Стремясь представить жизнь культурных очагов Армении как можно полнее, автор сборника не пренебрег маленькими проложными житиями, которые содержат хоть скудные, но весьма ценные сведения об основании и деятельности различных культурных центров. С этой же целью, помимо вошедших в сборник памятников, в примечаниях в русском переводе мы приводим несколько кратких житий (Мегрика), памятную запись Киракоса и памятные записи о Есаи Ничеци. В основе перевода большей части памятников лежат критические тексты. Остальная часть нами сверялась с различными изданиями, если таковые были, или с рукописями. Жития гениального поэта Григора Нарекаци и крупнейшего средневекового ученого и философа Григора Татеваци даны в двух редакциях, помеченных в тексте и комментариях числами «I» и «II». Настоящий сборник является наиболее полным собранием армянских житий и мученичеств на русском языке. Кнарик Тер-Давтян 3 См.: М. Авгерян. Полное собрание житий и мученичеств святых. Венеция, 1810–1815 (на древнеарм. яз.) 4 См.: Мученики Востока Авраама Исповедника. Древнеарм. текст. Изд. Г. Тер-Мкртчян. Эчмиадзин, 1921 5 См.: Новые армянские мученики (1155–1843). Научное издание подготовили Я. Манандян и Р. Ачарян. Вагаршапат, 1903 6 Этим вопросам были посвящены статьи Н. Марра: Из поездки на Афон. – ЖМНП, CCCXXII, 1899, 3; Агиографические материалы по грузинским рукописям Ивера. СПб, 1900; Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. СПб, 1905; Хитон Господен в книжных легендах армян, грузин и сирийцев. СПб, 1897 и др.; исследования И.А. Абуладзе: Грузино-армянские литературные связи в IX–X вв. Исследования и тексты. Тбилиси, 1944; Яков Цуртавский. Мученичество Шушаник. Тбилиси, 1938 и др. 7 Подробные сведения об издателях текстов приводятся во вступительных статьях, предпосланных к каждому памятнику. 8 См.: Переводы и статьи Н. Эмина по духовной армянской литературе (за 1859–1882 гг.). М., 1897 10 См.: Памятники армянской агиографии, выпуск 1. Перевод с древнеарм., вступительные статьи и примечания К.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

936 В его время, замечает египетский авва Пануфий, в беседе с Кассианом Римлянном, – «многие уже не только говорили, но и писали о необходимости покаяния, пользе и силе его» (Собеседование Катана Римлянина с аввою Пануфием о времени прекращения покаяния и удовлетворены за грех. Curs. Patrol. S. Lat., t. XLIX, со). 1155–1156; в русск. пер. Воскр. Чт., г. VII (1843/44), 31, стр. 277. 937 Coteierlas. Eccles. Graecae Monumenta, t. I. Par. 1677, pag. 82. (Νομοκνων, пр. 79; наше перевод представлен по Номок., ркп. собр. Ундольского л. 36). 938 Симеон Солунский . Толкование о свящ. храме... и бож. Священно -действиях, гл. LIII. (Curs, Patrol. S. Gr. t. CLV, col. 748–749; в русск. пер. Пис. отц. и учит. церкви, относящ. к истолк. богослуж., т III, Спб. 1857. стр. 57–58); Ср. его же «Разговор о священнодействиях» гл. LIV. (Curs. Patrol, ibid., col. 285–286, рус. пер. ibid. т. II (Спб. 1856), стр.129. 939 Устав митр. Георгия, пр. 72. См. Голубинский Е. История Русской церкви. T. I, ч. I, М. 1830, стр. 517. 940 Устав митр. Георгия, пр. 9. См. у Голубинского ibid, стр. 511. См. так же изд. Тихонравова Н. Памятники отреченной литературы Ч. II, М. 1863, «Заповеди св. отец ко исповедующимся сынам и дщерем», стр. 292. 941 Фотий. Послание к псковск. духовенству 1412 г. авг. 12. См. Русск. историч. библ. т. VI, Спб. 1880, стр. 409–410. 942 Патр. Иоаким. Остен, гл. XII. См. изд. Остен. Памятн, русск. дух. письмен. XVII в. Каз. 1865, стр. 203–204; ср. выше цит. 53. 943 Патр. Адриан. Послание ко всем, гл. 21. См. Сборн., ркп. (XVIII в.) Соф. библ. л. 255–об.). 944 Кирик, вопр. Нифонту, пр. 63 (См. в Русск. Историч. библ., т. VI, стр 40). В анонимном номоканоне при Требн., ркп. Спб. Дух. Ак. данное правило излагается так: Аще кто николи не бывает в покаянии, и ра з болнтся вельми, кается, дати причастие» (пр. 136, л, 50–51). 948 Вальсамон, на вопр. Марка патр. Александрийского отв. 48. Σνταγμα καννων, ed. Ραλλη, 1. IV, Αϑν. 1854, σελ. 484–485 [Самый вопрос был поставлен блаж. патриархом в подлиннике собственно так: Ποσαετς νρ γυν δεχϑεη ες ξαγορεαν]; русск, пер. см. у Павлова, цит. изд. – Номоканон при больш. Требн., стр. 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

931 Во фрагменте описывается эпизод той же византино-венгерской кампании 1151 г. Мануил, желая сразиться с венграми, во главе которых, как он считал, выступил сам венгерский король, идет навстречу венграм. Преследуя венгров, возглавляемых баном Белой (у Киннама – Велосис), Мануил идет к Браничево. 933 Город, именовавшийся в римское время Viminatim, лежал по обеим сторонам Млавы при впадении ее в Дунай. Там находятся остатки городов Браничевац и Костолац. Византийские авторы воспринимали Браничево как город на Дунае (Анна Комнина. Алексиада. С. 394). 935 Борис Коломанович (Кальманович) – сын венгерского короля Кальмана (Коломана) и Евфимии, дочери Владимира Мономаха . Вырос в Киеве. Кальман обвинил жену, русскую княжну, в неверности и потому самого Бориса не признал своим законным сыном лишив наследия. Борис нашел приют в Византии. Во главе ромейских войск неоднократно нападал на Венгрию, пока один слуга-куман не заколол его в 1156 г. 938 Описываемые события битвы у Антра (Андрии) представляют собой эпизод итальянской кампании Мануила. Неудачная попытка экспансии в Сицилию и Италию в 1149 г. после взятия византийцами Корфу в 1148 г., когда буря рассеяла византийские корабли и под угрозой выступления на стороне Рожера союзных с ним сербов и венгров Мануилу пришлось отступить на Балканы, тем не менее не заставила византийского правителя отказаться от планов отвоевать Италию. 940 Граф Антра, или Андрии, салентинского города. Его следует отличать от графа о-ва Андры, о котором упоминается также в 1155 г. 943 Михаил Палеолог – второй византийский командующий. Значение имени – «торговец старьем», но оно могло пониматься современниками как «имеющий давних предков». Киннам пишет о Михаиле: «...Палеолог, человек, принадлежащий к римскому сенату, и саном севаст». Согласно «Тимариону», наместник Солуни, по-видимому, при Иоанне II (Васильевский 1930. С. 114 и сл.). Иоанн сослал его, но Мануил вернул из ссылки 70.6–11). В 1147 г. встречал крестоносцев в Сердике, затем ездил послом к Фридриху I и папе Адриану IV, участвовал в италийских войнах 1155–1156 гг. Погиб в битве у Бари в конце 1155/начале 1156 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поводом для вмешательства Фридриха в итальянские дела послужил договор, заключённый им с папой Евгением III в 1153 году в Констанце. В нём Барбаросса обязался не заключать мира с норманнами без участия папы, сокрушить Римскую республику и вновь отдать город в руки папы. За это Евгений III не только пообещал ему императорскую корону, но и свою поддержку в борьбе против Вельфов. В 1154 году взошёл на престол первый и до сего времени единственный папа английского происхождения – Адриан IV (1154–1159). (Николай Брейкспир, прежде чем стать кардиналом-епископом Альбано, был настоятелем августинского монастыря под Авиньоном.) В Риме все ещё правил Сенат и Арнольд БрешианскиЙ. За оскорбление, нанесённое одному из его кардиналов, Адриан наложил на Рим интердикт. Впервые за всю историю в Вечном городе прекратилось отправление богослужений. Глубину кризиса характеризует тот факт, что население, недовольное новым конфликтом между республикой и церковью, изгнало Арнольда и его сторонников из руководства Рима. Однако это событие объяснял ось не столько интердиктом, сколько, пожалуй, появлением Фридриха в Италии. В 1154 году Фридрих I перешёл через Альпы, чтобы в соответствии с Констанцским соглашением короноваться имперской короной. Однако император с войском пришёл в Рим как завоеватель. В течение 1154–1155 годов он завоевал всю Ломбардию за исключением Милана, и в 1155 году в Павии на его голову была возложена ломбардская железная корона. В июне 1155 года в Сутри произошла личная встреча между Адрианом IV и императором, которая уже обозначила приближение нового конфликта. В Сутри и Фридрих отказался исполнить полагающуюся в соответствии с протоколом так называемую шталмейстерскую службу папе, так как усмотрел в этом вассальную подчинённость. В течение двух дней его удалось убедить в том, что начиная с эпохи Каролингов этот обычай не что иное, как пустая формальность. Неприятный инцидент римский Сенат попытался использовать для при влечения на свою сторону короля: Фридриху предложили императорскую корону за 5000 фунтов золота. Однако германский король значительно выше оценивал императорскую власть, освящённую церковью, чем корону, полученную от народа Рима. Его войско без сопротивления заняло Вечный город, и в соборе Святого Петра состоялась торжественная церемония императорской коронации. Тем самым Фридрих принял на себя звание защитника папы, в чем действительно нуждался Адриан, против норманнов и римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1072–1079. 1072  или (Коссов) 1068. 1079. 1072–1079. 6)     Ефрем I. Упоминается в 1055 году. 6)    Ефрем I. – Упоминается в 1055 году. Ефрем, 1055 г. 7)    Иоанн II – с 1080. 1080–1089. 1081–1089. 1080–1089. 7)    Георгий. 1065–1079. Георгий. Упоминается под 1072 и 1073 Георгий 1067–1077. 8)    Иоанн III – с 1089 по 1090. 8) Иоанн II: 1080–1089. Иоанн II: 1077–1089. Иоанн II: 1077–1089. 9)    Ефрем – с 1091 (моск. кат.) или 1092 (Коссов). 1091–1096. 9) Иоанн III: 1089–1090. Иоанн III: 1089–1090. Иоанн III: 1089–1091. 10)  Николай. ок. 1104 (Коссов и Никоновская летопись) или 1106 (киевский каталог). 1097–1106. 1097–1106 или 1104. 1102–1106. 10) Ефрем II. 1092–1097. 10) Николай. Упом. 1097–1101. Ефрем, 1092–1097. 11)  Никифор – с 1106 или 1107 (киевский каталог) или 1104 (Коссов и Никоновская летопись). 1121 (по Нестору). 1104, а «по другим» 1106. 1121. 1104, а «по другим» 1106 или 1107. 1121. 1106 или 1107; ум. ок. 1112. 11) Николай. Упом. 1097–1101. 11) Никифор I: 1073–1121. 11) Николай. 1097–1102. 12)  Никита: 1122–1126. 12) Никифор I; 1104–1121. 12) Никита 1122–1126 или 1127 (по Кнат. л.). Никифор: 1103–1121. 13)  Михаил II: 1130 или 1131 (по киевскому летописцу) до 1145. 1147. После Михаила Палинодия «из помяника киевского» считает митрополитом Константина; «но, замечает Евгений, в иерархических каталогах он несчитается» (стр. 75). 1127–1145. Кирилл и Константин сомнительные – О Константине замечено почти тоже, что и в «Истории киевской иерархии». 1130 или 1131 – 1147. 13) Никита: 1122–1126. Михаил: 1131–1145. Никита: 1122–1126. 14)  Климент: 1147–1156. 14) Михаил II: 1130–1145. Климент: 1147–1155. Михаил II: 1129–1145. 15) 15) Константин I – с 1156 (Коссов) до 1158. 1156–1159. 1157–1159. 15) Климент: 1147–1155. 15) Константин: 1156–1158. Климент: 1147–1154. 16)  Феодор – с 1160 (киевский каталог) до 1163 (иерархические каталоги и др.). 1159–1163. 1160–1163. Константин I: 1156–1159. Феодор с 1161 до 1162 или 1163. Константин: 1155–1159. 17)  Иоанн IV – с 1164  г. (Несторов продолжатель) или 1171 (Палинодия и виевский каталог) или 1176 (Коссов) – до 1166 (Несторов продолжатель и московский каталог) или до 1170 (Палинодия?! Ссылки на Палинодию должные: там ч. III, разд. II, арт. 1, стр. 1104 – 1045 в IV т. «Рус. истор. библиотеки» помечен только один год 1170-й – вступления Uoahha IV на митрополичий престол  и вовсе не упомянут год смерти). Такова же ссылка и в речи о м. Матосе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

На Руси выдвижению в Митрополиты Климента Смолятича способствовали следующие обстоятельства. Отбывший ранее в Константинополь митрополит-грек Михаил наложил запрет на совершение без него богослужений в Софийском соборе. Это явилось практически первым “интердиктом” на Руси. Поэтому князем и был выдвинут в 1147 году из местных подвижников кандидат в Митрополиты, который, по отзыву летописца, “бысть книжник и философ, тако, яко же в Руской земли не бяшеть” 5 . Однако, выдвигая его, князь Изяслав нарушил церковно-канонические основы взаимоотношений Киева и Константинополя. С этим были не согласны Новгородский и Смоленский иерархи, а князь Юрий Долгорукий не позволил Суздальскому епископу Нестору принять участие в поставлении Митрополита в Киеве. Поэтому справедливо наблюдение Б. А. Успенского, что “сторонниками поставления Климента были исключительно епископы южной Руси” 6 . Поскольку в межкняжеской борьбе Митрополит Климент поддерживал князя Изяслава, то его юрисдикция простиралась прежде всего на те епархии, которые находились в сфере влияния Киевского князя. Налицо был раскол в Русской Церкви; поэтому Новгородский владыка Нифонт обращался непосредственно к Константинопольскому Патриарху, получив от него изъявление милости. Судьба же самого Митрополита Климента зависела от результатов борьбы князей за Киевский престол. Вынужденный покинуть столицу вместе с Изяславом 26 августа 1149 года, Митрополит Климент вернулся туда только в апреле 1151 года, а затем в начале 1155 года снова оставил Киев, что произошло вскоре после смерти князя Изяслава. Таковы были обстоятельства церковной жизни на Руси перед прибытием на Русь нового Митрополита. Посвящение нового Митрополита в Киев произошло в результате обращения к Византийскому Патриарху князя Юрия Долгорукого, занявшего Киевский престол в марте 1155 года. Совершил поставление нового Митрополита в Киев осенью 1155 года Патриарх Константин IV (Хлиарин; 1154–1157). Им стал соименный ему святой Митрополит Константин I (1156–†1159; пам.

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ko...

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСХАЛИЙ III (Нач. XII в., Крема, Ломбардия - 20.09.1168, Рим; до избрания - Гвидо из Кремы), антипапа (с 22 апр. 1164). По сообщению историка XVI в. Алеманно Фино, не подтверждаемому документальными источниками, был племянником Иоанна из Кремы († ок. 1135), кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Кризогоно и одного из приближенных папы Римского Каллиста II (1119-1124), принадлежал к роду графов Камизано ( Verardi. 2014). О жизни Гвидо нет достоверных сведений до его назначения кардиналом-диаконом рим. диаконии Санта-Мария-ин-Портико-Октавие (1145). Он фигурировал как свидетель в ряде документов, данных папами Евгением III (1145-1153), Анастасием IV (1153-1154) и Адрианом IV (1154-1159) различным ломбардским епископам и мон-рям. В качестве папского легата в 1146 г. разбирал конфликт между епископом и архипресвитером соборного капитула Вероны, в 1148-1149 гг. безуспешно пытался вернуть на польск. великокняжеский престол Владислава II (1138-1146), свергнутого братьями и изгнанного в Саксонию. В кон. 1151 - нач. 1152 г. участвовал в переговорах в Риме с представителями кор. Фридриха I Барбароссы (1152-1190, император с 1155). По условиям договора (утвержден Фридрихом I в Констанце 23 марта 1153), король в обмен на имп. коронацию обязался помочь папе вернуть власть над Римом и Папской областью, а также защищать «папскую честь и регалии св. Петра». В 1155 г. Гвидо вместе с 2 др. кардиналами встретил Фридриха I в Тоскане и сопроводил на коронацию в Рим, добившись выдачи папе мятежного проповедника Арнольда Брешианского († 1155). Гвидо принадлежал к «имперской» партии в Римской курии, был противником сближения папы Адриана IV с королем Сицилии Вильгельмом I Злым (1154-1166). Не позднее марта 1158 г. Гвидо был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Мария-ин-Трастевере. В нояб. того же года был папским легатом на Ронкальском сейме, созванном имп. Фридрихом I, весной 1159 г.

http://pravenc.ru/text/2579161.html

Богородицы мон-ря Ишхани. 1006 г. Церковь Пресв. Богородицы мон-ря Ишхани. 1006 г. В барабане кафоликона находились изображения пророков в рост с хартиями, на которых помещались слова из пророчеств, выполненные греч. буквами (на одной) и асомтаврули (на 7) (Там же. С. 33-34. Рис. 4-11). В сер. XII в. (очевидно, в 1155) по повелению архиеп. Ишханского Игнатия на сев. стене кафоликона во всю ширину нижнего регистра сев. рукава черной краской была сделана 6-строчная обширная надпись, считающаяся на сегодняшний день наиболее пространным известным груз. эпиграфическим памятником. В сер. XIX в. ее списал Саргисян и опубликовал акад. М. И. Броссе (Inscriptions géorgiennes... 1864. p. 14-17). Отдельные части текста были утрачены. В 1917 г. ее изучал Такаишвили и зафиксировал значительное ухудшение ее состояния ( Такаишвили. 1952. С. 39-40. Рис. 16). В наст. время из-за полного обвала штукатурки надпись утрачена. В эпиграфическом документе содержались сведения о пожертвовании И. царем всей Грузии Георгием II (1072-1089) с. Лозни. Его сын св. Давид IV Строитель (1089-1125) подтвердил права И. на село. Позже Лозни было отдано в залог и выкуплено и передано И. царем всей Грузии Димитрием I (Деметре) (1125-1155/56). В честь этого события были учреждены синодики царской семьи, а также повешены 3 лампады в кафоликоне И.: 2-я и 3-я - перед иконами Пресв. Богородицы (очевидно, у царских врат) и прп. Симеона Столпника. Также были учреждены агапы накануне дня вмч. Феодора, в 1-ю пятницу 1-й седмицы Великого поста. В надписи упомянуты неск. исторических лиц: сестра царя Димитрия I царица Тамара, его сыновья Давид V (царь всей Грузии в 1155-1156) и Георгий III (царь всей Грузии в 1156-1184), ишхнели архиеп. Игнатий, Феодор, «определивший» его в епископы (очевидно, неизвестный по др. источникам католикос-патриарх), а также рукоположенные им 2 священнослужителя И.- Илия (Элиа) и Григол. Сохранилось несколько поздних надписей, сделанных посетителями храма. На сев. стене зап. рукава помещена надпись XII в., выполненная мхедрули, в которой «сын золотых дел мастера Нарзе» просит о заступничестве вмч.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершаются: 26-го августа, 23-го июня, 21-го мая. Владимирскую икону Божией Матери считают за одну с вывезенной из Константинополя в Киев (1144–1155) гостем Пирогощею. Из Киева эта икона была перенесена Князем Андреем Боголюбским в Вышгород, а из Вышгорода, 1155 г., в Боголюбов Владимирский, а отсюда впоследствии во Владимир. Посему и называется Владимирской (Месяц. прот. Дим. Верш. 26-го августа, Исслед. о русск. иконопис., кн. 2. стр. 20, и Дни Богослуж. изд. 3-е, ч. I, стр. 157). 26-го августа установлено празднество пречистой Деве Богородице перенесения ради честные чудотворные Ея иконы из Владимира в Москву (След. Псалт. месяц.). Перенесение было по следующему случаю. Страшный завоеватель востока Тамерлан в 1395 году, вступив в пределы России, устремился к Москве. Тогда Великий Князь Василий Димитриевич послал во Владимир за той иконой, которой Андрей Боголюбский победил болгар. В день сретения иконы Богоматери жителями Москвы Тамерлан отменил свое намерение идти на Москву, ибо во сне он увидел жену, окруженную множеством воинств, облеченную в славу, которая воспретила ему идти далее. Тамерлан так был устрашен этим видением, что, к удивлению русских и орды, обратился назад. На месте сретения иконы жителями Москвы воздвигнут Сретенский монастырь, и 26-го августа из Московского Успенского собора бывает туда крестный ход (Дни Богослуж., изд. 3-е, ч. I, стр. 183. Древн. Росс. Госуд. Отд. I. стр. 1). 23-го июня празднуется сретение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, избавления ради Москвы от Ахмата, ордынского царя (След. Псал. месяц.). Он в 1472 году, при великом Князе Иоанне Васильевиче III, шел разорить Москву и достиг уже реки Оки. Но по молитве русских, предстательством Пресв. Богородицы, совершилось чудо. Татары вдруг пришли в непонятный ужас и обратились в бегство, хотя никто не гнал и никого не было за Окой. В воспоминание сего установлено 23-го июня празднество Богородице и крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь (Дни Богослуж., изд. 3-е, ч. I, стр. 160).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010