Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 38–39. 1121 Там же. С. 1122 Там же. С. 42. Ср.: Климент, монах. Имябожнический бунт или плоды учения книги»На горах Кавказа». — Исторический вестник. Т. 143. Март 1916. С. 769. 1123 Текст жалобы см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 34–35 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 360. Л. 64–64об). 1124 Здесь: посланников. 1125 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 44. 1126 Там же. С. 46. 1127 Там же. С. 53. 1128 Там же. С. 56–57. 1129 Цит. по: Имябожники и Церковь. — Новое время, 7.05.1914 13 703). 1130 Забытые страницы русского имяславия. С. 261–265 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д 358. Л. 30–35). 1131 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Имяборческая пропаганда. Б. м., б. д. С. 209–210. 1132 См.: Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. Пг., 1916. С. 6–9. 1133 Церковные вести. — Русская молва, 26.01.1913 46). 1134 На Афоне. — Русское слово, 8.02.1913 32). 1135 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 61. 1136 Там же. С. 62. 1137 Там же. С. 65. 1138 Косвинцев Ε. Η. Черный бунт. С. 471. 1139 Забытые страницы русского имяславия. С. 176 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41). 1140 Забытые страницы русского имяславия. С. 50–51 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 360. Л. 124–125). 1141 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 67. 1142 Цит. по: Забытые страницы русского имяславия. С. 433 (Краткое описание биографии меня недостойного епископа Петра Ладыгина). 1143 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 67. См., например: А. Р. Иеросхимонах Булатович. — Русское слово, 29.08.1913 199) (в статье собраны многочисленные сплетни, относящиеся к гусарскому прошлому Булатовича: осечка в блестящей карьере привела к тому, что ему предложили исчезнуть, и он отправился в Эфиопию; там он женился и жену привез с собой в Петербург; скандал вынудил Булатовича удалиться на русско–японскую войну, в ходе которой он зарубил несколько японцев, в том числе семнадцатилетнего юношу; последний преследовал его в видениях, и Булатович дал обет принять монашество, только бы видение оставило его). О биографии Булатовича речь пойдет в Главе VII настоящей работы. 1144

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

302. Андрей Владимирович, прозванием Добрый , князь влади миро-волынский, младший из осьми сыновей Владимира Всеволодовича Мономаха, вел. кн. киевского и всей Руси 53), от второго брака с неизвестной, некоторыми сказаниями именуемой Христиной Инговной 188), дочерью Инга I, короля шведского. – Род, в Переяславе-Южном (полтавском) в 1102 г.; послав отцом на княжение во Владимир-Волынский, в 1118 г.; по приказанию отца, ходил с «погаными» (Половцами) пустошить соседственные владения Ляхов, в 1120 г.; осажден во Владимире Ярославом или «Ярославцем» ), побочным сыном Святополка II Изяславича, вел. кн. киевского 169), но счастливо избегнул опасности, в 1123 г.; по приказанию Мстислава Владимировича, вел. кн. киевского 143), ходил на князей полоцких и сражался с Полочанами под Изяславлем, в 1127 г.; вместе с другим братом Юрием (Георгием) суздальским 191), выгнал из Переяслава св. Всеволода Гавриила Мстиславича, князя новгородского 56), в 1132 т; ходил с братьями, на Ольговичей, в 1135 г.; получив Переяслав, переселился сюда, но в бою с Всеволодом Ольговичем, князем черниговским 56), его полки «возмятены» в 1136 г.; не будучи в силах сопротивляться Ольговичам, уехал из Переяслава, в 1138 г.; не согласился на требование Всеволода II Ольговича, вел. кн. киевского: отказавшись от Переяслава, сест в Курске, и разбил Святослава Ольговича, князя черниговского ), после чего заключил мир и с великим, князем, в 1139 г,; постановил в Малотине мирный договор с Половцами, в 1140 г., и ум. в Переяславе, 22 января 1141 г. – Тело его погребено там же, в соборе Михаила Архангела. – Был женат, с 1117 г., на внуке Тугоркава, хана половецкого, неизвестной по имени, от брака с которой имел двух сыновей: Ярополка ), Владимира 525) и дочь, неизвестную по имени, за Олегом, Святославичем, князем Черниговским 154). 303. Андрей Владимирович 303. Андрей Владимирович, прозванием Долгая Рука , первый удельный князь вяземский, племени князей смоленских, младший из двух сыновей Владимира-Дмитрия Рюриковича, князя киевского 555), от брака с неизвестной. – Летопись повествует о нем следующее: после поражения Русских Татарами на р. Калке, 31 мая, он, вместе с своим тестем, Мстиславом-Норисом Романовичем Старым, вел. кн. киевским ), и Александром, князем дубровицким 233), защищался в укрепленном стане 3 дня, а затем, не смотря на заключенный договор, выдан, как и другие два князя, клятвопреступным Плоскиней, воеводой. Бродников, Татарам, которые и задушили всех трех князей под досками, 4 июня 1224 г. – Был женат на дочери Мстислава-Бориса Романовича Старого (см. выше), неизвестной по имени, от брака с которой оставил сыновей: Василия 431), Феодора ), и Ивана 788), удельных князей вяземских. 304. Андрей Владимирович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В. Решительно отвергала римское главенство . Так Фирмилиан Кесарийский 1138 каждым выражением, каждым словом единственного, до нас дошедшего, впрочем, довольно обширного послания, показывает, что он не знает и знать не хочет подобного учения, – отвергает непогрешимость Стефанова определения о вере и от кафедры, – отвергает безусловную необходимость общения с римской церковью. – Так Поликрат Смирнский, в своем послании к Виктору Римскому, по делу о времени празднования Пасхи, решительно отказывается исполнить определение Виктора о вере и и от кафедры (de fide et de cathedra): указывая на свои собственные заслуги и права, на согласие с ним многих епископов, дает мысль что воля Викторова для него необязательна; Викторовой решительной угрозе отлучения не дает никакого значения; указывая авторитеты высшие Викторова, дает мысль, что повиноваться этим авторитетам – значит повиноваться Богу, а исполнить волю Виктора значило бы повиноваться воле человеческой вопреки воле Божией 1139 . Так св. Ириней 1140 , говоря о поведении Виктора Римского, в спорном деле о времени празднования Пасхи, ясно доказывает, что он -Ириней вовсе не признавал безусловной необходимости для каждой церкви не только в исповедании веры согласоваться с церковью римской, но и хранить единство общения с нею. Так св. Киприан во многих своих сочинениях, среди разнообразных обстоятельств в ясных и сильных выражениях отвергает и непогрешимость, и безусловную обязательность определений римского епископа в делах церковных 1141 . Так, по свидетельству св. Ипполита 1142 , современные ему римские епископы Зефирин и Каллист принимали еретическое учение Ноэта и других ересиархов; Каллист создал свою новую ересь и основал новое еретическое общество, которое, и по смерти своего основателя, долго еще известно было под именем Каллистианского. Г. Не признавала римскую церковь и кафедру даже первой между другими церквами и кафедрами, – не признавала, по крайней мере, в первые два века. По свидетельству Климента Александрийского 1143 повторенному у Евсевия Кесарийского , св. апостол Петр, вместе с честью был предстоятелем церкви иерусалимской, уступил Иакову праведному предпочтение, которым пользовался от Господа во время земной жизни Его; и, значит, раз уступив Иакову, предстоятелю церкви Иерусалимской, предпочтение, Петр не мог взять его назад, по прибытии в Рим, и сообщить церкви римской; значит – сами апостолы, и вместе с другими сам Петр отдавали иерусалимской церкви предпочтение перед всеми церквами. И св. Ириней 1144 приписывает старейшинство между церквами церкви иерусалимской, называя ее «церковью, из которой вся Церковь возымела свое начало, и митрополией граждан Нового Завета». И Тертуллиан 1145 : «первой от апостолов» называет «одну ту» церковь , «из которой – все» церкви, т. е. иерусалимскую. У св. Киприана также есть нечто подобное 1146 . В Постановлениях апостольских первое место и старейшинство перед епископом и церковью Рима усвояется весьма ясно епископу и церкви Иерусалима 1147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

– О поручении епископам всяких городских торговых мер и весов; – О предоставлении им в полную подсудность (по всяким делам) низшего духовенства и некоторых других лиц; – О предоставлении им в заведывание богоугодных заведений. С новым увещанием и заклятием о необидении суда церковного. После этого древнейшего списка Устава все другие известные в настоящее время списки его принадлежат концу XV-XVII веку. Позднейшие списки относятся к этому древнейшему так: часть списков, и именно – значительнейшая, представляет простое и совершенное воспроизведение его в общем, и с некоторыми вариантами в частностях. В другой части списков устав является более или менее против него (древнейшего списка) сокращённым. Причём сокращение состоит в том, что опускается предисловие, сокращаются или совсем опускаются увещания и заклятия о необидении суда церковного, опускается о предоставлении епископам мер и весов. Наконец, третья часть списков представляет особые редакции устава против списка древнейшего. Этих особых редакций известно в настоящее время две. Отличия одной из редакций состоят в том, что читается своё особое предисловие к Уставу, в котором говорится о посылании Владимиром послов для испытания вер и о привилегиях, усвоенных нашему митрополиту, яко второму патриарху. И что потом в самом Уставе находятся лишние речи о даровании великим князем Киевской Десятинной церкви недвижимых имений, а его княгиней всякой бесценной кузни и о назначении церковного богатства 1139 . Другая редакция не содержит уклонений от древнейшего списка и лишков против него относительно предметов речи, но представляет его распространение относительно того, что в нём есть. Именно – распространяется предисловие, в котором подробнее, чем в древнейшем списке, о крещении Владимира (в Херсоне, в церкви св. ап. Иакова) и о взятии у Греков двух митрополитов – первого Михаила и второго Леонта. Весьма значительно расширен список дел и преступлений, предоставляемых суду митрополита и епископов, и несколько расширен список лиц, предоставляемых им в полную подсудность; наконец, пространнее излагаются увещания и заклятия о необидении суда церковного 1140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

К сожалению, восточный Рим не обладал более флотом, внушающим уважение. Когда поэтому дож Доменико Микиеле занял в 1126 г. со своим флотом Кефалонию, Иоанн обратился к посредничеству папы; приманка церковной унии и на этот раз не осталась без влияния на курию, несмотря на все разочарования, и таким образом был заключён сносный мир; конечно, несчастный император должен был торжественно подтвердить привилегии венецианцев на горе империи. Тем счастливее была континентальная политика Иоанна. От сельджуков он отнял обратно в 1120 и 1121 г. территорию между Меандром и Атталией. Были завоёваны Фригийская Лаодикия и Созополь, и ещё ряд ипсидийских и памфилийских городов. Осевшие в Сирии и Палестине пулланы 36 которые променяли прежний дух своих отцов на чисто восточное коварство, сделали ошибку, сперва предложив руку наследницы Антиохии наследному царевичу Мануилу, а затем выдав её замуж за одного франкского вельможу. Когда затем союзники Антиохии, киликийские армяне начали борьбу с императором, последний принялся в 1137 году энергично за дело, покорил Киликию и принудил графа Раймунда Антиохийского принести ему присягу на верность. Восстание антиохийцев и заключённый турками Рума с Данишмендом Сивашским (Севастийским) союз заставили императора обратиться на малоазиатское поле борьбы. Победоносно прошёл он в 1139 г. до Никсара (Неокесарии) и в следующие годы совершенно разгромил турок. Со времён Алексея с мадьярами установились самые дружелюбные отношения; мадьяры сделали со времени принятия ими христианства большие культурные успехи сравнительно с родственными им печенегами и половцами; даже жена Иоанна была венгерской принцессой. Но только узурпация со стороны принца Альмуса, который свергнул с престола дружественного восточному Риму короля Коломана и ослепил его сына Белу, чтобы обеспечить корону своему собственному сыну Стефану II, вызвала в 1124 г. вмешательство византийского императора в интересах несчастного Белы. Мадьяры, вначале одерживавшие победы, были затем наголову разбиты императором при Храме на Дунае.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

С конца XI и до XIII в. Запад переживал демографический подъем: считается, что только между 1150 и 1250 гг. прирост населения в Европе составил почти 20 млн человек, тогда как прирост населения за предшествовавший век не превышал 4 млн. Таким образом, к середине XIII в. в латинском христианском мире обитало около 60 млн человек. Этот «демографический взрыв» стал важным фактором в истории Крестовых походов. Ставшие плодом усилий церкви, направленных на установление и поддержание мира, Крестовые походы, которые растянулись на два столетия (1096–1291), были одновременно военным предприятием, оттянувшим из Европы существенную часть не находившего в ней экономического применения и потому люмпенизировавшегося населения, и паломничеством во имя освобождения Гроба Господня – тем более что Рим, пораженный пороками духовенства и многих пап и нескончаемыми раздорами, терял благоговейное отношение к себе и, соответственно, приток паломников, а число паломников ко Гробу Господню год от года возрастало. В течение долгого времени церковь призывала к тому, чтобы как можно чаще устраивать перемирия, которые назывались «Божьим миром» (в определенные периоды богослужебного цикла, а также с четверга по воскресенье). Она осуждала смертоносные турниры (на II Латеранском соборе в 1139 г.) и использование наемных армий (на III Латеранском соборе в 1179 г.). Крестовые походы стали, таким образом, титанической попыткой обуздать и направить в иное русло скрытую тягу к насилию, порожденную непрестанными конфликтами между королями и сеньорами, как бы заключенными в своих землях, слишком тесных, чтобы прокормить столько ртов. Кроме того, Крестовые походы стали общехристианской идеей, поднявшейся на новую высоту над духом частных интересов и мелочных раздоров, в которые выливалась борьба за реформу, и папы использовали этот религиозный порыв для того, чтобы направить далеко на Восток всех своих противников и с ними – все, что имело отношение к ереси и схизме. Вместе с тем Крестовые походы нарушили сложившееся в Европе шаткое равновесие между тремя монотеистическими религиями: «Для того чтобы самому утвердиться, западное христианство исключало других». Так, в Испании Реконкиста – борьба с исламом – положила конец мирному сосуществованию христиан, мусульман и иудеев. К эпохе Крестовых походов относится начало гонений на евреев, до того мирно живших не только в Испании, но и по всей Европе, в частности, на севере Франции, где находились их знаменитые интеллектуальные центры. 2. Первый крестовый поход (1095–1099)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ин. 6 ), – сам Он благодатью Своей да благословит вас и водворит покой Свой в вас, избавит вас от притеснений и спасет вас от соблазнов. Да благословит Он плоды земли вашей, благословит плоды дерев ваших, благословляя, умножит имения ваши и благословит любовью своею жизнь вашу. Бог, Господь человека, да благословит всё это собрание и даст крепость слабому, Сам Он, Который от начала сообщает крепость знамением Христа и Симеона 1137 . Да благословится седалище католикоса господина (имярек), и правда да сияет на нем. Отец, исполненный достоинства, пастырь и владыка паствы D. Ν. (имярек) 1138 , исполненный смирения, да сохранятся от зла. Сохрани (Господи) святых священников, клириков и служителей, да предохранятся они от состязаний, от демонов и от злых людей. Ветхим днями старцам, почтенным сединой, да подаст Он добрую кончину и да призовет их к Царству. Зрелого возраста мужам, еще цветущим юностью, да даст блестящее преуспеяние и преисполнит их воздержанием. Слабые по природе жены, девицы и замужние, да предохранятся от падений, от сетей и от грехов. И тех, которые пребывают у нас иноземцами и находятся далеко от собственных жилищ, возврати, вечный Царь, к своим в мире. Сидящий на небе Господь да дарует нам тихий покой и добрый и приятный мир, чтобы нам радоваться день и ночь. Да подаст Он вам времена мирные, и да будете постоянно радующимися, не смущенными или беспокойными, но веселящимися в любви. Этот праздничный день да будет радостным для вас, народ смиренный; Господь да будет покровителем (вашим) и подателем благ. Вам, собравшимся этого дня для совершения этого приношения, сам Крест Царя Христа да будет стражем. Да примет Господь приношение ваше, жертвы ваши и молитвы ваши; и да почиет душа Его на милостынях ваших и внидет перед Него моление ваше. Славный в сонме святых святой D. Ν. (Господь наш) 1139 да сохранит вас от несчастий, от демонов и злых людей. И да умоляет Он об этом собрании немощном, бедном и непотребном, однако (состоящем из) учеников этого святого, чтобы они предохраняемы были от всякого смятения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь необходимо отметить, что даже в случае созерцания нетварного Света, всякий раз когда человек имеет более сильный опыт созерцания, предыдущий опыт воспринимается им как тьма в сравнении с последующим. Это происходит потому, что в веке Света не существует отъятия, но только прибавление и продвижение вперед, пока человеческая душа не достигнет Неба Небес 1128 . При описании природы нетварного Света иногда употребляются апофатические термины, а иногда – катафатические. Апофатические термины указывают на сверхприродный характер, божественное происхождение и природу Света. Катафатические же открывают положительный характер опыта Света и возможность приобщения к нему. Тем не менее даже в катафатических определениях Света необходимо всегда видеть их апофатическую перспективу. Таким образом, Свет, согласно опыту Старца, «не поддается чувственному контролю. Иной, неуловимый по своей природе, он приходит неопределимым для нас образом» 1129 . Он является нетварным, неименуемым, неудержимым, невещественным, не поддающимся принуждению 1130 . Этот Свет неизъясним 1131 , неощутим 1132 , недоступен 1133 , невыразим словами 1134 . Его действия неописуемы, и блаженство любви, которую он вселяет в человека по отношению к Богу, неизреченна 1135 . Этими апофатическими определениями выражается инаковость Света по отношению ко всему тварному. Он сверхмирен и исходит из единой Природы Бога 1136 . Он не является действием неипостасным, но личностным Богом 1137 , ипостазирующимся в Ипостасях Отца и Сына, и Святого Духа, Которые он открывает во всегда личностном 1138 характере своего проявления. Когда этот небесный Свет направлен к твари и открывает себя, он обнаруживает некий порядок и способ существования. Он есть Свет совечного Отцу Логоса и исходит от Отца 1139 . Этот Свет является действием Святого Духа, потому что подается Им. Порядок его появления в домостроительстве Святой Троицы всегда таков: от Отца через Сына, в Святом Духе. Несмотря на богатство апофатических терминов, которые мы встречаем у старца Софрония при описании им природы нетварного Света, в них трудно найти оригинальность. В предшествующей святоотеческой традиции мы видим уже сформировавшуюся апофатическую терминологию, которая описывает природу и опыт нетварного Света. Тем не менее частые повторения, всегда с новыми элементами, как мы уже отмечали, придают учению Старца особый и личный характер. Со времен Григория Паламы никто другой не выразил этого опыта с таким знанием и глубиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

1107. Hymn 15.141–148. 1108. Hymn 15.149–159. 1109. Hymn 15.160–177. 1110. Hymn 15.220–231. 1111. Hymn 15.235–239. 1112. О св. Григории Нисском см. третью главу, «Экстатическая любовь», книги J. Danielou: «Platonisme et Theologie mystique». Paris. 1944. Стр. 274–326. У пр. Иоанна Лествичника «любовь» находится на высшей ступени «Лествицы». 1113. См. об этом в начале предыдущей главы. 1114. Cat 1.53–60. 1115. Cat 1.60–64. 1116. Cat 1.67–69. 1117. Cat 1.73. 1118. Cat 1.78–98. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 1. 1119. Cat 1.99–104. 1120. Cat 1.104–109. 1121. Cat 1.148–132. 1122. Cat 1.121–130. 1123. Cat 1.130–134. 1124. Cat 1.137–139. 1125. Cat 1.143–145. 1126. Euch 2.269–272. 1127. Euch 2.273–284. 1128. Euch 2.313–338. 1129. Eth 4.491–499. 1130. Eth 4.515–526. 1131. Eth 4.535–544. 1132. Eth 4.548–554. 1133. Eth 4.561–562 1134. Eth 4.579–585. 1135. Eth 4.563–571. 1136. Eth 4.586–599. 1137. Eth 4.605–608. 1138. См.: Часть V. Обожение. Пр. 7. Часть IV. Пресвятая Троица. 1139. Eth 4.776–782. 1140. См.: Часть V. Бесстрастие. Пр. 14 1141. Eth 8.72–90. 1142. Eth 8.90–98. 1143. Eth 8.99–123. 1144. См.: Часть IV. Пресвятая Троица. Пр. 10. 1145. В этом Гимне пр. Симеон постоянно пользуется словом αγπη. 1146. Hymn 17. 1147. Hymn 17.131–138. 1148. Hymn 17.194–197. 1149. Hymn 17.198–204. 1150. Hymn 17.210–217. 1151. Hymn 17.236–242. 1152. Hymn 17.289–292. 1153. Hymn 17.311–317. 1154. Hymn 17.319–343. 1155. Hymn 17.344–385. См.: Часть V. Экстаз. Пр. 18. 1156. Hymn 17.383–387. 1157. Hymn 17.388–407. 1158. Hymn 17.408–418. 1159. Hymn 17.474–478. 1160. Hymn 17.483–490. 1161. Hymn 17.495–498. 1162. Hymn 18.8–13. 1163. Hymn 18.14. Сходная терминология, «рука–энергия», уже встречается у св. Григория Нисского. Нот. 11 in Cant p. 332, 11–13 (ed. Jaeger). См. мою статью: Simplicite de la nature Divine et les distinctions en Dieu selon S. Gregoire de Nysse, Messager de I " Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1975. Pp. 154–156 1164. Hymn 52.13–20.27. 1165. Hymn 5.24. См.: пр. 2 к настоящей главе.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

– Ред. 1135 В русских диалектах имена родства могут иметь и иное значение; в некоторых из них система этих имен шире; так, слово нянька может означать старшую сестру. – Ред. 1136 Курьезный случай словоупотребления наблюдался, когда вдова с двумя детьми вышла замуж за вдовца с двумя детьми и в этом браке родились еще двое детей: однажды раздался крик матери: беги скорее, твои с моими наших бьют! – Ред. 1137 В Словаре Г. Колчина нет древнерусских терминов, обозначающих родство (См.: Материалы для терминологического словаря Древней России/Сост. Г. Е. Колчин. М.; Л., 1937). 1139 В ряде современных языков (например, в грузинском) различение родства по мужской и по женской линии сохраняется. – Ред. 1144 РИБ. Т. 31, стб. 301. Можно указать еще один пример. Воевода Василий Скопин-Шуйский приходился царю Василию Шуйскому «по прирождению нетий, сиречь племяник» (Писание о преставлении и о погребении князя Михайла Васильевича Шуйскаго, рекомаго Скопина//Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI–haчaлo XVII веков. М., 1987, с. 58). В русском переводе памятника читаем это место: «...по рождению нетий, то есть родственник царя» (Там же с. 59). «Словарь русского языка XI–XVII вв.» указывает для слова нетий перевод ‘племянник’ (М., 1986. Вып. 11, с. 319). 1145 Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., 1996, с. 132. 1146 Архимандрит Леонид. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще- и местночтимых... СПб., 1891, с. 118. 468. 1147 Повести о житии Михаила Клопского/Подготовка текстов и статья Л. А. Дмитриева. М.; Л., 1958, с. 91. 1148 Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского//Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979, с. 58. 1151 Отрадно отметить, что студенты Духовной академии и семинарии усердно почитают преподобных Кирилла и Марию. – Ред. 1152 Имена, отмеченные звездочкой взяты из книги А. А. Зимина «Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI вв.)». М., 1977, с. 40–41. 1153 Тихомиров М. Н. Иван Грозный и Сербия//Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969, с. 86–87. 1155 Синодики передают также настроения наших предков. «Записи родов в Синодиках зримо свидетельствуют о мироощущении русских людей, об их благочестии. Обилие монашествующих имен в Синодиках наглядно показывает, как люди стремились хотя бы конец своей жизни провести под сенью святой обители» (Архимандрит Макарий. К вопросу изучения Синодиков-помянников//Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России. Сб. докладов конференции 17–21 ноября 1998 года, Москва. М., 1999, с. 127). Читать далее Источник: О Церкви земной и Церкви небесной : Сборник статей к 55-летию автора и к 10-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега»/Архим. Макарий (Веретенников). - Москва : Фонд содействия образованию XXI века, 2006. - 508 с. : ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010