яз.); Армянский судебник Мхитара Гоша/C юрид. исслед. и примеч. архим. Вагана Бастамянца. Вагаршапат, 1880 (на арм. яз.) (рус. пер.: Армянский Судебник Мхитара Гоша/Пер. с древнеарм.: A. A. Паповян, вступ. ст.: Б. М. Арутюнян. Ер., 1954); Марр Н. Сборники притч Вардана. СПб., 1894. Ч. 1; Тер-Мкртчян Г. Свидетельства святого Хосрова великого и славленного, названного новым мучеником, который проповедовал в стране Агуанк в столице Гандзак//Арарат. 1896. Дек. C. 590-594; 1897. Янв. С. 37-41 (на арм. яз.); Послание Мхитара Архимандрита, названного Гошем/Изд. К. Тер-Мкртчяна//Арарат. Ер., 1900. Год. 34. Окт. С. 497-504; Нояб. С. 562-568 (на арм. яз.); Душеполезные наставления Мхитара Гоша/Изд. Г. Саргсяна. Венеция, 1933 (Мудрости армянские; 23) (на арм. яз.); Басни/Под ред. Э. Пивазяна. Ер., 1951 (на арм. яз.); Басни средневек. Армении/Пер. с древнеарм. и предисл. И. А. Орбели. М.; Л., 1956; Албанская хроника/Пер., предисл. и коммент. З. М. Буниятова. Баку, 1960; Судебная книга/Под ред. Х. Торосяна. Ер., 1975 (на арм. яз.); Послание к грузинам о праведной вере/Изд. П. Мурадяна//Гандзасар. Ер., 1996. Кн. 6. С. 340-402 (на арм. яз.); Новые арм. мученики (1155-1843)/Под ред. Г. Манандяна, Г. Ачаряна; пер., предисл. и примеч. К. Тер-Давтян. Ер., 1998; The Law Code of Mxitar Gos/Ed. R. W. Thomson. Amst.; Atlanta, 2000; Летописцы армянские. Ер., 2014. Т. 20. Кн. 2: Мхитар Гош (на арм. яз.); Бозоян А. Толкование пророчества Иеремии Мхитара Гоша//Там же. С. 109-431 (на арм. яз.). Ист.: Киракос Гандзакеци. История Армении/Под ред. К. Мелик-Оганджаняна. Ер., 1961 (на арм. яз.); Вардан Бардзрбердци. Всеобщая история. М., 1861 (на арм. яз.). Лит.: Арцруни С. М. Историко-догматическое значение «Судебника» Мхитара Гоша. Тифлис, 1890; Тигранян С. «Судебная книга» Мхитара и «Книга канонов»//ИзвКавИАИ. 1925. Т. 3. С. 61-72; Сукиасян А. Г. Мхитар Гош и «Армянский судебник». Ер., 1965 (на арм. яз.); Армяно-груз. догматические споры в XI-XIII веках и «Послание к грузинам» Мхитара Гоша/Под ред. П. Мурадяна. Эчмиадзин, 2011 (на арм. яз.); Зурначян А. С. Судебник Мхитара Гоша как источник арм. права//Genesis: Исторические исслед. 2015. Т. 2. С. 25-49.

http://pravenc.ru/text/Мхитар Гош.html

В 389 году, 25 января, преставился тот, кого Церковь почтила именем, усвоенным любимому ученику Христову - святому евангелисту Иоанну. " Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе " , - говорил святитель Григорий Богослов. В своих творениях святитель Григорий, как и первый Богослов, весь обращен к Предвечному Слову. Преподобный Иоанн Дамаскин в первую очередь руководствуется святителем Григорием Богословом в своем " Изложении веры " . Тело святителя Григория было погребено в Назианзе. В 950 году святые мощи были перенесены в Константинополь в церковь Святых Апостолов. Позже часть мощей была перенесена в Рим. Предание сохранило черты святого: " лице смиренно, бледно, брови возвышенныя и густыя, взор кроткий, брада не длинная, но густая и широкая " . Уже современники называли своего архипастыря святым. Православная церковь, называя святителя Григория вторым Богословом и таинником, светлым прописателем Святой Троицы, в Богослужебных песнопениях так обращается к нему: " Богословским языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждою свыше истканною Церковь украсил еси: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший " . русском языке издано: 1. Полное собрание творений/Неполн. пер.//Христианское чтение. 1822-1841. То же./2-й пер. МДА. Т. 1-6. М., 1843-1848; Изд. 2-е. М., 1889; Изд. 3-е. Т. 1-2. 1910. 2. Проповеди. 13 слов Григория Богослова/Пер. еп. Иринея Клементьевского. М., 1798. То же. (По р/п Имп. Публ. Библ. XIX в.)//Критич. изд. А. С. Будиловича. СПб., 1875. XII-285 с. 3. Слова и беседы//Христианское чтение. 1822. XV; 1829. XXXIII, XXXVI; 1831. XLI, XLIV; 1832. XLVI, XLVII; 1833. I, II; 1835. II; 1838. IV; 1840. IV; II; 1841. I, II, III. 4. Письма//Там же. 1833. I; 1838. II, IV. 5. Стихотворения//Там же. 1829. XXXVI; 1832. XLVI; 1833. IV; 1834. IV; 1835. II, IV; 1840. Иконописный подлинник Византия. XIV. Вселенские учители. Икона. Византия. XIV в. Византийский музей. Афины. Византия. 1136-1155. Свт. Григорий. Миниатюра Гомилий свт. Григория Назианзина. Византия. 1136-1155 годы. Монастырь св. Екатерины на Синае.

http://patriarchia.ru/db/text/909900.htm...

Научное исследование арм. Ж. л. с нач. XIX в. вели венецианские мхитаристы; больших успехов достигли М. Авгерян и Г. Алишян. 12-томный капитальный труд Авгеряна «Полное собрание житий и мученичеств святых» с включением повествований об общехрист. святых (до XIII в.) выделяется источниковедческими комментариями. Автор уделил особое внимание древнеарм. переводам, оригиналы к-рых на сир., греч. и др. языках утрачены. 24-томная серия «Соперк айкаканк» (Мелкие армянские сочинения), изданная Алишяном, содержит все жития и мученичества арм. святых и похвальные слова им. С кон. XIX в. активно велась филологическая и источниковедческая работа с Ж. л. в контексте исследования ранних памятников арм. христ. лит-ры А. Гутшмидта, П. А. де Лагарда, О. Гатрджяна, Б. Саргисяна, А. Ташяна, Н. Бузандаци, Г. Зарбаналяна. Издания, переводы и исследования Ж. л. осуществляли Н. О. Эмин (древние апокрифы и мученичества), Н. Я. Марр и И. В. Абуладзе (тексты V-X вв., армяно-груз. лит. связи и их характер), Г. Тер-Мкртчян (древние памятники), Г. Овсепян (основная часть житий XI-XV вв.), Я. Манандян и Р. Ачарян (тексты XII-XIX вв.). М. Абегян в «Истории древнеармянской литературы» впервые дал лит. оценку агиографическим текстам. Это направление в исследовании продолжили К. Мелик-Оганджанян, М. Авдалбекян и др. Вкладом в изучение арм. Ж. л. явилось издание неск. сборников житий и мученичеств в переводе на рус. язык К. Тер-Давтян. Ист.: Авгерян М. Полное собрание житий и мученичеств святых. Венеция, 1810-1815. 12 т. (на древнеарм. яз.); Соперк айкаканк. Венеция, 1853-1861. Т. 1-22; 1933-1934. Т. 23-24 (на древнеарм. яз.); Избранные жития и мученичества. Венеция, 1874. 2 т. (на древнеарм. яз.); Новые арм. мученики (1155-1843)/Ред.: Я. Манандян, Р. Ачарян. Вагаршапат, 1903 (на арм. яз.; рус. пер.: Новые арм. мученики/Пер., предисл., примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1998); Фавстос Бузандаци. История Армении. Венеция, 1914 (на древнеарм. яз.); Жития святых отцов. Венеция, 1933-1934. 2 т. (на древнеарм. яз.); Корюн. Житие Маштоца/Пер.: Ш. Б. Смбатян, К. Мелик-Оганджанян. Ереван, 1962; Егише. О Вардане и войне армянской/Пер. с древнеарм.: И. А. Орбели; ред.: К. Н. Юзбашян. Ереван, 1971; Арм. жития и мученичества V-XVII вв./Пер. с древнеарм., предисл. и примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994; Мученичество св. Шушаник: Тексты и исслед./Ред.: П. Мурадян. Ереван, 1996 (на арм. яз.); Агатангелос. История Армении/Ред.: К. С. Тер-Давтян, С. С. Аревшатян. Ереван, 2004.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Стремясь представить жизнь культурных очагов Армении как можно полнее, автор сборника не пренебрег маленькими проложными житиями, которые содержат хоть скудные, но весьма ценные сведения об основании и деятельности различных культурных центров. С этой же целью, помимо вошедших в сборник памятников, в примечаниях в русском переводе мы приводим несколько кратких житий (Мегрика), памятную запись Киракоса и памятные записи о Есаи Ничеци. В основе перевода большей части памятников лежат критические тексты. Остальная часть нами сверялась с различными изданиями, если таковые были, или с рукописями. Жития гениального поэта Григора Нарекаци и крупнейшего средневекового ученого и философа Григора Татеваци даны в двух редакциях, помеченных в тексте и комментариях числами «I» и «II». Настоящий сборник является наиболее полным собранием армянских житий и мученичеств на русском языке. Кнарик Тер-Давтян 3 См.: М. Авгерян. Полное собрание житий и мученичеств святых. Венеция, 1810–1815 (на древнеарм. яз.) 4 См.: Мученики Востока Авраама Исповедника. Древнеарм. текст. Изд. Г. Тер-Мкртчян. Эчмиадзин, 1921 5 См.: Новые армянские мученики (1155–1843). Научное издание подготовили Я. Манандян и Р. Ачарян. Вагаршапат, 1903 6 Этим вопросам были посвящены статьи Н. Марра: Из поездки на Афон. – ЖМНП, CCCXXII, 1899, 3; Агиографические материалы по грузинским рукописям Ивера. СПб, 1900; Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. СПб, 1905; Хитон Господен в книжных легендах армян, грузин и сирийцев. СПб, 1897 и др.; исследования И.А. Абуладзе: Грузино-армянские литературные связи в IX–X вв. Исследования и тексты. Тбилиси, 1944; Яков Цуртавский. Мученичество Шушаник. Тбилиси, 1938 и др. 7 Подробные сведения об издателях текстов приводятся во вступительных статьях, предпосланных к каждому памятнику. 8 См.: Переводы и статьи Н. Эмина по духовной армянской литературе (за 1859–1882 гг.). М., 1897 10 См.: Памятники армянской агиографии, выпуск 1. Перевод с древнеарм., вступительные статьи и примечания К.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

святых и сам внес в месяцеслов ААЦ имена 46 новых святых ( Renoux. 1987. P. 291). Литургический календарь ААЦ, отраженный в ее Типиконе ((?), t " onac " oyc " ), окончательно сложился в кон. XV в. и включает в наст. время имена ок. 350 святых, имеющих переходящее (зависящее от Пасхи) празднование в один из 4 дней недели: понедельник, вторник, четверг или субботу. Большинство этих святых, именуемых «тонели» ((?), t " oneli - к празднованию, празднуемые), являются древними и почитаются также в др. христ. Церквах (архангелы, святые ВЗ и НЗ, мученики и учители Церкви II-V вв.). В эту же группу входят имена ок. 40 национальных арм. святых, живших с IV по XV в. Хронологически последними из них являются Григор Татеваци (1346-1409), к-рого называют вторым просветителем армян, и его учитель Ованнес Воротнеци (1315-1386). Католикосом Симеоном I (1763-1780) в этот список было заново внесено имя католикоса Ованнеса III Одзнеци Философа (717-728). От группы «празднуемых» святых Армянская Церковь отличает «вспоминаемых» святых (, yisatakeli), т. е. святых, жития и мученичества которых содержатся в различных синаксарях и флорилегиях. К данной группе относятся почти все арм. новомученики, пострадавшие за Христа с XI по XX в. Сведения о них собраны в ряде исследований: Авгерян М. Полное описание житий и мученичеств святых. Венеция, 1810-1815. 12 т. (на арм. яз.); Манадян Х., Адзарян Х. Армянские новомученики, 1155-1843. Вагаршапат, 1903 (на арм. яз.); Галустян С. Армянские святые. Стамбул, 1982 (на арм. яз.). Из них в офиц. календарь были включены только Гохарине Севастийский и его братья († 1155). Решение о внесении имен новых святых к повсеместному празднованию может принимать Верховный духовный совет при католикосе, однако фактически таких К. не происходит. ААЦ не причисляла своих подвижников к лику святых уже более 500 лет. Специальный чин К. отсутствует. Если в Церкви по отношению к некоему человеку существовало устойчивое мнение, что он святой, то он почитался таковым без внесения его имени в список празднуемых святых.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

1153. Митрополит Григорий (Постников). Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь. Изложение в отношении к глаголемому старообрядству. В 2-х частях. СПб., 1854. 1154.  Епархия новая. — Кавказская и Черноморская епархия была открыта в 1843 г. Первым Епископом Кавказским и Черноморским стал Преосвященный Иеремия (Соловьев). 1155. Ин. 11. 1–46. 1156. «С первого дня пребывания в Ставрополе владыка Игнатий ощутил все тяготы неустроенности вверенной ему кафедры. Ветхая хижина, именуемая Архиерейским домом, пожертвованная 14 лет назад купцом Волобуевым для приюта первого Ставропольского епископа Иеремии, к тому времени стала разрушаться. Поэтому Святитель первые полгода проживал на частной квартире, безвозмездно предоставленной г. Стасенковым. Архиерейскому дому принадлежала Андреевская церковь (без причта), находившаяся на окраине города. Само место, именуемое Воробьевкой, было весьма удобным и живописным…» (Прот. Михаил Моздор. Святитель Игнатий (Брянчанинов), Епископ Кавказский и Черноморский. Ставрополь, 1999. С. 36). На собранные пожертвования (чуть больше 4 000 рублей), рядом с церковью был построен на каменном фундаменте небольшой деревянный дом. 1157.  …Вашего нового благочинного… — Благочинным монастырей С.-Петербургской епархии, после отъезда епископа Игнатия на Кавказ, стал его преемник по настоятельству в Троице-Сергиевой пустыне, бывший наместник ее, а прежде любимый келейник святителя Игнатия — архимандрит Игнатий (Малышев. 1811–1898). 1158. Ин. 4. 35–38; Лк. 10. 2. 1159.  36° Реомюра — 45° Цельсия. 1160. Самая высокая точка Валаамского архипелага находится на острове Лембос — 58,2 м. 1161.  Ивана Григориевича… — См. примеч. к письму от 16 ноября 1861 г. 1162.  …за присланные книжки и эстампы. — Игумен Дамаскин отправил владыке Игнатию книги о посещении Валаама Царствующими особами. Это: «Государь Император Александр I на Валааме в августе 1819 года», издана в Царском Селе в 1858 г., 25 страниц, и «Посещение Валаама Государем Императором Александром Николаевичем и Августейшим Его Семейством 28 июня 1858 г.», издана в С.-Петербурге в 1859 г., 15 страниц. Также им было послано несколько эстампов с изображением «Высочайшего поезда по монастырскому заливу», художника П. И. Балашова (Письма игумена Дамаскина. От 14 июня 1859 г. АВМ. Ф. 2. Оп. 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В К.-Соф. Соборе погребены многие из князей Русских и митрополитов Киевских. Из князей погребены здесь: 1 . Сам Ярослав, создатель Собора († 1054 г.). 2 . Изяслав Ярославович 1078, 3 . Всеволод Ярославович 1095, 4 . Ростислав Всеволодович 1094, 5 . Владимир Всеволодович Мономах 1125, 6 . Вячеслав Владимирович 1155. (См. в Описании К.-Соф. Собора у Преосв. Евгения, стр. 55). Гробы сих князей неизвестны, кроме надгробия самого Ярослава. Оно состоит из двух цельных огромных кусков сероватого мрамора, из коих один представляет вид большого четырёхстороннего закрома, а другой – крыши, сведённой над закромом остроконечно. Этот памятник находится до половины в алтарной стене к Трёхсвятительскому приделу, который, как известно ныне по найденным в нём фрескам, был в древности Георгиев, (а не Григориев, как сказано у Захария Копыстенского в Палинодии). Ныне видны три стороны памятника (прежде бок его правый весь сокрыт был в стене), а на них насечка крестов и разных фигур (как-то: пальм, рыб и птиц) 96 . Сходен по мрамору, насечкам и даже длине (ширина менее) с этим памятником гроб, хранящийся в Соборе, и бывший прежде подставкой для раки свмч. Макария. В Усыпальнице, которая находится в стороне южной, погребены тела Киевских митрополитов, гробы древнейшие отгорожены глухими стенами, а гробы со времён Рафаила Заборовского, стоявшие прежде на виду в Усыпальнице, в 1824 сокрыты под каменными надгробиями. Некоторые из митрополитов Киевских погребены в других местах. Так м. Гедеон кн. Четвертинский по завещанию его, погребён в каплице (приделе) В. Кн. Ярослава (ныне этот придел называется Владимирским) на левой стороне под стеной каплицы Благовещения Пресв. Богородицы (см. прибавл. к описанию К.-Соф. Собора пр. Евгения, стр. 116). Преосв. м. Евгений, также по завещанию, погребён в приделе Сретенском у правого крилоса. В Соборе же погребён и славный проповедник Киевский, первый протоиерей Собора Иоанн Леванда, скончавшийся в 1814 г. (погребён в приделе Благовещенском, в углу при южной стене) 97 . § 31. Библиотека

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

сб. по случай 100 години от Освобождението. София, 1981. С. 164-174; Нихоритис К. Света гора - Атон и българското новомъченичество. София, 2001; он же. Атонската традиция през Османского иго// Он же. Славистични и българистични проучвания. Вел. Търново, 2005. С. 129-258; Валентина (Друмева), игум. Български свещеномъченици от най-ново време. София, 2007. 2 т.; Милтенова А. Култовете към новомъчениците//История на бълг. средневек. лит-ра/Съст.: А. Милтенова. София, 2008. С. 701-707; Йовчева М. Химнографският репертоар за новите мъчинице//Там же. С. 708-711. П. Ц. Р. Н. в армянской традиции Упоминаются в Четьях-Минеях начиная с XII в. Впервые выражение «новые мученики» встречается в Мученичествах Хосрова Гандзакеци и Овсепа Двинеци (Жития святых, 1187 г.- Матен. 1522). Последний редактор Четьих-Миней - Григор Хлатеци (ум. в 1425) дополнил их житиями и мученичествами Н. и установил дни их памяти. В последующие века мученичества Н. постоянно включали в синаксари и др. сборники. Сведения об арм. Н. XII-XIX вв. были впервые включены в: Авгерян М. Полное описание житий и мученичеств святых. Венеция, 1810-1815. 12 т. (на арм. яз.). В обширном труде Х. Манадяна и Х. Адзаряна «Армянские новомученики, 1155-1843» (Вагаршапат, 1903) опубликованы мученичества, посвященные Н. стихотворения, памятные записи и т. д., почерпнутые более чем из 2000 рукописей и старопечатных изданий. Сборник охватывает период почти 700 лет, содержит мученичества мн. подвижников, пострадавших за веру Христову в годы тюрко-сельджукских, татаро-монг. нашествий, владычества туркмен. племен в Армении и персидско-тур. войн. Данный труд включает обширный мартиролог, составленный в алфавитном порядке, с указанием места и даты мученичества. В 2015 г. Армянская Апостольская Церковь канонизировала 1,5 млн армян - жертв геноцида 1915 г. в Османской империи, причислив их к лику Н., день памяти к-рых отмечается 24 апр. Лит.: Галустян С. Арм. святые. Стамбул, 1982; Арм. жития и мученичества V-XV вв./Пер. на совр. арм.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Симеона Метафраста (Sinait. gr. 512, 1055/56 г.; Sinait. gr. 500, 1063 г.), вышедшие из столичной мастерской «переписчика Метафраста». Миниатюры этих рукописей имеют переходные черты от монументального условного стиля конца македон. династии к искусству раннекомниновского периода, к-рое характеризуется изяществом форм и тонкой одухотворенностью образов. Ко 2-й пол. XI в., вероятно, относятся богослужебные Евангелия (Sinait. gr. 205, 208, сер.- 2-я пол. XII в.- датировка Вайцмана и Дж. Галавариса). Возможно, в Студийском мон-ре была создана Книга Иова с комментариями александрийского диак. Олимпиадора (Sinait. gr. 3, XI в.- датировка Вайцмана и Галавариса, X в.? - А. З.). Сохранились 2 высокого уровня исполнения рукописи, Лествица прп. Иоанна Лествичника (Sinait. gr. 418) и Гомилии свт. Григория Назианзина (Sinait. gr. 339), созданные в К-поле в 1136-1155 гг. по заказу мон. Иосифа Агиогликерита из к-польского мон-ря Пантократора. Иллюстрации Гомилий (сцены на сюжеты проповедей в заставках, миниатюрные фигурки на полях и в инициалах) принадлежат кругу художника Иакова Коккиновафского и относятся к своеобразному направлению в визант. живописи 2-й четв. XII в., для к-рого характерны повышенная экспрессия, динамичные позы и жесты, яркие контрастные цвета и активный световой рисунок. составляют 2-ю по численности группу манускриптов в б-ке Е. в. м., включавшую до находки 1975 г. 603 кодекса в общей нумерации с печатными изданиями. Наиболее ранний перечень составлен для еп. Порфирия (Успенского) и издан в составе его архива. Первый опубликованный каталог, вернее перечень, со мн. неточностями в 1893 г. составила Маргарет Данлоп Гибсон (1843-1920) по порядку уже систематизированных и пронумерованных к тому времени кодексов. По условию Е. в. м. публикация была дана на греч. языке. В нач. 50-х гг. ХХ в. Азизом Сурьялом Атыйей было произведено микрофильмирование 306 наиболее важных и лучше сохранившихся рукописей (т. е. половины от общего числа) в 2 комплектах: один был передан в б-ку Александрийского ун-та Египта, второй - в Б-ку Конгресса США.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

яз.: А. Мадоян; предисл.: К. Тер-Давтян. Ер., 1998 (на арм. яз.); Новые арм. мученики (1155-1843)/Пер., предисл. и примеч.: К. Тер-Давтян. Ер., 1998; Святые арм. церкви/Сост.: Р. Матевосян и др. Эчмиадзин, 1999 (на арм. яз.); Матевосян А., Марабян С. Григор Церенц Хлатеци. Ер., 2000; Ашчян М. Святые арм. церкви и их праздники//Арм. святые и св. места. Ер., 2001. С. 7-18 (на арм. яз.). К. Тер-Давтян В коптской и арабской традициях В коптской и арабской традициях, хотя и существует почитание Н., пострадавших в ислам. эпоху, термин «новомученик» («новый мученик») в средневек. источниках почти не встречается. В качестве исключения можно указать на заголовок копт. Мученичества Иоанна Фаниджойтского (нач. XIII в.; см.: Zaborowski R. J. The Coptic Martyrdom of John of Phanijoit: Assimilation and Conversion to Islam in 13th-Cent. Egypt. Leiden etc., 2005. P. 38-39). Иногда такого рода святые получают эпитет «новый» - напр., Георгий Новый (X в.) или Нима Новый (из Эль-Ашмунейна; XV в.; см.: Al-Qiddsu  n al-mansiyyu  n f at-tura  th al-antak/Ed. archim. Tu  ma   (Bayta  r). Bayru  t, 1995. P. 134-135 (на араб. яз.)). В то же время их наименование Н. получило распространение в совр. церковной и научной лит-ре (см., напр.: Atiya A. S. Martyrs, Coptic//CoptE. Vol. 5. P. 1550-1559; Gabra G. et al. The A to Z of the Coptic Church. Lanham etc., 2009. P. 130). Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КАНОНИЗАЦИЯ причисление Церковью подвижника веры и благочестия к лику святых через акт высшей церковной власти КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)

http://pravenc.ru/text/2577845.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010