Свт. Афанасий, безусловно, должен быть признан богословом «обновления» и «воссозидания» всего материального мира и особенно человека в целостности его природы. Рассуждая о «новом творении», Святитель учил о том, что «Слово должно было обновить и воссоздать созданного пο Его Образу человека… вознести, освятить и восстановить нас» 1138 . Исследователи подчеркивали, что развитие учения об обожении стало одной из важнейших заслуг великого александрийского предстоятеля 1139 . Многими авторами отмечалось, что, согласно свт. Афанасию, «в Боговоплощении – сущность христианской веры» 1140 . Вера в наше воскресение основывается, прежде всего, на единстве нашей плоти с плотью Воскресшего Христа 1141 , а весь искупительный подвиг Спасителя получил у свт. Афанасия название «домостроительство по плоти» (κατ σρκα οκονομα) 1142 . Однако никто из предыдущих исследователей не акцентировал внимание на качественно ином воззрении на природу воскресших тел у свт. Афанасия по сравнению с Оригеном . Нет практически ни одного упоминания об Оригене и в монографии И. Ролдануса (J. Roldanus), целиком посвященной антропологии свт. Афанасия 1143 . Только Х. Анатолиос (Kh. Anatolios) в совсем недавно появившейся монографии, посвященной свт. Афанасию, обращает внимание на то, что, продолжая линию Оригена в учении о человеке как «образе Образа» 1144 , Святитель отходит от Оригена (так же, как и от свт. Иринея и Климента) в том, что не делает различия между понятиями «образа» и «подобия» 1145 . Если упомянутые более ранние авторы делали акцент на различии божественного «образа», данного в сотворении, и эсхатологическом достижении «подобия», то свт. Афанасий всячески старался подчеркнуть скорее непрерывность связи, чем разрыв между порядками творения и искупления. Более того, Х. Анатолиос отмечает яркий отход Святителя от платонической и оригенистской идентификации человеческой природы с душой, обращая внимание на то, что «у Афанасия самобытность человеческого существа особенно связана с его телом» 1146 . Однако и здесь ученым не отмечено практическое отождествление человеческого тела и плоти, которому в яркой антитезе Оригену следует в своем богословии свт. Афанасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1139 Архив Св. Синода Прот. 1746 г. 22 января прот. 9 апреля 1747 г. Прот. 14 марта 1760 г. 1142 Что касается порядка, то распределением в монастыри заведывали сначала Монастырский Приказ, затем Коллегия Экономии, Канцелярия С. Э. Правления и опять (Екатерининская) Коллегия Экономии, под высшим руководством Синода и Сената, которым присылала для определения в монастыри отставных Военная Коллегия, не имевшая права непосредственной отсылки отставных в монастыри. В 1761 г. К.С.Э.П. посылала отставных через епархиальные Консистории. Иногда же сами отставные просились о помещении их или о переводе их в тот или другой монастырь. О сказанном см. П.С.П. II, 595; П.С.З. 5337; Архив Св. Синода Прот. 7 февраля 1761 г. М.А.М.Ю. кн. Журн. 228, 11 июля 1761 г.; кн. Прот. 238 л. 115, 18 января 1738 г.; кн. Журн. 225, 22 января 1758 г. и вообще в документах М.А.М.Ю.; Архив Св. Синода; П.С.З. и П.С.П. 1143 Архив Св. Синода Прот. 10 мая 1746 г. М.А.М.Ю. Дела Сената по К.Э. и М. Пр. кн. 532 л. 302–323. 1144 Гос. Арх. XVIII, 85 1 л. 426–430. В этой же ведомости (на листах 441–444) сообщается, что (12 января 1753 г. – когда ведомость составлена и подана Императрице) было на лицо монашествующих: в 610 мужских монастырях – 6941 человек, а в 208 женских – 5290 чел., обоего же пола – 12231, причем о монастырях Владимирской, Тверской и Тамбовской епархий сведений не доставлено. 1145 Так, например, из Вологодской епархии, с целью избежать присылки отставных, не смотря ни на какие указы, не подавались ежемесячные ведомости. Поэтому К.С.Э.П. постановила не взирая ни на что послать и впредь посылать туда отставных (М.А.М.Ю. кн. Журн. 221 л. 43, 27 июля 1750 г.). Однако, Троице-Сергиев монастырь был освобожден Императрицею лично (П.С.З. т. XII, 8960), да, по-видимому, в 1761 г. не посылались отставные в Новгородскую, Псковскую и Смоленскую епархии (М.А.М.Ю. кн. прот. 243 л. 119, 7 февраля 1761). 1150 Соловьев, V, 1079 и др.; Записки кн. Я.П. Шаховского, Изд. Рус. Ст. 1872 г. стр. 87 и сл. Об инвалидном доме см. еще Завьялова, 93; Ивановского 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Угнетаемые скорбями люди обращаются к забытому ими Богу, пробуждаются от беспечности и нерадения, опытно познают «помощь от Господа, сотворившего небо и землю» 1139 . «Бог для того и отлагает исполнение наших прошений и часто попускает нам впадать в (скорбные) искушения, чтобы мы непрестанно к Нему прибегали (усердно прилежали к молитве) и не оставляли Его» 1140 . Как близки между собой веки (на глазах), так, по словам св. Исаака Сирина , искушения близки к людям: «И Бог предусмотрел это премудро для пользы твоей, чтобы ты постоянно ударял в дверь Его, чтобы страхом скорбного всевалось памятование о Нем в уме твоем, чтобы к Нему приближался ты в молитвах и освящалось сердце твое непрестанным памятованием о Нем. И когда будешь умолять, услышит тебя, и уразумеешь, что избавляющий тебя есть Бог, и познаешь Создавшего тебя, Промышляющего о тебе, Хранящего тебя и Сотворившего для тебя два мира: один – как временного учителя и наставника, другой – как отеческий дом и вечное наследие» 1141 . Скорбные случаи – это наши пестуны: они побуждают нас со смирением искать помощи и защиты у Бога и ударять в двери Его милосердия 1142 . От тяжести бедствий усиливается желание постоянно быть с Богом. «Скорбями, – говорит свт. Иоанн Златоуст , – человек приближается к Богу, обращается к Нему» 1143 . Скорби руководствуют человека к страху Божию 1144 . «Как ненастное время есть самое лучшее для земледелия, так и скорбь – для попечения о душе». «Скорбь есть мать любомудрия, она может освободить человека от смерти и особенно привлекает милость Божию» 1145 . Из многих мест Священного Писания можно видеть, что страждущие несправедливо от людей имеют великое дерзновение к испрошению себе помощи от Бога. Из своего опыта св. пророк Давид говорит: «Ко Господу внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя» ( Пс.119:1 ). Вот какова польза скорбей и постоянная готовность милосердия Божия услышать молитву скорбящего! Поэтому да не малодушествует и не отчаивается христианин, находясь в скорби, но особенно пусть возвышается духом, потому что тогда его молитвы чище и возвышеннее, и благоволение Божие полнее 1146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Вопрос о поклонении иконам приводит на ум иконоборческую ересь и перекликается со статьёй в «опросниках для мирян из печатного требника: «Помышлял еси неверие на святыню Божию?» 1138 В некоторых случаях, даже если в чине исповеди помещался специальный вопросник с испытанием веры, составитель считал нужным в вопроснике для мирян ещё раз вернуться к вопросам о вере. Так, в некоторых вопросниках для женщин обнаруживаем статьи: «Что над святыми иконами неподобно не сотворила ли?» 1139 Здесь уже речь идёт не о небрежном обращении с иконами, а о злонамеренном действии, фактически о поругании икон. Возможно, статья была заимствована из вопросника Ж- Соф. 1065 , в котором читается сходный вопрос: «Что над святостью чего не сотворивала ли неподобна?» 1140 Очевидно, что здесь слово «святость» синонимично слову «святыня». В нескольких вопросниках мы находим статьи о хуле на иконы: «Хулил иконное писмо?», «Иконы похулила?», «Ремество иконное хулил еси?» 1141 В других текстах те же статьи читаются иначе: «Святым иконам лаяла?», «Святым не лаял еси?», «Или образу Божию поругалась еси? Или Господа Бога и Пречистую Божию Матерь словом или рукою дерзнула еси?» 1142 Определение («святость», «святыня», «святые», «Бог и Богородица») заменяет определяемое (образ Христа, святых, креста). Однако при толковании последней статьи нужно учитывать все, что называлось «святым». Здесь может помочь ещё одна статья на ту же тему, встречающаяся в других вопросниках: «Или хулил Бога, или веру, или иконы?», «Не хуливал ли еси имени Господня и Пречистые Богородицы и святых Его, и святаго крещениа, и причастиа святых тайн Тела и Крови Господня, и святаго Евангелия, и святых книг, и святыя православныя веры?» 1143 Поэтому, возможно, необходимо расширить смысл статьи «святым не лаял ли», подразумевая не только «святые иконы», но вообще «все, что свято». В ряде текстов, появляющихся со второй половины XVI в., встречаются отдельные статьи о поругании креста: «Кресту Христову не поругался ли еси?» 1144 В одном из вопросников формулировка ещё более жёсткая: «Не помыслила ли кресту Христову поругатися?» 1145 Таким образом, речь идёт не о случайном ругательстве, вдруг сорвавшемся с языка, а о сознательном действии. Однако маловероятно, чтобы здесь имелись в виду богоборцы, стремившиеся надругаться над святынями и изничтожить их; скорее у человека были иные причины для «поругания». В Главе 9 цитировались статьи, спрашивающие, не сотворил ли человек что-либо «неподобное» над иконами; не откалывал ли щепочки от крестов и икон, не отрывал ли подвески и элементы инкрустации («очи»), не собирал ли паутину с крестов и икон и не забирал ли камешки от церкви. Все это делалось не для того, чтобы уничтожить или исковеркать святыню, а чтобы использовать добытые предметы в магических целях. Возможно, «поругание» также подразумевало порчу креста для добычи магических предметов или при совершении колдовских действий, а не для попрания святыни 3. Отношение к тварному миру: поклонение и хула

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408–450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор. Преподобный Никола Святоша (Святослав ) Преподобный Никола Святоша (Святослав) , в Крещении Панкратий, был сыном Черниговского князя Давида Святославича. По воле своих родителей он женился и в 1097 году стал Луцким князем, но вскоре вернулся в Чернигов. Дочь его впоследствии была замужем за святым князем Всеволодом-Гавриилом (†1138; память 11 февраля). Не по душе были миролюбивому князю постоянные споры между русскими князьями, доходившие нередко до пролития крови. Оставив семью, он принял постриг 17 февраля 1106 года в Киево-Печерском монастыре. Святой инок-князь усердно трудился на поварне, был привратником, прислуживал при братской трапезе. Святой Никола любил читать книги. Любовью к послушаниям и безропотностью их исполнения он день снискал себе уважение всей братии. Преподобный Никола, возрастая духовно, с благословения игумена принял на себя тридцатилетний подвиг молчания, чтобы в постоянном делании Иисусовой молитвы устремиться к совершенству. Согласно преданию, преподобный построил на свои средства церковь во имя святителя Николая. Над монастырскими вратами он построил храм во Имя Святой Троицы. Преподобный обладал даром прозорливости и врачевания разных болезней. Он предсказал время кончины своему бывшему врачу Петру. Благоверный князь иногда оставлял келлию и шел в мир со словом любви. Так, в 1142 году преподобный Никола по просьбе князя Всеволода Олеговича (1139–1146) примирил Черниговских князей. 14 октября 1143 года блаженный Никола Святоша отошел в вечную жизнь, к Господу Иисусу Христу. Весь Киев собрался на погребение блаженного старца. Честные останки его были положены в пещере преподобного Антония. 14-й день Преподобная Параскева Сербская Преподобная Параскева Сербская жила в XI веке. Родилась она в Сербии в селении Епиват. Родители святой были людьми благочестивыми, неуклонно исполнявшими все заповеди Божии и известные своими благотворениями и милостынями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евсевия h. е. 111, 28 и Феодорита fabb. haer. 11:3); частью некоторые другие замечательные древние писания иудейского или христианского происхождения, которых содержание представляет некоторое сходство с нашим Откровением (как-то: так называемая четвертая книга Ездры 1135 , книга Еноха 1136 , заветы 12 патриархов 1137 , ascensio Iesaiae vatis 1138 , так называемый Сивиллины прорицания 1139 , Пастырь – Ермы и др. 1140 . Что касается формы, то в этом отношении характеристично в нашем Апокалипсисе соединение новозаветной формы послания и ветхозаветного, пророчески-символического образа представления, – соединение, которому мы не найдем ни образца 1141 , ни подражания, и которое есть вместе и признак его оригинальности, и доказательство, что он принадлежать к канонической новозаветной письменности и времени. По пророчески-символическому образу представления писатель Апокалипсиса ближе стоит к Иезекиилю и Даниилу 1142 , и это вовсе не случайность, что Иоанн следует в Апокалипсисе образу представления этих позднейших пророков. Если бы его задачею было утвердить, как учение веры, догмат о пришествии Христа и окончании царства Божия: то для него форма послания или форма выражения древних пророков была бы наиболее естественна и прилична. Но поскольку он предполагаешь догмат, и содержание этого догмата рассматривает и самым делом раскрывает только как предмета христианской надежды, то форма изображения, употребленная Иезекиилем и Даниилом, представляется единственно удобною. Впрочем при этом расположена целого, длинный ряд видений, почти художественная связь и раскрытие их, симметричность, смена точек воззрения, образов и символов совершенно оригинальны у писателя Апокалипсиса. Апокалипсис (который по внутреннему расположению представляется как одно целое) 1143 состоит из двух групп, из которых одна дополняет другую и вместе каждая закончена сама в себе от начала до конца; от этого книга разделяется на две главные части. Первая (после краткого пролога 1144 гл. 1,4 до конца 3 гл.) содержит возбуждающее к постоянству и вере в пришествие Господа обращение к семи, уже во времена апостолов, процветавшим церквам великих городов Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

1138 Нектарий Надеждин, магистр Киевской академии. С 1856 по 1859 проходил должность ректора Новгородской и Петербургской семинарии и потом Петербургской академии. С 1859 г. епископ Выборгский. С 1860 г. епископ Нижегородский. С 1869 г. архиеп. Харьковский. Скон­чался в 1874 г. 1139 Платон Фивейский . По окончании курса в 1834 г. в Московской духовной академии назначен бакалавром церковного красноречия в той же академии. С 1841 г. по 1856 г. занимал должность ректора в четырех семинариях: Казанской, Орловской, Тамбовской, Владимирской. В 1856 г. посвящен во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии. В 1857 г. назначен епископом Костромским. Скончался в 1877 году. 1142 Рус. Архив 1892 г. 2 стр. 219. Такую же радость по этому поводу высказывал и епископ Нижегородский Нектарий, думая, что новый порядок может повести к решению всеми епископами дел законода­тельных и административных в церкви (из писем преосвящ. Некта­рия к архиеп. Платону). 1144 Святитель Филарет предвидел много затруднений к созванию собора. «Покойный владыка, писал наместник лавры Антоний, желал осуще­ствления этой мысли (о соборе), но и высказывал большие затруднения по многим частям и нравственным и материальным». Очерк жизни архим. Антония П. С. Казанского , стр. 82. 1146 Иоанникий Горский, магистр Петербургской академии. С 1838 г. по 1855 занимал должности инспектора Киевской семинарии и академии, рек­тора Ярославской и Петербургской семинарий. В 1855 г. посвящен во епископа старорусского; с 1856 г. епископ Саратовский, с 1860 г. Архиепископ Варшавский. Скончался в 1877 г. 1148 Никодим Казанцев с 1854 г. еп. Чебоксарский, викарий Казанской епархии, с 1861 г. епископ Енисейский, в 1870 г. уволен на покой в Перервинский монастырь. Скончался в 1874 г. 1149 Преосвященный Никодим, подобно некоторым другим иерархам, был недоволен церковными преобразованиями шестидесятых годов. В письмах его архиепископу Костромскому Платону – мрачный взгляд на современное положение дел церковных, немало тревог и опасений, иногда напрасных, преждевременных. Впрочем, порицая современные ему преобразования, он сознавал, что он отчасти отдает дань воз­расту. «Правда, старикам нравится старое, писал он. Митрополит Евгений так и умер ненавидя новое тогдашнее образование, в котором мы с Вами выросли, оно однако не очень худо и, кажется, немножко получше старого Евгениевского».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседа 34. Того же блаженного мар Исаака. Об утешениях, которые милосердный Бог дает тем, 1134 кто пребывает в безмолвии ради Бога. 1 . Высоты благодати Божией кто достигнет и великую глубину милосердия Его кто измерит? Ибо тех, кто не ради награды, но по долга служит перед Ним, удостаивает Он великого утешения. Служащие как бы ради награды – это те, которые, претерпевая скорби, неудачи и все прочие печальные ради Господа нашего, не радуются; напротив, когда, потрудившись недолго, не бывают они утешены и упокоены соответственно ожиданию их, впадают они в безразличие, жалобы и малодушие. 1135 Ибо не положили они в сознании своем, что скорбь ради Бога есть великий праздник для нас – даже если до конца жизни нашей, без утешения или перерыва, одолевает она нас. И если кто не принимает с таким чувством 1136 и не претерпевает эти Божии, то ни Бог не будет собирать и уготовлять для него в соответствии со Своими , ни он сам не будет способен к перенесению 1137 . Поистине, сеявшие со слезами, с неограниченным помыслом, словно дети, будут пожинать с радостью, 1138 сверх ожидания разума своего. 2 . Бывает, что сидит человек в этом сосредоточенном и просветленном безмолвии, и нет для него ни входа, ни выхода. Но благодаря долгой беседе с Писаниями, постоянному молению и благодарению в немощи его, когда взгляд его непрерывно направлен к благодати Божией, после великого уныния в безмолвии, начинает мало помалу зарождаться в сердце его некий простор и прорастание, рождающее радость изнутри, хотя она и не имеет причины в самом человеке или в какой-либо целеустремленности помысла. 1139 Ощущает он, что радуется сердце его, но почему – он не знает. Какое-то ликование охватывает душу его, и наслаждение, при котором презирает он все существующее и видимое, и разум посредством силы своей видит, на чём основывается это восхищение помысла – но причину этого он не понимает. Видит человек, что возвышен разум его над всем существующим 1140 и в полете своем находится превыше мира и воспоминаний, которые ниже его. Презирает он 1141 временный мир и отодвигает от себя далеко и навсегда. И не делает он уже различия между расширением ума при этом биении сердца и долготерпением 1142 в злострадании.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

534 г. и являющийся своеобразным итогом 20-летних наблюдений К. за жизнью общины: «Изучив и испытав, что вы действительно можете исполнить…» ( Caes. Arel. Reg. ad virg. 48). 3-я ч. (главы 66-71), описывающая порядок совершения богослужений и трапез, включена в «Правило...» как приложение, хотя скорее всего была составлена ранее. Окончательная редакция «Правила...» была утверждена 22 июня 534 г. ( Vog üé . 1988. P. 45-66; Klingshirn. 1994. P. 118-119; Омельченко. 2011. С. 207). Среди документов, к-рые в ряде рукописей присоединялись к «Правилу...», Морен издал 6 заупокойных молитв по монахине (Orationes super defunctae corpus, hoc est quando migrat soror de corpore// Morin. 1942. P. 127-128). Еще одно аскетическое сочинение К.- «Правило для монахов» (Regula monachorum; CPL, N 1012; PL. 67. Col. 1099-1104; Morin. 1942. P. 149-155; Œuvres monastiques. 1994. P. 204-227), составленное после 534 г. Оно завершается проникновенным увещанием к духовной ревности, которое совпадает с фрагментом из «Послания к монахиням» ( Vog üé . 1988. P. 25). К этой же группе относится «Завещание святого Кесария» (Testamentum sancti Caesarii; CPL, N 1017; Morin. 1942. P. 281-289; PL. 67. Col. 1139-1142; Œuvres monastiques. 1988. P. 380-397), о котором упоминается в Житии К. (Vita Caesarii. I 47); его основная тема - забота о монастыре Иоанна Предтечи. Догматико-полемические В эту группу входят 2 небольших трактата против ариан: «О таинстве Святой Троицы» (De mysterio sanctae Trinitatis; CPL, N 1014; Morin. 1942. P. 164-180; PLS. 4. Col. 532-545) и «Краткое исповедание против еретиков» (Breviarium adversus haereticos), или «Краткое исповедание веры против еретиков-ариан» (Breviarium fidei adversus arianos haereticos; CPL, N 1015; PL. 13. Col. 653-672; Morin. 1942. P. 182-208). Назначение трактатов - дать правосл. верующим аргументы на тот случай, если им придется защищать свою веру перед готами-арианами ( Delage. 2010. P. 88). Другой характер имеет догматическое «Сочинение о благодати» (Opusculum de gratia), или «Что полагал владыка Кесарий против тех, которые спрашивают, почему одним Бог дает благодать, а другим - нет» (Quod domnus Caesarius senserit contra eos qui dicunt quare aliis det Deus gratiam, aliis non det; CPL, N 1013; PLS.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Миссионерская деятельность Миссионерское служение РПЦ См. также: Миссионерство. Миссиология 1656– 1672). 1131. Муравейник А., Соколов М. Н а Чукотке//ДМ. 1996. Вып. 2. С. 71–79. Деятельность миссионерско-катехизаторской группы ТСЛ и МДА в июле 1993 г. 1132. Уляхин В., свящ. Православная миссия в Якутии в августе 1997 г.//БСб. 1999. 3. С. 312–319. Зарубежные диаспоры РПЦ См. также: Русская Православная Церковь За границей 1203–1209). 1133. Митрофанов Г., прот. Из истории Русской Православной Церкви ХХв.: (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг.)//ХЧ. 1991. 1. С. 10–30; 2. С. 7–39; 3. С. 30–60; 4. С. 5–28; 5. С. 5–43. 1134. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья: [Лекции, прочит. в 1991 г. в ЛДА, МДА, Костромской ДС]//ЦиВр. 1991. 1. С. 19–64; 2. С. 53–71. 1135. Поспеловский Д. В. Роль русского зарубежья в распространении Православия//АиО. 1994. 1. С. 73–81. 1136. Энеева Н. Т. Православная миссия русской эмиграции//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 329–332. Восточная Европа 1137. Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (1921– 1939)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 404–414. 1138. Косик В. И. Политика и Православие: (Из истории русско-болгарских отношений)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 142–158. 1139. Миронова Е. М. Миссия и колония: (К вопросу о роли российской миссии в Белграде и формировании и жизни Русской беженской колонии в Королевстве сербов, хорватов и словенцев)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 311–321. 1140. Степанов Н. Ю. Русские средние учебные заведения в эмиграции в Югославии в 1920-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 306–311. Западная Европа 1141. Евлогий (Георгиевский), митр. Западно-Европейских русских Церквей. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Евлогия (Георгиевского), Управляющего православными русскими Церквами в Западной Европе, 1927–1930 гг.: Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 75–110; 3(6). С. 105–124; 4(7). С. 124–145; 1999. 1(8). С. 218–261.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010